РНБ Российская национальная библиотека
20.05.2024

Книжные памятники. Топ 100. «Псковская Псалтирь» XIII в.

Псалтирь — собрание библейской молитвенной поэзии — стала самой распространенной в славянской рукописной традиции книгой Ветхого Завета. Это объясняется ее использованием в православных религиозных практиках: чтение Псалтири является частью храмового богослужения, домашнего и келейного правила, погребального обряда и т. д. Псалтири, создававшиеся древнерусскими книгописцами для храмов и монастырей, как правило, имели богатое декоративное оформление, а некоторые из дошедших до нас древнейших рукописных Псалтирей представляются подлинными шедеврами искусства книги. К их числу, несомненно, принадлежит рукопись из коллекции Ф. А. Толстого, по наиболее вероятному предположению исследователей, созданная в Пскове в XIII в.

Заставка с фигурами фантастических птиц
Книга содержит комплекс украшений, который является ярким образцом т. н. тератологического стиля. Тератология (от греческого слова «τέρας» — ‘чудовище’), иначе «звериный» или «чудовищный» стиль — тип книжного орнамента, характерный для оформления русских рукописей XII–XV в. Его основной мотив — фантастические зооморфные и антропоморфные фигуры, причудливо оплетенные ремнями или стеблями. Первоначально этот стиль возник в Новгороде и Пскове, а позже распространился и в других книгописных центрах Древней Руси.

Фронтиспис с изображением царя Давида
Декоративные элементы Псалтири традиционны. Это фронтиспис с изображением царя Давида (библейского слагателя псалмов): в одной руке он держит свиток, а в другой — треугольной формы музыкальный инструмент со струнами (это и есть «псалтирь», давший название книге, однако на миниатюре он больше похож на русские гусли). Фигура Давида вписана в рамку в виде трехглавого храма. Перед началом текста помещена заставка, в которую включены оплетенные лентами фигуры фантастических птиц. Наибольший интерес представляют инициалы (украшенные орнаментом начальные буквы псалмов). Тонкость и изящество их композиционного решения, а также многочисленные случаи использования антропоморфных элементов предвосхищают зрелый этап развития тератологии в XIV в. Наиболее часто встречается композиция из нескольких опутанных ремнями чудовищ, самое крупное из которых имеет человеческое лицо — таков, например, инициал Б. В композиции двух инициалов появляется изображение человеческой фигуры в полный рост. На л. 15 в инициале В изображен держащийся за ремень человек, обутый в красные сапоги. Инициал Т на л. 67 об. представляет гусляра с гуслями на коленях. Псковская Псалтирь — одна из самых ранних рукописей, где появляется этот образ, в дальнейшем он войдет в «иконографический арсенал» русской тератологии. Примечательно, что изображения, включенные в композицию инициалов, по смыслу никак не связаны с текстом книги — это общая особенность тератологического стиля.

Рукопись была приобретена известным библиофилом Ф. А. Толстым в Кинешме в 1791 г., о чем свидетельствует его запись рядом с личным экслибрисом на внутренней стороне верхней крышки переплета. В 1830 г. при покупке толстовской коллекции она поступила в Публичную библиотеку.

Владельческая запись рядом с личным экслибрисом Ф. А. ТолстогоВ инициале «В» изображен человек в красных сапогахИнициал «Т» представляет гусляра с гуслями на коленях Инициал «Б»  — чудовище с человеческим лицом

Псалтирь. - XIII в. - 343 л. ; 1º (27,5 x 21) см.

Шифр РНБ: ОР F.п.I.1

Новинки Электронной библиотеки

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант