РНБ Российская национальная библиотека
27.08.2024

Книжные памятники. Топ 100. И. Ф. Гельд «Школа для семиструнной гитары» 1819 г.

Это третье по счету переиздание Школы (самоучителя) И. Гельда является библиографической редкостью уже потому, что лично Гельд участия в нем не принимал – он скончался за три года до этого, в 1816 году, а издание осуществил (в 1819 году) Семен Аксенов, ученик изобретателя «русской» семиструнки Андрея Сихры. В крупных российских библиотеках и собраниях, кроме РНБ, это издание отсутствует.

Портрет богемского композитора  И. Ф. Гельда (1764-1816)

В начале XIX века всё большую популярность приобретает «русская» 7-струнная гитара с «романсным» строем по мажорному презвучию, изобретанная Андреем Сихрой. Ученик изобретателя 7-струнки, выдающийся гитарист и талантливый композитор Семен Аксенов проявил большую творческую фантазию, существенно дополнив Школу Гельда своими техническими открытиями (в частности, способом издавать на гитаре октавные флажолеты). Также он существенно расширил ноый сборник упражнениями, своими и гельдовскими сочинениями и переложениями для «русской» 7-струнки разными вокальными и инструментальными сочинениями.

Обложка издания «Школа для семиструнной гитары» 1819 г.

Сам Гельд, выпуская самоучитель для 7-струнки в 1802 году, сообщал в предварении, что это – переиздание Школы для 6-струнки. И хотя на обложке указывалось Школа для 7-струнной гитары, в предварении сообщалось: «сочинение сие, заключающее в себе две школы и краткое наставление для пения… [являет] переработанное издание “гитарной школы” для гитар обоего рода, как для гишпанской [6-струнной], так и для польской [7-струнной]». Тогда 7-струнная гитара имела европейский квартово-терцовый строй.

В представляемом руководстве уже не три главы, как в первом, а пять, причем включены сюда и общие рассуждения о музыке, и – в гораздо большем количестве – «многие приятные арии… и другие хорошие пьесы», в том числе пьесы Гельда и самого Аксенова. Правда, сюда не вошла соната Гельда для гитары и флейты (скрипки), где в одной из частей использована тема из оперы Ф. Антонолини – Гельд оспаривал авторство этой темы у Антонолини, что, видимо, и стало причиной удаления сонаты.

По сути, это издание на тот момент было самой полной школой игры на «русской» гитаре Сихры, на нее равнялись последующие авторы гитарных школ – от В. Моркова до Н. Макарова.

Изображение грифа семиструнной гитары
Арпеджио на гитаре в различных тонах

Это издание вполне можно считать авторским сборником двух замечательных гитаристов – Игнацы Гельда и Семена Аксенова. В этом тоже его уникальность.

Гельд И. Ф. Школа для семиструнной гитары Игнатия фон Гельда [Ноты] / разсмотренная, изправленная и дополненная С. Аксеновым с присовокуплением изъяснения способа, играть во всех тонах октавными флажиолетами: изобретеннаго г-м Аксеновым ; издается иждивением В. Плавильщикова, в пользу любителей сего инструмента, желающих играть на оном, но неимеющих средства найти хороших учителей. - В Санктпетербурге : при Императорской Академии Наук, 1819. - 41 с. ; 29 см.

Шифр РНБ: М980-3/Г.321

Новинки Электронной библиотеки

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант