"Я"
— многозначный термин психологии и педагогики.
  1. Ощущение и (или) осознание собственной идентичности и личной обособленности. "Я" возникает на основе взаимодействия становящейся личности с окружающей средой, развивается в ходе самоактуализации личности.
  2. Способность личности к самоуправлению. Имеет большое педагогическое значение. Появление "Я" в раннем детстве требует от воспитателей умения подкрепить его становление и одновременно не допустить его неадекватности (завышенной или заниженной модальности).
  3. Апперцептивная масса личного опыта.
  4. Сознание или самосознание человека.
  5. Кульминация личностного развития, самоактуализация.
  6. В теории З. Фрейда и его последователей - личность в целом; инстанция защиты в отличие от "Сверх-Я" как инстанции запретов.
  7. В гуманистической психологии - системообразующий мир личности, система самовосприятия, детерминанта реакций и поведения человека.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 331)
Ю

"Яблоко"
— издательство, ООО, Москва. Детская литература.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., с.479)

См. также Издательства РФ

ЯВОРСКИЙ Болеслав Леопольдович (1877-1942)
— музыковед, композитор, пианист, педагог, общественный деятель; д-р искусствоведения (1941), профессор Киевской (1916) и Московской (1938) консерваторий. Ученик С.И. Танеева. С 1906 участвовал в организации и преподавал в первой в России Московской народной консерватории, готовил для неё учебные планы, программы, методические материалы. Организатор "Музыкальных выставок". С 1917 директор Киевской народной консерватории; способствовал открытию в Киеве музыкальных школ и классов в образовательных учреждениях для больных детей, в т.ч., например, в "Доме слепых". С 1921 работал в Москве.

Способствовал созданию основ массового музыкального воспитания в стране, целью которого считал развитие интеллектуальных и творческих качеств ребёнка, способствующих формированию художественного и музыкального мышления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 429)
Ч426.67г(2)

ЯГАВА ТОКУМИЦУ (1900-1983)
— японский педагог. Занимался изучением проблем советской школы (30-е гг.). В работах "Развитие советской педагогики" (1950), "Критика нового воспитания" (1950), "Народная педагогика" (1957) и др. противопоставил идеи народной педагогики новому воспитанию. Инициатор создания и председатель (с 1960) Общества по изучению советской педагогики. Перевёл на японский язык педагогические сочинения Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, ряд учебников и монографий.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 429)
Ч33(5Я)

ЯГОДИН Геннадий Алексеевич (р. 1927)
— д-р химических наук (1971), профессор (1973), действительный член РАО (1993; Отделение образования и культуры), с 1991 ректор Международного московского университета. С 1985 министр высшего и среднего специального образования СССР, в 1987-91 председатель Государственного комитета СССР по народному образованию.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЯГОДОВСКИЙ Константин Павлович (1877-1943)
— методист-естественник. С 1901 преподавал естествознание в школах Оренбурга, С.-Петербурга. С 1916 возглавлял учительский институт в Глухове (ныне в Сумской обл. Украины). Открыл в Глухове (после 1919) учебное заведение нового типа, в котором проводил идеи трудовой школы. Труды по методике естествознания в начальной школе. Автор наглядных пособий, дидактических материалов для уроков естествознания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 429)
Ч426.44г(2)

ЯЗЫК ИРРЕЛЕВАНТНЫЙ (англ. irrelevant - неуместный)
— слова, фразы, высказывания ребёнка, имеющие значение только для говорящего. Наблюдаются в норме и при раннем детском аутизме (когда это совершенно непонятный для окружающих новый язык). Частое появление Я.и. служит симптомом отклонений в развитии и (или) неправильного воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 331)

ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ
— язык, на котором осуществляется образовательный процесс в данном учебном заведении (т.е. язык общения учителя с учащимися на уроке, язык образовательных программ, учебников и т.п.). В ряде правовых документов употребляется также понятие "язык обучения и воспитания", чётко не определённое. В мононациональных государствах Я.о., как правило, служит государственным, являющимся одновременно и родным языком для большинства учащихся. Значительно более сложна проблема в многонациональных государствах, где наряду с мажоритарными (т.е. преобладающими) существуют миноритарные (языки меньшинств). Свободный выбор учащимися (или его родителями) того или иного Я.о. является одним из основополагающих языковых прав человека. Право на такой выбор закреплено в ряде международных и региональных правовых документов (Европейская Хартия по региональным языкам меньшинств, принята Советом Европы, 1992; Декларация о правах этнических лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992). В Рос. Федерации действует Закон о языках народов РСФСР (1991), в котором закреплено право свободного выбора языка воспитания и обучения, государственное обеспечение создания системы образовательных учреждений на языках народов России, право выбора родителями образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения, а также содействие государства "в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке" для граждан России, проживающих за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований, а также не имеющих таковых, для представителей малочисленных народов и этнических групп. В Законе РФ об образовании (1992) право выбора Я.о. дано учредителю образовательного учреждения (на практике это право осуществляется с учётом местных условий). В большинстве законов о языках республик в составе Рос. Федерации скопированы положения федерального закона.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 331-332)

См. также Этнопедагогика

ЯКОВЛЕВ Геннадий Николаевич (р. 1936)
— д-р физико-математических наук (1975), профессор (1977), член-корреспондент РАО (1989; Отделение базового профессионального образования), зав. кафедрой Московского физико-технического института.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЯКОВЛЕВ Иван Яковлевич (1848-1930)
— чувашский просветитель, педагог-демократ, писатель. В 1868 организовал в Симбирске школу для чувашей, которая при поддержке И.Н. Ульянова была принята на государственное содержание. Св. 50 лет преподавал в этой школе, ставшей центром национальной чувашской культуры. Одновременно (до 1903) был инспектором чувашских школ Казанского учебного округа.

Под руководством Н.И. Ильминского усовершенствовал (совместно с И.И. Белилиным) чувашский алфавит на русской графической основе. Подготовил и издал первый двуязычный "Букварь для чуваш..." (1872), "Первоначальный учебник русского языка для чуваш" (1892); перевёл на чувашский язык педагогические произведения Л.Н. Толстого, а также произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 429)
Ч33(2Р-6Чу)

"Я"-КОНЦЕПЦИЯ
— система представлений человека о самом себе, более полная и подробная, чем представления, составляющие самосознание и самооценку. "Я"-к. включает в себя различные составляющие: физическую - схему собственного тела; социальную - половую, этническую, гражданскую, ролевую социальную интеграцию; экзистенциальную - оценку себя в аспекте переживаемого бытия. Формирование "Я"-к. нуждается в педагогическом руководстве. Оно сводится к накоплению опыта решения задач при адекватной оценке их родителями и учителями. Эти оценки интериоризируются детьми и составляют ядро "Я"-к.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 332)

— новое педагогическое понятие; устойчивая, осознанная систеиа представлений о себе; образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; стремление повысит самооценку, завоевать уважение окружающих; идеальная представленность индивида в себе, как в другом.
(Савва Л.И., Пономарев Т.А. Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания. - Магнитогорск, 2003. С. 74, 81)

— относительно устойчивая и осознанная система представлений индивида о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 184)

См. также Деонтология, Подростковый возраст

ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Белинского, 58. Психология, профессиональное обучение, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Якутск.

ЯМБУРГ Евгений Шоломович (р. 1951)
— д-р педагогических наук (1997), член-корреспондент РАО (2000; Отделение философии образования и теоретической педагогики), директор Центра образования № 109 г. Москвы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЯНЖУЛ Екатерина Николаевна (1855 - не ранее 1927)
— деятель народного образования, журналист, переводчик. Жена и сотрудник И.И. Янжула. Член Учёного комитета МНП по отделению технического и профессионального образования (1900). Сотрудничала с Постоянной комиссией по техническому образованию Русского технического общества по вопросам женского профессионального образования. Была сторонницей введения ручного труда, в частности рукоделия как предмета обще- образовательной школы. Автор статей и книг по истории, современному состоянию, проблемам и тенденциям развития школы и педагогики в Западной Европе и Америке. Была рос. корреспондентом зарубежных педагогических журналов.

В своих работах актуализировала проблемы зарубежной школы и педагогики, волновавшие рос. педагогическую общественность: значение школы, образования, грамотности в обществе, их роль в развитии культуры, повышении производительности труда, инновационные процессы в дидактике и методике преподавания и т.п. Исследуя эти проблемы, Я. предостерегала от немедленного и бездумного копирования зарубежного опыта, побуждала к обсуждению общего и особенного.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 429)

ЯНЖУЛ Иван Иванович (1846-1914)
— учёный, экономист и статистик, педагог, деятель народного образования. В 1876-98 профессор Московского университета. Академик АН (1895). Член Русского технического общества. Как сторонник "государственного социализма", Я. считал, что для развития культуры и образования необходимо усиление внимания государства.

Благосостояние общества и успех промышленности, повышение производительности труда и торговли связывал с развитием образования, в особенности технического, распространением грамотности. Ставил вопрос о всеобщности и общедоступности образования. Под руководством Я. были проведены исследования взаимосвязи грамотности, образования, профессиональной подготовки и качества производительности труда, их влияние на отношение к производству, вызвавшие широкий резонанс ("Экономическая оценка народного образования", 1896) и заложившие основы новой отрасли педагогического знания - экономики народного образования.

Будучи в 1882-87 первым фабричным инспектором Московского округа, Я. вскрыл эксплуатацию детского труда и несовершенство ученичества, способствовал принятию актов фабричного законодательства (1884), ограничивавших рабочий день детей 12-15 лет 8-ю часами, а также обязывавших фабрикантов открывать школы для детей рабочих. Как учёный и публицист занимался вопросами педагогической социологии и статистики, социальной педагогики, организации внешкольного образования. За подготовленный университетский курс "Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах" (1893) АН удостоила Я. премии Грейга.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 429-430)
Ч33(2)52

ЯНКОВИЧ де МИРИЕВО [Мириевский (Jankovi/c Mirijevski)] Фёдор Иванович (1741, по другим данным, 1740-1814)
— по происхождению серб. Педагог, член Рос. академии (1783). Получил юридическое образование в Венском университете. Принимал активное участие в реформе образования в Австрии в 1774; пропагандировал и распространял идеи И.И. Фельбигера. В 1782 по приглашению Екатерины II переехал в Россию. Работал в Комиссии об учреждении народных училищ (1782-1801), составил план школьной системы, закреплённой Уставом 1786. По плану предполагалась организация 3 типов народных школ (малых, средних и главных). Позднее, после эксперимента средние школы были упразднены. Я. де М. совместно с русскими педагогами составил "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Рос. империи" (1783). При его участии были также изданы "Букварь", "Правила для учащихся" (оба - 1782), "Всемирная история" (ч. 1-3, 1787-98) и другие учебные пособия.

Я. де М. руководил разработкой учебных планов сухопутного, морского, артиллерийского и инженерного кадетских корпусов. Переиздал, значительно дополнив, "Сравнительный словарь всех языков и наречий" (ч. 1-4, 1790- 1791), составленный П.С. Палласом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 430)
Ч33(4ю)

ЯНОВСКИЙ Кирилл Петрович (1822-1902)
— учёный и педагог, почетный член Петербургской АН (1891) и АХ России. С 1843 преподавал математику в различных учебных заведениях; в 1878- 1900 попечитель Кавказского учебного округа. Под руководством Я. подготовлен "Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа" (в. 1- 21, 1884-96) - научное исследование по географии, естествознанию, этнографии, археологии и лингвистике. Способствовал расширению сети школ на Кавказе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 430)
Ч33(2)5

ЯНСОН (Jansson) ТУВЕ МАРИКА (1914-2001)
— финско-шведская писательница, художница. Цикл повестей для детей о сказочной стране фантастических существ Муми-троллей: "Маленькие тролли и большое наводнение" (1945), "Муми-тролль в погоне за кометой" (1946), "Шляпа волшебника" (1948), "Опасное лето" (1954), "Поздней осенью в ноябре" (1970) и др. Иллюстрации к собственным книгам, а также к произведениям Л. Кэрролла, Дж.Р. Толкина.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 430)
Ч426.21,6(2)33-шв.

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Ярославль, ул. Республиканская, 108. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., с.471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Ярославль, Московский просп., 88. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Ярославль, ул. Советская, 14. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Ярославский

ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич (1915-2001)
— психолог, почетный член РАО (1993), д-р психологических наук и профессор (1961). В 1945-51 в Институте философии АН СССР; в 1951-65 преподавал в вузах Средней Азии. С 1965 в Институте истории естествознания и техники АПН СССР. Репрессирован в 1937-38.

Осн. труды в области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии научного творчества, науковедения. Разработал концепцию категориального анализа научной деятельности и на её основе - концепцию научной деятельности, единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале коллективной деятельности учёных, реализуемой путём распределения научных функций (ролей), дало начало новому направлению - социальной психологии науки. Интеграция дальнейшей работы в этом направлении привела к разработке оригинальной системы понятий, раскрывающей психологическую специфику научного творчества, и к созданию ещё одного направления - исторической психологии науки. Под редакцией Я. опубликовано исследование "Репрессированная наука" (2 тт., 1991-93).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 430)
Ч33(2)7-8

ЯРУМБАВИЧИ
— литовская семья педагогов.
(Светилы края Судувос (воспоминания о семье педагогов Ярумбавичюсов). С. 2))
Ч33(4Ли)

ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА
- учебное заведение для крестьянских детей, организованное в Ясной Поляне - усадьбе Л.Н. Толстого (14 км от Тулы), где Толстой родился и прожил ок. 60 лет, создал романы "Война и мир", "Анна Каренина" и др. Толстой также редактировал журнал "Ясная Поляна" (1862).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 332)
Ч33(2)51-272

ЯСТРЕБЦОВ Иван Иванович (1776-1839)
— врач и педагог. По окончании Московской духовной академии преподавал в ней французский язык. Позже служил в канцелярии Синода. В 1820 окончил Московский университет. Был правителем дел комиссии духовных училищ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 430)
Ч33(2)47
Р

ЯСТРЕБЦОВ Иван Максимович (1797-1869)
— философ и педагог, деятель народного просвещения. Директор мужских гимназий в Гродно (1834-42) и Динабурге (ныне Даугавпилс, Латвия; с 1842). Автор трудов по истории, географии, геологии, а также статей и книг по вопросам педагогики и народного образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 430)
Ч33(2)47

ЯХОНТОВ Александр Александрович (1879-1973)
— энтомолог, методист по естествознанию, член-корреспондент АПН РСФСР (1946). С 1904 преподавал в школе. В 1919-25 работал в Наркомпросе, в 1920-29 - в НИИ методов школьной работы. В 1925-32, работая в Учпедгизе, организовал серию книг "В помощь школьнику". С 1932 преподавал в различных учебных заведениях, в т.ч. в МГПИ (до 1949); в 1944-60 в системе АПН. Исследования Я. в области энтомологии (св. 30 работ) нашли отражение в методической и учебной литературе; в частности, на их основе составлен определитель для юннатов "Наши дневные бабочки" (1935). Автор учебников, учебно-методических пособий, научно-популярных книг, в которых обосновал значение исследовательского метода обучения и экскурсий в преподавании естественных дисциплин.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 430)
Ч426.44г(2)

© Российская национальная библиотека, 2006