РНБ Коллекции электронной библиотеки

С.-Петербургская губерния

Историческая справка

Губерния учреждена в 1708 г. под названием Ингерманландской, в 1710 г. переименована в С -Петербургскую С 1849 г. состояла из восьми уездов. С.-Петербургского, Гдовского, Лужского (Лугского), Новоладожского, Петергофского, Царскосельского, Шлиссельбургского и Ямбургского. В ней было 14 городов (губернский, семь уездных и шесть заштатных: Гатчина, Колпино, Кронштадт, Нарва, Ораниенбаум, Павловск). Гатчина, Ораниенбаум, Павловск, Петергоф и Царское Село имели также статус городов дворцового ведомства (дворцовых городов). Особый статус имел Кронштадт, управлявшийся военным губернатором.

Границы губернии и между уездами в период издания памятных книжек не менялись. Неоднократно переносилась только городская черта С.-Петербурга и соответственно граница С.-Петербургского уезда. 23 октября 1878 г. село Колпино стало посадом, а 23 июня 1912 г.— городом.

Губерния граничила на юге с Порховским и Псковским уездами Псковской губ., на западе — с Везенбергским уездом Эстляндской губ., на севере — с Эурепяским и Кексгольмским уездами Выборгской губ., на востоке и юго-востоке — с Лодейнопольским уездом Олонецкой губ., Тихвинским и Новгородским уездами Новгородской губ.

В 1914 г. губерния переименована в Петроградскую, в 1924 г.— в Ленинградскую. Упразднена в 1927 г. В настоящее время ее основная территория входит в состав Ленинградской и Псковской обл. Российской Федерации, небольшие части — в состав Новгородской обл. и Эстонии.

* * *

Число памятных книжек С.-Петербургской губ. сравнительно невелико. За период с начала 1860-х гг. выявлено 18 выпусков, издававшихся с большими перерывами (1861, 1863-1865, 1868, 1872-1875, 1877, 1882, 1884, 1895, 1898-1900, 1905, 1914/1915 гг.) [1]. Издателем ПК на 1863-1865, 1868, 1872-1875, 1877, 1882, 1905, 1914/1915 гг.был СГСК; издатели других выпусков не установлены. Составители указаны лишь в некоторых выпусках: П. П. Нейдгардт (1868 г.), А. Ф. Елачич (1873-1875 гг.), Е. А. Гагемейстер (1898 г.), Н. В. Шапошников и С. Э. Термен (1905 г.). Большинство ПК напечатано в губернской типографии; исключение составляют выпуски на 1865 г. (типография К. Вульфа), 1873-1875 гг. (типография Ю. Виганда) и 1877 г. (типография Академии наук).

Памятным книжкам предшествовали адрес-календари, издававшиеся губернским правлением [2].

Уже первые книжки, выпущенные СГСК, были явно рассчитаны на массовый спрос. В газетном объявлении 1863 г. сообщалось: «Памятная книжка, ныне печатаемая... может быть полезна не только для служащих, для которых по своему содержанию она, можно сказать, необходима, но и для частных лиц, отвечая на многие вопросы, встречающиеся почти ежедневно, как например, время отхода и прихода пароходов и цены за проезд, места подписки на журналы и газеты и цены им, места жительства разных должностных лиц, как-то: мировых посредников, волостных старшин, становых приставов, докторов и проч., условия приема в больницы и т. д.» [3]. Вероятно, с этим связано широкое использование прессы для организации сбора справочных и статистических сведений, намеченных к публикации. В июне 1862 г. ГСК опубликовал в «губернских ведомостях» объявление «с просьбою ко всем, кому только доступны такие сведения, о доставлении статистических данных по нижеследующей форме о населенных местах С.-Петербургской губернии... По этой же форме будут затребованы сведения от городских и земских полиций. ..»; там же был помещен детально разработанный перечень вопросов [4]. Аналогичным образом в 1863 г. СГСК обратился к пароходным компаниям с предложением прислать сведения о расписании на предстоящую навигацию [5]. Из полученных ответов была составлена таблица, опубликованная в ПК на 1863 г. Однако попытка таким же способом собрать сведения о личном составе ученых обществ, находящихся в столице [6], не удалась, о чем можно судить по неполноте справки о них в ПК на 1864 г.

Памятные книжки создавались в условиях постоянного дефицита денежных средств. Так, в 1864 г. «за неотпуском ожидаемых сумм, канцелярия комитета только с крайним затруднением могла приготовить в срок данные, нужные для отчетов, и при этом чиновники большую часть времени оставались без получения содержания, а наемным частным сотрудникам пришлось отказать, от чего некоторые работы приостановились, и оказалось необходимым имевшуюся в виду программу "Памятной книжки" сократить, отложив на неопределенное время издание в свет некоторых весьма интересных материалов» [7]. Уже в 1865 г. СГСК пришел к выводу о том, что, «судя по средствам комитета и имея в виду, что это издание никакого дохода комитету не приносит, можно было бы напечатать на будущий год только один адрес-календарь, необходимый для администраций, а на будущее время материалы, относящиеся собственно к статистике, выпускать в свет либо отдельными брошюрами, либо в виде целых сборников» [8]. В связи с этим было решено просить начальника губернии «сложить с комитета эту обязанность», а «изготовленный ныне для печатания список чинам поручить губернской типографии издать, взамен прежде отпускавшегося пособия, безмездно и пустить в продажу с тем, чтобы вырученные за то деньги поступали в доход типографии, не назначая комитету за труды его никакого вознаграждения» [9]. Но ответа на это предложение не последовало, «а между тем приготовленный материал устарел» [10]. Таким образом, книжка на 1866 г. осталась ненапечатанной.

В марте 1867 г. секретарем СГСК П. П. Нейдгардтом был предложен на обсуждение проект выпуска статистического и справочного «ежегодника города С.-Петербурга и его окрестностей», который включал бы традиционный для ПК набор сведений за исключением адрес-календаря [11]. Это предложение было принято в феврале 1868 г., с тем, чтобы «в то же время рассмотреть программу подобного же издания собственно для губернии, дабы тем самым комитет выполнил двоякую свою обязанность как столичный и как губернский комитет» [12]. В апреле разработанная комиссией СГСК программа нового издания для столицы была утверждена; одновременно постановлено «статистические материалы, касающиеся губернии, по надлежащей разработке издавать в систематическом порядке по мере средств комитета через несколько лет» [13]. Вероятно, именно такое решение, в сочетании с недостатком средств комитета в 1868 и 1869 гг. [14] и частой сменой его секретарей (с ноября 1868 г по сентябрь 1869 г в связи с болезнью Нейдгардта эти обязанности временно исполняли Н П Дорогин и В О Струве), послужило причиной невыхода ПК на 1869 и 1870 гг.

В 1869-1870 гг по решению и в соответствии с программой упомянутой комиссии шла работа над первым выпуском трудов СГСК, кумулировавшим основные справочные и статистические сведения о губернии, однако он не увидел свет, поскольку, по мнению нового секретаря А. Ф. Елачича, содержал «сведения, хотя и не лишенные интереса, но уже изданные» [15].

Издание ПК было возобновлено в 1872 г по указанию и д начальника губернии, вице-губернатора И В Лутковского (которому в декабре 1869 г. было поручено «заведывание всеми делами комитета на будущее время» [16]).

Выпуск на 1876 г не был издан, как сообщалось в отчете секретаря СГСК В Г Гельмерсена, «вследствие желания собрать самые новейшие и полные сведения, для составления адрес-календаря, прилагаемого к памятной книжке» [17].

Документальные источники по истории издания ПК за последующие годы нами не обнаружены Известно только, что весной 1889 г. СГСК вел сбор адрес-календарных сведений для книжки на этот год [18], но она не вышла в свет.

Адрес-календарный раздел ПК включал сведения не только о губернской и уездной, но и о столичной администрации Большой объем работы по сбору сведений о многочисленных учреждениях разного уровня не оправдывал себя адрес-календарь на 1863 г., изданный как первая часть ПК тиражом в 400 экз и продававшийся отдельно от второй (статистической) части и в СГСК, и у комиссионеров-книготорговцев, в течение пяти лет был распродан только наполовину В 1865 г СГСК обратился к губернатору с предложением о передаче издания адрес-календаря, представляющего интерес исключительно для администрации, губернскому правлению, чтобы на освободившиеся средства СГСК мог печатать статистические труды, имеющие практическое значение [19]. Однако это предложение было отклонено.

Существенной особенностью ПК С -Петербургской губ по сравнению с подобными изданиями других губерний была значительно более узкая научных тематика СГСК, возникший в крупнейшем научном центре, никогда не ставил перед собой задачу комплексного изучения территории города и губернии, а ограничивался сбором, обработкой и публикацией статистической информации. Поэтому, в отличие от провинциальных аналогов, в петербургских книжках нет актовых, этнографических, фольклорных материалов, а также научно-исследовательских работ исторического содержания.

Методика статистических исследований разрабатывалась с учетом мнения ведущих ученых страны — членов СГСК А. И. Артемьева, К. С. Веселовского, Ф. Г. Тернера, Ю. Э. Янсона и др. Поэтому материалы, публиковавшиеся в ПК, превышали средний научный уровень. Следует отметить данные переписей населения С.-Петербурга 1860-х гг. Если в дореформенной России учет населения был только поименным (через полицию), то теперь в столице анкетные сведения собирались анонимно и через домовладельцев, что впервые дало относительно адекватное представление о структуре населения города. Детали методики были опубликованы в отдельных изданиях и в отчетах СГСК, которые, как и вся его печатная продукция, посылались в порядке обмена провинциальным ГСК. Это оказало положительное влияние на статистическую работу в провинции [20] и, соответственно, на облик ПК.

