- Аббат (лат. abbas, от арамейск. "або" - отец)
- — наименование настоятеля монастыря в Зап. Европе с 5 в. В более общем значении употребляется как название священнослужителя в католич. церкви.
Э375-643, 86.375-6
См. также Духовенство католическое
- Аббатство
- — католический монастырь
Э375-647.1 86.375-6
См. также Аббат
- Абхиджия, абхиньня
- — в буддизме - сверхзнание, достигаемое с помощью медитации; высшее состояние сознания.
Э35-4 86.35-4
См. также Буддизм, Медитация
- Аватара
- — в индуизме - воплощение бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы и др.
Э331-4 86.33-4
- Авгуры
- — коллегия жрецов в Д.Риме, толковавших волю богов по поведению птиц. Принадлеждность к авгурам была пожизненной.
Э322.3-63 86.322.3-6
- Авеста
- — собрание священных книг зороастризма и маздеизма. Авторство приписывется Зоратустре. Содержит дуалистическую трактовку мира. общества и человека; юридические и моральные предлписания; молитвенные песнопения
Э321.361-21 86.34-2
См. также Зороастризм, Маздеизм
- Авидья, авиджа
- — невежество, один из трех источников зла в буддизме наряду с жадностью и ненавистью
Э35-433.12 86.35-4
- Авиджа
- см. Авидья
- Авраам
- — в иудаизме, христианстве - родоначальник евреев (через сына Исаака) и арабов (через сына Измаила). С именем Авраама связывается начало веры в единого Бога.
Э37-218 86.37-218
См. также Библия, Ветхий Завет, Танах
- Автокефалия
- — самоуправление, независимость православных церквей. В настоящее время в мире 15 автокефальных церквей: Константинопольская, Александрийская (Египет и некоторые другие страны Африки), Антиохская(Сирия, Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Чехословацкая, Польская, Американская.
Э372-3-018.1 86.372-3
- Агиография
- — вид церковной литературы: жития святых.
Э37-574.3 86.37-5
См. также Жития святых
- Агиология (греч.- святой и слово, учение)
- — один из разделов богословия, изучающий жития святых
Э37-574 86.37-5
- Агни
- — букв. "огонь". В различных мифологических учениях и школах Востока - Бог огня. Считается самым старшим и почитаемым среди богов Индии. Являясь одним из трех великих божеств: Агни, Вайю, Сурья. Он, А., синтезирует в себе аспекты всех трех.А. имеет множество ипостасей, например. таких как огонь на небе (солнце, молния...), огонь в водах, огонь жертвенного костра, огонь как символ устремленности и т.д. Божественная сущность А. имеет многочисленные имена, хотя высшее из них, как считается, хранится в тайне.Он предстает как асура, пожиратель жертвы, первый Ангирас, Митра, Рудра, Матаришван, Бхарата и т.п. Из его эпитетов особенно известны: Джатаведас - "знаток всех сущностей"; Танунапат - "сын самого себя"; Вайшванара - "принадлежащий всем людям" и др.
Э321-421.1 86.321
См. также Ведическая религия
- Агни Йога
- см. Живая этика (Агни Йога)
- Аграфы
- см. Логии
- Адат (араб."адат" - обычай)
- — обычное мусульманское право, в отличие от официального права - шариата. А. охватывает традиции и обычаи народов в странах распространения ислама. Между шариатом и А.существует тесная связь. А. нередко действует в рамках шариата, хотя часто лишь внешне и формально согласуется с его основами.
Э38-62 86.38-6
См. также Шариат, Фикх
- Адвент (лат. - приход, пришествие)
- — так называется в христианской церкви время, предшествующее празднику Рождества Христова. У католиков началом А. считается первое воскресенье после дня св. Андрея - 30 ноября. Продолжается А. ок. 4 недель.
Э375-5 86.375-5
- Адвентисты (от лат.adventys - пришествие)
- — последователи течения в протестантизме, возникшего в 30-х годах 19 в. в США. В ходе споров по вопросам догматики А. раскололись на несколько течений. Самое крупное из них - адвентисты седьмого дня (АСД).
Э376.22 86.376.22
См. также Адвентисты седьмого дня, Протестантизм, Секты
- Адвентисты седьмого дня (АСД)
- — одно из наиболее крупных течений в адвентизме. Начало его относится к 1844 - 1845 гг. В 1863 АСД оформились в самостоятельную церковь. Большую роль в организации и догмати-ческом оформлении АСД сыграла "пророчица" Э.Уайт. Вера в близкое пришествие Христа остается главным догматом АСД. Обязательным для АСД является соблюдение библейских заповедей, особенно четвертой, требующей "соблюдать субботу". В субботу нельзя работать и даже готовить пищу. АСД отрицает бессмертие души, учение об аде и рае. В церковь принимаются те, кто признает Христа как личного спасителя.
Э376.222 86.376.22
- Аджорнаменто (осовременивание)
- — термин, обозначающий курс на обновление католической церкви и ее осовременивание.
Э375-363 86.375-3
- Адитум (Гр.)
- — святая святых в так называемых языческих храмах. Наименование священной, огороженной территории или внутреннего помещения, куда не позволялось заходить ни одному непосвященному. Является аналогом алтарей христианских церквей.
Э31-505 86.31
- Адонай
- — одно из обозначений Бога и иудаизме.
Э36-421 86.36-4
- Адхидевата
- — в индуизме - обозначение высшего божества как творца мира вещей.
Э331-421 86.33-4
- Азван
- — призыв мусульман на молитву муэдзином с башенки минорета.
Э38-503.11 86.38-5
- Азиатская буддийская конференция за мир (АБКМ)
- — международная неправительственная организация буддистов стран Азии, выступающих за бережное отношение к природе, за мир и разоружение, за свободу и независимость народов.
Э35-363-021.612 86.35-6
- Айят
- см. Аят
- Акафист
- — так называются в Восточной церкви хвалебные песнопения в честь Иисуса Христа, Богоматери и святых, исполняемые молящимися стоя. Он состоит из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков и 12 икосов, расположенных в порядке греческого алфавита (кроме первого кондака) и оканчивающихся восклицанием "радуйся". Сборники А. называются Акафистниками.
Э372-503.11 86.372-5
- Акафистники
- см. Акафист
- Акаша (Ск)
- — область чистого сознания, сверхчувственная духовная субстанция, составляющая и содержащая в своей наполненности все пространство Мирового Космоса. Считается изначальной (наиболее тонкой) сущностной структурой Вселенной. Соотношение между А. и Эфиром такое же, как между духом и материей. А. представляет собой одновременно Вечную Мыслеоснову Мироздания в непрекращающемся цикле разнообразных проявлений на плане материального мира.
Э391 86.391
См. также Эзотеризм (Эзотерическое учение)
- Акида (араб. - вера,догма, мн.ч. - акаид)
- — собрание основных догматов ислама, его символ веры.
Э38-420 86.38-4
- Аллах
- — имя бога в исламе. Происходит, видимо, от арабского "илах" - божество. А. - единый и единственный бог, творец мира и господин Судного дня, избравший Мухаммеда посланником к людям. Кратчайший символ веры ислама гласит: "Нет никакого божества кроме А., и Мухаммед - посланник А.".
Э38-42 86.38-4
- Аллилуйя (др.-евр. - "хвалите Господа")
- — возглас в церковных песнопениях. Употребляется в христианском богослужении как вступление или заключение молитвы.
Э37-503.11 86.37-5
- Алтарь
- — возвышение, служащее для жертвоприношения. В первоначальной христианской церкви А. был столом, за которым справлялась вечеря любви. В православной церкви название А. присвоено части храма, огражденной иконостатсом; в католической и протестантских церквях А. называется стол для совершения евхаристии, в православной церкви именуемый престолом.
