ДОЛГ
— этическое понятие, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения. Д. выражает императивность морали. Действия, поскольку они мотивированы Д., именуются обязанностями. Русское слово "Д." имеет ещё второй смысл (то, что взято взаймы).

Начало теоретического осмысления Д. восходит к стоической школе, к предложенному Зеноном из Кития выделению в человеческом поведении двух срезов: собственно нравственного и надлежащего.

В книге "Об обязанностях" Цицерон трансформировал стоическое учение о Д. таким образом, что два способа мотивации поведения были интерпретированы как две разные ступени нравственного поведения. Он подразделял обязанности на "совершенные", которые может достичь только мудрец, и "обыкновенные", или "средние", которые касаются всех людей. Фома Аквинский обосновывал Д., исходя из необходимо заданной цели - Бога, божественного устройства мира. Все действия, направленные на её достижение, также становятся необходимыми, т.е. обязанностями, Д. Согласно противоположной точке зрения (Августин, Дунс Скот, Оккам), источником норм и обязанностей является ничем не скованная воля Бога. Новой попыткой синтеза этих аспектов в рамках новоевропейской теории естественного права стала версия Д., согласно которой сама процедура честного соглашения налагает на человека обязательство по отношению к обязательствам, зафиксированным в соглашении.

В своей этике (принято называть её этикой Д.) Кант связывал с понятием Д. специфику нравственности: нравственный закон выступает в форме категорического императива и его субъективной опорой, благодаря которой он приобретает действенность, является Д. Нравственный закон является абсолютно необходимым, всеобщим и общезначимым. Он был бы единственным основанием разумной воли, если бы речь шла о совершенном разумном существе. Однако человек несовершенен, ибо на его волю помимо разума воздействуют склонности, и для него нравственный закон выступает в форме безусловного принуждения к поступку. Соответственно единственным субъективным основанием, благодаря которому нравственный закон обретает действенность, является Д. Он есть принуждение к поступку нравственным законом; Д. и категорический императив - по сути дела одно и то же. Д. принимает в расчёт только способность максимы быть требованием всеобщего законодательства, о чём говорит первая формулировка категорического императива. Нравственным, по Канту, можно признать только такой поступок, который не просто сообразен Д., а совершается ради Д. Вторая формулировка категорического императива вменяет в Д. относиться к человечеству (человечности) в лице каждого индивида как к цели и никогда не относиться к нему только как к средству. Третья - рассматривает нравственный закон как автономию воли. Д. есть моральный закон, явленный как человеческий мотив. Механизм Д. - уважение к нравственному закону и достоинству человека, поскольку он обладает автономией воли и творит этот закон из себя. Понятие "уважение", присоединённое к двум другим понятиям: "необходимость поступка" и "закон" даёт определение Д. - это "необходимость поступка из уважения к закону".

В современной философии ценностный статус Д. снижен, Д. смещается на периферию моральной жизни.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 75)

ДОЛИНИНА Наталья Григорьевна (1928-1979)
— писательница. Дочь Г.А. Гуковского. Книги очерков, акцентирующие нравственные аспекты воспитательного процесса: "Мои ученики и их родители" (1959), "Человек - людям" (1961), "Сколько стоит хлеб" (1963), "Взрослые или дети?" (1965), "Дорогие родители!" (1975) и др. Повести "Мы с Сережкой близнецы" (1962), "Разные люди" (1976); автобиографическая повесть "Отец" (1974). Популярные книги о классике: "Прочитаем "Онегина" вместе" (1968), "Печорин и наше время" (1970) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 355)
Ч33(2)7-8

"Дом"
— издательство Российского детского фонда, государственное предприятие, Москва. Детская, юношеская и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ДОМ ДЕТСКОЙ КНИГИ
— общество с ограниченной ответственностью, осн. в 1949 в Москве как отдел издательства "Детская литература", современный статус с 1993. В задачи Д.д.к. входит изучение современной детской литературы, читательских интересов, обобщение опыта издания книг для детей, рекомендательная работа с детской книгой.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 75)

См. также "Детская литература" (изд-во)

ДОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ
— культурно-просветительное учреждение для пропаганды естественно-научных и технических знаний. Осн. в 1935 в Ленинграде (в бывшем Шереметевском дворце) Я.И. Перельманом при участии В.А. Камского, В.И. Прянишникова, Л.В. Успенского и др. Д.з.н. представлял собой тип уникального музея, широко использующего интерактивные формы работы с посетителями. В его экспозиции входило ок. 500 крупных экспонатов (большинство из них было действующими) и множество различных макетов, приборов, схем и т.п. В Д.з.н. имелось 4 отдела: астрономии, географии (с залом геологии), математики и физики (с разделом оптики). Предполагалось создание залов электричества, занимательного языкознания, Ж. Верна и др. Д.з.н. издавал серию миниатюрных научно-популярных книг (составитель и редактор Перельман) тиражом 100-200 тыс. экземпляров. Экспозиция погибла во время блокады Ленинграда. Сохранились лишь описания некоторых экспонатов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 75-76)
Ч421.387

"Дом педагогики"
— издательство, ЗАО, Москва. Школьные учебники (в основном для школ с углублённым изучением иностранных языков).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

"ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА"
— экспериментальное учебно-воспитательное учреждение для детей 5-10 лет в Москве (1906-09). Организовано Обществом друзей естественного воспитания на базе семейного детского дома М. Станиловской (осн. в 1903). После закрытия общества (1907) Д.с.р. назывался Детским садом М.А. Гуцевич, а руководство перешло к "Кружку совместного воспитания и образования детей", возглавляемому К.Н. Вентцелем. "Д.с.р." задумывался как прообраз школы будущего и представлял собой педагогическую общину, объединявшую детей, воспитателей и родителей на принципах свободного воспитания и коллективного самоуправления. Занятия проводили родители и педагоги, которые работали бесплатно. Детям предоставлялась полная свобода, обязательные занятия, программы и планы отвергались. Осн. средством воспитания был общественно полезный и творческий труд, проводились развивающие игры, беседы, экскурсии, дети занимались рисованием, лепкой, рукоделием и пр. Опыт работы показал недостатки стихийного процесса свободного воспитания и отсутствия систематических учебных занятий, в то же время организация самодеятельности и свободного творчества детей в "Д.с.р." представляют интерес и для современной педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 76)
Ч424(28)739.23

ДОМА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ
— клубные учреждения работников системы народного образования. Д.р.п. учреждены Декретом СНК от 25 апреля 1921. В 1934-56 назывались домами учителя, некоторые сохранили это название поныне.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 76)
Ч421.421

ДОМА РЕБЁНКА
— учреждения здравоохранения для воспитания (и оказания медицинской помощи) детей до 3 лет, не имеющих родителей, детей одиноких матерей или граждан, лишённых родительских прав, и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 76)
Ч414(2)712

ДОМА УЧИТЕЛЯ
см. Дома работников просвещения

ДОМАН ГЛЕНН (?)
— американский врач (возглавляет Институт развития человеческого потенциала, США, Филадельфия) и один из самых популярных, уникальных и неоднозначных педагогов на сегодняшний день, разработавший методику развития детей раннего возраста, которая позволяет научить малыша читать, писать, считать, дать ему энциклопедические знания. Многое из этой системы заимствовали известные российские педагоги-новаторы Никитины. На этой методике основаны рассуждения о воспитании другого не менее известного родителя-педагога - француженки Сесиль Лупан.
(Уроки Домана. - СПб., 2005. С. 2-13)

См. также Лупан, Никитины

Ч491-Доман
Ч491.31-11

ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
см. Семейное образование

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
— форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи. Д.з. - обязательный компонент учебной работы; средство подготовки к самообразованию.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 76)

См. также Домашняя самостоятельная работа

Ч421.265

ДОМАШНЯЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
— составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 415)

См. также Домашние задания, Самостоятельная работа учащихся

Ч421.265

"ДОМОСТРОЙ"
— древнерусский свод правил поведения в общественной жизни и быту. Сохранились тексты "Д.", написанные, предположительно, в Новгороде в конце 15 в. и в середине 16 в. (составитель последнего иерей Благовещенского собора Сильвестр). В "Д." входили главы о почитании веры ("духовное строение"), о семейной жизни ("мирское строение"), о ведении хозяйства ("домовое строение"). "Д." во многом основывался на фрагментах Библии. В целом "Д." отражал жизнь русского общества 16 в. и ориентировался на зажиточного хозяина, семьянина, который воспитывал не только собственных детей, но и слуг. Отец должен был учить знаниям ("вежеству") и рукоделию (в широком смысле слова), воспитывать уважение к старшим, вежливость, скромность, честность, трудолюбие и т.д. Воспитание осуществлялось в духе послушания церкви и государству, а также беспрекословного подчинения родителям. Разрешалось применять наказания, но без злоупотреблений. "Д." ставил превыше всего авторитет хозяина и мужа, но вместе с тем с уважением относился к женщине, которой отводилась важнейшая роль матери, хозяйки и воспитательницы ("Похвала женам").
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 76)

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1. Психология, профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)
http://www.dstu.edu.ru/main.shtml/

См. также Университеты

Ч489.518.26-психолог.

ДОНЦОВ Александр Иванович (р. 1949)
— д-р психологических наук (1989), профессор (1992), действительный член РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой МГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— термин имеет три значения:
  1. приобретение учащимися учебного заведения дополнительных знаний, умений и навыков, не предусмотренных обязательными программами обучения;
  2. любая форма неформального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование;
  3. любая форма формального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование. Дополнительное образование (формальное иили неформальное) является важнейшей составляющей системы непрервного образования.
(Непрерывное образование: краткий словарь. - СПб, 2002. С. 11-12)

— образование, получаемое по дополнительным программам общего и /или профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной классификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 37)
Ч421.38

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ
см. Образование взрослых

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ (внешкольная работа)
— составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Д.о.д. способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функции свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством. Д.о.д. органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой, воспитательной работой по месту жительства.

До 1917 Д.о.д. и взрослых определялось как внешкольное образование. Затем до начала 90-х гг. употреблялись термины "Внешкольная работа", "Внешкольное воспитание" и "Внешкольные учреждения". Закон РФ об образовании (1992) ввёл в научный оборот термины "Дополнительное образование детей" и "Дополнительное образование взрослых".

В дореволюционной России внешкольную работу вели детские клубы, спортплощадки, летние оздоровительные колонии. Идеи развития личности в процессе внешкольного воспитания воплощали в практике детских учреждений С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, А.А. Фортунатов, Л.К. Шлегер, П.Ф. Лесгафт и др. После Окт. революции внешкольную работу на местах осуществляли клубы. 1-й съезд по внешкольному образованию (1919) провозгласил осн. задачей детских внешкольных учреждений просветительскую и идейно-политическую пропаганду. В 20- 30-е гг. вопросы внешкольной работы разрабатывали специальные центры и Институт методов внешкольной работы, издавался журнал "Внешкольное образование". Руководство внешкольной деятельностью осуществляли специальные внешкольные отделы, с 1929 - совет при Наркомпросе РСФСР.

К середине 30-х гг. сложилась сеть внешкольных учреждений: дома (дворцы) школьников (одним из первых в 1923 открыт Дом пионеров в Хамовническом р-не Москвы на базе детского клуба "Трудовая коммуна", в 1935 - первый Дворец пионеров в Харькове); станции юных натуралистов (в 1918 открылась Станция юных любителей природы, ставшая под руководством Б.В. Всесвятского центром изучения проблем внеклассной работы); станции юных техников (первая Центральная детская техническая станция открыта в 1926; станции способствовали движению изобретательства и рационализаторства школьников); станции юных туристов (в 1918 создано Бюро школьных экскурсий, в 1934 - детские туристско-экскурсионные станции, проводившие туристско-краеведческие экспедиции, слёты, соревнования); детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) возникли в 1934 в Москве как детские спортивные школы (с 1953 - ДЮСШ, для олимпийского резерва созданы специализированные школы - СДЮШОР) и др. На дома (дворцы) пионеров и школьников в 50-60-е гг. были возложены функции координации деятельности и методической помощи пионерским организациям, обучения вожатых. Внешкольная работа по своим организационным формам и методам во многом совпадала с деятельностью пионерской организации. Мн. внешкольные учреждения накопили интересный опыт воспитания (например, коммунарская методика, коллективная творческая деятельность и др.). Однако во внешкольной работе в значительной степени проявлялись элементы формализма и регламентации. С начала 90-х гг. учреждения Д.о.д. получили право самостоятельно разрабатывать программы деятельности, определять структуру, численность детских и педагогических коллективов.

Учреждения Д.о.д. в соответствии с направленностью дополнительных образовательных программ осуществляют деятельность: учебно-исследовательскую, художественно-эстетическую, научно-техническую, эколого-биологическую, туристско-краеведческую, физкультурно-спортивную.

Осн. виды учреждений Д.о.д.: Центры (комплексы) дополнительного образования, творческого развития, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский оздоровительно-образовательный, профильные - экологический, детского и юношеского туризма и т.д.; дома (дворцы) детского творчества; учащейся молодёжи, профильные - юных натуралистов, техников, туристов, эстетического воспитания, культуры (искусств) и т.д.; клубы, Детские студии (по различным видам искусств), Станции (юных натуралистов, детского технического творчества и т.д.), Детские парки, Школы (в различных областях науки и техники, по видам искусств, детско-юношеские спортивные), Музеи (детского творчества, литературы и искусства), Детские оздоровительно-образовательные лагеря. К началу 2000 в Рос. Федерации в системе Министерства образования действовало св. 7,8 тыс. учреждений Д.о.д., в них занималось св. 7 млн. детей, осуществляли педагогический процесс св. 243,5 тыс. работников.

Любое учреждение Д.о.д. обязано получить лицензию (см.Лицензирование) на ведение образовательной деятельности и пройти аттестацию и государственную аккредитацию. Учреждение может проводить профессиональную подготовку детей, в т.ч. и за плату, но также при наличии лицензии на этот вид деятельности. В учреждениях Д.о.д. работают педагоги и специалисты с высшим или средним профессиональным образованием.

В учреждениях Д.о.д. создаются различные одновозрастные и разновозрастные объединения учащихся (кружки, секции, студии, ансамбли и др.), а в каникулярное время открываются лагеря, туристские базы. Для занятий в спортивных, спортивно-технических, туристских и хореографических объединениях учащиеся должны иметь медицинское заключение о состоянии здоровья. Занятия проводятся по комплексным, интегрированным, вариантным, разноуровневым, практико-ориентированным программам, многие из них являются авторскими, разработанными педагогами-практиками.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 76-77)

— неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Среди организационных форм дополнительного образования детей преобладают кружки, секции, клубы, творческие объединения разной направленности: художественной, технической, спортивной, туристско-краеведческой и др. Является прямым продолжением внешкольного образования.
(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 318)

См. также Внешкольная работа, Самообразование

Ч421.38

ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович (1821-1881)
— писатель. Педагогические воззрения Д. представлены гл.о. отдельными высказываниями, глубоко оригинальны и определяются особенностями художественного миросозерцания. Проблемы детского сознания, взросления и возмужания человека, воспитания нравственности проходят через всё творчество Д. Эти проблемы стали основой важнейших произведений Д., в т.ч. романы "Подросток", "Братья Карамазовы", которые задумывались как романы о русских детях. Можно выделить несколько осн. тем, охватывающих проблемы воспитания: семья; пути формирования детской души; значение науки в развитии личности; методические рекомендации. Д. постоянно проводит мысль о необходимости прочной основы семьи. Мысль о распаде семьи и как следствие об одиночестве ребёнка прозвучала уже в недописанной повести "Неточка Незванова". Д. охарактеризовал типы современной ему семьи: "случайное семейство" - т.е. семья, в которой отсутствует общая идея, "ленивая семья" - когда родители не умеют сами воспитывать своих детей и предпочитают нанимать учителей, что означает, по мнению Д., откупиться от ребёнка. Воспитанный в "случайном семействе" ребёнок перенимает лишь упрощённые, воспринятые лишь внешним образом и не затронувшие души представления о жизни. Такое "упрощённое" воспитание может вызвать внутренний кризис личности и даже привести к самоубийству молодого человека, либо привести к непомерным амбициям, к слишком охотному восприятию чужих идей, непониманию собственных национальных основ. К разряду неглубоко усвоенных западных теорий Д. относил и революционные идеи. В то же время революционные идеи у молодёжи и даже страсть к разрушениям Д. часто объяснял потребностью порядка, поиском и пытливостью.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 355-356)
Ч486.21,6(2)315.8-Достоевский
Ч33(2)47

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
— принцип обучения; соответствие содержания, объёма изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения. В отечественной дидактике Д.о. трактуется как мера трудности и не означает приспособления к уровню актуального развития учащегося, а ориентирует на ближайшие перспективы развития (см.Зона ближайшего развития). Границы Д.о. постоянно изменяются.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 77)

— один из принципов обучения: соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организации форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения.
(Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 95)

ДОСУГ
— возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество (см. также Техническое творчество) обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 77)
Ч711.37

ДОЦИМОНОЛОГИЯ
— исследования, касающиеся проверки и оценки знаний учащихся.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 40)
(Психолого-педагогический словарь-спавочник. - М., Ставрополь, 2004. С. 156)
Ч312.8

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
— отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Д.п. опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в Д.п. носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, детской психологии и возрастной физиологии.

В истории педагогической мысли Д.п. длительный период не выделялась как самостоятельная отрасль. Осн. принципы обучения и воспитания человека от рождения до юности, включая период дошкольного детства, сформулировал Я.А. Коменский ("Материнская школа", 1632; "Великая дидактика", 1657; "Мир чувственных вещей в картинках", 1658). Проблемы воспитания детей дошкольного возраста ставились в трудах Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Б. Базедова, И.Г. Песталоцци.

В 19 в. становлению Д.п. как самостоятельной отрасли способствовала деятельность Ф. Фребеля. В основе системы дошкольного воспитания Фребеля лежали прогрессивные идеи: представление о ребёнке как о развивающейся личности, понимание развития личности как деятельностного вхождения ребёнка в мир природных и социальных явлений, организация специальных дошкольных детских садов, приоритет в воспитании дошкольников метода игры и пр. Свои концепции Д.п. создавали П.У. Кергомар, О. Декроли, М. Монтессори.

Во 2-й половине 20 в. зарубежная Д.п. опиралась на различные течения в психологии (когнитивное, бихевиористское, психоаналитическое, гуманистическое и пр.). Практически все специалисты признают значение опыта раннего детства как решающего фактора, определяющего дальнейшее развитие ребёнка. Осн. расхождения во взглядах на Д.п. касаются использования форм обучения дошкольников, игры, соотношения "академических" (когнитивных), эмоциональных и социальных факторов в формировании самосознания детей. Условно выделяются различные модели дошкольного воспитания: "академическая" (формирование умений и навыков), интеллектуальная (свободная поисковая деятельность в "обогащённой среде", вербальное взаимодействие со взрослыми и сверстниками), "традиционная" (самая распространённая - основанная на сочетании умственного, эмоционального, физического и творческого развития).

В России длительное время вопросы дошкольного воспитания рассматривались в народной педагогике и преимущественно относились к семейному воспитанию. Общественное воспита- ние детей воспринималось в обществе негативно, дошкольные учреждения не носили массового характера. В 18 в. система закрытого воспитания детей И.И. Бецкого предусматривала и воспитание дошкольников. В 19 в. Е.О. Гугель создал школу для детей 4-6 лет и разработал дидактические основы воспитательно-образовательной работы со старшими дошкольниками. Необходимость развития Д.п. ("науки до науки") признавал В.Ф. Одоевский. В создании отечественной концепции Д.п. важную роль сыграли Д.К. Ушинский, Е.Н. Водовозова, А.С. Симонович, Е.И. Конради. Симонович издавала первый русский журнал по Д.п. "Детский сад" (1866-76). На рубеже 19-20 вв. получили распространение Фребелевские общества и курсы, которые разрабатывали теорию Д.п., готовили воспитателей для детских учреждений. Идеи общественного воспитания детей поддерживал П.Ф. Каптерев. Оригинальную систему физического развития предложил П.Ф. Лесгафт. Идеи свободного воспитания дошкольников претворяли в жизнь К.Н. Вентцель, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеева.

После 1917 государство стало уделять Д.п. большое внимание. В 20-е гг. ещё продолжали действовать Фребелевские учреждения. На съездах по дошкольному воспитанию (1919, 1921, 1924, 1928) вырабатывалась новая концепция дошкольного воспитания. В съездах принимали участие П.П. Блонский, С.Т. и В.Н. Шацкие, К.Н. Корнилов, Е.А. Аркин, Г.Н. Сперанский и др. Вопросами дошкольных учреждений занимались В.М. Бехтерев, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина и др.

Начиная со 2-го съезда по дошкольному воспитанию (1921) в Д.п. стали главенствовать идеи марксистской педагогики. Идеологизации и политизации дошкольного воспитания в значительной степени способствовала Н.К. Крупская. Ведущими принципами Д.п. (практически до середины 80-х гг.) стали коллективизм и материализм, трудовое начало в воспитании, антирелигиозная пропаганда, критическое отношение к неидеологическим играм, праздникам, детским книгам и пр. К концу 20-х гг. детские учреждения, использовавшие системы воспитания, не одобренные Наркомпросом, были закрыты. Значительный урон развитию Д.п. нанесло Постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов" (1936).

В 1943 при АПН РСФСР был создан сектор проблем дошкольного воспитания. В 1944-53 А.П. Усовой совместно с сотрудниками разработана система дидактики в детских садах. В 1960 создан НИИ дошкольного воспитания АПН. Его сотрудники вместе с АМН СССР создали единую программу воспитания в дошкольных учреждениях. Большое влияние на Д.п. оказали работы в сфере психологии дошкольного возраста А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Венгера, Н.Н. Поддьякова.

С середины 80-х гг. создаются новые концепции Д.п., основанные на принципах гуманизма и демократизации и ориентированные на самоценность дошкольного детства. Государственные и частные детские учреждения работают по вариативным (в т.ч. и по авторским) программам. У родителей появилась возможность выбора детского учреждения в зависимости от своих образовательных предпочтений и финансовых возможностей. Теоретические проблемы Д.п. разрабатываются в НИИ дошкольного воспитания и семейного воспитания РАО и других учреждениях, подготовку специалистов осуществляют педагогические вузы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 77-78)
Ч411

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО
— период в развитии ребёнка от рождения до поступления в школу. В рамках Д.д. выделяют младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), преддошкольный возраст (3-5 лет) и собственно дошкольный возраст (от 5 лет до поступления в школу). В разных странах дети приступают к школьному обучению в возрасте 5-7 лет. Готовность к школьному обучению формируется неоднородно и зависит от индивидуального темпа развития каждого ребёнка.

Ребёнок рождается более беспомощным, чем детёныши большинства животных. Однако отсутствие большого количества врождённых форм поведения составляет не слабость, а силу ребёнка - он обладает значительными возможностями усвоения нового опыта, приобретения новых форм поведения, присущих человеку.

Необходимое условие нормального созревания мозга новорождённого - упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг разнообразных сигналов из внешнего мира. Родителям следует позаботиться о том, чтобы ребёнок получал достаточно зрительных, слуховых, осязательных ощущений, видя яркие игрушки, слыша человеческий голос и т.п. В условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (потребность в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми); на их основе осуществляется психическое развитие. Постепенно к 2-3 мес у ребёнка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая к взрослому,- комплекс оживления: ребёнок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, двигает ручками и ножками, издаёт звуки и т.о. выражает появившиеся потребности в общении со взрослыми - первые социальные потребности ребёнка. Комплекс оживления связан с определёнными условиями воспитания и, в свою очередь, служит показателем уровня психического развития младенца. Отсутствие комплекса оживления или его задержка свидетельствуют о наличии некоторых заболеваний либо о недостаточном общении ребёнка со взрослыми. Эмоциональное общение оказывает влияние и на познавательное развитие ребёнка. Наиболее активно необходимо общаться с ребёнком с 2-2,5 мес, иначе развитие психики задерживается. Младенец выделяет взрослого как посредника при контакте с окружающим миром. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребёнка в еде, гигиеническом уходе и т.п., а также потребность в активной психической жизни. Осн. формой общения с ребёнком становится совместная деятельность, когда активность ребёнка стимулируется действиями взрослого и когда ребёнок сам призывает взрослого к совместным действиям. В общении ребёнок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести. Т.о., в младенческом возрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития: психические качества человека складываются под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Л.С. Выготский отмечал, что отношение ребёнка к действительности оказывается с самого начала социальным отношением; младенца в этом смысле можно назвать максимально социальным существом: вся его жизнь организована т.о., что во всякой ситуации зримо или незримо присутствует человек.

Нарастающая потребность в общении со взрослыми приводит к развитию речи. Уже на 2-м мес наблюдаются первые признаки лепета, затем путём подражания возникают звуки речи. К концу 1-го года жизни младенец начинает понимать некоторые слова и пытается сам произносить их.

На протяжении 1-го года жизни ребёнок достигает больших успехов в развитии движений и формировании психических процессов и качеств: научается держать головку, садиться, ползать и к концу года - ходить. На 3-4-м мес начинают развиваться хватательные движения. В процессе двигательной активности ребёнок приобретает ряд необходимых двигательных навыков и учится манипулировать предметами. Практическое приспособление к свойствам и размерам предметов ведёт к тому, что их свойства начинают выделяться в зрительном восприятии, действия интериоризируются (см.Интериоризация) - переходят в план зрительного восприятия. Вместе с формированием хватательных движений возникают и развиваются простейшие манипуляции с предметами (бросание, трясение и т.п.). Восприятие приобретает предметность и константность. На протяжении младенческого возраста изменяется характер психической активности ребёнка. Появляется тенденция к преднамеренной деятельности.

К концу младенческого возраста (1 год) дети способны повторять за взрослыми мн. действия. Подражание и преднамеренные действия свидетельствуют об интенсивном развитии интеллекта. Мышлению ребёнок учится в действии, подражая собственным и чужим движениям. На основе организуемых взрослыми движений и действий ребёнка у него складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают первые элементарные формы восприятия и мышления, составляющие предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта, которое происходит в раннем детстве.

Осн. достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребёнка, являются овладение прямой походкой (прямохождение), развитие предметной деятельности и овладение речью.

Предметная деятельность становится ведущей. В ней ребёнку впервые открываются функции предметов. Особенно значимыми для психического развития ребёнка оказываются соотносящие и орудийные действия. Цель первых состоит в приведении двух или нескольких предметов в определённые пространственные взаимоотношения (занятия со сборно-разборными игрушками), цель вторых - употребление предмета-орудия для воздействия на другие предметы (т.о. усваивается сам принцип употребления орудия - один из осн. принципов деятельности человека). К концу раннего детского возраста (на 3-м году) начинают складываться игровой и продуктивный виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Накопление впечатлений в процессе предметной деятельности служит основой для развития речи. Овладение речью происходит в связи с дальнейшим развитием потребности в общении. Если ребёнок по к.-л. причинам лишён необходимых условий для развития речи, то наверстать упущенное впоследствии оказывается очень трудно.

В раннем детстве интенсивно развивается совместная деятельность ребёнка и взрослого, но на 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", т.е. у него возникают начальные формы самосознания. Этот период принято считать "кризисом трёх лет", т.к. у взрослых возникают трудности во взаимоотношениях с ребёнком, который начинает проявлять негативизм и упрямство. Эти трудности преодолеваются, если взрослые разумно поощряют самостоятельность ребёнка.

Стремление детей быть как взрослые возможно удовлетворить только в игре, поэтому игра вызывает качественные изменения в детской психике: в ней закладываются основы учебной деятельности. Особое место занимают ролевые игры - как своеобразная форма приобщения детей к миру взрослых. Кроме того, в совместной игровой деятельности дети учатся согласовывать свои действия, общаться со сверстниками в коллективе. В результате формируются социальные качества личности.

В дошкольный период происходит колоссальное обогащение и упорядочивание чувств, опыта ребёнка, овладение специфическими формами восприятия и мышления, развитие воображения и т.п. В основе развития мышления дошкольников лежит формирование умственных действий. Решающая роль в становлении мышления принадлежит обучению. Дети 5-6 лет уже легко усваивают начальные знания из физики, химии, биологии и пр., овладевают понятиями и способами логического мышления. Осн. задача умственного воспитания - всемерное развитие наглядно-образных форм мышления, к которым дошкольный возраст наиболее позитивен и которые имеют огромное значение для будущей жизни, т.к. являются составной частью любой творческой деятельности.

В дошкольном возрасте начинает складываться личность ребёнка, формируются эмоционально-волевая сфера, интересы, мотивы поведения. Такое формирование определяется социальным окружением ребёнка, обстановкой в семье. Малыши редко ограничивают свои желания, предпочитают делать то, что им нравится. Под влиянием оценки, которую дают взрослые их поступкам, зарождается понимание того, что хорошо, а что плохо, формируется чувство долга. Дети учатся оценивать поступки свои и других детей. Самосознание превращает ребёнка в самобытную личность. На основе всех этих качеств ребёнка формируется готовность к школьному обучению.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 78-79)
Ч491.71

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— обучение и воспитание, которое получают дети дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях и в семье, направленное на первичную социализацию личности ребенка, обеспечение его физического, нравственного и психического здоровья, всестороннее развитие, приобретение жизненного опыта, выработку необходимых умений и навыков с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению школьного образования.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 39)
Ч411
Ч491.71

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
— тип образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного воспитания.
(Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. Автор-сост. И.А. Кутузова. - М., 2002. С. 153)

См. также Дошкольные учреждения

Ч414(2)7

ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
— образовательные учреждения, предназначенные для общественного воспитания детей до 6-7-летнего возраста. Потребность в общественных Д.у. возникла в 17-18 вв. в связи с развитием производства и привлечением женщин к труду на предприятиях. Возникли различные частные платные учреждения, школы взаимного обучения и пр. Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци разрабатывали концепции дошкольного воспитания. Во 2-й половине 19 в. ведущей в дошкольном воспитании стала система Ф. Фребеля. Он открыл "Учреждение для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков" (1837, г. Бланкенбург, Германия), в 1840 оно было переименовано в "Детский сад" - с тех пор это название стало самым распространённым. В 1907 М. Монтессори основала "Дом ребёнка" (Рим) и разработала свою систему воспитания в Д.у., получившую большую известность в мире.

В 20 в. во мн. странах мира стали создаваться государственные Д.у. Сложились различные типы Д.у., находящиеся в ведении министерств здравоохранения, образования, социального обеспечения.

В России в 19 в. наибольшее распространение получила система Фребеля (с 1857 её пропагандировала Е.Н. Водовозова). Появились первые Д.у., начал издаваться журнал "Детский сад" (1866- 1868, ред. А. и Я. Симанович). В 1867 при С.-Петербургском педагогическом собрании образована комиссия детских садов. Однако организация детских садов в России вызвала значительные споры, т.к. традиции национального воспитания в большей степени ориентировались на семью. Поэтому к 1882 в стране насчитывалось только 37 платных Д.у., а к 1896 - ок. 60. Число бесплатных Д.у. для малоимущих было совсем незначительным. К концу 19 в. губернские ведомства стали создавать ясли-сады для крестьянских детей. Детские сады создавали воспитательные и педагогические общества ("Детский труд и отдых", "Сетлемент" и пр.).

После 1917 Д.у. вошли в государственную систему образования. В 20-е гг. было 3 типа Д.у.: детские дома для детей-сирот, детские очаги для детей рабочих и детские сады. На них распространялись многочисленные директивы образовательных ведомств. Устав Д.у. и Руководство для воспитателей детских садов строились на единых программно-методических указаниях, определявших объём знаний, умений и навыков, которыми должен был овладеть каждый ребёнок. Воспитательная работа осуществлялась по направлениям воспитания и ориентировалась на воспитание личности в духе коммунизма. Воспитательные мероприятия и праздники носили обязательный характер. В 1989 концепция дошкольного воспитания закрепила новые принципы воспитания в Д.у., ориентированные на гуманизацию воспитания и индивидуальный подход к каждому ребёнку. Закон РФ об образовании (1992) установил правовой статус, функции и обязанности Д.у. Наряду с 4 государственными типами Д.у. (ясли, ясли-сад, детский сад, школа-детский сад) стали создаваться новые Д.у., в т.ч. и частные. Д.у. создаются на основе различных систем (например, метода Монтессори, свободного воспитания, Вальдорфской педагогики и пр.), опираются на авторские образовательные программы и т.п. По уставу с родителями заключается родительский договор, в котором оговариваются правила воспитания, образовательные и другие услуги, плата за обучение и пр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 79)

См. также Дошкольные образовательные учреждения, История образования в России

Ч414(2)7

ДРАГУНСКИЙ Виктор Юзефович (1913-1972)
— писатель. Рассказы для детей под общим названием "Денискины рассказы" (1966).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 356)
Ч491
Ч426.21,6(2)317.8-Драгунский

ДРЕВНИЙ ВОСТОК (воспитание и обучение)
— Термином "Д.В." принято обозначать все цивилизации Древнего мира, за исключением греко-римской (см.Античность). Некоторые цивилизации (индийская, китайская) продолжали развиваться и после завершения эпохи древности (1 в. н.э.).

Древний Египет. Термины, обозначавшие писца, образованного человека, были известны уже в Древнем царстве (3-е тыс. до н.э.). В источниках Среднего и Нового царств содержатся упоминания о школах различного типа: при резиденции фараона, храмах, отдельных ведомствах и канцеляриях, а также о т.н. домах жизни, в которых хранились и переписывались старинные папирусы. Школа готовила писцов для администрации государства, художников, расписывающих гробницы, учителей и др. Писцы обычно происходили из знатных семей, но кастовой замкнутости образования не было. Обучались только мальчики (известно лишь о двух женщинах-писцах) с 5 и иногда до 25- 30 лет. Ученики, вероятно, жили в школе или доме учителя, к которому они должны были относиться, как к отцу. Широко применялись телесные наказания.

Система образования включала обучение сложной системе письма, изучение религиозных текстов и магических формул, а также обучение игре на музыкальных инструментах. Письмо считалось "словом бога". Математические занятия носили практический характер (вычисление объёма работ, количества работников и пр.).

Месопотамия. Сохранилось несколько миллионов письменных документов на глиняных табличках - больше, чем от всех древних обществ, вместе взятых. Обстоятельные шумерские клинописные тексты появляются с 24 в. до н.э. Первоначально шумерские школы существовали при храмах. К концу 3-го тыс. до н.э. в Шумере было несколько тысяч профессиональных писцов. В начале 2-го тыс. до н.э. храмовые школы уступили место городским частным школам, открывавшимся с одобрения властей. Учителями в них обычно были писцы-практики, взимавшие с учеников плату. Есть некоторые сведения о государственных школах, например в Персеполе (середина 1-го тыс. до н.э.). В школе применялась строгая система наказаний. Большая часть учащихся происходила из семей писцов, жрецов и чиновников, но встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков, даже рабов. Обучение мальчиков начиналось с 5-7 лет, профессиональная подготовка заканчивалась к 20-25 годам.

Школы, как общественные, так и частные, имели библиотеки клинописных текстов и являлись центрами культуры. Система словесно-слогового письма делала сложной задачу овладения даже элементарной грамотой. Учащиеся изучали преимущественно язык и литературу, а также основы арифметики и геометрии и некоторых ремёсел, знакомились со знаменитыми законами Хаммурапи. Во главе школы стоял "отец школы" и его помощники - "старшие братья".

Индия. В Индии в начале 1-го тыс. до н.э. все члены трёх высших сословий - варн были обязаны пройти период ученичества под руководством наставника-брахмана. Церемония посвящения в ученики рассматривалась как второе рождение, а окончившие курс обучения - "дважды рождёнными". Ранним Средневековьем (7 в. н.э.) датируются записки китайского пилигрима Сюань-цзана с рассказом об огромном буддийском университете в г. Наланда. После церемонии посвящения ученик поселялся в доме учителя (гуру) и проходил курс обучения священным текстам и религиозным обрядам и воспитания. Гуру становился духовным "отцом", а другие ученики - "братьями". Плата за учение не предусматривалась, но ученики были обязаны прислуживать учителю. Учитель, получавший плату за обучение специальным дисциплинам и профессиональным навыкам, пользовался значительно меньшим уважением. У брахмана дети находились с 7-9 до 16-18 лет, иногда и дольше. Некоторые прислуживали гуру до его смерти. Возникли буддистские школы. К началу Средневековья появились школы и при индуистских храмах. В середине и конце 1-го тыс. до н.э. обучение отдельным дисциплинам и профессиональное образование имели не меньшее значение, чем духовное ученичество. Девочки не проходили ученичества, их посвящением считали свадьбу, а гуру - свёкра. Лишь для гетер (женщины, занимающиеся развлечением мужского населения) требовалось знание "64 искусств".

Письменность в Индии была лёгкой для усвоения. Осн. предметами изучения были ведийские гимны и веданги (вспомогательные дисциплины, изучающие фонетику, этимологию, грамматику и др.), позже - философские доктрины, логика и поэтика. Научные тексты составлялись в форме сутр - максимально кратких правил, рассчитанных на запоминание и сопровождающихся устным комментарием учителя. Обучение в буддийских монастырях происходило в форме ежедневного заучивания отдельных частей текстов и периодических коллективных спевок, бесед монахов о жизни Будды, его учеников, нравственности и т.п.

Китай. Наиболее известными источниками обучения в Китае являются "Ли цзи" - конфуцианская книга о ритуале и обычаях, составленная в 4-1 вв. до н.э. и пользовавшаяся высоким авторитетом уже в Ханьскую эпоху (конец 3 в. до н.э. - начало 3 в. н.э.), и философские трактаты середины 1-го тыс. до н.э. Школы существовали как в отдельных кланах, так и в более обширных общинных и административных объединениях - уездах, областях и провинциях. В дворцовых школах обучались дети аристократии. В середине 1-го тыс. до н.э. много было и частных школ с платным обучением на дому. При Ханьской династии была создана сеть государственных начальных школ. Наставник олицетворял старших как в семье, так и в государстве. В Китае развился настоящий культ учёности. Осн. целью обучения признавалось воспитание нравов на примере древних образцов. Образование получали прежде всего знатные люди, но в частные школы, как у Конфуция, принимались дети простолюдинов. Обучение начиналось с 7 лет. Во 2-1 вв. до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией и канон конфуцианских книг ("Четверокнижие", "Пятикнижие") был положен в основу образования. Начальное образование продолжалось 7 лет и состояло прежде всего в изучении письма (несколько тысяч иероглифов), а также языка, стиля, стихосложения. Дальнейшие этапы включали заучивание древних тестов, их комментирование и составление подражаний. "Великую науку" представляли т.н. 6 искусств (этика и ритуал, каллиграфия, счёт, музыка, умение стрелять из лука и управлять колесницей). Ритуальные церемонии, соответствующие социальному положению человека, признавались вершиной обучения. В "Ли цзи" были сформулированы следующие 4 осн. принципа обучения: учить вовремя, пресекая дурное, пока оно не обнаружилось; учиться, пока не упущено время; соблюдать последовательность в учении, не разбрасываясь; учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны. В Ханьскую эпоху создавались специальные пособия для школ, возникла экзаменационная система. Молодые люди (даже из простонародья), выдержавшие экзамены на знание 9 тыс. иероглифов, получали государственные должности, а особо отличившиеся в экзаменах на знание конфуцианских текстов попадали в имп. канцелярию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 79-80)
Ч33(0)31

"Дрофа"
— издательский дом, ООО, Москва. Образовательная, справочная, учебно-методическая, познавательная, энциклопедическая литература, школьные учебники, карты, атласы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

"ДРУГ ДЕТЕЙ"
— добровольное общество в СССР. Первые организации общества создавались с 1924 на базе комиссий по охране интересов детей (деткомиссий) при местных Советах. В 1930 учреждено Всесоюзное общество "Д.д". Первоначально осн. задачей общества была борьба с беспризорностью. В 30-е гг. общество сосредоточило своё внимание на коммунистическом воспитании и других проблемах. В середине 30-х гг. "Д.д." насчитывало 1,8 млн. членов. В 1935 прекратило деятельность.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 80)
Ч34(2)463л5

ДРУЖБА
— отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, общности интересов и эмоциональной привязанности. В отличие от деловых, функциональных отношений Д. обычно понимается как отношение самоценное, бескорыстное, само по себе являющееся нравственной ценностью. Д. индивидуально-избирательна, основана на взаимной симпатии, и в отличие от приятельства - отношение глубокое, интимное и устойчивое. Однако каноны Д. и предъявляемые к ней требования неодинаковы в разных человеческих обществах и у разных людей; кроме того, реальные дружеские отношения далеко не всегда и не во всём соответствуют нормативным канонам и представлениям. Для педагогики особенно существенны половозрастные и индивидуальные особенности детской и юношеской Д.

Возрастная динамика детской Д. обусловлена, с одной стороны, развитием самосознания и коммуникативных умений ребёнка, с другой - изменением круга и структуры его общения. Потребность в общении и эмоциональном контакте, составляющая психофизиологическую основу Д., появляется у младенца с первых дней его жизни. С возрастом у детей преобладает потребность в общении со сверстниками, а не со взрослыми людьми. У дошкольников и младших школьников Д. обычно является непосредственной, нерефлексированной эмоциональной привязанностью и измеряется объёмом совместной деятельности и количеством проведённого вместе времени. В среднем школьном возрасте поведенческие свойства Д. начинают рассматриваться как подчинённые социально-нормативным ценностям. Формируется особый моральный кодекс Д., который подчёркивает прежде всего нерушимость её правил, взаимную выручку, справедливость, верность и пр. У старших подростков ценности Д. психологизируются, на первый план выходят потребности понимания и самораскрытия. В ранней юности стремление к исключительной, интимной Д. особенно велико.

Поиск Д. - самая насущная и страстная потребность младшего юношеского возраста. По своему эмоциональному накалу эта Д. напоминает влюблённость, а предъявляемые к ней требования часто отличаются крайним максимализмом, становясь в силу этого практически неосуществимыми. Юношеский культ Д. сочетается с острым чувством одиночества, более сильным, чем в других возрастах. Наличие близких друзей и характер взаимоотношений с ними - важный фактор эмоционального благополучия юношей и девушек; отсутствие друзей нередко снижает самоуважение личности, что может иметь длительные психологические последствия.

Смешанная, разнополая Д. встречается реже, чем однополая, большей частью в раннем детстве и среди взрослых.

Д. оказывает сильное влияние на личность. Друзей не только выбирают по принципу подобия, но в ходе длительного тесного взаимодействия. Изучение круга и характера дружеского общения воспитанника - важнейший шаг к пониманию его внутреннего мира и особенностей поведения.

Способность к психологической интимности, подразумеваемая Д., тесно связана с уровнем развития личности, её самосознания и социального самоопределения. В отношениях со своими друзьями ребёнок учится любить и понимать, заботиться и принимать на себя ответственность за других. Непосредственно руководить развитием детской Д. невозможно. Прямые родительские запреты и предписания в этой сфере малоэффективны и порой дают результат, обратный желаемому. Важно формировать у воспитанников умение правильно оценивать нравственный смысл Д. с точки зрения её общественной направленности и общественно значимых ценностей, которые она утверждает.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 80-81)

См. также Добродетель

Ч313.521.5

ДРУЖЕСКОЕ УЧЁНОЕ ОБЩЕСТВО
— благотворительно-просветительное общество, 1779-84, Москва. Осн. Н.И. Новиковым для помощи отцам в воспитании детей, издания полезных книг.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 81)
Ч34(28)к3

ДУБРОВИНА Ирина Владимировна (р. 1935)
— д-р психологических наук (1989), профессор (1992), действительный член РАО (2000; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. лабораторией Психологического института РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДУБРОВИНСКАЯ Наталия Вадимовна (р. 1936)
— д-р биологических наук (1983), член-корреспондент РАО (1993; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. лабораторией Института возрастной физиологии РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДУЛЬНЕВ Григорий Митрофанович (1909-1972)
— олигофренопедагог. Учитель и директор школы, в 1939-41 декан дефектологического факультета МГПДИ; с 1938 в научно-практическом институте специальных школ и детских домов (ныне Институт коррекционной педагогики). В результате психолого- педагогических исследований, проведённых Д. и под его руководством, выявлены пути совершенствования содержания и организации трудового обучения во вспомогательной школе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 356)
Ч35.3

ДУХНОВИЧ Александр Васильевич (1803-1865)
— просветитель, писатель, педагог. С 1843 протоиерей Пряшевского собора (Австрия). Один из участников политического движения за единство русинов (восточнославянское население Галиции, Буковины и Закарпатья). Осн. (1850) в Пряшеве Общество Иоанна Крестителя и "Литературное заведение" с целью поддержки культуры русинов. Автор учебной литературы для русинов, в т.ч. букваря "Книжица читальная для начинающих" (1847), учебника географии и истории "Краткий землепис..." (1851), "Народной педагогии..." (1857) для учителей и др. С просветительными целями написал "Истинную историю карпато-россов" (1853, издана в 1914).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 356)
Ч33(4А)

ДУХОВНОСТЬ
— понятие, обобщённо отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому ("материальному", "природному") существованию человека или по меньшей мере отличные от него. Понятие Д., образованное от слова "дух", изначально указывало на соотнесённость с супранатуралистическим трансцендентным началом. Д. обнаруживается в обращённости человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремлённости человека к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу. Социологизаторское мышление сводит Д. к культуре; однако сама по себе культура не непременно духовна: культурные практики утверждают те или иные нормы, но не всякие нормы непосредственно обращены к идеалу. Д. не поддаётся определению, поскольку дух - беспределен и не укладывается в пределы разума; в пределах только разума определение духовности негативно. Д. противостоит социальности: в той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, адаптивна, - она бездуховна.

Хотя критерии Д. содержательно нестроги, формально они определённы. Во-первых, Д. обнаруживается в преодолении повседневности (если это преодоление не принимает формы эскапизма). Во-вторых, духовное преодоление повседневности является индивидуализированным; в пространство повседневности вносится личностное начало. В-третьих, это преодоление повседневности не сводится к обращению к другой повседневности; Д. выражается в привнесении в повседневность дополнительных, но вместе с тем возвышающих смыслов. Например, императив "Имей в себе Бога", который В.С. Соловьёв сформулировал как требование религиозной нравственности, в наиболее строгом виде выражает этот смысл Д. и показывает, что работа духа всегда представляет собой мистическую практику. Условием так понятого духовного возвышения является аскетика - как сознательное противодействие искушениям плоти и слабостям души (см.Аскетизм).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 81)
Ч313.52

ДУХОВНЫЕ СЕМИНАРИИ
см. Духовные учебные заведения

ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
— образовательные учреждения, дающие богословское образование. Высшие Д.у.з. - теологические университеты и институты, академии; средние - духовные семинарии, богословские колледжи и лицеи, медресе (бывают также высшими), иешива (иудаистские) и др.; низшие - различных наименований (в России до 1917 православные епархиальные училища, мусульманские мектебы, иудаистские хедеры и др.). Среди теологических университетов, например, папские - в Ватикане, Саламанке (Испания). Академии действуют в Рос. Федерации (Московская и Санкт-Петербургская - Русской православной церкви), Грузии (Тбилисская - Грузинской православной церкви), Армении (Эчмиадзинская - Армянской апостольской церкви), Польше, Венгрии и других странах. Среди других Д.у.з. институты: папский Библейский в Ватикане, Теологический при консистории Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии (Таллин), Ташкентский исламский; семинарии: православные (Сергиев Посад, С.-Петербург, Киев, Одесса, Тобольск, Жировицкий монастырь в Белоруссии, Гродненская обл.), грузинская (Мцхета), евангелическо-лютеранская (Рига), римско-католическая (Рига, Каунас), медресе (например, в Уфе, Бухаре, Баку), иешива при Московской хоральной синагоге и др. В Москве работают курсы евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня и др.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.81)

См. также Архиерейские школы

ДУША
— понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на внутреннюю жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (сравни учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин "Д." стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 81)

ДЬЮИ, Дуи (Dewey) ДЖОН (1859-1952)
— американский философ, психолог и педагог. Профессор Мичиганского (1884-94), Чикагского (1894-1904) и Колумбийского (1904-30) университетов. Развил новый вариант прагматизма - инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Цель воспитания, по Д., - формирование личности, умеющей "приспособиться к различным ситуациям" в условиях "свободного предпринимательства". Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение "путём делания", т.е. такую систему обучения, при которой все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка.

Д. придерживался т.н. педоцентрической теории и методики обучения (см.Детоцентризм).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 356)

См. также Детоцентризм

Ч33(7США)

ДЬЯЧКОВ Алексей Иванович (1900-1968)
— дефектолог, д-р педагогических наук (1957). С 1947 в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1951 директор). Осн. труды по сурдопедагогике, разработал методы обучения глухих математике. Автор многочисленных учебников по арифметике (1-5-й классы) для глухонемых детей. Орден высшей степени Всемирной федерации глухих (1971).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 356)
Ч432.3

ДЭВИДСОН (Davidson) ДЭН (р. 1944)
— американский педагог-русист, иностр. член РАО (1995), д-р философии (1975). С 1983 профессор русского языка в колледже Брин Мор в Филадельфии (штат Пенсильвания). Президент (с 1974) Американского совета преподавателей русского языка и литературы, с 1975 вице-президент МАПРЯЛ. Один из инициаторов (1992) программы "Обновление гуманитарного образования в России", автор научных трудов по русистике, соавтор и редактор учебников и пособий по русскому языку (изданы гл.о. в России) для учащихся из англоязычных стран.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 356)
Ч33(7США)

ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) ЭМИЛЬ (1858-1917)
— французский социолог и психолог. В 1896 стал первым во Франции преподавателем социальных наук. С 1902 профессор педагогики и социологии в Сорбонне. Основатель (1896) и редактор (до 1913) журнала "Социологический ежегодник", вокруг которого сформировалась т.н. французская, или дюркгеймовская социологическая школа. Благодаря усилиям Д. социология во Франции получила статус самостоятельной науки и была включена в качестве учебной дисциплины в учебные программы вузов. Концепция Д. явилась основой новой отрасли научного знания - социологии образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 356)
Ч33(4Фр)

© Российская национальная библиотека, 2006