- Лавра
- — название наиболее крупных и важных по своему положению мужских православных монастырей . В РПЦ Л. назывались монастыри: Киево-Печерский (с 1598), Троице-Сергиев (с 1744), Александро-Невский (с 1797) и Почаевско-Успенский (с 1833). Настоятелями Л. являются местные епархиальные архиереи. Настоятелем Троице-Сергиевой Л. состоит патриарх.
Э372ю24-647.2 86.372.24-6
- Ладан
- — ароматическая смола, собираемая из надрезов коры дерева босвеллия, растущего в Восточной Африке и на Аравийском полуострове. При сжигании дает ароматный дым. В христианстве применяется для каждения во время богослужения.
Э37-506 86.37-5
- Лама (Тиб.)
- — учитель-наставник в ламаизме.
- собирательный термин, охватывающий разные категории ламства, от низших его званий, прошедших первые ступени монашеского обучения и посвящения до столь высоких его представителей, как далай-лама, панчен-лама и др.
Э355-63 86.35-6
- титул главы духовного управления и монашеской общины в калмыцком ламаизме.
Э355-39(2Р-6Ка)-637.2 86.29(2Р-6Ка)
- Ламаизм
- — одно из основных направлений буддизма. Сложился в 7-14 вв. в Тибете на основе махаяны и тантризма, воспринявших элементы древней религии тибетцев бон-по. Является до сих пор основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект и школ. С конца 16 в. Л. распространился среди монголов, а с 17 в. проник на территорию России, где нашел последователей среди бурят, калмыков и тувинцев. В Л., признающим все основные догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не может якобы не только попасть в рай и достигнуть нирваны, но даже сносно прожить в данном перерождении. Каноническую основу Л. составляют сборники священных текстов - Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). Для Л. характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против гнева богов и козней злых духов.
См. также Далай-лама, Лама
Э355 86.35
- Левит
- — третья книга Ветхого Завета в составе Моисеева Пятикнижия. Она заключает в себе подробное описание всех обрядовых норм ветхозаветной религии, в особенности системы жертвоприношений. Кроме богословского значения она имеет и важный исторический интерес, знакомя со многими сторонами жизни и воззрений еврейского народа.
См. также Ветхий Завет, Пятикнижие
Э37-210.911 86.37-21
- Легат папский
- — в католической церкви уполномоченные папы. Л., снабженные властью на продолжительное время и причисленные к архиепископским кафедрам, являись викариями в отдаленных от Св.престола странах. С 16 в. на место Л. во многих государствах являются постоянные папские нунции (см.).
Э375-637.21 86.375-6
- Литания
- — в католическом культе - краткая молитва, которая поется или читается во время торжественных религиозных процессий.
Э375-507 86.375-5
- Лития ( от греч. - усердная молитва)
- — часть всенощного богослужения накануне церковных праздников. Вошла в церковную практику в Визанитии и представляла собой обращение к богу о даровании победы над врагами или благодарение за окончание общественных бедствий. Совершается также во время похорон, поминовения умерших и во время крестных ходов.
Э37-503.184 86.37-5
- Литургика
- — богословская дисциплина об общественном богослужениии в христианской церкви. Ее предметсоставляет не внутренние религиозные переживания, а нормированные церковью внешние действия. Л. имеет задачей описание этих действий по церковным источникам, исследование их происхождения, определение их значения, раскрытие их символизма и т.п.
Э37-4 86.37-4
- Литургия
- — название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианскх вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели христианской церкви. Центральным моментом Л.является совершение евхаристии (причащения). Л. состоит из трех частей: проскомидии, Л. оглашенных, на которой разрешается присутствовать всем желающим и Л. верных - только для тех, кто принял крещение. Во время Л. совершаются различные ритуалы, молитвы, поются духовные песнопения, читается проповедь и т.д. Церковь называет Л. "таинством таинств", утверждая, что она установлена якобы самим Иисусом Христом на тайной вечере. Л. проводится в дни, установленные церковными правилами. Во время великого и рождественских постов проводить Л. запрещается. У православных Л. называется обедня, у католиков - месса.
Э37-503.181 86.37-5
- Логии
- — высказывания (речения), приписываемые Иисусу Христу, записи которых на папирусах были найдены в Египте в 1897 и 1904 гг. Судя по тому, что удалось прочесть среди найденных Л. есть речения, частично или полностью не совпадающие с традицией евангелий Нового завета. По-видимому, Л. - самостоятельное и независимое от канонических евангелий собрание речений, которые были в ходу у разных христианских групп.
Э37-220.921 86.37-22
- Лука
- — св. евангелист, по преданию один из 70 учеников Иисуса Христа, последователь и спутник апостола Павла, по профессии врач. Ему приписывается авторство одного из 4-х канонических евангелий и Деяния апостолов, датируемых 2 в.
См. также Евангелисты
Э37-228.3 86.37-228
- Лютеранская церковь
- см. Лютеранство
- Лютеранство
- — одно из основных и наиболее крупных по числу последователей течений протестантизма (см.). Церковные организации, принадлежащие к этому течению, обычно называют евангелическо-лютеранскими церквями. Л. названо по имени его основателя Мартина Лютера (1483-1546). Окончив Эрфуртский университет и получив степень магистра М.Лютер отказывается от преподавательской работы, принимает монашеский постриг и затем становится католическим священником. Будучи священником он получает степень доктора теологии. Обычно датой основания Л. считают 31 октября 1517 г., когда М.Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он служил священником, доску с 95 тезисами, в которых подверг суровой критике католицизм. Иногда основание этого течения приурочивают к зиме 1513-14 гг., т.к. именно в это время М.Лютер пришел к выводу о решающем значении для спасения Божьей милости. Существует еще одна точка зрения, согласно которой возникновение Л. связывают с 1530 г., когда было опубликовано написанное сподвижником М.Лютера Филиппом Меланхтоном (1497-1560) Аугсбургское исповедание, содержащее основы лютеранского вероучения. Лютеране, как и большинство христиан, принимают учения о Святой Троице и о двойной природе Христа - божественной и человеческой. Они верят также в искупительную жертву Христа, его воскресение и вознесение. Лютеранское вероучение основано на принципе оправдания верой. Л. отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между богом и человеком. Спасает только личная вера в бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу церкви. Источник вероучения - Библия. Л. упраздняет монашество, поклонение святым и их мощам. Из таинств Л. признает лишь два - крещение и причащение. Богослужебная практика в лютеранских церквях сильно упрощена по сравнению с католическим культом, хотя и не так, как у кальвинистов, баптистов, методистов. Во время богослужения в лютеранских церквях возжигаются свечи, допускается наличие в церквях настенной живописи на библейские сюжеты, лютеранские пасторы надевают особые церковные облачения. В церквях имеется алтарь, крест является официальным церковным символом. Центральное место в церковных службах занимает проповедь. Кроме нее поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания. Богослужение ведется на национальных языках.
См. также Протестантизм, Реформация
Э376.11 86.376.11
© Российская национальная библиотека, 2001
|