ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. intelligens - понимающий, мыслящий, разумный)
— общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию И. придают нередко и моральный смысл, считая её носителем высокой нравственности и интеллигентности. Термин "И." появился в России во 2-й половине 19 в. и из русского языка перешёл в другие языки. На Западе используется как синоним термина "интеллектуалы".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107)

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ (от англ. interation - взаимодействие)
— обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит осн. источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в И.о. меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

И.о. широко используется в интенсивном обучении взрослых (например, в корпоративном тренинге).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107)

См. также Бизнес-образование

Ч312

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИАЛОГ
— взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся, в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107)
Ч312.31

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
— направление в современной социальной психологии, для которого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. В рамках И. изучается структура личности, процессы социализации, ролевое поведение и др. Представителями И. предпринята попытка вычленить "специфически человеческое" в поведении человека, раскрыть социально-психологические механизмы формирования личности, подчеркнуть активное творческое начало в личности.

Интеракционистский подход оказывает существенное влияние на общую, а также возрастную и педагогическую психологию, что, в свою очередь, находит отражение в практике воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 108)

ИНТЕРАКЦИОННАЯ УВЕРЕННОСТЬ
— осознанная, эмоциональная, ответственная смена поведения.
(Хохлова В., Штефан А. Педагогическое взаимодействие в информационном обществе. - Н. Новгород, 2003. С. 232)

"Интербук"
— издательство, АОЗТ, детская, учебная, художественная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ИНТЕРЕС
— форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение И. не ведёт к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. И. формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые И., вызываемые внешней занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным И.

Перед образовательными учреждениями стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся И. пробуждать, формировать и развивать новые социально ценные И., а также И., наиболее соответствующие индивидуальным возможностям и способностям учащихся. Огромную роль в пробуждении и развитии И. к учению играют личность учителя, качество преподавания (в частности, эмоциональная яркость и живость). Один из осн. путей воспитания положительных, устойчивых и действенных познавательных И. - понимание учащимися значения изучаемого материала.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 108)

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. interiorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний)
— формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Первоначально развёрнутое материальное действие в процессе И. обобщается, сокращается и на заключительной её стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса. Стадии И. прослежены в работах, посвящённых умственным действиям (в частности, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 108)

— перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т.е. образование новых по мере развития психологических структур личности.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

См. также Гальперин П.Я.

"ИнтерЛик"
— издательско-коммерческая фирма, Москва. Детская, юношеская литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ИНТЕРНАТ
см. Школы-интернаты

ИНТЕРНАТУРА
— форма последипломной стажировки врачей - выпускников медицинских вузов по специальности при клиниках и больницах (в Рос. Федерации - в течение года). Принята в большинстве стран мира.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 108)

ИНТЕРНЕТ (англ. Internet, от лат. inter - между и англ. net - сеть, паутина)
— всемирная ассоциация компьютерных сетей, интегрированная сетевая паутина, состоящая из различных физически неоднородных коммуникационных сетей, объединённых в единую логическую архитектуру. И. объединяет множество серверов, на которых находится огромный объём информации по разнообразным темам. Информация на серверах организована для доступа пользователей различными способами. По этому признаку наиболее распространёнными являются серверы FTP, WWW и Telnet. Для пересылки сообщений по сети И. используется электронная почта. Каждый её пользователь должен иметь адрес электронной почты, который однозначно определяет адресата. Посланная информация (файл или сообщение) попадает в почтовый ящик в любой точке сети за считанные минуты. Использование электронной почты позволяет принимать участие в тематических конференциях (обмене информацией), которые организуются в глобальных сетях (в т.ч. по проблемам образования). Среди типов доступа в И. различают On-line доступ, который позволяет использовать сеть в режиме реального времени, и Off-line доступ, когда задание для сети готовится заранее, а при соединении происходит лишь передача или приём подготовленных данных. Персональный доступ в И. осуществляется обычно через поставщика доступа в И. (провайдера). Особенность информации на WWW-серверах (World Wide Web) состоит в том, что она: во-первых, представляется в виде форматированного текста и графических, возможно анимированных, изображений, а во-вторых, снабжена перекрёстными ссылками для смены текущего WWW-сервера, текущей WWW-страницы или текущего раздела на странице. Перекрёстная ссылка на WWW-странице может выглядеть подчёркнутым текстом нестандартного цвета или графическим изображением, щелчок мышью на перекрёстной ссылке может "перенести" пользователя на другой WWW-сервер, другую страницу или другой раздел на текущей странице. На всех WWW-серверах активно применяются перекрёстные ссылки, как в целях упрощения доступа к информации, так и в целях рекламы. "Путешествие" от ссылки к ссылке по сети WWW называют "сёрфингом". Клиенты Telnet-серверов получают возможность использовать ресурсы многочисленных серверов Telnet для доступа к данным и программам. Для работы достаточно иметь программу, превращающую компьютер в удалённый терминал узла, с которым вы соединились. При этом анализом всех команд, поступающих с клавиатуры, и формированием ответов будет заниматься удалённый сервер, а задачей локальной машины будет лишь исправно пересылать коды нажимаемых клавиш и выводить на экран приходящую информацию. И. широко используется в образовательных целях (в т.ч. в дистанционном обучении и самообразовании).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 108)

См. также Всемирная мультимедийная среда, Массовая коммуникация

Ч312.31

"Интерфейс"
— издательство, творческое производственное объединение, ООО, Москва. Детская литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (от лат. inter - между, ferens (feretis) - несущий)
— снижение усвоения и запоминания отдельных частей получаемой информации в зависимости от последовательности их изложения. Это явление необходимо учитывать учителю в процессе отбора и подачи учебного материала, особенно при обучении блоками.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 51)

"ИНТОР"
— образовательно-производственный центр развивающего обучения и издательство, ООО, Москва. Педагогическая, психологическая, развивающая, учебная, учебно-методическая и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ИНТРОВЕРСИЯ (от лат. intro - движение внутрь и verto - обращать, поворачивать)
— свойство человека, характеризующееся доминирующей ориентацией на свободный внутренний мир. Автор этого понятия К. Юнг, который по критериям И. и противоположной ей экстраверсии (т.е. преобладающей ориентации на внешний мир) выделял соответственно типы личности - интровертов и экстравертов. Согласно З. Фрейду, интроверсия является постоянным и необходимым условием заболевания психоневрозом.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 51)

ИНТРОВЕРТ
см. Интроверсия, Интровертивный

ИНТРОВЕРТИВНЫЙ
— обращённый внутрь; психологическая характеристика личности, направленной на внутренний мир мыслей, переживаний и т.п., самоуглублённой. Понятие введено К.Г. Юнгом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 108)

См. также Интроверсия,Экстравертивный

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto - смотрю внутрь)
— самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью (чувствами, переживаниями, мыслями).
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 51)

ИНТУИЦИЯ (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть)
— знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. И. трактуется и как специфическая способность (например, художественная или научная И.), и как "целостное охватывание" условий проблемной ситуации (чувственная И., интеллектуальная И.), и как механизм творческой деятельности (творческая И.). Научная психология рассматривает И. как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы стереотипов поведения и, в частности, логических проблем поиска решения задачи. Т.н. непосредственное интуитивное знание обычно опосредовано опытом практической и духовной деятельности человека, что позволяет говорить о профессиональной И. как необходимой составляющей профессионального творчества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 108)

ИНТУИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
— быстрое, одномоментное принятие учителем пед. решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. Совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта. Наличие И.п. обусловливает способности учителя к пед. импровизации.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 52)
Ч421.421

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis - детский, младенческий)
— отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. В медицине понятием "И." обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых детей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания (асфиксии) при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ и других факторов. У таких детей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма. Это отклонение в большинстве случаев успешно компенсируется при соответствующих медицинских мероприятиях, правильном питании, уходе и т.п.

Особую проблему составляет т.н. психический И. - незрелость ребёнка, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение ребёнка не соответствует возрастным требованиям к нему. Нередко в основе И. лежит задержка развития лобных долей головного мозга, вызванная уже упомянутыми неблагоприятными факторами. При этом, однако, не наступает общей задержки умственного развития, но бросается в глаза их неприспособленность к реальности, наивность, несоответствие поведения их возрасту. Если такие дети совершают необдуманные поступки, это не означает, что они не способны обдумать свои поступки, - они, скорее, над ними просто не задумываются. У них задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий "надо" и "нельзя", созревание способности верно оценивать ситуацию. Не освоив умения ориентироваться в многообразных меняющихся условиях, ребёнок не способен подстраивать к ним свои действия. Ему неведома дистанция в общении со взрослыми, он бывает развязным и бесцеремонным. Воспринимая это как милую детскую непосредственность, родители невольно закрепляют такой стиль общения и бывают со временем неприятно поражены, когда окружающие ожидают и требуют от ребёнка соблюдения известных приличий. Родители подчас не замечают, что ребёнок уже вырос из поры младенческой наивности, а сами они просто искусственно затянули данный период. Естественно, что инфантильные дети несамостоятельны. Они привыкли к тому, что взрослые всё решают за них. В среде сверстников такие дети оказываются изгоями, что порой приводит к тяжёлым психическим травмам.

Дополнительным неблагоприятным, а в ряде случаев и единственным решающим фактором становится неправильная позиция родителей. Т.е. в И. ребёнка, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители. Умиляясь непосредственности своего малыша, они безотчётно желают задержать его в таком состоянии и, бывает, преуспевают в этом. Развитие лобных долей искусственно задерживается, и в конце концов можно сказать, что ребёнка сделали незрелым. Если ребёнок избалован и изнежен, то не исключено, что к школьному возрасту он окажется столь инфантилен, как если бы ему повредили мозг.

Ребёнок, чей психический И. врождён или приобретён в первые месяцы жизни, нуждается в квалифицированной помощи специалиста-психоневролога. Если ребёнок здоров, но инфантилен по вине родителей, то роль правильного воспитания становится решающей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 108-109)

См. также Психологическая зрелость

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (от лат. informatio - разъяснение, изложение)
— процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует, во-первых, совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникативных сетей; во-вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; в-третьих, создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; в-четвёртых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

В узком смысле И.о. - внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах (см.Компьютеризация обучения).

И.о. - часть процесса информатизации общества, которую принято связывать с "информационным взрывом" (С. Лем). Сущность его состоит в экспотенциальном нарастании количества социально значимой информации (научной, технологической, культурной и др.). Это явление наметилось в конце 18 в., когда переработка всей информации стала практически непосильной для одного человека. Наиболее широкий масштаб этот процесс принял в 20 в. Потребность в развитии производства информационных средств для создания, передачи, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информационных процессов обусловила возникновение наряду с традиционными информационными технологиями, базирующимися в осн. на "бумажном" (книги, газеты и т.п.) и "плёночном" (фото, кино) представлении информации, новых информационных технологий (НИТ), в основе которых лежат электронные средства информации. Среди последних особую роль сыграли ЭВМ (компьютеры) и аудиовизуальные средства (телевидение, видео и др.).

Новые информационные технологии не вытесняют традиционные - количество "бумажной" и "плёночной" информации продолжает нарастать, поэтому процесс информатизации не сводится только к внедрению НИТ. Постепенно складывается многоуровневая система представления информации на различных носителях и в различных знаковых системах.

Происходит также процесс "семиотизации" общества - появление и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное "информационное поле", представляющее собой специфическое информационное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.). Возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в обществе.

Теоретической основой информатизации общества является информатика. В 60-е гг. 20 в. этот термин использовался для обозначения научной дисциплины об организации поиска и накопления научно-технической информации. Другое его значение было привнесено из французского языка (informatique - информационная автоматика) и определяло науку об автоматизированных процессах передачи, обработки и хранения информации на базе ЭВМ. Такое понимание термина близко к английскому computer science ("компьютерные науки"). С 80-х гг. под информатикой понимается система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению, поиску и распространению информации в самых разнообразных её аспектах в природе, обществе, техносфере.

Среди специфических социально- педагогических проблем центральное место занимает противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Попытки разрешить это противоречие приводят к отказу от абсолютного образовательного идеала ("всесторонне развитой личности") и замещения его социально- детерминированным образовательным идеалом - максимального развития способностей человека к самореализации. Необходимо при этом обеспечить человеку право выбора направлений образования, что обусловливает введение достаточно ранней дифференциации обучения и создание систем непрерывного образования. Реализовать идею непрерывного образования возможно, лишь подготовив необходимые условия для самообразования: создание организационной и правовой основы для доступа к различным источникам информации, формирование и развитие у человека способностей, связанных с её поиском, обработкой, восприятием, пониманием и использованием. Человек, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Информационные средства и технологии становятся своего рода "продолжениями" человека (Х.М. Мак-Люэн). Возникает проблема формирования и развития информационной культуры личности (см.Медиаобразование).

В СССР термин "И.о." в середине 80-х гг. употреблялся в узком смысле. В 1988 группой учёных под руководством А.П. Ершова была разработана первая отечественная концепция И.о. - формирование компьютерной грамотности как элемента общеобразовательной подготовки человека; обучение профессиональному использованию НИТ; развитие содержания и методов обучения на основе НИТ; использование НИТ в качестве орудий труда; досуговое применение ЭВМ; использование ЭВМ в управлении образованием. Впоследствии предполагался массовый переход к изучению общеобразовательных дисциплин с использованием ЭВМ на всех ступенях образования; ввод в действие общедоступных баз данных для всех видов обучения и управления образованием.

В 90-е гг. стала преобладать концепция, отражавшая более общее понимание И.о., её связь с информатизацией общества. Согласно концепции, к осн. направлениям И.о. относятся: массовое освоение НИТ; проведение исследований по их педагогическому внедрению и т.д. Установлено, что различные звенья структуры средних учебных заведений неодинаково "предрасположены" к различным компонентам И.о. Наибольшую потребность в компьютеризации испытывают структуры поддержки учебно-воспитательного процесса: системы управления образовательными учреждениями, информационно- педагогическая служба (библиотеки, медиатеки), медицинская служба. Учителя принимают в основном три направления применения ЭВМ: компьютер как информационное средство для подготовки к занятиям (поиск, отбор, создание, тиражирование информации); средство диагностики, тренинга, коррекции знаний, умений и навыков учащихся; средство облегчения работы с педагогической документацией. Функции обучения учитель оставляет за собой.

Практика информатизации школ поставила ряд проблем: наиболее острая - проблема "сопротивления учителей" внедрению НИТ, вызванная противоречием между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы, и индивидуализацией обучения, стимулируемой персональными ЭВМ. Другая проблема - уменьшение межличностных контактов - связана, в частности, с феноменом "хакерства" - появлением категории людей, стремящихся погрузиться в виртуальную реальность на экране компьютера, активно взаимодействующих с ним, но оторванных от реального мира. Важный круг проблем связан с правовыми основами распространения информации: права учащихся на получение информации, защита от использования информации об учащихся другими лицами ему во вред и от несанкционированного доступа к школьным базам данных, авторское право и, в частности, использование в образовательных целях информации, на которую наложен запрет на бесплатное распространение и т.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 109-110)

См. также Медиаобразование, Образование

Ч312.31

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
— глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 110)

— организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
(Формирование информационной культуры личности обучающихся. - Абакан, 2004. С. 108)
Ч312.31

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
— процесс передачи - приёма информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация и пр.) при реализации обратной связи, развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов, возможность выбора вариантов содержания информации, режима работы с ней) при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 110)

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД обучения
— объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, при котором учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Один из наиболее экономных способов передачи обобщённого и систематизированного опыта человечества; может применяться при любом типе учебных занятий. Однако, способствуя накоплению знаний, умений и навыков, И.-р.м. не обеспечивает развития творческих способностей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 110)
Ч312

ИНФОРМАЦИОННО-УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— деятельность, основанная на информационном взаимодействии между обучаемым, преподавателем и средствами новых информа- ционных технологий, направленная на достижение учебных целей. Включает следующие виды деятельности: регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в т.ч. реально протекающих; передача достаточно больших объёмов информации, представленной в различной форме; интерактивный диалог; управление реальными объектами; управление отображением на экране моделей различных объектов; автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности; коррекция по результатам контроля; тренировка; тестирование.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 110)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
— методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 52)
Ч312.31

ИНЦЕСТ
— кровосмешение, половая связь между ближайшими родственниками. Наибольшая опасность И. существует в неблагополучных семьях, где проживают девочки-подростки и старшие члены семьи, страдающие алкоголизмом, наркоманией, склонные к сексуальным извращениям и пр. И. является серьёзной психологической и этической проблемой, особенно если в его результате возникает беременность подростковая. В ряде стран в этих случаях официально разрешён и рекомендуется медиками аборт.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 110)

См. также Педофилия

ИОАНЭ ПЕТРИЦИ, Петрицонели Иоанн (11-12 вв.)
— грузинский философ-неоплатоник, деятель просвещения. В начале 70-х гг. 11 в. был слушателем Константинопольской философской школы. Изгнанный за свои убеждения из Византии (1083), руководил школой (семинарией) в Петрицонском монастыре (ныне Бачковский монастырь в Болгарии) - центре просвещения грузинской молодёжи. В начале 12 в. по приглашению Давида Строителя возглавил в Грузии Гелатскую академию, положившую начало грузинскому Ренессансу 11-13 вв. Перевёл на грузинский язык произведения античных философов, в комментариях к которым изложил свои философские и педагогические взгляды.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 361)
Ч33(2Г)

ИОНИН Игнатий Вячеславович (1893-1939)
— педагог. В 1919 осн. школу-колонию для беспризорников в бывшей усадьбе "Михайловка", близ Петрограда (с 1921 "Красные зори"). Теоретически обосновал и апробировал на практике модель школы-хозяйства, организованной на принципах хозрасчёта и соединения обучения с производительным трудом учащихся. Школа стала культурно-просветительским центром для жителей села. В сентябре 1937 И. и группа его сотрудников были необоснованно репрессированы. И. умер в заключении; реабилитирован в 1990. Школа просуществовала до 1941, была переведена в Ленинград, затем эвакуирована в Ярославскую область.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 361)
Ч33(2)7-8

ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич (1863-1941)
— деятель народного образования, д-р педагогических наук (1938), профессор (1922). Создатель первой в России общедоступной детской библиотеки (1905, Н. Новгород), детских столовых при начальных школах, групп продлённого дня для детей городской бедноты. Участник земского движения, один из организаторов Всерос. съезда учителей (1913-14) и руководителей Всерос. учительского союза, заместитель председателя Комитета по народному образованию при Министерстве просвещения Временного правительства (1917). После октября 1917 на руководящей работе (в т.ч. в 1921-22 возглавлял Главсоцвос Наркомпроса РСФСР), вёл преподавательскую и научную работу. Труды по вопросам организации отечественной школы (школоведению), школьному самоуправлению.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 361)
(Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под ред. И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 217-227)
Ч33(2Р)7-8

ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
— Иркутск, пос. Молодёжный. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
— Иркутск, ул. Ленина, 11. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Иркутск, ул. Ленина, 8. Педагогика и методика дошкольного образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Иркутск, Нижняя Набережная, 6. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Иркутск, ул. Лермонтова, 83. Психология, социальная работа, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Иркутск, ул. Маркса, 1. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Иркутский

ИСАКОВ Николай Васильевич (1821-1891)
— генерал от инфантерии. С 1859 попечитель Московского учебного округа; открыл в Московском университете кафедру всеобщей географии и др. В 1863-81 гл. начальник военно-учебных заведений. В ходе военных реформ 1860-70-х гг. осуществил перестройку военно-учебной системы, преобразовал кадетские корпуса в военные гимназии, создал военные и юнкерские училища, осн. в С.-Петербурге педагогическую библиотеку и музей, а также журнал "Педагогический сборник"; в Москве открыл учительскую семинарию военного ведомства.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 361)
Ч33(2)52

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ (Isidorus Hispalensis) (ок. 560-636)
— церковный деятель, средневековый энциклопедист. С 600 епископ Севильи. За поразительную образованность гуманисты эпохи Возрождения называли его последним филологом античности. Сочинения И.С. наряду с произведениями Боэция и Кассиодора составляли фундамент средневекового образования в Западной Европе. "Этимологии, или Начала" И.С. (в 20 кн.) - своеобразная энциклопедия западноевропейского средневековья. "Этимологии..." открываются изложением семи свободных искусств; затем в рамках позднеантичных школьных энциклопедических традиций излагаются основы медицины, права, истории, космографии, географии, минералогии, химии и т.д. Создание "Этимологий..." преследовало широкие просветительские цели: И.С. стремился обобщить всё доступное в ту эпоху знание и методы его интерпретации, построить своеобразную модель культуры и обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 361)
Ч33(0)4

"Искатель"
— издательский дом, Москва. Приключенческая, детская, юношеская литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ
  1. термин, применяющийся рядом специалистов для обозначения детей с нарушениями в психофизиологическом развитии.
  2. Одарённые дети.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 110)

См. также Одаренные дети

Ч421.204

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
— область исследований, ориентированных на разработку компьютерных программ, способных выполнять функции, обычно ассоциируемые с интеллектуальными действиями человека: анализ, обучение, планирование, решение, творчество. Под воздействием работ по И.и. меняется понимание задач обучения: человек должен овладеть не столько способами решения задач, сколько способами их постановки, должен уметь выбирать стиль мышления, адекватный конкретной проблематике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 110)

ИСОКРАТ (Isokrates) (436-338 до н.э.)
— древнегреческий оратор, педагог, моралист и политический мыслитель. Был слушателем Сократа. Ок. 390 открыл в Афинах школу красноречия (до нас дошли 21 речь и 9 писем И.). Преподаваемую им науку называл "философией". Считал, что обучению "философии" должно предшествовать усвоение грамматики и музыки (элементов начального образования), допускалось изучение диалектики (логики), астрономии и геометрии. Основой успешного обучения называл природные дарования. Программа школы И. впервые свела в единое целое круг дисциплин, названных впоследствии гуманитарными.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 361)
Ч33(0)321

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА
— термин употреблялся до 90-х гг.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 181)
см. Пенитенциарная педагогика

Ч30в2

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
— органы государства, входящие в уголовно-исполнительную систему, на которые возложено наказание в виде лишения свободы. Несовершеннолетние, осуждённые к лишению свободы, отбывают наказание в воспитательных колониях.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 110)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЛОНГИРОВАННОЕ (от лат. pro - вперед, longys - долгий, дальний)
— исследование, предполагающее длительное и систематическое изучение данного объекта, личности, пед. явления, и на основе этого прогнозирование дальнейшего развития изучаемого предмета.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 54)

ИСТОРИЯ
— учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний. Среди других гуманитарных предметов И. занимает одно из ведущих мест в формировании сознания личности, её гражданской и политической культуры. Изучение И. создаёт необходимый фундамент для диалектического понимания учащимися причин и особенностей развития общества; способствует применению принципа историзма в освоении других учебных предметов.

Гл. цель обучения И. - воспитание социально-активной личности с высокими идейно-нравственными качествами, чётко выраженным национально-культурным самосознанием, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, усвоившей гуманистические идеалы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 110)
Ч426.31
Ч486.31

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
см. Россия

Ч33(2Р)

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
—область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Интегрируя данные педагогики, социологии, истории философии и культуры, истории психологии и др., И.п. рассматривает историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса.

Состав, содержание и задачи И.п. видоизменялись и обогащались в ходе её развития. В исследовательской литературе представлено несколько точек зрения на определение предмета И.п. - от узкой, сводящей предмет И.п. к изучению развития практики и теории целенаправленного учебно-воспитательного процесса, до предельно широкой, которая раздвигает границы И.п. до исторического анализа всех воспитательных влияний, определяющих процесс социокультурного формирования человека, т.е. до истории социализации.

Пространственно-временное и предметное многообразие педагогической реальности даёт объективные основания для различных классификаций историко-педагогического знания. По широте охвата историко-педагогического процесса выделяются всемирная И.п. и И.п. отдельных стран, регионов; по членению этого процесса на исторические эпохи: И.п. первобытного общества, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени; по преобладанию в обществе того или иного социально-экономического уклада: И.п. первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического общества. С 70-х гг. 20 в. активизируется разработка цивилизационного подхода к историко-педагогическому процессу.

Классификация историко-педагогических исследований пока ещё недостаточно разработана. Одна из возможных её схем - выделение исследований по характеру решаемых задач (методологические, конкретно-исторические, историографические и др.). Изучением принципов и методов выявления, отбора, анализа и использования историко-педагогических источников занимается историко-педагогическое источниковедение - специальная историко- педагогическая дисциплина, получившая развитие в 70-80-х гг. 20 в. Новой, формирующейся специальной историко-педагогической дисциплиной является также педагогическая историография, изучающая историю развития историко-педагогического знания. Как вспомогательная дисциплина историко-педагогическая библиография решает задачи выявления, описания, систематизации историко-педагогической литературы и научного осмысления этих процессов.

Первые работы историко-педагогического характера появились в конце 17 в.: К. Флёри - во Франции, Д. Морхоф - в Германии. Первым опытом создания собственно историко-педагогического труда можно считать книгу К.Э. Мангельсдорфа "Опыт изложения того, что в течение тысячелетий говорилось и делалось в области воспитания" (1779). Автор рассматривал И.п. не как самоцель, а как средство для правильной оценки школьной практики предложений по реорганизации школьного дела. В конце 18 в. вышла книга Ф.Э. Рукопфа "История школьного и воспитательного дела в Германии" (1794). В 1-й половине 19 в. историко-педагогический материал стал органичной частью мн. исследований по теории воспитания (например, 4-томный труд Ф.Г.Х. Шварца). Среди специальных исследований по общей И.п. изданные в Германии 2-томник Ф. Крамера "История воспитания и обучения в древности" (1832-38) и труд К. Раумера "История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени" (1843-52; русский перевод 1875-78). В общем числе публикаций преобладали труды по истории отдельных образовательных систем и национальных традиций в педагогической теории. Обстоятельностью и большим количеством фактического материала отличались "История педагогики..." (т. 1-4, 1860-62; русский перевод 1877-81) К. Шмидта, а также составленная под руководством К.А. Шмида "История воспитания..." (т. 1-5, 1884-1902).

Значительное влияние на И.п. в западноевропейских и других странах оказали труды Ф. Диттеса, Т. Циглера и других немецких педагогов. В их работах наряду с обширным фактическим материалом содержался анализ педагогических идей в связи с эволюцией философии, этики и др.

2-я половина 19 и начало 20 вв. отмечены стремлением авторов найти обобщающий подход к рассмотрению всеобщей И.п. Такие работы появились в Германии (Шмидт, П. Барт), Франции (Ш. Летурно, Ж.Г. Компейре), США (П. Монро), России (М.И. Демков, П.Ф. Каптерев и др.). Определились несколько характерных подходов: философско-теоретический, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации; социально-педагогический, трактовавший историю воспитания и различных типов учебных заведений в связи с развитием всей совокупности социальных институтов и государственной политики в сфере просвещения; историко-культурный - анализ педагогических идей и практики воспитания как одной из составных частей общекультурного развития общества.

Наиболее масштабное издание было предпринято в Германии, где К. Кербах начал издавать серию "Педагогические памятники" (св. 60 тт., 1886-1938). Появились также серийные издания, адресованные педагогам-практикам. В исследованиях 1-й половины 20 в. значительное место по-прежнему занимали труды, которые освещали философско-теоретические традиции в педагогике, идейные влияния и их воздействие на цели воспитания и образования, педагогическую практику (в Германии - Г. Штёккерт, в Англии - У. Мак-Каллистер, Р. Раск, в США - Р. Улич, Л. Коул). Стала отчётливой тенденция монографического изучения крупных педагогических проблем. Усилилось внимание исследователей к истории национальных школьных систем и различных типов учебных заведений, государственной политики и законодательства в сфере образования. Таковы, например, исследования Ф. Паульсена по истории немецких средних школ и университетов; труды Р. Буна, Э. Кабберли; О. Каднера по истории образования в США и др. Заметным вкладом в И.п. стали историко-педагогические труды Р. Альта.

В 60-70-е гг. в США, Великобритании, Франции, ФРГ и других странах сформировалось течение, условно называемое "новой историей педагогики". Для работ его представителей характерно особое внимание к связям между культурой, общественным сознанием, педагогикой и социальной политикой, стремление выявить социокультурную обусловленность воспитания и образования и их обратное влияние на развитие общества. Характерной чертой мн. исследований представителей "новой истории педагогики" является включение в анализ современной обществоведческой проблематики. В 60-70-е гг. эта черта проявилась, в частности, в социально-критической направленности некоторых исследований по отношению к укоренившейся идеализации государственной образовательной политики, её противоречиям. Развитие образования рассматривалось в ряде работ с точки зрения усиления идеологического контроля государства и совершенствования школы как инструмента социального контроля, прослеживалась тенденция к жёсткой социальной стратификации и воспроизводству социального неравенства через образовательные структуры. Характерной в этом отношении является работа Д. Тьйака (Англия) "Самая лучшая система" (1974), в которой выявлены факторы заметного снижения уровня работы американских городских школ по сравнению со школами пригородов, где живут более обеспеченные слои населения, за период с начала 20 в. до 60-х гг.

Актуализация историко-педагогических исследований проявилась также в ряде работ, связанных с анализом социальной мобильности выпускников школ и взаимосвязи развития системы образования и структуры занятости населения.

В ряде стран существуют национальные и международные историко-педагогические общества, выходят журналы и другие периодические издания по истории педагогики.

Отечественная И.п., начав свой путь от частных и разрозненных историко-педагогических наблюдений, сформировалась в самостоятельную область научного знания. Первые попытки обращения к историческому опыту педагогики были сосредоточены гл.о. вокруг дидактического наследия Я.А. Коменского. Во 2-й половине 18 в. появились переводы педагогических сочинений Дж. Локка, Эразма Роттердамского и др. Тогда же в работах профессоров Московского университета (А.А. Барсова, Н.Н. Поповского, Х.А. Чеботарёва) были предприняты первые опыты теоретического осмысления наследия ряда зарубежных педагогов.

В 1-й половине 19 в. историко-педагогические исследования заметно расширились. Были сделаны первые опыты собирания и публикации материалов по истории просвещения в России (П. Кеппен, "Материалы для истории просвещения в России...", ч. 1-3, СПБ, 1819-27), создания хронологических сводов русского школьного законодательства (1830), историко-статистических обзоров развития школьного дела (1849-54) и т.д. В 40-х гг. в ряде учебных заведений было начато преподавание И.п. по программе, разработанной В.Ф. Одоевским.

В конце 50-х гг. П.Г. Редкин провёл первый историографический анализ важнейших зарубежных работ по И.п., сделав вывод, что эти сочинения "представляют или только собрание материалов, или же произвольную схему... читатель видит Первую попытку осмысления предмета И.п. предпринял в 1860 Л.Н. Толстой, который видел задачу И.п. в историческом изучении не только целенаправленной и организованной педагогической деятельности, но всех воспитательных воздействий общественной жизни, формирующих человека.

Во 2-й половине 19 в. расширились собственно историко-педагогические исследования и активизировалось привлечение историко-педагогических знаний для фундаментальной разработки теоретико-педагогических и социально-педагогических проблем. В этом смысле показательны труды К.Д. Ушинского "О народности в общественном воспитании" (1857) и "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (т. 1-2, 1868-69). В 60-х гг. появилось первое на русском языке систематическое пособие по общей И.п. - трёхтомный труд Л.Н. Модзалевского "Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времён до наших дней".

В 70-90-х гг. публикации некоторых историко-педагогических исследований, нацеленных в основном на изучение отдельных звеньев системы образования, оказались необходимым этапом на пути к назревавшим образовательным реформам.

В конце 19 - начале 20 вв. интенсивно разрабатывались история воспитательно-образовательной практики, история педагогического знания. Вышли монографии: Г.А. Фальборк, В.И. Чарнолуский, "Народное образование в России" (1900); Н.В. Чехов, "Народное образование в России с 60-х годов XIX века" (1912); И. Алешинцев, "История гимназического образования в России" (1912); труды по истории отдельных отраслей: И.М. Максин, "Очерк развития промышленного образования в России. 1888-1908 гг." (1909) и др. Исследовались отдельные этапы истории отечественной школы (С.В. Рождественский), история различных учебных заведений.

Новым явлением в историко-педагогической литературе стали труды по истории общественной деятельности в области образования, истории отдельных педагогических общественных организаций, журналов. Разработка теоретических основ педагогики вызвала появление работ, посвящённых истории педагогических идей и обширных персонализированных исследований, были опубликованы работы об отечественных педагогах: И.И. Бецком, Н.Ф. Бунакове, Н.А. Корфе и др. В центре внимания вновь оказалось творчество Коменского и Ушинского, идеи которых получили новое звучание в связи с задачами обновления научных оснований педагогики.

Процесс осмысления истории педагогических идей отразился в ряде обобщающих трудов и учебных курсов по истории педагогики: М.И. Демков, "История русской педагогии" (ч. 1-3, 1895-1909), П.Ф. Каптерев, "История русской педагогии" (1909) и др. Важной отличительной чертой обобщающих историко-педагогических работ 90-х гг. было осознание значимости И.п. для решения современных проблем образования. Органическое слияние исторической и современной педагогической проблематики, прямое "вмешательство" истории в современность отличали труд Каптерева.

Т.о., к 1917 И.п. в России сложилась в целостную самостоятельную область научного знания. В развитии И.п. после 1917 выделяются осн. этапы: до середины 30-х гг.; 2-я половина 30-х - середина 50-х гг.; 2-я половина 50-х - конец 70-х гг.; с начала 80-х гг. (продолжается). Гл. тенденция первого этапа - переосмысление историко-педагогического материала с позиций марксизма и создание на этой основе обобщающих работ и учебных курсов по И.п. (Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич и др.).

В 20-х гг. появились также первые конкретно-исторические работы, проблематика которых была непосредственно связана с актуальными задачами строительства новой системы просвещения, становления трудовой школы (М.М. Рубинштейн, А.А. Фортунатов, А.У. Зеленко, Медынский и др.).

Для второго этапа характерны тенденции в развитии И.п., связанные с преодолением негативного отношения к отечественному педагогическому наследию. Наряду с обобщающими трудами Медынского, Ш.И. Ганелина, Е.Я. Голанта и др. в эти годы вышло значительное число монографий по истории отечественной школы (Н.А. Константинова и В.Я. Струминского, В.З. Смирнова, И.В. Чувашева и др.). Разрабатывалась история частных методик и школьных учебников - исследования А.В. Ланкова, М.С. Лопатухина, Я.А. Ротковича, А.П. Юшкевича и др. С конца 30-х гг. стали выходить издания избранных сочинений русских и зарубежных педагогов, была выпущена 4-томная "Хрестоматия по истории педагогики" (1935-40).

В конце 50 - 70-х гг. вышли в свет крупные монографии по истории советской школы и педагогики Ф.Ф. Королёва, Т.Д. Корнейчика и З.И. Равкина, А.И. Пискунова, К.И. Салимовой, С.А. Фрумова и др. Активизировалось изучение истории отдельных направлений образования в России - профессионального (среднего и высшего, в т.ч. университетского) и т.д. Расширению возможностей осмысления путей русской школы и педагогической теории способствовали историко-педагогические исследования, проводившиеся в союзных республиках СССР. Общий характер развития советской И.п. в 60- 70-х гг. оставался экстенсивным: продолжалось расширение фактографической базы исследований, их тематики и географии, при незначительном методологическом и теоретическом их углублении, при определённой внутренней замкнутости И.п. и изоляции её от смежных научных дисциплин. Интегративные тенденции начали набирать силу только в начале 70-х гг. Тогда же появились первые обобщающие тома серии "Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР": 18 - 1-я половина 19 вв. (1973), 2-я половина 19 в. (1976), периоды 1917-41 (1980) и 1961-86 (1987). Позже вышли тома, посвящённые периодам: с древнейших времён до конца 17 в. (1989) и конец 19 - начало 20 вв. (1991).

Значительно расширилась публикация педагогического наследия: с 1973 в серии "Педагогическая библиотека" изданы избранные сочинения Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева и др. С 1985 стала публиковаться "Антология педагогической мысли народов СССР".

С конца 70-х гг. активизировалась разработка теоретико-методологических проблем И.п. (исследования Пискунова, Равкина, Э.Д. Днепрова, Ф.А. Фрадкина, Б.М. Бим-Бада и др.). Ведётся источниковедческая работа, вызванная введением в научный оборот широкого круга новых историко-педагогических источников, а также историографические исследования по И.п.

Отмеченные процессы подготовили вступление отечественной И.п. в современный этап её развития, органически связанный с начавшимся в середине 80-х гг. движением к обновлению России. Гл. задачами И.п. становятся научное и духовное очищение историко-педагогического знания, освобождение его от ортодоксальности, догматизма, конъюнктурных деформаций и пр.

И.п. как учебный предмет преподаётся в высших и средних педагогических учебных заведениях. Элементы И.п. включены в общие курсы педагогики, которые читаются в университетах, институтах физкультуры и некоторых других вузах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 110-112)
Ч33

"Источник жизни"
— христианское издательство, общественная организация, пос. Заокский Тульской области. Детская, духовная, педагогическая и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ИТАР (Itard) ЖАН МАРИ ГАСПАР (1775-1838)
— французский врач, член Академии медицины (1821). Работая в Парижском училище для глухонемых, положил начало систематическим исследованиям слуховой функции глухонемых. Сконструировал прибор для измерения остроты слуха - акуметр. В "Трактате о заболеваниях уха и слуха" (т. 1-2, 1821) рекомендовал развивать слух слабослышащих путём экспериментально разработанных им методов тренировки звуками. Широкую известность И. принесло первое научное описание попыток воспитания ребёнка, который до 12-летнего возраста был изолирован от человеческого общества, - "айверонского дикаря".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 361)
Ч432.3(4Фр)

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ
см. Аттестация обучаемого

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ БАКАЛАВРА
— итоговая государственная аттестация бакалавра образования по соответствующему направлению включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело.- СПб., 2002. С. 103)

См. также Аттестация обучаемого

Ч481.285.4

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ МАГИСТРА
— итоговая государственная аттестация магистра образования по соответствующему направлению включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственный экзамен - в соответствии с п.1.4. стандарта. По желанию студентов вуз может проводить дополнительные гос. экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру. Оценки, полученные студентами на всех гос. экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру.
(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело.- СПб., 2002. С. 103)

См. также Аттестация обучаемого, Магистр, Магистратура

Ч481.285.4

ИШИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Ишим Тюменской обл., ул. Ленина, 1. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

© Российская национальная библиотека, 2006