БОГДАНОВ Александр Александрович (настоящая фамилия Малиновский) (1873-1928)
— экономист, философ, естествоиспытатель. С 1918 идеолог Пролеткульта. Осн. сочинение - "Тектология. Всеобщая организационная наука" (ч. 1-3, 1913-27; новое изд. - 1990). Рассматривая общество как вид системной организации, выдвинул идею создания всеобъемлющей науки об общих принципах организации - тектологии, предвосхитил некоторые положения кибернетики. В свете идей тектологии Б. рассматривал воспитание как "организационную работу, превращающую человеческую личинку в действительного члена общества...". Считал педагогический процесс одной из высших форм духовного творчества. Значительную роль отводил личности педагога, оказывающей влияние не только на образование, но и общество в целом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
Ч33(2)7-8

БОГДАНОВ Анатолий Петрович (1834-1896)
— зоолог и антрополог, один из основателей антропологии в России, член-корреспондент Петербургской АН (1890). Популяризатор естествознания. По его инициативе осн. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1864; президент с 1886), организованы этнографическая (1867), политехническая (1872) и антропологическая (1879) выставки, положившие начало политехническому и антропологическому музеям в Москве. Автор университетского курса лекций по зоологии, изданного в качестве учебника для средней школы ("Зоология и зоологическая хрестоматия...", в. 1-3, 1862-65).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
Ч426.47г(2)

БОГОЛЕПОВ Николай Павлович (1847-1901)
— юрист, государственный деятель. В 1883-87 и в 1891-93 ректор Московского университета. С 1895 попечитель Московского учебного округа. С 1898 министр народного просвещения. Сторонник системы образования, сложившейся в ходе контрреформ. В 1899 образовал Особую комиссию для обсуждения вопросов и устранения недостатков в среднем образовании. Под его руководством разработан проект новых правил для начальных училищ (1901). В области высшего образования устанавливался строгий контроль за жизнью студентов в целях предупреждения студенческих выступлений. Б. стремился превратить университеты в закрытые учебные заведения. На университетскую инспекцию возлагалось попечительство о нуждах студентов. В 1899 утверждены "Временные правила", согласно которым студенты, участвующие в беспорядках, в виде наказания должны были отбывать воинскую повинность (впервые применены к 183 студентам в 1900).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
Ч484(28)711.9-МГУ

БОГОЛЮБОВ Леонид Наумович (р. 1930)
— д-р педагогических наук (1984), профессор (1996), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1995; Отделение общего среднего образования), зав. лабораторией обществоведения Института общего среднего образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)

БОГОРОДИЦКИЙ Василий Алексеевич (1857-1941)
— языковед, методист (русский и татарский языки), член-корреспондент Петербургской АН (с 1915) и АН СССР. Создал первую в России экспериментальную фонетическую лабораторию. Разработал методическую систему преподавания русского языка в татарской школе, модель обучения правописанию.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
Ч33(2)7-8

БОГУСЛАВСКИЙ Михаил Викторович (р. 1955)
— д-р педагогических наук (1994), член-корреспондент РАО (2001; Отделение философии образования и теоретической педагогики), ведущий научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БОДАЛЁВ Алексей Александрович (р. 1923)
— д-р педагогических наук (1966), профессор (1968),действительный член РАО (1978; Отделение психологии и возрастной физиологии; с 1976 академик-секретарь), профессор Рос. академии государственной службы при Президенте РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

"БОДРАЯ ЖИЗНЬ"
— летняя трудовая колония для детей из рабочих семей Москвы, образованная в 1911 С.Т. Шацким и В.Н. Шацкой под Каширой. До 1919 входила в состав учреждений общества "Детский труд и отдых". В "Б.ж." осуществлялся эксперимент организации жизни детей на принципах трудового (самообслуживание, работа в саду, поле и т.п.) и творческого (занятия по интересам в свободное время) воспитания. Дети участвовали в обсуждении всех дел колонии. Содержание и методика воспитания обобщены в монографии: Шацкая В. Н., Шацкий С.Т., "Бодрая жизнь" (1915, см. Шацкий С.Т., Избр. пед. соч., т. 1, М., 1980). В 1919 "Б. ж." стала постоянной школой и вошла в состав 1-й опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. В 1934 преобразована в среднюю школу; ей присвоено имя С.Т. Шацкого (г. Обнинск Калужской обл.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 29)
Ч424(28)719.23
Ч424(2)7

БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ (Baudouin de Courtenay) Иван Александрович (1845-1929)
— языковед. По происхождению поляк. Жил в России. Член-корреспондент Петербургской АН (с 1897). Основоположник казанской лингвистической школы. Первым обосновал теорию фонем. Автор публикаций по дидактике и методике преподавания родного и неродного языков. Редактор "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И. Даля (т. 1-4, 3 изд., 1903-09).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
Ч486.131г(2)

БОЖОВИЧ Лидия Ильинична (1908-1981)
— психолог, д-р педагогических наук (1966). Ученица Л.С. Выготского. В 1948-81 в НИИ ОПП. Занималась проблемами педагогической и детской психологии. Исследовала проблемы развития и социального формирования личности, механизмы мотивации и волевой регуляции поведения, выделила гл. этапы развития личности ребёнка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
Ч33(2)7-8

БОЛГАРСКИЙ Борис Владимирович (1892-1980)
— математик-методист, д-р педагогических наук (1965). С 1920 на преподавательской работе в Казани. Исследования Б. по истории и методологии математики связаны с поиском оптимальных методов и приёмов преподавания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
Ч486.24г(2)

БОЛДУИН (Baldwin) ДЖЕЙМС МАРК (1861-1934)
— американский психолог, социолог, историк. Профессор университетов Принстона, Балтимора, Торонто, Мехико. Один из основателей американской социальной психологии. Стремился внести в психологию принцип эволюционизма; развитие психики рассматривал с позиций биогенетического закона.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
Ч33(7США)

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
— принято называть процесс создания единого образовательного пространства высшего звена в странах Европы. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и в конечном счете гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно - и по праву - считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбонскую декларацию (Париж, 1998). Предполагается, что основные цели Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 г. В настоящее время (2004 г.) Болонский процесс объединяет 40 стран: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Россия, Сербия и Черногория. Россия официально присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г.До этого периода Россия выступала в качестве наблюдателя. В 2005 г. присоединились: Армения, Азербайджан, Молдова, Украина.
(Болонский процесс и стоматология России. - М., 2005. С. 30, 41)

См. также Глобализация образования, Международное сотрудничество в области образования

Ч484(4)ж

БОЛТУНОВ Александр Павлович (1883-1942)
— психолог и педагог, д-р педагогических наук (1936). Профессор ЛГПИ им. А.И. Герцена (1925-36). На основе теста А. Бине разработал "измерительную шкалу ума" - психодиагностическую методику. Большинство исследований в русле психотехники и педологии. Одним из первых в СССР разрабатывал вопросы профориентации школьников.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
Ч33(2)7-8

БОЛТЯНСКИЙ Владимир Григорьевич (р. 1925)
— д-р физико-математических наук (1955), профессор (1959), член-корреспондент РАО (1968; Отделение общего среднего образования).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БОЛЬНОВ (Bollnow) ОТТО ФРИДРИХ (1903-1991)
— немецкий философ и педагог. Получил физико-математическое образование. Защитил (1925) диссертацию по теоретической физике у М. Борна. В 1926-31 изучал философию, психологию и педагогику под руководством Э. Шпрангера, М. Хайдеггера, Г. Ноля. С 1931 преподавал в Гёттингенском университете. Возглавлял кафедры педагогики и психологии университетов Гессена (с 1939), Майнца (с 1945) и Тюбингена (с 1953). Поч. ч. Немецкого педагогического общества (1978), поч. д-р нескольких университетов.

Известен как интерпретатор философско-педагогических взглядов В.Дильтея. Один из родоначальников педагогической антропологии, которую определял как особый способ рассмотрения педагогики, а не как самостоятельную науку. Согласно Б., смысл деятельности воспитания состоит в "проникновении", "истолковании", "разъяснении" возникающих в собственной практике случаев. Такая позиция характеризуется как "герменевтика педагогического опыта".

Б. рассматривал педагогику как прикладную философскую науку, в центре внимания которой - вопрос о сущности человека, его "открытости миру". В кн. "Экзистенциальная философия и педагогика" (1959) Б. впервые поднял проблему неустойчивых форм человеческого бытия, которые он описывал в экзистенциальных терминах ("кризис", "увещевание", "встреча" и т.д.). На этой основе им разработана концепция т.н. функционального воспитания, когда всё многообразие человеческих проявлений в осознанной или неосознанной форме несёт в себе воспитательные функции. В качестве необходимого фона и предпосылки каждого воспитательного акта Б. выделяет т.н. педагогическую атмосферу - совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и ребёнка. Гл. задачу педагогики Б. видел в раскрытии и развитии личностных качеств человека, в противодействии "массовости".

Под влиянием идей Б. в Германии сформировалась т.н. тюбингенская школа (К. Гиль, Ф. Кюммель и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
Ч33(4Ф)

БОНДАРЕВСКАЯ Евгения Васильевна (р. 1931)
— д-р педагогических наук (1981), профессор (1982), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Ростовского государственного педагогического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БОНДЫРЕВА Светлана Константиновна (р. 1943)
— д-р психологических наук (1999), член-корреспондент РАО (2001; Отделение психологии и возрастной физиологии), ректор Московского психолого-социального института.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БОРДОВСКАЯ Нина Валентиновна (р. 1952)
— д-р педагогических наук (1992), профессор (1993), член-корреспондент РАО (2001; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой факультета психологии С.-Петербургского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БОРДОВСКИЙ Геннадий Алексеевич (р. 1941)
— д-р физико-математических наук (1986), профессор (1987); один из членов-учредителей и действительный член РАО(1989; Отделение высшего образования), ректор РГПУ им. А.И. Герцена (1986), председатель (с 1992) Северо-Западного отделения РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БОРЕЦКИЙ Иван Матвеевич (в монашестве - Иов) (?-1631)
— деятель просвещения на Украине. Митрополит Киевский (1620). Выступал за распространение грамотности в народе, содействовал открытию школ и введению в них преподавания языков, словесности и других учебных предметов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)
Ч33(2Ук)

БОРЗОВ Александр Александрович (1874-1939)
— физикогеограф, заслуженный деятель науки РСФСР (1935). В основополагающей статье "География" (1912) сформулировал осн. задачи и цели научной географии, содержание и методы преподавания географии в школе. Обосновал необходимость внедрения наглядных методов обучения, создания новых типов учебных карт и атласов, организации при школах географических кабинетов и музеев. Подготовил для учителей серию картин по географии России с объяснительным текстом. После 1934 принимал активное участие в реформе школьного географического образования, создании новых программ и учебников.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)
Ч426.43г(2)

БОРИС ГОДУНОВ (ок. 1552-1605)
— русский царь. В сфере образования ориентировался на сближение России с Западом. Предполагал учредить в Москве высшую школу для обучения иностранным языкам, а в качестве преподавателей пригласить учёных из Германии, Англии, Испании, Франции и других стран. Однако под давлением церкви, опасавшейся "педагогической экспансии" католицизма и других конфессий, отказался от этой идеи. При Б.Г. государством было предпринято несколько попыток послать русских юношей за границу за казённый счёт, но эти начинания не были успешными и не получили массового распространения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)

БОРИСЕНКОВ Владимир Пантелеймонович (р. 1939)
— д-р педагогических наук (1989), профессор (1991), действительный член РАО (1996; Отделение философии образования и теоретической педагогики), вице-президент РАО, гл. редактор журнала "Педагогика".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Борисоглебск Воронежской обл., ул. Народная, 43. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч484(2)714

БОРОВИЦКИЙ Павел Илларионович (1896-1966)
— биолог-методист. С 1919 вёл научно-педагогическую деятельность в Петрограде (Ленинграде); в 1930-66 в ЛГПИ им. А.И. Герцена. Труды по методике преподавания биологии, в т.ч. первый отечественный учебник для высшей школы по методике преподавания естествознания (1934).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)
Ч33(2)7-8

БОСКИС Рахиль Марковна (1902-76)
— сурдопедагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1955), член-корреспондент АПН СССР (1968). С 1920 работала в Киеве в школе для глухих. С 1931 в Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса РСФСР, с 1944 в НИИ дефектологии. Труды в области теории развития аномальных детей, коррекции и компенсации дефектов, учебники и учебные пособия для обучения слабослышащих.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)
Ч432.3

БОЦВАДЗЕ ЛУАРСАБ (1866-1919)
— грузинский педагог и общественный деятель. Основатель и редактор-издатель первого грузинского теоретико-педагогического журнала "Ганатлеба" ("Просвещение", 1908-18). Автор более чем 350 педагогических трудов и статей. Составитель учебных программ по всем предметам для начальных грузинских школ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)
33(2Г)

БОЧАРОВА Валентина Георгиевна (р. 1938)
— д-р педагогических наук (1992), профессор (1993), член-корреспондент РАО (1995; Отделение образования и культуры), директор Института педагогики социальной работы РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БОЭЦИЙ (Boetius, Boethius) АНИЦИЙ МАНЛИЙ ТОРКВАТ СЕВЕРИН (ок. 480 - 524 или 525)
— римский философ и государственный деятель. Заложил фундамент схоластики. Дал теоретическое обоснование квадривиума (термин принадлежит Б.) - высшей ступени изучения семи свободных искусств. Выработал латинскую терминологию логики. Автор классических учебников по арифметике, музыке, геометрии, астрономии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)
Ч33(0)323

БРАДИС Владимир Модестович (1890-1975)
— математик, методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1955). С 1915 преподавал в коммерческом училище, с 1920 в Институте народного образования (Тверь). Автор работ по теории и практике вычислений. С целью рационализации вычислений составил компактные четырёхзначные таблицы (т.н. таблицы Брадиса).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)
Ч486.24г(2)

БРАЙЛЬ, Брай (Braille) ЛУИ (1809-1852)
— французский тифлопедагог. Ослеп в детстве. С 1828 преподавал в Парижском институте для слепых. Разработал (1829) рельефно-точечный шрифт и нотопись для слепых, издал (1838) учебник арифметики для слепых.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)
Ч433.3

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ
— учебные заведения (16-18 вв.) при братствах - объединениях православных горожан, оказавшихся в составе Речи Посполитой: во Львове (осн. ок. 1585), Вильне (1585), Могилёве (1590-92), Киеве (1615), Луцке (ок. 1617). В учебном плане большое место отводилось православному вероучению; на начальной ступени обучали грамоте и пению, на старшей - старославянскому, греческому, латинскому и другим языкам, грамматике, риторике, поэтике, элементам математики, философии. Устав ("Порядок школьный") Львовской школы и правила для учеников ("Артикулы прав") Луцкой школы - памятники педагогической мысли славянских народов. В ведущих Б.ш. преподавали Иов (И. Борецкий), Л. Зизаний, Милетий Смотрицкий и др. Кроме школ повышенного типа ("гимнасионов") создавались многочисленные элементарные Б.ш., близкие приходским школам в странах Европы. Некоторые Б.ш. имели типографии (Львовская наследовала типографию Ивана Фёдорова). В конце 18 в. мн. Б.ш. реорганизованы в коллегии. Киевская Б.ш. положила начало Киево-Могилянской академии. В России Б.ш. назывались также миссионерские школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 29)
Ч424(28)717

БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Братск Иркутской обл., ул. Макаренко, 40. Психология, профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч484(2)711

БРАТУСЬ Борис Сергеевич (р. 1945)
— д-р психологических наук (1989), профессор (1993), член-корреспондент РАО (1993; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой общей психологии МГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БРЕЙНШТОРМИНГ
см. Мозговая атака

БРИГАДНО-ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
— система индивидуализированного обучения, разработана в начале 80-х гг. в Университете Дж. Хопкинса (США) применительно к преподаванию математики в начальной школе (3-6-й классы). Индивидуальное обучение сочетается в ней с организацией работы учащихся в разнородных по составу (мальчики и девочки, хорошо-, средне- и слабоуспевающие, а также дети разного этнического происхождения) группах (по 4-6 чел.). Учебный материал разбивается на отдельные программированные порции - разделы. Каждый ученик осваивает программу в собственном темпе. Затем, работая в парах, члены бригады проверяют друг друга. Система Б.-и.о. разрабатывалась в основном для тех случаев, когда разброс успеваемости в классе слишком велик и значительное число отстающих не позволяет учителю вести обучение в едином темпе для всего класса.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 29)
Ч421.25

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД
— форма организации учебных занятий, применявшаяся в отечественных общеобразовательных школах, вузах и техникумах в 20-30-е гг. Разработан под влиянием дальтон-плана. Учащиеся класса объединялись по бригадам и работали по заданиям (срок выполнения от 2 недель до 2 мес), в которых указывалась учебная литература, задачи и упражнения, контрольные вопросы. Б.-л.м. охватывал общую деятельность класса, коллективную работу бригады и индивидуальную работу каждого ученика. На заключительных занятиях подводились итоги и оценивалась работа в целом (индивидуальная работа не учитывалась).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 29)

См. также Индивидуализированного обучения системы

Ч421.254.3

БРОДСКИЙ Николай Леонтьевич (1881-1951)
— литературовед, действительный член АПН РСФСР (1947). Вёл научно-педагогическую работу в МГУ, МГПИ и других вузах Москвы; с 1941 в Институте мировой литературы им. М. Горького. Соавтор книги для занятий родным языком "Наш мир" (1908; 10 изд., 1923), хрестоматий. Автор научно-популярных биографий М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, работ о Д.И. Фонвизине, В.Г. Белинском, Н.А. Добролюбове, И.С. Тургеневе и др., историко- литературных комментариев к произведениям русских писателей и поэтов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)
Ч33(2)7-8

БРУНЕР (Bruner) ДЖЕРОМ СЕЙМУР (р. 1915)
— американский психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Профессор Гарвардского и Оксфордского университетов, Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Директор Центра по исследованию познавательных процессов в Гарвардском университете (1961- 1972). Занимался проблемами психологии детей раннего возраста. Исследовал потребности и ценности как организующие факторы воспитания. Принимал участие в подготовке реформы образования в США. В качестве главы исследовательской группы Национальной АН США работал над совершенствованием методов преподавания естественных и точных наук. Посвящённая этой работе книга "Процесс обучения" (1960; переведена на 19 языков) оказала большое влияние на развитие образования во мн. странах.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)
Ч33(7США)

БРУШЛИНСКИЙ Андрей Владимирович (1933-2002)
— д-р психологических наук (1978), профессор (1991), один из членов-учредителей и действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), член-корреспондент РАН (с 1990), директор (1989-2002) Института психологии РАН.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БРУШТЕЙН Александра Яковлевна (1884-1968)
— писательница. Автобиографическая трилогия, обращенная к юному читателю: "Дорога уходит в даль..." (1956), "В рассветный час" (1958), "Весна" (1961).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)
Ч426.21г(2)
Ч33(2)7-8

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924)
— поэт, критик, литературовед. В 1917-19 возглавлял комитет по регистрации печати, зав. отделом научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса, занимал ответственные посты в Государственном учёном совете, Госиздате, заведовал Книжной палатой и др. Организовал (1921) Высший литературно-художественный институт (впоследствии его имени) и был его первым ректором. Преподавал в 1-м МГУ, Коммунистической академии и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)
Ч33(2)7-8

БРЮСОВА Надежда Яковлевна (1881-1951)
— музыковед, деятель в области музыкального образования и просвещения. Сестра В.Я. Брюсова. Труды по теории и истории музыки, педагогике, методике музыкально-теоретического образования, народной музыке.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)
Ч489.723

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Брянск, ул. Бежицкая, 14. Психология, профессиональное обучение, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч484(2)714

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Брянск, бульвар им. 50-летия Октября, 7. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч484(2)714

БРЯНЦЕВ Александр Александрович (1883-1961)
— режиссёр, народный артист СССР (1956). На сцене с 1904. Один из основателей и первых руководителей отечественного театра для детей. Организатор (1922) и гл. режиссёр (до 1961) Ленинградского ТЮЗа. Руководил ТЮЗом до 1948. Гос. премия (1950).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 341)
Ч489.733

БУБЕР (Buber) МАРТИН (Мардохай) (1878-1965)
— немецко-еврейский религиозный философ, писатель, педагог. Развивал идеи философской антропологии и экзистенциализма. Рассматривал бытие как "диалог" (между Богом и человеком, между человеком и миром). Осн. педагогический труд "Речи о воспитании" (1953) посвящён проблемам сущности воспитания, образования и мировоззрения, воспитания характера.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч33(4Ф)

БУБНОВ Андрей Сергеевич (1884-1938)
— государственный и партийный деятель. Нарком просвещения РСФСР (1929-37). Под руководством Б. введено всеобщее начальное обучение и начато осуществление 7-летнего всеобуча; в 1-й половине 30-х гг. проведена реформа содержания учебно-воспитательной работы школы; разработаны учебные планы и программы; подготовлены учебники и т.д.; проводилась ликвидация неграмотности (1929-31). Одно из важнейших направлений деятельности Б. - создание политехнической школы. Б. высоко ценил педагогическую науку и труд педагогов, увеличил сеть учительских и заочных педагогических институтов с 2 (1928) до 48 (1931). Деятельность Б. нельзя оценивать однозначно. В период его руководства сформировались бюрократические методы управления образованием; его критическое отношение к педологии, методу проектов, отмирания школы теории способствовало репрессиям против авторов и сторонников этих теорий и прекращению мн. психолого-педагогических исследований. Необоснованно репрессирован.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч33(2)7-8

БУДАНОВ Владимир Петрович (1872-1940)
— географ, методист. Преподавал в учебных заведениях Новочеркасска, Киева, Ленинграда (с 1924; в ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1926-38). Автор одного из первых в России пособий по методике преподавания географии, учебных пособий по физической географии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч426.43г(2)

БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ
— институт духовного образования в буддизме. Буддизм - одна из трёх (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). В центре буддизма - учение о "4 благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Буддийские монахи выработали последовательную педагогическую систему обучения в Б.ш., которые возникли в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. преимущественно при монастырях. Были многочисленны в регионах Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, во мн. странах оказались первыми образовательными учреждениями. В основе педагогической системы, выработанной буддийскими монахами, следующие принципы: возможно меньшее количество учеников у одного наставника; достижение духовной близости ученика и учителя; отрицание искусственного стимулирования образовательного процесса, т.е. ответы только на актуальные в данный момент вопросы; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физической культуры. Использовались многочисленные приёмы педагогического воздействия и взаимодействия учителя и ученика, в т.ч. логические познавательные задачи, построенные на парадоксах (коаны), самосозерцание, медитация.

Обучение в Б.ш. было иерархизировано и дифференцировано по содержанию. Предусматривались существенные различия в образовании мирян и будущих монахов. В зависимости от статуса монастыря при нём существовала начальная и высшая Б.ш. В школы принимались дети 5-8 лет без учёта их сословно-кастовой принадлежности; обучение продолжалось до 15-25 лет, велось на местных языках. Система обучения учитывала возрастные особенности детей.

В странах, где распространён буддизм, Б.ш. существуют в модифицированном виде и в 21 в.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 30)

БУДНЫЙ СИМОН [1530 (?) - 1593]
— белорусский просветитель, идеолог реформационного движения в Белоруссии и Литве. Издал (1562) первый печатный учебник для школы на территории Белоруссии. Выступал за предоставление права на образование для всех сословий. Осуждён как еретик (1582).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч33(2Б)

БУЕВА Людмила Пантелеевна (р. 1926)
— д-р философских наук (1968), профессор (1971), действительный член РАО (1989; Отделение образования и культуры), гл. научный сотрудник Института философии РАН.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БУКВАРЬ
— азбука, учебник для первоначального обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логического мышления. Включает материал, формирующий у воспитанников нормы поведения и взаимоотношений между старшими и младшими. Осн. структурные звенья Б. - буквы, буквосочетания, слоги, цифры, грамматические сведения, обращения к детям и родителям, наставления, текстовые и иллюстрированные материалы, схемы, таблицы.

В России прообразами Б. были азбучные таблички, берестяные грамоты (11-15 в.). Первым печатным Б. на церковно-славянском языке в русской редакции стала "Азбука" Ивана Фёдорова (Львов, 1574), построенная на основе буквослагательного способа обучения грамоте. Для чтения автор отобрал и обработал тексты из Библии. Для закрепления навыков чтения и письма использовался азбучный акростих, тексты молитв, отрывки из притчей и др. Идеи Ивана Фёдорова легли в основу "Азбуки" Л. Зизания (Вильно,1596). В ней обращалось внимание на звуковой состав слова - фонетику; содержались сведения по географии, истории. Московская букваристика начинается с издания букваря В.Ф. Бурцова-Протопопова (1634). Учебник включал материал для обучения цифрам и числительным, большое внимание уделялось синтаксису, пунктуации, грамматическим сведениям. Б. Симеона Полоцкого (1670) стремился объединить обучение грамоте с привитием учащимся почитания к христианскому учению, морали, говорил о пользе просвещения. Важной вехой в истории развития учебной книги стали первые в России иллюстрированные Б. Кариона Истомина. Т.н. малый Б. ("Букварь в лицах", написан в 1692, издан в 1694), оформленный гравёром Л. Буниным, опирался на идею наглядности обучения. Иллюстрации и тексты несли познавательную нагрузку, занимательность облегчала восприятие, осмысление и запоминание учебного материала. Б. Кариона Истомина впервые адресован не только мальчикам, но и девочкам. Азбуки и Б. 17 - начала 19 вв. составлялись гл. о. на основе буквослагательного способа обучения грамоте - только после формирования навыков чтения учащиеся переходили к письму.

В 19 в. в издании Б. отразилась сословная дифференциация учащихся. Появились дорогие красочно оформленные Б., значительно изменилось искусство детской книги. Продолжались поиски рационального размещения учебного материала. Совершенствование Б. как учебника шло по линии обогащения его содержания, внедрения новых методов обучения. Появились Б., составленные по слоговому способу ("Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей", 1844; "Азбука" А. Дараган, 1846), звуковому аналитическому способу ("Русская азбука" В.А. Золотова, 1856; "Азбука для крестьянских детей" Ф.Д. Студитского, 1860) и др.

Важнейшее направление в развитии русской букваристики 2-й половины 19 в. связано с именем К.Д. Ушинского, который в "Родном слове" (1864; выдержало 147 изданий) предвосхитил фонологический принцип обучения грамоте, ставший основой обучения только во 2-й половине 20 в. В учебнике были предусмотрены подготовительные упражнения; письмо слов и предложений; чтение печатного текста и т.д. Такая структура варьировалась и в последующих учебниках: Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, Д. и Е. Тихомировых и др. По "слуховому способу" обучения грамоте была составлена "Азбука" Л.Н. Толстого (1872; в 1875 - "Новая азбука").

В 20-30-е гг. в период кампании по ликвидации неграмотности создавались Б. для городских и сельских школ, для подростков и взрослых, для различных курсов и кружков.

Мн. авторы Б., издававшихся после 1920, комбинировали различные методы обучения грамоте. В 30-40-е гг. Б. составлялись преимущественно на основе аналитико-синтетического метода (буквари А.В. Янковской и Н.М. Головина, 1937, и др.). Разработанная С.П. Редозубовым и реализованная в его Б. (1945) система обучения грамоте на основе практического усвоения детьми осн. звуков русской речи (фонем) легла в основу Б., составленного авторским коллективом АПН РСФСР (1953) и "Азбуки" Янковской, А.И. Воскресенской, Редозубова (1958). В 60- 70-е гг. был издан (1961; ч. 1-2, 1969- 1972) экспериментальный букварь Д.Б. Эльконина. На основе последних достижений современной лингвистики и психологии в учебнике введению букв предшествовал период звукового анализа. Звуковая форма слова представлена в виде схем - моделей. В 1981 вышел Б. (с 1982 стабильный) В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько. Впервые Б. был издан в составе учебно-методического комплекта, включавшего также "Прописи", дидактические материалы, методическое руководство для учителя. В современных Б. модель звуковой (фонемной) структуры преобразована с учётом произносительной связанности звуков в словах. Опора на схемы и модели слов значительно облегчает трудный для детей звуковой анализ и переход к чтению. Расположение букв (звуков) и звукосочетаний по принципу их частотности в языке позволяет обогатить лексику и содержание текстов, а применение особых помет - ввести в тексты слова разной слого-звуковой структуры с начала обучения чтению и сразу учить читать слова с ударением.

(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.30)

См. также Начальное образование

Ч426.131(2)0

БУКВОСЛАГАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ
— способ обучения грамоте. Известен со времён Древней Греции и Древнего Рима; в России применялся в 16 - середине 19 вв. В основе этого способа выделение единицы членения текста - буквы. Буква однозначно связывалась со звуком, считалось, что букв столько же, сколько звуков. Главным было заучивание букв, составление из них слогов и их заучивание и, наконец, чтение "по складам". К письму приступали после освоения "складов", начиная снова с письма букв потом слов и фраз. Таким способом обучение грамоте могло длиться годами.

Б.с. приводил к побуквенному чтению, в связи с чем в методике обучения грамоте был выделен слоговой способ: запомнив все или несколько букв, переходили сразу к заучиванию слогов и к чтению слов из них. Этот способ требовал заучивания многочисленных слогов всех типов. Оптимальный вариант способа, разработанный Г. Кремлёвым (1854), основывался на заучивании группы гласных звуков, с которыми затем последовательно сочетался каждый согласный; такой способ приводил к обобщению звуков, включая элементы звукового анализа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 30)

"БУКЕТ"
— ООО, Шахты, Ростовская область. Детская литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

БУЛАТОВ Владимир Николаевич (р. 1946)
— д-р исторических наук (1991), профессор (1992), член-корреспондент РАО (2001; Отделение высшего образования), ректор Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464-465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944)
— богослов, философ, экономист, публицист, деятель образования, священник (1918). С 1923 в эмиграции, профессор церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного института в Праге. При его участии создан русский Богословский институт в Париже (1925; профессор догматического богословия и декан). Один из идейных руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД); участвовал в первых его съездах и затем продолжал его курировать. До последних дней жизни в оккупированном Париже продолжал служить литургию и читать лекции.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч33(2)7-8

БУЛГАКОВА Нина Жановна (р. 1926)
— д-р педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО (1990; Отделение образования и культуры), зав. кафедрой Рос. государственной академии физической культуры.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БУНАКОВ Николай Федорович (1837-1904)
— педагог, теоретик и практик начального обучения. Сторонник демократизации народной школы, введения всеобщего бесплатного начального обучения. На средства Б. содержались школа в Воронеже, народное училище в с. Петино и др. Руководитель учительских съездов и курсов. Автор популярных учебных пособий: для школьников - "Азбука и уроки чтения и письма" (1871; 100 изд., 1916), "Книжка- первинка" (1881; 37 изд., 1911), хрестоматия "В школе и дома" (1876; 43 изд., 1911) и учителей - "Обучение грамоте по звуковому способу..." (1871; 24 изд., 1903) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч421.2,01
Ч33(2)7-8

БУРСА (ср.-лат. bursa - кошелёк, касса, фонд)
— общежитие для бедных студентов. Создано в 1-й половине 17 в. при Киевско-братском училище (см.Киево-Могилянская академия) киевским митрополитом Петром Могилой, преобразовавшим странноприимный дом при училище в постоянное общежитие для нуждающихся воспитанников. В Б. проживало 200-500 чел. (часть на казённом содержании, значительная часть - на полуказённом), гл.о. на пожертвования (с 1786 сбор пожертвований запрещён). Название Б. позже перешло на все общежития при духовных учебных заведениях, где учащиеся содержались на казённый счёт.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.31)

См. также Киево-Могилянская академия

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Бурятия, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Бурятский

БУСЛАЕВ Федор Иванович (1818-1897)
— филолог, историк искусства, академик Петербургской АН (1860). С 1844 в Московском университете (профессор с 1847). В 1860 прочёл курс истории словесности наследнику престола Николаю Александровичу. Основатель научной методики преподавания языка и словесности ("О преподавании отечественного языка", т. 1-2, 1844; 2 изд., 1941). Выпустил "Историческую хрестоматию церковнославянского и древнерусского языка" (1861) и "Русскую хрестоматию" (1870). Под руководством Б. составлены школьные программы по русскому языку и словесности (1864, 1886 - для женских средних учебных заведений). Развивал идею сравнительно-исторического изучения языка. Исследовал и издавал древние рукописи.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч426.131г(2)

БУССЕ Федор Иванович (1794-1859)
— педагог. С 1819 преподавал математику во "2-м разряде" (впоследствии профессор) Главного педагогического института; с 1838 до конца жизни директор гимназии, преобразованной из "2-го разряда". Пропагандировал Белл-Ланкастерскую систему обучения. Учебники и руководства по арифметике и геометрии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч426.24г(2)

БУТИКОВ Георгий Петрович (р. 1925)
— почетный член РАО (1999; Отделение образования и культуры), генеральный директор Государственного музея "Исаакиевский собор" (С.-Петербург).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БУТЛЕРОВ Александр Михайлович (1828-1886)
— химик, академик Петербургской АН (1974), создатель первой отечественной школы органической химии. С 1849 преподавал, читал лекции по физике, химии и физической географии в Петербургском университете. В 1854 избран экстраординарным, а в 1857 ординарным профессором химии Казанского университета. По свидетельству современников, Б. был одним из лучших лекторов своего времени благодаря ясности и строгости изложения, которые сочетались с образностью языка. Его общедоступные лекции пользовались большой популярностью. Издал учебник "Введение к полному изучению органической химии" (Казань, 1864-66).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч486.57г(2)

БЫКОВ Роланд Анатольевич (1929-1998)
— актёр, режиссёр, народный артист СССР (1990), действительный член РАО (1992). Актёр широкого творческого диапазона. Сыграл св. 100 ролей. Как режиссёр детского кино привлекал в качестве актёров детей и разработал методику работы с ними в процессе съёмок, направленную на развитие творческих способностей детей и воссоздание в фильме мира детства. Основатель и президент Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества (1988).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч33(2)7-8
Ч459.723.3

БЫСТРОВА Елена Александровна (р. 1930)
— д-р педагогических наук (1982), профессор (1985), член-корреспондент РАО (1996; Отделение общего среднего образования), зав. Центром филологического образования Института среднего образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БЭГЛИ, БАГЛИ (Bagley) УИЛЬЯМ ЧАНДЛЕР (1874-1946)
— американский педагог, основоположник педагогики эссенциализма. Профессор педагогики Колумбийского университета в Нью- Йорке (1917-40). Рассматривая образование как "стабилизирующую силу", призывал к укреплению его исторически сложившихся функций.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342
Ч33(7США)

БЭКОН (Bacon) ФРЭНСИС (1561-1626)
— английский философ-материалист. Лорд-канцлер (1618-21). Предложил реформу научного метода - обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент. Включал педагогику и учение о воспитании души, составляющее часть этики, в свою классификацию наук, по которой все знания разделяются соответственно трём способностям "разумной души" - памяти, воображению и рассудку.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч33(4Вл)

БЭН (Bain) АЛЕКСАНДЕР (1818-1903)
— английский психолог и педагог. Представитель ассоциативной психологии. Профессор (1860-80) и ректор (1881- 1887) Абердинского университета. Работы Б. стали первыми руководствами по психологии. В "Логике" (1870) предвосхитил последующее развитие психологического эксперимента.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч33(4Вл)

БЮИССОН (Buisson) ФЕРДИНАНД (1841-1932)
— французский педагог и политический деятель. В 1871-96 в Министерстве народного просвещения, с 1879 директор отдела по начальному образованию. Сыграл значительную роль в подготовке и проведении в жизнь законов 1880-х гг. о всеобщем обязательном бесплатном начальном обучении в светской школе, а также школьных законов начала 20 в. В 1899 совместно с А. Бине открыл лабораторию экспериментальной психологии. Под редакцией Б. издан "Словарь по педагогике и начальному образованию" (1880-87; 2 изд., 1911). Один из основателей "Общества по изучению детской психологии" и "Лиги прав человека". Нобелевская премия мира (1927).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч33(4Фр)

БЮЛЕР (Buhler) КАРЛ (1879-1963)
— немецко-австрийский психолог. С 1922 профессор Венского университета. С 1938 в США. Представитель вюрцбургской школы. Труды по развитию детского мышления, психологическим аспектам речи, проблемам общего языкознания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч33(4Ф)
Ч33(4А)

БЮЛЕР (Buhler) ШАРЛОТТА (1893-1974)
— австрийский и американский психолог. Профессор университетов Вены, Осло, Лос-Анжелеса. С 1970 президент Ассоциации гуманистической психологии. Возглавляла в 20-30-е гг. созданную ею Венскую школу возрастной психологии, известную гл.о. диагностическими исследованиями уровня психического развития ребёнка. Разработала схему периодизации жизненного пути личности, положившую начало психобиографическому направлению в психологии. Ввела "коэффициент развития" (вместо "коэффициента интеллекта").
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 342)
Ч33(4А)
Ч33(7США)

БЮРГЕРСКИЕ ШКОЛЫ (от нем. Burger - горожанин)
— начальные училища повышенного типа в Германии в 17-18 вв. для сыновей ремесленников, мелких торговцев и пр. Преподавались немецкий язык, математика, начатки географии и естествознания, некоторые прикладные знания (например, счетоводство). В 19 в. преобразованы в высшие начальные училища (4-летний срок обучения на базе 4-летней начальной школы) или в реальные училища (6-летний срок обучения).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 31)
Ч33(4Ф)

© Российская национальная библиотека, 2006