РНБ Российская национальная библиотека
31.10.2024

Книжные памятники. Топ 100. «Лицевой старообрядческий сборник». Втор. пол. XIX в.

Миниатюра в начале сборника
Лицевой (т. е. иллюстрированный) сборник, включающий в себя толкование на Апокалипсис и ряд религиозно-полемических сочинений, является памятником поздней русской книжно-рукописной традиции, сохранявшейся в послепетровское время в старообрядческой среде. Уникальной рукопись делает ее художественное оформление. Это фолиант огромных размеров (62,7 × 45,3 см) в массивном кожаном переплете (толщина переплетных крышек — до 2 см) и весом больше 20 кг. Украшением книги служат красочные заставки, инициалы, орнаментальные рамки и 120 миниатюр, в которых неожиданным образом сочетаются различные художественные манеры.

Начало рукописи
На протяжении семи веков книгописание оставалось в Древней Руси главной формой распространения знания. С начала XVIII столетия, когда в эпоху петровских преобразований появляется гражданская печать, а масштабы книгоиздания резко увеличиваются, переписка книг постепенно теряет свое прежнее значение. Однако полностью рукописная книга не уходит из читательского обихода и в отдельных кругах — в частности среди староверов —продолжает распространяться и в XVIII–XX веках.

Одной из главных причин церковного раскола, произошедшего в XVII столетии, стало неприятие частью духовенства и верующих «книжной реформы» патриарха Никона. Отвергая исправленные богослужебные издания Московского печатного двора, раскольники используют книги старого письма и делают с древних оригиналов новые списки. На рубеже XVII и XVIII веков на Русском Севере (в Поморье) возникают старообрядческие книжные центры, в которых древнерусская рукописная традиция развивается, обогащаясь новыми элементами. Источники новых влияний обнаруживаются в печатной книжной графике и в народном искусстве: так, для поморских рукописей характерна пышная орнаментика, сочетающая мотивы барочного декора и народных росписей, а на их миниатюрах нередко появляются изображения, заимствованные из народных лубочных картинок.

Лицевой сборник второй половины XIX века представляет собой яркий образец книжного искусства старообрядцев.

В его иллюстрациях и декоре нашла выражение незаурядная фантазия художников: причудливые орнаменты заставок, концовок и рамок не повторяются ни на одном из листов рукописи, а цикл миниатюр к Апокалипсису (новозаветной книге, повествующей о конце света) поражает обилием запечатленных на них фантастических существ (ангелов, демонов, чудовищ и т. д.). Любопытно появление на иллюстрациях изображений исторических лиц — представителей императорской династии. Романовых старообрядцы демонизировали — причиной тому стали гонения на «раскольников», начатые царем Алексеем Михайловичем и продолженные его наследниками. На миниатюрах рукописи царские особы олицетворяют силы зла: на л. 279 как иллюстрация к рассказу о пришествии антихриста представлен портрет Петра I, а на л. 125 об. и 187 об. в образе вавилонской блудницы изображена императрица Мария Александровна, супруга Александра II (исследователь Н. Н. Розов установил источник этого изображения — лубочный портрет государыни, литографированный в Мстере в 1866 г.). Художественное оформление сборника не было закончено (отдельные миниатюры остались недописанными), тем не менее, эта книга, несомненно, принадлежит к числу выдающихся памятников, завершающих многовековую традицию древнерусского книгописания.
Иллюстрация к Апокалипсису: «Упала с небес звезда великая, горящая, как свеча»Орнаментальная концовка Иллюстрация к Апокалипсису: вавилонская блудница

Сборник старообрядческий : Лицевая рукопись. - Втор. пол. XIX в. - 428 л. ; 1º (62,7 x 45,3) см.

Шифр РНБ: ОР F.I.453

Новинки Электронной библиотеки

СМИ о событии:

Родина

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант