ГИЛФОРД (Guilford) ДЖОЙ ПОЛ (1897-1976)
— американский психолог. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности. Автор трёхмерной теоретической модели "структуры интеллекта" ("куб Г."), согласно которой интеллект может быть представлен тремя сторонами: операции, продукты и содержание мышления. Г. выступил инициатором разработки систем психологических тестов для изучения продуктивного мышления и творческих способностей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 349)
Ч33(7США)

ГИЛЬДЕЙСКИЕ ШКОЛЫ (от нем. Gilde - союз)
— начальные школы в городах Западной Европы в 13-14 вв., создавались купеческими гильдиями. Гл. внимание уделялось обучению чтению, письму, счёту; религия занимала меньшее место, чем в церковных школах. В некоторых Г.ш. повышенного типа преподавались также грамматика, элементы риторики, геометрия. Преподавание велось на латинском или родном языках; обучение было платным. С упадком гильдий в 15-16 вв. Г.ш. сливались с цеховыми школами в городские школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 51)
Ч33(4)

ГИМНАЗИИ
— средние общеобразовательные учебные заведения (обычно гуманитарно-филологического направления). Термин "Г." заимствован из Древней Греции. Становление Г. Нового времени связано с возникновением в 15-16 вв. латинских школ, готовивших к поступлению в университет. В дореволюционной России в начале 18 в. некоторое время существовала школа Э. Глюка с гимназической программой. Первые Г. были созданы в Петербурге - академическая гимназия (1726), в Москве при университете (1755) и в Казани (1758), но они не имели единого учебного плана. По "Уставу учебных заведений, подведомственных университетам" (1804) Г. предусматривались в каждом губернском городе. Г. предназначались для подготовки юношей не только в университет, но и к гражданской службе, 4-летний курс отличался многопредметностью. В 1808 в России было 32 Г., в них обучалось 2,8 тыс. учащихся. По плану С.С. Уварова (1811) Г. должны были служить гл.о. для подготовки учащихся к университету и приобрести т.о. характер классических учебных заведений. Эта идея была положена в основу устава 1828. Одновременно введены сословные ограничения (Г. предназначалась для детей дворян и чиновников). В 50-х гг. классицизм ограничивался: начиная с 4-го класса в Г. выделились латинское и юридическое отделения. В 1852 утверждены 3 типа Г.: с естественной историей и законоведением для поступающих в университет или для готовящихся к службе, с добавлением для первых латинского языка; с законоведением для готовящихся к службе; с латинским и греческим языками для поступающих в университет. Управление Г. осуществлялось директором, инспектором (с 1828) и педагогическим советом; материальной частью ведали попечительские советы. В 60-х гг. возникли женские Г. В 1863-82 вместо кадетских корпусов учреждены военные гимназии с широким общеобразовательным курсом. В 1864 по "Уставу гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения" были установлены следующие типы мужских Г.: классическая Г. с двумя древними языками, с незначительным количеством часов на естествознание и физику; классическая Г. с латинским языком; реальная Г. без древних языков, но с естествознанием в большем объёме и физикой. Из 61 Г. лишь 16 стали реальными. Полноценным считалось только образование, даваемое классической Г., т.к. по её окончании можно было поступить в университет и другие высшие учебные заведения, а после реальной Г. - лишь в высшие технические учебные заведения. В городах, где не было Г., учреждались прогимназии, состоявшие из первых 4 классов Г. В условиях подъёма общественно-педагогического движения борьба вокруг Г. приняла острый характер. Общественные деятели - демократы высказывались за то, чтобы Г. давала знания, имеющие практическое значение и необходимые для развития культуры. Компромиссный устав 1864 не удовлетворял и сторонников классицизма, считавших его одной из причин охватившего юношество "материализма" и "нигилизма". Под руководством министра народного просвещения Д.А. Толстого был разработан новый гимназический устав (1871), признававший только 7-классную классическую Г. с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года). В ней на латинский и греческий языки отводилось 85 ч (41% учебного времени). В курсе древних языков осн. внимание уделялось заучиванию грамматических форм, письменным переводам с русского языка на древние. Русский язык, литература, история, география изучались в незначительном объёме; физика, математика и естествознание занимали лишь 18% учебного времени. Были усилены государственная регламентация учебного процесса, единообразие планов и программ, введены должности классных наставников и классных надзирателей, наблюдавших за благонадёжностью учащихся. В 80-90-х гг. министр народного просвещения И.Д. Делянов провёл ряд мероприятий по установлению сословных ограничений: были ликвидированы приготовительные классы, издано (1887) распоряжение, известное под названием "циркуляр о кухаркиных детях", в котором предлагалось воздерживаться от приёма в Г. "детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Усилен школьный и внешкольный надзор, дисциплинарные наказания. В 1880-90 уменьшилось общее число гимназистов (с 65,8 тыс. до 62,9 тыс.), при этом значительно увеличилась доля детей дворян и чиновников (до 56%). МНП предприняло ряд попыток перестроить гимназическое образование, приспособить его к практическим потребностям страны, ограничить классицизм и сословность. В 1911 дети из дворянского и чиновничьего сословий составляли 34,7% общего числа учащихся, дети мещан, ремесленников и крестьян - ок. 45%. Всего в 1913 насчитывалось 434 Г., где обучалось 143 тыс. чел. Согласно учебному плану 1914, преподавание классических дисциплин было значительно сокращено, хотя и на гуманитарные предметы по-прежнему отводилось вдвое больше времени, чем на математику и естествознание. Окончившие Г. с золотой и серебряной медалями принимались в университет без экзаменов, остальные также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. После установления советской власти Г. как тип учебного заведения была упразднена (в РСФСР в 1918).

В 1990 Министерство образования утвердило "Положение о гимназиях", предусматривавшее создание Г. гуманитарного, педагогического, технического направлений. В составе Г. выделяются прогимназические (1-7-е классы) и собственно гимназические (8- 11-е классы) классы, абитура (12-й класс, 1 год по желанию). Г. позволяют обеспечить вариативность образования в зависимости от направления учебного заведения. Предусматривается организация факультативных и дополнительных курсов; в целях гуманизации учебно-воспитательного процесса развиваются индивидуальные формы обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 51-52)

См. также Гимназия, Городские училища, Классическое образование, Пансионы, Реальное образование, Толстой Д.А.

Ч424(28)73
Ч424(2)7

ГИМНАЗИЯ
— среднее общеобразовательное учреждение, которое
- реализует основные и дополнитеьные общеобразовательные программы, предусматривающие углубленное, профильное, дифференцированное обучение учащихся (по предметам преимущественно гуманитарного профиля);
- способствует профессиональной ориентации учащихся и их подготовке к продолжению образования.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 29)

См. также Гимназии, Гимназия академическая

Ч424(28)73
Ч424(2)7

ГИМНАЗИЯ академическая (гр. gymnasion)
— первая в России государственная светская общеобразовательная школа. Открыта в г. Петербурге (1726 г.) для подготовки молодежи в Академический университет. Первоначально состояла из 2-х отделений: немецкого (3 г. обучения) и латинского (2 г. обучения). Занятия в Г.а. вели акдемики и студенты Академического университета. Основные дисциплины филол. цикла: латинский, греческий, немецкий, французский языки, риторика, логика, чтение античных авторов, арифмметика, история, география, рисование. Своего расцвета Г.а. достигла в то время, когда ее возглавил М.В. Ломоносов (1758-1765 гг.). Благодаря коренной перестройке системы образования и воспитания под его руководством Г.а. достигла значительных успехов.
(Глоссарий современного образования. Под ред. В.И. Астаховой и А.Л.Сидоренко. - Харьков, 1998. С. 41-42)

См. также Академическая гимназия, Гимназия

Ч424(28)731.1

ГИНКУЛОВ Яков Данилович (1800-1870)
— молдавский педагог, филолог, деятель просветительского движения Бессарабии. Директор первой ланкастерской школы в Кишинёве (1824), участвовал в создании начальных школ. С 1830 в С.-Петербурге; в 1839-65 возглавлял кафедру валахо-молдавского языка в университете (профессор с 1855). Сторонник теории взаимного обучения. По учебникам Г. ("Начертание правил валахо-молдавской грамматики", 1840) св. 50 лет велось преподавание родного языка в учебных заведениях Бессарабии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 349)
Ч33(2М)

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
— комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности. Г. негативно сказывается на взаимоотношениях с окружающими, приводит к снижению самооценки и школьной успеваемости, несмотря на то, что общий уровень интеллектуального развития детей, страдающих Г., обычно соответствует норме. Первые проявления Г. наблюдаются в дошкольном возрасте. Распространённость Г. среди школьников составляет 3-5%, среди мальчиков она встречается значительно чаще, чем среди девочек. Причины Г. изучены недостаточно. Установлено, что в большинстве случаев имеет место органическое поражение ЦНС, которое может быть обусловлено как наследственными (генетическими) факторами, так и неблагоприятными условиями развития (патология беременности, инфекции, травмы и т.п.). Диагностика Г. находится в компетенции специалистов, умеющих отличить данный синдром от иных болезненных состояний (неврозов, психопатий, задержки психического развития и др.), а также от индивидуальных особенностей темперамента ребёнка. Дети, страдающие Г., требуют особого педагогического подхода - дозирования учебных нагрузок, рациональной смены видов деятельности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 52)
Ч421.334
Ч439.5

ГИПЕРОПЕКА
— чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребёнка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать детей около себя, "привязывать" к своему настроению и чувствам. При Г. ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности и в результате теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, всегда ждёт помощи от взрослых, прежде всего от родителей. У ребёнка развивается т.н. выученная беспомощность - реакция на любое препятствие как на непреодолимое.

В целом Г. свойственна не очень общительным матерям, с ограниченным, заранее определённым кругом контактов, решившим посвятить свою жизнь ребёнку.

Г. чаще встречается у матерей с флегматическим и меланхолическим темпераментом. Она также свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. Особая разновидность Г. встречается у матерей с истерическими чертами характера, претенциозных, добивающихся признания любой ценой. В этом случае вокруг ребёнка создаётся ореол исключительности и нередко - обстановка вседозволенности. Фактически же забота и любовь носят внешний, демонстративный характер, рассчитанный более на восхищение окружающих, публичный эффект, чем на реальный учёт эмоциональных нужд и возрастных потребностей ребёнка.

Распространённый мотив Г. - существование у родителей постоянного чувства страха за ребёнка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье и благополучие. Основное неблагоприятное влияние Г. заключается в передаче избыточного беспокойства детям, психологическое "заражение" их не свойственной возрасту тревогой. Это порождает у них зависимость, инфантилизм, неуверенность в себе, задержку развития навыков общения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 52-53)
Ч491

ГИПНОПЕДИЯ (от греч. hypnos - сон и paideia - обучение)
— обучение во время естественного сна. Первая попытка Г. предпринята в США Д.А. Финнеем (1823). Отечественный опыт поставлен в 1936 А.С. Свядощем. Экспериментальные данные указывают на то, что проблемы Г., в т.ч. её воздействие на детский организм недостаточно ясны. Очевидно, что Г. не может заменить естественный педагогический процесс и должна применяться для закрепления в памяти лишь некоторых видов информации (иностранные языки, формулы и т.п.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 53)

ГИПОТЕЗА (от греч. hypothesis - основание, предположение)
— научно обоснованное предположение о закономерной (причинной) связи явлений; один из методов познания; форма развития науки. Г. проверяется практикой. Обоснованная и подтверждённая опытом Г. превращается в достоверное знание, в теорию. Использование Г. в школьном обучении способствует развитию у учащихся логического мышления, воображения, овладению элементами творческой деятельности. Наибольшие возможности для применения Г. открывает проблемное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 53)

См. также Рассуждение

ГЛАВНАУКА
— Главное управление научными, музейными и научно-художественными учреждениями Наркомпроса РСФСР, государственный орган координации научных исследований теоретического профиля и пропаганды культуры в 1921-30. В задачу Г. входили развитие и материальное обеспечение сети научных и художественных учреждений, подготовка научных кадров, организация съездов и конференций, распространение научных знаний и художественной культуры, развитие краеведческого движения, учёт, охрана, реставрация историко-художественных памятников. Под руководством Г. объединялись (1925) академии и учебные заведения, научно-исследовательские учреждения теоретического профиля, фундаментальные и научные библиотеки, музеи, заповедники, ботанические сады, краеведческие организации, государственные академические театры, музыкальные учреждения. В 1930 Г. преобразована в сектор науки Наркомпроса РСФСР (действовал до 1933).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 53)

ГЛАВНЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА
— в России начальные школы повышенного типа для детей из всех свободных сословий. По Уставу 1786 организованы в 25 губернских городах. Содержались на средства приказов общественного призрения. Обучение было бесплатным. В Г.н.у. имелось 4 разряда - класса с 5-летним обучением (старший класс - двухгодичный) и 2 ступени обучения (по 2 года). На 2-й ступени учащиеся получали педагогическую подготовку для преподавания в малых народных училищах. В 1804 преобразованы в гимназии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 53)
Ч424(28)721

ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— государственное высшее учебное заведение в С.-Петербурге. Образован в 1816 на базе реорганизованного Петербургского педагогического института (1804-16), имел права университета. Готовил учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений, профессоров и преподавателей для вузов. Срок обучения 6 лет. В 1817 для подготовки учителей приходских и уездных училищ был учреждён 2-й разряд (срок обучения 4 года); в 1822 реорганизован в Учительский институт при Петербургском университете. При Г.п.и. был открыт благородный пансион (в 1817; с 1830 1-я Петербургская гимназия). В 1819 преобразован в Петербургский университет. Г.п.и. вновь учреждён в 1828 (работал по 1859) как закрытое учебное заведение для подготовки педагогов высших и средних учебных заведений МНП.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 53)
Ч489.514(28)711

ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТ
— Главное управление политического просвещения Наркомпроса РСФСР, координационный центр политико-воспитательной работы, 1920-30, Москва. Учреждён декретом СНК от 12 ноября 1920 на базе Внешкольного отдела Наркомпроса. В структуре Г. работал Гл. комитет политико-просветительской работы, в который входили представители ЦК коммунистической партии, комсомола, профсоюзов и пр. В ведении Г. находились библиотеки, избы-читальни, клубы, народные дома, внешкольные учреждения. Г. проводил ликвидацию неграмотности, занимался лекционной работой, художественной самодеятельностью, распространением печати и др. К системе Г. относились совпартшколы, комвузы, коммунистические университеты и др. Печатный орган Г.: журнал "Коммунистическое просвещение" (1920-90). В 1930 Г. реорганизован в сектор массовой работы Наркомпроса.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 53)

См. также Образование взрослых

Ч34(2Р)к221

ГЛАВПРОФОБР
— Главное управление профессионального образованием РСФСР (1920-30). Учреждён в составе Наркомпроса РСФСР как комитет (название менялось) с целью координации деятельности ведомств по подготовке кадров специалистов и рабочих, организации сети учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования и рабфаков, разработки для них учебных планов и программ. Одновременно с его созданием принята "Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР". При Г. действовал Совет профессионального образования из учёных и представителей НКП, ВСНХ, ВЦСПС, ВЛКСМ и других организаций. Г. издавал ряд журналов, в т.ч. "Жизнь рабочей школы" (1923-30), "Массовое профессиональное образование" (1927-29), "Профтехническое образование" (1930). Г. возглавляли А.В. Луначарский, О.Ю. Шмидт, Е.А. Преображенский, В.Н. Яковлева, И.И. Ходоровский, А.Я. Вышинский. В конце 1929 подготовка квалифицированных рабочих, среднее и высшее профессиональное образование переданы ВСНХ и отраслевым ведомствам. В 1930 Г. упразднён.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 53)
Ч34(2Р)к221.4

ГЛАВСОЦВОС
— Главное управление социального воспитания и политехнического образования Наркомпроса РСФСР (1921-30). Учреждён с целью защиты детства, в его ведении находились детские дома, дошкольные учреждения и другие учреждения. Г. руководил деятельностью массовых школ 1-й и 2-й ступеней, опытных станций и опытно-показательных школ, а также методическим обеспечением, разработкой учебных программ и планов, составлением учебников и учебных пособий для общеобразовательных учебных заведений всех типов. Г. занимался обобщением передового педагогического опыта и повышением квалификации работников социального воспитания, проводил съезды и конференции, издавал научно-методические журналы, в т.ч. "Политехнический труд в школе". Г. возглавляли В.А. Невский, О.Л. Бем, Н.Н. Иорданский, М.С. Эпштейн. В 1930 Г. был упразднён, а его функции перешли к сектору массовой политико-просветительской и школьной работы Наркомпроса.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 53)
Ч34(2Р)к221.1

ГЛАДКИЙ Юрий Никифорович (р. 1943)
— д-р географических наук (1982), профессор (1984), член-корреспондент РАО (1992; Отделение базового профессионального образования), зав. кафедрой РГПУ им. А.И. Герцена.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Удмуртская Республика, Глазов, ул. Первомайская, 5. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ГЛЕБОВ ИГОРЬ
см. Асафьев

ГЛЕЙЗЕР Григорий Давыдович (р. 1934)
— д-р педагогических наук (1985), профессор (1986), действительный член РАО (1993; Отделение общего среднего образования).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ГЛЁККЕЛЬ (Glockel) ОТТО (1874- 1935)
— австрийский педагог. В 1919- 1920 второй статс-секретарь по просвещению. С 1920 руководил городским школьным советом Вены. Разработал (совместно с группой педагогов) проект школьной реформы в Австрии, был инициатором создания Педагогического института Вены (1922). По инициативе Г. принят Закон о главной и средней школе (1927), распространивший принципы единой школы на посленачальное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 349)
Ч33(4А)

ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— одно из направлений в теории образования и в практике обучения в школе и вузе, возникшее в США в 70-е гг. как ответ образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном многокультурном мире. В российской педагогике термин употребляют при раскрыти проблематики поликультурного воспитания и образования. Это образовательно-воспитательная концепция, ориентирующая учащихся на выработку планетарного сознания, но не форма или организация получения образования.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 202-203)

См. также Глобализация образования, Поликультурное воспитание

Ч313.521.3

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (globalization of education)
— процесс создания всемирной единой унифицированной системы образования, при которой стираются различия между входящими в нее образовательными системами. Термин "глобализация образования" не соотносим с термином "глобальное образование", не означает его результат.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 282-283)

См. также Болонский процесс, Международное сотрудничество в области образования

Ч34(0)7

ГЛОРИОЗОВ Павел Александрович (1901-78)
— химик-методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), заслуженный учитель школы РСФСР (1955). С 1919 преподавал в сельской школе и школах Москвы. С 1943 в системе АПН. Один из авторов учебников и методических пособий по неорганической химии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 349)
Ч426.57г(2)

ГЛОССАРИЙ
— словарь к к.-л. тексту, преимущнственно древнему, объясняющий малоизвестные или устаревшие слова. В настоящее время значение этого понятия расширяется. В педагогике часто стали говорить о Г. отдельного учебного предмета или всего образовательного стандарта.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 28)
Ч30я212

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
— совокупность направлений в психологии 20 в., предметом исследования которых являются т.н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, противопоставляемые процессам на "поверхности" сознания (психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К.Г. Юнга, "индивидуальная психология" А. Адлера, неофрейдизм, эгопсихология и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 53)
Ч486.61

ГЛУХОТА
— наиболее резкая степень поражения слуха, при которой невозможно разборчивое восприятие речи. Полная Г. встречается редко, в большинстве случаев сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки (гудки, звонки и т.п.), отдельные звуки речи, а также некоторые хорошо знакомые слова, произносимые у ушной раковины. В соответствии с аудиолого-педагогической классификацией Л.В. Неймана по объёму воспринимаемых частот выделяются четыре группы Г.: 1-я - воспринимаются лишь самые низкие тоны аудиометра - 128 и 256 Гц; 2-я - 128-512 Гц; 3-я - 128-1024 Гц; 4-я - 128-2048 Гц и выше.

Г. может быть врождённой или приобретённой, которая встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю Г. (поражение слуха возникает в доречевой период или в самом начале формирования речи) и позднюю Г. (появляется после того, как речь сформировалась).

Г., врождённая или приобретённая, лишает ребёнка возможности овладеть речью без специального обучения, а если речь уже начала формироваться, то ранняя Г. приводит к её распаду.

Степень сохранности речи при поздней Г. зависит от времени её наступления и от условий развития ребёнка, в частности от специальной работы, направленной на сохранение и развитие речи, на формирование нового способа восприятия речи в обход утраченного слуха, - на основе широкого использования зрения.

Восстановление слуха при Г. невозможно, речь может идти лишь о профилактике, поддерживающей терапии, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.

В Рос. Федерации с середины 80-х гг. применяется один из прогрессивных методов помощи лицам с Г. - кохлеарная имплантация (от лат. cochlea - улитка) - операция по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва. Метод основан на том, что глубокое стойкое сенсоневральное поражение слуха обычно обусловлено повреждением сенсорных элементов внутреннего уха, т.е. волосковых клеток, а волокна слухового нерва в большинстве случаев сохранены и способны при непосредственной стимуляции электрическим током посылать в мозг сигналы, которые обеспечивают возникновение слуховых ощущений. Кохлеарная имплантация наиболее эффективна для пациентов с Г., наступившей в период полного владения речью.

Среди детей, страдающих Г., выделяются глухие и оглохшие дети.

Глухие дети страдают врождённой Г., или Г., приобретённой в раннем детстве. Без специального обучения такие дети становятся глухонемыми. Г. оказывает влияние на психическое, а отчасти и на физическое развитие ребёнка. Невозможность воспринимать звуковые сигналы внешнего мира и овладевать речью затрудняет их ориентировку в окружающей обстановке и обедняет внутренний мир ребёнка. Глухие дети могут отличаться некоторыми внешними особенностями поведения: шаркающая походка, необычные шумы и голосовые реакции при физическом усилии, дыхании, приёме пищи, при различных эмоциях и т.п. Чем раньше начинается коррекционное обучение ребёнка, тем меньше не только психическое, но и речевое развитие отклоняется от нормы.

При целенаправленной коррекционной работе с первых месяцев жизни часть глухих детей уже в дошкольном возрасте имеют уровень не только психофизического, но и речевого развития, близкий к возрастной норме. Это позволяет детям, владеющим развёрнутой фразовой речью, хорошо понимающим обращённую к ним устную речь и внятно (понятно для окружающих) говорящим, обучаться в массовых детских садах и школах (при помощи учителей-дефектологов и при индивидуальном подходе к таким детям).

Однако развитие словесной речи большинства глухих даже в условиях специального обучения с 2-3 лет резко отстаёт от нормы, поэтому эти дети нуждаются в обучении в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или группах (классах) при массовых детских садах и школах. Глухие школьники могут также воспитываться дома и получать коррекционную помощь учителя-дефектолога.

Оглохшие (позднооглохшие дети) - дети, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности речи зависит от времени наступления Г. и условий развития. Дети, оглохшие в возрасте от 3 до 5 лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искажённо. При более позднем возникновении Г. дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при сравнительно более ранней потере слуха.

Обучение позднооглохшего ребёнка тем сложнее, чем больше у него нарушена речь. Основная трудность связана с ограниченной возможностью восприятия ребёнком речи. Поэтому первоочередной задачей коррекционного обучения, помимо сохранения речи ребёнка, является формирование и развитие нового, в обход утраченного слуха, восприятия речи на зрительной и зрительно-слуховой основе. Важную роль играет возможно более раннее обучение ребёнка грамоте.

Позднооглохшие дети, сохранившие речь в результате специальной коррекционной работы и овладевшие умением воспринимать её на зрительной основе, могут посещать массовый детский сад и обучаться в массовой школе. Помощь этим детям оказывают в сурдологических кабинетах системы здравоохранения и группах кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

При значительной потере речи позднооглохшие дети нуждаются в обучении в школе для слабослышащих и позднооглохших; обучение их в школе для глухих недопустимо. О системе специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих и оглохших детей см. в статье Слух.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 53-54)
Ч432

ГЛЮК (Gluck) ЭРНСТ (1652-1705)
— немецкий педагог-пиетист. С 1673 в Риге; с 1683 пастор в Мариенбурге (ныне г. Алуксне в Латвии). Основал народные школы для латышей (1683), впервые в Лифляндии осуществил подготовку учителей для крестьянских школ. Перевёл на латышский язык катехизис (1680), Библию (1685-94), составил азбуку (1681). Подготовил к изданию на немецком, русском и других языках педагогические труды Я.А. Коменского. С 1703 по поручению Петра I возглавил в Москве школу, именовавшуюся гимназией Г.; после смерти Г. она преобразована в школу иностранных языков (прекратила существование в 1715).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 349-350)
Ч33(4Ф)

ГНЕВ
— эмоциональное состояние, связанное с мучительным переживанием человеком ущемления своих насущных интересов. Г. трактуется как один из ключевых пороков, противостоящих моральному предписанию стремиться к миру, согласию и взаимной братской любви. В отличие от негодования, Г. предполагает применение насильственных мер для восстановления справедливости и осуществления мести по отношению к обидчикам. Например, для Аристотеля пороком является не сама эмоция Г., а такое свойство характера, как "гневливость". Того, кто не способен испытывать Г., Аристотель приравнивает к глупцу, а того, в ком Г. избыточен, относит к людям, не умеющим прощать. Злокачественные формы Г.: "желчность" и "злобность".

Умение сдерживать Г. признаётся в Евангелии одним из осн. достоинств праведника, поскольку "Гнев человека не творит правды Божией". В традиции восточного христианского аскетизма Г. является третьим из восьми греховных страстей или помыслов. Эмоция Г. всецело, хотя и кратковременно, вытесняет любовь к ближнему и к Богу, её заповедавшему (см.Заповедь любви). В новоевропейской философии 17 в. преобладала трактовка Г. не как порока или греха, а как аффекта, свойственного природе человека. В современной психологии эмоция Г. рассматривается как нормальная психическая реакция. Этические аспекты принимаются во внимание лишь в ситуациях, когда Г. оказывается связан со злокачественными формами агрессивности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 54)

ГНЕДИН Дмитрий Титович (1818-1885)
— земский деятель и просветитель. В 40-х гг. основал в своём доме (Екатеринославская губерния) школу для крестьянских детей, в которой преподавал вместе с женой. Помогал барону Н.А. Корфу в организации земской начальной школы. После отъезда Корфа за границу возглавил школьное дело (с 1872 председатель уездного училищного совета). В 1883 открыл Гнединское ремесленное училище.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 350)
Ч33(2)47

ГНЕСИНА Елена Фабиановна (1874-1967)
— пианист, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Сестра композитора М.Ф. Гнесина. Одна из основателей (1895; вместе с сёстрами Евгенией и Марией) музыкальной школы, директор музыкального училища (с 1936; с 1944 Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 350)
Ч426.67г(2)

"Гном и Д."
— издательство, Москва. Развивающая (для дошкольников, в т.ч. по логопедии), учебная, психологическая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ГОББС (Hobbes) ТОМАС (1588-1679)
— английский философ. Продолжая в философии линию Ф. Бэкона, создал законченную систему механистического материализма. В учении о познании пытался соединить эмпирико-сенсуалистический (аналитический) и дедуктивно-рационалистический (синтетический) методы. Считал основой познавательной деятельности ощущения, выявил способность сознания соединять и сопоставлять полученные ощущения и создавать на этой основе сложные идеи и образы. Осн. орудием познания признавал язык, который выступает и как средство передачи мыслей и знаний в процессе обучения. Идеи Г. об ассоциативных связях в мышлении и учение о языке оказали существенное влияние на ассоциативную психологию и на педагогическую мысль нового времени. Обучение представлял как процесс, направленный на то, чтобы вызвать в других людях те же представления, которые имеет учитель.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 350)
Ч33(4Вл)

ГОВАРД-ПЛАН
— система индивидуализированного обучения. Возник в 1920 по инициативе руководительницы Говардской женской средней школы (Лондон) М.О. Брайен-Харрис на основе идей М. Монтессори. Г.-п. предполагал повышение гибкости и подвижности распределения учащихся по учебным группам - одна и та же ученица могла заниматься разными учебными предметами в составе различных групп. Особенностью Г.-п. было также сочетание "горизонтальной" группировки учащихся в начальных классах и "вертикального" деления на несколько больших групп (домов) на средней ступени обучения. Преобладала самостоятельная индивидуальная работа, дополнявшаяся групповыми занятиями с учителем и индивидуальными консультациями по ходу выполнения заданий.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 54)

См. также Монтессори

Ч421.2,01

ГОГЕБАШВИЛИ Яков (1840-1912)
— грузинский педагог, основоположник научной педагогики в Грузии, публицист, детский писатель. Соратник И. Чавчавадзе и А. Церетели. По инициативе Г. в 1879 осн. Общество по распространению грамотности среди грузин. Автор мн. учебников для народных школ и детских книг на родном языке: "Грузинская азбука и первая книга для чтения" (1865), "Ключ к природе" (1868; переиздавалась до 1913) и др. Разработал методику преподавания русского языка в грузинской школе. В 1960 в Грузии учреждена медаль им. Г., которой награждаются работники образования. С 1969 проводится республиканский праздник знания "Якобоба".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 350)
Ч33(2Г)

ГОЛАНТ Евгений Яковлевич (1888-1971)
— педагог. С 1912 преподавал в частной гимназии. В 1918-28 вёл работу по ликвидации неграмотности. Автор учебных пособий и книг для чтения взрослых, в т.ч. букваря "Будем учиться" (12 изд., 1930).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 350)
Ч33(2)7-8
Ч33(2)52

ГОЛИКОВ
см. Гайдар

ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773-1844)
— князь, почетный член Петербургской АН (1826). С 1803 обер-прокурор Синода. С 1813 председатель рос. Библейского общества. Министр образования (1817-24). При нём усилился клерикальный характер организации народного образования. Был издан манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел. В обязанности университетов стала входить подготовка преподавателей богословия для средних школ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 350)
Ч33(2)47

ГОЛОВИН Михаил Евсевьевич (1756-1790)
— математик, адъюнкт (1776), поч. член (1786) Петербургской АН. Племянник М.В. Ломоносова. С 1783 преподавал в Петербургском главном народном училище, Смольном институте, Пажеском корпусе, Учительской семинарии, где создал первый в России учебный физический кабинет. Разработал методику обучения и составил оригинальные и переводные учебные руководства для народных училищ по арифметике (ч. 1-2, 1783-84), геометрии (1786), физике (1785), механике (1785), астрономии (1789), архитектуре (1789).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 350)
Ч33(2)46

ГОЛОВИН Николай Михайлович (1889-1954)
— педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1944), заслуженный учитель школы РСФСР (1943). Продолжал и развивал просветительские традиции русских земских педагогов. В Чебаковской школе (Ярославская область), ставшей под руководством Г. (1917-51) образцовой (признана в 1933 лучшей в РСФСР), разработал (совместно с женой Ю.Ф. Головиной) эффективную систему обучения и воспитания сельских школьников, осн. на методике развития познавательной активности каждого ученика. Автор букваря (8 изд., 1937-44), составленного на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 350)
Ч33(2)7-8

ГОЛОВНИН Александр Васильевич (1821-1886)
— государственный деятель, поч. ч. Петербургской АН (1861). С 1861 управляющий, в 1862-66 министр народного просвещения. Под его руководством проводилась реформа высшего и среднего образования. В 1863 преобразовано центральное управление министерства, причём цензурное управление было передано в министерство внутренних дел. Усилена власть попечителей в управлении учебными округами и ликвидирована административная зависимость низших училищ от средних. Учреждены: университетский Устав 1863, Устав средних учебных заведений 1864, Положение о начальных народных училищах 1864. Созданы Новороссийский университет (Одесса), учительские семинарии и др. Г. также занимался вопросами учебной политики в Царстве Польском, в Западном крае, в прибалтийских губерниях (учреждён новый устав Дерптского университета 1865). Выступал за широкое обсуждение деятельности МНП, публиковал выдержки из отчётов попечителей и ревизоров о состоянии училищ, проекты и др. В 1864 начато издание Сборников постановлений и распоряжений министерства. Автор многочисленных записок и предложений по совершенствованию народного просвещения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 350)
Ч33(2)47

ГОЛУБКОВ Василий Васильевич (1880-1968)
— педагог, филолог, действительный член АПН РСФСР (1950). Основатель и руководитель кафедры методики преподавания литературы и русского языка в МГПИ им. В.И. Ленина (1933). В "Методике преподавания литературы" (1938; 7 изд., 1962) обобщил опыт дореволюционной и советской школы, характер взаимоотношений литературы с другими дисциплинами, обосновал последовательно-концентрическое построение курса, изменение на каждом этапе обучения не только содержания и задач, но и методических приёмов обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 350)
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 63)
Ч426.21г(2Р)

ГОЛЬДЕНБЕРГ Александр Иванович (1837-1902)
— математик-методист, один из основоположников методики начальной арифметики. Преподавал в частных учебных заведениях; на Лубянских женских курсах, на курсах П.Ф. Лесгафта и других педагогических курсах. В 1879-82 издатель и редактор журнала "Математический листок". Разработал и обосновал метод изучения арифметических действий, положенный в основу "Методики начальной арифметики" (1885; 25 изд., 1925). Считая задачи не целью, а средством обучения, реформировал арифметические задачники, исключив из них задачи схоластического, искусственного характера; предпринял попытку классификации арифметических задач ("Сборник задач и примеров для обучения начальной арифметике", ч. 1-2, 1885; 39 изд., 1902).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 350)
Ч33(2)47

ГОМЕОСТАЗ (гомео - от греч. hоmoios - подобный и греч. stаsis - неподвижность, состояние)
— относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость осн. функций организма.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 54)

ГОНЧАРОВ Василий Леонидович (1896-1955)
— математик, методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1944). Преподавал в учебных заведениях Харькова и Москвы, вёл научно-исследовательскую работу в Парижском университете (1926- 1928). В 1944-55 заведовал сектором математики Института методов обучения АПН РСФСР. Разработал новое содержание вычислительной работы в школе, создал оригинальную систему упражнений, обосновал необходимость изучения в курсе математики алгебраической символики, сформулировал важнейшие методические рекомендации по курсу алгебры.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 350)
Ч426.24г(2)

ГОНЧАРОВ Николай Кириллович (1902-1978)
— педагог, действительный член АПН РСФСР (1955), АПН СССР (1968). Вёл научно- педагогическую работу в Калужском педагогическом институте, ВКИПе, Московском государственном педагогическом институте иностранных языков им. М. Тореза. В 1955-63 вице-президент АПН РСФСР. Автор работ по методологии педагогики, теории воспитания и обучения, истории отечественной и зарубежной педагогики и школы, ряда учебников.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 350-351)

— выдающийся методолог и историк педагогики.
(Шамова Т.И. Избранное. Сост. Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., 2004. С. 32-33)

См. также Шамова Т.И.

Ч33(2)7-8

ГОРБУНОВ-ПОСАДОВ (настоящая фамилия Горбунов) Иван Иванович (1864-1940)
— издатель и педагог, сторонник идей свободного воспитания и последователь Л.Н. Толстого. В 1885- 1925 редактор и руководитель (с 1897) издательства "Посредник". Издавал народную и детскую литературу (серия "Для детей и юношества", с 1898; "Азбука-картинка...", в соавторстве, 1894, 19 изд., 1917; географическая хрестоматия "Кругом света", ч. 1-2, 1901-08, ч. 1, 8 изд., 1914; книги для чтения в школе и дома и др.). Редактор журналов "Свободное воспитание" (1907-18) и "Маяк" (1909-18).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 351)
Ч33(2)7-8

ГОРБУНОВА-КАБЛУКОВА Минна Карловна (1840-1931)
— деятель профессионального образования, первая русская женщина-статистик, писательница. Организатор женского профессионального образования. С середины 90-х гг. до 1917 возглавляла комиссию по обучению женским ремёслам Московского общества распространения технических знаний при Политехническом музее в Москве.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 351)
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

ГОРДОН Гавриил Осипович (1885 - середина 1930-х гг.)
— педагог, профессор (1926). В 1921-25 преподавал в МГУ; в 1926-29 во 2-м МГУ (профессор, учёный секретарь Института научной педагогики). Член Научно-педагогической секции ГУСа (1921-30). Ученик и последователь П. Наторпа. Развивал идеи социальной педагогики. Разрабатывал методологические основы общеобразовательной политехнической трудовой школы. Предложил примерный план изучения истории в 7-летней школе как самостоятельного предмета (1928). В начале 30-х гг. необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 351)
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

ГОРДОСТЬ
— черта характера, выражающаяся в чрезвычайно высокой оценке человеком собственных достоинств. Г. может трактоваться и как добродетель, и как порок. Этические аспекты порочной Г. получили раскрытие в древнегреческой трагедии. Аристотель в своей теории пороков и добродетелей затрагивает сугубо нравственные проявления порочной Г., связанные с завышенной самооценкой. В восточно-христианской аскетической литературе Г. и предшествующее ей тщеславие венчают список восьми порочных помыслов и понимаются как две последовательные стадии стремления к собственному возвеличению. В отличие от противостоящей им добродетели "смирения", эти пороки характеризует непреодолимая потребность в показе, во-первых, своего превосходства над ближними и, во-вторых, независимости от Божеств. Гордый человек не признаёт слабости своей греховной природы и воспринимает себя как безусловное бытие, он стремится к полному "уничижению" ближнего или к ничем не ограничиваемому господству над ним. Поворот к антропоцентризму, секуляризации представлений о месте человека в мире, определявших с эпохи Возрождения облик европейской философии, привели к складыванию новоевропейской позитивной трактовки Г. Согласно этой трактовке, Г. стала пониматься как один из синонимов человеческого достоинства, самоуважения, независимости.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 54-55)

ГОРЕСЛАВСКИЙ Степан Иванович (р. 1918)
— кандидат педагогических наук (1961), член-корреспондент РАО (1968; Отделение общего среднего образования).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ГОРЕЦКИЙ Всеслав Гаврилович (р. 1924)
— д-р педагогических наук и профессор (1988), член-корреспондент РАО (1999; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник Института общего образования Министерства образования РФ, гл. редактор журнала "Начальная школа".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ГОРИНЕВСКИЙ Валентин Владиславович (1857-1937)
— гигиенист, педиатр, один из первых отечественных учёных в области врачебного контроля за физическим развитием и воспитанием детей. Последователь П.Ф. Лесгафта. По инициативе Г. организованы: одна из первых отечественных биометрических лабораторий при Тенишевском училище в С.-Петербурге, кафедра по методике исследования физического развития на Высших курсах физического образования; первая кафедра физической культуры в Самарском университете, кафедра врачебного контроля в Московском институте физической культуры.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 351)
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Алтай, Горно-Алтайск, ул. Ленина, 1. Педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. )
http://www.gasu.ru/

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Горно-Алтайский

ГОРНОЗАВОДСКИЕ УЧИЛИЩА И ШКОЛЫ
— учебные заведения при горных заводах Урала 18-19 вв., а затем Юга России, готовившие квалифицированных рабочих и техников горного дела. Возникли в связи со строительством уральских горных предприятий. Первые школы были открыты в 1716 В.И. Генниным, управляющим Олонецкими заводами, а в 1721 по инициативе В.Н. Татищева на Кунгурском, Алапаевском и Уктусском заводах на Урале. К 1737 такие школы были открыты при всех крупных казённых и частных горных заводах. Система горнозаводских школ состояла из 5 ступеней: начальной (словесной) школы, в которой преподавались грамота, чтение, письмо, пение; арифметической, где изучались основы арифметики и геометрии, тригонометрия, черчение и элементарные основы горнозаводского дела; немецкой, латинской (с освоением немецкого и латинского языков) и знаменованной (рисовальной). В горнозаводские школы принимались дети "нижних чинов и рабочих людей" от 7 лет. Для изучения практики горного дела учащихся направляли на завод. Развитие горнозаводских училищ в 50-90-е гг. 18 в. связано с именами адмирала Ф.И. Соймонова (1692-1780) и его сына М.Ф. Соймонова, основавших Навигацкую школу в Нерчинске и Геодезическую школу в Тобольске. С созданием гл. горных округов (1801) в каждом из 6 округов создавались окружные училища, а заводские - в каждом заводском селении, в горнозаводских районах окружные горные школы должны были давать достаточно широкое общее образование и профессиональную подготовку. В окружные училища принимались лучшие выпускники заводских школ. К 1835 в 46 заводских школах обучалось 3618 учащихся. Известными были Нерчинское, Барнаульское главные горные училища. В 1852 Екатеринбургская школа реорганизована в Уральское горное училище, выпускавшее помощников инженеров. В 1879 заводские школы переданы Министерству просвещения и преобразованы в 2-классные начальные и городские училища. Позднее часть их была подчинена Министерству торговли и промышленности. По типу уральских создавались и горнопромышленные училища и школы на Алтае и на Юге России, в Донбассе.

В конце 19 - начале 20 вв. специалистов горного дела готовили горнозаводские и горные училища, штейгерские училища и школы, горные и горнозаводские отделения реальных училищ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 55)
Ч464(28)717

ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА И ШКОЛЫ
— учебные заведения системы трудовых резервов (см.Трудовые резервы), образованы в 1949 для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения в школах - 10 мес. В 1956 имелось 53 горнопромышленных училища и 190 школ. По Закону "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) они преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 55)
464(2)7

ГОРНФЕЛЬД Аркадий Георгиевич (1867-1941)
— литературный критик (юрист по образованию). Все работы по поводу анализа, "толкования" литературного произведения - не методические работы, но по сути являются таковыми и могут быть полезны в методике преподавания литературы.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 42-44)
Ч486.21г(2Р)

ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА
— повышенные начальные школы для детей городского населения; учреждены (1872) по проекту Н.Х. Весселя взамен уездных училищ. Срок обучения 6 лет, деление на классы зависело от средств и числа учителей. Принимались дети из семей всех сословий и вероисповеданий не моложе 7 лет без ограничения предельного возраста (с 1907 разрешено принимать девочек и вводить совместное обучение; первое женское Г.у. открыто в 1886 в Таганроге). Младшие отделения Г.у., дублировавшие начальные училища, не пользовались популярностью и к началу 20 в. были закрыты. Преподавались Закон Божий, чтение, письмо, русский язык и церковно-славянское чтение, арифметика, практическая геометрия, география и отечественная история с элементами всеобщей истории и географии, естественная история и физика, черчение и рисование, гимнастика. В числе необязательных предметов - новые европейские и местные языки, музыка, гигиена, бухгалтерия и др. При мн. Г.у. учреждались различные профессиональные классы, отделения, мастерские, а также воскресные и вечерние курсы для взрослых. Постепенно вводилась предметная система преподавания. Обучение платное. Выпускники могли поступать в низшие профессиональные школы или на одно- и двухгодичные педагогические курсы. В 1909 было 992 Г.у. (132,5 тыс. учащихся). С 1912 Г.у. преобразовывались в высшие начальные училища.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 55)

См. также Гимназии, Классическое образование, Пансионы, Толстой Д. А.

Ч424(28)711.2

ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ
— начальные школы в городах Западной Европы в 15-18 вв., возникли из слияния гильдейских школ и цеховых школ. Находились в ведении городских магистратов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 55)
Ч33(4)

ГОРСКИЕ ШКОЛЫ
— созданы на Северном Кавказе по уставу МНП в 1859. Преподавание велось на русском языке. Преимущественным правом поступления пользовались дети зажиточной горской знати, для которых при школе открывались пансионы. Г.ш. были двух типов: начальные и окружные. Курс обучения в них строился на основе программ уездных училищ. В начальной Г.ш. изучались русский язык, арифметика, основы географии, Коран - для мусульман и Закон Божий - для православных. В программу окружных Г.ш. входили также русская грамматика, начальная алгебра и геометрия, всеобщая и русская история, география, рисование. Окончившие начальную Г.ш. могли поступать во 2-й класс гимназии, окружную - в 4-й класс без экзаменов. Первые начальные Г.ш. были открыты в Грозном, Усть-Лабе, Сухумкале, окружные - во Владикавказе, Нальчике и др. При Г.ш. в Нальчике существовало (1875-78) педагогическое отделение для лучших выпускников окружных школ; кроме общеобразовательных предметов преподавались педагогика, дидактика, методика преподавания русского языка, арифметики и письма. Владикавказская Г.ш. в 1868 была реорганизована в реальную прогимназию с пансионом. На базе Нальчикской Г.ш. в 1909 открылось Кабардинское реальное училище. После 1917 Г.ш. преобразованы в обычные школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 55)
Ч33(28)

ГОРЯЧКИН Евгений Николаевич (1895-1961)
— физик, методист. Вёл научно-педагогическую работу в Московских педагогических вузах и научно-исследовательских институтах; в 1945-57 в Институте методов обучения АПН РСФСР. Автор учебников, учебных пособий и работ по методике преподавания физики в средней и высшей школе, методике и технике физического эксперимента, конструктор оригинальных физических приборов для школы. Премия АПН РСФСР (1948, 1949).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 351)
Ч426.51г(2)
Ч486.51г(2)

© Российская национальная библиотека, 2006