РНБ Коллекции электронной библиотеки

Владимирская губерния

Историческая справка

Владимирская губерния учреждена в 1778 г. Ко времени начала издания памятных книжек включала 13 уездов: Владимирский, Александровский, Вязниковский, Гороховецкий, Ковровский, Меленковский, Муромский, Переславский, Покровский, Судогодский, Суздальский, Шуйский, Юрьевский. В ней было 14 городов: губернский, уездные и один заштатный (Киржач в Покровском уезде), а также Гавриловский посад (в Суздальском уезде).

Границы губернии и уездов в период издания ПК менялись. 9 декабря 1853 г. из нескольких слобод Шуйского уезда образован Вознесенский посад. 21 июля 1871 г. в результате слияния его с селом Иваново образован безуездный город Иваново-Вознесенск.

24 февраля 1905 г. село Вертягино Александровского уезда перечислено в Переяславский уезд. 3 июня 1917 г. село Орехово и местечко Никольское Покровского уезда были объединены с селом Зуево Богородского уезда Московской губ. в город Орехово-Зуево.

21 сентября 1917 г. он целиком вошел в состав Богородского уезда. Губерния граничила на юге с Елатомским уездом Тамбовской губ., Касимовским и Егорьевским уездами Рязанской губ.; на западе — с Богородским и Дмитровским уездами Московской губ. и Калязинским уездом Тверской губ.; на севере — с Угличским, Ростовским и Ярославским уездами Ярославской губ. и Нерехтским и Юрьевецким уездами Костромской губ.; на востоке — с Балахнинским, Горбатовским и Ардатовским уездами Нижегородской губ.

Упразднена в 1929 г. В настоящее время ее основная территория входит в состав Владимирской и Ивановской обл., небольшие части — в состав Московской, Нижегородской, Тверской и Ярославской обл.

* * *

Памятные книжки во Владимирской губ. выходили с 1844 по 1917 г.; известно 22 выпуска (на 1844, 1848, 1862, 1863/64, 1895, 1900, 1902-1917 гг.). Встречающиеся в литературе упоминания о некоторых других выпусках, по всей видимости, ошибочны. Так, сообщается, что в библиотеку Харьковского ГСК поступила «Памятная книжка Владимирской губернии на 1865 г.» [1] Очевидно, речь идет о выпуске ПК на 1863 г., вышедшем в свет в октябре 1864 г. Сведения о «Владимирском календаре и памятной книжке Владимирской губернии на 1901 год», изданном ГСК в 1901 г. [2], не подтверждаются документами ГСК; кроме того, ПК на 1900 г. вышла в свет в октябре 1900 г. [3], а в мае 1901 г. было объявлено о подготовке первого в губернии «календаря» — на 1902 г.[4]

Известны имена составителей только трех книжек: на 1862 и 1863/64 гг. (К. Н. Тихонравов) и 1895 г. (Н. П. Шипин). Составителями (редакторами) остальных книжек, изданных ГСК, в соответствии со сложившейся практикой были, вероятно, его секретари.

Все книжки печатались во Владимире, в типографии (в 1900-1907 гг. типолитографии) губернского правления.

Первые ПК (на 1844 и 1848 гг.) относятся к числу самых ранних в России; они включали практически только адрес-календарные сведения и, судя по полному отсутствию издательских объявлений, не были предназначены для продажи.

Дальнейшая история издания тесно связана с деятельностью ГСК. До реформы 1853 г. комитет ничего не издавал и почти не существовал [5], но и в первые годы после преобразования научные труды его членов направлялись для публикации либо в ЦСК, либо в «губернские ведомости», неофициальная часть которых рассматривалась как печатный орган ГСК [6].

О намерении издать ПК впервые упоминается в январе 1860 г. В заметке редактора «губернских ведомостей» и производителя работ ГСК К. Н. Тихонравова сообщалось, что в связи с расширением своей деятельности «комитет приготовляет к изданию: Памятную книжку Владимирской губернии, в которую, кроме списка чинов, войдут статистическое обозрение современного состояния губернии, этнографические заметки и статьи исторического и археологического содержания» [7]. В заседании 5 февраля 1860 г. губернатор Е. С. Тиличеев сообщил, что « в настоящем году по утверждении всех избранных в должности лиц дворянского и купеческого сословия нужно будет приступить к изданию памятной книжки Владимирской губернии, на основании циркулярного предписания г. министра внутренних дел, и редакцию ее возложить на производителя работ г. Тихонравова» [8]. 16 марта 1861 г. программа ПК на 1861 г. была направлена на утверждение в МВД, 7 апреля одобрена [9] и только 8 июня доложена собранию членов ГСК, которое постановило «приступить немедленно к печатанию Памятной книжки по этой программе и возложить на секретаря Комитета постоянное наблюдение за успешным ходом этого предприятия» [10]. Выполнить это решение в 1861 г. не удалось : в связи с преобразованием по новому Положению о губернских и областных статистических комитетах «комитет занимался только поверкою данных, по части административной статистики» [11], и книжка вышла лишь в конце августа 1862 г. «Первый опыт издания был не совсем удачен; более 100 экз. книжек остались не распроданными», и семь лет спустя остаток тиража, с заменой адрес-календарной части и титульного листа, был выпущен в свет как «Владимирский историко-статистический сборник» [12]. Возможно, причиной того, что книжка не разошлась, была ее сравнительно высокая цена (2 руб.) [13].

Незадолго до выхода первой ПК, 22 марта 1862 г., на заседании комитета было принято решение «об издании кроме Памятной книжки особых выпусков, под названием "Труды Владимирского губернского статистического комитета"» [14]. 17 сентября 1862 г. на утверждение в МВД были направлены одновременно программа книжки на 1863 г. и предположение об издании «Трудов».

Эта вторая книжка печаталась долго и по частям, и «Отдел I» (содержащий адрескалендарь и статистические таблицы без комментариев) вышел в свет только в октябре 1864 г.; в газетном объявлении сообщалось, что «отдел 2 печатается» [15], но он так и не вышел в свет. «2-го отдела уже не было с одной стороны потому, что Памятная книжка на 1862 г. не имела особого успеха... а с другой — и потому, что разрешено было издавать "Труды" Комитета, в которые и стали входить все статьи, за исключением таблиц, а за адрес-календарем не признавалось особой нужды» [16].

Очевидно, издатели в то время рассматривали «Труды» не как замену, а как дополнение ПК. В 1866 г., когда вышел уже пятый выпуск «Трудов» и готовился шестой, было «приступлено к собранию сведений и обработке материалов для Памятной книжки Владимирской губернии на 1867 год» [17]. О том, что «третья памятная книжка приготовляется к изданию», сообщалось еще в марте 1867 г. [18], но эта работа не была завершена. Возможно, причины невыхода книжки на 1867 г. связаны и со сменой губернского начальства: в 1866 г. со вступлением в управление губернией В. Н. Струкова «характер деятельности статистического комитета изменился. Вместо разных частных вопросов предложено его превосходительством составить и издать "Этнографический сборник Владимирской губернии"» [19].

В 1865-1894 гг. ПК не выходили [20]. Материалы, традиционно составлявшие их содержание, разошлись по разным изданиям: научно-краеведческими публикациями членов ГСК наполнялись выпуски его «Трудов», статистические обзоры за год публиковались в «губернских ведомостях», а адрес-календарные сведения в виде списков должностных лиц печатало губернское правление [21]. В 1874 г. статистическим комитетом был сделан шаг обратно к модели ПК: по предложению его секретаря Тихонравова «Трудам» (переименованным в «Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета») была придана регулярность («в начале каждого года»), а в их содержание добавлен стандартный набор из 11 статистических таблиц [22].

Обстоятельства возобновления издания книжек в 1895 г. в источниках не отражены; можно лишь предположить влияние нового губернатора (с января 1893 г.) — М. Н. Теренина, а также заметно возросшие возможности и активность губернской типографии, в которой «особенно блестящий и выдающийся подъем дела и расширение оборотов типографии замечаются с половины 1894 года.» [23]. Отметим также, что, по крайней мере, в 14 других губерниях России (в том числе соседних Московской и Тверской) нерегулярно выходившие ПК были возобновлены именно в 1895-1896 гг.

Обращает на себя внимание четкая ориентация издателей на задачи и потребности земств: в объявлении о выходе в свет первой после перерыва книжки 1895 г. специально подчеркивалось: «Предлагаемое издание представляется особенно полезным для гг. земских деятелей, так как заключает в себе подробные сведения об отхожих промыслах, о кустарной промышленности, а также о пчеловодстве, огородничестве и садоводстве» [24].

Оригинальных публикаций в этой книжке было мало: почти все древние акты и многие «современные» публикации — перепечатки из «губернских ведомостей». Несмотря на высокую цену (3 руб.), она разошлась быстро: уже в начале февраля 1896 г., судя по газетному объявлению, «осталось незначительное количество экземпляров» [25].

В 1896-1899 гг. ПК не выходили: книжка 1895 г. вышла уже в ноябре, фактически на 1896 г., а в 1897 г., как сообщается в отчете ГСК, «усиленные труды, вызванные переписью населения, дозволили комитету выполнить... только обязательные работы... » [26]. В конце 1898 г. деятельность комитета активизировалась; в частности, он был занят собранием «разных справочных сведений и других материалов для помещения в предполагавшейся к изданию в 1899 году "Памятной книжке"» [27]. Несмотря на то, что в 1898 г. он уже располагал большей частью справочных и «литературных» материалов, предназначенных для публикации [28], подготовка книжки затянулась (в октябре 1898 г. еще рассылались членам ГСК типовые письма с приглашением к участию в издании [29]), и она вышла только в октябре 1900 г. Первый отдел («Адрес-календарь на 1899 год») был составлен между 20 ноября 1898 г. и 7 апреля 1899 г. и частично отпечатан [30], но выпущен в свет (в начале июля 1899 г.) уже как «Список лиц, служащих во Владимирской губернии» [31].

В 1901 г. происходит смена модели и целевого назначения ПК: за образец берется успешно развивавшаяся к этому времени уже в нескольких губерниях модель « календаря и памятной книжки». Подробное обоснование этого решения (с программой календаря на 1902 г.) появилось в «губернских ведомостях». Суть перемены заключалась в переходе от научного к преимущественно справочному назначению в целях увеличения доступности и доходности издания. «Издания Владимирского губернского статистического комитета, носившие до сего времени, большею частию, характер научных изданий, ввиду ценности печатания и, вследствие этого, высокой платы за них, — имели небольшой, только избранный, круг читателей. Желая предоставить всем, интересующимся Владимирской губернией, материалы для ознакомления с нею за недорогую плату, губернский статистический комитет в настоящее время нашел, что наиболее практически применимым в таком случае является издание "Календаря", как необходимейшей в каждом доме книги, к которой и могут быть прилагаемы в известной последовательности из года в год материалы для изучения Владимирской губернии, — в форме таблиц, диаграмм, картограмм и повествовательных очерков. Чтобы сделать это издание еще более полезным каждому, губернский комитет намерен ежегодно помещать при нем справочный алфавитный указатель законов, с кратким содержанием статей, — в виду того, что отсутствие юридической консультации в селениях порождает, — благодаря недостаточному знакомству населения с своими правами и обязанностями, — многочисленные, иногда даже серьезные, затруднения. Кроме того, в "Календаре" Комитет надеется отвести достаточно места и для таких частных объявлений, которые, вместе с тем, могли бы послужить и справочным отделом для сельских хозяев, канцелярий, торговцев и проч.» [32]

С 1902 г. календари выходили регулярно, примерно в одни и те же сроки (обычно в ноябре - декабре предыдущего или январе титульного года) — в отличие от более ранних изданий, обычно появлявшихся во второй половине или даже в конце года, обозначенного на титуле.

Одновременно поменялась и экономическая модель издания. Во-первых, резко выросли тиражи — с 494 экземпляров книжки на 1900 г. до 5 тысяч — календаря на 1902 г. Сами издатели в 1905 г. сообщали, что «календарь, расходившийся ежегодно в количестве до 7 тысяч экземпляров, является, таким образом, изданием широко распространенным во всех слоях общества» [33]. Во-вторых, снизились цены: если книжки на 1895 и 1900 гг. стоили соответственно 3 руб. и 1 руб. 90 коп., то в 1902-1907 гг. они продавались по 30-40 коп. — при высоком качестве полиграфического оформления ( например, книжка на 1902 г. была « исполненной в 12 красок» [34]). В-третьих, включились (и были впоследствии хорошо отработаны) методы сбора платных рекламных объявлений для публикации в книжках — с помощью типовых писем владельцам крупных торговых и промышленных фирм [35]. Уже в 1902 г., когда реклама впервые появилась во владимирских ПК, она заняла 44 листа, и затем (за исключением 1907 и 1911 гг., когда рекламы не было, и 1906, 1908 и 1909 гг., когда ее было немного) количество рекламных объявлений росло — до 55-56 листов в 1916-1917 гг. При продаже изданий через магазины использовалась система оптовых скидок.

Главными (и до 1903 г. практически единственными) каналами распространения были ведомственные: книжки можно было приобрести в ГСК, у уездных исправников и полицмейстера Иваново-Вознесенска [36]; с 1903 г. начинается продажа в двух книжных магазинах Владимира.

Для подготовки владимирских календарей в этот последний период их издательской истории широко использовался «административный ресурс»: например, в 1915 г. сведения о личном составе учреждений Владимира собирались через частных приставов по распоряжениям губернатора и полицмейстера [37].

Последняя ПК Владимирской губ. вышла, судя по содержанию адрес-календарного раздела, уже при Временном правительстве.

Рецензий на владимирские книжки известно крайне мало. В столичных изданиях больший отклик получали оттиски и перепечатки из них, опубликованные отдельно или в других изданиях. Так, например, «Владимирский историко-статистический сборник», сформированный в 1869 г. из нераспроданных остатков тиража ПК на 1862 г., получил высокую оценку в «Русской старине» [38]. В рецензии на ПК 1895 г. отмечалось, что в книжке «не только статистический материал весьма разнообразен, но не менее интересен исторический и бытовой... Таким образом, памятная книжка Владимирской губернии не только справочная, но не лишена и общего интереса во многих своих отделах» [39]. В местной печати проблемы этих изданий практически не обсуждались — отметим только резко критический отзыв о ПК на 1909 г., обращавший внимание на бессмысленность справочных и устарелость правовых сведений [40].


[1] Отчет о действиях и занятиях Харьковского губернского статистического комитета за 1865 год // Памятная книжка Харьковской губернии на 1867 год. Харьков, 1867. С. 34 3-й паг.

[2] См.: Шмелева А. С. и др. Периодическая печать России. (Журналы и продолжающиеся издания). Естественные науки. Техника. Промышленность. Транспорт. Городское хозяйство. Кустарные промыслы: Кат.-справ., 1703-1917. Т. 1. М., 1974. С. 273, № В209.

[3] ВлГВ. 1900. 13 окт. С. 17.

[4] Там же. 1901. 18 мая. С. 1-2.

[5] Как отмечено в журнале ГСК 1852 г., комитет « со времени открытия его, 15 апреля 1835 года, имел только 8 заседаний. В 1843 году 25-го октября был последний журнал комитета, — а с того времени доныне не было никаких действий по оному, и за последние 10 лет не только не собиралось никаких статистических сведений о состоянии Владимирской губернии, но даже вовсе не было и правителя дел, утвержденного комитетом» (ГАВлО, ф. 431, оп. 1, д. 2, л. 1).

[6] См., например, журналы ГСК за 1854 г. (там же, д. 4).

[7] [Тихонравов К. Н.] Городские известия // ВлГВ. 1860. 23 янв. С. 17. — Об авторстве Тихонравова см.: Смирнов А. В. Уроженцы и деятели Владимирской губернии // ВлГВ. 1897. 9 окт. С. 4.

[8] ГАВлО, ф. 431, оп. 1, д. 125, л. 1.

[9] РГИА, ф. 1290, оп. 1, д. 304, л. 149-152.

[10] етопись Владимирского губернского статистического комитета. Протоколы заседаний. Заседание 8 июня 1861 года // ВлГВ. 1861. 19 авг. С. 133..

[11] Отчет Владимирского губернского статистического комитета, за 1861 год // Там же. 1862. 7 апр. С. 60.

[12] Протокол Владимирского губернского статистического комитета. Заседание 9 декабря 1874 года // Там же. 1874. 27 дек. С. 2.

[13] От Владимирского губернского статистического комитета // Там же. 1862. 25 авг. С. 143.

[14] Протокол годичного собрания Владимирского губернского статистического комитета. Заседание 22 марта 1862 года // Там же. 31 марта. С. 53.

[15] От Владимирского губернского статистического комитета // Там же. 1864. 17 окт. С. 289.

[16] Смирнов А. В. Уроженцы и деятели Владимирской губернии // Там же. 1897. 16 окт. С. 5.

[17] Протокол заседания Владимирского губернского статистического комитета. 15-го декабря 1866 года // Там же. 1866. 24 дек. С. 411.

[18] Там же. 1867. 18 марта. С. 89. — Заметка подписана С. К.; можно предположить, что этот криптоним расшифровывается как «секретарь комитета» и принадлежит К. Н. Тихонравову.

[19] Краткий обзор деятельности Владимирского губернского статистического комитета со времени преобразования его в 1861 году // Там же. 1870. 10 апр. С. 2.

[20] ОАД РНБ, ф. 1, оп. 1, 1895 г., д. 11, л. 122 (ответ ГСК от 28 дек. 1895 г. на запрос ИПБ).

[21] Вообще известны такие списки на 1849, 1851, 1853, 1854, 1857, 1858, 1866-1868, 1872-1874, 1891 и 1899 гг. (см.: Раздорский А. И. Общие печатные списки должностных лиц губерний и областей Российской империи (1841-1908): Библиогр. указ. СПб., 1999. С. 37-39).

[22] Протокол Владимирского губернского статистического комитета. Заседание 9 декабря 1874 года // ВлГВ. 1874. 27 дек. С. 4.

[23] Кириллов А. Некоторые сведения из истории столетней деятельности типографии Владимирского губернского правления // Там же. 1897. 19 сент. С. 3.

[24] Там же. 1895. 3 нояб. С. 15.

[25] Там же. 1896. 2 февр. С. 14.

[26] РГИА, ф. 1290, оп. 2, д. 472, л. 370.

[27] Там же, д. 493, л. 255-255 об.

[28] См. там же.

[29] ГАВлО, ф. 431, оп. 1, д. 1483 («Об издании Комитетом "Памятной книжки" на 1899 год»).

[30] Экземпляр хранится в библиотеке ГАВлО.

[31] См.: ВлГВ. 1899. 9 июля. — В сопроводительном письме ГСК в ИПБ от 20 ноября 1899 г. (ОАД РНБ, ф. 1, оп. 1, 1899 г., д. 31, л. 375) это издание ошибочно названо «памятной книжкой» на 1899 г.

[32] ВлГВ. 1901. 18 мая. С. 1.

[33] ГАВлО, ф. 431, оп. 1, д. 1552, л. 9.

[34] ВлГВ. 1901. 14 дек. С. 1.

[35] См.: ГАВлО, ф. 431, оп. 1, д. 1552.

[36] См., например, объявления о выходе в свет календаря на 1902 г. (ВлГВ. 1901. 14 дек. С. 1) и типовое распоряжение губернатора уездным исправникам «о возможно широком распространении» через продажу присланного (разного для разных уездов) числа экземпляров календаря (ГАВлО, ф. 431, оп. 1, д. 1867, л. 3).

[37] Там же, л. 136.

[38] Провинциальные труды по областной истории и библиографии // Русская старина. 1872. Дек. 3-я с. обл.

[39] [Фаресов А. И.] Памятная книжка Владимирской губернии. 1895 // ИВ. 1896. Июнь. С. 1018.

[40] [Егоров П. В.] Из образцов казенной статистики // Старый владимирец. 1908. 30 нояб. С. 4.