Лубок иллюстрирует одну из притч «Великого Зерцала» — европейского средневекового нравоучительного сборника, переведенного на русский язык и переработанного в XVII веке.
Гравюра была выполнена, вероятно, в конце XVIII — начале XIX вв. на медной доске и раскрашена от руки. Притча, представленная в лубке, рассказывает о чудесном видении, показанном ангелом некоему монаху: «Пламень зело великой, а в оном пламени виде лежаща человека, из чрева же его исходит древо … и на оных ветвях различных людеи мужеска и женска пола повешенных за ноги и во оном пламени непрестанно горящим». Ангел затем объясняет монаху суть видения: «Сей человек лежащ есть всем лихоимцом и сребролюцем отец и начало, а ини же суть повешены на ветвях суть сынове и внучета его». Лихоимцами на Руси называли ростовщиков и взяточников. «Отдача денег в рост, т. е. на проценты, даже на самые умеренные, считалась в старину большим грехом, а деньги, нажитые ростом, деньгами нечистыми», — писал исследователь русской народной картинки Д. А. Ровинский.
Сборники назидательных историй были очень популярны в Европе, они оживляли церковные проповеди красноречивыми примерами, которые должны были являть собой «зеркало, в котором они [прихожане] могли бы видеть чистоту или безобразие своей души».Русский перевод был сделан по приказу царя Алексея Михайловича с польского варианта «Зерцала», изданного иезуитами. «В XVIII веке … „Великое Зерцало“ было забыто в собственно-книжной (печатной) литературе, оно перешло в лубочные издания и в ту книжную среду, которая осталась верна старому направлению литературы, в среду старообрядцев», — отмечал профессор русского языка и словесности П. В. Владимиров.
Сборник неоднократно перерабатывался и дополнялся, прежде чем оказаться на русской почве. «Великое Зерцало» оказало влияние и на древнерусскую литературу; некоторые из его повестей вошли в состав синодиков (поминальных книг, сопровождавшихся иногда текстами о загробных наказаниях грешников) и поучений о поминовении усопших.
Лист происходит из коллекции русского лубка Михаила Петровича Погодина - историка, писателя, публициста, коллекционера, члена Императорской академии наук и профессора Московского университета. Это собрание было приобретено императором Николаем I и поступило в Императорскую публичную библиотеку в 1852 году в составе Древлехранилища Погодина - собрания предметов старины. Коллекция русской народной картинки занимает в нём особое место; в ней содержатся лубки, выполненные в технике гравюры на дереве и гравюры на металле, большинство народных картинок коллекции имеет яркую лубочную раскраску от руки. Картинки собрания Погодина представляют собой листы различной тематики: религиозные, исторические, сатирические, аллегорические, нравоучительные листы.[Казнь лихоимцам] [Изоматериал] : Некоторому монаху благословенному ... : [лубок]. - [Москва, 17--]. - 1 л. : грав. резцом, офорт ; 30,5х25,6 ; 35х27,3 см.
Шифр РНБ: Э Пог-Л/2-119
Новинки Электронной библиотеки