- Навруз, науруз
- — празник Нового года по солнечному календарю у персоязычнх и многих тюркоязычных народов, который совпадает с днем весеннего равнодействия.
Э38-52 86.38-5
- Намаз
- — обязательная ежедневная пятикратная молитва в исламе. Н. разрешается совершать в любом чистом месте, став на молитвенный коврик, циновку или расстеленную верхнюю одежду. По пятницам шариат (см.) рекомендует совершать Н. в мечети.
Э38-503.11 86.38-5
- Напрестольное евангелие
- см. Евангелие напрестольное
- Начала
- — один из чинов ангельских, занимающих седьмое место в лестнице небесной иерархии.
Э37-421.2 86.37-4
- Несторианство
- — одно из 5 основных направлений христианства. Возникло в начале 5 в.н.э. Основателем является монах Несторий, ставший на короткое время в 428-431 константинопольским патриархом. Вероучение Н. впитало в себя некоторые элементы учения Ария, отвергавшего божественную природу Христа, осужденного церковью. Основным догматическим отличием Н. от других ветвей христианства является его учение о том, что Христос не был сыном Божьим, а был человеком, в котором жил Бог, и что божественная и человеческая природы Иисуса Христа отделимы друг от друга, В связи с таким взглядом, мать Христа - дева Мария считается у несториан не Богородицей, а Христородицей и не является объектом почитания. На Эфесском (431) соборе вероучение Нестора было осуждено как ересь, сам он сослан, а книги его сожжены.
Возглавляет несториан имеющий резиденцию в Тегеране патриарх-католикос всего Востока.
Э374 86.374
- Нирвана (Ск.-угасание)
- — центральное понятие религиозной философии буддизма и джайнизма. Этим термином обозначается полное исчезновение, освобождение от сансары (см.), высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Н. - разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный, ненарушимый покой. Н. не поддается никаки определениям.
См. также Архат
Э35-422 86.35-4
- Новый Завет
- — часть Библии, почитаемая христианами в качестве священного писания. Название Н.З. связано с учением о новом договоре бога с людьми через Иисуса Христа. Состоит из 27 книг. Эти книги распадются на три класса: исторические, учительные и пророческие. К первым принадлежат 4 Евангелия и книга Деяний апостолов, ко вторым семь соборных посланий (2 - ап. Петра, 3 - ап. Иоанна, по одному ап. Иакова и Иуды) и 14 посланий св. апостола Павла: к Римлянам, Коринфянам (2), Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалонийцам(2), Тимофею (2), Титу, Филимону и Евреям. Пророческая книга - Апокалипсис, или Откровения Иоанна Богослова. Собрание этих книг составляет новозаветный канон. Все новозаветные книги написаны на греческом языке, за исключением Евангелия от Матфея, которое первоначально было написано еврейском или арамейском языке и потом уже переведено на греческий. Общий смысл всех книг Н.З. христианская традиция усматривает в повествовании о воплощении в человеческом образе Иисус Христа (мессии) (см.),явившегося на землю, чтобы искупить первородный грех, о выполнении им этой миссии; о его воскресении после казни и вознесении на небо, где он должен дожидаться, когда ему надо буджет второй раз явиться на землю и завершить дело спасения рода человеческого. Считается, что канон Н.З. был утвержден на Ладиокейском соборе (364).
См. также Библия
Э37-220.1 86.37-22
- "Номоканон"
- — сборник византийского канонического права, включавший императорские постановления, касающиеся церкви, и церковные правила. В кон. 13 в. "Н." в русской переработке в основу Кормчей книги, которая служила руководством для церкви, особенно церковного суда.
Э37-62 86.37-6
- Нунций
- — посланник папы Римского; должности Н. и его местожительству присвоено название нунциатуры. Первоначально Н. назывались прелаты, посланные в определенное место для охранения епископских прав папы. В настоящее время Н. - дипломатические представители папы при главных дворах; они принадлежат к послам первого класса. Папские дипломатические представители второго класса, например, посланник в Гааге, называются интернунциями. Н. осуществляет также наблюдение за деятельностью католической церкви в стране пребывания.
См. также Легат папский
Э375-637.21 86.375-6
© Российская национальная библиотека, 2001
|