Чем интересна эта небольшая книжечка? Прежде всего, тем, что принадлежит основателю русского театра, Александру Петровичу Сумарокову. В 1756 году он назначается руководителем императорского театра, а для этого театра нужен был новый репертуар. Начинать приходилось почти с нуля, и новоиспеченный драматург сочиняет произведения для сцены в разных жанрах. Это и стихотворные трагедии, и оперы, и балеты. С большой охотой он пишет комедии. За свою не слишком долгую жизнь он сочинил 12 комедий.
Разумеется, Сумароков опирался на традиции мирового театра. Персонажи первых его комедий напоминают персонажей итальянской комедии масок. Герои комедии «Приданое обманом», как и сюжетные мотивы, перекликаются с комедиями Ж.-Б. Мольера, особенно со «Скупым». Салидар, безусловно, ведет свое начало от мольеровского Гарпагона, а его хитрый слуга Пасквин имеет «родственников» в многочисленных итальянских и французских комедиях. Доктором и нотариусом переодевается служанка из моцартовской оперы «Так поступают все». Имя Пасквин носит античная статуя в Риме, до сих пор помещенная недалеко от площади Навона. От имени Пасквин пошло название сатирических листков, прикрепляемых к постаменту статуи, а также обозначение жанра ругательно-насмешливых брошюр. В пьесе изобретательный слуга, переодевшись хиромантом, обещает Салидару спасти его от смерти через день, если он даст приданое собственной дочери. Скупец, конечно, по-своему любит свое дитя. Однако деньги любит еще больше, как и Гарпагон. Он хотел бы положить свои накопления в гроб. Правда, жить все-таки хочется.Сумароков тоже боялся смерти. Тема смерти звучит во многих его сатирических сочинениях. И боялся он смерти не напрасно. Человек неуживчивый, склонный к бесконечным полемикам, он ссорился как с великими собратьями по перу (Ломоносовым, Тредьяковским), так и с императрицами (Елизаветой, Екатериной). В итоге, умер в нищете. Похоронить его было не на что. Только актеры собрали деньги на гроб и могилу и донесли гроб до кладбища Донского монастыря.
Писатели XIX века внимательно читали его комедии. Восторженные слова Салидара, обращенные к своим деньгам, явственно напоминают монолог Расплюева из «Свадьбы Кречинского» В. В. Сухово-Кобылина. («Сударушки мои, денежки! Душеньки мои, денежки!). Да и апология разума для накопления денег близка образу мыслей самого Кречинского. Впрочем, под рассуждениями Салидара: «Разумен тот человек, кто их [деньги] их нажить умеет, а кто не умеет, у того нет разума, а без разума человек скотина», «делать деньги, да трусость не допускает» — мог бы подписаться любой современный бизнесмен.
Если в приемах сюжетосложения Сумароков следовал западным образцам, то язык его включает просторечие, русские диалектизмы, старорусские, старославянские выражения. Понятно, он использовал и многочисленные французские заимствования в простонародном варианте. В репликах своих персонажей он отражал хаотичную смесь различных языковых элементов своей переломной эпохи. Поэтому при современных перепечатках («Драматические произведения». 1990 г.) публикаторы не переводят язык XVIII века на современный, а предпочитают дополнять оригинальный текст словарем устаревших слов. «Приданое обманом» пользовалось успехом при жизни автора и после его кончины. Она была поставлена в 1756 г., за 10 лет до публикации, появившейся большим для того времени тиражом 1200 экз. Несколько постановок в Петербурге и Москве заставили драматурга переработать пьесу. Первая редакция находится в Национальной библиотеке Франции. Комедия была опубликована дважды Н. И. Новиковым в двух изданиях Полного собрания Сумарокова (1781/1782 и 1787 г.). Затем пьеса вошла в 16-й том «Российского феатра». Четвертое, отдельное издание комедии опубликовано в 1786 г. Справедливо называют Сумарокова первым русским профессиональным драматургом. Говоря о нуждах и проблемах театра, он раздражал власти. Екатерина сказала о Сумарокове: «Сумароков без ума есть и будет», а современный театровед Г. Мордисон назвал писателя «Чацким русской культуры XVIII века» (Петербургский театральный журнал. 1993. № 2). Конечно, стилистика Сумарокова в наши дни представляется несколько архаичной, но юбилейный вечер писателя в Александринском театре (спектакль к 275-летию со дня рождения Сумарокова назывался «Шутники, или Похвальное слово Сумарокову») показал, что комедии его гораздо более живучи, чем высокопарные трагедии.Сумароков А. П. Приданое обманом / комедия. Александра Сумарокова. ; Представлена в перьвый раз на Императорском теятре в Санктпетербурге в 1756 году. - В Санктпетербурге : при Императорской Академии наук, 1769. - 56 с. ; 8° см.
Шифр РНБ: 18.148.6.19
Новинки Электронной библиотеки