Э37-505 86.37-5
См. также Престол, Придел, Храм
- Амвон (от греч. - край горы)
- — возвышение, как правило, полукруглое и выдвинутое в середину христианского хзрама. Место, с которого дьякон провозглашает ектенью, читает евангелие, а священник произносит проповеди.
Э37-505 86.37-5
- Амидаизм
- — одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, возникшее и оформившееся в 5-6 вв. в Китае. Получило название по имени главного будды этого течения - Амиды.
Э353.1 86.35
- Амидизм
- см. Амидаизм
- Амир
- см. Сейид
- Аналой
- — в православном храме стол, на который во время богослужения кладутся евангелие, крест и иконы, выставляемые для поклонения верующих. Вокруг А. священник обводит новобрачных при совершении бракосочетания.
Э372-505 86.372-5
- Ананда (Ск.)
- — имя, которое связывается с одним из любимых и почитаемых учеников Владыки Будды. Символизирует счастье, радость как переживание полноты бытия.
Э35-574 86.35-5
- Анафема
- — в христианстве - церковное проклятие, отлучение от церкви, считающееся высшей карой.
Э37-625?1 86.37-6
- Анахореты
- — удалившиеся от мира, отшельники, пустынники, так назывались люди, жившие в уединенных и пустынных местах, по возможности чуждаясь всякого общения с другими.
Э37-64 86.37-6
- Ангелы
- — бесплотные сверхъестественные существа, духи,созданные Богом. Через них Бог возвещает людямсвою волю. А. подразделяются на 9 чинов, сгруппировнных в 3 лика:
- серафимы, херувимы, престолы
- господства, силы, власти
- начала, ангелы, архангелы
Э37-421.2 86.37-4
См. также Архангелы, Власти, Господства, Начала, Престолы, Серафимы, Силы, Херувимы
- Англиканская церковь
- — одно из направлений в протестантизме, в культе и организации которого многое сохранилось от католицизма с момента его возникновения в 16 в. в период Реформации, когда были разорваны отношения с Ватиканом. Соединило протестантское учение о спасении личной верой с католическим догматом о спасительной силе церкви. Господствующая церковь в Англии. А.ц. в Москве зарегистрирована Управлением юстиции г.Москвы в 1993 г. В 1995 г. общине возвращено ее историческое здание.
Э376.14 86.376.14
См. также Епископальная церковь, Протестантизм
- Англиканство
- см. Англиканская церковь
- Андреевский крест
- — косой крест в форме буквы Х. По преданию апостол Андрей Первозванный был распят на таком кресте. А.к. одновременно рассматривается как символ имени Христа (греч. Х). В России синий косой крест изображается на флаге военных судов.
Э37-575.9 86.37-5
- Анно Домини (год господень)
- — летосчисление от предполагаемой даты рождения Христа. Введено монахом Дионисием Малым (ум. в Риме, ок. 550 г.)
- Антиклерикализм
- — движение против гражданских привелегий церкви и клерикального влияния на общественную жизнь. А. выступает за отделение церкви от государства. Многие верующие-антиклерикалы рассматривают клерикализм всего лишь как результат злоупотребления религией со стороны реакционеров, проводят разграничение между клерикализмом и религией, относя все реакционное на счет воинствующего клерикализма.
Э13(0)-1 86.1
- Антиминс (греч. - вместопрестольник)
- — четырехугольный льняной или шелковый платок с зашитыми в угол частицами мощей, с изображением находящегося в гробу Иисуса Христа и 4 евангелистов по углам. Принесение и возложение А. на престол - необходимый ритуал, предшествующий совершению таинства причащения и освящения новых церквей.
Э37-505 86.37-5
- Антипапа
- — глава католической церкви, избрание которого на этот пост объявлялось недействительным. Хотя официально церковь на признает А., она вынуждена считаться с их существованием, и они фигурируют, правда в скобках, в реестре понтификов, публикуемом в ежегодном официальном справочнике
Э375-601 86.375-6
См. также Папа римский
- Антипасха
- — первое воскресение после Пасхи. Иначе называется "Фомина неделя", т.к. в этот день вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы.
Э37-52 86.37-5
- Антифон
- — в церковном богослужениии попеременное пение двух хоров(полухоров), одна из древнейших форм церковного пения.
Э37-503.11 86.37-5
- Антихрист
- — по христианским представлениям - противник Христа, который, согласно Апокалипсису, должен появиться на земле незадолго до второго пришествия Христа, для борьбы с христианской церковью, но в конце концов будет побежден.
Э37-422.3 86.37-4
- Антропософия
- — мистическое учение, в основе которого лежит представление, будто человек путем развития скрытых в нем таинственных возможностей может достичь господства над природой. А. сложилась в нач.20 в. на почве теософии. Ее основатель Рудольф Штейнер (1861 - 1925) возглавил созданное им "Всеобщее антропософское о-во".
Э391.7 86.391.7
См. также Мистика, Теософия
- Анх
- — египетский символ жизни, крест с ушками. По форме напоминает христианский крест, но имеет в верхней части овальную петлю.
Э321.0-5 86.321
См. также Культ религиозный
- Апокалипсис
- см. Откровение св. Иоанна Богослова
- Апокрифы
- — произведения религиозного содержания. Но не признанные церковью священными. Существуют ветхозаветные апокрифы (книги Маккавеев; Иудифь; Премудрости Иисуса, сына Сирахова и др.) и новозаветные апокрифы (Евангелие и Апокалипсис Петра, Евангелие от Фомы, от Филиппа и др.)
Э37-210.93 + Э37-220.92 86.37-20
См. также Библия
- Апологетика
- — отрасль христианского богословия, занимающаяся защитой и оправданием своего вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. А. включает изложение сущности данной религии, разбор возражений, направляемых против нее, обоснование преимуществ данной конфессии по сравнению с другими.
Э37-451 86.37-4
- Апостол
- — В Библии этим словом называются те, кто от Бога получил повеления для сообщения людям. В этом смысле А. называется , напр., Моисей. В Новом Завете А. в этом смысле именуется сам Христос. Наряду с этим название А. употребляется в приложении к 12 избранным, выделенным Иисусом среди его учеников.
Э37-228.3 86.37-228
- "Апостол"
- — древняя богослужебная книга, включающая в свой состав почти весь Новый Завет, за исключением евангелий. Разделен на главы, которые читаются в храме во время литургий."А." был первой книгой , напечатанной в России в 1564 г. в типографии Ивана Федорова.
Э37-507 86.37-5
См. также Богослужебные книги, православные
- Апостолы (греч. - посланец)
- — в первоначальном христианстве странствующие проповедники, переходившие от общины к общине и существовавшие за их счет. А. проповедовали новое учение и среди нехристиан, создавая новые христианские общины. Они обращались друг к другу и к общинам с посланиями по различным вопросам веры и внутренней религиозной жизни. Таково, видимо, и происхождение посланий, вошедших в Новый Завет. Позднее с формированием Нового Завета, церковная традиция закрепила название А. лишь за 12 учениками Христа, которые упоминаются в евангелиях и в Деяниях апостолов и которых, якобы, сам Христос избрал для проповеди его учения: Симон (Петр), Андрей, Варфоломей, Иоанн, Матфей, Симон Зило (по другой версии Симон Кананит), Фаддей (или Иуда, сын Иакова), Филипп, Фома, Иаков - сын Алфея, Иаков - сын Зеведея и брат Иоанна, Иуда Искариот, предавший Христа. А. называл себя Павел, хотя он не был учеником Иисуса. Деятельности 12 А. и Павла христианское предание приписывало основание первых христианских общин.
Э37-228.3 86.37-228
- Арканология
- — эзотерическое учение Древнего Египта. Согласно легенде, в критический момент, когда Египту грозила потеря независимости, египетские жрецы, чтобы сохранить А. не осмелились доверить ее добродетели, т.к. она может погибнуть, а решили доверить сохранение тайны пороку, т.к. он вечно жив. С этой целью они изобрели карточную игру "таро", которая представляет синтез, квинтэссенцию всего знания древнего мира, дошедшего до нас под видом игральных и гадальных карт.
Э391.215 86.391.2
- Армагеддон
- — согласно Библии, место сбора сил Сатаны для решающего сражения с Богом; в широком смысле - символ последней битвы добра и зла.
Э37-422.3 86.37-4
- Армия спасения
- — международная религиозно-филантропическая организация, созданная в 1865 г. и реорганизованная в 1878 г. по военному образцу методистским проповедником У.Бутсом, ставшим ее первым генералом, для религиозной пропаганды среди беднейших слоев населения Лондона. А.с. распространила вскоре свою деятельность и на др. страны, в частности на США и Канаду, а ныне действует во многих капиталистических странах. А.с. содержит на свои средства ночлежные дома, столовые, больницы. Получающие материальную помощь должны принимать участие в разнообразных религиозных мероприятиях.
Э378.151.11 86.378.151
- Архангелы
- — в христианстве высший ангельский чин. По именам называют трех архангелов. Это Михаил - небесный военоначальник (архистратиг), ангел хранитель всех верующих во Христа, Гавриил - божий посланник, принесший "благую весть" Марии, Рафаил - ангел целитель.
Э37-421.2 86.37-4
См. также Ангелы
- Архат
- — человек, прошедший четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня. К числу А. относятся ближайшие ученики и последователи Будды, в традиции хинаяны (см.) их насчитывается 16, в махаяне (см.) - 18. А. входит также в число эпитетов Будды.
Э35-422 86.35-22
- Археология библейская
- см. Библейская археология
- Археология церковная
- — богословская дисциплина, занимающаяся поисками, изучением и описанием вещественных памятников, связанных с разными этапами истории христианской церкви.
Э37-3,5 86.37-3
- Архиерей ( то же "иерарх")
- — общее название для священнослужителей высшей степени христианской церковной иерархии: епископов, архиепископов, митрополитов, патриархов.
Э37-637.21 86.37-6
- Архиерейский собор
- — собрание (совещание) архиереев поместной православной церкви, созываемое для решения наиболее важных вопросов канонического, богослужебного, церковно-административного и иного характера, а в отдельных случаях - для избрания главы церкви. В Русской православной церкви А.с. один из высших органов ( наряду с Поместным собором, Священным синодом во главе с патриархом) церковной власти и управления. А.с. обладает всей полнотой власти в период между Поместными соборами.
Э372-3-014 86.372-3
- Архидиакон (греч.)
- — буквально - глава дьяконов. Главный (старшиий) диакон в епархии, обыкновенно состоящий при кафедральном соборе правящего епископа.
Э37-637.22 86.37-6
- Архиепископ
- — старший епископ
Э37-637.21 86.37-6
- Архимандрит
- — старший монашествующий сан 2-й степени священства (перед епископом), обычно его имеют настоятели православных монастырей.
Э372-643 86.372-6
См. также Монашество православное
- АСД
- см. Адвентисты седьмого дня (АСД)
- Аскетизм мирской
- — нравственный идеал,специфичный для протестантизма и вытекающий из учения о мирском призвании верующего. Главное в А.м. - это перенос центра тяжести с соблюдения внешнего благочестия на внутреннюю религиозность человека.
Э376-43 86.376-4
- Аскетизм религиозный
- — отказ от жизненных благ, удовольствий, подавление в себе естественных желаний. Проповедь А. характерна для большинства религий. В христианстве рассматривается как основной закон жизни верующего.
Э37-438 86.37-4
См. также Богословие
- Аскеты
- — в первые века христианства постники и молитвенники,не налагавшие на себя обетов, как потом монахи, но проводившие жизнь в посте и молитве, не обязательно принимая службу в клире.
Э371-438 86.371-4
- Ассалат
- см. Намаз
- Астральные культы
- — религиозное почитание небесных светил и явлений и сопровождающие его религиозно-мистические действия.
Э240.21 86.24
- Астрологическая эпоха
- — период продолжительностью около 2300 лет, включающий несколько переходных столетий до и после него, в течение которого точка весеннего равноденствия (О Овна тропического Зодиака) пересекает определенное созвездие сидерического (видимого) Зодиака. Например, эпоха Тельца - это время, когда точка весеннего равноденствия двигалась по созвездию Тельца со скоростью 1 за 72 года.
Э391?211 86.391.2
См. также Астрология
- Астрология
- — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, поступки, характер, будущее), определявшемся через видимые движения на небесной фере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени . Возникла в древности ( вавилонская, храмовая А. и др.), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы - на рубеже 2-1 вв. до н.э.). С криткой А., как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская А., достигшая значительного развития в 9-10 вв., с 12 в. проникает в Европу. Возрождение интереса к А. происходит после 1-2 мировой войны. С сер. 20 в. А. вновь приобрела популярность.
Э391.211 86.391.2
См. также Астрология рождения, Астрологическая эпоха, Гороскоп,
- Астрология рождения
- — раздел астрологии, связанный с индивидуальными картами, Существуют и другие разделы астрологии: мунданная ( рассматривает событитя политической и культурной жизни), хорарная (изучает гороскопы, составленные на момент, когда задан вопрос) и т.д.
Э391.211 86.391.2
- Асура
- — в индуизме - божество, возглавляющее класс демонов (богов изначального мира - хаоса).
Э331-421.1 86.33-4
- Атман
- — в индуизме - понятие, обозначающее субъективное психическое начало, индивидуальное бытие, душу человека.
Э331-422.2 86.33-4
- Аура (Лат.)
- — "энергетическая" оболочка тела, индуцируемая работой организма человека (существует А. животных, вещей...). А. может являться своего рода индикатором духовного развитиячеловека, где отслеживаются его склонности, вкусы, а также другие качества личности.
Э391 86.391
См. также Эзотеризм (эзотерическое учение)
- Ахадис
- см. Хадис
- Ахбар (араб. мн.ч. от хабар - сообщение, расказ)
- — мусульманские предания о словах и поступках Мухаммеда. В этом смысле А. - синоним хадиса (мн.ч. ахадис).
Э382-25 86.382-2
См. также Мухаммед
- Ахимса, ахинса
- — ненасилие по отношению ко всему живому, религиозно-этический принцип, характерный для индуизма, буддизма, джайнизма, где он возводится в степень религиозного долга. Принцип А. связан с учением о переселении души и перерождении одних живых существ в другие.
Э33-43 86.33-4
- Ашрам
- — кришнаитская община
Э331.8-605.5 86.33-6
См. также Кришнаизм,
- Ахинса
- см. Ахимса
- Ашура
- — главная дата шиитского религиозного календаря, день поминовения шиитского имама Хусейна, убитого 10 мухаррама 61 г. Хиджры (10 октября 680 г.).
Э382-52 86.382-5
См. также Шиизм
- Аят, айят (араб.- знак,чудо, знамение)
- — наименьший выделяемый отрывок коранического текста, "стих" Корана. Отдельными А. написанными или вырезанными на камне, дереве и т.д. украшают мечети и др. здания, надгробия.
Э38-201.1 86.38-2
- Аятолла(от араб. "аят" - чудо, знамение и "аль-илах" - Аллах - божье чудо, божеств.знамение)
- — шиитский мусульманский деятель, пользующийся популярностью как среди своих последователей, так и среди авторитетных религиозных деятелей.
Э38-637 86.38-6
См. также Шиизм
© Российская национальная библиотека, 2001
|