ШАБАЕВА Мария Фёдоровна (1905-1983)
— педагог, д-р педагогических наук (1957). С 1934 вела научно-педагогическую деятельность в ЛГПИ, МГПИ и др. Осн. работы по истории отечественной и зарубежной педагогики 18- 19 вв. Под её редакцией вышли учебные пособия по истории педагогики для вузов (1961, 1981, 1982); участвовала в издании "Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. - первая половина XIX в." (1973).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 423)
Ч33(2)7-8

ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич (р. 1939)
— д-р психологических наук (1977), профессор (1978), один из членов-учредителей и действительный член РАО (1990; Отделение психологии и возрастной физиологии), с 1996 заместитель министра образования РФ (в 1985-87 заместитель министра просвещения СССР, в 1987-91 первый заместитель председателя Гособразования СССР - министр СССР, с 1991 заместитель председателя Госкомитета РФ по высшему образованию).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Шадринск Курганской обл., ул. К. Либкнехта, 3. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, специальная психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ШАКУРОВ Рафаил Хайрулович (р. 1930)
— д-р психологических наук (1980), профессор (1984), действительный член РАО (1989; Отделение базового профессионального образования), зав. лабораторией Института среднего специального образования РАО, председатель Поволжского отделения РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ШАЛАЕВ Василий Феофанович (1890-1969)
— педагог, методист по естествознанию, д-р педагогических наук (1962). С 1915 на преподавательской работе в средних учебных заведениях. С 1944 в системе АПН РСФСР. Один из авторов многократно переиздававшегося учебника по зоологии для средней школы (1949-68), методических пособий для студентов педагогических институтов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 423)
Ч33(2)7-8

ШАМОВА Татьяна Ивановна (р. 1924)
— д-р педагогических наук (1978), профессор (1980), член-корреспондент РАО (1996; Отделение высшего образования), декан факультета повышения квалификации и профессиональной подготовки, зав. кафедрой Института повышения квалификации МПГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

— ученый-исследователь, сумевший внести весомый вклад в развитие различных отраслей педагогики: дидактики, управления, повышения квалификации работников образования. Ее учителя - корифеи педагогики: Королев Ф.Ф., Данилов М.А., Скаткин М.Н., Моносзон Э.И., Лернер И.Я., Огородников И.Т., Гончаров Н.К. и др.
(Шамова Т.И. Избранное. Составители: Т. Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П. И. Третьяков. - М., 2004., С. 7)

См. также Гончаров Н.К.,Данилов М.А., Есипов Б.П., Королев Ф.Ф.,Лернер И.Я., Моносзон Э.И., Огородников И.Т.,Российская академия образования (РАО), Скаткин М.Н.

Ч33(2Р)7-8Шамова
Ч30я44

ШАНСКИЙ Николай Максимович (р. 1922)
— д-р филологических наук (1966), профессор (1967), действительный член РАО (1974; член-корреспондент АПН РСФСР с 1965; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник Института общего среднего образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ШАНЯВСКОГО УНИВЕРСИТЕТ
— Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского, учреждён по инициативе и на средства либерального деятеля, золотопромышленника, отставного генерал-майора А.Л. Шанявского (1837- 1905). Большая заслуга в открытии университета принадлежала его жене Л.А. Шанявской и книгоиздателю М.В. Сабашникову. Законопроект о Ш.у. с большими трудностями был проведён через Государственную думу и Государственный совет в июне 1908. По Уставу (утверждён 1 июля 1908) университет находился в ведении Московской городской думы (т.е. не принадлежал к системе учреждений МНП). Занятия начались 2 октября 1908. Ш.у. имел 2 отделения - научно- популярное и академическое. Научно- популярное отделение (4-годичное), на котором могли учиться лица с элементарной подготовкой, давало знания в объёме среднего учебного заведения. Академическое отделение (3-годичное) ориентировалось на образование в объёме университетской программы по 3 циклам: естественно-историческому, общественно-юридическому и историко-философскому. Занятия велись в вечернее время. В университет принимались лица обоего пола, не моложе 16 лет, без различия национальности, вероисповедания, не требовались документы об образовании. Отсутствие формальных ограничений определило демократический состав слушателей. Для преподавателей требовался опыт педагогической деятельности. В университете преподавали П.П. Блонский, В.П. Волгин, А.У. Зеленко, Н.К. Кольцов, А.Е. Ферсман и др. Читались новые лекционные курсы (геохимия, теория растворов и её применение в биологии и медицине и пр.). Ш.у. был и научным центром; в работе его семинаров, коллоквиумов принимали участие учёные других высших учебных заведений. Лица, окончившие Ш.у., не получали диплома. Несмотря на это, число слушателей росло. При университете организовывались различные курсы (срок обучения от 2 недель до 1 года) для подготовки практических работников по кооперации, библиотечному делу, местному самоуправлению и др. Работал библиотечный музей с обширным фондом библиотековедческой литературы. На курсах по дошкольному воспитанию под руководством С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой, Л.К. Шлегер и др. широко использовался практический опыт слушателей. 1 октября 1912 Ш.у. получил построенное на средства Шанявской здание, приспособленное для учебных занятий (в т.ч. с аудиторией для показа учебных фильмов). В связи с реорганизацией системы народного образования университет был закрыт в конце 1918. Его академическое отделение влилось (1919) в МГУ, научно-популярное объединилось (1920) с рабочим факультетом Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 318-319)

См. также Народные университеты

ШАПОВАЛЕНКО Сергей Григорьевич (1903-1988)
— педагог, химик-методист, действительный член АПН СССР (1968). С 1922 преподавал в школах, вузах, вёл научно-исследовательскую работу. С 1944 в системе АПН (в 1955-60 директор НИИ методов обучения). Организатор и руководитель (1965-86) НИИ школьного оборудования и технических средств обучения. Автор фундаментальных работ по вопросам преподавания химии, учебников по химии для старших классов средней школы (1954-56; 1963).

Как самостоятельное направление дидактики разрабатывал теорию создания и использования технических средств обучения. Одним из первых исследовал педагогические и дидактические возможности электронных ТСО, в т.ч. в условиях школьных кабинетов вычислительной техники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 423)
Ч33(2)7-8

ШАПОШНИКОВ Гавриил Гаврилович (1840-1917)
— видный педагог, мыслитель, деятель образования Нижегородского края, преподаватель Нижегородской гимназии.
(Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под ред. И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 201-211)
Ч33(2)52

ШАРРЕЛЬМАН (Scharrelmann) ГЕНРИХ (1871-1940)
— немецкий педагог, один из теоретиков реформаторского движения в педагогике Германии начала 20 в. До 1909 и в 1919-26 преподавал в школах. Выступал с позиций педагогики личности, разделял идеи свободного воспитания. Руководство детьми Ш. понимал как сотрудничество, носящее тактичный характер. Отрицал планирование учебного процесса и его методики и отстаивал свободное творчество учителя.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 423)
Ч33(4ф)

ШАТАЛОВ Виктор Фёдорович (р. 1927)
— педагог, заслуженный учитель УССР (1987), народный учитель СССР (1990). С 1951 преподавал в школе; с 1956 вёл экспериментальную работу с учащимися, в т.ч. как научный сотрудник НИИ педагогики УССР (с 1973) и АПН СССР (с 1985). Разработал для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы оригинальную систему интенсивного обучения; создал авторские учебные пособия, представляющие программный материал в вербально- графической форме и ориентированные на развитие творческого мышления школьников, а также разнообразные нестандартные формы контроля знаний учащихся. Система Ш. позволила проходить полный курс общего среднего образования за 9 лет, при общей нагрузке не более 30 учебных часов в неделю.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 423)

См. также Педагогика сотрудничества

Ч33(2)7-8

ШАХМАЕВ Николай Михайлович (1919-1991)
— педагог, физик-методист, действительный член АПН СССР (1990), д-р педагогических наук (1967), профессор (1976). С 1938 работал учителем физики в средней школе, с 1954 в системе АПН (в т.ч. был зав. лабораторией общих проблем дидактики НИИ ОП). Осн. труды по разработке дидактических проблем применения технических средств обучения в учебном процессе и методики преподавания физики. Автор учебных и методических пособий для вузов и школ, в т. ч. "Элементарного курса физики" для 8-10-х классов (1978-80) и пробного учебника физики для 8- 10-х классов (1982-84) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 423)
Ч33(2)7-8

ШАХМАТОВ Алексей Александрович (1864-1920)
— языковед, академик Рос. АН (академик Петербургской АН с 1899). Председатель отделения русского языка и словесности АН (1906-20). С 1890 приват-доцент Московского университета. С 1910 профессор Петербургского университета. Автор основополагающих трудов в области славянского языкознания. Редактор выпусков академического "Словаря русского языка" (1891-1916). Один из инициаторов реформы русского правописания (1918). Разработал систему школьного преподавания русского языка (1903). Вслед за Ф.И. Буслаевым предусматривал постепенный переход от практических наблюдений, элементарного грамматического анализа в процессе чтения, заучивания наизусть и пр. к изучению теории языка. По Ш., грамматику следует изучать не в форме непреложных законов, а через сравнительно-исторический анализ литературных произведений и образцов речи.

Идеи Ш. о целях и принципах обучения родному языку развиваются в современной практике. Сохраняют своё значение для преподавания работы "Очерк современного русского литературного языка" (1913; 4 изд., 1941) - первое систематическое пособие для высших учебных заведений, и "Синтаксис русского языка" (в. 1-2, 1925- 1927; 2 изд., 1941).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 423)
Ч486.131г(2)

ШАХМАТЫ (от персидского "шах мат" - властитель умер)
— древняя игра, возникшая в Индии; сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. Используется в качестве модели научных исследований в ЭВМ, психологии и педагогике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 319)
Ч515.81

ШАЦКАЯ Валентина Николаевна (1882-1978)
— педагог, действительный член АПН РСФСР (1950). По окончании Московской консерватории (1905) преподавала в музыкальной школе, работала в детских клубах "Сетлемент" и "Детский труд и отдых". В 1911 вместе с С.Т. Шацким организовала летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь" (с 1919 заведовала школой-колонией). В 1932-1943 зав. кафедрой музыкального воспитания в Московской консерватории; в 1948-62 директор НИИ ХВ АПН РСФСР.

Ш. заложила основы отечественной системы музыкально-эстетического воспитания; одной из первых поставила вопрос о комплексном использовании различных видов искусства в воспитании детей и юношества. Рассматривала музыкальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 423)
Ч33(2)7-8

ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1878-1934)
— педагог. Педагогическую деятельность начал в 1905 с создания первых в России клубов для детей и подростков, летней колонии в Щёлкове (близ Москвы). В 1906 организовал общество "Сетлемент" (совместно с А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер и др.), которое в 1908 было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Ш. арестован. С 1909 руководил обществом "Детский труд и отдых". В 1911 вместе с женой, В.Н. Шацкой, организовал летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь". В 1919-32 руководил работой 1-й Опытной станции по народному образованию НКП РСФСР. В 1932-34 директор Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории НКП РСФСР.

Осн. место в творчестве Ш. занимала культурно-просветительная работа, прежде всего с детьми. Исследовал проблемы детского коллектива; содержание и методы работы с детьми изложил в монографии "Бодрая жизнь" (1914; совместно с Шацкой). Занимался дошкольной педагогикой.

После 1917 Ш. развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа. Организовал научную школу, которую представляли Шацкая, Шлегер, А.А. Фортунатов, М.Н. Скаткин, Л.Н. Скаткин и др. Станция была комплексом научно-исследовательских учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции Ш. легла идея "открытой" школы, центра воспитания детей в социальной среде. Организующим ядром школьной жизни Ш. считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности в коллективе.

Ш. внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как осн. формы учебной работы. Под руководством Ш. были разработаны методы педагогического исследования - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 423-424)
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

ШВАРЦБУРД Семён Ицкович (1918-1996)
— педагог, математик, член-корреспондент АПН СССР (1968). Окончив физико-математический факультет Одесского университета (1940), преподавал в школах. С 1962 в системе АПН. Один из создателей направления углублённого изучения математики в средней школе. В 1959 под руководством Ш. в школе № 444 (Москва) был организован первый в стране класс, готовящий программистов-вычислителей, в 1967 был создан Московский математический техникум. Автор трудов по проблемам факультативных занятий, внедрения в учебный процесс микроэлектронной техники, учебников и методических пособий для средней школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 424)
Ч426.24г(2)

ШЕВАРЁВ Пётр Алексеевич (1892-1972)
— психолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1950). Преподавал в различных вузах. С 1931 в Институте психологии в Москве (зав. отделом общей психологии, 1947-55; заместитель директора по научной работе, 1958-61).

Разрабатывал широкий круг вопросов общей и педагогической психологии. Исследовал познавательные процессы, гл. о. восприятие; совместно с Б.М. Тепловым разработал специальный курс цветоведения для архитектурных вузов. Под руководством Ш. проведены исследования психологических основ преподавания ряда учебных предметов в школе, по формированию у детей понятий и интеллектуальных навыков. Выделил и изучил особый вид ассоциаций, т.н. обобщённые связи, и на этой основе разработал психологические рекомендации по созданию программ школьного обучения и учебных пособий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 424)
Ч33(2)7-8
Ч486.61г(2)

ШЕЛГУНОВ Николай Васильевич (1824-1891)
— общественный деятель, публицист, философ, педагог, основоположник русской науки о лесе.
Революционный демократ 60-х годов 19 века. На его мировоззрение большое влияние оказали взгляды В.Г. Белинского и А.И Герцена. Был убежденным противником крепостничества и самодержавия. Создал вместе с Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, Д.И. Писаревым концепцию нравственного воспитания, в основе которой лежат идеи революционного преобразования общества путем уничтожения угнетения и эксплуатации людей.
(Бабаян А.В. Концепция нравственного воспитания революционеров-демократов 60-х годов 19 века. - Пятигорск, 2004. С. 3, 35-97)
Ч313.52
Ч33(2)51-042.2

ШЕЛЛИНГ (Schelling) ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ (1775-1854)
— немецкий философ. Действительный член (1806) и президент (1827) Баварской АН. Профессор философии мн. вузов Германии. Создатель натурфилософии, в которой отстаивал единство всех природных сил. Для педагогики имеют значение идеи Ш. о единстве эстетического, нравственного и религиозного воспитания, о функции человека как "спасителя природы". В сочинении "О методе академических занятий" (1803) Ш. отметил специфику университетского преподавания, в основе которого лежит научное творчество, соединяющее студента и его наставника.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 424)
Ч33(4Ф)

ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ Владимир Петрович (1834-1895)
— педагог, методист русского языка. Преподавал русскую словесность в гимназиях и других учебных заведениях Москвы. В статье "Начатки науки о родном слове" ("Филологические записки", 1881) сформулировал программу первоначального обучения языку в гимназиях; предложил оригинальную систему практических упражнений, осн. задача которых - привлечь внимание учащихся к работе над этимологией слов. В наиболее значительном труде "Слово в защиту живого слова..." (1886) обосновал объяснительное чтение как особое звено в комплексе языковых занятий.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 424)
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 8)
Ч33(2)47

ШЕРЕР Александр Иванович (1772-1824)
— химик. Автор первого оригинального учебника на русском языке "Руководство к преподаванию химии" (1808).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 424)
Ч426.57г(2)

ШЕСТАКОВ Пётр Дмитриевич (1826-1889)
— педагог, писатель. Директор смоленской гимназии. В 1860-63 инспектор Московского университета. С 1865 попечитель Казанского округа (с 1863 помощник попечителя). Содействовал созданию новых гимназий и училищ. Работы по просвещению и воспитанию.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 424)
Ч33(2)47

ШИЛЛЕР (Schiller) ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ (1759-1805)
— немецкий поэт, драматург, философ, теоретик искусства, историк. С 1781 профессор истории Йенского университета. Читал курс лекций по эстетике в Веймаре. Творчество Ш. пронизывает идея свободы, получившая множество воплощений в его произведениях. В "Письмах об эстетическом воспитании человека" (1793-95) Ш. отстаивал "искусство идеала" в противовес утилитарным тенденциям времени. В человеке, по Ш., смешаны две натуры: физическая (чувственная) и духовно-нравственная, причём в разной пропорции. При этом физический человек реален, а моральный человек есть лишь идеал абсолютного господства разума над чувственным влечением и означает полное вытеснение индивидуального в человеке "родовым", т.е. общечеловеческим. Одним из источников разобщения людей является разделение труда. Понимая, что разделение труда есть неизбежная плата за прогресс цивилизации, Ш. предлагает эстетическое воспитание - развитие "культуры чувства" - в качестве средства обретения гармонии, но не тотальной, в масштабе всего общества, а индивидуальной и локальной. Эстетическое восприятие, по Ш., - "наместник разума" в сфере чувственности - преодолевает противоположность нравственного закона и чувственного влечения, будучи "счастливой серединой" между моральной свободой и природной необходимостью. Искусство соединяет в себе пассивное созерцание и активное действие и воплощается в игре - "эстетической видимости".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 424)
Ч486.21,6(2)33-нем.

ШИЛОВА Мария Ивановна (р. 1933)
— д-р педагогических наук (1986), профессор (1987), член-корреспондент РАО (1996; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Красноярского государственного педагогического университета. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., с.468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ШИМБИРЁВ Павел Николаевич (1883-1960)
— педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1955). Преподавал в средних и высших учебных заведениях; работал в органах управления образованием Москвы, Нижневолжска и др. В 1946-49 начальник отдела педвузов Министерства высшего образования СССР. Разрабатывал проблемы педагогического образования, дидактики, методики нравственного воспитания, истории педагогики. Автор первого советского учебника по педагогике для педагогических техникумов (1934) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 424)
Ч33(2)7-8

ШИФ Жозефина Ильинична (1904-1978)
- психолог, д-р психологических наук (1968). С 1926 работала учителем. С 1934 в Экспериментально-дефектологическом институте (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Труды по общим проблемам специальной психологии, изучению особенностей познавательной деятельности аномальных детей; особое значение имеют исследования Ш. в области развития речи и мышления глухих детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 424)
Ч430.3

ШИШКОВ Александр Семёнович (1754-1841)
— государственный деятель, учёный-филолог, писатель. Адмирал, возглавлял Комитет для издания собраний, касающихся до кораблестроения и прочего (1799-1804) и Адмиралтейский департамент (1805-27). Гос. секретарь (1812-13), президент Рос. академии (1813-41). Министр народного просвещения (1824-28); поч. ч. Петербургской АН (1800).

В своих педагогических воззрениях Ш. опирался на категории страсти, разума, веры. Страсти - источник человеческой деятельности, как положительной, так и отрицательной; разум без веры сдержать их не в силах; вера сдерживает страсти, а если они побеждают, то оставляет надежду на спасение и исправление. Гл. внимание Ш. уделял нравственному развитию личности и религиозному воспитанию как его основе.

В ходе полемики начала 19 в. о путях развития русского языка и культуры Ш. выдвинул идею "русского воспитания", которое понимал как формирование религиозного чувства любви к отечеству и православию, приверженности таким "русским" ценностям, как послушание, кротость, милосердие, гостеприимство. С целью поощрения отечественной словесности и литературно-языковой подготовки начинающих авторов создал литературное объединение "Беседа любителей русского слова" (1811-16). Литературу Ш. считал важнейшим средством воспитания; считал необходимым создание отечественной литературы для детей и юношества. Ему принадлежит переложение "Детской библиотеки" Й.Г. Кампе (изд. в 1783-85). Ш. способствовал изданию детских произведений мн. отечественных писателей.

На посту министра народного просвещения готовил коренную реформу учебной системы. Не разделяя представлений о необходимости всеобщей грамотности, Ш. утверждал приоритет воспитания над обучением, которое должно сообразоваться с потребностями в "науках" каждого сословия. Отвергая частное образование, предусматривал создание закрытых дворянских пансионов. Под руководством Ш. был разработан Устав гимназий, уездных и приходских училищ, ориентировавший каждый разряд школ на определённую социальную группу (утверждён в 1828). Противник энциклопедизма, Ш. признавал политические науки и философию "вредными для юношества", отдавая предпочтение основательному изучению дисциплин, составляющих классическое образование.

Обращаясь к детям, изложил свои филологические и педагогические взгляды в "Разговорах старца с юною девицею".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 424-425)

ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович (1893-1984)
— основатель ОПОЯЗа, формалист во взглядах на преподавание литературы.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 21, 24-25)

См. также ОПОЯЗ

Ч426.21г(2Р)

ШКОЛА (лат. schola, от греч. schole)
  1. учебно-воспитательное учреждение (см.Образовательные учреждения). Сложились различные точки зрения на определение понятия "Ш.". Одни теоретики педагогики акцентируют внимание на развитии в Ш. личности, а саму Ш. рассматривают как "подготовку к взрослой жизни", другие специалисты подчёркивают образовательные функции Ш., ряд педагогов считает основными в Ш. воспитательные аспекты. В реальности Ш. объединяет в себе множество функций, включая и те, на которых сосредоточивают своё внимание приведённые точки зрения. Существует также большое число самых различных классификаций типов и видов Ш. Школы могут содержаться на средства государства или частных лиц и организаций (см. Негосударственные образовательные учреждения, Частные школы). По характеру сообщаемых знаний Ш. делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования - на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся - на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии - на светские и религиозные (конфессиональные). По различным принципам организации образования и обучения выделяются: единая школа, трудовая школа (её подвид - иллюстративная школа). Для детей, не имеющих условий для нормального воспитания, создаются школы-интернаты, для детей, нуждающихся в лечении, - санаторно-лесные школы и др. Получила развитие авторская школа, а также её виды: адаптивная школа, школа "диалога культур", "школа самоопределения", вальдорфские школы (см. Вальдорфская педагогика), школы развивающего обучения и др. В современном мире Ш. играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование. На протяжении всей истории человечества одним из осн. вопросов педагогики было взаимодействие "школы и жизни". Уже в первобытном обществе в подготовке к инициации видны осн. черты формальной Ш., какой она сохранилась до настоящего времени: она дополняет стихийную, естественную, в частности семейную, социализацию. В повседневной жизни растущему человеку для приобретения необходимых ему и сообществу качеств недостаточно только практического показа и подражания. Для достижения этих целей нужно также сообщение и усвоение концентрированного, специально отобранного знания; нужны упражнения, чтобы овладеть сложными умениями. Отбор содержания школьного образования (см. Содержание образования) определяется более или менее осознанными его целями и принципами, т.е. предполагает осмысленный план или программу образования. Образование осуществляется в Ш. как институции, которая обеспечивает контакт, общение сравнительно небольшого числа более совершенных и опытных людей (учителей, воспитателей) со многими менее совершенными и опытными (учащимися, воспитуемыми). Содержание образования сообщается и усваивается благодаря особому взаимодействию учителей и учащихся - преподаванию и обучению. Школьное образование признаётся успешным, когда завершается публичной демонстрацией приобретённых знаний и умений - экзаменами. Образование общества со времён первых цивилизаций осуществляется в рамках формального образования - теоретического образования с элементами стажировки, практики и с экзаменами.
  2. Система образования, выучка, приобретённый опыт.
  3. Направление в науке, литературе, искусстве и т.п., связанное единством осн. взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 319)

См. также Негосударственные образовательные учреждения, Основная школа

Ч424

"ШКОЛА"
— временный научно-исследовательский коллектив "Школа" (ВНИК "Школа). Организован в 1987 в Москве при Государственном комитете СССР по народному образованию с целью проведения исследований о состоянии и перспективах общего образования. Руководитель Э.Д. Днепров. В деятельности ВНИКа участвовали сотрудники научных учреждений АН, АПН, вузов, педагоги. ВНИК разработал концепцию общего среднего образования, положение о средней общеобразовательной школе, концепцию непрерывного образования и другие докумен- ты, одобренные Всесоюзным съездом работников народного образования (1988). В 1990 на базе ВНИК организован Центр педагогических инноваций (ныне НИИ в РАО).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 319)

ШКОЛА АВТОРСКАЯ
см. Авторская школа

ШКОЛА КЛЮЧЕВСКОГО
см. Московская школа

ШКОЛА МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ
— школа, в которой из-за недостаточного количества детей создаются разновозрастные, с малой наполняемостью (по 2-3 человека в каждом ) класс, и один учитель одновременно работает с несколькими классами по учебным планам, соответствующим возрастным группам. Могут быть:
  1. начальные,
  2. неполные средние,
  3. средние.
Ш.м. открываются, как правило, в сельской местности.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 166)

См. также Малокомплектная школа

Ч424(2)714.01

Школа Петера Петерсена
см. Петерсен

"Школа-Пресс"
— государственное издательство, Москва. Образовательная, педагогическая, учебно-методическая (для школ и вузов) литература, школьные учебники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ШКОЛА СВЕТСКАЯ
— школа, находящаяся в ведении гражданских (светских)властей, организаций или лиц.
(Основные педагогические понятия нормативного курса дисциплины «Педагогика»: Словарь. Под ред. Проф. В.А. Пятина. - Астрахань, 2004. С. 106)
Ч424(2)7

ШКОЛОВЕДЕНИЕ
— направление педагогических исследований, охватывающее содержание и методы руководства школой, организации её работы в целях обеспечения оптимальных условий для образовательного процесса. Разрабатывалось во мн. странах гл.о. с 19 в. С развитием в 20 в. общей теории управления проблемы Ш. в системе педагогических наук рассматриваются в рамках управления образованием и управления школой.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 319)
Ч412.41

ШКОЛЫ
см. Школа

ШКОЛЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ
см. Альтернативные школы

ШКОЛЫ ВОСКРЕСНЫЕ
см. Воскресные школы

ШКОЛЫ КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ)
— общеобразовательные неполные средние школы в СССР. Созданы в 1923/23 учебном году как школы крестьянской молодёжи на базе школ I ступени (1-4-е классы) с 3-летним сроком обучения. В ШКМ принимались подростки от 12 до 18 лет. Учащиеся получали общее образование в объёме 7-летней школы и теоретическую и практическую подготовку в сфере сельского хозяйства. Создавались также вечерние двухгодичные и одногодичные ШКМ (с 1928). В 1930 образованы дневные ШКМ с ускоренным курсом обучения. В 1934 ШКМ преобразованы в неполные средние школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 319)
Ч424(2)716.8

ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ (ШРМ)
— средние образовательные учебные учреждения для обучения без отрыва от производства. Созданы по постановлению СНК СССР от 15 июня 1943 "Об обучении подростков, работающих на предприятиях". С 1944 получили название ШРМ, в 1958 переименованы в вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы (см.Вечерние школы).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 319-320)

См. также Вечерние школы

Ч444(2)761.41

ШКОЛЫ ТРИЗ
см. ТРИЗ-педагогика

ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
— профессионально-технические учебные заведения. Созданы в 1940 вместо школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) одновременно с ремесленными училищами для подготовки рабочих массовых профессий низшей квалификации. Срок обучения 6 мес. Принималась в основном сельская молодёжь в возрасте 16- 17 лет, имеющая начальное образование. Наборы учащихся проводились в форме мобилизационных призывов. Осн. время отводилось на производственное обучение. Общеобразовательная подготовка не осуществлялась. Школы ФЗО представляли учащимся полное государственное содержание. В 1953 по типу школ ФЗО открылись школы горнопромышленные, строительные, механизации сельского хозяйства с 6-месячным сроком обучения. В конце 50-х - начале 60-х гг. они были преобразованы в профессионально-технические учебные заведения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 320)
Ч464(2)717.5

ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА
— школы фабзавуча (ФЗУ), осн. тип профессионально-технической школы в СССР (1918-40). Первые школы ФЗУ возникли как форма реорганизации ремесленного ученичества и школ-клубов рабочей молодёжи в учебные заведения при предприятиях. В 1921 Союзом металлистов было принято "Положение о заводском ученичестве в металлообрабатывающей промышленности". Принимались подростки 14-18 лет с образованием примерно в объёме школы I ступени. Сроки обучения в школах в 20-е - начале 30-х гг. - 2-4 года. Учебные планы включали общетехнические (общая технология, черчение, машиноведение, механика, материаловедение, организация производства и др.), специальные (спецтехнологии, спецкурсы) и общеобразовательные дисциплины. На производственное обучение отводилось от 40 до 60% учебного времени. Школы ФЗУ рассматривались как формы классового воспитания пролетариата, приём представителей других социальных групп был строго ограничен. В 1922 школы ФЗУ были включены в систему народного образования РСФСР как разновидность общеобразовательной школы, дающая одновременно профессиональную подготовку и позволяющая продолжать обучение в школах II ступени, техникумах или на рабфаках. Школы ФЗУ вызвали широкую полемику по вопросу о задачах профессионально-технической школы, её общеобразовательной функции и сроках обучения (А.К. Гастев, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др.). Перевод части школ ФЗУ на базу 7-летки позволил сократить сроки обучения и объём общего образования. Выделились школа ученичества массовых профессий (ШУМП), школа ФЗУ по подготовке рабочих-универсалов средней квалификации, школа ФЗУ для обучения высококвалифицированных рабочих-установщиков. Школы ФЗУ стали массовой формой подготовки квалифицированных рабочих. В начале 30-х гг. школы ФЗУ переданы в ведение ведомств. В 1940 была создана система государственных трудовых резервов (см.Трудовые резервы). Ок. 900 школ ФЗУ были преобразованы в ремесленные и железнодорожные училища или школы фабрично-заводского обучения. В 1960-63 в соответствии с Законом "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) большая часть школ ФЗУ была преобразована в профессионально- технические училища.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 320)
Ч464(2)717.3

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
— общеобразовательные учреждения для постоянного пребывания учащихся, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Рос. Федерации создаются с 1956. Осн. типы Ш.-и.: общего типа - для детей из семей, не имеющих возможностей обеспечить детям нормальное воспитание (в т.ч. неполные, многодетные семьи, семьи, где родители страдают тяжёлыми заболеваниями, и пр.); санаторного типа (см.Санаторно-лесная школа) - для детей с различными заболеваниями; специальные - для детей с нарушениями в психофизическом развитии; специализированные - с углублённым изучением отдельных предметов (математики, иностранных языков и пр.) для одарённых детей. В отдельных случаях дети проживают в семьях, многие проводят в семье выходные дни и каникулы. Дети направляются в Ш.-и. по путёвкам отделов образования. Часть детей обучается бесплатно, остальные вносят плату в зависимости от доходов семьи. В Ш.-и. учебно-воспитательный процесс основывается на рациональном режиме учения труда и отдыха. Образовательные программы и учебные планы соответствуют обычным школам, а формы воспитания - детским домам. В сельской местности, особенно в северных территориях, создаются пришкольные интернаты для детей, живущих далеко от школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 320)
Ч424(2)714.4

ШКОЛЫ-КОММУНЫ
  1. учебно-воспитательные учреждения интернатного типа, создаваемые с 1918 на основе "Положения об единой трудовой школе РСФСР" (1918) с целью практической разработки новой педагогики. Большинство из них входило в систему Опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР и наркомпросов республик. Располагались преимущественно в сельской местности. Ш.-к. состояли из общеобразовательной школы, интерната, иногда в них входили детские сады и профессиональные учебные заведения. Школы имели учебно-производственные мастерские, земельные участки. Учащиеся участвовали в сельскохозяйственных работах, было развито самообслуживание. В 1923 насчитывалось 178 Ш.-к. Лучшими являлись Ш.-к.: Наркомпроса РСФСР им. П.Н. Лепешинского в Москве, им. К. Либкнехта в пос. Луначарское, под Ташкентом, имени Октябрьской Революции в Одессе, Знаменская Ш.-к. в Вятской губернии и др.
  2. Трудовые коммуны ОГПУ (Объединённого государственного политического управления при СНК СССР), организованы в 20-е гг. по инициативе его председателя Ф.Э. Дзержинского с целью перевоспитания и воспитания в производственном коллективе беспризорных детей и несовершеннолетних нарушителей. Комплектование коммун осуществлялось органами народного образования и милиции. При школах действовали различные ремесленные мастерские, производственные цехи, а в 30-е гг. даже заводы и фабрики. С середины 20-х гг. Ш.-к. давали наряду с профессиональной подготовкой общеобразовательные знания в объёме неполной средней или средней школы. Наиболее известные Ш.-к.: Болшевская трудовая коммуна (1924) в с. Костино под Москвой (организована по поручению Дзержинского бывшим чекистом М.С. Погребинским), Коммуна имени Ф.Э. Дзержинского в пос. Новый Харьков, под Харьковом (1927; руководитель А.С. Макаренко).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 320)
Ч464(2)719.1

ШКОЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
— специально разработанные для школы и необходимые для её нормальной работы предметы (пособия, приспособления, мебель и др.), в содержании, построении и конструкции которых учтены специфика их использования и возрастные особенности учащихся. Разработкой методологии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области Ш.о., их созданием и модернизацией занимается Институт средств обучения РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 320)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч421.492.4

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
см. Сочинение школьное

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
— самодеятельный театр в учебных заведениях Западной Европы позднего Средневековья. Возник как средство религиозного воспитания и обучения латыни и красноречию; со временем стал этапом в развитии профессионального сценического искусства. В славянском мире Ш.т. получил развитие как средство воспитания в иезуитских учебных заведениях Хорватии, Словении, Польши. Важную воспитательную роль отводил Ш.т. Я.А. Коменский. В условиях противостояния русского православия и католицизма Ш.т. появился в Киево-Могилянской академии, где просуществовал до 70-х гг. 18 в. Ш.т. был воспринят и Славяно-греко-латинской академией в Москве (конец 17 в.), а позже появился в Ярославле, Ростове и других городах. Основоположниками русского Ш.т. были Симеон Полоцкий, Димитрий Ростовский, Феофан Прокопович. Ш.т. в культуре своего времени выполнял одновременно сакральные и светские функции. Ш.т. был частью христианского нравственного воспитания учащихся: в каждой пьесе давались образцы благочестия, добродетельной жизни, служения вере. Участие в постановках развивало память, воображение, формировало художественный вкус. Пьесы для Ш.т. изобиловали риторически правильно построенными речениями, примерами из античной мифологии, цитатами из Библии и других священных книг. Отдельные эпизоды создавались школьниками как письменные домашние сочинения на заданные темы. Выполняя их, ученик демонстрировал владение знаниями, тренировал навыки доказательной и убедительной речи. Школьные представления были закрытыми (собственно учебными) и открытыми. На открытые спектакли приглашались учителя, родители, гости, состоятельные горожане, оказывавшие учебному заведению финансовую поддержку. Иногда школьные театральные представления становились своего рода экзаменами. В целом репертуар Ш.т. зависел от церковного календаря, гл.о. от церковных праздников. На школьные темы пьесы ставились, как правило, в конце семестров. Для каждого праздника (особенно Рождества и Пасхи) учителя (они же главные авторы и постановщики) и ученики, делавшие свои первые шаги в искусстве, писали оригинальные пьесы. Жанры достаточно строго закреплялись за каждой датой. Ученики старших классов играли гл. роли, младших - второстепенные, в т.ч. слуг и др. Практически в спектаклях была занята вся школа. На Рождество и Пасху чаще всего играли мистерии ("Рождественская драма" Димитрия Ростовского, конец 17 в.), на Масленицу - моралите ("Ужасная измена сластолюбивого жития", начало 18 в.). Оба жанра включали интермедии, в которых изображались события священной истории (например, сотворение мира, Благовещение, Рождество, Пасха). Поскольку на сцене нельзя было выводить евангельские персонажи, их заменяли аллегорические фигуры, парадоксально соединявшие наглядность и абстракцию, атрибуты высших сил и отдельные мыслительные категории. Они считались важным элементом обучения абстрактному мышлению. В моралите центральной фигурой был человек, стоящий перед выбором своего пути. Человек изображался грешащим и кающимся. Вокруг него также предполагались аллегории пороков и добродетелей, отдельных психологических состояний. В моралите (в отличие от мистерий) дидактическая нагрузка была сильнее. В моралите и мистериях передавались особенности средневековых и барочных представлений об иерархической структуре мира, о взаимосвязях всего сущего. Интермедии сближали школу с повседневной жизнью, привносили на сцену иную поэтику, не обусловленную обязательными жанрами Ш.т. Они нередко имитировали фольклорные театральные приёмы и сюжеты и были рассчитаны на простого зрителя, т.е., не теряя назидательной тенденции, преподносили истины то в сниженно-бытовом, то комедийном плане. В них большое место занимали школьные темы: восхваление наук и учения, высмеивание нерадивого ученика и т.д. Особенностью Ш.т., развивавшегося в Москве, была его тесная связь с придворным театром. Жанровая система и художественные особенности Ш.т. определялись сочетанием педагогических и эстетических функций. Пьесы создавались в соответствии с правилами поэтики и риторики. Ученики, сочиняя или выучивая фрагменты пьес, осваивали на практике риторические и логические правила. Читая диалоги и декламации, они осваивали законы диспута. Как правило, одна группа учеников формулировала тему и своё отношение к ней, другая - полемически выдвигала свою версию и защищала её. Соотношение педагогических и эстетических задач вызвало к жизни специфически школьные диалог и декламацию как выступления в классе перед учениками на заданную тему. Такие диалоги и декламации тяготели к ораторским жанрам, т.е. не становились предметом театрализации. Несмотря на отсутствие яркой зрелищности, развитого игрового начала, Ш.т. сыграл важную роль в становлении профессионального театра, в подготовке зрительской аудитории, деятелей театра. В России, будучи учительным, Ш.т. придавал драматическому искусству сильное воспитательное звучание. После открытия первого русского общественного театра (1759, директор А.П. Сумароков) традиционный Ш.т. постепенно был вытеснен классической драмой.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 320-321)

См. также Учительная литература

Ч421.355.25

ШКОЛЯР Людмила Валентиновна (р. 1946)
— д-р педагогических наук (1999), член-корреспондент РАО (2001; Отделение образования и культуры), директор Института художественного образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ШЛЕГЕР Луиза Карловна (1863-1942)
— педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального обучения. В 1882-1903 преподавала в начальной школе. Одна из инициаторов создания (1906) просветительского общества "Сетлемент", преобразованного позднее в общество "Детский труд и отдых". В 1905-18 руководила созданным при обществе первым народным детским садом в Москве (в 1919 вошёл в состав 1-й Опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совместно с Е.Я. Фортунатовой экспериментальной начальной школе. Педагогическая система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Общественные воспитательные учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самостоятельности, инициативы, творчества. Роль воспитателя Ш. ограничивала наблюдением, содействием детям в их свободном самопроявлении.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошкольного воспитания на основе принципов единства семейного и общественного, дошкольного и школьного воспитания, изучения психофизиологических особенностей ребёнка и окружающей его среды и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 425)
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

ШЛЕЙЕРМАХЕР (Schleiermacher) ФРИДРИХ ДАНИЕЛЬ (1768-1834)
— немецкий философ и педагог. Преподавал в Галльском (с 1790; с 1804 профессор) и в Берлинском университетах. Соратник В. Гумбольдта. Выступал сторонником равного для всех элементарного образования и доступности высших ступеней образования для представителей всех сословий. Ш. полагал, что школы должны быть двух типов: одни готовить учащихся к деятельности в различных отраслях хозяйства, другие - к руководству государством. Ш. считал, что обучение должно строиться на основе широкого использования наглядности и осуществляться при активном и добровольном участии самих детей. Как воспитатель Ш. выступал против всех наказаний, унижающих личность ребёнка. Гл. задачей воспитания считал выработку духовного единства в условиях организованной общности жизни детей. Педагогику рассматривал как общественную, исторически развивающуюся науку.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 425)
Ч33(4Ф)

ШМЕЛЁВ Дмитрий Николаевич (1926-1993)
— языковед, лексиколог и лексикограф, академик АН СССР (1987; член-корреспондент с 1984). С 1951 вёл научно-педагогическую работу в различных педагогических вузах, в т.ч. в МГПИ, МГУ и др. С 1970 в Институте русского языка АН СССР. Осн. труды по общему языкознанию, исторической лексикографии, синтаксису и стилистике русского языка. Одним из первых в русистике сформулировал принципы системного семантического анализа русской лексики. Разработал классификацию функциональных стилей современного русского литературного языка.

Автор пособия по лексикологии современного русского языка ("Лексикология", 1977), одного из осн. учебников для филологических факультетов университетов и педагогических институтов. Научный редактор и автор ряда коллективных монографий по современному русскому языку. Популяризатор науки о русском языке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 425)
Ч33(2)7-8

ШМИДТ (Schmidt) КАРЛ (1819-1864)
— немецкий педагог. Сторонник антропологического подхода в педагогике. Был протестантским пастором. С 1850 учитель истории и древних языков; с 1863 руководил учительской семинарией в Готе. Осн. труд - "История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и органической связи с культурной жизнью народов" (т. 1-4, 1860-62; 3 изд., 1888, рус. пер. 1877- 1881) по объёму использованного фактического материала - наиболее капитальное из изданий по общей истории педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 425)
Ч33(4Ф)

ШМИДТ ОТТО ЮЛЬЕВИЧ (1891-1956)
— общественный и государственный деятель, учёный, академик АН СССР (1935) и АН УССР (1934). После 1917 один из организаторов народного образования и издательского дела в Рос. Федерации. Член Коллегии Наркомпроса (1920-21) и зав. Главпрофобром (1921-24). Гл. редактор 1-го издания БСЭ (1925-42), член редакционных советов других энциклопедических изданий. Директор Арктического института (1930-32), начальник Главсевморпути (1932-39), руководитель ряда экспедиций по освоению Севера. Инициатор создания и директор (1937-49) Института теоретической геофизики. Профессор МГУ (с 1929). В 1939-42 вице-президент АН СССР.

В начале 20-х гг. играл важную роль в организации профессионального образования всех ступеней. В марте 1920 возглавил комиссию по реформе высшей школы. В профессиональном образовании видел один из факторов восстановления экономики и повышения культуры производства. Сторонник монотехнического образования и приоритета профессионального образования над общим для учащихся старше 15 лет. Однако теоретические позиции Ш., как и других сторонников монотехнизма, вступили в противоречие с официальной доктриной образования в Программе РКП(б) (1919) и трактовкой единой трудовой школы как решения всех проблем образования. В ходе дискуссий Ш. признал политехнизм как социально-педагогический феномен, практически осуществимый в будущем. В феврале 1921 Ш. был освобождён от работы в Наркомпросе. Однако в условиях перехода к НЭПу и кризиса подготовки квалифицированных рабочих кадров стал очевиден реализм идеи Ш. по поводу сближения общего и профессионального образования, более ранней профессиональной подготовки молодёжи. Идеи Ш. были учтены при перестройке системы образования в конце 20-х - начале 30-х гг.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 425)

ШМИДТ СИГУРД ОТТОВИЧ (р. 1922)
— д-р исторических наук (1965), профессор (1970), д.ч. РАО (1992; Отделение образования и культуры), гл. научный сотрудник Института Российской истории РАН.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ШМИТ Фёдор Иванович (1877-1941)
— искусствовед, педагог, теоретик эстетического воспитания. Член Всеукраинской АН (1921). В 1910-21 преподавал в Харьковском университете. С 1924 директор Ленинградского института теории искусств и одновременно профессор ЛГУ. Занимался проблемами детского рисунка. Разработал целостную эстетическую концепцию, большое влияние на которую оказали взгляды Л.Н. Толстого. Заложил основы отечественной музейной педагогики ("Музейное дело", 1929). Автор монографий: "Искусство, его психология, его стилистика, его эволюция" (1919), "Искусство как предмет обучения" (1923), "Искусство. Основные проблемы теории и истории" (1925), "Почему и зачем дети рисуют" (3 изд., 1925), "Предмет и границы социологического искусствоведения" (1927), и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 425)
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

ШОНЕЛЛ (Schonell) ФРЕД ДЖОЙС (1900-1969)
— английский педагог. Преподавал в Лондонском, Бирмингемском (1942-50), Квинслендском (Австралия; профессор с 1950) университетах. В 1951 совместно с женой, Э. Шонелл, организовал Центр коррекционного обучения в г. Сент-Люсия (руководил им до конца жизни; в 1969 переименован в Центр педагогических исследований им. Ф. и Э. Шонелл). Поч. ч. Британского психологического общества (1966). Подготовил серию учебников для начального обучения арифметике, методические пособия для учителей, а также пособия по тестированию учащихся. Определил различные периоды обучения чтению, которые соотносятся гл.о. не с физическим возрастом ребёнка, а с определённым уровнем его интеллектуального развития ("Психология и обучение чтению", 5 изд., 1975).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 425)
Ч33(4Вл)

ШОХИН Андрей Павлович (1901-1938)
— один из организаторов профессионально-технического и политехнического образования в СССР. В 1921-24 представитель ЦК РКСМ в Наркомпросе, в 1930-32 руководил школьным управлением Наркомпроса, редактор журнала "За политехническую школу" (1931- 1932). В 1-й половине 20-х гг. участвовал в создании системы предпрофессиональной подготовки и профессионального образования рабочей и крестьянской молодёжи (фабрично-завод- ская семилетка, школы крестьянской молодёжи, различные формы внешкольного образования). Инициатор создания (1923) Московского высшего индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта для подготовки школьных преподавателей.

В 1930-31 вместе с А.С. Бубновым, С.Е. Гайсиновичем и П.В. Рудневым выступал за преобразование старших классов II ступени в профессиональные учебные заведения (тип техникумов). К осн. организационным формам учебно-воспитательного процесса относил комплексно-проектную систему; в начальной школе должны были организовываться рабочие комнаты, а в 5-7-х классах - мастерские. Однако Ш. преувеличивал роль производственно-технического компонента в содержании деятельности общеобразовательных школ в ущерб общему среднему образованию. В 1937 репрессирован.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 425-426)
Ч33(2)52

ШОХОР-ТРОЦКИЙ Семён Ильич (1853-1923)
— математик-методист. С 1887 преподавал в частных женских гимназиях М.Н. Стоюниной и А.А. Оболенской, в женских институтах (Павловском, Александровском, Смольном), на педагогических курсах. Один из первых педагогов-математиков, выступивших за реформу математического образования в России. Создал курс арифметики, построенный на основе целесообразно подобранных, постепенно усложняющихся задач ("метод целесообразных задач"); разработал методику обучения арифметике совместно с геометрией и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 426)
Ч33(2)52

