Живая этика (Агни Йога)
— учение, представляющее собой синтез философских, религиозных и научных воззрений, квинтесенцию позитивного духовно-нравственного опыта человечества, как неотъемлемой части Космоса. Ж.э. ставит своей целью показать путь человека в будущее через социальное и духовное обновление планеты, через практическую реализацию нравственных постулатов, содержащихся в ней. Неотъемлемой частью Ж.э. является учение о человеке, как аккумуляторе и трансмутаторе высокой энергии, получившей название в Учении Ж.э. как психическая энергия. Революция сознания, расширение его планетарного видения, духовно-нраственное очищение и преображение людей - вот те задачи, которые решает Ж.э. Следует продчеркнуть, что глубинные генетические корни Ж.э. уходят как в толщу уникального труда Е.П.Блаватской "Тайная Доктрина", представляющего собой своеобразную энциклопедию эзотерических знаний, так и обусловлены наследием другого титана 19 столетия - Рамакришны. Индийский мыслитель и крупнейший духовно-религиозный реформатор Индии, (1836-1886). Его настоящее имя Гадахар Чааттерджи. Главной особенностью духовно-религиозной деятельности Рамакришны являлась проповедь единой духовной всечеловеческой религии, безотносительно к конкретным проявлениям. Он считал, что все религии истинны и представляют собой "различные пути к одному и тому же Богу". Именно Ж.э. формирует то новое синтетическое мышление, через обладание которым человек способен осознать гармонию, красоту и устремленность к Высшему. Э391.6     86.391.6

Жития святых
— жизнеописания церковных и государственных деятелей, мучеников и аскетов, канонизированных христианской церковью. Кроме биографических материалов Ж.с. включают молитвы, поучения и т.п. Первыми по времени Ж.с. были сказания о мучениках. Древнейшим источником для составления их были архивы проконсулов или других римских судей, содержащие официальные протоколы допроса и приговора подсудимым. С древнейших времен стали собирать отдельные Ж.с. отчасти в целях назидания, отчасти для чествования и памяти о них. В дальнейшем составители Ж.с. - агиографы объединяли их в специальные сборники: минеи, синиксарии, патерики. Из византийских сб. житий наиболее известен сб. Симеона Метафраста (10 в.). Первые оригинальные русские Ж.с. возникли в 11 в. (жития Ольги, Владимира, Бориса и Глеба).

См. также Агиография, Агиология, Четьи-Минеи, Патерики

Э37-574     86.37-5

Жрецы
см. Жречество

Жречество
— общественная группа, выполнявшая главным образом в политеистических религиях функции посредничества между людьми и сверхъестественными силами, а также совершевшая религиозные обряды - жертвоприношения, молитвы и различные магические действия. С появлением храмов Ж. институционируется и получает экономическую базу для своего существования, при храмах организуются корпорации жрецов, играющие значительную роль в экономической и политической жизни страны. Ж. в значительной степени монполизировало духовную культуру: жрецы вели летописи, записывали произведения фольклора, занимались астрономическими и иными наблюдениями. Нередко в странах древнего мира влияние Ж. в государстве принимало ярко выраженные политические формы вплоть до иерократии- господства жрецов. Э32-63     86.32-6

© Российская национальная библиотека, 2001