Первый в России самоучитель игры на 6-струнной гитаре. Редким он стал сразу после своего появления. Некоторые из сделанных для первого издания нотных досок, как сообщал в печати автор, оказались похищены, и когда 20 лет спустя Гельд собрался переиздавать свою «Школу», ему, по сути, пришлось перерабатывать сборник заново. Здесь представлено именно второе издание.
Это единственный известный сохранившийся экземпляр. Его отличает цветная обложка: в то время обложка изготавливалась отдельно, когда издание уже было напечатано, и её появление и оформление зависели от желания автора или заказчика. В данном случае экземпляр подносный, он готовился для императрицы Елизаветы Алексеевны.Первое в России издание самоучителя игры на 6-струнной (так называемой «гишпанской») гитаре было издано чешско-русским гитаристом-виртуозом и композитором Игнацием Франтишеком Гельдом (1764–1816) ещё в конце 1790-х годов. Самоучитель давал самые первые знания об инструменте и состоял из трёх глав: «Как держать гитару», «О настраивании» и «О наименовании струн и ладов». Также в издание были включены переложенные Гельдом для гитары сочинения, написанные для других инструментов и для голоса.
По выходе своего труда автор обнаружил в нём погрешности, но быстро переиздать его не мог, поскольку лишился части гравированных нотных досок. Кроме того, он был явно огорчён малой востребованностью своего труда. В то время набирала популярность 7-струнная гитара, называемая тогда «польской». Она ещё не имела «романсного» строя по мажорному аккорду, который был изобретён позже композитором и гитаристом Андреем Сихрой; тогда же такая гитара стала называться «русской». В 1802 г. Гельд издаёт «Школу» для 7-струнной гитары, имевшую успех у публики.
Спустя два десятка лет Гельд решает переиздать самоучитель для «шестиструнки» и создаёт копию прежнего авторского издания; перепечатаны были даже выходные его данные. Вероятно, утраченные нотные доски были заменены заново гравированными.Причиной выхода второго издания была не только большая популярность шестиструнной гитары вообще, но и довольно активный её выход на концертную эстраду. Желающих изучать «шестиструнку» в первой четверти XIX в. стало появляться всё больше. Профессионалы тоже предпочитали играть именно на 6-струнном инструменте, дающем больше технических и интонационных возможностей. Среди профессиональных гитаристов «шестиструнка» с её «гишпанским» квинтово-квартовым строем остаётся главным инструментом до сих пор. Семиструнная гитара считалась более подходящей для домашнего музицирования.
По странностям судьбы представляемое переиздание 1820 года (в отличие от первого авторского 1798 года) стало редкостью; информация о его наличии в крупных российских библиотеках на сегодня отсутствует.Гельд И. Ф. Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или Руководство играть самоучкою на гитаре [Ноты] = Guitarre Schule : volständige Anleitung zu einem Selbst-Unterriocht auf der sechs saitigen Guitarre / соч. И...... Г..... [т. е. Игнатия Гельда] aufs neue bearbeitet und herausgegeben von I.... H... - [Санктпетербург : изд. авт. [И. Гельд], 1820]. - 27 с. ; 23х34 см.
Шифр РНБ: М750-4/Г.321
Новинки Электронной библиотеки
СМИ о событии: