ИБРАГИМОВ Гасан-Гусейн Ибрагимович (р. 1950)
— д-р педагогических наук (1994), профессор (1997), член-корреспондент РАО (2001; Отделение базового профессионального образования), заместитель директора Института среднего профессионального образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ИВАН ФЁДОРОВ (Москвитин) (ок. 1510-1583)
— основатель книгопечатания в России и на Украине, просветитель. В 1564 в Москве совместно с Петром Тимофеевым Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу "Апостол". Позднее работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 напечатал во Львове первую славянскую "Азбуку" (первый печатный восточнославянский учебник) и новое издание "Апостола". В 1581 в Остроге издал первую полную славянскую Библию ("Острожская библия"). Систематизированная И.Ф. практика начального обучения грамоте оказалась весьма устойчивой и бытовала на Руси на протяжении 120-150 лет.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 360)
Ч33(2)42
Ч426.131(2)032
Ч611.63(2)4-8

ИВАННИКОВ Вячеслав Андреевич (р. 1940)
— д-р психологических наук (1989), профессор (1992), член-корреспондент РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор МГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ИВАНОВ Александр Фёдорович (р. 1925)
— д-р педагогических наук (1992), член-корреспондент РАО (1985; Отделение общего среднего образования), директор Мятлевской средней школы (Калужская область).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ИВАНОВ Игорь Петрович (1923-1992)
— педагог, действительный член АПН СССР (1989), д-р педагогических наук (1971). С 1954 профессор ЛГПИ им. А.И. Герцена. С 50-х гг. вёл в ленинградских школах и созданных им общественных объединениях (Коммуна юных фрунзенцев при районном Доме пионеров, осн. в 1959; Коммуна им. А.С. Макаренко при ЛГПИ, осн. в 1964) эксперимент по организации коллективов детей и взрослых. Один из создателей коммунарской методики. Труды по воспитанию.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 360)

См. также Педагогика сотрудничества

Ч33(2)7-8

ИВАНОВ Константин Васильевич (1890-1915)
— чувашский просветитель, педагог, писатель, зачинатель чувашской литературы. Ученик и последователь И.Я. Яковлева. Участвовал в издании мн. чувашских учебников начала 20 в., для которых перевёл фрагменты из "Детского мира" и "Родного слова" К.Д. Ушинского, из "Новой азбуки" и других книг Л.Н. Толстого. Составил "Первую книгу для чтения после букваря" (1909, в соавторстве), "Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки..." (1912; 2 изд., 1913; переиздавался и в годы советской власти) - первый иллюстрированный чувашский букварь. Автор сказок, стихов и других произведений, которые входят и в современные учебники и хрестоматии для чувашской начальной и средней школы. Написал краткую историю чувашского просвещения - "Наше время" (опубликовано в сборнике "Сказки и предания Чувашии", 1908).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 360)
Ч33(2Р-6Чу)

ИВАНОВИЧ Корнелий Агафонович (1901-1982)
— педагог, действительный член АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем (с 1921) и директором сельской школы. С 1930 на научно-педагогической работе в Москве, в 1934-59 в Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева (зав. кафедрой педагогики с 1937). Зав. сектором НИИ производственного обучения АПН (1965- 1970) и НИИ ТОП (с 1970). Разрабатывал вопросы специфики обучения и воспитания учащихся сельских школ. Автор трудов по истории сельскохозяйственной высшей и средней специальной школы в СССР.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 360)
Ч33(2)7-8

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Иваново, ул. Ермака, 39. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.518.26-психолог.
Ч489.518.26-соц.раб.

ИВАНОВСКИЙ Павел Максимилианович (1885-1953)
— педагог, врач-гигиенист. Ученик А.В. Молькова. С 1912 преподавал в средних учебных заведениях Москвы. С 1918 занимался научно-исследовательской работой в области школьной гигиены; с 1926 в 1-м МГУ, с 1947 в 1-м Московском медицинском институте. Составил (совместно с Мольковым и др.) первое в Рос. Федерации пособие для школьно-санитарного врача. Разработал (начало 30-х гг.) первые программы и учебные пособия по школьной гигиене.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 360)
Ч33(2)7-8

ИГНАТЬЕВ Варнава Ефимович (1860-1927)
— врач-гигиенист и педагог, специалист в области физического воспитания, профессор (1918). Ученик Ф.Ф. Эрисмана. Вёл научно-преподавательскую работу в вузах Москвы. Один из организаторов Московского института физической культуры (в 1918-23 его директор). Осн. труды по вопросам гигиены, физического развития и воспитания детей, санитарного благоустройства народных, лесных школ и детских колоний. Санитарные нормы, выработанные И. в 20-30-х гг., лежали в основе гигиенических требований к строительству и оборудованию рос. школ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 360)
Ч33(2Р)

ИГНАТЬЕВ Павел Николаевич (1870-1945)
— граф, государственный деятель и деятель образования. Почетный член Российской АН (1917-28; восстановлен посмертно в 1990). В 1904-07 председатель Киевской губернской управы, в 1907-08 киевский губернатор. В январе 1915 - декабре 1916 министр народного просвещения. После Октябрьской революции в эмиграции.

Под руководством И. был разработан проект реформы образования, предусматривавший введение всеобщего обязательного начального образования, формирование у учащихся национального самосознания, расширение профессионального и специального образования, сокращение преподавания "мёртвых языков" в гимназиях и др. Школе придавалось приоритетное значение. Намечалась трансформация системы управления образованием и его демократизация. Большая роль в осуществлении реформ отводилась самоуправлению в учебных заведениях. В марте 1916 создал Совет по делам высших учебных заведений и межведомственный Совет по делам профессионального образования. По его инициативе проведены 2 совещания попечителей учебных округов (февраль 1915 и март 1916), ряд съездов педагогической общественности по обсуждению реформы. Проекты И. были отклонены правительством, и он был вынужден выйти в отставку. Реформа не была реализована, но её мн. идеи, особенно материалы учебных программ, использованы при создании советской школы, а также служили руководством для русских школ за рубежом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 360)
Ч33(2)7-8
Ч33(2)52

ИГОРЬ ГЛЕБОВ
см. Асафьев

ИГРА
— форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В И. как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. И. изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления и педагогике и других науках. Попытку систематического изучения И. первым предпринял в конце 19 в. немецкий учёный К. Грос. Немецкий психолог К. Бюлер определял И. как деятельность, совершаемую ради получения "функционального удовольствия". Фрейдисты видят в И. выражение глубинных инстинктов или влечений. Теорию И., исходя из её социальной природы, разрабатывали Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Связывая И. с ориентировочной деятельностью, Д.Б. Эльконин определял её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Единицей И. и в то же время центральным моментом, объединяющим все её аспекты, является роль. В И. происходит формирование произвольного поведения ребёнка, его социализация. Характерной особенностью И. является её двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной И. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект И.

Элементы игровой деятельности используются в процессе обучения (см.Деловые игры, Дидактические игры, Компьютерные игры).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 98-99)

См. также Деловые игры, Образование, Образовательные технологии, Ранний детский возраст

Ч421.25

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
— метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе различных методик И.т. лежит признание игры влиятельным фактором развития личности. Одним из первых игру в практике детской психотерапии в качестве вспомогательного метода применил (1913) З. Фрейд. И.т. приобрела широкое распространение в 40-50-х гг. В настоящее время И.т. осуществляется в рамках различных теоретических школ и направлений. Игровые методики различаются по степени директивности, по частоте игровых сеансов; игра может применяться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии. Эффект И.т. определяется практикой новых межличностных отношений, которую приобретает ребёнок в ролевой игре. И.т. также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений в подростковом и юношеском возрасте. Эффективным методом признаны т.н. имитационные игры: в них исполняемая роль соответствует тому идеалу, к которому человек стремится, и лишена тех недостатков, от которых он желает избавиться. Разыгрываемый стиль поведения постепенно приобретает для человека привычный характер. И.т. оказывается также эффективной при коррекции семейных конфликтов, помогая супругам в игровой форме изжить межличностные противоречия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 99)

ИГРУШКИ
— предметы, предназначенные для развлечения ребёнка и служащие одновременно одним из важных средств его психического развития.

На протяжении всей истории человечества из множества предметов, которые могут быть использованы в игре, отбирались те, которые наиболее соответствовали бы возрастным особенностям ребёнка. Назначение И. тесно связано с теми видами деятельности, которые выступают ведущими на определённых возрастных этапах и оказывают решающее влияние на психическое развитие ребёнка. В младенческом возрасте такими видами деятельности являются общение и манипулирование. Соответственно младенцу предназначаются такие И., которые благодаря общению со взрослыми способствуют развитию ориентировочного поведения. Взрослый побуждает ребёнка к общению посредством И., которой манипулирует в поле зрения ребёнка. Младенец активно реагирует на это, находит И. взглядом, следит за ней; звучание И. прибавляет ей привлекательности. Уже в возрасте 3 мес ребёнок не только смотрит на И., но и тянется к ней, иногда схватывает. Это не только развлекает ребёнка, но и совершенствует его движения, способствует их координации. В этом возрасте появляются предпочитаемые И., которыми ребёнок манипулирует чаще и более охотно. И. для младенца следует тщательно подбирать. В наборе таких И. прежде всего должны присутствовать лёгкие, безопасные, красочные, звучащие погремушки. Они сконструированы так, что манипулирование с ними даёт младенцу возможность уловить результат предпринятых действий. Погремушки как бы побуждают ребёнка к воспроизведению одних и тех же действий, что приводит к освоению последних.

Помимо погремушек хороши резиновые И.-пищалки, специальные (не рвущиеся) раскладные книжки. Металлические и мягкие И. младенцу давать преждевременно: манипулирование первыми чревато травмами, а вторые трудно содержать в чистоте (при том, что любую И. малыш часто берёт в рот).

В раннем возрасте (1-3 года) ребёнку подбирают новые И. Ведущая деятельность на этом этапе - предметная, способствующая овладению орудийными и соотносящими действиями. Первые предусматривают употребление одного предмета (орудия) для воздействия на другой. Вначале ребёнок осваивает простейшие орудия: ложки, совки, лопатки и т.п. Но овладение ими имеет большое значение для его психического развития. В этих орудиях заключены черты, присущие всякому орудию, выработанный человечеством способ их употребления запечатлён в самом их устройстве. Овладение орудийными действиями требует перестройки движений ребёнка, их подчинения устройству орудия. Но главное - ребёнок усваивает сам принцип употребления орудий, лежащий в основе всякой человеческой деятельности.

Цель соотносящих действий состоит в приведении двух или нескольких предметов или их частей в определённые пространственные отношения. Это и строительство из кубиков, и складывание всевозможных пирамидок, и многое другое. Для правильного выполнения соотносящих действий необходим учёт свойств предметов (их формы, величины и т.д.), которому ребёнок постепенно научается под руководством взрослого.

Т.о., переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов - они начинают выступать для ребёнка не просто как объекты манипулирования, а как вещи, имеющие определённое назначение и способ употребления.

Помимо И. с закреплёнными функциями ребёнок открывает для себя особые - т.н. полифункциональные - предметы, которыми можно заменять отсутствующие вещи. Например, простая палочка может выступить в роли ложки, лопатки, солдатика и т.п. Полифункциональные предметы выступают как средство овладения действиями замещения, подготавливая развитие знаковой функции сознания. Особый вид полифункциональных предметов - природные материалы (палочки, камешки, шишки и т.п.). Ими ребёнок охотно манипулирует, придавая им разнообразные значения.

В раннем возрасте ребёнок начинает также играть со всевозможными куклами и изображениями животных. Первоначально он выполняет с ними лишь подражательные действия: укачивает, катает в коляске и т.п. В развитом виде игра с куклами оформляется в дошкольном возрасте (3-7 лет), когда складывается эмоционально окрашенное отношение к предпочитаемой И.: кукла наделяется определёнными личными свойствами, участвует в достаточно сложных сюжетных действиях, благодаря чему игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений.

В старшем дошкольном возрасте сохраняется привязанность к мягким И. и куклам, но обнаруживается также интерес к разнообразным соревновательным играм. Атрибуты таких игр - мячи, прыгалки, кегли и др. Именно в этом возрасте дети начинают упражняться, тренироваться, осваивать правила соревнований.

При выборе детьми И. сказывается их половая принадлежность. Мальчики предпочитают механические устройства, машинки, копии оружия, а девочки - кукол, посуду, мебель. Предпочтение ребёнком тех или иных И. позволяет оценить, какими видами деятельности он овладевает, как осуществляется освоение им стереотипа поведения своего пола.

С поступлением в школу дети сохраняют привязанность ко многим своим И., но постепенно занятия с ними утрачивают яркую эмоциональную окраску, уступая место иным формам деятельности.

Для детей младшего школьного возраста и подростков разрабатываются И. с использованием современных технологий (электронные, кибернетические, аудиовизуальные и др. устройства), различные конструкторы, трансформеры и пр. Большой популярностью (особенно за рубежом) пользуются компьютерные самообучающиеся И.-роботы, имитирующие поведение домашних животных, сказочных персонажей и пр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 99-100)
Ч491.847

ИДЕАЛ (франц. idеal, от греч. idеa - идея, первообраз)
  1. в общеупотребительном смысле:
    а) высшая степень ценного или наилучшее, завершённое состояние к.-л. явления;
    б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей;
  2. в строгом философском смысле: в теоретическом плане —
    а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное ценностное представление (о благом и должном), в нормативно-этическом —
    б) совершенство в отношениях между людьми или - в форме общественного И. — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство,
    в) высший образец нравственной личности.

Различие подходов в теоретическом толковании И. обусловливается решением проблемы соотношения И. и реальности. При натуралистическом понимании ценностей вообще И. может трактоваться различно: во-первых, как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. Схема такого понимания И. предзадана золотым правилом. Во-вторых, как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия; соответственно, идеалов столько, сколько норм; по такой логике нет И. вообще, но есть идеалы, соответствующие разным ценностям: красоты, добра, справедливости и т.д. Наряду с этим на практике универсальный И. может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный И. - в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей. И. т.о. теряет свою универсальность, трансформируется в идол или кумир; отсюда возникает впечатление, что идолов столько, сколько людей. В-третьих, как имманентные социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы. При идеалистическом понимании ценностей И. рассматривается существующим трансцендентно к реальности и данным человеку непосредственно, через "голос совести" или априорно.

Как форма нравственного сознания И. является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определённое безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания И. занимает ключевое место; им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. По тому, признаётся ли существование универсального и абсолютного И. в качестве критерия выбора ценностей и оценки, мыслители делятся на абсолютистов и релятивистов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 100)

ИДИОТИЯ
— самая глубокая степень умственной отсталости (см.Нарушения интеллекта). Детям, страдающим И., недоступно осмысление окружающего мира, речь развивается крайне медленно или не развивается вообще. Для таких детей характерно нарушение моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. Часто тяжесть нарушений такова, что дети ведут лежачий образ жизни. У детей, страдающих И., крайне трудно формируются элементарные навыки самообслуживания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 100)

См. также Нарушения интеллекта,Олигофрения

Ч435

ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
— система воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезуитов (Societas Jesu, Общество Иисуса, осн. в 1534 И. Лойолой). Одним из гл. направлений деятельности ордена в сфере образования было создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных или зажиточных слоёв в духе преданности католицизму. К иезуитским учебным заведениям относились коллегии, дававшие среднее образование, а также коллегии высшего типа, семинарии и академии, готовившие преподавателей, теологов, церковных юристов.

Осн. задачей иезуитов было воспитание "Христова воина", способного противостоять идеям протестантизма. Лишь немногие воспитанники становились членами ордена, большинство, получив образование, оставались светскими людьми. В 17-18 вв. иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей, т.к. И.в. аккумулировало мн. достижения гуманистической и протестантской педагогики (в т.ч. классно-урочная система обучения, использование упражнений, переход от лёгкого к трудному и пр.). Но в целом иезуитское образование носило формализованный характер: изучались преимущественно древние языки, классическое образование включало изучение лишь части античного наследия, гуманистическое содержание античной культуры выхолащивалось и др.

В воспитании акцент делался на развитии честолюбия. Поддерживался дух соревновательности: регулярно отмечались лучшие и отстающие, проводились конкурсы, диспуты и т.п. Из лучших учеников образовывались т.н. магистраты, члены которого носили почётные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с Древним Римом), "директоров" (опекунов из старших классов над младшими учениками), а также "академии" (типа школьных кружков), выбирались "ректоры" и др.

Учащихся готовили к активной деятельности, поэтому иезуиты отказались от правил средневековой монастырской школы: заботились о здоровье, физическом развитии, питании и отдыхе воспитанников. Важное место отводили светскому воспитанию. Но главным оставалось религиозное воспитание (освоение основ христианской религии, исповеди, мессы и т.д.). Развитие индивидуальности личности сочеталось со строгой регламентацией поведения учащихся, подчинения личной воли интересам церкви, внедрению взаимного надзора во время и после занятий, обязательности доносов о проступках товарищей и т.п. Выделялись специальные надзиратели (преторы, или цензоры) из учеников. Применялись и телесные наказания.

Подготовка учителей для иезуитских учебных заведений осуществлялась тщательным образом из лучших выпускников коллегий: 2 года - совершенствование знаний и специальная проверка в ходе т.н. новициата, 3 года - изучение философии, 2-3 года - педагогическая практика, 4 года - подготовка к светским наукам. В начале 18 в. насчитывалось ок. 800 учебных заведений иезуитов, в т.ч. 20 университетов. Однако чрезмерная регламентация жизни воспитанников и недостаточное внимание к естественным и точным наукам привели к падению авторитета иезуитского образования в обществе. В 1832 устав учебных заведений И.в. был пересмотрен. В начале 20 в. было разрешено варьировать программы отдельных учебных заведений в зависимости от местных условий. Во мн. странах (Испания, Португалия, США, Латинская Америка) иезуитские учебные заведения продолжают функционировать.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 100)

См. также Коллегии, Христианская культура

ИЕШИВА (ешива, ешибот, иешибот; иврит. Йешива - сидение, заседание)
— высшая школа изучения еврейского религиозного права (галахи), центр традиционной еврейской учёности. Готовит раввинов, судей, учителей еврейской традиции, теологов. Слушателями И. являются совершеннолетние (с 13-летнего возраста) мужчины. В 80-х гг. 20 в. в Израиле стали создаваться И. для девушек. Срок обучения от 3 до 7 лет. Программы современной И. включают не только галахические, но и другие дисциплины, например изучение Танаха (Ветхого Завета), еврейской истории, грамматики иврита.

Первые И., очевидно, возникли в 70-х гг. н.э. В СССР были повсеместно закрыты в начале 20-х гг. В 1957 открыта первая И. при Московской хоральной синагоге. С начала 90-х гг. И. открылись в Москве (в т.ч. хасидская И.), С.-Петербурге и других городах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 100)

См. также Хедер

ИЖДИВЕНЦЫ
— лица, находящиеся на содержании другого лица или получающие от него постоянную помощь, которая является для них осн. источником средств к существованию. К И. относятся нетрудоспособные члены семьи: дети, а также братья и сёстры, внуки, не достигшие 18 лет (учащиеся до 23 лет), при отсутствии трудоспособных родителей и других лиц. С учётом И. выплачиваются ряд пособий и компенсаций. Лицам, имеющим И., предоставляются преимущества в оставлении на работе при сокращении штатов на производстве и др. Право на пенсию имеют нетрудоспособные И. в случае потери кормильца. Пенсия назначается одному из родителей, деду, бабушке, брату или сестре умершего, если он (она) занят уходом за детьми, братьями и сёстрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает.

Лицам, подлежащим социальному страхованию, на иждивении которых находится трое и более детей в возрасте до 16 лет (учащиеся до 18 лет), пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработка (независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа). Нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее 1 года до его смерти, считаются его наследниками по закону и имеют право на обязательную долю в наследстве независимо от содержания завещания. Факт иждивения подтверждается справкой жилищных или муниципальных органов или устанавливается в судебном порядке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 100-101)

ИЗДАТЕЛЬСТВА ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
— издательства, специализирующиеся на выпуске изданий для детей и юношества. В России учебники для детей издавались с 16 в. Детское специализированное книгоиздание сформировалось во 2-й половине 18 в. Одним из первых стал издавать книги (ок. 60, не считая учебников) и специальный журнал для детей "Детское чтение для сердца и разума" (1785-89) Н.И. Новиков. В 19-20 вв. детским книгам уделяли внимание крупные издатели: В.А. Плавильщиков (среди изданий "Подарок детям в память 1812 г." - разрезная азбука художника И.И. Теребенёва), А.Ф. Смирдин (увеселительная азбука художника К.А. Зеленцова), М.О. Вольф и И.Н. Кнебель (детские подарочные издания), а также Ф.Ф. Павленков, А.Ф. Маркс, А.Ф. Девриен, И.Д. Сытин, выпускавшие массовые и дешёвые издания. "Библиотека для детей и юношества" выходила в издательстве "Посредник". В начале 20 в. общий тираж детских книг составлял св. 3200 тыс. экз., а к 1913 их выпуск удвоился. Возникли детские издательства "Светлячок" (1902- 1905), "Тропинка" (1906-12).

После 1917 издание детской литературы стало носить централизованный характер. Перед книгоизданием была поставлена задача создания детской книги нового типа. Первый издательский план был подготовлен Специальной комиссией по изданию детских книг при педагогическом подотделе литературно-издательского отдела Наркомпроса в 1918. Рекомендательные списки дореволюционных литературных произведений для переиздания составлялись при участии Н.К. Крупской и А.В. Луначарского и строго регламентировались согласно идеологическим установкам советского правительства. В результате мн. авторы были признаны классово чуждыми и долгие годы не издавались. В 20-е гг. в выпуске детской литературы значительную роль играл Госиздат (1919-30), осуществлявший общее руководство другими издательствами, и его Ленинградское отделение во главе с С.Я. Маршаком. Выходили серии: "Библиотека для чтения" (1919-21), "Новая детская библиотека" (1924-28), "Дешёвая библиотека". Первым специализированным издательством детской юношеской литературы стала "Молодая гвардия" (1922), затем были созданы частные фирмы "Радуга" (1922-30) в Ленинграде, издательство Г.Ф. Мириманова (1923-30) в Москве. В 1933 на базе отделов "Молодой гвардии" и Госиздата создано детское гос. издательство в Москве с филиалом в Ленинграде (ныне "Детская литература"; в 1950 как его подразделение осн. "Дом детской книги"). В 1957 осн. "Детский мир" (с 1963 "Малыш"). Детские справочные издания (см.Энциклопедии) выпускали издательства "Просвещение" и "Педагогика". В 90-е гг. создание многочисленных частных и кооперативных издательств способствовало значительному росту издания детской и юношеской литературы, расширению её ассортимента, улучшению полиграфического исполнения и оформления детских книг.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 101)

См. также Издательства РФ

ИЗДАТЕЛЬСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
— выпускают учебники, учебные пособия, педагогическую, образовательную, художественную и справочную литературу, периодические издания и др.

В России до 1917 учебную и педагогическую литературу выпускали издательства просветительской направленности, например: издательства И. Огрызко (1858-63), П.П. Сойкина (1885- 1930), братьев Сабашниковых (1891- 1930), Товарищество "Общественная польза" (1859-1911), "Посредник" (1884-1935), "Просвещение" (1896- 1922), "Образование" (1909-30) и др. Учебные книги входили в тематику почти всех универсальных издательств: Н.И. Новикова (1762-92), К.Т. Солдатёнкова (1856-1901), А.С. Суворина (1872-1912), Ф.Ф. Павленкова (1865- 1917), А.Ф. Маркса (1870-1924) и др.

Крупнейшими по выпуску учебников и учебной литературы, книг по педагогике, дидактике и методике были издательское товарищество "И.Д. Сытин и КH" (1883-1917) и фирма В.В. Думнова "Наследники братьев Салаевых" (1885- 1926). Учебную и педагогическую литературу выпускали также Рос. АН, высшие учебные заведения, земства, общественные организации.

Первым советским государственным издательством, начавшим подготовку массовых учебников, был педагогический подотдел литературно-издательского отдела Наркомпроса РСФСР (осн. в 1918), который стал определять общее направление деятельности для других ведомственных издательств и издательских отделов местных советов, также выпускавших учебники. В 1919 создано Государственное издательство РСФСР (Госиздат), который в 1921-26 входил в систему Наркомпроса. Отдел педагогической литературы Госиздата выпускал ок. 90% всей учебной литературы в стране. В 20-е гг. учебно-педагогическую литературу издавали также "Наука и школа" (1918-29), "Работник просвещения" (1922-30), "Новая Москва" (1922-27), "Московский рабочий" (осн. в 1922).

В 1930 на базе отдела учебно-педагогической литературы Госиздата и издательства "Работник просвещения" создано Учебно-педагогическое издательство (Учпедгиз РСФСР), которое являлось крупнейшим и ведущим издательством в СССР, специализирующимся на выпуске учебно-педагогической литературы. В 30-е гг. оно выпускало ок. 80% учебной литературы для общеобразовательной школы и ок. 90% - для средних специальных и профессиональных учебных заведений.

В 1934-35 Учпедгиз приступил к изданию первых стабильных учебников (в т.ч. учебников географии Н.Н. Баранского и И.А. Витвера, соответственно в 1952 и 1951 удостоенных Государственной премии СССР). Новые учебники, отличавшиеся высоким уровнем методической подготовки учебного материала, впоследствии были переведены на языки народов СССР и ряда зарубежных стран. К концу 30-х гг. были изданы учебники почти по всем предметам общего и среднего образования по новым учебным программам.

Большое значение для издания научно-педагогической литературы имело создание издательства "Высшая школа" (1939) и Издательства АПН РСФСР (1943). В 1964 Учпедгиз РСФСР и Издательство АПН РСФСР объединились в издательство "Просвещение", которое в настоящее время является одним из крупнейших учебно-педагогических Издательств. В 1969 из "Просвещения" выделилось издательство "Педагогика". В 1991 в результате его реорганизации были созданы издательства "Педагогика-пресс" (научно-педагогическая, научно-популярная, справочная литература, учебники) и "Школа-пресс" (педагогические журналы).

С начала 90-х гг. резко увеличилось число издательств, выпускающих педагогическую, учебную и образовательную литературу. Этот процесс во многом обусловлен инновационными процессами развития образования, вариативностью образования, появлением многочисленных авторских школ, авторских образовательных программ, альтернативных учебников и учебных пособий. Педагоги и учащиеся получили возможность выбора учебной литературы в соответствии со своими интересами и потребностями обучения. Однако расширение выпуска и тематики педагогической и учебной литературы имеет и негативные моменты. Конкуренция в издательском деле привела к появлению ряда не апробированных и методически не проработанных учебников, написанных неквалифицированными авторами. Кроме того, издаются и т.н. пиратские издания, которые печатаются с нарушением авторского права и, как правило, отличаются низким полиграфическим уровнем. Поэтому в 2001 наметилась тенденция, связанная с усилением контроля за подготовкой и изданием высококачественных учебников, соответствующих требованиям современного образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 101-102)

См. также Издательства РФ

ИЗДАТЕЛЬСТВА РФ
— здесь: издательства и другие издающие организации, специализирующиеся на выпуске в Российской Федерации педагогическую, образовательную, учебную, учебно-методическую и детскую литературу:
- "Аванта +",
- "Агар",
- "Адонис",
- "Айрис",
- "Академия",
- "Академия К",
- "Академия развития",
- "Акцидент",
- "Аргус",
- "АРКТИ",
- "Армада-Пресс",
- "Ассоциация XXI век IТ",
- "АСТ",
- "АСТ-Пресс",
- "Астрея",

- "Баласс",
- "Бамбук",
- "Белфакс",
- "Белый Ключ",
- "Библейско-Богословский институт Св. апостола Андрея",
- "Благовестник",
- "Букет",

- "Валдай-М",
- "Век 2",
- "Вентана-Граф",
- "Вербо",
- "Весть-ТДА",
- "Вита-Пресс",
- "Владос",
- "Высшая школа",

- "Генжер",
- "Гном и Д.",

- "Дагестанское учебно-педагогическое издательство",
- "ДЕАН",
- "Дельфин +",
- "Детская книга",
- "Детская литература",
- "Детство-Пресс",
- "Дом",
- "Дом педагогики",
- "Дрофа",

- "Знание",
- "Золотой петушок",

- "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей",
- "ИНПРО-РЕС",
- "Интеллект-Центр",
- "Интербук",
- "ИнтерЛик",
- "Интерфейс",
- "ИНТОР",
- "Искатель",
- "Источник жизни",

- "Карапуз",
- "Каро",
- "Ключ-С",
- "Кругозор",
- "Кудук",

- "Линка-Пресс",
- "Лицей",
- "Логос",
- "Локус",

- "Малыш" (Москва),
- "Малыш" (Ростов-на-Дону),
- "Материк Альфа",
- "Микрополь",
- "Мир детства",
- "Мир ребёнка",
- "Мнемозина",
- "Молодая гвардия",
- "Московская Патриархия: Православная лепта",

- "Ника-Пресс",
- "Новая школа",
- "НОРИНТ",

- "Образование для всех",
- "Образование от А до Я",
- "Образование-Культура",
- "Олимп",
- "Олма-Пресс",
- "Оникс",

- "Педагогика-Пресс",
- "Педагогическое общество России. Ноосфера",
- "Петрушка",
- "Прогресс",
- "Прогресс-Традиция",
- "Просвещение",

- "Родник",
- "Роза мира",
- "Росмэн",
- "Российское педагогическое агентство",
- "Русский язык",

- "Самовар",
- "Сантакс-Пресс",
- "Семейный круг",
- "Синергия",
- "СМИО Пресс",
- "Сова",
- "Сократ",
- "Союз",
- "Специальная Литература",
- "Столетие"
- "Стратегия",
- "Стрекоза",
- "Сфера",

- "Тритон",

- "Университет Российской академии образования",
- "Университетский",
- "Уникум",
- "Учебно-научный центр довузовского образования МГУ",

- "Федеративный научно-методический центр им. Л.В. Занкова",
- "Фламинго",

- "Центр гуманитарного образования издательств",
- "Центр детской книги",
- "Центр детско-юношеского туризма",

- "ЧеРо",

- "Школа-Пресс",

- "Эра",

- "Яблоко".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478-479)

См. также Издательства детской и юношеской литературы,Издательства педагогические

См. также в алфавитном порядке по названию указ. учрежд.

ИЗЛОЖЕНИЕ
— пересказ, вид самостоятельной учебной работы; воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников, а для учителя - контроля. Осн. характеристики И. связаны с особенностями исходного текста, способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста, и т.д. Различают письменные И. и устные (пересказ); подробные и сжатые; полные, выборочные и И. с дополнительным заданием; И. прочитанного, воспринятого на слух или зрительно. Различные виды И. учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 102)
Ч426.131(2)53-254.13

ИЗЛОЖЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
— реализуется в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, инструктажа, монологических вставок учителя во время самостоятельной работы школьников и комментариев к их ответам. И.у. можно рассматривать и как вид взаимодействия учителя и учащихся, речевого общения, и как процесс рефлексивного управления познавательной деятельностью учащегося. Это и передача информации, и один из видов сценического и ораторского искусства, и способ самовыражения личности учителя.

В традиционном (нестандартизованном) И.у. содержание и формы передачи учебной информации варьируются в зависимости от дидактической цели, специфики предмета, подготовленности класса и т.д. Стандартизованное И.у. (его содержание не зависит от педагогических факторов и личности учителя) допускает жёсткое управление познавательной деятельностью всех учащихся, ежедневный контроль усвоения. Внутри такого И.у. условно можно выделить программированное И.у. (см.Программированное обучение) и изложение на основе "листов с опорными сигналами" (В.Ф. Шаталов).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 102)
Ч421.251

ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ШКОЛА
— разновидность трудовой школы, в которой трудовое начало сводилось к работам детей по иллюстрированию получаемых знаний (рисование, лепка, изготовление макетов и моделей и пр.). И.ш. формировалась под влиянием концепции "школы действия" В. Лая, согласно которой различные виды иллюстративных работ - формы выражения знаний. Принципы И.ш. в начале 20 в. применялись в школах мн. стран, в т.ч. и в России. В 20-е гг. в СССР иллюстративные работы как вид учебных заданий рекомендовались в методической литературе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 102)
Ч424(2)7

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. - illustratio, буквально - освещение, наглядное изображение) в детской книге
— специфическая область книжной графики. С момента возникновения (середина 17 в.) И. отражает исторически сложившиеся черты художественного творчества, несёт в себе характерное для различных эпох и стран содержательное начало, обусловленное устоявшимися принципами формирования личности и эстетического воспитания. Этим определяются роль И. в развитии ребёнка, возможности её использования в общении с детьми. Неправомерен взгляд на И. (особенно в книге для ранних возрастов) как на явление вторичное по отношению к литературе или только как на наглядное пособие. И. в учебной и детской литературе наряду с наглядностью обладает ярко выраженными художественными образными свойствами (буквари, детские энциклопедии, учебники).
Характер И. и её идейно-художественные особенности определяют возрастная специфика и типология детских изданий. Изобразительное начало наиболее ярко выражено в книжке-картинке (нем. Bilderbunch, англ. Picturеbook) для маленьких детей, которая формировалась как авторское произведение, в котором И. и текст выступают в особом визуально-вербальном единстве. Более сложный синтез изображения и слова возникает в книге для старшего дошкольного и младшего школьного возраста из органичного сплава литературы и изобразительного искусства, когда в И. проявляется художественно-концентрированное выражение реальной жизни или образов поэтической фантазии, т.н. волшебной сказки, театрального действа, детской игры. В изданиях для детей среднего и старшего возраста И. приближается к особенностям иллюстрированной книги для взрослых, т.е. преобладает принцип последовательного изобразительного сопровождения текста.
Историю И. в детской книге принято начинать с книги Я.А. Коменского "Мир чувственных вещей в картинках" (русский перевод и издание Н.И. Новикова под названием "Иоанна Амоса Комения Видимый свет...", 1768, и "...Видимый мир", 1788). Первой иллюстрированной детской книгой в России был "Букварь" Кариона Истомина (рукописный экземпляр с цветными акварельными рисунками, 1693; заказан Н.К. Нарышкиной для царевича Алексея Петровича; печатное издание, 1694 с тек- стом и рисунками, гравированными на меди Л. Буниным).
Наряду с азбуками в Западной Европе и России немалое значение для обучения чтению имели иллюстрированные Библии и другие духовные книги, а также народный лубок, и издания, специально адаптированные для детей, - сокращённые переводы и переложения произведений известных писателей. Одним из первых в середине 18 в. стал выпускать такие издания английский издатель Дж. Ньюбери.
И. в 18 в. являлась преимущественно учебной. Наиболее популярной мн. годы оставалась знаменитая "Книжка-картинка для детей" немецкого писателя, переводчика и издателя Ф.Ю. Бертуха (12 тт., 1792-1830). Изданная в Москве "Детская тека" (перевод с французского 1794) - один из характерных образцов иллюстрированной энциклопедии. К И. учебной книги обращались крупные европейские мастера: в Великобритании изобретатель торцовой гравюры на дереве Т. Бьюик ("Общая история четвероногих", 1790, до 1820 - 7 изд.; "Басни Эзопа", 1818, и др.); художник и поэт У. Блейк (сборники: "Песни невинности", 1789 и "Песни опыта", 1794); в Германии - Д. Ходовецкий (книга И.Б. Базедова "Руководство по первоначальному обучению", 1774) и др.
В 19 в. в России вышли уникальная азбука "Подарок детям в память 1812 года" (1814) с раскрашенными гравюрами по цветным акварелям И.И. Теребенёва (переиздана к 100-летию Отечественной войны, 1914), "Увеселительная азбука" (1835) с И. художника К.А. Зеленцова (круг А.Г. Венецианова). В Великобритании в 1836 выпущена "Весёлая азбука..." Дж. Крукшанка, оформителя романов Ч. Диккенса и одного из первых английских иллюстраторов "Робинзона Крузо" Д. Дефо (т. 1-2, 1831). Формирование художественного облика И. в значительной степени было связано с развитием литературы романтизма. Романтические сборники стихов, песенок, сказок иллюстри- ровали в Германии Л.Э. Гримм ("Сказки", 1819, 1825), в Англии Дж. Крукшанк ("Немецкие народные сказки" (1824, 1826), Л. Рихтер, Т. Хоземан (прославившийся в 1840 16 рисунками к "Удивительным путешествиям и приключениям барона Мюнхгаузена" Э. Распе; это произведение иллюстрировали позднее Крукшанк, 1867 и Г. Доре, 1862-76) и др. Уникальную книжку-картинку создал английский поэт и художник Э. Лир (его т.н. "нонсенс", буквально - "Книга чепухи", 1846, написанные на основе специфической фольклорной формы лимерика, оказали огромное влияние на развитие особого жанра детской поэзии - весёлых небылиц, т.н. перевёртышей - термин К.И. Чуковского). Во Франции Гранвиль иллюстрировал "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта (1839 и 1843), "Приключения Робинзона Крузо" (1840, 1850); Доре - "Новые волшебные сказки для маленьких детей" графини де Сегюр (1857), "Сказки" Ш. Перро (1862), "Басни Лафонтена" (1868); В. Педерсен - сказки Андерсена (1854; русский перевод под названием "Новые сказки" издан с 50 рисунками живописца и графика М.П. Клодта в 1868). Среди русских рисовальщиков в 40-50-х гг. детские книги иллюстрировали: В.Ф. Тимм ("Старинная сказка об Иванушке-дурачке" Н.А. Полевого, 1844); Р.К. Жуковский ("Конёк-Горбунок" П.П. Ершова, 1856); А.А. Агин ("Дедушка Крылов" Д.В. Григоровича, 1845), Е.И. Ковригин ("Альманах для детей", 1845).
Во 2-й половине 19 в. написана и иллюстрирована Ч.Л. Доджсоном (псевдоним Льюис Кэрролл) знаменитая "Алиса под землёй" (1862, издана в Лондоне в 1865 как "Приключения Алисы в стране чудес" с классическими иллюстрациями Дж. Тенниела).
Русская И. 1850-80-х гг. для детей тесно связана с демократической литературой и реалистическим искусством (альбом В. Рыбинского "Житьё-бытьё Вани, подмосковного мужичка", 1859; "Букварь дедушки Прокофья" А. Голицинского с рисунками П.М. Шмелькова, 1862; иллюстрации М.П. Клодта к детскому сборнику стихов "Некрасов русским детям", 1881; работы В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова и др.).
В конце 19 - начале 20 вв. развитие И. связано с формированием художественного стиля "модерн" и деятельностью в Москве т.н. "Абрамцевского кружка" (см.Абрамцевская школа), которые видели в красивой детской книге средство приобщения к традициям русской художественной культуры и национальной старины. В этом стиле выполнены цветные книжки-картинки Е.Д. Поленовой ("Война грибов", 1889), юбилейное издание "Песни о вещем Олеге" А.С. Пушкина с акварелями В.М. Васнецова и рисованным (в древнерусском стиле) шрифтом В.Д. Замирайло, книги С.В. Малютина ("Сказка о царе Салтане", 1898; "Руслан и Людмила", 1899), книжки-картинки художников "Мира искусства" - А.Н. Бенуа ("Азбука в картинках", 1904), Г.И. Нарбута ("Деревянный орёл", 1909; "Соловей" Андерсена, 1912, и др.), И.Я. Билибина ("Царевна-лягушка", 1901; "Василиса Прекрасная", 1902, и мн. другие).
В Советской России И. занимались идеологи русского авангарда (Эль Лисицкий, В.Е. Татлин, П.В. Митурич), члены художественных объединений ОСТ и "Четыре искусства" (Д.П. Штеренберг, Н.А. Шифрин, Н.Н. Купреянов, В.А. Фаворский), художники т.н. производственной книги (О.К. Дейнеко и Н.С. Трошин, Г. и О. Чичаговы, Б.С. Кустодиев, М.В. Добужинский, Д.И. Митрохин, С.В. Чехонин, В.М. Конашевич). В 20-е гг. над И. работали: Н.Ф. Лапшин, Н.А. Тырга, В.М. Ермолаева, Е.В. Сафонова, А.Ф. Пахомов, А. Самохвалов, Т.В. Шишмарёва, Е.К. Эвенбах, а затем Ю.А. Васнецов, Е.И. Чарушин, В.И. Курдов, Э.А. Будогосский, В.А. Власов). В 30-е гг. в Москве детские книги иллюстрировали Д.А. Шмаринов, Б.А. Дехтерёв, М.С. Родионов, А.М. Лаптев, А.М. Каневский и др.
Между 1-й и 2-й мировыми войнами одним из лучших образцов американской книжки-картинки долго оставалась "История доктора Дулиттла" (1920) X. Лофтинга. Особое место занял У. Дисней в США, чьи книги и мультипликации (в частности, "Микки-Маус", 1931) оказали влияние на мн. иллюстраторов Европы. После 2-й мировой войны сформировалась особая отрасль детской книжной индустрии и мн. художники целиком посвятили себя искусству детской книги. Ряд блистательных книжек-картинок, а также И. к учебникам создал крупнейший мастер современной И., немецкий художник В. Клемке, выступавший как автор теоретических статей об И.
С 60-х гг. в России начался заметный подъём в создании детской И. Издавались книжки-картинки с И. классиков, а также художников-шестидесятников - М.П. Митурича, В.А. Дувидова, Е.Г. Монина, Л.А. Токмакова, В.Д. Пивоварова, И.И. Кабакова, Н.Е. Чарушина, А. и В. Трауготов. Расцвет творчества в этой области переживали Т.А. Маврина и Ф.В. Лемкуль. Продолжали работу в детской книжной графике Н. Попов, Б. Диодоров, Г. Калиновский, Ю. Ващенко, Г. Спирин (Москва), Г. Павлишин (Хабаровск) и др.
И. как неотъемлемая часть мира книги является элементом среды, окружающей детей, и т.о. влияет на формирование их эстетических чувств и представлений. Родители, воспитатели и учителя, опираясь на способности ребёнка к образному восприятию, могут учить его не только "читать" сюжет, но и чувствовать и понимать особенности художественных средств его выражения. В работе с И. учитываются возрастные особенности развития детей. Зная любовь малышей к многократному повторению прочитанного взрослыми, можно научить их не только узнавать на картинке людей, животных, предметы, но и называть цвета, а затем предложить рисовать цветными карандашами и красками. Взрослые могут акцентировать внимание старших дошкольников на эмоциональной выразительности общей колористической тональности, особенностях цветовых сочетаний, характере линии, роли пространственных и масштабных соотношений в И. И. может стать поводом для знакомства с различными видами и жанрами изобразительного искусства. Нужно помнить, что художественные И. - не наглядное пособие для усвоения текста, а одно из важных средств воспитания культуры личности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 102-103)

См. также Детская книга

Ч312.542

"Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей"
— общественный фонд, Москва. Детская литература для слабовидящих детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ИЛЬЕНКО Сакмара Георгиевна (р. 1923)
— д-р филологических наук (1965), профессор (1966), член-корреспондент РАО (1968; Отделение общего среднего образования), профессор РГПУ им. А.И. Герцена.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (1924-1979)
— философ и психолог, д-р философских наук (1968). С 1953 научный сотрудник Института философии АН СССР. В центре творчества И. - проблема универсальности человека как субъекта продуктивной деятельности, способного не только к воспроизведению действительности, но и к созданию такого материального или духовного продукта, который ранее не был присущ объективной действительности. В качестве создаваемых т.о. продуктов выступают все объекты культуры и цивилизации.

Разработал концепцию идеального, показав, что это понятие, традиционно культивировавшееся в идеалистической философии, присуще и материалистической диалектике. И. создал оригинальную теорию воображения, которое рассматривал в его связи с искусством и сознанием. Разрабатывал специальные вопросы психологии и педагогики: дал философское обоснование системы воспитания слепоглухонемых, созданной И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым. Опубликовал ряд работ, посвящённых умственному воспитанию учащихся; проанализировал своеобразие типов мышления в их связи с различными формами культуры. Развил представление о культурно-исторической природе психических функций и способностей человека, а также о развивающей функции образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 360)
(Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. - Н. Новгород, 2004. С. 278)
Ч33(2)7-8

© Российская национальная библиотека, 2006