Как источник статистической информации петербургские ПК, конечно, представляют наибольший интерес для историков пореформенного времени, однако укажем и статью А. Ф. Елачича «Движение населения г. Санкт-Петербурга за столетие с 1764 по 1863 год» (в книжке на 1875 г.).

СГСК, чья деятельность распространялась не только на губернию, но и на столицу, имел двойной бюджет (4000 руб. серебром в год), штатную должность помощника секретаря и существенно более широкие (чем в провинции) издательские возможности. Поэтому часть статистических сведений о губернии, типичных для провинциальных ПК, помещалась в других изданиях комитета. Так, фабрично-заводская статистика в 1863— 1870 гг. публиковалась в ежегоднике «Фабрики и заводы в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии в... году».

Среди нетрадиционных источников сведений для публикаций в ПК назовем составленный в 1860-х гг. в СГСК «подвижной» (в виде картотеки) географо-статистический словарь губернии [21], на котором была основана статья П. П. Нейдгардта «Исторические сведения и достопримечательности городов и некоторых других населенных мест Санкт-Петербургской губернии» в книжке на 1868 г., вышедшей под его редакцией.

Среди ПК не только С.-Петербургской, но и прочих губерний полнотой информации выделяется книжка на 1905 г., представляющая собой подробнейшее поуездное описание губернии в географическом и историческом отношении.

В 1860-х гг. статистические публикации СГСК пользовались высокой репутацией, о чем свидетельствуют ежегодные отчеты РГО. Из более поздних откликов наиболее интересны рецензии на книжки 1873 и 1874 гг. в журнале «Дело» [22]. Отмечалось, что составитель (А. Ф. Елачич) уклонился от комментирования статистических данных в социальном аспекте. На материалах ПК рецензент показал влияние крестьянского малоземелья и динамики незаконных браков на естественное движение населения. Развитие статистической деятельности органов земского и городского самоуправления (в частности, статистического бюро при губернской земской управе, работавшего под руководством помощника председателя ГСК Ю. Э. Янсона) привело к тому, что с 1880-х гг. петербургские ПК как источник статистических сведений уже не привлекали общественного внимания.

Литература о петербургских ПК представлена статьей А. И. Раздорского [23], в которой содержатся перечень книжек и характеристика наиболее интересных материалов.


[1] Сведения о существовании памятной книжки на 1870 г, приведенные в ряде библиографических указателей (см, например История Санкт-Петербурга — Петрограда, 1703-1917 Путеводитель по источникам Т. 1,вып. 1 СПб, 2000. № 347), ошибочны (см Еалацкая Н М, Рсидорский А И Памятные книжки губерний и областей Российской империи (1836-1917) Предвар список СПб, 1994. С. 330).

[2] Раздорожий А И Общие печатные списки должностных лиц губерний и областей Российской империи (1841-1908) Библиогр указ СПб, 1999. С. 74.

[3] СПбГВ. 1863. 27 апр. С. 57.

[4] Там же. 1862. 23 июня. С. 270-271.

[5] СПочта. 1863. 27 марта. С. 270.

[6] Там же. 1864. 19 янв. С. 63; 6 марта. С. 213.

[7] СПбГВ. 1864. 6 июня. С. 167.

[8] Там же. 1865. 25 дек. С. [1-2].

[9] Там же. 1866. 9 апр. С. 96.

[10] Там же. 1867. 4 февр. С. 60.

[11] Там же. 6 мая. С. 181.

[12] Там же 1868. 23 марта С. [1].

[13] Там же 9 нояб. С. [1].

[14] Там же 1871. 17 апр. С. 2.

[15] Там же С. 3.

[16] Там же 1870. 17 янв. С. [1].

[17] Там же 1877. 19 февр. С. 3.

[18] ЦГИАСПб, ф 260, оп 1, д 153.

[19] СПбГВ 1865. 18 дек. С. [1-2].

[20] См., например: Протокол Архангельского губернского статистического комитета 20 сентября 1865 г. //АрхГВ. 1865. 11 дек. С. 539.

[21] От С. Петербургского губернского статистического комитета // СПочта. 1862. 29 сент. С. 462.— В силу служебного положения к картотеке словаря имел доступ составитель аналогичной работы по всей империи П. П. Семенов-Тян-Шанский.

[22] Дело. 1873. № 7; 1874. № 6.

[23] Раздорский А. И Памятные книжки С.-Петербургской губернии: Ист.-библиогр. очерк // Невский архив: Ист.-краевед, сб. Вып. 3 СПб.. 1997.