- Ваджра
- — символ буддизма, подобно тому как кресть - символ христианства, полумесяц - ислама и т.п. В буддизме облик В. таков: перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообразный варианты).
Э35-56 86.35-5
- Ваджраяна (Ск. - алмазная колесница), тантрический буддизм (тантризм)
- —одно из 3 основный направлений в буддизме наряду с хинаяной ("узкой колесницей") и махаяной ("великой колесницей"). Часто В. рассматривают как высшую стадию развития махаяны, не выделяя в самостоятельное направление. Для В.характерно разнообразие йогической практики, в ее рамках было создано много текстов, вошедших в канон. В. окончательно оформилась к концу 1 тыс., стала распростаняться за пределы Индии: на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае, Тибете, Японии, однако почти везде со временем исчезла, кроме Японии, где сохраняется и поныне в виде школы Сингон, и Тибета, где В. достигла наивысшего расцвета. Основные концепции В. общебуддийские, однако в ней сделан больший упор н а возможность достижения состояния будды в течение одной жизни. Этой цели служат йогическая практика, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника.
Э358 86.35
- Вайшнаизм
- см. Кришнаизм
- Вакуф
- см. Вакф
- Вакф, вакуф (араб. - удержание)
- — движимое и недвижимое имущество (земля, дома, мастерские и др.), переданное или завещанное на религиозные или благотворительные цели. В. не облагается налогом и не отчуждается.
Э38-6 86.38-6
- Варна
- см. Касты
- Ваххабизм
- — религиозно-политическое течение в суннитском исламе, зародившееся в кон. 18 в. Сторонники В. проповедуют воостановление "чистоты" начального ислама, прежде всего строгого единобожия. Основываясь на Коране и Сунне, не допуская никаких толкований и разъяснений, В. усматривают многобожие (ширк) в различных обычаях, давно допускаемых правоведами. В. отвергают культ пророков, святых, паломничества к святым местам и могилам, порицают суеверия (веру в счастливые и несчастливые дни, приметы, ворожбу), различные нововведения и требуют от мусульман соблюдения аскетического образа жизни. В настоящее время В. является официальной идеологией Саудовской Аравии. В. имеются также в др. странах Аравийского п-ова, в Северной Африке, Индии, Индонезии, Ср.Азии, на Кавказе.
Э381.3 86.381
- Введение во храм Богородицы
- — один из дванадесятых праздников православной церкви. Отмечается 21 ноября (4 декабря). В его основе лежит церковное предание о введении трехлетней Марии (будущей матери Иисуса Христа) в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на востпитание.
Э37-521.42 86.37-5
- Веданта (Ск. - конец вед)
- — наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение. Собственно В. - одна из 6 ортодоксальных систем. Согласно учению В., высшая реальность и причина всего существующего - вечный несотворенный брахман. Целью бытия В. считает "освобождение", достижение изначального тождества индивидуального духовного начала (атмана) и брахмана.
Э331-4-340.2 86.33-4
- Ведийская религия
- см. Ведическая религия
- Ведическая религия
- — религиозные верования и обрядность значительной части населения Индии в 1 тыс. до н.э., получившее письменное закрепление в Ведах (см.), Характерная черта В.р. - обожествление сил и явлений природы. Из В.р. развился брахманизм.
Э331-331 86.33-3
См. также Брахманизм, Веды
- Веды (Ск. - откровение)
- — священные санскритские труды. Знания, заключенные в них, первоначально передавались устно в течении тысячелетий, затем, согласно легенд, были собраны в священные тексты на берегах озера Мансаровара, находящееся на территории Тибета. Их конечный вариант, дошедший до нас, датируется 3100 г. до н.э.
Э331-21 86.33-2
- Великие Четьи-Минеи
- — Четьи-Минеи
- Великий пост
- — период ( 7 недель перед Пасхой), в течение которого верующие-христиане воздерживаются от скоромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак.
Э37-53 86.37-5
- Венчание
- см. Брака таинство
- Вера религиозная
- — не основанная на логических умозаключениях и данных науки уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, свойств, отношений. В.р. - это совокупность религиозных представлений, образов, имеющихся в сознании верующего. Теологи объявляют ее высшим проявлением человеческого сознания: высшей нравственной ценностью, более высокой, чем разум, формой познания.
Э243.32 86.24
- Вериги
- — кандалы, цепи, оковы, которые носили религиозные аскеты "для укрощения плоти".
Э37-506 86.37-5
- Вероисповедание
- — принадлежность к какой-либо религии, церкви, конфессии.
См. также Конфессия
Э24 86.24
- Вероучение
- см. Богословие
- Ветхий Завет
- — часть Библии, рассматриваемая как священное писание и иудаизмом и христианством. В.З. состоит из памятников др.-евр. литературы 12 - 2 вв. до н.э., написанных на др.евр. и отчасти арамейском языках. Он делится на 3 больших цикла:
1) Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею; 2) Пророки - несколько древних хроник и собственно пророческих сочинений, принадлежащих или приписываемых народным проповедникам 8-5 вв. до н.э. - Исайе, Иеремии, Иезекилю и 12 "малым пророкам", а также книга Даниила, датируемая 2 в. до н.э.; 3) Писания или Агиографы - собрание текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религ. лирика, сборники афоризмов, назидательные повести, хроникальные тексты и др.)
См. также Библия
Э37-210.1 86.37-210.1
- Вечерня
- cм. Богослужение суточное
- Видимая и невидимая церковь
- — принятое в христианском вероучении деление сообщества верующих на живущих. т.е. пребывающих на земле (видимая церковь) и скончавшихся в истинной вере, т.е пребывающих на небе (невидимая церковь). Объединение между видимой и невидимой церковью достигается, согласно общихристианской догматике, с помощью молитвы, веры и любви, совместно возносимой живущими на земле и пребывающими на небесах.
Э37-42 86.37-4
- ВИК
- см. Всемирный исламский конгресс
- Виная-питака
- см. Трипитака
- Випассана (пали)
- — высшая стадия медитации, способность проникновения в сущность вещей и явлений, мудрость.
Э35-4 86.35-4
- Вифлеем
- — ныне Бейт-Лахм - город в Иудее, указываемый евангелистами как место рождения Христа.
Э371-566 86.371-5
- Вихара
- — в раннем буддизме - место встреч странствующих монахов (сад, парк, пещера), где они проводили время сезона дождей; позднее - монастыри в Индии и Шри-Ланке с постоянно проживающими в них монахами, построенные разбогатевшими буддийскими общинами
Э35-64 86.35-6
- Вишну
- — один из высших богов индуистского пантеона, вместе с Брахмой и Шивой входит в божественную триаду - тримурти. В. имеет много различных имен, связанных с его свойствами и атрибутами или с его мифическими подвигами.
См. также Аватара, Кришна, Рама
Э331-421.11 86.33-4
- Вишнуизм
- — принятое в индологии обозначение течения, объединяющего системы ритуально-мифологических воззрений, культов и сект, связанных с одним из центральных божеств индуизма - Вишну. В. как самостоятельное направление в индуизме оформился в 5-7 вв. Его истоки возводят к Ведам, а иногда и более архаичному протоиндийскому периоду.
См. также Кришнаизм
Э331.2 86.33
- Владыко
- — одна из форм традиционного обращения паствы и клира к иерархам православной церкви.
Э372-637.2 86.372.24-6
- Власти
- — один из десяти ангельских чиноы, занимающий шестое место в лестнице небесной иерархии. Церковь празднует власти вместе с собором всех бесплотных 8 ноября.
Э37-421.2 86.37-4
- Воздвижение(праздник)
- см. Воздвижение Креста Господня
- Воздвижение Креста Господня
- — христианский праздник; в православии относится к дванадесятым праздникам и отмечается 14 (27) сентября. Установлен в память "обретения"матерью римского императора Константина Еленой, совершившей паломничество в Палестину,
в 4 в. креста, на котором якобы был распят Иисус Христос. По ее указанию, как гласит предание, крест был "воздвигнут" на горе Голгофа неподалеку от Иерусалимаа, где согласно евангелиям, казнили Христа. В честь этого события был установлен праздник, главная идея которого в том, что человек, пободно Христу, проходит в жизни "крестный путь", ведущий его к спасению. Верующие должны нести свой крест, как это некогда делал Христос и всецело полагаться на волю спасителя. В народе праздник получил название медового спаса, т.к. по времени совпал со вторым сбором меда.
Э372.24-525 86.372.24-525
- Воздух
- — парчовое или шелковое покрывало с изображением креста посередине, которым накрывают во время литургии священные сосуды.
Э372.24-506 86.372.24-5
- Вознесение Господне
- — один из дванадесятых праздников, отмечаемый в 40-й день после Пасхи. После своего воскресения из мертвых Христос пробыл на земле еще 40 дней. На сороковой день он повел своих учеников из города в сторону Вифании на гору Елеонскую. Здесь, объяснив им смысл совешившегося события и обещав послать им Духа Святого, Христос дал им последнее благословение, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Теологи трактуют В.Г. как напоминание о приоритете духовного перед телесным, идеального перед материальным, возвышенного над низменным. В 4 и 5 веках праздник В.Г. был уже всеобщим в христианской церкви. Современный вид и богослужебный ритуал праздник принял лишь в 8-9 вв.
Э37-521.21 86.37-5
- Вознесение Христа
- см. Вознесение Господне
- Воскресенье, воскресный день
- — еженедельный христианский праздник, установленный в честь воскресения Иисуса Христа. Семидневная неделя восходит к халдейско-вавилонским астрономическим исчислениям, она был заимствована др. иудеями, которые отмечали в качестве праздничного дня субботу в честь окончания божественного творения мира. Суббота праздновалась и в первоначальном христианстве. Отмежевавшись от иудаизма, христиане стали отмечать как праздник первый день недели, в который произошло воскресение Иисуса Христа.
Э37-5 86.37-5
- Врата
- — входы из притвора в храм и из храма в алтарь. Главные врата храма, ведущие в ту часть, где помещается престол, называются царскими. Входить в них могут только священнослужители.
Э372.24-505 86.373.24-5
- Вселенские соборы
- — собрания высшего духовенства, на которые делегируются представители христианских поместных церквей в соответствии с установленной процедурой. На В.с. разрабатывалась и утверждалась система вероучения и культа, формировались канонические нормы и богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции, определялись способы борьбы с ересями. Христианские церкви стали проводить В.с. по инициативе византийских императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственных законов. В православной церкви признаются В.с. следующие семь: 1-й Никейский 325; 1-й Константинопольский 381; Эфесский 431; Халкидонский 451; 2-й Константинопольский 553; 3-й Константинопольский 680-691 и 2-й Никейский 783-787.
В праве Римско-Католической церкви число и значение В.с. определяется иначе,чем в праве православной церкви. Здесь в списки В.с. вносятся следующе двадцать: 1-й Никейский 325; 1-й Константинопольский 381; Эфесский 431; 2-й Константинопольский 553; 3-й Константинопольский 680-682; 2-й Никейский 787; 4-й Константинопольский 869-870; 1-й Латеранский 1123; 2-й Латеранский 1139; 3-й Латеранский 1179; 4-й Латеранский 1215; 1-й Лионский 1245; 2-й Лионский 1274; Вьеннский 1311; Констанцский 1414-1418; Базельский 1431; Флорентийский 1439; 5-й Латеранский 1512-1516; Тридентский 1545-1563; Ватиканский 1869-1870.
Э37-3-014.1 86.37-3
- "Всемирное братство буддистов" (ВББ)
- — крупнейшая международная неправительственная организация буддистов, основанная в 1950 г. на Шри-Ланке. В ВББ входят 94 региональных центра из 38 стран мира. Устав ВББ определяет цели и задачи организации: сохранять в чистоте буддийское учение; содействовать единению, солидарности и братству буддистов; поощрять деятельность в социальной, просветительской, культурной и др. областях служения людям; трудиться ради обеспечения мира и взаимопонимания между людьми и счастья для всех живых существ; сотрудничать с другими организациями, ставящими перед собой такие же цели. ВББ также декларирует полный отказ от любой политической деятельности. ВББ имеет консультативный статус при ЮНЕСКО.
Э35-66 86.35-6
- ВББ
- см. "Всемирное братство буддистов"
- "Всемирный исламский конгресс" (ВИК)
- — международная мусульманская организация, действующая на неправительственном уровне. Основана в 1926 г. в Мекке. ВИК имеет статус неправительственной консультативной организации при ООН.
Э38-66 86.38-6
- "Всемирный совет церквей" (ВСЦ)
- — руководящий орган экуменического движения. ВСЦ был создан путем слияния 3 протестантских движений ("Вера и порядок", "Жизнь и деятельность" и "Международный миссионерский совет") на 1-й ассамблее ВСЦ в Амстердаме в 1948 г. В 1983 г. членами ВСЦ состояло свыше 304 религиозных объединений из 100 стран мира.[По данным ВСЦ, он объединяет 440 млн. верующих]. В него вошли и 6 религиозных организаций , действующих в нашей стране: Русская православная церковь, Грузинская православная церковь, Армяно-григорианская церковь, лютеранские церкви Латвии и Эстонии, Союз евангельских христиан-баптистов.
Э37-601.6 86.37-6
- ВСЦ
- см. "Всемирный совет церквей"
- Всенощная
- — церковное богослужение в православии, которое начинается после захода солнца и заканчивается часто после полуночи накануне воскресенья и больших церковных праздников. Восходит к обычаям первоначальных христиан совершать службу ночью.
См. также Богослужение суточное
Э372-503.18 86.372-5
- Всенощное бдение
- см. Всенощная
- Второе пришествие
- — сформулированное в христианском символе веры представление о будущем пришествии Христа на землю для страшного суда над живыми и мертвыми. Оно основывается на евангельских предсказаниях и является одним из главных элементов христианского вероучения. В настоящее время в большинстве христианских течений богословы и проповедники заявляют, что "о времени и часе" В.п. никто не знает.
Э37-422.3 86.37-4
- Второзаконие
- — пятая книга Ветхого Завета, одна из составных частей Пятикнижия. Название впервые дано ей греческими переводчиками Библии, потому что она представляет собой как бы "повторение законов", изложенных в предшествующих ей книгах. По времени написания В. принадлежит к последним дням жизни Моисея, когда, чувствуя близость кончины, он счел необходимым сделать общий обзор всего пережитого в течение последних сорока лет. С этой целью он созвал старейшин народа и изложил все те законы и откровения, которые даны были ему в течение пережитых лет странствования.
См. также Ветхий Завет, Пятикнижие, Тора
Э37-210.911 86.37-21
- Вульгата
- — латинский перевод Библии бл. Иеронима в 384-405 гг., в разное время дополненный и исправленный. В 1546 г. Тридентский собор объявил В. аутентичным текстом Библии. В 1589 г. при папе Сиксте V, а затем в 1592 г., при папе Клименте VIII, был издан окончательный вариант В., принятый католической церковью в качестве официального текста Библии.
Э37-210.11.3 86.37-21
- Вход Господень в Иерусалим
- — христианский праздник, который Русская православная церковь относит к числу дванадесятых. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой. В основе его лежит евангельская легенда о том, как Иисус прибыл в Иерусалим, где народ приветствовал его, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви. Праздник был установлен церковью в 4 в. и внушал верующим мысль о необходимости "открыть сердца" для принятия Христа, подобно тому как приняли его жители Др.Иерусалима. В России этот праздник называют вербным воскресеньем, ибо роль пальмовых ветвей выполняют распускающиеся к этому времени ветки вербы.
Э37-521.23 86.37-5
© Российская национальная библиотека, 2001
|