РНБ Российская национальная библиотека
27.01.2025

Книжные памятники. Топ 100. К. Каноббио «Шесть сонат для гитары в сопровождении скрипки (с сурдиной). Ор. 2.» 1797-1798 г.

Представляемое издание уникально по многим признакам. Главное то, что это первое и, возможно, единственное издание этого сочинения. Во-вторых, издание его в 1797 году начал сам автор, однако закончить работу не успел – он скончался незадолго до окончания работы. Завершило дело в следующем, 1798 году, петербургское издательство Герстенберг и Дитмар. Но озадачивает автограф автора на обложке: C. Canobbio. Предположений два: либо Каноббио расписался на уже отпечатанной обложке, когда все издание отпечатано еще не было; либо это издательская или поздняя владельческая запись.

Обложка издания К. Каноббио «Шесть сонат для гитары в сопровождении скрипки (с сурдиной). Ор. 2.»
«Шесть сонат для скрипки и гитары» Карло Каноббио (1740-е–1797) изданы в Петербурге и хранятся в фондах РНБ. В Петербурге Каноббио прожил около 20 лет (с 1779 года до смерти в 1797-м). Сочинение необычно как явление музыкальное, точнее – жанровое. Каноббио был блестящий скрипач, служил капельмейстером в оркестрах Европы и России, но для скрипки писал мало (как и вообще камерной музыки), его главная стезя был театр – музыка балетная и оперная (им создано 14 балетов, несколько опер, а также 2 симфонии). Для скрипки (в основном в ансамбле с другими инструментами – гитарой, флейтой, второй скрипкой) Каноббио написал только несколько дуэтов. Тут он оставался в русле традиций времени, ибо его дуэты – не концертные пьесы, что чувствуется по непритязательной фактуре, по незамысловатой мелодике, по простейшей форме (в основном сонаты 2-частные, причем включены в них менуэты, марши; сонатная форма не соблюдена. Также автором изначально рекомендована сурдина для скрипки, что придает дуэту камерное, не концертное звучание.
Соната № 1
Это явно пьесы для домашнего музицирования. В те годы домашнее музицирование набирало силу, «господин дилетант», по сути, движитель музыкальной культуры, выходил на передний план в общественно-культурной жизни и России, и Европы, а культура домашнего музицирования вскоре (то есть в начале XIX века) достигнет небывалого расцвета и даст редкие образцы и в области инструментальной, но особенно в области вокальной музыки. Каноббио, кстати, отдал дань и вокальному жанру – песенно-романсному. Стоит напомнить, что Каноббио был также великолепный гитарист, пребывал в должности придворного учителя игры на гитаре при дворах императоров Павла I и Александра I. Гитара уже входила тогда в домашний музыкальный обиход, хотя этому и препятствовал ее сложный строй – ее популярность в быту достигнет расцвета позже, в 1810-20-х годах, с изобретением А. Сихрой нового строя по мажорному трезвучию для 7-струнной гитары. Каноббио использовал 6-струнную гитару.

Соната № 5
Партия гитары в представленных сонатах довольно проста, однако чувствуется рука знатока инструмента и виртуоза. Сам жанр гитарно-скрипичных дуэтов был не нов, он известен в Европе примерно с XVI–XVII вв., а расцвета достиг в начале XIX-го (стоит вспомнить хотя бы подобные дуэты Н. Паганини).

Каноббио К. Six sonates pour la guittarre accompagnées d'un violon (avec sourdine) [Ноты] : oeuv. 2 / composées par Charles Canobbio. - A St. Petersbourg : chez l'auteur [C. Canobbio] et chez Gerstenberg et Dittmar, [1797-1798]. - 15 с. : ил. ; 34 см.

Шифр РНБ: М 980-4/7

Новинки Электронной библиотеки

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант