РНБ Российская национальная библиотека
10.03.2025

Памятник онлайн. Э. Ванжура «Три симфонии для большого оркестра. Соч. 2» 1799 г.

Три симфонии ор. 2 для большого оркестра композитора, скрипача и пианиста Эрнеста Ванжуры (Арношта Ванчуры) (1750–1802) – одна из малоизвестных страниц в истории русской музыки XVIII века.

Титульный лист издания «Три симфонии для большого оркестра. Соч. 2»
Ранее считалось, что симфонии ор. 1 Э. Ванжуры, известные нам под заглавием «Три симфонии на славянские темы», – единственное «печатное воспроизведение крупного сочинения русской симфонической музыки XVIII века» [1]. Однако теперь этот список пополнился еще тремя интереснейшими произведениями. В отличие от первого цикла, симфонии ор. 2 не имеют программного подзаголовка и указаний на какие-либо национальные особенности музыкального материала.

Единственный известный, на данный момент, сохранившийся печатный экземпляр симфоний представляет собой комплект партий для симфонического оркестра, изданный Фредериком Адольфом Лейхте, предположительно, в 1799 году. Ключом к датировке может служить объявление, напечатанное в № 18 газеты «Санктпетербургские ведомости» за 1799 год: «У Фридриха Адольфа Леихте, живущаго у синяго моста в доме портнаго Мейера вышли вновь в продажу три симфонии для большаго оркестра. Соч. Барона Ванчуры, на 25 листах с половиною, 2я часть, цена 7 рубл». По всей вероятности, издания Ф. Лейхте продавались в лавке братьев Шпревиц, музыкальных издателей, комиссионеров и организаторов первой в Петербурге «заемной библиотеки музыкальных пьес».

Симфония 1. Andante
Все три симфонии это цикла четырехчастны с медленной лирической второй частью и менуэтом в третьей. При этом первая симфония написана в до-мажоре, вторая в фа-миноре, а третья в ре-миноре, что необычно, так как минорные тональности в произведениях классического периода были довольно редким явлением. В данном же цикле они составляют большинство. Тональность отчасти диктует и оркестровый состав. В симфонии № 1, созданной в торжественном до-мажоре присутствуют трубы и литавры, придающие звучанию «царственный блеск» [2], минорные же симфонии – «тихие». Во второй симфонии, написанной в «скорбном» фа-миноре, I часть открывается медленным ламентозным вступлением, в оркестре присутствуют кларнеты, а также выписана сольная партия виолончелей. В третьей, ре-минорной появляются флейты и фаготы.

Экземпляр симфоний ор. 2 поступил в фонды Отдела нотных изданий и музыкальных звукозаписей из Императорской эрмитажной иностранной библиотеки, о чем свидетельствует наклейка на форзаце с указанием шкафа и полки хранения. Барон Эрнест Ванжура в 1782-1797 г. жил и работал в Петербурге, сначала - в качестве скрипача и пианиста при дворе Екатерины II («фортепианист эрмитажной труппы» [3]), а затем служил капельмейстером оркестра придворного театра. Нам известны несколько его опер («Храбрый и смелый витязь Ахридеич», «Обманувшийся опекун» и др.), балетов и инструментальных сочинений.

Симфония 2. Adagio
Э. Ванжура известен также своей деятельностью в культурно-просветительской жизни России: он поддерживал идею создания новых театров в Москве и участвовал в реконструкции Большого (Каменного) театра в Петербурге, а также издавал нотный журнал под названием «Journal de musique, dedié aux dames», где печатались музыкальные новинки в облегченном переложении для клавесина или фортепиано.

[1] Вольман Б. Русские печатные ноты XVIII века. Ленинград, 1957. С. 92.

[2] Цит. по: Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII-начала XIX века. Ч. 3 : поэтика и стилистика. Моква, 2007. С. 230.

[3] Цит. По: Вольман Б. Русские печатные ноты XVIII века. Ленинград, 1957. С. 87.

Trois sinfonies à grand orchester [Ноты] : [C, f, d] : oeuv. 2 / composées par m-r le baron de Wanczura. - St. Petersbourg : chés Frederic Adolph Leuchte et à comission chés Charles Lissner, [1799]. - 15 парт. (82 с.) ; 34 см.

Шифр РНБ: М5.1.23

Новинки Электронной библиотеки

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант