Одной из главных причин церковного раскола, произошедшего в XVII столетии, стало неприятие частью духовенства и верующих «книжной реформы» патриарха Никона. Отвергая исправленные богослужебные издания Московского печатного двора, раскольники используют книги старого письма и делают с древних оригиналов новые списки. На рубеже XVII и XVIII веков на Русском Севере (в Поморье) возникают старообрядческие книжные центры, в которых древнерусская рукописная традиция развивается, обогащаясь новыми элементами. Источники новых влияний обнаруживаются в печатной книжной графике и в народном искусстве: так, для поморских рукописей характерна пышная орнаментика, сочетающая мотивы барочного декора и народных росписей, а на их миниатюрах нередко появляются изображения, заимствованные из народных лубочных картинок.
Лицевой сборник второй половины XIX века представляет собой яркий образец книжного искусства старообрядцев.
В его иллюстрациях и декоре нашла выражение незаурядная фантазия художников: причудливые орнаменты заставок, концовок и рамок не повторяются ни на одном из листов рукописи, а цикл миниатюр к Апокалипсису (новозаветной книге, повествующей о конце света) поражает обилием запечатленных на них фантастических существ (ангелов, демонов, чудовищ и т. д.). Любопытно появление на иллюстрациях изображений исторических лиц — представителей императорской династии. Романовых старообрядцы демонизировали — причиной тому стали гонения на «раскольников», начатые царем Алексеем Михайловичем и продолженные его наследниками. На миниатюрах рукописи царские особы олицетворяют силы зла: на л. 279 как иллюстрация к рассказу о пришествии антихриста представлен портрет Петра I, а на л. 125 об. и 187 об. в образе вавилонской блудницы изображена императрица Мария Александровна, супруга Александра II (исследователь Н. Н. Розов установил источник этого изображения — лубочный портрет государыни, литографированный в Мстере в 1866 г.). Художественное оформление сборника не было закончено (отдельные миниатюры остались недописанными), тем не менее, эта книга, несомненно, принадлежит к числу выдающихся памятников, завершающих многовековую традицию древнерусского книгописания.Сборник старообрядческий : Лицевая рукопись. - Втор. пол. XIX в. - 428 л. ; 1º (62,7 x 45,3) см.
Шифр РНБ: ОР F.I.453
Новинки Электронной библиотеки
СМИ о событии: