Швейцарское наследие Г.В. Плеханова

Швейцарские издания в личной библиотеке Г.В. Плеханова

Библиотека, собранная Г.В. Плехановым преимущественно в эмиграции, является многоязычной и содержит большое количество швейцарских изданий. Литература принадлежит к самым разнообразным отраслям: история, философия, экономика, литературоведение, статистика и т.д. Как и для предыдущего раздела нашей выставки отобраны экспонаты, свидетельствующие не только о читательских интересах владельца, но и об особенностях жизни на чужбине, о возникших личных связях - не только профессиональных, но и дружеских.


Bürkli K. Der wahre Winkelried. Die Taktik der alten Urschweizer. Ein Beitrag zur 500 jährigen Feier der Schlacht ob Sempach…Zürich: F. Schabelitz, 1886. 196 с.
 АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. В 4036


Г.В. Плеханов, безусловно, интересовался историей страны, в которой ему довелось жить. И легко объяснимо появление в его библиотеке работы К. Бюркли "Истина о Валькериде", посвященной битве при Земпахе (1386 г.) и швейцарскому народному герою Арнольду Валькериду. Заметим, что книга в свое время заслужила похвалу профессиональных военных историков

Вместе с Иоганном Якобом Трайхлером и другими товарищами Бюркли основал в 1851 году Konsumverein Zürich , первую ассоциацию потребителей в Швейцарии и во всей континентальной Европе. Согласно уставу, это хотели устранить « коммерческое ростовщичество ». Сначала члены кооператива купили партию сигар, затем стопку рубашечных полотенец, а затем овсяные хлопья, ячмень, рис, горох, кофе, мыло, свечи и масло. Продается без прибыли, взимается только комиссия. Ассоциация потребителей со своими филиалами и ответвлениями была в то же время своего рода ранней социалистической партийной организацией . Два самых важных функционера этого общества, Иоганн Якоб Трайхлер и Якоб Бюркли, были избраны в Кантональный совет; «Толпа социалистов вторгается в кантон», - писала Züricher Freitags-Zeitung в 1851 году. - https://deru.abcdef.wiki/wiki/Karl_B%C3%BCrkli
Вместе с Иоганном Якобом Трайхлером и другими товарищами Бюркли основал в 1851 году Konsumverein Zürich , первую ассоциацию потребителей в Швейцарии и во всей континентальной Европе. Согласно уставу, это хотели устранить « коммерческое ростовщичество ». Сначала члены кооператива купили партию сигар, затем стопку рубашечных полотенец, а затем овсяные хлопья, ячмень, рис, горох, кофе, мыло, свечи и масло. Продается без прибыли, взимается только комиссия. Ассоциация потребителей со своими филиалами и ответвлениями была в то же время своего рода ранней социалистической партийной организацией . Два самых важных функционера этого общества, Иоганн Якоб Трайхлер и Якоб Бюркли, были избраны в Кантональный совет; «Толпа социалистов вторгается в кантон», - писала Züricher Freitags-Zeitung в 1851 году. - https://deru.abcdef.wiki/wiki/Karl_B%C3%BCrkli

Интересна и биография Карла Бюркли (1823-1901) - швейцарского социалиста, экономиста и публициста. В юности он участвовал в революционных событиях в Германии 1848-1849 гг. Сторонник идей Ш. Фурье, К. Бюркли предпринял смелую попытку организовать в Техасе фалангу - фурьеристскую общину. Потерпев неудачу, вернулся на родину. В дальнейшем он был членом Совета цюрихского кантона, одним из основателей I Интернационала и социалистической партии Швейцарии. К работам первого швейцарского социалиста обращались К. Маркс и В. И. Ленин. [5, с. 569; 6, с. 26]

Тот факт, что и К. Бюркли, и Г.В. Плеханов участвовали  в III Конгрессе II Интернационала в Цюрихе в августе 1893 г., даёт нам основание предполагать, что они были знакомы. [4, с. 517]



Fourier Ch. Égarement de la raison démontré par les ridicules des sciences incertaines et fragments par Charles Fourier. Paris: bureau de la Phalange, 1847. 128 с.

С автогр. и пометами К. Бюркли.

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. А 331


Fourier Ch. Égarement de la raison démontré par les ridicules des sciences incertaines et fragments par Charles Fourier. Paris: bureau de la Phalange, 1847. 128 с.

Владельческая надпись Карла Бюркли.

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. А 331

 

В личной библиотеке Г.В. Плеханова отложилось около десяти изданий с владельческой надписью К. Бюркли. Вероятно, история этих экземпляров отражается в письме П.Б. Аксельрода Г.В. Плеханову, написанном в феврале 1899 г. "Старик Бюркли поговаривает о возвращении его книг, которые он вместе со всей своей библиотекой собирается завещать какому-то учреждению. Но если ты пишешь историю французского социализма, то он будет милостив и еще подождет". [4, с. 158]

Среди швейцарских изданий в библиотеке Плеханова большую часть занимает литература по экономике. Как пример приведем имевший огромную научную значимость трехтомный "Краткий словарь швейцарской экономики, социальной политики и управления" под редакцией Н.М. Райхесберга. Наум Моисеевич Райхесберг (Рейхесберг) (1869-1928) - русский политический эмигрант, социалист. Приехав в Берн как студент, он впоследствии стал преподавателем, получил степень профессора экономики и права Бернского университета. [4, 558]



Handwörterbuch der Schweizerischen Volkswirtschalt, Socialpolitik und Verwaltung. Hrsg. von Dr. jur. N. Reichesberg. Т. 1. Bern: Encyklopädie, 1903. 1007 с.

С пометами Г.В. Плеханова.

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. А 419


Плеханов Г.В. Письмо к Н.М. Райхесбергу. Женева, 20 июня 1904 г. Автограф. 2 л. Л. 1.

АДП. Ф. 1093. Оп. 3. Ед. хр. 80. А. 64.9

Женева, 20 июня 1904 г.

Дорогой профессор,

Великое спасибо за Ваш превосходный словарь. А теперь вот что. Мне нужно поговорить с Вами об одном личном деле. Завтра я приеду для этого в Берн и буду


Плеханов Г.В. Письмо к Н.М. Райхесбергу. Женева, 20 июня 1904 г. Автограф. 2 л. Л. 2, 1 об.

АДП. Ф. 1093. Оп. 3. Ед. хр. 80. А. 64.9

у Вас около 6 часов. Если можно, подождите меня дома, а если нет, оставьте записку с указанием, когда я могу застать Вас.

Я приезжаю в Берн всего на несколько часов, никому визитов делать не буду и потому прошу Вас лучше никому не говорить о моем приезде.

До свидания.

Ваш Г. Плеханов.


Райхесберг Н.М. Письмо Г.В. Плеханову. Берн, 9 мая 1917 г. Автограф. 1 л.

АДП. Ф. 1093. Оп. 3. Ед. хр. 621. В. 352.6.

 

Берн, 9 мая 1917 г.

Дорогой Георгий Валентинович,

От всей души поздравляю Вас с возвращением на родину, в свободную, демократическую Россию. Вы помните, может быть, что я на одном первомайском празднике в Берне, на котором Вы под моим председательством произнесли речь, высказал м[ежду] пр[очим] уверенность, что настанет время, когда вы по приглашению освобожденного от ига царизма российского пролетариата вернетесь на родину, чтобы там продолжать свою славную деятельность во имя его интересов. Я счастлив, что мне удалось дожить до этого момента и увидеть осуществление этого пророчества. Головокружительный успехВеликой российской революции является не в малой степени результатом Вашего многолетнего труда и Вашей борьбы. От души желаю Вам сохранить свои выдающиеся силы еще в течение многих и многих лет на благо российского пролетариата, на счастье родной страны.


Райхесберг Н.М. Письмо Г.В. Плеханову. Берн, 9 мая 1917 г. Автограф. 1 л. Л. 1 об.

АДП. Ф. 1093. Оп. 3. Ед. хр. 621. В. 352.6.

И меня, Георгий Валентинович, страшно тянет на родину. Вы знаете, что меня никогда не покидала надежда на то, что мне когда-либо можно будет вернуться туда, чтобы посвятить свои скромные силы служению ее интересам. Я смею думать, что в настоящее время, время нового общественного строительства, я мог бы там пригодиться. Мой европейский опыт и мои знания могли бы найти себе приложение как в сфере педагогической деятельности, так и в области предстоящей законодательной работы. Теперь станут на очередь вопросы широко охраны труда, с которыми я теоретически и практически хорошо знаком. Все это можно было бы сейчас использовать, и я готов был бы бросить здесь все, чего я для себя добился ценою многолетних неустанных трудов, если бы для меня открылась возможность жить и работать в России. Я прошу Вас иметь это в виду и оказать мне содействие в исполнении этой заветной мечты всей моей жизни.

В ожидании Вашего ответа шлю Вам сердечный привет и наилучшие пожелания.

Ваш Н. Райхесберг


В русской колонии, сплотившейся вокруг университета, Н.М. Райхесберг занимал видное место. Оказывал поддержку группе "Освобождение труда". В архиве Г.В. Плеханова хранится переписка с "дорогим профессором", как Георгий Валентинович называл Н.М. Райхесберга, а также с его братом - доктором философии Цюрихского университета Юлием Моисеевичем Райхесбергом. Большинство писем не публиковалось. Для нашей выставки мы выбрали письмо Г.В. Плеханова от 20 июня 1904 г., в котором он благодарит за вышеупомянутый "превосходный словарь", и письмо Н.М. Райхесберга от 9 мая 1917 г., содержащее горячее поздравление "с возвращением на родину, в свободную, демократическую Россию".

Следующая книга, изданная в 1915 г. и озаглавленная "Французская культура и немецкая культура", имеет дарственную надпись Г.В. Плеханову от автора - швейцарского литератора, многолетнего сотрудника парижской газеты "Mercure de France" Луи Дюмура (1863-1933). Когда началась Первая мировая война, Л. Дюмур поселился в Женеве, где сотрудничал с Международным агентством по делам военнопленных, вел активную журналистскую работу, осуждая как военные преступления немцев в Бельгии, так и нейтралитет Швейцарии. В этих вопросах, думается, они были единомышленниками с Г.В. Плехановым.



Dumur L. Culture franҫaise et Culture allemande. Lausanne: chez C. Tarin, 1915. 59 с. (Édition des C. Vaudois).

С дарственной надписью автора Г.В. Плеханову.

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. А 2004


Dumur L. Culture franҫaise et Culture allemande. Lausanne: chez C. Tarin, 1915. 59 с. (Édition des C. Vaudois).

Дарственная надпись автора Г.В. Плеханову на авантитуле.

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. А 2004


Дюмур Л. (Dumur L.) Письмо Р.М. Плехановой. Париж, 4 июня 1918 г. На фр. яз., на бланке газ. "Mercure de France".

АДП. Ф. 1094. Оп. 2. Ед. хр. 302


В архиве Р.М. Плехановой (фонд 1094) хранится письмо Л. Дюмура с выражением соболезнования по поводу смерти Г.В. Плеханова, а также некролог, посвященный самому Л. Дюмуру, вырезанный из "Mercure de France" и подписанный Ж. Бато, мужем дочери Плехановых, Евгении.

В заключение краткого обзора книг, чьи авторы были современниками Г.В. Плеханова, заметим, что обращение к каталогам Швейцарской национальной библиотеки в Берне ( нем. Schweizerische Nationalbibliothek) дает представление о значительном вкладе этих авторов в общественную и культурную жизнь того периода.

В библиотеке Г.В Плеханова есть и книжные памятники XVIII в.

Прижизненное издание Габриеля Бонно де Мабли (1709-1785)  - "Замечания о римлянах". Мабли - один из ранних представителей утопического коммунизма, чьё влияние в области политических теорий было огромно; его труды с возмущением читала Екатерина II и с восхищением - А.Н. Радищев. [3] Сочинение Г.Б. Мабли упоминается в плехановской статье "Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории". [8, с. 9-25]

Заметим также, что это издание - великолепный образец книгоиздательского мастерства своего времени. В сохранности оригинальный переплёт. Текст снабжен орнаментальными виньетками.


Mably G.B. de. Observations sur les romains / Par M. l’abbé de Mably. 2 éd. Rev. et corr. Geneve: Par la Compagnie des Libraires, 1767. VIII, [4], 426, [2] с.

С пометами Г.В. Плеханова.

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. В 4152


Mably G.B. de. Observations sur les romains / Par M. l’abbé de Mably. 2 éd. Rev. et corr. Geneve: Par la Compagnie des Libraires, 1767. VIII, [4], 426, [2] с.

Виньетки.

Как вид декора виньетка перешла в печатную книгу в XVI—XVII вв. из рукописных книг и инкунабул. Профессиональная справочная литература именует виньеткой практически всякое небольшое «композиционно завершенное графическое изображение предметного или сюжетнотематического характера... помещаемое на внешних элементах книги или особых ее страницах — титульных, начальных, концевых». Границы понятия, таким образом, расплываются, и термин «виньетка» ныне является обобщающим обозначением малой декоративной композиции в текстовом и внешнем оформлении книги.

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. В 4152


Mably G.B. de. Observations sur les romains / Par M. l’abbé de Mably. 2 éd. Rev. et corr. Geneve: Par la Compagnie des Libraires, 1767. VIII, [4], 426, [2] с.

Пометы Г.В. Плеханова.

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. В 4152


Mably G.B. de. Observations sur les romains / Par M. l’abbé de Mably. 2 éd. Rev. et corr. Geneve: Par la Compagnie des Libraires, 1767. VIII, [4], 426, [2] с.

Форзац.

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. В 4152


Mably G.B. de. Observations sur les romains / Par M. l’abbé de Mably. 2 éd. Rev. et corr. Geneve: Par la Compagnie des Libraires, 1767. VIII, [4], 426, [2] с.

Корешок.

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. В 4152

Еще одно издание - тридцать третий том из посмертного "Второго дополнения к коллекции работ Ж.Ж. Руссо", опубликованого Полем и Пьером Мульту. Протестантский пастор Поль Мульту был другом философа и писателя Жан Жака Руссо (1712-1778), состоял с ним в переписке, ему доверил Руссо свои рукописи. [12] Письма, вошедшие в "наш" том, в России не печатались. Г.В. Плеханов часто обращался к сочинениям "женевского гражданина" и посвятил ему статью "Жан-Жак Руссо и его учение о происхождении неравенства между людьми". [9, с. 1-36]


Rousseau J.J. Second supplément a la Collection des oeuvres de J.J. Rousseau, citoyen de Genève. Genève, 1789. 444 с. (Collection des oeuvres de J.J. Rousseau; Т. 33).

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. Б 3492


Rousseau J.J. Second supplément a la Collection des oeuvres de J.J. Rousseau, citoyen de Genève. Genève, 1789. 444 с. (Collection des oeuvres de J.J. Rousseau; Т. 33).

Авантитул.

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. Б 3492


Rousseau J.J. Second supplément a la Collection des oeuvres de J.J. Rousseau, citoyen de Genève. Genève, 1789. 444 с. (Collection des oeuvres de J.J. Rousseau; Т. 33).

Содержание

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. Б 3492


Rousseau J.J. Second supplément a la Collection des oeuvres de J.J. Rousseau, citoyen de Genève. Genève, 1789. 444 с. (Collection des oeuvres de J.J. Rousseau; Т. 33).

Содержание.

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. Б 3492


Завершает нашу выставку Библия с дарственной надписью и цитатой из Евангелия от Луки на форзаце: "Память вашей наставницы школы du Jeudi. 25 декабря 1899. "Счастливы те, которые слушают  слово Бога  и соблюдают его". Появление этой книги в библиотеке Г.В. Плеханова, вероятно, связано с жизнью семьи Плехановых в Швейцарии и вопросами воспитания их детей.

По мере взросления дочерей Плехановых встал вопрос об их посещении воскресной школы, куда девочек неоднократно приглашали и где изучали историю христианства и Библию. Георгий Валентинович и Розалия Марковна были атеистами, поэтому дети воспитывались вне религии. Надо было принять непростое решение. [14, с. 55-56]

Учащихся воскресной школы не водили в церковь, они не принимали участия в богослужениях. И Плехановы "решили, что изучение нашими детьми Библии и Евангелия будет полезно и входит в обязанность образованного человека. Старшей, Лидии, было лет двенадцать, а младшей - десять. Так как они обе любили учиться, то они скоро овладели предметом религиозного преподавания и, о ужас!, получили в конце года награды в виде интересных книг: "Хижина дяди Тома" и "Тысяча и одна ночь". (Плеханова Р.М. Моя жизнь. Воспоминания. АДП. Ф. 1094. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 232 об.) Таким образом, можно предположить, что женевское издание Библии из библиотеки Г.В. Плеханова также является подарком девочкам от преподавательницы воскресной школы.


La Sainte Bible. Genève, Paris: A.Cherbuliez et C-e, 1879. 1103 с.

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. Б 3770


La Sainte Bible. Genève, Paris: A.Cherbuliez et C-e, 1879. 1103 с.

Дарственная надпись и цитата на форзаце: "Память вашей наставницы школы du Jeudi. 25 декабря 1899. "Счастливы те, кто слышит слово Господа  и хранит его. Лука, 11. 28".

АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. Б 3770


Плеханова Р.М. Моя жизнь: Воспоминания. [Париж]. 1940-е гг. Авторизованная копия рукой секретаря Л.А. Дукат.

АДП. Ф. 1094. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 232

Вопрос о воспитании детей вообще глубоко жизненный и интересен, поэтому я позволю себе остановиться слегка на том, как мы воспитывали своих детей.

Как только они физически окрепли и достигли школьного возраста, мы их поместили в хорошую женевскую школу. Религиозных воззрений мы им не внушали, так как сами с раннего возраста были, что называется, свободными мыслителями. Кроме того, мы не думали, что внушение детям понятий о боге, о наказаниях его за непослушание и другие дурные качества, проявляемые в раннем детстве, могут повлечь исправление их недостатков. Мы прибегали к моральным рациональным средствам для исправления их нежных детских душ. "Мы с папой не будем тебя любить, если ты будешь не добра с твоей маленькой сестрой", - внушали мы старшей 6-7-летней, которая проявляла некоторую ревность к младшей пяти лет. Мы старались внушить старшей заботливость о младшей и т.д. Словом, не прибегали к идее о боге, боджеским наказаниям, находили такое поведение не рациональным и скорее вредным.

Позже, когда дети выросли, и мы поместили их в гимназию, ко мне начали являться представительницы протестантских школ с предложением принять детей в воскресные школы, в которых преподают ветхий и новый завет, Библию и Евангелие, не насилуют детских душ, не делают из них ханжей.

Мне припоминается одно такое посещение в 1890 г., а другое в 1892 г. Я сказала посетительнице, что мы с мужем деисты, каким был Вольтер, и не стоим за религиозное воспитание наших детей. Я помню, что при слове "деист" моя посетительница чуть в обморок не упала. Я подумала, что было бы с ней, если бы я не смягчила действительности, а прямо сказала бы ей, что мы атеисты, не верим в бога, а верим в человечество,


Плеханова Р.М. Моя жизнь: Воспоминания. [Париж]. 1940-е гг. Авторизованная копия рукой секретаря Л.А. Дукат.

АДП. Ф. 1094. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 232 об.

в его способность к самоусовершенствованию при известных социальных и экономических условиях. Такая откровенность была бы несомненно сильным ударом для представительницы протестантской женевской школы. Я сдержалась и сказала ей, что посоветуюсь с мужем и дам ей ответ.

В этот же вечер, сколько мне помнится, мы совещались с Георгием Валентиновичем и решили, что изучение нашими детьми Библии и Евангелия будет полезно и входит в обязанность образованного человека. Георгий Валентинович прекрасно изучил эти священные книги и часто в своих литературных трудах любил привести ту или другую цитату из Библии или Евангелия, а религиозным от этого знания не сделался. То же будет и с нашими дочерьми. Старшей, Лидии, было лет 12, а младшей десять. Дети начали посещать воскресную школу. Так как они обе любили учиться, были способны, интеллигентны, то они скоро овладели предметами религиозного преподавания и, о ужас! получили в конце года награды в виде интересных книг: "Хижина дяди Тома" и "Тысяча и одна ночь". Об этом появилось в женевских газетах. Наши друзья, швейцарские социалисты, были очень огорчены тем обстоятельством, что дети Плеханова получили награды за свои успехи по религиозным вопросам в воскресной школе. В особенности был огорчен, я помню, наш друг Луи Эритье, основатель социал-демократической партии в Женеве.

Мы не огорчались этим, старались выяснить нашим друзьям, что мы смотрим на изучение Библии и Евангелия как на необходимое пополнение в их среднем образовании, и что от этого наши дочери в умственном и нравственном отношениях не проиграют, а только выиграют.


Экспонаты нашей выставки еще раз подтверждают мысль, что личная библиотека в комплексе с мемуарными, эпистолярными и др.  источниками обладает большим информативным потенциалом для изучения творческого наследия и биографии ее владельца.