Хронограф — одно из наиболее популярных в Древней Руси исторических сочинений. Эта книга содержит изложение всеобщей истории от сотворения мира, включающее повествование о библейских событиях, о римской и византийской истории, а в ряде редакций и русские известия.
Массивный фолиант альбомного формата, происходящий из библиотеки Соловецкого монастыря, является уникальным памятником: в качестве иллюстраций к тексту Хронографа в нем использованы гравюры из голландского издания 1643 г. — знаменитой Библии Пискатора.Лицевая Библия (лат. Theatrum Biblicum) — увраж, выпущенный издательским домом нидерландских граверов Фишеров (известных под латинским вариантом фамилии — «Пискаторы»). Альбом, содержащий более 450 гравюр на сюжеты Священного Писания с краткими латинскими подписями, вышел в Амстердаме в 1639 г. и выдержал несколько переизданий. Это произведение, над которым работали около сорока голландских художников, оказало огромное влияние на европейское искусство своего времени.
Уже во второй половине XVII века Лицевая Библия стала известна в России и очень скоро приобрела здесь большую популярность. Искусствоведы отмечают множество свидетельств влияния Библии Пискатора в русской иконописи и фресковой живописи XVII столетия — от заимствования отдельных деталей из голландских гравюр до общего переосмысления традиционнойиконографии священных сюжетов. Соловецкий Хронограф занимает особое место в ряду памятников русского искусства, запечатлевших западноевропейское культурное влияние: здесь гравюры, иллюстрирующие хронографическое повествование, включаются в пространство осмысления мировой истории.Наибольшее распространение в России получило издание Лицевой Библии 1674 г. По нему вконце 1670-х гг. монах Мардарий Ханыков создал стихотворный перевод латинских подписей к гравюрам. Таким образом, Хронограф, написанный в 50-х–60-х гг. XVII века и включающий гравюры издания 1643 г., можно считать одним из самых ранних свидетельств знакомства русских читателей с альбомом Пискатора. Достоверных сведений о том, где была создана эта книга, до нас не дошло (первые ее листы, на которых могла помещаться писцовая запись или предисловие, утрачены).
Исследователи связывают происхождение рукописи с кругом столичных книжников. В конце XVII века иллюстрированные Библии европейских изданий находились, как правило, в частных книжных собраниях, откуда уже могли переходить в виде вкладов в монастырские книгохранилища. Хронограф, дошедший до нас в составе Соловецкой библиотеки, попал в книжную казну монастыря не ранее второй половины XVIII века. Его судьба на протяжении предшествующего столетия неизвестна: по авторитетному предположению исследовательницы О. А. Белобровой, именно эта рукопись упомянута в описи книг, принадлежавших царю Федору Алексеевичу.Хронограф и Лицевая Библия. - XVII в. - 791 л. ; 1º (28,5 x 37,5) см.
Шифр РНБ: ОР Сол. 189/1525
Новинки Электронной библиотеки
СМИ о событии: