Нотные открытки стали выпускаться в России в 90-е годы ХIХ века. Многие из них носили чисто рекламный характер. Обычно воспроизводились портреты популярных певцов и отрывки из популярных произведений. Но было немало открыток с нотами и текстами военных песен, маршей, гимнов, песен казаков, народных песен, новых романсов и даже песен каторжан. Открытки были очень красочны. Тогда они были обычным явлением. Ныне это — раритеты.
В советское предвоенное время подобные открытки издавались редко. Чаще это были агитационные открытки с нотной и текстовой записью революционных песен, массовых песен. Но объем выпуска таких открыток был невелик.
О нотной открытке вспомнили в осажденном Ленинграде в 1942 году. В блокадном городе создавалось огромное количество песен (более 600), которые входили в военные песенники. Однако по быстроте распространения ничто не могло сравниться с открыткой. Такая открытка пересылалась полевой почтой и в считанные часы попадала на фронт. Нотная открытка стала чрезвычайно популярна. Во многом это было обусловено огромной потребностью в новых песнях.
В истощенном городе работали три типографии! Тираж каждой нотной открытки колебался от 10 до 50 тыс. экземпляров. Число названий песен исчисляется многими десятками. Мало какое издание так способствовало распространению на фронтах и в тылу новых песен, как нотная открытка. "Синий платочек" Е. Петербургского, "За дальнею околицей" Н. Будашкина, "Вечер на рейде" С. Соловьева-Седого и многие другие песни во многом обязаны своей популярностью блокадной почтовой открытке.
Но в условиях военного времени сохранить такую открытку было трудно. От огромной массы блокадных открыток сохранились единицы. Сегодня нотная блокадная открытка — не только раритет и большая библиографическая редкость, но своего рода памятник русской полиграфии.
После Отечественной войны по-прежнему выходили открытки с нотами и текстами новых песен, но не в прежнем количестве. Были популярны фото-открытки с портретами известных певцов: И. Козовского, С. Лемешева, А. Александровича — и нотной строкой популярной песни или арии. Нотные открытки были очень востребованы, пока в 1948-49 годах не появилось "Звуковое письмо".
Появились открытки с приложением миниатюрной грампластинки с записью отрывка из песни или арии. Издавались также военные и массовые песни. "Репертуар" таких звуковых писем был разнообразен.
В середине 1960-х гг. "Звуковое письмо" сменили журнальные мягкие виниловые вкладыши. Первым "звучащим" журналом в СССР стал журнал "Кругозор". Он выходил ежемесячно, и популярность его была столь высока, что выпуск журнала продолжался до конца 1980-х годов.
Журналы и книги с виниловыми мягкими вкладышами выходили до появления CD и DVD дисков. Теперь такие диски-иллюстраторы нередко прилагаются к книге вместо виниловых листков.