Маргиналии

«Когда господин Вольтер получал новую книгу, – вспоминал его секретарь Жан-Луи Ваньер, – он обычно быстро просматривал ее, читая лишь по несколько строк на каждой странице. Если он замечал что-либо заслуживающее внимания, то отмечал это место закладкой; кроме того, когда книга казалась ему интересной и хорошо написанной, он весьма внимательно перечитывал ее, иногда даже два раза, и делал заметки на полях».

Эти заметки – маргиналии, от латинского «margo» (край) – еще одна черта, которая делает книжную коллекцию Вольтера уникальной. Около двух тысяч книг, то есть почти треть библиотеки, имеют на себе собственноручные пометы философа.

Содержание этих помет – оценка автора книги, иногда положительная, а чаще критическая, согласие или несогласие; но по большей части – дополнения или фактические поправки.

Кроме записей на страницах книги, есть записи на закладках, на специальных наклейках на корешках книг, чистые закладки, приклеенные закладки, загнутые углы, кусочки бумаги, приклеенные прямо в тексте, чтобы заметить нужное место. Записи на титульном листе раскрывают имя автора и заодно содержат суждение о нем.

Многие книги снабжены закладками с буквами «N.M.» (note marginale). Возможно, что большую их часть сделал Ваньер, расставляя библиотеку в Эрмитаже, но часть была вложена еще в Ферне, причем некоторые – самим Вольтером, что показывает, что к заинтересовавшим его местам он сам обращался многократно.

Записи, сделанные писателем без оглядки на цензуру, позволяют узнать вкусы и мнения философа, не все из которых он мог выразить печатно. Многие пометы представляют собой наброски его будущих сочинений – памфлетов, статей.

Заметки относятся иногда к содержанию: «Добавьте, что закон о присяге противоречит закону, разрешающему не свидетельствовать против себя», пишет Вольтер на знаменитой книге Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях», – а иногда к стилю: «Уберите это слово», как бы советует он другому автору, хотя знает, что его давно уже нет в живых.

Соглашаясь с автором, он ставит на полях:

«Хорошо и верно»
«Прекрасное сравнение»
«Bravissimo!»

Но гораздо чаще острый критический ум и насмешливый склад характера выражают себя в едких сарказмах:

«И что же из этого следует?»
«Стоит ли просыпаться утром, чтобы нести такую чепуху?»
«Надо дать автору первый приз за галиматью!»

Только ли для себя делал эти пометки Вольтер?

Написанные четко и разборчиво, они представляют собой не только непосредственную реакцию их владельца, мысли по поводу прочитанного, но обращены и к читателям – друзьям, знакомым, многочисленным гостям. Посетить «фернейского патриарха» в его имении, где он правил как монарх – законодатель только что зародившегося общественного мнения в Европе – считал своей обязанностью каждый образованный путешественник. Каждое острое слово философа, услышанное в беседе или полученное в письме, запоминалось и повторялось. И одним из путей такого распространения своих философских взглядов Вольтер делает пометки на полях своих книг.

«Я имею обыкновение писать на полях моих книг то, что я о них думаю», пишет он одной из своих корреспонденток. И продолжает: «Когда вы приедете в Ферне, то увидите на полях книги Разоблаченное христианство множество помет, доказывающих, что автор ошибался в самых основных пунктах».

Иногда секретари копировали пометы на чистые экземпляры, и такая книга преподносилась в качестве подарка. Кроме того, известны случаи, когда Вольтер переносил свои пометы на другой экземпляр собственной рукой.

Планы издать их появились одновременно с началом работы над каталогом библиотеки, в1927 г.

В 1930-х годах предполагалось, что пометы будут отражены в каталоге. Концепция их будущего издания была разработана М. Л. Лозинским (см. статью И. С. Зверевой). Работа по выявлению и описанию маргиналий велась в 1927–1941, а затем в 1946–1949 годах В. В. Успенским, Л. К. Гессе, В. С. Люблинским, Д. С. Крым и Л. С. Гордоном. В 1949 г. работа прервалась в связи с вынужденным уходом В. С. Люблинского из ГПБ, и затем вознобновилась только после выхода в свет каталога в 1961 г. Теперь работу с пометами Вольтера вели сотрудники Отдела редких книг Т. Н. Копреева, Н. В. Варбанец, Л. Л. Альбина и Т. А. Афанасьева, при консультациях с В. С. Люблинским. В 1968 г. был создан коллектив составителей «Корпуса читательских помет Вольтера», в который вошли сотрудники из разных подразделений ГПБ1. Возглавила работу Т. П. Воронова. Первый том маргиналий Вольтера увидел свет в1979 г. в издательстве Академии наук ГДР «Akademie Verlag». Всего c 1979 по 1994 г. берлинское издательство выпустило пять томов свода Вольтеровских помет. Пятый том вышел уже в Федеративной республике Германии, после чего германская сторона отказалась от продолжения проекта.

Оксфордское издание помет в составе Полного собрания сочинений Вольтера

Оксфордское издание помет в составе Полного собрания сочинений Вольтера

Восьмой том помет в составе Полного собрания сочинений Вольтера

Восьмой том помет в составе Полного собрания сочинений Вольтера

С 2002 г. издание «Корпуса помет» ведется Фондом Вольтера в Оксфорде, в составе академического Полного собрания сочинений. Были переизданы пять томов, вышедшие в «Akademie Verlag», и выпущены шестой, седьмой и восьмой тома. Сейчас заканчивается работа над последним, девятым томом (редактор – заведующая Сектором западных фондов Отдела рукописей Н. А. Елагина).

Завершение издания «Корпуса читательских помет Вольтера» даст ключ к пониманию этого феномена его творчества, до сих пор остающегося малоизученным.

Титульный лист анонимного атеистического трактата «Истинный смысл системы природы» (1774)

Титульный лист анонимного атеистического трактата «Истинный смысл системы природы» (1774)

Пометы Вольтера на авантитуле анонимного атеистического трактата «Истинный смысл системы природы».

Пометы Вольтера на авантитуле анонимного атеистического трактата «Истинный смысл системы природы».

Пометы начинаются знаменитым афоризмом «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на трактате «Истинный смысл системы природы»

Пометы Вольтера на письме Кристофу де Бомону Ж.-Ж. Руссо (1763)

Пометы Вольтера на письме Кристофу де Бомону Ж.-Ж. Руссо (1763)

Мабли Г. Заметки по истории Франции с маргиналиями Вольтера

Мабли Г. Заметки по истории Франции с маргиналиями Вольтера

Пометы Вольтера на книге Гельвеция «Об уме» (1758)

Пометы Вольтера на книге Гельвеция «Об уме» (1758)

Пометы Вольтера на трактате Ж.-Ж. Руссо «Общественный договор» (1762)

Пометы Вольтера на трактате Ж.-Ж. Руссо «Общественный договор» (1762)

Пометы Вольтера

Пометы Вольтера

Пометы Вольтера

Пометы Вольтера

Пометы Вольтера

Пометы Вольтера

Пометы Вольтера

Пометы Вольтера

Пометы Вольтера

Пометы Вольтера