Издание этой фортепианной сонаты стало одним из последних для чешского пианиста и композитора, уроженца Богемии Яна Ладислава Дусика (1760–1812; в России долго принято было произносить Дюссек).
Соната вышла в Москве в 1811 году, хотя в последние годы Дусик жил в Лондоне (почти 10 лет) и в Париже (там он и умер). Во многих странах Европы и в России Дусик был очень известен и как пианист-виртуоз, и как композитор. Часто его произведения выпускали сразу несколько издателей, порой даже не ставя автора в известность. Возможно, и в данном случае издание состоялось в отсутствие автора, хотя вряд ли без его ведома: московское издательство Пейрона было довольно солидным.Пока известен единственный в России экземпляр издания.
Произведение любопытно уже тем, что, имея название «соната», построено по принципу сюиты, хотя сонатная форма в то время уже достигла своих вершин в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена. В сонате всего две части, и они существуют автономно, не образуя единого цикла. Как пианист-виртуоз Дусик, безусловно, оказал воздействие на многих композиторов-современников, о чём говорили уже при его жизни. Дусик был фанатично предан фортепиано, которое в то время (в конце XVIII — начале XIX вв.) стало в Европе одним из самых популярных концертных и бытовых инструментов.Также Дусик работал над усовершенствованием фортепиано: считается, что именно по его идее оно получило шесть октав вместо тогдашних пяти (нынешнее фортепиано имеет семь октав).
Дусик написал около 200 произведений, среди которых значительное место занимают фортепианные сочинения: 35 сонат, 11 дуэтов, 24 трио, 16 концертов.
Как виртуоза Дусика называли «предтечей» Листа, хотя фактура и размах его произведений всё же отводят ему довольно скромное место в истории пианистического мастерства. Однако Дусик тонко почувствовал приход романтической эпохи, её интонаций, её фортепианного письма. В этом он был не одинок: романтическую фактуру, романтические фразеологические обороты можно услышать, например, у его современника Д. Штейбельта, а мягкие романтические интонации и настроение местами предвосхищают будущего Шуберта.Шифр РНБ: М982-4/139
Новинки Электронной библиотеки