Уникальный лицевой певческий кодекс старообрядческой гуслицкой поповской традиции содержит Азбуку певческую, Октоих, Обиход простой и постный с дополнениями. Чрезвычайной редкостью является включение в нотированный источник большого числа миниатюр – их в книге 39. Миниатюры служат не только украшением рукописи.
Они либо иллюстрируют тексты песнопений, либо заключают в себе их толкование изобразительными средствами. Певческая лествица, помещенная в начале книги, а также стих «Востанемъ, братие», следующий за ней под заголовком: «Утром, по восстании от сна, идем во училище и начинаем петь сей стих», – свидетельствуют о предназначении рукописи. Ее использовали в качестве учебного пособия для певчих.На последнем листе книги имеется запись, содержащая точную дату создания рукописи – 1880 г., место создания – старообрядческая деревня Молоково Карповской волости Богородского уезда, имя писца – «Георгий Никонов[ич] Папов», и даже фамилию реставратора (Ванюков), благодаря которому кодекс сохранен как единое целое. Книга поступила в Российскую национальную библиотеку в 2010 г.
Миниатюры книги по своей композиции не находят аналогов в известных певческих рукописях, несмотря на то, что представлены традиционные ветхозаветные и евангельские сюжеты – изгнание из Рая, пророк Даниил, пророк Иона, образы Христа и Богородицы. Весьма разнообразны изображения Христа, в ряде миниатюр они основаны на иконописных типах «Спас Вседержитель», «Распятие с предстоящими» и др. Типы образа Богоматери – «Оранта», «Одигитрия», «Великая панагия» – представлены в виде икон: Всех скорбящих радость, Казанская, Тихвинская, Знамение. Удивительны по творческой фантазии и колориту изображения райских птиц – Сирин, Алконост, Гамаюн, Феникс.На ряде миниатюр среди персонажей композиции изображены реальные лица, оставившие след в русской истории. Так, например, у ног Христа, сидящего на престоле в окружении Богородицы и вселенских святых, склоняются преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. На другой миниатюре изображены патриарх Филарет и царь Михаил Федорович.
Заслуживает особого внимания и музыкально-поэтическое содержание рукописи. В ее состав включен довольно пространный Обиход, отдельные песнопения которого очень редко встречаются в рукописях. К ним относятся, например, величания святым Кирику и Улите, нотированный текст «Слава страстемъ Твоимъ», который предлагается петь, вместо «Слава Тебе, Господи». Здесь записан полный нотированный текст песнопения «С нами Бог» с ремаркой: «поемъ пениемъ весь до конца». Вне певческих книг помещены нотированные тексты под заголовком: «Нравоучителныя подвиги, хотящимъ знать. На осмь гласов къ стихирамъ запевы» – «Христосъ с небесъ грядетъ к намъ». Любопытна славянская азбука («Азъ, буки, веди»), роспетая на 8 гласов (обычно она роспевается в 1-м гласе). Особый интерес представляют духовные стихи, которые в других гуслицких рукописях не встречаются.
Сборник певческий нотированный : Лицевая рукопись. - 1880 г. - I + 241 л. ; 1º (30 x 31,6) см.
Шифр РНБ: ОР НСРК. F. 808
Новинки Электронной библиотеки
СМИ о событии: