С конца XVII в. либретто выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек. В них печаталось краткое или полное изложение содержания оперы или балета. После спектакля эти книжечки выбрасывались за ненужностью. Подобных изданий на сегодняшний день сохранилось довольно мало, так что редкость этих книг очевидна. Из статьи Д. В. Тюличева «Материалы о некоторых изданиях» известно, что тираж либретто составлял около 50 экземпляров. Кроме того, либретто воспринималось и до сих пор воспринимается как литература второго сорта, но это не относится к текстам Метастазио.
Имя аббата Метастазио (урожд. Трапасси), автора либретто «Александр в Индии», прославило итальянский театр. Его драмы обладают самостоятельной ценностью независимо от музыки.Пьетро Метастазио с раннего детства увлекался поэзией и уже к 10 годам ему удалось добиться значительных успехов в искусстве импровизации. Талант ребёнка привлёк к себе внимание поэта Гравины, богатого римского адвоката. Усыновив мальчика, Гравина дал ему фамилию Метастазио — так в переводе на греческий язык звучит фамилия Трапасси. Уже будучи взрослым, в 1729 г. автор переехал в Вену, где ему было суждено прожить полвека — вплоть до конца жизни. На протяжении всего этого времени, из-под пера Метастазио выходили признанные современниками шедевры: тексты для опер, ораторий и кантат.
«Александр в Индии» принадлежит к жанру оперы-сериа, возникшему в конце XVII века. Традиционно опера-сериа основывалась на героико-мифологических и легендарно-исторических сюжетах. Канвой для либретто стала история индийской кампании Александра Македонского, в ходе которой он победил раджу Пора в 326 г. до н. э. в битве при Гидаспе. Что же касается исторической достоверности, то в этом произведении (как и в большинстве опер) о ней говорить не приходится. Скажем, царицы Клеофиды в реальности не существовало. Это не помешало Микеланджело Боккарди в 1731 г. вдохновиться Метастазио и написать либретто оперы-сериа «Клеофида». А также, сто лет спустя после премьеры, состояться «Александру в Индии» по либретто Андрео Леоне Тоттола (основой для него стал переработанный текст Метестазио). Музыку к этой версии написал Джованни Пачини. За несколько десятилетий к либретто Метастазио обращались композиторы Порпора, Гендель, Манчини, Граун, Глюк, Скарлатти и др.
Сама военная кампания завершилась не столь благополучно, как представлено автором. Битва пехоты и конницы Македонского против индийских боевых слонов хоть и стала победоносной, но в сочетании с местным непривычным климатом лишила сил греческую армию и самого Александра. Завоеватели были вынуждены повернуть назад.В событиях оперы участвует шесть главных действующих лиц: Александр, Пор, Клеофида (царица, любовница Пора), Эриксена (сестра Пора), Гандарт (вождь пороховых войск, любовник Эриксены) и Тимаген (наперстник Александра, но изменник).Главная сюжетная линия строится на взаимоотношениях Александра Македонского с индийской царицей Клеофидой, чей жених – Пор, враг Александра, считается погибшим. Клеофида хочет принести себя в жертву богам в память о мнимоутонувшем возлюбленном. В последнюю минуту появляется Пор и предлагает умереть ей вместе. Но Александр прощает соперника и благословляет на брак с Клеофидой. После битвы два короля примирились, и Александр оставил Пора правителем своего королевства.
На русский язык текст либретто был переведен, предположительно, Адамом Олсуфьевым (1721–1784 гг.). Такой вывод можно сделать на основании записи от руки XVIII в. на титульном листе экземпляра БАН: «Переводил Адам Олсуфьев». Деятель Русского Просвещения, он любил литературу и покровительствовал театрам. Владея французским, немецким, английским, итальянским, шведским и датским языками, Олсуфьев переводил иностранных авторов для русской сцены.
«Александр в Индии» был положен на музыку по меньшей мере 90 раз. Первая версия принадлежала Леонардо Винчи, ее премьера состоялась в Риме 2 января 1730 г. Русский текст в издании 1755 г. положен на музыку Франческо Арайи (1709 – ок. 1770 гг.), придворного капельмейстера Елизаветы Петровны. Его опера «Цефал и Прокрис» 1755 г. считается первой оперой на русском языке. В 2016 году на сцене Эрмитажного театра состоялся спектакль-реконструкция этой оперы. «Александр в Индии» стал последним творением Арайи, поставленным в России. Впервые опера была представлена публике в театре Зимнего дворца 18 декабря 1743 г.
В изданиях либретто зачастую указывались имена всех создателей спектакля, вплоть до конструкторов театральных машин. На с. [3] указано, что художником постановки выступил сценограф эпохи позднего барокко Джузеппе Валериани (1708–1761). Будучи главным театральным живописцем империи, он много работал для придворных театров Елизаветы Петровны: выполнял эскизы декораций и костюмов. Большое впечатление на зрителя производили работы этого художника, признанного мастера перспективы (преподаванием которой Валериани занимался в Академии Художеств на протяжении многих лет).Главе русского придворного балета Антонио Ринальди по прозвищу Фоссано («веретено») принадлежит хореография. Упоминание об этом можно увидеть на с. [1] 2 ряда. Он считается создателем «итальянского стиля» в отечественном балете, просуществовавшего до 1790-х гг. Спектакль 1755 г. понравился зрителям, об этом свидетельствует русское издание 1759 г. для театра в Ораниенбауме. Хогреографом-постановщиком здесь уже выступает Франциск Кальцаваро, балетмейстер его императорского высочества Петра Федоровича.
На сегодняшний день музыкальное искусство эпохи барокко привлекает как теоретиков театрального искусства, так и тех, кто непосредственно связан со сценой. В своей диссертации Е. Киселева «Драматург-либреттист Пьетро Метастазио и оперный театр XVIII века» приписывает поэту роль зеркала, в котором отражались ведущие театральные течения восемнадцатого столетия. В последнее время барочная музыка стала популярной у меломанов. Оперная певица Чечилия Бартоли в 2016 г. выступила в Мариинском театре с концертом из оперных арий. В него вошли арии из сочинений итальянских композиторов, трудившихся при русском дворе в XVIII веке, в том числе, Франческо Арайи. Также Бартоли выпустила альбом «Санкт-Петербург», посвященный этим произведениям XVIII в.Метастазио П. Д. Александр в Индии : опера представленная при российском императорском дворе, : для торжественнаго дня всерадостнаго рождения ея императорскаго величества Елисаветы Петровны самодержицы всероссийския и проч. и проч. и проч. : [Либретто] / Сочинение г. аббата Метастасия, стихотворца их римских императорских величеств ; музыка г. Араия, ея императорскаго величества капель-мейстера. - В Санктпетербурге : печатана при Императорской Академии наук, 1755. - [4], 55, [1] c. ; 12° см.
Шифр РНБ: 18.147.2.109
Новинки Электронной библиотеки