В этом году исполняется 220 лет со дня рождения одного из основоположников национальной композиторской школы Михаила Глинки. Вспоминая о нем, нельзя обойти тему его путешествий по разным городам и странам, среди которых Испания занимала особое место. В представленном издании особое внимание уделено подлинным документам композитора, хранящимся в Отделе рукописей РНБ, - мемуарам, письмам, нотам, шаржам друзей.
Например, читатели узнают о том, как началось знакомство Глинки с испанской музыкой. В 1832 г. композитор написал романс в ритме болеро на стихи Василия Жуковского «Победитель». Спустя два года Михаил Иванович вновь обратился к испанским ритмам и сочинил романс на стихи Пушкина «Я здесь, Инезилья». Позже Глинка создает музыку к другому испанскому стихотворению Александра Сергеевича – «Ночной зефир». Но эти сочинения, передающие романтический дух, не основывались на подлинном знании музыкальной культуры страны. Композитор все понимал и хотел познать Испанию «из первых рук», погрузиться в атмосферу, услышать и прочувствовать тонкости национальной самобытности, а для этого ему было необходимо знать язык.
Глинка начал изучать испанский, чтобы свободно общаться в чужом государстве, читать книги местных авторов, посещать театр, воспринимать народные песни, а также для путешествий. В итоге он проехал всю Испанию с севера на юг и в обратном направлении, неоднократно возвращаясь в Мадрид и вновь отправляясь в путь. В процессе полученные ранее теоретические знания конкретизировались, воплощались в зримые образы, которыми в своих письмах композитор делился с родными и друзьями.
Один из разделов издания посвящен тому, как Михаил Иванович, познакомившись с народной музыкальной культурой, осознал необходимость постичь язык танца. Но соединение движений с замысловатым ритмом композитору далось не сразу. Об уроках танцев по письмам и рассказам Глинки знали все его друзья. Художник-карикатурист Николай Степанов даже изобразил Михаила Ивановича, исполняющего испанский танец с кастаньетами под аккомпанемент его спутника в путешествиях Дона Педро.
Постигая народную музыку, композитора интересовали, прежде всего, «напевы простолюдинов». Их он заносил в нотную тетрадь, куда включил 17 напевов с текстами без сопровождения, записанные в Вальядолиде, Мадриде, Гранаде. Происходят они из разных испанских провинций – Кастилии, Каталонии, Арагона. Несколько образцов из тетради Михаила Глинки стали основой для его собственных романсов и Испанских увертюр (первоначальные названия – «Блестящее каприччио для большого оркестра на тему Арагонской хоты» и «Воспоминание о Кастилии»). Партитура «Арагонской хоты», написанная в Мадриде и датированная 25 сентября 1845 г., хранится в Российской национальной библиотеке. На отдельных нотных листках сохранились также фрагменты этого сочинения. Несколько таких страниц помещены вместе с партитурой под один переплет, сделанный по заказу друга Глинки Василия Энгельгардта.
Два года, проведенные в Испании, оставили у композитора разнообразные впечатления. Он щедро поделился ими как с современниками, так и с последующими поколениями профессионалов и любителей музыки. «Записки» и письма Глинки, нотные записи народных мелодий, автографы и первые издания его романсов и симфонических увертюр – все это относится к числу подлинных сокровищ, к «золотому» фонду РНБ.
В книгу включен список сочинений Михаила Ивановича на испанские темы в материалах Отдела рукописей РНБ, приводится описание нотной тетради композитора с записями народных песен. Отдельными разделами представлены описания романсов Глинки, его произведений для фортепиано, нотных записей друга композитора - испанца дона Педро Ноласко Фернандеса и сочинений Милия Балакриева. Также есть материалы на тему «Испания в мемуарах и переписке М.И.Глинки».
Составитель сборника – ведущий научный сотрудник Отдела рукописей РНБ Наталия Рамазанова.
Книга предназначена как для профессионалов, так и для любителей музыки.
Приобрести издание можно в книжном салоне РНБ (Садовая ул., 20) с 10.00 до 20.00 в будние дни, с 11.00 до 19.00 в выходные дни.
Также на сайте РНБ представлена виртуальная тематическая выставка.