РНБ Российская национальная библиотека
17.02.2025

Книжные памятники. Топ 100. Х. Л. Стрём «Точное краткое описание методы воспитания г. Песталоцция» 1806 г.

Титульный лист книги Х. Л. Стрёма «Точное краткое описание методы воспитания г. Песталоцция»
К. Д. Ушинский называл И. Песталоцци «первым народным учителем». Считается, что реформа начального образования в Европе в XIX в. происходила под влиянием идей Песталоцци. Интерес к Песталоцци в России, начиная с первых лет XIX века, был очень велик. В один год с настоящей книгой выходят книги самого Песталоцци: «Азбука очевидности, или Очевидное учение о содержании мер» (1806-1807), «Очевидного учения о содержании чисел» (1806), работа Х. Ф. Михаэлиса «Песталоцциево элементарное, т. е. начальное учение» (1806). Публикует статьи о Песталоцци в 1807-1808 г. В. А. Жуковский, который не только пропагандировал идеи швейцарского педагога в литературе, но и внушал его мысли своим царственным ученикам: будущей императрице Александре Федоровне и будущему императору Александру II. Еще раньше начал объяснять теории Песталоцци Ф. С. Лагарп Александру I, который встречался с Песталоцци в 1810 г. Император выделил 5 тыс. рублей на издание трудов великого просветителя.
О трех частях учения
О трех частях учения (продолжение)
Евгения Онегина его швейцарский наставник тоже, явно, учил по песталоцциевым правилам. Характерно, что книга датского педагога Христиана Лудвига Стрёма вышла в русском переводе уже через год после издания в Копенгагене. Потребность в педагогической литературе для раннего детского возраста была очень велика.

Как явствует из предисловия (с. 5), Стрём воспринял методику Песталоцци из первых рук – он был некоторое время его учеником в Швейцарии. Видимо, сочинение Стрёма представляет собой «сокращение» или, точнее, краткий пересказ книги Песталоцци: «Как Гертруда учит своих детей» (1801). Главные тезисы педагога: 1. Основой воспитания должна быть природа человека (в кн.: «согласность с законами естественными»); 2. Идея развивающего обучения — ее называют великим открытием Песталоцци; 3. Знание должно вести к действию; 4. Воспитание должно быть связано с жизнью и повседневным опытом ребенка, должно формировать логичную картину мира; 5. Обучение предполагает гармоничное развитие интеллектуальных, физических, нравственных задатков.

О значение методики Песталоцция
Окончание книги
Все эти представления легли в основу современной педагогики, как мировой, так и отечественной. Они до сих пор актуальны. Работы Песталоцци и сегодня переиздаются, анализируются в диссертациях, статьях. В 1998 г. опубликована книга: «Антология гуманной педагогики Песталоцци», в 2009 изданы труды Песталоцци под названием «Книга для матерей: избранное». Данная книга позволяет нам познакомиться с начальными попытками интерпретации педагогических взглядов Песталоцци.

Стрем Х. Л. Точное краткое описание методы воспитания г. Песталоцция / сочинено г. Стремом, профессором школы Нормальной близь Копенгагена. - В Санктпетербурге : при Императорской академии наук, 1806. - 24 с. ; 8° см.

Шифр РНБ: 18.100.3.45

Новинки Электронной библиотеки

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант