- Баб
- см. Бабиты
- Бабиды
- см. Бабиты
- Бабизм
- — учение мусульман, шиитской секты, возникшей в Иране в 40-50-х гг. и придавшей религиозную окраску широким народным восстаниям, направленным против гнета феодалов, шахского режима и экспансии иностранного капитала. Название произошло от прозвища основателя секты сейда Али Мохаммеда (1820 - 1850) - Баб, по-арабски "врата", через которые откроется путь истины и справедливости. Али Мохаммед проповедывал близкое пришествие мусульманского мессии - махди и идею периодического воплощения божества в пророках. Последователи учения - бабиты - считали учения Баба заменой шариата, а его священную книгу "Баян" - Корана.
Э382.3 86.382.8
- Бабиты
- — последователи учения, созданного Али Мухаммедом Ширази (1819-50), объявившим себя в 1844 г. Бабом, а затем мессией-махди, открывающим новую эпоху - эпоху справедливости и равенствана земле. Учение Баба, делавшего ставку на вооруженную борьбу , было направлено против произвола феодалов, высшего духовенства, против засилия иностранных держав и нашло себе много приверженцев в средних и низших слоях иранского общества. Баб был осужден шиитами как еретик и казнен. Его последователи вынуждены были покинуть Иран. В эмиграции в Багдаде, в1863 г. бабитскя община распалась на две группы последователей двух ближайших учеников Баба - братьев Собх-е-Азала (эзелиты) и Али Беха-уллы (бехаиты). Первое не получило большого распространения, а второе превратилось в самостоятельное учение - бехаизм (см.).
Э382.3 86.382
- Базилика (греч.-царский дом)
- — один из главных типов христианского храма. Строилась по образцу древнеримских судебных и торговых зданий. В плане Б. представляет собой прямоугольник; внутреннее пространство разделяется рядами колонн или столбов на продольные части - нефы; средний неф более высокий, освещается через окна, расположенные над крышами боковых нефов. Раннехристианские Б. разделялись внутри двумя рядами колонн на три нефа, из которых главный неф включал в себя апсиду (греч. - свод) - полукруглую нишу, увенчанную куполом, где размещается алтарь. Существовали различные формы Б. Одной из них была крестообразная Б., образованная добавлением поперечного нефа той же ширины и высоты, что и другие.
Э371-655 86.371-655
- Байрам (турец. - праздник)
- — термин, который добавляется к названиям двух главных ежегодных религиозных праздников у мусульман - курбан-байрам и ураза-байрам.
Э38-52 86.38-5
- Баптистерий (греч. - погружаю в воду)
- — здание, строившееся в древности исключительно для совершения таинства крещения. В нем находился крещальный бассейн. Роль крещального бассейна стала выполнять купель, находящаяся в особом притворе храма.
Э371-655 86.371-6
См. также Крещение
- Баптизм (от греч. - окунаю, крещу водой)
- — разновидность протестантизма, одна из наиболее крупных по численности последователей. Б. считают, что смерть Христа искупила грехи всех людей, а не только предопределенных к спасению, и их судьба зависит от свободной воли. От других групп Б. отличались наибольшей последовательностью в проведении протестантских принципов. Членами церкви считались лишь "заново рожденные" взрослые, сознательно принявшие водное крещение. На первых порах Б. крестили своих новых членов окроплением водой, однако уже с 1640-х гг. вошло в практику крещение погружением в воду. Другим основным обрядом Б. является причащение, совершаемое обычно раз в месяц и называемое хлебопреломлением. И крещение, и причащение считаются не таинствами, а лишь обрядами. Церковь - это самоуправляющаяся община "видимых святых", которая независима как от светских властей, так и от какой-либо вышестоящей баптистской организации. Непременная обязанность каждого верующего - распространение христианства (евангелизация). Два-три раза в неделю Б. собираются на молитвенные собрания.
Э376.16 86.376.16
- Барака (араб.)
- — благодать. Считается, что Аллах наделяет Б. пророков и святых, шиитских имамов и суфийских шейхов, через которых она может быть ниспослана простым людям. Согласно традиции носителями Б. являются гробницы святых, принадлежащие им вещи, а также Коран, Кааба "черный камень" и ряд др. мусульманских реликвий.
Э38-422 86.38-4
- Батиниты
- см. Исмаилиты
- Бахаи
- см. Бехаизм
- Беатификация
- — в католической церкви - акт причисления того или иного лица к лику блаженных. Б. рассматривается церковью как "низшая ступень", определенный этап в процессе подготовки канонизации. С 8 в. право Б. принадлежит исключительно папе римскому.
Э375-574.2 86.372-5
- Белец, белица
- — термин, обозначающий в русских монастырях как лиц, готовящихся к поступлению в монашество, но еще не принявших обет, так и мирян, не имеющих намерения посвятить себя монашеской жизни, а просто удалившихся от мирской суеты на житье в монастырь.
Э372.24-643 86.372-6
- Бейт-Лахм
- см. Вифлеем
- Белое духовенство
- см. Священнослужители
- Бехаизм
- — религиозно-политическое течение, возникшее в сер. 19 в. в Иране среди последователей бабизма, бежавших из Ирана после подавления их восстаний шахскими властями. Основатель Б. Хусейн Али Нури (1817 - 1892), один из ближайших последователей Баба. В 1863 г. он объявил себя Беха-уллой - пророком, появление которого было предсказано самим Бабом. Его учение было изложено в священной книге "Китаб-е-акдес", призванной заменить Коран и "Баян " Баба. Б. отказались от бабитских традиций вооруженной борьбы за преобразование общества, стремясь пропагандой религиозных идей установить всеобщее братство людей и народов, создать единый язык и единую религию человечества. Б. призывают к миру между народами, единству всех людей, равенству и т.д.
Э388.13 86.388
- Библейская археология
- — наука о библейских древностях. Предметом ее служит исследование всех разнообразных проявлений жизни библейского (т.е. древнееврейского) народа, как они отразились в его священных книгах (Библии), гражданской литературе и вещественных памятниках его старины.
Э37-2,5 86.37-2
- Библейская история
- — наука, имеющая своей задачей проследить судьбу библейского (т.е. древнееврейского) народа в течение всего того периода его жизни, который нашел отражение в его священных книгах, именно Библии, т.е. от появления его на арене истории до окончательного прекращения его существования
.Э37-2,5 86.37-2
- Библейские общества
- — общества, которые ставят себе задачей переводы и издание Библии на новые языки и возможно широкое распространение библейских книг и в особенности Евангелия среди всех народов земного шара.
Э37-66 86.37-6
- Библия (греч. - книги)
- — свод книг, составляющих св. писание христианской, а в своей первой части (Ветхий Завет) - также и иудейской религии. Всего вместе с неканоническими книгами Ветхого Завета Б. насчитывает 77 книг. По своему содержанию и по форме библ. книги чрезвычайно разнообразны. Оригинальные языки Б. - др. - еврейский, арамейский и греч.-койне (Новый Завет). К настоящему времени Б. переведена практически на все языки мира.
Э37-2 86.37-2
См. также Ветхий Завет, Новый Завет
- Благовест
- — звон в колокол для извещения о начале богослужения и во время службы. Церковный устав определяет характер звона в известные дни.
Э37-5 86.37-5
- Благовещение
- — один из дванадесятых праздников русского православия. Отмечается 25 марта (7 апреля) в память о сообщении архангелом Гавриилом деве Марии благой вести о грядущем рождении Сына Божьего Иисуса Христа. По интерпретации богословов,
в этот день было "положено начало таинств. общению Бога с человеками". Отсюда особая значимость праздника для верующих. Б. вошло в христианский календарь лишь в 4 в. Его дату установили отсчитав от рождества вспять 9 месяцев - обычный срок беременности женщин. На Русь Б. пришло вместе с другими христианскими праздниками и обрядами в конце 10 в.
Э37-521.41 86.37-5
- Благочиние (благочиннический округ)
- — в Русской и в некоторых православных церквах - часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Границы благочиний и их наименование определяются правящим архиереем совместно с епархиальным советом. Возглавляются назначаемым архиереем благочинным.
Э372.24-605.4 86.372.24-6
- Благочиннические округа православные русские
- см. Благочиние (благочиннический округ)
- Богородичный центр
- — секта Истинно православной церкви (геннадиевской ее ветви). Др. названия - Церковь Божией Матери Преображающейся, Российская вселенская марианская церковь, Новая Святая Русь. Относится к т.называемым тоталитарным, т.е. подавляющим личность, сектам. Основана в 1985 г. Вениамином Янкельманом (Иоанном Береславским) после якобы полученного им откровения от Богородицы. Помимо Библии и избранных житий святых догматика Б.ц. опирается на многотомное "Откровение Божьей Матери епископу Иоанну" и др. труды Иоанна Береславского и некоторых его последователей.
Э372.248.9 86.372.248
- Богословие, теология ( от греч. theos - бог и logos - учение; учение о Боге)
- — систематическое изложение, обоснование и защита учения о Боге, его свойствах, качествах, признаках; комплекс доказательств "истинности" догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства.
Э24 86.24
См. также Агиология, Апологетика, Гомилетика
- Богослужебные книги
- — религиозные издания, излагающие содержание культовых действий, порядок проведения храмовых служб. Много Б.к. в православии. Многочисленны они и у католиков: это лекционарии (указания о порядке чтения фрагментов евангелий), указания о проведениии мессы и т.п. Свои Б.к. имеются и в др. религиях.
Э250 86.25
- Богослужебные книги православные
- — книги, которые читаются в храмах во время богослужений или же содержащие порядок совершения церковных служб, таинств и др. треб. К первым относятся Евангелие и Апостол. Ко вторым относятся Служебник, излагающий порядок богослужений, Часослов, Требник, Октоих, Минея месячная, Минея общая, Триодь постная, Триодь цветная и др. Последовательность ритуала богослужения, песнопений и молитвословий излагается в Типиконе. Наличие такого количества богослужебной литературы свидетельствует о тщательно разработанном порядке богослужений в православной церкви.
Э372-507 86.372-5
См. также "Апостол", Евангелие, Минеи-Четии, Триодь, Часослов
- Богослужение
- — совокупность специфических действий, обрядов, церемоний, непосредственно связанных с системой религиозных представлений и призванных в эмоционально-образной форме воспроизводить тот или иной аспект вероучения. Основное назначение Б. состоит в закреплениии основополагающих догматических принципов в сознании верующих, приобщение их к церковной жизни, формирование религиозного миросозерцания.
Э250 86.25
- Богослужение суточное
- — в православии установленный порядок церковной службы в течение суток. Согласно уставу церковные сутки начинаются вечером. Суточный круг богослужений, регламентированный Типиконом и Часословом, включает в себя 9 служб, посвященных тому или иному церковному событию: вечерня, повечерие, полунощница, утреня 1, 3, 6 и 9-й часы с т.н. междучасьями, литургия. Центральное место в этом круге отведено литургии. Уже давно все службы объединены церковью в три богослужения: вечерня, утреня и литургия. Остальные к ним "присоединяются". В праздничные дни вечернее и утреннее богослужение объединяются в одну службу - всенощное бдение (всенощную), продолжающееся всю ночь и включающее вечерню, утреню и 1-й час.
Э372-50 86.372-5
См. также Литургия
- Богоявление
- см. Крещение Господне
- Бодисатва
- см. Бодхисатва
- Бодхи
- — одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духовное просветление.
Э35-4 86.35-4
- Бодхисатва (Ск. - тот, чья сущность - просветление)
- — в буддизме махаяны идеальное существо, которое, в отличие от архата
хинаяны, выступает прежде всего как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны. В основе идеала Б. в махаяне - космический принцип связанности всех сущевств взаимным состраданием и взаимной помощью.
Э353-421 86.36-4
- Бонза
- — главный монах в буддийском храме.
Э35-643 86.35-6
- Брак церковный
- см. Брака таинство
- Брака таинство
- — одно из семи христианских таинств, признаваемых в православии и католицизме и совершаемое при заключении церковного брака (венчание). Согласно христианскому вероучению при совершении Б.т. на супругов изливается благодать Божья, которая обеспечивает неразрывный семейный союз, основанный на любви, верности и взаимной помощи до гроба и на общей заботе супругов о воспитании детей в духе христианской религии и высокой нравственности. Первоначально Б.т. совершалось во время литургии и лишь с 13 в. стало самостоятельным. Ритуал его складывается постепенно и имеет свои особенности в православии и католицизме. Современную форму в православной церкви Б.т. обрело только в 17 в.
Э37-503.265 86.37-5
- Брама
- см. Брахма
- Брамин
- см. Брахман
- Братья-мусульмане
- — члены религиозно-политической организации Ассоциация братьев-мусульман, созданной в Исмаилии (Египет) в 1928 г. школьным учителем шейхом Хасаном аль-Банной, который в 1918-28 гг. активно участвовал в деятельности суфийских братств. Не выходя за рамки суннитского ислама Х.аль-Банна развил идеи панисламизма, разработал концепции джихада, исламского национализма, исламского государства. Его концепции оказали значительное влияние на многие современные мусульманские идеологические течения. Ряд концепций, разработанных Б.-м. широко используется ныне деятелями Лиги исламского мира, некоторыми шиитскими авторами Ирана, лидерами целого ряда мусульманских экстремистских организаций. Конечной своей целью Б.-м. ставят создание в странах распространения ислама общества, построенного на принципах "исламской справедливости" при строгом соблюдении исламских норм жизни, сформулированных в Коране и шариате.
См. также Джихад, Исламский фундаментализм
Э388 86.388
- Брахма
- — в индуизме - один из главных богов; первоначально - высшее божество, творец и управитель мира; персонификация абсолюта. Входит в тримурти (божественную троицу), нарду с Вишну и Шивой.
Э331-421.11 86.331-4
См. также Тримурти
- Брахман
- Представитель высшей варны и касты в Индии, профессиональный жрец в брахманизме и индуизме. Б. монополизировали изучение и толкование древнейших литературно-религиозных памятников Сев.Индии - вед и культовую деятельность.
Э331-6 86.33-6
- В религиозно-философском идеалистическом учении веданты - безликое божество, абсолют, являющийся якобы единственной реальностью, лежащей в основе иллюзии мира
Э331-4 86.33-4
- Брахманизм
- — Религия в Др.Индии, явившаяся, по существу, дальнейшим развитием ведической религии в период становления раннего рабовладения. В священную литературу Б. входят Веды и обширные к ним комментарии. Б. давал религиозное обоснование делению общества на варны, учению о переселении душ. Важнейшими добродетелями Б. считал беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов.
331-332 86.33-3
- Брестская уния 1596 г.
- — объединение православной церкви на территории Речи Посполитой с католической церковью. Принята на церковном соборе в Бресте. Православная церквь Украины и Белоруссии признавала своим главой папу римского, на сохраняла богослужение на славянском языке и православную обрядность. Официально расторгнута на церковном соборе 1946 г. во Львове.
Э377.1-39(2)-343-011.1 86.377.1-3
- Будда (Ск. - просветленный, постигший высш.истину)
- — в буддизме существо, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к религиозному спасению. В этом основном значении Б. может стать каждое человеческое существо в результате накопления добродетелей и достижения понимания тщетности всех земных привязанностей. Буддистский пантеон насчитывает сотни различных будд. В более узком смысле Б. - имя основателя буддизма - Сиддхартхи Гаутамы, прозванного после "просветления" Буддой Шакья-Муни. Согласно легенде он был сыном царя небольшого государства, расположенного в среднем течении Ганга.
Э35-208.1 86.35-2
- Буддизм
- — одна из трех наиболее распростаненных мировых религий, зародившаяся в Индии в сер. 1-го тыс. до н.э. и впоследствии распространившаяся в странах Юго-Вост. и Центр. Азии, а также Дальн.Востока. Буддизм учит, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему существующему. Причина зла и страданий - привязанность человека и др. живых существ к воспринимаемому нашими чувствами (а на самом деле иллюзорному) миру перерождений - сансара. Чтобы вырваться из "круговорота бытия", необходимо преодолеть неведение, познать сущность мира, отказаться от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, к власти, к богатству, понять изменчивость и преходящий характер всего земного. "Благородный восьмиричный путь спасения" - это праведная жизнь, суть которой в постепенном преодолении в себе всякой жажды бытия, путь полной отрешенности, в которой нет уже места даже радости от перспективы близкого спасения. Само спасение состоит в переходе из сансары в нирвану, в небытие. Внутри Б. всегда велась борьба множества сект и направлений. Наиболее древней формой Б. считают хинаяну.
Э35 86.35
См. также Ламаизм, Махаяна, Ваджраяна, Хинаяна
- Буддизм тантрический
- см. Ваджраяна
- Буддология
- — наука, изучающая буддизм, его историю и современное состояние, его влияние на судьбы и развитие культуры многих народов мира.
Э35-3 86.35-3\
- Булла
- — в католицизме - наиболее важный папский документ, содержащий обращение, постановление или распоряжение.
Э375,112 86.375
- Бхагавад-гита
- — памятник религиозно-философской мысли древней Индии, философская основа индуизма, часть 6-й книги Махабхараты. Появление Б. историки относят к середине 1 тыс.до н.э. В Б. делается попытка раскрыть смысл жизни человека и сущность мироздания. Особый акцент делается на необходимости бескорыстного исполнения своих обязанностей каждым человеком.
Э331-260.9 86.33-2
- Бхакти (Ск.-преданность, любовь к богу)
- в индуизме - личная преданность Богу и беспредельная любовь к людям.
Э331-4 86.33-4
- религиозное течение в индуизме; на его основе развилось народное сектантское движение в Индии в 12-17 вв. Б. провозглашало равенство людей перед Богом, отрицало деление их на касты. Из Б. сформировался сикхизм.
Э331.4 86.33
- Бхута
- — в буддизме - невидимые духи, населяющие землю и воздух, живущие в каждом дереве, строении, камне, ручье, роднике и т.д.
Э35-42 86.35-4
© Российская национальная библиотека, 2001
|