ШПЕТ Густав Густавович (1879-1937)
— философ, психолог, педагог. Преподавал в Народном университете им. А.Л. Шанявского (с 1909), на Высших женских курсах (профессор с 1916). Читал курсы истории, педагогики и психологии в Военном педагогическом институте РККА, в Театральной академии высшего актёрского искусства и др. Член Рос. академии художественных наук (затем ГАХН), с 1923 вице-президент. Автор работ по философии, эстетике, психологии, педагогике, языкознанию. В работе "Очерк развития русской философии" (ч. 1, 1922) обосновывал национальное своеобразие отечественной философии, её обращённость к личности, к поискам смысла человеческого бытия. В трудах по психологии ("Введение в этническую психологию", 1927, и др.) доказывал необходимость создания специальной научной дисциплины - этнической психо- логии, исследующей законы развития духовной жизни наций, социальных групп, религиозных и политических объединений. Книга Ш. "Эстетические фрагменты" (в. 1-3, 1922-23) - одна из первых работ по психологии эстетического воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 426)

См. также Университет Шанявского

Ч33(2)52

ШПРАНГЕР (Spranger) ЭДУАРД (1882-1963)
— немецкий философ, психолог, педагог. С 1905 преподавал в Берлинском университете (профессор с 1911 и в 1920-45; ректор с 1945); один из основателей Союза деятелей культуры за демократическое обновление Германии. С 1946 профессор Тюбингенского университета. Последователь В. Дильтея и Ф. Паульсена, Ш. развивал идеи философии жизни. Сформулировал осн. положения "понимающей психологии", цель которой видел в постижении целостной духовной жизни человека из его многообразных культурно-исторических связей. Воспитание, по Ш., - особый вид культурного творчества, предполагающий освоение человеком иерархически упорядоченных ценностей: утилитарных, теоретических, эстетических, социальных, политических. Высшим качеством в отношениях человека признавал любовь, считал необходимым воспитание в любви и любовью. Процесс образования Ш. рассматривал как взаимодействие обучения на общеобразовательном и профессиональном уровнях. Школа, по Ш., призвана обеспечить развитие органичной целостности образования и должна строиться как единая и гуманистическая организация. В конце 40-х - начале 50-х гг. разрабатывал концепцию философии культуры как приоритетную в формировании общей теории воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 426)
Ч33(4Ф)

ШТАЙНЕР
см. Штейнер

ШТЕЙНЕР, Штайнер (Steiner) РУДОЛЬФ (1861-1925)
— австрийский философ и педагог, создатель антропософии. Д-р философии (с 1891). В 1890-97 участвовал в подготовке естественно-научных трудов И.В. Гёте для фундаментального Веймарского собрания его сочинений. Основал "Гётеанум" (1913) как исследовательский и научный центр. Создал (1913) Всеобщее антропософское общество. Развивал идею мыслительного монизма, согласно которой всё многообразие мира дано человеку в понятии и восприятии; соединяя их, субъект приходит к единому образу мира. Создал учение о медитативном мышлении, которое он развивал в рамках универсального учения о человеке - антропософии. Ш. трактовал воспитание как процесс метаморфоз, при которых предшествующая ступень развития ребёнка возрождается на последующей в качественно ином состоянии. Заложил методологические основы Вальдорфской педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 426)
Ч33(4Г)52-28Штейнер

ШТЕРН (Stern) ВИЛЬЯМ (1871-1938)
— немецкий психолог и философ. В 1897- 1916 доцент, затем профессор университета в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша); в 1934-38 профессор Дьюкского университета. Основатель Института прикладной психологии в Берлине (1906). Зав. психологической лабораторией в Гамбурге (1916-33) и одновременно издатель "Журнала по педагогической психологии". Автор философской системы критического персо- нализма, которая предполагает подход к личности как к реальному, своеобразному и самоценному единству. Теоретические взгляды Ш. нашли своё выражение в исследовании психологических закономерностей детской игры.

Ш. - один из основателей дифференциальной психологии, развил теорию одарённости. С помощью метода тестов проводил отбор одарённых детей. Ввёл понятие "коэффициента одарённости", вычисляемого как отношение умственного возраста к хронологическому. Работы Ш. охватывают также ряд областей прикладной психологии (ввёл понятие "психотехники") и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 426)
Ч33(4Ф)

ШТРЮМПЕЛЬ (Strumpel) АДОЛЬФ ГЕНРИХ ЛЮДВИГ (1812-1899)
— немецкий философ, педагог. Последователь И.Ф. Гербарта. В 1845-70 профессор Дерптского, с 1871 Лейпцигского университетов. В работе "Педагогическая патология" (1890) и др. разработал психологический аспект теории Гербарта. Внёс вклад в формирование педагогической психопатологии и педологии. Определил принципы педагогической тактики в работе с детьми с нарушениями в развитии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 426)
Ч33(4Ф)

ШТУРМ (Sturm) ИОГАННЕС (1507-1589)
— педагог-гуманист. Преподавал в Коллеж де Франс (1530-36), руководил протестантской гимназией (с 1538), которая в 1567 была преобразована в академию (до 1581 руководитель - Ш.). Деятельность Ш. - первый опыт массового обучения в средней школе. Преподавание велось по классно-урочной системе обучения и доказало её эффективность (система позднее была всесторонне обоснована Я.А. Коменским). Ш. разработал методику преподавания древних языков; составил учебники, хрестоматии. Дал описание учебного процесса в гимназиях, осн. элементы которого сохранялись почти до конца 19 в.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 426)
Ч33

ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Шуя Ивановской обл., ул. Кооперативная, 24. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ШУЛЬГИН Виктор Николаевич (1894-1965)
— педагог и деятель образования. С 1918 в Наркомпросе РСФСР, в 1922-1931 директор Института методов школьной работы (в 1931 Институт марксистско-ленинской педагогики). В 1921-31 член научно-педагогической секции ГУСа. Разрабатывал (совместно с М.В. Крупениной) проблемы воспитания нового человека социалистического общества, а также взаимодействия школы и среды. Воспитание трактовал как сложную систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы жизни общества, а также как процесс социализации личности.

Коллективом института под руководством Ш. были разработаны методики изучения среды и её педагогизации. Однако эти исследования не соответствовали официальной тенденции 30-х гг. к унификации средней школы. Большую полемику вызвала выдвинутая Ш. и Крупениной отмирания школы теория. Фактически Ш. предпринял попытку соединить концепцию Дж. Дьюи с марксизмом и создать модель нового образовательного учреждения (школы-производства, школы-колхоза), противостоящую "школе учёбы". В теории Ш. воспитание коммунистической морали преобладало над обучением, идеология - над образованием, социальное воспитание - над школьным, политехническое - над общим, что приводило к недооценке образования в развитии личности. В качестве ведущей организационной формы предлагался метод проектов. В начале 30-х гг. Ш. и Крупенина отстранены от руководства институтом. Их взгляды резко раскритиковали. С 1932 Ш. отошёл от педагогической деятельности; сотрудничал в ряде музеев.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 426-427)
Ч33(2)7-8

© Российская национальная библиотека, 2006