НАТОШЕВИЧ (Натошевиh) ДЖОРДЖЕ (1821-1887)
— сербский врач и педагог. Преподаватель, а затем директор гимназии в г. Нови-Сад. С 1857 школьный советник и гл. инспектор ведомства сербских автономных школ Венгерского королевства Австрийской империи. Автор "Высшего королевского указа" о статусе этих школ. Основатель и редактор сербского педагогического журнала "Школский листь" (1858). Подготовил "Руководство по преподаванию начальных знаний для учителей народных школ в Австрийской империи" (1858) и Букварь (1870), ставший учебником родного языка в сербских школах не только Австрии, Венгрии и Хорватии, но и Оттоманской империи, а также в Сербском и Черногорском княжествах.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 386)
Ч33(4Ю)

НАУМОВИЧ Иван Григорьевич (1828-1891)
— общественный деятель Галиции, писатель, издатель. Один из участников выступлений против национальной дискриминации австрийскими властями коренного населения Галиции. С 1851 униатский священник. В 1871 издавал в Коломые газету "Русская рада", положившую начало популярной литературе на галицко-русском наречии. В 1874 избран председателем Общества им. М. Качковского (мецената, поддерживавшего просвещение крестьян-русинов). Общество открывало начальные школы с обучением на родном языке, читальни, выпускало учебную литературу и пр. Отстаивал интересы русского населения, требовал для русского языка равных прав с польским (который в 60-е гг. 19 в. допущен как язык обучения в школах). Ходатайствовал об открытии русской учительской семинарии и гимназии. В 1882 был привлечён австрийскими властями к суду по обвинению в государственной измене, лишён сана и прихода. В 1885 перешёл в православие. В 1883 осн. журнал "Наука" (до 1885 выходил во Львове, в 1886-1903 - в Вене), где были опубликованы многие его публицистические выступления, стихи и рассказы.

В конце 80-х гг. получил в Киеве должность епархиального миссионера. Занимался литературной деятельностью. Автор книг "Исторический очерк унии" (1889), "Червонная Русь, её прошлое и настоящее" (1890).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 386)
Ч33(2)47
Ч33(4А)

НАУЧЕНИЕ
— спонтанное приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 162)

— первоначально понятие Н. возникло в зоопсихологии в работах амер. психолога Э.Л. Торндайка. Путем Н. может приобретаться любой опыт, и уяснение материала и его закрепление протекает неосознанно.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 91)
Ю

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА имени М.В. Ломоносова в Москве
— крупнейшая вузовская библиотека Рос. Федерации. Создана в 1755, открыта для посещения в 1756. После пожара 1812 восстановлена за счёт частных пожертвований, новое здание открыто в 1901. Библиотека представляет собой сложный комплекс факультетских и вспомогательных библиотек и расположена в 15 зданиях МГУ. Центром библиотеки является Фундаментальная библиотека на Моховой улице (с 1901). В фондах св. 8,5 млн. единиц хранения (45 личных библиотек, рукописный фонд, инкунабулы, палеотипы, прижизненная "Пушкиниана" и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 477)
http://www.nbmgu.ru/

См. также Библиотеки РФ

НАУЧНО-ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
— одно из направлений научно-популярной литературы, характеризующееся научной достоверностью и занимательной формой изложения. Цели Н.-з.л. - повысить внимание и интерес к данной теме, облегчить понимание излагаемого, дать своеобразный материал для обучения, стимулировать самостоятельное творчество. Осн. приёмы Н.-з.л.: нетрадиционный подход к трактовке известного события, факта; использование примеров из художественной литературы, исторических экскурсов, анекдотических курьёзов и парадоксов; решение разнообразных головоломок, задач-загадок, задач-шуток и т.п.; описание эффектных и легко выполнимых опытов; юмористическое изложение материала, публикация забавных иллюстраций и пр. В силу своего характера Н.-з.л. представляет особый интерес для подростков и юношества.

Первые издания с элементами занимательности в форме сборников развлекательных задач вышли в Италии (Альберти Л., 1568, рус. пер., 1937) и во Франции (Баше К., "Занимательные и приятные математические задачи", 1612, рус. пер., 1887; Озанам Ж., "Математические и физические развлечения", 1696). В 19 - начале 20 вв. Н.-з.л. выходила преимущественно по математике. Изданы в России: Обреимов В., "Математические софизмы" (1884), Игнатьев В., "В царстве смекалки" (кн. 1-3, 1907-11); в Англии: Джексон Д., "Умственные развлечения для зимних вечеров" (1821), Болл Р., "Математические задачи и развлечения" (1892, рус. пер., 1986), Дьюдени Г., "Кентерберийские головоломки" (1907, рус. пер., 1979); во Франции: Люка Э., "Математические развлечения" (1882, рус. пер., 1883); в Германии: Шуберт Г., "Математические развлечения" (1898, рус. пер., 1911), Аренс В., "Математические игры" (1907, рус. пер., 1911), Литцман В., "Весёлое и занимательное о числах и фигурах" (1921, рус. пер., 1923); в США: Лойд С., "Энциклопедия головоломок" (1914, рус. пер. 1980). Во 2-й половине 19 в. в России и Европе вышли издания, предопределившие научную занимательность: Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П., "Забавная арифметика"; Кайгородов Д., "Беседы о русском лесе"; Мечников И.И., "Этюды оптимизма"; Сеченов И.М., "Рефлексы головного мозга"; Тимирязев К.А., "Жизнь растения"; Брем А.Э., "Жизнь животных"; Геккель Э., "Чудеса жизни"; Гюнтер Г., "Физика в опытах и забавах"; Лодж О., "Лёгкая математика"; Тиндаль Д., "Популярные лекции"; Тисандье Г., "Научные развлечения"; Тит Т., "Занимательная наука" (ч. 1-3); Фабр Ж.А., "Жизнь насекомых"; Фарадей М., "История свечи"; Фламмарион К., "Общедоступная астрономия".

Как разновидность научно-популярной литературы Н.-з.л. утвердилась в России в 1-й трети 20 в. с появлением серии занимательных книг, подготовленных плеядой талантливых учёных и специалистов: Аржанов С., "Занимательная география"; Вейгелин К., "Занимательная авиация"; Лебедев В., "Занимательная техника в прошлом"; Никольский А., "Занимательная зоология" и "Занимательная физиология"; Перельман Я.И., "Занимательная физика"; Прянишников В.И., "Занимательное мироведение"; Рюмин В., "Занимательная химия"; Святловский Е., "Занимательная статистика"; Святский Д. и Кладо Т., "Занимательная метеорология"; Успенский Л., "Занимательная география"; Ферсман А.Е., "Занимательная минералогия"; Цингер А., "Занимательная ботаника"; Шульговский Н. "Занимательное стихосложение" и др.

Наиболее известные научно-занимательные книги вышли во 2-й половине 20 в. в России: Ферсман, "Занимательная геохимия" (1948); Кордемский Б.А., "Математическая смекалка" (1954); Плавильщиков Н.Н., "Занимательная энтомология" (1960); Платонов К., "Занимательная психология" (1962); Депман И.Я., "Рассказы о математике" (1964); Обручев В.А., "Занимательная геология" (1965); Акимушкин И., "Занимательная биология" (1967); Грошев В., "Занимательная экономика" (1989); Волина В., "Занимательное азбуковедение" (1991); Шнейдеров В., "Занимательная информатика" (1994); Гаспаров М., "Занимательная Греция" (1995); Егоренков Л., "Занимательная экология" (1996) и др.; в Польше: Штейнгауз Г., "Математический калейдоскоп" (1954, рус. пер., 1981); в США: Гарднер М., "Математические чудеса и тайны" (1955, рус. пер., 1967); Крайчик М., "Математические развлечения" (1963); Сиборг Г. и Вэлленс Э., "Элементы Вселенной" (рус. пер., 1966); Смаллиан Р., "Как же называется эта книга?" (рус. пер., 1981); Гамов Г., "Приключения мистера Томпкинса" (рус. пер., 1993) и др.

Научно-занимательные материалы публиковались в ранее выходивших российских журналах: "Детское чтение для сердца и разума" (1785-89), "Московский телеграф" (1825-34), "Живописное обозрение" (1836-44), "Журнал для детей" (1851-63), "Вестник естественных наук" (1854-60), "Природа и люди" (1889-1918), "В мастерской природы" (1919-29) и в современных журналах: отечественных - "Наука и жизнь" (с 1890); "Знание - сила" (с 1926); "Техника - молодёжи" (с 1933), "Химия и жизнь - ХХI век" (с 1965) и зарубежных - "Bild der Wissenshaft" (Германия, с 1964); "Scientific American" (США, с 1845); "Science & vie" (Франция, с 1913).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 162-163)

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ (НПИ)
— система сведений об объектах и явлениях, используемых для организации и управления учебно-воспитательным процессом, образованием и педагогической наукой и распространяемых с помощью специальных изданий и технических средств. В функции НПИ входит: изучение запросов и формирование заказов на новые исследования, координация научно-исследовательских работ между различными организациями, сбор и обработка документов, внедрение и распространение передового педагогического опыта. В рамках сети рос. педагогических НИИ действует система избирательного распространения информации (ИРИ), которая служит для оперативного доведения до различных категорий пользователей НПИ. Централизованная регистрация всех вышедших отечественных публикаций проводится Российской книжной палатой в форме выпуска библиографических карточек, летописей с тематической рубрикацией и справочным аппаратом, указателей. Система НПИ координируется отраслевым центром научной информации "Школа и педагогика" (создан в 1974) и охватывает российские педагогические библиотеки, информационные подразделения педагогических НИИ и др. Информационное обслуживание в области образования осуществляют НИИ высшего образования, НИИ профессионально-технического образования, Институт информатизации образования Министерства образования РФ, издаётся (с 1993) научно-методический журнал "Педагогическая информация". Научно-информационный центр зарубежного образования занимается вопросами информа- ционно-аналитического обеспечения процессов академической мобильности и созданием условий для участия России в международных академических обменах. С 1993 представлен в Совете Европы (секция высшего образования). Осн. формой хранения информационных ресурсов являются автоматизированные базы данных. Центры аккумуляции НПИ: Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, Всероссийский научно-технический центр (ВНТИЦ), Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ).

Международные центры документации и информации. Центр документационных и информационных ресурсов (CREDI; 1953; Мадрид, Испания); Объединение документации и информации Международного бюро просвещения (1929; Женева, Швейцария); Документационный центр Международного института по планированию образования (1963; Париж, Франция); Документационный центр и библиотека института ЮНЕСКО по образованию (1951; Гамбург, Германия); Педагогическая документационная и информационная служба Департамента образования (1959; Вашингтон, США). Действуют также св. 200 национальных центров информации и документации. При Международном бюро просвещения (МБП) действует единая система обмена документами между странами. С 1974 реализуется проект международной педагогической справочно-информационной службы. В МБП создана международная сеть педагогической информации (INED); издаётся бюллетень (с 1975) "Образовательные инновации и информация". Европейская система документации и информации по образованию (EUDISED; центр - Страсбург, Франция) представляет материалы национальным информационно-педагогическим центрам. С 1984 действует терминологическая служба. Документационное объединение по педагогике (DOPAED) осн. в 1964 как добровольный союз учреждений западноевропейских стран, в которых используется немецкий язык. Европейский информационный центр Карлова университета по повышению квалификации учителей (EИЦ-ПКУ; создан в 1973; Прага, Чехия). Информационный центр педагогических источников (ERIC; создан в 1966; Вашингтон, США). Вторичная информация сети INED хранится в 4 автоматизированных базах данных: IBECENT (фактографическая информация о профилях центров педагогических документов и исследований); IBETERM (единая терминологическая фактографическая база); IBELID (автоматизированный каталог библиотеки МБП); IBEDOCS (библиографическая база данных с описанием конференций, проводимых ЮНЕСКО и МБП). INED даёт возможность пользоваться всеми базами данных в диалоговом режиме.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 163)
Ч459.50

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
— литература, посвящённая изложению научных идей в форме, доступной пониманию широкого круга читателей-неспециалистов. Для подраста- ющего поколения Н.-п.л. - источник познания разнообразия мира, приобщения к радости первых самостоятельных научных открытий и возможность найти своё место в профессиональной жизни.

Первоначально научно-популярные произведения восполняли пробелы в образовании читателя, но по мере повышения образовательного ценза и ускорения темпа научно-технического прогресса стали важным источником сведений о современной научной картине мира. Современный специалист вынужден пополнять свои знания каждые 3-4 года, и прежде чем приступить к углублённому изучению предмета, он обращается к Н.-п.л., что позволяет ему получить общее представление о выбранной проблеме и тем самым существенно облегчить усвоение нового материала.

В Н.-п.л. существуют различные жанры и направления. Например, научно-художественная литература использует в качестве основного инструмента воздействия на читателя художественный образ ("Неизбежность странного мира" и биографии Н. Бора и Э. Резерфорда Д.С. Данина; "Охотники за микробами" П. де Кюри, "Чёрное облако" Фр. Хойла и др.). Научно-занимательная литература также использует целый спектр приёмов. Среди авторов Н.-п.л. - выдающиеся учёные: С. Вайнберг ("Первые три минуты"), М.И. Каганов ("Фононы"), В.А. Обручев ("В дебрях Центральной Азии"), К.А. Тимирязев ("Жизнь растения"), А.Е. Ферсман ("Рассказы о самоцветах"), Г. Галилей ("Пробирных дел мастер"); Г.А. Гамов ("Приключения мистера Томкинса"), Дж. Тиндаль ("Популярные лекции"), М. Фарадей ("История свечи"); писатели: Данин, Л.В. Успенский; педагоги: Н.Н. Аменицкий (выпуски "Научно-забавной библиотеки для семьи и школы"; "Забавная арифметика" - совместно с И.П. Сахаровым); астрономы: Б.А. Воронцов-Вельяминов ("Очерки Вселенной"), К. Фламмарион ("Общедоступная астрономия"); физики: П. Дэвис (серия книг о квантовой теории поля); математики: Д. Пидоу ("Геометрия и искусство"), А. Реньи ("Трилогия о материях"), С. Сингх ("Великая теорема Ферма"), Э. Эйлер ("Письма к одной немецкой принцессе о метафизических материях") и др.

Отечественная традиция Н.-п.л. имеет свои особенности. Так, большое распространение получили научно-популярные журналы. После создания Петербургской академии наук (1724) и почти одновременно с началом издания её учёных "Трудов" был основан и первый в России научно-популярный журнал "Месячные исторические, генеалогические и географические примечания к "Ведомостям"" (1728, приложение к газете "Санкт-Петербургские ведомости") - предшественник славной плеяды научно-популярных журналов: "Вестник естественных наук" (1854-60), "Природа и люди" (1889- 1918), "В мастерской природы" (1919- 1920), "Наука и жизнь" (с 1890), "Знание - сила" (с 1926), "Техника - молодёжи" (с 1933), "Химия и жизнь - XXI век" (с 1965) и др. Значительное внимание в России всегда уделялось переводам и изданию лучших образцов зарубежной Н.-п.литературы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 163-164)

НАУЧНОСТЬ
— один из принципов обучения. Ориентирует на усвоение конкретного, преимущественно через обобщённые теоретические знания. Принцип Н. в отечественной дидактике сформулировал М.Н. Скаткин. Осн. требования Н.: соответствие содержания образования уровню современной науки; создание у учащихся представлений об общих методах научного познания; показ закономерностей процесса познания. Принцип Н. регулирует и всю процессуальную сторону обучения - этапы, методы, формы организации учебной деятельности; предполагает зависимость целей и содержания обучения от потребностей общества на данном этапе исторического развития, соответствие научных трактовок изучаемых явлений реальным учебно-познавательным возможностям учащихся. Важное место в реализации принципа Н. занимает приобщение учащихся к посильной исследовательской деятельности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 164)

См. также Принципы обучения

Ч312.231.1

НАХИМОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ
— среднее специализированное учебное заведение с военно-морской направленностью обучения и воспитания, названное по имени русского флотоводца П.С. Нахимова (1802-55). Н.у. были созданы для обучения и воспитания сыновей воинов военно-морского флота, Красной Армии и партизан, погибших во время Великой Отечественной войны 1941-45. В СССР действовали Н.у. в Тбилиси (1943-55), Риге (1945-53). В Рос. Федерации функционирует Н.у. в С.-Петербурге (с 1944). Н.у. даёт общее среднее образование и готовит к поступлению в высшие военно-морские училища. В Н.у. принимаются юноши 15-16 лет, имеющие неполное среднее образование. Срок обучения 2 года. В учебный курс, кроме общеобразовательных предметов, входят специальные дисциплины.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 164)
Ц4,6(2)398

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
см. История образования в России

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
— общеобразовательные учебные заведения, осуществляющие обучение на родном языке учащихся, имеющие специфические цели, учебный план и содержание образования. В практике под Н.ш. часто понимают вообще все школы (в т.ч. и русскоязычные), которые функционируют в национальных районах, областях и республиках. Особое значение проблема Н.ш. приобретает в странах с полиэтническим составом населения. В России до 1917 количество т.н. "инородческих" или "туземных" школ в районах проживания нерусских национальностей было незначительным, преподавание в них, как правило, велось на русском языке. Существовали конфессиональные школы (например, мусульманские мектебы и медресе), но они имели целью не общее гражданское образование, а религиозно-нравственное воспитание. После 1917 стала создаваться сеть государственных Н.ш. с обучением на родных языках во всех национальных республиках и областях. Получили развитие Н.ш. с нерусским составом учащихся, но с русским языком преподавания при обязательном изучении курса родного языка и литературы; смешанные (двуязычные) с обучением на двух языках - родном и русском; школы, в которых наряду с преподаванием родного языка и литературы изучались русский язык и литература. Создавались не только школы, но и отдельные классы и группы с обучением на родном языке в составе русскоязычных школ и др. Разрабатывались специальные методики обучения русскому и родному языку в нерусской школе. С конца 80-х гг. в Рос. Федерации идёт процесс трансформации прежней Н.ш. в образовательное учреждение, соответствующее новым условиям развития общества. Н.ш. рассматривается как школа двуязычная и, главное - бикультурная, с достаточно высоким удельным весом родного языка и национальной культуры в содержании образования, с широкими возможностями формирования этнического самосознания. В Конституции РФ закреплены гарантии права на сохранение родного языка, на создание условий для его изучения и развития (ст. 68). В концепции государственной национальной политики (утверждена в 1996 Указом президента РФ) и в Законе РФ "О национально-культурной автономии" (1996) приоритетным направлением названо развитие национальных культур и языков народов Рос. Федерации.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 164)
Ч424(2)714.5

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— первая ступень общего образования, цель которой - освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у них познавательных способностей и социального общения, а также формирование осн. навыков учебной деятельности. В ходе учебной деятельности под руководством учителя у учащихся развиваются желание и умение учиться, формируются основы теоретического мышления, произвольность поведения, способность к усвоению содержания социального опыта. Н.о. учащиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе как самостоятельном учебно-воспитательном учреждении. В Рос. Федерации начальное обучение детей начинается с 7 (6) лет, курс обучения 3 (4) года. В России зарождение школьного начального обучения связано с деятельностью первых монастырских школ (гл.о. с 11 в.). В 14-16 вв. появились первые мастера грамоты, которые обучали детей в семьях или создавали небольшие школы у себя на дому. Обучение преследовало прежде всего цели религиозно-нравственного просвещения и носило индивидуальный характер. Первые русские печатные учебные книги (см.Букварь) отразили стремление их авторов сформировать некоторое целостное содержание обучения и выработать определённую методику Н.о. В начале 18 в., в годы петровских реформ стала создаваться система государственных начальных учебных заведений, дававших как общее, так и специальное образование (см. Навигацкая школа, Цифирные школы). С 1786, согласно плану, разработанному "Комиссией об учреждении училищ" (осн. в 1782) под руководством Ф.И. Янковича де Мириево, в губернских городах открывались главные народные училища, малые народные училища, народные училища. Вводилась классно-урочная система обучения. Наряду с чтением, письмом и счётом преподавались Закон Божий и Священная история. Устав 1804 предусматривал создание бессословной системы общеобразовательных школ с преемственными ступенями образования. Её основу составляли приходские школы, уездные училища и гимназии. В создании приходских учебных заведений и в преподавательской деятельности принимали участие священно- и церковнослужители. Устав 1828 сохранял те же типы учебных заведений, но ликвидировал преемственность между ними. С 1819 обучение в начальной школе стало платным. Со 2-й половины 30-х гг. стали создаваться приходские училища, находившиеся в ведении Священного Синода (получили название церковно-приходских; см. Церковно-приходские школы). С 1842 учреждались особые школы для детей государственных крестьян. Стало расширяться женское образование. С 1864 для всех начальных училищ вводился единый учебный план, который включал Закон Божий, обучение грамоте и счёту, церковное пение. Обучение на нерусском языке допускалось только на начальном этапе. Начальная школа объявлялась бессословной, разрешалось открывать школы местным самоуправлениям, обществам и частным лицам, назначать учителями не только мужчин, но и женщин. Все начальные школы переходили в ведение МНП, за исключением церковно-приходских, которые оставались в ведении Священного Синода. Большой вклад в развитие Н.о. внесло общественно-педагогическое движение 60-х гг. 19 в. Значительно возросло число приходских училищ, воскресных школ. Начали издаваться журналы "Русский педагогический вестник", "Учитель", "Педагогический сборник", вышли в свет учебные книги К.Д. Ушинского, сыгравшие большую роль в развитии русской начальной школы. Развитие Н.о. в этот период тесно связано с деятельностью земств (см. Земства и просвещение). В 1872 созданы городские училища, практически ставшие всесословными, в 1874 утверждено "Положение о начальных народных училищах", преследовавшее цели начального обучения сельских детей. В 1912 появились городские высшие начальные училища, дававшие законченное Н.о. После 6 октября 1917 все начальные школы стали государственными. В январе 1918 был издан декрет Совнаркома об отделении церкви от государства и школы от церкви. Школа стала полностью светской. По "Положению об единой трудовой школе" (1918) общеобразовательная школа состояла из 2 ступеней: первая - с 5-летним, вторая - с 4-летним курсом обучения (см. Трудовая школа). С 1923 в связи с введением в систему образования 7-летней школы все начальные школы стали 4-летними. После упорядочения структуры школьного образования в СССР (1934) начальная школа стала частью единой общеобразовательной школы, её первой ступенью, окончание начальной школы открывало учащимся возможность для продолжения общего образования. Эта роль начальной школы сохранилась в дальнейшем при всех преобразованиях советской системы образования от введения начального всеобуча (1930) до курса на всеобщее среднее образование молодёжи (середина 60-х - конец 80-х гг.).
Первые советские учебный план и программа начальной школы опубликованы в 1920. Кроме русского языка и арифметики в них предусматривалось преподавание (со 2-го класса) природоведения и обществоведения. Вводились физкультура, пение и рисование. В 1923-27 в школах применялась комплексная система обучения. В начале 30-х гг. были восстановлены самостоятельные учебные предметы и классно-урочная система обучения, вводились история, география и естествознание как самостоятельные учебные предметы. Программы начального обучения обновлялись в конце 50-х гг. под руководством АПН РСФСР. Вместо истории, географии и биологии в учебный план включалось природоведение, сведения по истории частично давались на уроках чтения. Были восстановлены уроки труда (см.Трудовое и профессиональное обучение). В 70-х гг. происходило существенное совершенствование всей системы Н.о., сократился период обучения младших школьников с 4 до 3 лет. Были пересмотрены психолого-педагогические концепции Н.о., выявилась несостоятельность взглядов, согласно которым способности младших школьников к абстрагированию и обобщению развиты ещё слабо, поэтому обучать их следует в основном на конкретном материале. Важным основанием перестройки явилось и то, что 4-летняя начальная школа представляла структуру, изолированную от остальных ступеней обучения. Работа по дальнейшему совершенствованию Н.о. включала три этапа. На первом этапе (до 1963) были отработаны осн. принципы развивающего обучения. В разных вариантах они формулировались Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. и начали использоваться в массовой начальной школе в конце 80-х гг. На втором этапе (1963-66) были разработаны осн. критерии совершенствования системы обучения в 3-летней начальной школе. Была разработана (А.М. Пышкало и др.) методическая система обучения младших школьников, которая включала цели, содержание, методы, формы и средства обучения, а также комплекс взаимосвязей между этими компонентами. Третий этап (1966-69) проводился в различных регионах РСФСР с учётом специфики социальных, экономических и других условий. Работа по совершенствованию системы Н.о. вызвала повышение активности научной и педагогической общественности, учителей, преподавателей педагогических вузов. Возник и распространился ростовский, липецкий опыт обучения, опыт учителей-новаторов (С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.). Впервые школами стали использоваться альтернативные методические системы обучения (Занкова, Эльконина-Давыдова и др.). Наряду со стабильными появились альтернативные учебники. Т.о. осуществлялись первые попытки преодоления противоречия между стабильной (монопольной, единообразной) и создающимися новыми системами обучения. В 1981 развернулась работа по построению системы Н.о. детей с 6-летнего возраста. В силу социально-экономических причин не представлялось возможным непосредственно перенести в условия отечественной школы накопленный международный опыт. Трудности в реализации этой программы связаны и с недостаточной разработанностью психолого-педагогических и методических вопросов, и с недостатками психолого-педагогической и профессиональной подготовки учителей. В процессе решения этих проблем с 1988 проводилось комплексное исследование по разработке психолого-педагогических основ 4-летнего Н.о. В основу построения учебных планов были положены три области знаний: родной язык; математика; человек, природа и общество. Это позволило сделать содержание обучения вариативным, но отвечающим требованиям государственного образовательного стандарта, что позволило отдельным учителям, школам и регионам выбирать учебный план, программы, учебники и т.д. Для начальной школы стали создаваться учебные пособия по новым интегрированным курсам: "окружающий мир", "математика и конструирование", "грамота" и др. Разрабатывается методика формирования элементарных умений использования компьютеров в обучении (и не только математике), развития информационной грамотности учащихся и др. В системе рос. Н.о. довольно продолжительный период сосуществуют два типа школы: 3-летняя (с началом обучения в 7 лет) и 4-летняя (с началом обучения в 6 лет). Осн. направлением, определяющим перспективу развития Н.о., является 4-летняя школа с началом обучения в 6 лет. В связи с планируемым переходом обучения в средней образовательной школе на 12-летнее обучение (начало 21 в.) ведётся разработка новых подходов к Н.о.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 164-165)

См. также Букварь, Земства и просвещение, История образования в России, Навигацкая школа, Начальное общее образование,Трудовая школа,Цифирные школы, Церковно-приходские школы

Ч421.2,01

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— обязательная первая ступень общего образования и необходимое условие для продолжения обучения на последующих ступенях в общеобразовательном учреждении; имеет целью воспитание и общее развитие детей (обучающихся), научение их чтению, письму и счету, формирование у них первоначальной системы знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения, в том числе учебных навыков и мотивации к обучению.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 52)

См. также Начальное образование

Ч421.2,01

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— первый уровень профессионального образования, который
- базируется на основном (общем базовом) и/или среднем общем образовании;
- предоставляется учебными заведениями начального профессионального образования или другими учебными заведениями, которым в установленном порядке дано право реализовывать образовательные программы начального профессионального образования;
- имеет целью удовлетворение потребностей общества, государства и граждан в подготовке по всем направлениям общественно-полезной деятельности работников квалифицированного труда (рабочих и служащих), владеющих необходимыми прикладными знаниями и практическими навыками работы по конкретной избранной профессии в производственной и социальной сфере;
- завершается присвоением лицу, успешно освоившему образовательную программу начального профессионального образования, определенной квалификации (рабочего или служащего) и выдачей документа (диплома) о начальном профессиональном образовании.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004 г., с.54)

См. также Профессиональное образование

Ч464

НЕБОЛЬСИН, Неболсин Александр Григорьевич (1842-1917)
— деятель технического и профессионального образования. С 1872 участвовал в работе Постоянной комиссии по техническому образованию при Русском техническом обществе (РТО; в 1887-1917 председатель). Член Учёного совета МНП по техническому и профессиональному образованию. Организатор и редактор журнала "Техническое образование" (с 1908 - "Техническое и коммерческое образование"), ставшего первым педагогическим органом по профессиональному образованию. Инициатор проведения Всероссийских съездов по техническому и профессиональному образованию (1889-90; 1895-96; 1903-04). Под руководством Н. при РТО в С.-Петербурге было создано 50 различных технических школ, профессионально- подготовительных курсов для детей рабочих и др. В основу деятельности РТО легла идея Н. о взаимосвязи общего и профессионального образования. Общее образование рассматривалось им как необходимый базис специальной подготовки. Профессиональная школа наряду со специальными знаниями и умениями должна давать, по убеждению Н., общеобразовательную подготовку.

Н. предложил систему общего и профессионального обучения рабочих (малолетних и взрослых); обширную программу просветительской деятельности среди рабочих. В целях активизации деятельности учащихся был создан при Комиссии Подвижной музей наглядных пособий и мастерская по их изготовлению (1894). В 1883 был опубликован "Историко-статистический очерк общего и специального образования в России", составленный под руководством Н. и давший богатый фактический материал об учебных заведениях России.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 386)
Ч33(2)52

НЕБЫЛИЦЫН Владимир Дмитриевич (1930-1972)
— психолог, член-корреспондент АПН СССР (1967), д-р педагогических наук (1966). Ученик и последователь Б.М. Теплова. С 1954 работал в НИИ ОПП (с 1965 заместитель директора). Разрабатывал проблему свойств нервной системы и их физиологического субстрата; проанализировал роль нервной системы в индивидуально-психологическом своеобразии деятельности; предложил оригинальную трактовку темперамента. Трудами научной школы Теплова-Небылицына заложены основы нового научного направления - дифференциальной психофизиологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 386)
Ч486.61г(2)

НЕВЕРКОВИЧ Сергей Дмитриевич (р. 1939)
— д-р педагогических наук (1989), профессор (1992), член-корреспондент РАО (1995; Отделение образования и культуры).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

НЕВИННОМЫССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
— Невинномысск Ставропольского края, бульвар Мира, 17. Профессиональное обучение, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

НЕВРОЗЫ у детей
— группа функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических симптомах при отсутствии грубых органических изменений нервной системы. В современной психиатрии Н. относят не к собственно психическим заболеваниям, а к "пограничным" расстройствам. Причиной Н. является невротический конфликт - нарушение значимых жизненных отношений ребёнка (например, хроническая фрустрация социальных потребностей). Н. всегда вызывается психической травмой, которая впоследствии отражается в клинической картине Н.: в переживаниях ребёнка, его сновидениях и т.д. С течением времени психическая травма становится менее значимой и Н., как правило, постепенно проходит. Всем детям, страдающим Н., свойственны понижение настроения, расстройство сна и аппетита. Выделяют три осн. формы Н.: астенический, истерический и Н. навязчивых состояний. Астенический Н. (неврастения) возникает в результате острой психической травмы либо травмирующей ситуации (например, переутомление от многочисленных занятий). Сопровождается физическим истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, нарушением работоспособности. Истерический Н. обычно появляется при психической травме шокового характера. Его симптомы разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания: параличи, припадки, расстройства координации движений и пр., характерная его черта - небольшая глубина и демонстративность. Встречается гл.о. у девочек, может появиться уже в раннем детстве. Н. навязчивых состояний, как правило, появляется под влиянием хронической травматизации психики. Чаще возникает у детей с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе. Его симптомы - навязчивые мысли, страхи. Психическая травма в детском возрасте может вызвать т.н. системные Н. - недержание мочи, кала, невротическое заикание и наиболее часто встречающиеся невротические тики. Они возникают, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте. В зависимости от продолжительности расстройства выделяют кратковременные невротическую реакцию (длится от нескольких минут до нескольких суток), невротическое состояние (от нескольких недель до нескольких месяцев) и невротическое развитие личности, которое тянется годами, постепенно деформируя личность.

Н. - социальные заболевания, основа их профилактики - поддержание гармонических отношений в семье, соблюдение педагогического такта воспитателями, установление нормального общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Н. в большинстве случаев излечимы. Только запущенные случаи невротического развития личности могут переходить в зрелый возраст. Лечение осуществляется средствами психотерапии, а также медикаментозно.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 165-166

См. также Комплекс неполноценности, Раздражительность

Р

НЕГАТИВИЗМ (от лат. negatio - отрицание)
— лишённое разумных оснований сопротивление ребёнка оказываемым на него воздействиям; форма протеста ребёнка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых и сверстников. Может проявляться в различной форме: в капризах, грубости, либо в замкнутости, отчуждённости. Пассивный Н. выражается в отказе выполнять предъявляемые требования; при активном Н. дети производят действия, противоположные требуемым. Чаще всего Н. встречается по отношению к требованиям, предъявляемым взрослыми без учёта потребностей ребёнка. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы. Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребёнком к.-л. из существенных для него потребностей социального характера: в общении, эмоциональном контакте, одобрении, уважении и т.п. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребёнку преодолевать трудную для него жизненную ситуацию. Слабой формой Н. является упрямство. Однако в отличие от подлинного Н., оно часто возникает из стремления к самоутверждению. Его не следует отождествлять с настойчивостью - стремлением добиться поставленной цели даже вопреки препятствиям. Н. может быть эпизодическим, но при длительном эмоциональном неблагополучии ребёнка он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера. Своевременная диагностика эмоциональных отклонений, переживаний ребёнка, а также активное включение его в жизнь детского коллектива может устранить или значительно смягчить Н. Важную роль играет индивидуальный подход в воспитании с учётом особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сферы конкретного ребёнка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 166)

См. также Запущенность педагогическая,Кризисы возрастные, Самостоятельность, Упрямство

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ
— здесь: негосударственные высшие учебные заведения, имеющие лицензию и аккредитацю, осуществляющие (в том числе) подготовку студентов по психолого-педагогическим специальностям,:

- Армавирский православно-социальный институт,

- Балтийский институт экологии, политики и права,

- Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права,

- Гуманитарно-технический институт,
- Гуманитарный институт,
- Гуманитарный университет,

- Институт бизнеса и политики,
- Институт государственного администрирования,
- Институт гуманитарного образования,
- Институт дружбы народов Кавказа,
- Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления,
- Институт молодёжи,
- Институт психологии и педагогики,
- Институт специальной педагогики и психологии,
- Институт управления, бизнеса и права,
- Институт управления и экономики,
- Институт экономики и права,
- Институт экономики, права и естественных специальностей,
- Институт экономики, права и социологии,
- Институт "ЮЖДАГ",

- Казанский социально-юридический институт,
- Кисловодский институт экономики и права,
- Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента,
- Кузбасский институт экономики и права,

- Международный независимый эколого-политологический университет,
- Международный славянский университет (институт),
- Международный университет,
- Международный университет компьютерных технологий,
- Московский гуманитарно-экономический институт,
- Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой,
- Московский институт медико-социальной реабилитации,
- Московский институт предпринимательства и права,
- Московский институт экономики, политики и права,
- Московский открытый социальный университет,
- Московский психолого-социальный институт,
- Московский региональный институт высшего социально- экономического образования,
- Московский университет "Туро",
- Московский экономико-лингвистический институт,

- Нижегородская правовая академия,
- Нижегородский институт менеджмента и бизнеса,
- Новосибирский гуманитарный институт,
- Новый гуманитарный университет Натальи Нестеровой,

- Открытый университет профессиональных инноваций,

- Православный Свято-Тихоновский богословский институт,
- Псковский вольный университет,

- Региональный открытый социальный институт,
- Российский новый университет,
- Русский университет инноваций (институт),
- Русский христианский гуманитарный институт,
- Русско-Азиатский институт,

- Самарская гуманитарная академия,
- Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов,
- Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права,
- Северо-Кавказский социальный институт,
- Сергиево-Посадский гуманитарный институт,
- Сибирский институт бизнеса, управления и психологии,
- Сибирский независимый институт,
- Смоленский гуманитарный университет (институт),
- Современный гуманитарный институт,

- Таганрогский институт управления и экономики,
- Тверской институт экологии и права,

- Университет Российской академии образования,

- Челябинский гуманитарный институт,

- Южно-Российский гуманитарный институт,
- Южно-Российский психологический институт.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475-476)

См. также Высшие учебные заведения (пед.),Негосударственные образовательные учреждения

См. также в алфавитном порядке по названию указ. учрежд.

Ч489.514(2)7
Ч486.61
Ч486.63

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
— принадлежащие отдельным лицам (частные) или общественным и религиозным организациям и объединениям учебные заведения и воспитательные учреждения. Создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Деятельность Н.о.у. регулируется Законом РФ об образовании (1992), а в части вопросов, неурегулированных данным Законом, - законодательством РФ. Руководство Н.о.у. осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления Н.о.у., а также процедура назначения или выборов руководителя и его правомочия определяются учредителем (попечительским советом) по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе образовательного учреждения. Н.о.у. имеют право взимать плату с учащихся за образовательные услуги, в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных программ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 166)

См. также Негосударственные ВУЗы, Частные школы, Школа

Ч424(2)7

НЕЖИНСКИЙ ЛИЦЕЙ
— закрытое высшее учебное заведение для детей дворян в Нежине (1820-75; до 1832 Гимназия высших наук, общеобразовательная, 6 лет обучения). С 1832 физико-математический лицей, 3 года обучения; с 1840 - юридический, 3 года обучения. С 1920 педагогический институт (с 1939 носит имя Н.В. Гоголя, который в 1828 окончил Нежинский лицей).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 166)
Ч484(28)713
Ч489.514(2)714

НЕЙМАН Лев Владимирович (1902-1977)
— оториноларинголог, д-р медицинских наук (1961), профессор (1963). Организатор (1941) и руководитель (до 1946) специализированного госпиталя для раненых с нарушениями слуха и речи. В 1949-62 в НИИ дефектологии. С 1962 зав. кафедрой дефектологии в МГЗПИ. Автор оригинальной классификации нарушений слуха у глухих и слабослышащих. Впервые для определения слуховых порогов у детей дошкольного возраста разработал (совместно с В.И. Лубовским) условно- рефлекторную методику с ориентировочным подкреплением (см.Слух). Труды по проблемам глухих и слабослышащих.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 386)

См. также Слух

Ч432.3

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
— отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. Развивалась в рамках неврологии и общей психологии. Современная Н. исходит из положения о том, что психические функции - это виды приспособительной деятельности, включающие в себя различные процессы в их разнообразных отношениях друг с другом. Н. имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов. Одновременно, анализируя нарушения психической деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, Н. помогает уточнить диагностику поражений, а также служит основой для психологической квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановительного обучения. Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить возрастные закономерности локализации высших психических функций. Новые направления в Н. - изучение нарушений познавательных процессов (гл.о. восприятия, памяти) с позиций когнитивной психологии и распространение нейропсихологического подхода на эмоционально-личностную сферу.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 166)
Ю
Ч486.61г(2)

НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович (р. 1922)
— художник, профессор (1990), действительный член РАО (1992; Отделение образования и культуры), профессор Института кинематографии им. С.А. Герасимова, директор Центра непрерывного художественного образования Московского комитета образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

НЕНАСИЛИЕ
— этический принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия. Термин "Н." является калькой с санскритского термина "ахимса" (невреждение). В отечественной общественно-политической лексике он закрепился с конца 80-х гг. 20 в. Идея Н. связана с формированием человекоцентрированного взгляда на мир; она является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности; занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма. В европейскую культуру идея Н. привнесена Нагорной проповедью, смысловым центром которой является непротивление злу. Однако господствующим в последующие эпохи оставался взгляд, оправдывающий насилие как орудие справедливости: справедливые войны (Августин), право народа на восстание (Фома Аквинский), смертная казнь (И. Кант) и др. Коренное изменение во взгляде на Н. связано прежде всего с именами Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга.

Современный анализ теории и практики Н. требует разграничивать Н. как общий этический принцип и как особую программу практической деятельности. В первом случае Н. выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором - является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые обычно принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Речь идёт о конфликтах, при которых стороны кардинально расходятся в понимании добра и зла и каждая из них имеет одинаковые основания выступать от имени добра, намечая тем самым насильственный способ разрешения конфликта, который воспринимается другой стороной в качестве совершенно неприемлемого.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 166)

НЕОГУМАНИЗМ
— педагогическое течение, выдвинувшее в качестве осн. цели воспитания современного человека античный идеал личности (см.Античность). Идеи Н. зародились в Германии в середине 18 в. Термин "Н." введён в научный оборот немецким историком педагогики Ф. Паульсеном в 80-х гг. 19 в. Первые представители Н. - И.М. Геснер, И.А. Эрнести, К.Г. Хейне. Центральное место в образовании неогуманисты отводили изучению древних языков, овладению культурным наследием Древней Греции и Древнего Рима. В неогуманистических гимназиях наряду с математикой и родным языком значительное внимание уделялось изучению произведений античных авторов. Неогуманисты считали, что гимназии должны заложить основу для продолжения обучения учащихся в университетах. Под влиянием неогуманистов классическое образование стало основным видом среднего образования. В начале 19 в. В. Гумбольдт и Ф.А. Вольф возродили идеи всестороннего воспитания личности и предложили реформировать систему гимназического образования за счёт расширения учебных курсов истории и естествознания на основе достижений современной науки. Они выступали за преемственность среднего и высшего образования (Гумбольдт был инициатором реформирования Берлинского университета). Осуществлённая на принципах Н. реформа образования в Пруссии способствовала внедрению в народную школу системы обучения И.Г. Песталоцци и повышению качества начального образования. Неогуманисты считали необходимым готовить учителей для средней школы в университетах.

В России в конце 18 в. интерес к идеям немецких неогуманистов проявили члены кружка Н.И. Новикова (в кружок входил также Н.М. Карамзин). В 19 в. к античному наследию обратился кружок А.Н. Оленина (директор С.-Петербургской публичной библиотеки). Участниками кружка являлись также Н.И. Гнедич (автор первого полного перевода на русский язык "Илиады Гомера"), попечитель С.-Петербургского учебного округа С.С. Уваров (инициатор реформирования гимназии на принципах классического образования) и др. В 70-х гг. в русском обществе преобладало негативное отношение к классическому образованию. Но в 1890-1900-х гг. идеи Н. вновь были востребованы в связи с концепцией грядущего славянского Возрождения. Один из сторонников этой концепции профессор Московского университета Ф.Ф. Зелинский отводил важнейшую роль в развитии общества средней и высшей школе. Согласно его точке зрения, школа должна быть ориентирована на творческое восприятие античной традиции не как "нормы", но как "семени". В Рос. Федерации с конца 80-х гг. в ряде гимназий учебный процесс организуется на идеях Н.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 167)

См. также Античность

Ч33(0)

НЕОТОМИЗМ (от греч. nеos - новый и имени Thomas - Фома)
— философское течение в католицизме, базирующееся на учении Фомы Аквинского и получившее в конце 19 в. статус официальной философской доктрины в Ватикане. Идеи Н. разрабатываются в крупных центрах (Академия Св. Фомы в Ватикане, Католический университет в Париже, Пуллахский университет близ Мюнхена и др.). Философия образования и педагогика Н. опираются на осн. положения антропологии и этики учения Н. Согласно идеям Н., человек является неотъемлемым звеном в иерархии форм бытия, сотворённой Богом. Человек сопричастен чистому Божественному бытию с его надкатегориальными определениями Единства, Истины, Красоты и Блага. Человек представляет собой сложную субстанцию, состоящую из двух простых величин - души и тела. Душа представляется основой личности, а телесное начало связывается с индивидуальностью. Личность имеет универсальной целью и смыслом своего существования созерцание Божественного блага. Личность направляется естественным законом, призывающим творить добро и избегать зла. Стремясь к благу, личность обретает совокупность добродетелей, на развитие которых должна быть ориентирована общественная жизнь. Теоретики Н. сформулировали тезис о творческой способности человека, коренящейся в его сопричастности тоталь- ности Божественного бытия и направленной на созерцание мира культуры. Неотомисты развитие образования рассматривали в русле возрождения религиозно-нравственных ценностей в контексте современной культуры. Например, Ж. Маритен в своей концепции интегрального гуманизма утверждает, что кризисное состояние современной культуры можно преодолеть путём коммунитарного стремления к общему благу, утверждения плюрализма и христианских ценностей. Маритен критиковал одновременно и тоталитаризм и западную демократию за бездуховность и считал, что только религиозное мировоззрение во всех сферах культуры может обеспечить воспитание интеллектуальной личности, наделённой нравственными и теологическими добро- детелями и способной преобразовать современное общество. Неотомисты также считали, что философия образования и педагогика должны синтезировать данные биологии, психологии, социологии и др. дисциплин на основе нравственных ценностей. Исследовательские и университетские центры Н. рассматривают проблемы образования с позиций христианства. Неотомисты считают, что "светские" педагогические теории не способны определить высшие цели воспитания. Н. развивает идеи гармонического сочетания в школьном образовании научных знаний и религиозных представлений. Идеи Н. используют мн. конфессиональные учебные заведения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 167)

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ
— семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Наиболее распространены Н.с., состоящие из матери и детей. Существуют Н.с., где нет ни одного из родителей и дети живут с бабушками, дедушками и другими родственниками. По данным переписи 1994, доля Н.с. среди всех семей составила 17,4%, причём 12,1% семей имели только мать и 1% - отца. Н.с. возникает в силу разных причин: рождения ребёнка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. Соответственно выделяют осн. типы Н.с.: внебрачная, осиротевшая, разведённая, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди Н.с. Воспитание детей в Н.с. обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Большинство Н.с. испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат Н.с. во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большая часть Н.с. возникает по причине ухода отца. Поэтому женщины своё разочарование по отношению к бывшему мужу иногда бессознательно проецируют на ребёнка. В ряде случаев мать стремится восполнить недостаток отцовской заботы, окружая ребёнка чрезмерной лаской и опекой. Во всех таких ситуациях воспитательная атмосфера семьи отрицательно сказывается на становлении личности ребёнка. Кроме того, в Н.с. ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. Психическое и сексуальное развитие девочки в Н.с. также отличается противоречивостью. Часто дети из Н.с., по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Однако это не означает, что Н.с. обязательно является неблагополучной. Н.с., хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь из-за детей, зачастую приносят напрасную жертву. Родителю, оставшемуся главой Н.с., необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 167-168)

НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
— тип общеобразовательного учебного заведения, промежуточное звено между начальной и полной средней школой. В России к типу Н.с.ш. относились прогимназии, реальные училища и высшие начальные училища. В РСФСР по содержанию образования к Н.с.ш. в системе единой трудовой школы относились 6-й и 7-й года обучения 2-й ступени; затем 7-летняя школа. Официальное наименование Н.с.ш. введено в 1934 [Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) "О структуре начальной и средней школы"]. С 1958 по Закону "Об укреплении связи школы с жизнью" Н.с.ш. стала 8-летней. В 1984 в соответствии с новой структурой общеобразовательной школы Н.с.ш. объединила 5-9-й классы. Законом РФ об образовании (1992) Н.с.ш. отнесена к учреждениям основного общего образования. Обучение в ней (сроком 9 лет) признано обязательным, учебный курс обеспечивает учащимся базовое образование.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 168)
Ч424(2)715.2
Ч424(2)714.1

© Российская национальная библиотека, 2006