РНБ Российская национальная библиотека
27.05.2024

Книжный памятник. Топ 100. Гравюра «Аника воин и смерть» XVIII в.

Сохранилось много народных преданий и песен об Анике-воине. Они встречаются ещё в рукописных сборниках XVII века и рассказывают о том, как он прожил две или три сотни лет в городе Евлесе, разорял и грабил монастыри и церкви, чинил разбой, погубил многих царей и богатырей. По другим преданиям Аника – вологодский разбойник, живший в лесу, или разбойник, казнённый при Петре I. Существуют версии о происхождении сказания об Анике-воине от средневековой византийской повести или греческих песен, в которых воина называют Аникитом, что созвучно греческому прилагательному «непобедимый».

Гравюра «Аника воин и смерть» XVIII в.
Но все предания и песни содержат сюжет о том, как однажды воину встретилась на пути смерть, «видением страшна», «голова человечья, туловище звериное, а копыта лошадиные»; многие могучие богатыри пали под её косой, Аника вступает в спор со смертью и похваляется своей силой, однако она оказывается сильнее. Тогда воин просит дать ему возможность искупить грехи, «покаятися Богу» и «раздати имения», но смерть отказывает и подкашивает его со словами: «В чем тя застану в том и сужу».

Историю об Анике-воине разыгрывали на ярмарочных представлениях, имя его становится со временем нарицательным, входит в пословицы и поговорки, обозначая хвастливого задиру, который идёт на попятную перед лицом реальной угрозы.

На лубочной картинке XVIII века, гравированной на меди, смерть изображена в виде уродливого человекоподобного существа с косой и целым арсеналом других страшных орудий в коробе за плечами. Аника – сначала на коне с мечом, а затем уже пораженный у ног смерти. Под картинкой помещён текст, в котором воспроизводится разговор воина и смерти.

Лубок затрагивает тему Страшного Суда и входит в ряд назидательных народных картинок, в которых смерть приходит за всяким грешником, не зависимо от его возраста или социального положения. Таковы, например, лубки «Зерцало грешного» или «Возраст человеческий». Здесь также нашли отражение и древний мотив спора жизни со смертью, западной «Пляски смерти» и древнерусского «Прения живота со смертью». Эта тема становится особенно популярной в эпоху позднего средневековья и приходит на Русь из западноевропейских текстов, обрастает новыми деталями и сливается с местным фольклором.

Лист происходит из коллекции А. В. Олсуфьева.

[Аника Воин и смерть] [Изоматериал] : [лубок]. - [Москва, 17--]. - 1 л. : грав. резцом ; 28,6х38,3 см.

Шифр РНБ: Э Олс/7-1349

Новинки Электронной библиотеки

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант