Фильм «Лора», США, 1944
Кинолекторий «100 лет: фотогения тени»
Дата мероприятия: 6 ноября 2020, пятница, 18:30
Московский пр., д. 165, корп. 2
Возраст: 16+
Режиссёры: Отто Премингер и Рубен Мамулян.
В ролях: Д. Тирни, Д. Эндрюс, К. Уэбб, В. Прайс и др.
Автор цикла – киновед Егор КАЙРОН
В Новом здании РНБ (Московский пр., 165/2) продолжается кинолекторий Егора Кайрона «100 лет: фотогения тени». Сто лет. Срок, недостижимый для жизни актёров, но ничтожный для жизни кинообраза. Сто лет назад родились актрисы, цветение которых пришлось на военное и послевоенное время. В кино это — время нуара и теней. В эту тревожную эпоху лица на экране стали другими: менее отстранёнными, более настоящими, не скрывающими свой возраст и опыт, — и оттого более беззащитными. А женское лицо на экране — так уж повелось со времён Гриффита — стало олицетворением души.
6 ноября в 18:30 в рамках цикла приглашаем всех любителей кино на просмотр и обсуждение фильма-нуара «Лора» США, 1944.
19 ноября 1920 года родилась актриса Джин Тирни. Став заглавным лицом в «Лоре», она, кажется, превратила сюжет фильма, свою личную жизнь и вообще представление о кино в нескончаемую метаморфозу вывернутых наизнанку связей. И причинно-следственных, и личных (от президента Кеннеди до нефтяного барона Говарда Ли). Вывернутых наизнанку, — потому что, как и в «Лоре», всё стало меняться местами: и мотивировки, и рассказчики, и роли. То жизнь и смерть соревнуются за право быть главными, принеся Тирни глухонемую дочь (из-за краснухи, передавшейся актрисе зрительницей фильма «Лора»), то жертва становится подозреваемой в убийстве, причём в убийстве самой себя (такая амбивалентность статуса человека в кино стала возможна в мрачные 40-е, — и была знакома Тирни, стоявшей на грани самоубийства после лечения током в психиатрической больнице)…
И казалось бы, лицо на экране — это символ наших верований, когда за окошком бушует чума (или covid). Но лицо Тирни — это лицо наизнанку, наоборот. Это мы, зрители, вновь должны вернуть ему выпотрошенные значения и превратить в цельную нарративную поверхность. Это мы должны превратить его обратно в лицо. Кем мы при этом окажемся — психиатром, доводящим свою жертву до самоубийства, или заново рождающимся смыслом этого самого лица, — решать нам. И станет так.
Автор цикла – киновед Егор КАЙРОН
Вход свободный!