Художник-конструктивист, скульптор, архитектор, график, дизайнер Лазарь (Эл) Лисицкий (1890-1941 гг.) из всех созданных им книг особо выделял издание поэта Владимира Маяковского «Для голоса». Сборник, состоящий из 13 стихотворений, вышел в Берлине под маркой «ГИЗа» в 1923 г. Книга напоминала телефонный справочник с лесенкой-регистром по краю, что помогало быстро находить нужное произведение по названию. С помощью линеек разной толщины, шрифтов, графических элементов художник «озвучивал» стихотворения для читателей: оформление задавало нужный темп внутреннему голосу, вело за собой по тексту. Издание украшали авангардные рисунки, а на первом развороте изображены геометрические фигуры и буквы Л, Ю и Б, взятые в окружность, – инициалы Лили Юрьевны Брик, в которую был влюблён Маяковский. При прочтении по кругу складывается слово «ЛЮБЛЮ». За самую знаменитую книгу русского конструктивизма Лисицкий удостоился приглашения в международное Гутенберговское общество. Факсимиле издания многократно воспроизводились на Западе, до сих пор являясь жемчужинами любой книжной коллекции.
Подробнее об этом труде Эл Лисицкого рассказал Андрей Россомахин. Он – составитель и научный редактор первого в России комментированного издания, приуроченного к 100-летию выхода книги в свет и к 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского. Среди материалов, опубликованных впервые, – автобиография и интервью художника, в котором он подчеркивает знаковый характер дизайна «Для голоса».
В рамках встречи гости смогли ознакомиться с оригинальной «книгой художника» Эл Лисицкого из собрания Отдела эстампов и фотографий РНБ «Супрематический сказ про два квадрата» (Берлин, 1922 г.). Автор также считал ее наиболее знаковой из своих работ. Основной смысл в этом издании несет не текст, а конструктивный рисунок, занимающий почти все пространство на 12 листах. Он составлен из четких геометрических форм – квадратов, кругов и параллелепипедов, выполненных в черном, красном или сером цвете. Рисунки динамичны, в них преобладают диагональные линии, которые торопят читателя, заставляя его перейти к следующей странице. Сам же текст книги, не считая названия, состоит всего лишь из 33 слов.
Также были представлены каталоги выставок, посвященных творчеству выдающегося конструктивиста.
СМИ о событии: