СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
— более или менее осознанные усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребёнок, подросток, юноша.
С.в. - составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным воспитанием и религиозным воспитанием). В любой семье человек проходит стихийную социализацию, результаты которой определяются её объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
С.в. во многом определяется личностными ресурсами семьи. Личностные ресурсы, с одной стороны, зависят от состава семьи (полная или неполная семья, многодетная семья, наличие близких родственников - братьев, сестёр, бабушек, дедушек и пр.), а с другой (и главным образом) - от состояния здоровья, образования, индивидуальных интересов, уровня притязаний и пр. старших членов семьи. Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим, как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. В определённые периоды к С.в. могут привлекаться няни, репетиторы и домашние учителя, гувернёры.
Личностные ресурсы влияют на цели и стиль С.в. Цели С.в. могут быть различными по спектру, содержанию и по характеру. Так, цели могут включать в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения и поведения; физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; развитие отдельных способностей; профессиональную подготовку. По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться духовно-ценностными составляющими. Цели С.в. не всегда соответствуют общественно одобряемым установкам (например, в семье могут сознательно культивировать индивидуализм, жёсткость, нетерпимость и т.п.).
Стиль С.в. (система приёмов и характер взаимодействия с детьми), в зависимости от меры его "жёсткости -мягкости", может быть определён как авторитарный или демократический - с веером промежуточных вариантов. Например, для авторитарного воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жёстко добиваться выполнения своих требований (в т.ч. и с помощью наказаний), контролировать их поведение, интересы и даже желания. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим.
Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить тёплые отношения с младшими, поощрять инициативу и самостоятельность. Взрослые не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем, делает осн. средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия в воспитании определяется не только старшими, но и интересами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двусторонний характер: от старших к младшим и наоборот.
В реальности авторитарный и демократический стили в чистом виде встречаются не так уж часто, обычно практикуются компромиссные варианты, старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - демократична).
Определённую роль в С.в. играют материальные ресурсы (затраты на питание, одежду, возможность приобретать игрушки, книги, аудиовизуальную технику и пр., наличие у младших персонального пространства - комнаты, детского уголка, своего письменного стола и пр.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 255-256)
Ч491

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— домашнее образование, форма общеобразовательной подготовки в семье. В древности, особенно в Средние века, играло значительную роль как передача жизненного и профессионального опыта; в обществах с развитыми образовательными структурами сохранило своё значение как форма индивидуализации обучения. В России С.о. в 18-19 вв. получило распространение в системе общего образования как подготовка детей и подростков к поступлению в гимназии и университеты, особенно в тех губерниях, где отсутствовали крупные учебные заведения. Одним из видов С.о. можно считать экстернат.

Первоначально функции домашних педагогов выполняли приходские священники, дьячки, семинаристы, а с середины 18 в. - университетские профессора и студенты, гимназические преподаватели, учителя-иностранцы (преимущественно немцы, англичане, французы). Были приняты Положение о домашних наставниках и учителях (1834) и специальные постановления МНП 1853 и 1868. С 1868 звание домашнего учителя присваивалось лицам со средним образованием, выдержавшим специальные испытания, либо окончившим высшее учебное заведение. Запрещалось допускать к преподаванию иностранцев, не получивших аттестатов от русских университетов. Мн. домашние учителя проживали непосредственно в семьях и обучали всех подрастающих членов семьи. С.о. было свободно от школьной регламентации и способствовало развитию творческих способностей воспитанников.

После 1917 С.о. практически прекратило существование и возродилось во 2-й половине 20 в. в виде частных репетиторских занятий. Закон РФ об образовании (1992) зафиксировал право учащегося на формы С.о.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 256)
Ч491.7

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
— отрасль права, регулирующая условия и порядок вступления в брак, его прекращения и признания недействительным; личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми (включая усыновителей и усыновлённых), форму и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Осн. актом, регулирующим эти отношения, является Семейный кодекс РФ. Семейные отношения носят личностно-доверительный характер, что обусловливает их подчинение не только и не столько закону, сколько нравственным (этическим, моральным) нормам. Правовому регулированию подлежат не все семейные отношения, а лишь наиболее значимые с точки зрения государства. С.п. исходит из принципов добровольности брака, равенства супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию супругов, приоритетности семейного воспитания детей, обеспечения первоочередной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей (см. Дети), недопущения к.-л. форм дискриминации участников семейных отношений по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности, запрещения ограничения С.п. граждан иначе как на основании федерального закона и в объёме, необходимом для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи.

С.п. регулирует как личные неимущественные, так и имущественные отношения, возникающие из брака, родства, усыновления, опеки и попечительства, принятия детей на воспитание в семью и т.д. Основными являются личные отношения, имущественные же (алиментные обязательства родителей и детей и др., см. Алименты) во многом производны и подчинены личным. Отдельные институты С.п. конкретизируют объём, основания возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей членов семьи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 256)

См. также Авторитарное воспитание,Алименты,Дети,Расторжение брака, Родительские права и обязанности, Семейный кодекс,Семья

СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ
— одна из форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Рос. Федерации такие дома организуются с 1988 по инициативе Советского детского фонда (ныне Рос. детский фонд). С.д.д. представляет собой приёмную семью, в которую входят родители-воспитатели (супруги, или отдельные лица, взявшие на воспитание не менее 5 детей), родные и приёмные дети (общее число детей не должно превышать 10 чел.). Решение об образовании С.д.д. принимается районным, городским органом исполнительной власти по представлению органов опеки и попечительства (управления, отделы образования) и отделения Рос. детского фонда. С.д.д. находится на полном государственном денежном обеспечении детей. Родителям-воспитателям выплачивается денежное содержание.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 256-257)
Ч491.051

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС Российской Федерации (СК РФ)
— систематизированный законодательный акт, вступил в действие с 1.3.1996. СК РФ является осн. законом, регулирующим условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признание его недействительным; имущественные и личные неимущественные отношения в семье (между супругами, родителями и детьми, в т.ч. усыновителями и усыновлёнными) и др. СК РФ ввёл ряд изменений в рос. семейное право: например, судебный порядок усыновления детей; возможность снижения до 14 лет допустимого уровня брачного возраста законодательством субъектов Рос. Федерации и др. Как правило, нормы СК РФ применяются к отношениям, возникшим после 1.3.1996, а в длящихся правоотношениях - к правам и обязанностям, возникшим после введения СК в действие, т.е. нормы не имеют обратной силы. Семейное законодательство относится к совместному ведению Рос. Федерации и субъектов Рос. Федерации. Субъекты Рос. Федерации имеют право издавать по вопросам семейного права собственные законы в тех случаях, когда такая возможность прямо предусмотрена СК, либо когда вопросы семейных отношений, подлежащие правовой регламентации, не урегулированы федеральным законодательством. При этом семейное законодательство субъектов Рос. Федерации не должно противоречить федеральному законодательству. Федеральное отраслевое семейное законодательство и соответствующее законодательство субъектов Рос. Федерации не должно, в свою очередь, противоречить положениям Конституции РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 257)

См. также Расторжение брака, Семейное право, Семья

Х

"Семейный круг"
— издательство, ООО, Москва. Детская познавательная и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

СЕМЁНОВ Дмитрий Дмитриевич (1835-1902)
— педагог, деятель народного образования. Преподавал в школах, гимназиях, училищах. В 1870-78 руководил Кубанской учительской семинарией. В 1878 назначен директором Закавказской (Горийской) учительской семинарии, имевшей русское, грузинское, армянское отделения. При С. было создано азербайджанское отделение, а в Гори открыты женская прогимназия и женские педагогические курсы. В 1883 вследствие предъявленных ему обвинений в "неблагонадёжности" получил отставку. В С.-Петербурге Комиссией по народному образованию при Городской думе избран инспектором начальных училищ и занимал эту должность до кончины. Предложил концепцию начального образования, в которой центральное место занимало наглядное обучение, и разработал методические пособия для учителей. Создал серию картин для младших школьников "Времена года", тематика которых соответствовала содержанию ряда разделов учебника К.Д. Ушинского "Родное слово". Автор ряда учебных книг по географии, отражавших "отчизноведческий" (краеведческий) принцип преподавания географии; трудов по истории просвещения и педагогики в России и Европе. В 1888-91 редактировал журнал "Детское чтение". Исследовал историю русской книги для первоначального обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 404)
Ч33(2)47

СЕМИНАР
— один из видов практических учебных занятий в старших классах общеобразовательной школы, а также в средних и высших профессиональных учебных заведениях. С. способствует углублённому изучению темы. Специфика С. - коллективное обсуждение сообщений, докладов, рефератов, выполненных учащимися самостоятельно, но, как правило, под руководством преподавателя.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 257)
Ч312.61

СЕМИНАРИИ
— тип среднего специального учебного заведения. Наибольшее распространение получили для профессиональной подготовки духовенства (духовные), а также для подготовки преподавателей начальной школы (учительские).

Духовные С. стали открываться в странах Западной Европы со 2-й половины 16 в. В России С. ведут историю от архиерейских школ, которые указом 1737 преобразовывались в учебные заведения с повышенным курсом обучения. Образцом была созданная Феофаном Прокоповичем школа в Александро-Невской лавре, с 1726 получившая название Славяно-греко-латинской семинарии. По реформе духовного образования 1808-14 С. стали частью 4-ступенчатой системы духовных учебных заведений (приходские училища, уездные училища, семинарии, академии) и разделялись по округам во главе с Московской, Петербургской, Киевской и Казанской академиями.

Первые учительские С. были открыты во Франции (Реймс, 1684) и Германии (Галле, 1695). В России первая учительская С. была образована при Московском университете в 1779, она готовила небольшое число преподавателей для Московской и Казанской гимназий и некоторых пансионов. В 60-х гг. 19 в. учительские С. и школы стали самым распространённым типом педагогического учебного заведения. План их устройства был разработан К.Д. Ушинским ("Проект учительской семинарии", 1861). В 1863 в Москве была открыта С. военного ведомства, готовившая преподавателей для прогимназий. Государственные учительские С. получили регулярное развитие по распоряжению министра народного просвещения с 1872, когда вместо учительских курсов в 5 учебных округах (Московском, Казанском, Петербургском, Харьковском и Одесском) создавались С. с 3-летним курсом обучения. По инструкции МНП 1875 С. представляли собой открытые учебные заведения, принимавшие юношей или девушек из всех сословий, православного вероисповедания, выдержавших приёмные испытания в объёме программ 2-классных начальных училищ. Для окончивших начальную школу при С. создавались приготовительные классы. С. находились в ведении попечителей округов, управление осуществлялось директором и советом, в который входили все наставники С. и учителя начальных училищ, состоявших при С. для практики воспитанников. В С. преподавались Закон Божий, основы педагогики, русский и церковно-славянский языки, арифметика, основы геометрии, землеведение, черчение, русская история и сведения по всеобщей истории, география, естествознание, чистописание, пение, ремёсла и гимнастика. В С. работали мн. видные педагоги, в т.ч. А.П. Пинкевич, П.О. Афанасьев и др. В 80-90-х гг. 19 в. функционировало св. 60 С., в 1917 - 174 С., в т.ч. 45 мужских и 29 женских.

В 70-80-х гг. 19 в. создавались учительские С. для лиц иных христианских исповеданий и для мусульман. Были созданы Закавказская учительская С. (1876) с обучением на русском языке, учительская С. в Дерпте (1878), татарские, чувашские, казахская и др. После 1917 учительские С. были преобразованы в педагогические курсы, затем в педагогические техникумы (см.Педагогическое образование).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 257)

См. также Педагогическое образование

СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ (лат. Septem Artes Liberales)
— цикл дисциплин, которые составляли основу античной (греко-римской) и средневековой систем образования (см.Античность, Средние века). Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, которые представляли низшую ступень, "троепутье" познания - тривиум, и арифметику, геометрию, музыку и астрономию - высшую ступень познания, "четверопутье" - квадривиум.

В Древней Греции целью образования было постижение учащимися всего круга знаний, т.е. образование имело универсальный ("энциклопедический") характер. В эллинистическую эпоху преподавание "свободных искусств" было дополнено практикой интерпретации текстов выдающихся поэтов, писателей и философов, а также включением сведений математического и естественно-научного характера. Римляне придали системе "свободных искусств" более организованный характер и расширили её за счёт введения новых дисциплин.

На рубеже античности и Средневековья Боэцием было дано развёрнутое теоретическое обоснование и подробное изложение квадривиума как высшей ступени С.с.и.; ему же принадлежит и сам латинский термин "квадривиум".

В средневековой Западной Европе образованным человеком мог считаться только тот, кто изучил курс С.с.и. Они изучались в общеобразовательных школах, более глубоко - в университетах на "факультетах искусств", составлявших начальную ступень высшего образования.

"Свободным искусствам" были посвящены сочинения не только выдающихся педагогов Средневековья (Винсента из Бове, Гуго Сен-Викторского и др.), но и художественные произведения. Аллегорические фигуры "свободных искусств" - Грамматики, Риторики, Диалектики, Арифметики, Музыки и выдающихся наставников в этих искусствах изображались на стенах средневековых соборов.

(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г. с.257)

См. также Приходские школы, Свободные школы

СЕМЬЯ
— основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. С. является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно С. выполняет специфические функции - репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.

На ранних этапах существования человечества - в рамках родоплеменных отношений - С. не существовало. Отношения между полами строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнёров, а также совместного воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная С. как союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих собственных детей. Самой ранней формой С., сохранившейся до настоящего времени, была патриархальная С., объединявшая родственников нескольких поколений при главенствующей роли старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной семье строились на экономической и психологической взаимозависимости её членов и носили авторитарный характер (см.Авторитарное воспитание). По мере роста благосостояния населения получила распространение нуклеарная семья, объединявшая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. Нуклеарная семья предоставляла своим членам большую независимость, но породила ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. В то же время отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений привело к демократизации семейных отношений и стиля воспитания.

В современных условиях существуют С. различных типов - и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также смешанных форм, когда совместное проживание нескольких поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Современные С. поддерживаются не столько экономическими, сколько психологическими мотивами. По брачному состоянию различают полные С. и неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя (чаще всего матери) с детьми. По количеству детей выделяют малодетные семьи (в т.ч. однодетные семьи) и многодетные семьи. С увеличением числа разводов (см.Расторжение брака) появилось большое число т.н. повторных семей, в которых с детьми от данного брака проживают дети от предшествующего брака супруга (супругов).

С. как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. С. - первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В С. ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

Вопрос о роли С. в формировании человека привлекал внимание мн. учёных. Античные философы, в частности Платон, утверждали, что всё зло мира, сословное неравенство проистекают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания в С. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и другие пороки. Философы Нового времени по-разному оценивали роль С. Например, Т. Кампанелла и Ш. Фурье считали, что счастье людей нельзя достичь при сохранении моногамной (единобрачной) С., а воспитание детей в С. рассматривали как абсолютное зло. Т. Мор и Г. Мабли выступали за единобрачную С. и сочетание семейного и общественного воспитания. Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей и основным считали общественное воспитание (в семье надлежит жить только младенцам). Идея приоритетной роли общественного воспитания преобладала в советской теории коммунистического воспитания. Современные учёные в большинстве стран мира считают, что гармоническое развитие ребёнка наиболее полно осуществляется при сочетании семейного и общественного воспитания.

С. - единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния С. на ребёнка, а об утрате монопольного влияния: С. начинает разделять свою воспитательную функцию с другими институтами. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

В Рос. Федерации в целях оказания помощи С. разрабатывается семейная политика (в т.ч. демографическая политика). Основы семейного законодательства, правовые аспекты функционирования С. (см.Семейное право), проблемы взаимоотношений членов С., в т.ч. родительские права и обязанности, зафиксированы в Семейном кодексе РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 257-258)

См. также Авторитарное воспитание, Расторжение брака, Семейное право, Семейный кодекс

СЕН-СИМОН (Saint-Simon) КЛОД АНРИ де РУВРУА (1760-1826)
— французский мыслитель, социолог, социалист. Создал ряд философских и социологических произведений, оказавших большое влияние на духовную жизнь 19 в. Воспитание, по С., является прерогативой художников и учёных и призвано посвящать индивидов в принципы, которыми управляет общество; помогать постижению "социального назначения" личности. Образование неотделимо от воспитания и подчинено тем же целям. Свои соображения о реформе школ С.-С. представил "Обществу начального образования" (1816). Наброски оригинальных педагогических замыслов, разрозненные идеи С.-С. впоследствии обобщили С.А. Базар, Б.П. Анфантен и другие его ученики, развившие в духе социализма представления С.-С. об идеальном строе и совершенной системе воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 404)
Ч33(4Фр)

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ (от лат. sensus - чувство)
— целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому С.в. часто выступает исходным звеном умственного воспитания. С.в. создаёт основы умственного развития, эстетического воспитания. В процессе С.в. подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.

С.в. включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др. Особое значение С.в. приобретает в дошкольном детстве, т.к. именно в этот период интенсивно развиваются сенсорные процессы. Причём осн. внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию разнообразных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 258)
Ч313.53

СЕНТ-ИЛЕР Карл Карлович (1834-1901)
— деятель образования, учёный-зоолог, методист в области преподавания естественных наук. Последователь немецкого зоолога А. Любена. В 1877-1898 директор С.-Петербургского учительского института. Член Учёного комитета МНП. Свои представления о системе обучения обобщил в учебнике "Элементарный курс зоологии" (1869, выдержал 13 изд.).

Руководя С.-Петербургским учительским институтом, превратил его в одно из лучших педагогических учебных заведений России. Предложил оригинальную систему подготовки учителей, ввёл класс ручного труда, педагогические конференции студентов и др.

Выступал в педагогических журналах по проблемам педагогического кругозора учительства и др. Автор статьи "Воспитание" в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона (т. 13, 1892). Участвовал в разработке "Материалов по вопросу о введении обязательного обучения в России (1880). Популяризатор естественных наук, редактор 10-томного иллюстрированного издания "Жизнь животных" А. Брэма, автор рассказов о животных. Редактор "Педагогической летописи" (1876-77).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 404-405)
Ч33(2)47

СЕНЬКО Юрий Васильевич (р. 1941)
— д-р педагогических наук (1988), профессор (1989), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Алтайского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

СЕРГЕЕВ Николай Константинович (р. 1951)
— д-р педагогических наук (1998), профессор (1999), член-корреспондент РАО (2001; Отделение философии образования и теоретической педагогики), проректор по научной работе Волгоградского государственного педагогического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
— Сергиев Посад Московской обл., ул. Вознесенская, 55. Психология, специальная дошкольная педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

СЕРИКОВ Владислав Владиславович (р. 1950)
— член-корреспондент РАО (1996; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Волгоградского государственного педагогического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

СЕРОПОЛКО Степан Онисимович (1872-1959)
— педагог, земский деятель. Опубликовал "Краткий обзор тридцатипятилетней деятельности Тульского губернского земства в области народного образования" (1902). В 1912 совместно с А.М. Обуховым, Н.В. Чеховым и другими был соредактором справочного издания "Народное образование в земствах и городах" и справочника "Высшая крестьянская школа" (1917). С 1917 жил в Киеве, занимал ответственные должности в городской управе и Генеральном секретариате народного образования Украинской Республики. С 1920 в эмиграции в Польше, Чехословакии. После 1927 преподавал в Украинском педагогическом институте им. М.П. Драгоманова в Праге. Был председателем Украинского педагогического общества. Исследовал общетеоретические и организационные проблемы внешкольного образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 405)
Ч33(2)47
Ч33(2)7-8

"СЕТЛЕМЕНТ" (англ. settlement - поселение)
— просветительное общество по воспитательной работе среди детей и взрослых, 1906-07, Москва. Основано А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацким и др. Общество осуществляло экспериментальную культурно-просветительную работу в районе Марьиной Рощи, изучало вопросы социального воспитания детей, организации детских сообществ и воспитательных учреждений нового типа, самоуправления и др. В 1907 было закрыто за "попытку проведения социализма" среди маленьких детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 258)
Ч33(2)

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829-1905)
— естествоиспытатель, основоположник отечественной физиологической школы и естественно-научного направления в психологии; поч. академик Петербургской АН (1904; член-корреспондент с 1869). В 1860 возглавил кафедру физиологии в Медико-хирургической академии в С.-Петербурге, где вскоре организовал физиологическую лабораторию - одну из первых в России. В 1871-76 зав. кафедрой физиологии в Новороссийском университете (Одесса). В 1876-88 профессор Петербургского университета.

Разработал новаторское учение о поведении живых существ, механизмах сознания и воли человека ("Рефлексы головного мозга", 1863). Изучению происхождения сложных форм познавательной деятельности посвящена работа С. "Элементы мысли" (1878; 2 изд., 1903), раскрывающая закономерности развития восприятия, памяти, интеллекта и других психических функций у детей. Учение С. одним из первых использовал в педагогике К.Д. Ушинский при объяснении роли привычек. Идеи С. были восприняты А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским и их учениками, став основой объективного и системного анализа жизнедеятельности организма и его психических функций.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 405)

СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
— Омск, ул. Масленникова, 144. Педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Новокузнецк Кемеровской обл., ул. Кирова, 42. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Красноярск, просп. Мира, 82. Социальная работа, профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
— Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191. Психология, профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
— Красноярск, ул. Мира, 30. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

СИБИРСКИЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ИНСТИТУТ
— Новосибирск, ул. Северная, 4. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

СИГНЕУС (Cygnaeus) УНО (1810-1888)
— финский педагог, деятель народного образования. С 1836 магистр философии. В 1837 стал пастором лютеранской церкви. В 1839-45 миссионер на о. Ситка в Русской Америке, затем священник в церкви Св. Марии в С.-Петербурге; руководил приходской школой.

Разработал проект создания народных школ (1857) и осн. направления реформы школьного дела в Великом княжестве Финляндском. В 1861-81 гл. инспектор народных школ. Идеи С. легли в основу первого школьного закона страны, согласно которому были созданы (с 1866) сельские и городские школы с преемственными курсами. С. считается одним из создателей т.н. слойда - системы учебного ручного труда. В 1863-69 возглавлял первую финскую учительскую семинарию. Созданная С. система народных школ действовала св. 50 лет и сохранила свою самобытность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 405)
Ч33(4Фн)

СИДОРЕНКО А.Л. (р. 1942)
— украинский социолог, доктор социологических наук, в социологии образования исследует проблемы приватного образования, студенчества как субъекта образовательной системы, реформирования системы образования в современной Украине. Основные работы по проблемам образования: "Приватное высшее образование: пути Украины в мировом измерении" (2000), "Проблемы реформирования высшего образования в Украине" (2000).
(Курс лекций по социологии образования. Под общей ред. В.И. Астаховой. - Харьков, 2003. С. 419)
Ч33(2Ук)

СИКОРСКИЙ Иван Алексеевич (1842-1919)
— психолог, психиатр и педагог, д-р медицины (1873). С 1881 профессор кафедры нервных болезней Киевского университета. В 1912 основал в Киеве Фребелевский институт (Институт детской психологии). Был председателем киевского Фребелевского общества. Редактор журнала "Вопросы нервно-психической медицины" (с 1896). Автор многочисленных трудов по различным проблемам психологии, педагогики, медицины. С. принадлежат первая отечественная экспериментальная работа в области педагогической психологии ("О явлениях умственного утомления детей школьного возраста", 1878-79), первое в рос. науке систематическое исследование, посвящённое развитию ребёнка в первые годы жизни ("Воспитание в возрасте первого детства", 1884).

С. развивал идеи К.Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки, подчёркивая, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное изучение ребёнка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 405)
Ч33(2)52

СИЛЬВЕСТР МЕДВЕДЕВ (1641-1691)
— просветитель, историк, поэт, типограф. Учился у Симеона Полоцкого, под влиянием которого принял постриг и поселился в Заиконоспасском монастыре, где занимался редактированием и изданием трудов учителя. После кончины Симеона Полоцкого принял на себя его обязанности. По ходатайству С.М. были построены специальные помещения для Заиконоспасской школы, которая стала крупнейшим учебным заведением в Москве. Отстаивал идею ориентации русской культуры на западноевропейское просвещение. Преодолевая сопротивление патриарха и сторонников греческой образованности в церковной среде, предпринимал усилия по открытию в Москве Славяно-греко-латинской академии. Участвовал в написании "Академической привилегии", которую подготовил Симеон Полоцкий.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 405)
Ч33(2)461

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (до монашества - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнякович) (1629-1680)
— церковный и общественный деятель, педагог, писатель. В 1656 принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре и стал преподавать в местной братской школе. Тогда же им были написаны "декламации", с которыми его ученики выступили перед царём Алексеем Михайловичем. С 1664 в Москве; организовал Спасскую латинскую школу и преподавал в ней. С 1667 был учителем царевича Алексея, а после его смерти - царевича Фёдора и царевны Софьи. В 1678 открыл в Кремле независимую от патриаршей цензуры Верхнюю типографию, первым изданием которой стал "Букварь языка словенска" (1679). С.П. подготовил "Академическую привилегию" (оформлена его учеником Сильвестром Медведевым) - проект устава нового для России учебного заведения (Славяно-греко-латинской академии).

В ранних стихотворениях (1648-60) С.П. изложил свои взгляды на воспитание и обучение. Им высказана идея о делении человеческой жизни на пять 16-летних этапов. В первые 16 лет воспитание и обучение полезно строить так, чтобы оно включало различные игры; 2-й этап (до 32 лет) предполагает, что человек находит любимую профессию и овладевает ею и т.д. Гл. задачу воспитания он возлагал на родителей, которые должны изолировать ребёнка от "злого общества", но не злоупотреблять чрезмерным "ласканием". Из семи свободных искусств им особо выделялась логика (диалектика), которую он вслед за Платоном провозглашал "матерью всех наук". Есть данные о том, что С.П. был знаком с работами Эразма Роттердамского и Я.А. Коменского. С.П. поддерживал прогрессивные для того времени принципы и методы обучения: наглядность, доступность, увлекательность, повторение и закрепление пройденного, учёт индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителя и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 405)

См. также Славинецкий Е.

Ч33(2)461-23

СИМОНЕНКО Виктор Дмитриевич (р. 1937)
— д-р педагогических наук (1988), профессор (1989), член-корреспондент РАО (1992; Отделение базового профессионального образования), зав. кафедрой Брянского государственного педагогического института.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

СИМОНОВИЧ Аделаида Семёновна (1844-1933)
— педагог, одна из первых деятельниц общественного дошкольного воспитания в России. В 1866-68 в С.-Петербурге совместно с мужем Я.М. Симоновичем издавала первый журнал по вопросам дошкольного воспитания "Детский сад" и руководила одним из первых в России детских садов. В 1870-74 содержала начальную школу с детским садом в Тифлисе; в 1876-86 - элементарную школу в С.-Петербурге. В 1886-1906 работала в сельской школе в Тверской губернии, при которой в летнее время устраивались ясли и детская площадка. Теоретическая и практическая деятельность С. строилась на основе системы Ф. Фребеля. Осн. педагогическое сочинение - "Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей" (т. 1-2, СПБ, 1874; 2 изд., 1884; переиздано в 1907 под названием "Детский сад"). Педагогическая деятельность С. отражена в воспоминаниях о её племяннике - В.А. Серове (Симонович-Ефимова Н.Я., "Воспоминания о В.А. Серове", 1964; Серова В.С., "Как рос мой сын", 1968).
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

СИНЕРГЕТИКА
— в педагогике иногда (необоснованно) используют вместо понятия "диалектика".
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 128)

"Синергия"
— международный издательский дом, ЗАО, Москва. Детская, учебная, зарубежная и классическая литература для школьников.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

СИНДРОМ УШЕРА
— наиболее известная и часто встречающаяся причина слепоглухоты в подростковом и зрелом возрасте. Синдром назван по имени Ушера (Usher) - голландского врача, подробно описавшего заболевание в 1914. Встречается у 3-6% людей, с детства имеющих нарушения слуха. Характеризуется врождёнными нарушениями слуха различной степени и прогрессирующей пигментной дегенерацией сетчатки, приводящей к постепенному сужению полей зрения и слепоте. У одних людей зрение заметно ухудшается уже в подростковом возрасте, у других - после 40 лет и позже. Выявление детей с С.У. и оказание им своевременной психолого-педагогической помощи - особая проблема специальных школ для детей с нарушениями слуха.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 258)
Ч434

СИНЕНКО Василий Яковлевич (р. 1943)
— д-р педагогических наук (1995), профессор (1997), член-корреспондент РАО (2001; Отделение общего среднего образования), ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

СИНЕКТИКА
— метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется как приём решения сложных творческих, в т.ч. технико-изобретательских задач, в педагогической практике используется для решения учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска.

С. была разработана в конце 1950-х - начале 60-х гг. американским психологом У. Гордоном на основе применения метода групповой генерации идей, получившего название "мозговая атака" или мозговой штурм. Развивалась как совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез и интуитивных решений и первоначально создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем промышленности и управления. В 60-е гг. в США стали проводиться эксперименты по разработке и внедрению учебного варианта С. в начальной, средней и высшей школе.

Организация работы в С. включает следующие осн. моменты.

  1. Первоначальная постановка проблемы.
  2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации. Роль эксперта, как правило, выполняет учитель или учащийся, обладающий определённой подготовкой.
  3. Выяснение возможностей решения проблемы.
  4. Переформулирование проблемы каждым учащимся в своём собственном понимании.
  5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы.
  6. Выдвижение образных аналогий - ключевой этап для С.
  7. "Подгонка" намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

В качестве субъекта познания в С. выступает не столько каждый учащийся, сколько вся группа. Специфической чертой С. является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная; обсуждение и отбор эмоционально-образных, метафорических аналогий ведётся в обстановке тесного межличностного взаимодействия. Значительная упорядоченность, отработанность процедур С. делают её "совместимой" с учебным процессом. В это же время работа по этому методу требует от учителя определённой психолого-педагогической квалификации и высокой отдачи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 258-259)
Ч312.5

СИНЕЦКИЙ Андрей Яковлевич (1904-1995)
— профессор Московского автомеханического института (теперь Московский государственный технический университет "МАМИ"). В послевоенное время был заместителем министерства высшего образования СССР, 1957-60-е гг. - главный советник в Министерстве высшего образования КНР. Принимал участие в разработке и осуществлении ряда важных мероприятий в области высшего образования.
(Развитие гуманитарных наук и подготовка специалистов высшей школы России. - М., 2004. С. 5-10)
Ч488.759.24(2)

СИНТЕЗ (от греч. synthesis - сочетание, составление)
— соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему). С. - одна из осн. мыслительных операций. Целостность - характерная особенность восприятия; понятие формируется путём синтезирования отдельных существенных признаков предметов и явлений; С. включается в творческую деятельность мышления и воображения по созданию нового образа (идеи); на основе С. происходит объединение компонентов в процессе формирования двигательного навыка. С. неразрывно связан с анализом и не существует отдельно от него, а также с обобщением, систематизацией, сравнением, вместе с которыми составляет логический аппарат мышления.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 259)

СИРОТКИН Михаил Яковлевич (1908-1970)
— филолог, методист (русский язык в чувашской школе), член-корреспондент АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1968), д-р филологических наук (1955), заслуженный деятель науки РСФСР (1970) и Чувашской АССР (1957). На педагогической работе с 1927. С 1967 зав. кафедрой Чувашского университета. Автор трудов по истории чувашской литературы, преподаванию русского языка в чувашской школе. Создал русский букварь (1941) и несколько учебников русского языка для чувашских школ, методические пособия для средних школ и вузов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 406)
Ч33(2)7-8

СИРОТСТВО
— социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. Однако в 20 в. во мн. странах мира социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям (см.Родительские права и обязанности). Социальные сироты - это дети, имеющие родителей, которые лишены родительских прав (см. Лишение родительских прав), страдают тяжёлыми хроническими заболеваниями, в т.ч. психическими, алкоголизмом, наркоманией и др. Выделяется большая группа детей-сирот, от которых по различным причинам отказались родители (наиболее часто отказываются одинокие матери, родившие детей вне брака, а также родители, у которых дети родились с нарушениями в психофизическом развитии). Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого и даже жестокого обращения с ними. С. тесно связано с безнадзорностью и беспризорностью. Причинами социального С. являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и т.п.) и социальные потрясения - войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев, обнищание населения вследствие неэффективной государственной социально-экономической политики и пр. В Рос. Федерации проблемы социального С. вновь обострились в 90-е гг. с распадом СССР и переходом к новым экономическим отношениям.

Дети и подростки из т.н. группы риска, предоставленные самим себе и не имеющие постоянного места жительства, нормальных бытовых условий, часто попадают под дурное влияние и совершают правонарушения и даже преступные деяния (см.Преступность несовершеннолетних). Такие дети поступают в исправительно-воспитательные заведения закрытого типа (специальные учебно-воспитательные учреждения, воспитательные колонии и пр.). Однако опыт показывает, что обществу лучше предупреждать явления социального С., чем потом исправлять его последствия.

В Рос. Федерации предпринимаются меры по оказанию педагогической, психологической и медицинской помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Обязанности по выявлению таких детей возложены на органы опеки и попечительства, образования, здравоохранения и социального обеспечения, которые избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, дома ребёнка, детские дома, семейные детские дома, школы-интернаты и другие воспитательные учреждения). Предусмотрена система социальных пособий и льгот. Важной задачей является бытовое и трудовое устройство несовершеннолетних - выпускников воспитательных учреждений, их адаптация к самостоятельной жизни. Были приняты президентские программы помощи детям: "Дети России", "Дети Чернобыля", "Дети-сироты" и др. Вопросами С. занимаются Российский детский фонд и некоторые церковные и благотворительные организации.

В международном масштабе проблемы С., защиты детства и прав детей (см. Дети) находятся в ведении Детского фонда ООН (см. ЮНИСЕФ), ЮНЕСКО и других организаций.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 259)

См. также Дети,Защита детства,Лишение родительских прав,Преступность несовершеннолетних,Родительские права и обязанности, ЮНИСЕФ

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ в Российской Федерации
— совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов (см.Стандарты образовательные) различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 259)
Ч34(2Р)7

См. также Стандарты образовательные

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (от греч. systema - целое, состоящее из частей)
— мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид С. - классификация, т.е. распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов). К С. приводит также установление причинно-следственных отношений между изучаемыми фактами (например, в курсе истории), выделение осн. единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы. С. предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Стремление к С. в виде простейших классификаций возникает уже у дошкольника и выражается в словах "все", "некоторые", "один", "ни один" и т.п. С. занимает важное место в развитии и воспитании мышления и памяти. Объективным условием для С. знаний является логическая структура учебного предмета, в котором различаются основные, исходные и более частные понятия. С. - одно из средств повышения эффективности обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 259)

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ в обучении
— принцип обучения. Предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определённой логической связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное образование, систему.

Принцип С. и п. обусловливается логикой науки, закономерностями психического и физического развития учащихся и реализуется при составлении образовательных программ и учебников, при руководстве учителей познавательной деятельностью учащихся, в его требованиях к ним.

Приучение учащихся к С. и п. в их учебной деятельности начинается с соблюдения ими определённой логики изложения в устных и письменных ответах об отдельных объектах и событиях, в несложных по структуре описаниях и рассказах, в рассуждениях о плане решения задачи, выполнения трудового задания и т.д. Затем школьники овладевают умением распознавать систему в структуре изучаемой темы и предмета в целом. Осознание связей между изучаемыми фактами, явлениями, понятиями имеет большое значение для формирования научного мировоззрения учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 259-260)

См. также Принципы обучения

Ч312.231.2

СИСТЕМНОСТЬ ЗНАНИЙ
— качество совокупности знаний; характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний. С.з. предполагает понимание человеком соотношения между разнопорядковыми понятиями, понятиями и законами, научными фактами и постулатами, постулатами и следствиями и пр., осознание личностью знаний по их месту в научной теории. Как показывает школьная практика, от сознания ученика (независимо от его способностей и успеваемости) эти связи, как правило, ускользают. Непонимание учащимися структурных связей между разнородными элементами теоретических знаний, включённых в учебные курсы, отражается на осмыслении знаний, усвоенных в определённой последовательности, препятствует формированию целостности знаний, увеличивая нагрузку на память.

Наибольшую трудность для учащихся представляет целостное усвоение основ научной теории как системного объекта, т.к. он включает в себя разнородные элементы знаний. Основы научной теории являются ведущим компонентом содержания образования. Системное усвоение теории и её элементов - необходимое, но недостаточное условие системного усвоения всего курса. Важно создать у учащегося представление о науке как о внутренне едином целом. Особой высшей формой систематизации знаний в науке, показывающей определённый горизонт познания на данном современном этапе её развития, является научная картина мира. С.з. предполагает в качестве необходимого условия наличие у обучающихся систематических, связанных содержательно-логическими связями знаний.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 260)
Ч312.8

СИТАРОВ
см. Педагогика ненасилия

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
— метод обучения. Наиболее часто применяется в бизнес-образовании. Значительно повышает степень освоения материала. Используется также как элемент деловой игры и мозгового штурма. Осн. цель С.а. - научить обучающихся применять теоретические знания в практике и принимать верные стратегические и оперативные решения. Для этого необходимо понимание сложившейся ситуации, учёт максимально возможного спектра факторов и достоверной информации. Задача С.а. состоит в комплексном исследовании конкретной ситуации и оценке эффективности принятых решений. С.а. включает описание ситуации, выявление и группировку факторов, определяющих выбор необходимых решений, оценку аргументированности и эффективности этих решений с точки зрения текущих и перспективных последствий.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 260)
Ч312.5

СИТУАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
см. Педагогические ситуации

СКАЗКИН Сергей Данилович (1890-1973)
— историк, академик АН СССР (1958), действительный член АПН РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1968), д-р исторических наук и профессор (1935). С 1920 вёл научно-исследовательскую и преподавательскую работу в вузах Москвы, в т.ч. в МГУ (декан исторического факультета с 1940; зав. кафедрой истории средних веков с 1949). Осн. труды по истории средних веков, по вопросам преподавания истории в школе. Один из авторов и редакторов учебника для вузов "История средних веков" (т. 1-2, 1952-54), автор глав в коллективных трудах "История дипломатии" (т.1, 1941; Гос. премия СССР, 1942; 2 изд., 1959), "Всемирная история" (т. 3-4, 1957-58) и др. Составитель "Хрестоматии по истории средних веков" (т. 1-2, 1938-39), автор школьных программ и методических пособий для учителей; детских и юношеских популярных изданий; альбомов наглядных пособий. Ответственный редактор (1946-59) журнала "Преподавание истории в школе".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 406)
Ч426.31г(2)

СКАЛКОВА (Skalkova) Ярмила (р.1924)
— чешский педагог, член-корреспондент Чехословацкой АН (1977), д-р педагогических наук (1975). Преподавала педагогику в пражских вузах. В 1980-90 директор Института педагогических наук им. Я.А. Коменского; председатель комиссии АН по педагогическим наукам. В 1981- 1990 председатель редакционной коллегии журнала "Педагогика" (Прага). Автор трудов по проблемам общей педагогики, дидактики, по вопросам педагогических инноваций. Руководитель международного авторского коллектива труда "Методология и методы педагогических исследований" (1983, 1985; русское издание 1989).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 406)
Ч33(4Че)

СКАТКИН Михаил Николаевич (1900-1991)
— педагог, действительный член АПН СССР (1985; член-корреспондент 1950). С 1919 учитель начальной школы; в 1925-30 работал на 1-й Опытной станции по народному образованию Наркомпроса. С 1930 вёл научно-исследовательскую работу в Институте научной педагогики при 2-м МГУ, Программно-методическом институте, Институте политехнического образования и др. С 1945 в системе АПН, с 1957 заведовал подразделениями научно-исследовательских институтов, разрабатывающими проблемы дидактики. Его исследования по фундаментальным проблемам дидактики легли в основу работ, проводимых в СССР и других странах. Автор ряда новых принципов дидактики, в т.ч. принципа научности обучения; соавтор дидактических концепций содержания образования и методов обучения. Автор учебника по природоведению для начальной школы (1946-86) и методических руководств к нему.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 406)

— выдающийся ученый-педагог, доктор педагогических наук. Был одним из оппонентов докторской диссертации Шамовой Т.И., посвященной разработке принципа активности в обучении, и таким образом она как бы приняла "эстафетную палочку" от патриарха дидактики.
(Шамова Т.И. Избранное. Составители: Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., 2004. С. 30-31)

См. также Шамова Т.И.

Ч33(2)7-8

СКАУТИЗМ (от англ. scout - разведчик)
— система воспитания подростков и юношества, основанная на принципах методики скаутинга. С. - добровольное негосударственное неполитическое движение, открытое для молодых людей, независимо от их социального положения и вероисповедания. Осн. цель С. - содействие развитию личности. С. - одно из самых массовых международных детских и юношеских движений: с 1907 в нём участвовало св. 250 млн. чел.; организации скаутов существуют более чем в 150 странах и объединяют св. 16 млн. чел. (конец 90-х гг.). Осн. идеи разработаны английским полковником Р. Баден-Поуэллом (1857-1914). Во время англо-бурской войны (1899-1902) он впервые организовал отряд из мальчиков, где попытался применить методы воспитания молодых солдат, ранее изложенные им в "Инструкциях для скаутов" (1898). В 1907 (этот год считается датой основания С.) он организовал на о. Браунси первый лагерь скаутов. Осн. идеи скаутизма Баден-Поуэлл изложил в книге "Скаутинг для мальчиков" (1908). В том же году учреждена Ассоциация бойскаутов Великобритании и начал выходить журнал "Скауты" (Лондон). В 1909 составлена программа для девочек (гёрлскаутов). В 1920 осн. Всемирная организация скаутского движения" (штаб-квартира в Женеве). Высший орган - Всемирная скаутская конференция, исполнительный орган - Всемирный скаутский комитет, секретариат - Всемирное скаутское бюро. Принципы и методика С., разработанные Баден-Поуэллом, остаются неизменными и отражают естественную природу подростка, его интересы. Ясность и краткость методики С. делает его привлекательным как для детей, так и для воспитателей. Идеология С. строится на общечеловеческих ценностях и способствует социализации детей, формированию общественно полезных установок личности. Гл. цели С. зафиксированы в трёх принципах: долг перед Богом - приверженность духовным ценностям и верность религии; долг перед другими - верность своей стране в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество, участие в жизни общества (помощь ближнему, гл. девиз скаутов "Будь готов!" и отзыв "Всегда готов!"); долг перед собой (на скаутском значке этим трём видам долга соответствуют 3 лепестка лилии). Девиз, значок, форма, галстук и другие атрибуты С. были впоследствии использованы пионерской организацией. За особые заслуги скауты награждались почётными званиями (например, "волка" и т.п.). Воспитательную систему С. часто рассматривают как подготовку лидеров, т.к. она помогает детям раскрыть свои организационные и творческие способности. Организации скаутов работают на принципах самоуправления. Дети объединяются в отряды. Собственно скаутами считаются подростки 11-18 лет. Младшие школьники (8-10 лет) в честь героев Р. Киплинга называются "волчатами". В С. участвуют взрослые - скаут-мастера, возглавляющие отряды (как правило, они не являются педагогами-профессионалами, но проходят специальную подготовку). С. большое внимание уделяет взаимодействию с семьёй.

В России первые скаутские отряды появились в 1909-11 в Царском Селе, С.-Петербурге, Москве. Николай II поддержал идею создания детской и юношеской патриотической организации, по его инициативе была переведена книга Баден-Поуэлла. Днём рождения скаутской организации в России считается 30 апреля 1909, когда капитан О.И. Пантюхов организовал первый патруль русских скаутов в Царском Селе. В 1910 начал выходить журнал "Ученик" с разделом по С. (редактор В.Г. Янчевецкий - писатель Ян). Под руководством Янчевецкого организован первый скаутский лагерь близ Лахти (Финляндия). В 1914 Пантюхов осн. Всероссийское общество содействия мальчикам-разведчикам - "Русский скаут" (председатель - адмирал И.Ф. Бострём, секретарь И.Н. Жуков). В 1914- 1917 скаутские организации для мальчиков были созданы более чем в 143 городах; в 1915 начали действовать организации для девочек. В том же году при редакции журнала "Вокруг света" организован один из первых в мире музей по С.

В русском С. определились 3 направления: первое ориентировалось на военную и спортивную подготовку (А.К. Анохин), второе - на воспитание скаутов в духе верноподданности, религиозности и патриотизма (Пантюхов), третье - на гуманистические идеалы воспитания (Жуков). На 1-м Всерос. съезде инструкторов и лиц, интересующихся С. (1915, Петроград), были приняты Торжественное обещание и законы С. На отрядном знамени было изображение Георгия Победоносца. В 1917 в России насчитывалось ок. 50 тыс. скаутов (преобладали дети из обеспеченных семей).

В первые годы после Октябрьской революции скаутские объединения продолжали действовать (к 1923 насчитывалось 8 тыс. скаутов). Руководители Наркомпроса (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский), левые скаут-мастера и педагоги (Жуков и др.) предпринимали попытки адаптировать идеи С. к задачам коммунистического воспитания (осн. положения Крупская изложила в работе "РКСМ и бойскаутизм", 1922). Другой точки зрения придерживались активисты Рос. коммунистического союза молодёжи (РКСМ), выступавших за полную ликвидацию С. В 1922 на Всерос. совещании скаут-мастеров произошло дальнейшее размежевание: большая часть скаутов присоединилась к построению комсомольских и пионерских организаций, некоторые из скаутов пытались сохранить прежние традиции С. (Жуков), несколько скаутских организаций предпочли вести нелегальную работу (Попов). В 1923 С. в России был запрещён. Впоследствии тысячи скаутов были репрессированы. Ок. 3 тыс. русских скаутов эмигрировали (в осн. в Маньчжурию).

В 20-е гг. скаутские организации были созданы русскими эмигрантами во Франции (Национальная организация русских скаутов - НОРС, Париж), США (Организация российских юных разведчиков - ОРЮР, штаб-квартира в Нью-Йорке) и других странах. Эти организации продолжают действовать, воспитывая потомков эмигрантов на русских традициях.

С начала 90-х гг. в Рос. Федерации созданы новые скаутские организации: Московское братство православных скаутов (1990), Организация российских юных разведчиков (1990); Федерация скаутов России (1991); Русский союз скаутов (1993), Федерация православных следопытов (1994) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 260-261)

См. также Лагерь оздоровительный, Туризм

Ч422(0)3-Скауты

© Российская национальная библиотека, 2006