УАЙТХЕД (Whitehead) АЛФРЕД НОРТ (1861-1947)
— англо-американский математик, логик, философ и педагог; один из основоположников математической логики. В 1885-1911 преподавал в Кембриджском университете; с 1914 профессор математики и механики в Кембридже и Лондоне. С 1924 профессор философии Гарвардского университета. В 1937 вышел в отставку. Педагогические взгляды У. изложены в ряде его статей, докладов, лекций (1912-28) и в многократно переиздававшейся книге "Цели воспитания и другие сочинения" (1919, 1962). У. создал оригинальную теорию обучения, названную им "теорией ритма в обучении", в которой он исходил из того, что различные учебные предметы и методы их преподавания должны соответствовать определённым периодам интеллектуального развития учащихся. Он утверждал, что это развитие идёт по ступеням, с повторяющимися циклами: каждый цикл в какой-то степени повторяет предыдущие, но в то же время содержит новые, присущие только ему элементы. Следуя триаде Гегеля "тезис - антитезис - синтез", У. каждый законченный отрезок учебного процесса распределяет по 3 ступеням. Ступень А (учащиеся 13-14 лет) - стадия романтики, приобретения новой информации; ступень В (14-18 лет) - стадия точности, овладения мастерством; ступень С (18-23 года) - стадия обобщения полученных знаний.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 413)
Ч33(7США)

УБЕЖДЕНИЯ
— осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме У., отражает определённое понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, этических и др.), совокупность У. выступает как мировоззрение человека.

Основа У. - широкие и глубокие знания. Для формирования У. необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Действенность У. обусловлена потребностью руководствоваться ими в поведении, в повседневной деятельности. У. делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремлённым.

Возрастом интенсивного формирования У. являются подростковый возраст и старший школьный возраст. У. связаны с формированием сознательного и критического отношения к действительности, с развитием понятийного мышления, умения соотносить общее и частное, анализировать и обобщать факты. Знания служат источником правильных и устойчивых У., если для них подготовлена почва путём создания у детей опыта общественных отношений, нравственного поведения. Необходимо так организовать воспитательное воздействие, чтобы имело место отчётливое, впечатляющее, а в ряде случаев непосредственное и эмоционально окрашенное переживание правильности тех или иных положений, их бесспорной доказанности жизнью, практикой.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 294)
Ю

УВАРОВ Сергей Семёнович (1786-1855)
— государственный деятель, граф (1846), почетный член (с 1811) и президент Петербургской АН (1818-55). В 1811-22 попечитель Петербургского учебного округа. Член литературного общества "Арзамас". С 1832 товарищ министра народного просвещения, с 1833 управляющий министерством. В 1834-49 министр народного просвещения.

В политике У. придерживался умеренно-либеральных взглядов. Показателем зрелости народа, по У., служит степень его просвещённости, т.е. развития образования, национального самосознания и культуры. У. стал основателем системы классического образования в России. Он считал, что прочным фундаментом для формирования высокой, истинно европейской и при этом подлинно национальной культуры России должно стать наследие Античности. По его инициативе учебные планы гимназий приводились в соответствие с назначением средней школы - служить переходной ступенью от начального к высшему образованию и одновременно обеспечивать своим выпускникам подготовку, достаточную для вступления на государственную службу. У. способствовал открытию в С.-Петербурге университета (1819). Однако с нарастанием реакционных тенденций во внутренней политике имп. Александра I У. был вынужден уйти в отставку с поста попечителя. Новый подъём его карьеры в царствование имп. Николая I связан с МНП. Стремился превратить МНП в своеобразный идеологический институт, обеспечивающий внедрение доктрины официальной народности в умы россиян. Впервые в России поставил задачу сформировать систему всестороннего контроля государства над воспитанием и образованием. Ему удалось подчинить надзору МНП даже домашнее образование и частные школы. В 1835 изданы Положение об учебных округах и университетский Устав, в соответствии с которыми все учреждения МНП образовывали строго централизованную структуру, учебные планы и программы унифицировались, ограничивалась автономия университетов. У. разделял точку зрения, согласно которой за каждым сословием закреплялась раз и навсегда определённая роль в составе государственного механизма и соответственно этому устанавливался уровень образования, необходимый для каждой категории населения. В то же время МНП поощряло изучение технических и естественных наук, полезных для деятельности в сфере промышленности и торговли. Постепенно У. отошёл от практики преимущественного развития классического образования, в учреждениях МНП открывались различные классы и курсы и, наконец, произошло разделение гимназий на классические и реальные.

Результатом деятельности У. стало значительное расширение сети учебных заведений (в особенности средних), развитие и качественное улучшение системы подготовки преподавателей (реорганизован Главный педагогический институт в С.-Петербурге, впервые в нём открыта кафедра "педагогии" и др.). В качестве президента АН У. внёс крупный вклад в дело организации рос. науки.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 413)
Ч33(2)471

УДОЧЕРЕНИЕ
см. Усыновление

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
— меры принудительного характера, которые предусмотрены уголовным законом в качестве реакции государства на совершение лицом преступления. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Лица, которым к этому моменту исполнилось 14 лет, подлежат уголовной ответственности за убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение вреда средней тяжести; похищение человека (см.Похищение ребёнка); изнасилование; насильственные действия сексуального характера; кражу; грабёж; разбой; вымогательство; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложника; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; хулиганство при отягчающих обстоятельствах; вандализм; хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. Вместе с тем, если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, был не способен в полной мере осознать фактор и общественную опасность своего действия (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Специфические черты преступлений, совершаемых несовершеннолетними, вызвали тщательную регламентацию У.о.н. Нормы о преступлениях несовершеннолетних выделены в особый раздел Уголовного кодекса РФ (раздел V) и подчас отступают от общих начал уголовной ответственности и наказания. Это выражается в особенностях установления видов наказания для несовершеннолетних, назначения им наказания, освобождения от У.о.н. и наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости. Так, количество видов наказания для несовершеннолетних значительно сокращено по сравнению с общей системой наказаний. Это обусловлено тем, что некоторые виды наказаний неприменимы к несовершеннолетним из принципиальных соображений, объясняемых как спецификой совершаемых ими преступлений, так и целями, стоящими перед наказанием в отношении несовершеннолетних преступников. Виды наказаний: штраф, лишение права заниматься определённой деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определённый срок. Значительно сокращаются для несовершеннолетних сроки лишения свободы. Им оно назначается на срок не выше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях. При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности его личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетие виновного является обстоятельством, смягчающим наказание. Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 294)

См. также Несовершеннолетние,Похищение ребенка, Преступность несовершеннолетних, Принудительные меры воспитательного воздействия, Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних

Х

УГОЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ несовершеннолетних от отбывания наказания
— Применяется в соответствии со статьёй Уголовного кодекса РФ, если совершеннолетний не нуждается в полном отбывании наказания (исправительные работы, лишение свободы) и доказал, что он стал на путь исправления соблюдением режимных требований в течение всего фактически отбытого срока. Досрочное освобождение может быть применено после фактического отбытия: не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести; не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление; не менее двух третей срока наказания за особо тяжкое преступление. Вопрос об У.-д.о. решается судом по ходатайству органа, исполняющего наказание.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 294)
Х

УДИВЛЕНИЕ
— педагогически целесообразная модификация исходного природного любопытства, предпосылка и значительная часть содержания интереса к жизни, познанию.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 294)
Ю

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Удмуртия, Ижевск, ул. Университетская, 1. Психология, социальная работа, педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, социальная психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

УДОВОЛЬСТВИЕ
— чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). У. сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. У. может быть представлено как благо и, следовательно, добро. З. Фрейд сделал вывод о несомненно положительной роли У. в жизни организма, в особенности У., связанного с продолжением рода, и дал основание говорить о "принципе У." как гл. естественного регулятора психических процессов, или душевной деятельности, а шире - инстинкта жизни.

Как показал Фрейд, для ребёнка ранние сексуальные У. знаменательны как интимный опыт внутренней автономии и независимости от окружающих. Первый детский опыт - непосредственного удовлетворения простых витальных потребностей - обусловливает ту притягательность У., которая никогда актуально не осознаётся, но которая делает У. желанным: оно не только удовлетворяет, но и услаждает. За У. всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки индивида на У. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к У., откладывать получение У., терпеть неудовольствие и т.п. Потребности адаптации индивида в окружающем мире и эффективного социального взаимодействия приводят к замещению принципа У. "принципом реальности", который, по Фрейду, тоже влечёт к У., но отсроченному и уменьшенному, хотя и более надёжному. Принцип У. проявляется в противостоянии общественным установлениям и как таковой выступает в качестве некоторой основы личной независимости: в У. индивид принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен. Ориентация на У., поиск У. как деятельность, или опыт желания, противоположны обыденному поведению, основанному на благоразумии и стяжании пользы; последовательность же в стремлении к У. оказывается реализуемой в уходе от ответственных отношений с другими людьми.

С точки зрения обязанности милосердия и принципа альтруизма У. ставится в зависимость от усилий человека содействовать благу других людей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 294-295)
Ю

УЕЗДНЫЕ УЧИЛИЩА в России ( англ. - uyerd schools, нем. - Kreisberufsschulen
— по Уставу 1804 открывались в губернских и уездных городах для подготовки учащихся "всякого звания" к поступлению в гимназию. Курс У.у. (2 года) продолжал курс приходского училища и включал Закон Божий, Священную историю, изучение книги "О должностях человека и гражданина", русскую грамматику и грамматику родного языка, чистописание, всеобщую и русскую историю, арифметику, начальные сведения по геометрии, физике, естественной истории, рисование. У.у. представляло, т.о., начальную школу повышенного типа.

После принятия Устава 1828 преемственность между У.у. и гимназией была нарушена. У.у., ставшие 3-классными, в основном предназначались для детей купцов, мещан и т.п. Из программ У.у. были устранены естественная история и некоторые другие предметы. С разрешения МНП при У.у. могли открываться "особые дополнительные курсы", которые давали начальное профессиональное образование. Всего в России было ок. 500 У.у. С 1872 У.у. преобразовывались в городские училища, однако в 1899 оставалось ещё 111 У.у.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 295)
(Образовательная сфера. Авт.-сост. А.Л. Кураков. Под ред. Л.П. Куракова. - М., 2006. С. 248)
Ч424(2)715.2

УЗНАВАНИЕ
см. Память

УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич (1887-1950)
— психолог и философ, действительный член АН Грузинской ССР (1941). Педагогическую деятельность начал в 1910. В 1915 создал первую в Грузии женскую среднюю школу с преподаванием на грузинском языке. Один из основателей Тбилисского университета (1918), где открыл кафедру психологии и лабораторию экспериментальной психологии. В 1917 под руководством У. осн. Общество психологов Грузии. Со дня организации (1941) Института психологии Грузинской ССР (с 1950 им. Д.Н. Узнадзе) был его директором. Автор трудов по психологии мышления, речи, восприятия и др., первых учебников по психологии на грузинском языке. У. создал оригинальную теорию установки, рассматривающей установку как фактор целесообразно-приспособительного поведения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 413)
Ч33(2Г)

УЛЬЯНОВ Илья Николаевич (1831-1886)
— педагог, деятель образования. Отец В.И. Ленина. В 1855-69 преподавал физику и математику в Пензенском дворянском институте, в Нижегородской гимназии и женском училище. С 1869 инспектор, в 1874-86 директор народных училищ Симбирской губернии. В период деятельности У. в Симбирской губернии было открыто 450 школ, 89 татарских, мордовских, чувашских школ, св. 400 библиотек, построено св. 200 школьных зданий. Педагогические взгляды У. формировались под влиянием К.Д. Ушинского и русских писателей-демократов 19 в. Выступал за широкое разностороннее образование, равное для учащихся обоего пола, русских и других национальностей; считал, что обучение должно вестись на родном языке. Стремился на практике ликвидировать национальные и сословные ограничения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 413)
(Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под ред. И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 227)
Ч33(2)51-8Ульянов И.И.

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Ульяновск, пл. им. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42. Психология, социальная работа, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

УМ
см. Мышление

УМЕНИЯ
— освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. У. могут быть как практическими, так и умственными.

В отличие от навыков, У. может образовываться и без специальных упражнений в выполнении к.-л. действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Вместе с тем У. совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень У. означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом У. действие может выполняться в разных вариантах. Приобретённые человеком У. могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 295)
Ю

УМЕРЕННОСТЬ
— одна из добродетелей, выражающаяся в самообладании, умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели. Античные философы считали У. одной из кардинальных добродетелей наряду с мудростью, мужеством, справедливостью. И для Платона, и для Аристотеля У. является благой, прекрасной и полезной. Христианская трактовка У. определяется высшей целью самоотверженного служения Богу. Обладающий У. смиренен и удовлетворён, не подвержен гневу, тщеславию и отвергает "мирские похоти". В Новое время У. в отношении к чувственным удовольствиям чаще рассматривалась в качестве необходимого условия счастья, понимаемого как благополучие. И. Кант считал У. обязанностью человека по отношению к самому себе как животному существу. Направленная на сохранение природы человека в совершенстве, У. требует не допустить лишения себя способности физического и тем самым морального применения сил.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 295)

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
— мыслительная операция, состоящая в получении нового вывода из нескольких суждений. Является необходимым средством познания, когда для установления истины недостаточно простого усмотрения, а требуется провести исследование: вывести следствие, осуществить доказательство, систематизировать знания, проверить гипотезу и др. Ценность У. для процесса познания состоит в том, что с его помощью новое знание добывается без обращения к непосредственному опыту, извлекается из сформулированных в речи положений, отражающих общественно-исторический опыт людей.

Суждения, из которых строится У., называются посылками. Суждение, которое получается путём сопоставления посылок, называется заключением. В процессе У. суждения должны согласовываться друг с другом на основе соответствующих логических правил. Соблюдение этих правил и истинность посылок обеспечивают истинность У.

Различают несколько форм У., основные из них - индукция и дедукция. Логика рассматривает их с точки зрения логических правил построения У., а также исследует возможные логические ошибки. Психология изучает усвоение и развитие У. у ребёнка. Знание этих моментов способствует воспитанию логического мышления.

Предпосылки этой формы мышления в виде простейших У. начинают складываться уже у дошкольников. Процессы восприятия, наблюдения, игры ставят перед ребёнком задачи разобраться в них, осмыслить результаты своих действий, понять причинные связи между явлениями. Однако У. дошкольников, как правило, весьма несовершенны и часто неправильны, поскольку характерной особенностью детского мышления является ориентация на признак, господствующий в восприятии и заслоняющий подлинное основание происходящего события. Например, по величине бросаемых в воду предметов ребёнок судит о том, поплывёт предмет или утонет.

Когда систематическое обучение становится ведущей деятельностью ребёнка, У. получают подлинное основание и средства для своего развития. Система знаний построена т.о., что учащемуся постоянно приходится усваивать множество общих правил, уметь отказываться от ошибочных индуктивных обобщений, сложившихся в его собственной практике. В процессе решения различных задач школьники учатся пользоваться как полными развёрнутыми У., так и сокращёнными, которые по функциям эквивалентны полным. Исследования показали, что положения, обосновывающие конкретные операции, обычно опускаются, хотя и безусловно подразумеваются. Характерно, что на ранних этапах обучения У. более развёрнуты. Замена развёрнутого У. свёрнутым свидетельствует о более высоком уровне деятельности, однако преждевременный переход к сокращённым У. может явиться причиной ошибочных решений вследствие выпадения посылок.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 295)
Ю

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
см. Нарушения интеллекта

УМСТВЕННАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ
— эффективность интеллектуальных усилий человека, направленных на решение определённых задач, проблем и т.п. У.п. зависит в значительной мере от способностей личности и индивидуального темпа её умственной деятельности. Для каждого человека существует персональная граница доступного ему интеллектуального темпа. У.п. падает при значительном занижении или превышении этой границы - при избытке или дефиците времени, отводимого на решение задачи. Поэтому в образовательном процессе необходим рациональный подход к определению времени, необходимого для выполнения учебного задания учащимися. Время, отведённое для выполнения задач, необходимо ограничивать, но нельзя устанавливать для занятий и слишком узкие временные рамки. Нерациональный подход к определению У.п. создаёт искусственные трудности, приводящие к снижению У.п.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 295-296)

УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УРОВЕНЬ
— совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий. У.р.у. позволяет свободно оперировать этими знаниями и умениями в процессах мышления, обеспечивающих усвоение новых знаний и умений. У.р.у. отражает состояние познавательных и творческих возможностей личности. Информация об У.р.у. может быть получена либо путём длительных психолого-педагогических наблюдений, либо в результате проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик. Так, критериально-ориентированное тестирование (см.Тесты), не охватывая всего У.р.у., даёт возможность установить, насколько он достаточен для усвоения учебных программ и выполнения заданий, представленных в конкретной учебной и профессиональной деятельности, выявить пробелы в знаниях и указать способы их ликвидации. При анализе У.р.у. необходимо исходить из принципа неразрывности связи и взаимной обусловленности содержания и формы мышления (Л.С. Выготский). Нарушение этой связи снижает эффективность мышления. Если содержание мышления отражает существенные стороны социальной и культурной среды, в которой проходили жизнь и деятельность данной личности, то усвоением этого содержания предопределён сформировавшийся у неё У.р.у. и её умственные действия могут оказаться недостаточными для усвоения нового содержания. Однако своеобразие У.р.у. обусловлено не только факторами онтогенеза, но и природными психофизиологическими особенностями личности. Это обнаруживается в деятельности мышления и, в частности, в складывающейся мотивации предпочтения личности по отношению к некоторым апробированным ею видам деятельности. По У.р.у. нельзя однозначно определить, сколько времени и усилий потребовалось личности для достижения этого уровня.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 296)

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
— развитие интеллектуальных способностей личности (см.Интеллект). У.в., понимаемое как "организация ума", может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена умственная деятельность. Такого рода правилам подчиняются способ отличия одних представлений от других, сопоставление новых представлений о к.-л. событии, предмете с прежними; деятельность, вызываемая стимулами, возникновение эмоций. Умственная деятельность обусловлена наследственными причинами, также большое значение имеет индивидуальный опыт. Человеческий опыт накопляется гл.о. благодаря часто повторяющимся впечатлениям. Один из осн. законов психологии утверждает, что повторение умственных процессов увеличивает лёгкость, с которой совершаются эти процессы, и уменьшает степень сопровождающей их сознательности. Т.о. происходит формирование привычек. Умственная деятельность у всех народов подчиняется одним и тем же законам, и её проявления зависят от характера индивидуального опыта, который, в свою очередь, обусловлен типом данной культуры. Качества ума отдельного человека (сила, скорость, точность, системность, многосторонность и др.) в большой степени определяются биологически наследуемыми особенностями нервной ткани и химико-электрических процессов, обслуживающих мышление. Т.о., различия в содержании ума, в системе понятий, которыми оперирует ум, складываются под влиянием окружающей культурной среды и индивидуального опыта человека. У.в. направлено на изучение содержания сознания в связи с изменениями личного опыта. Важнейшее направление У.в. - формирование теории роста и изменений в содержании сознания в зависимости от конкретных воздействий окружающей культурной среды.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 296)
Ч312

УНИВЕРСИТЕТ (от лат. universitas - совокупность)
— высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Первые У. появились в 12-13 вв. в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые У. в России - Академический университет (1726-66, С.-Петербург) и Московский (с 1755). В Рос. Федерации создаются государственные и негосударственные У., в т.ч. технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей.

(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., с,296)
Ч484(0)711

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
— Москва, ул. Большая Полянка, 38. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

"Университет Российской академии образования"
— издательство, общественная организация, Москва. Методическая, учебная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

Ч489.514(2)7

"Университетский"
— научно-технический центр, ООО, Москва. Справочная (для абитуриентов), учебная и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

УНИВЕРСИТЕТ ШАНЯВСКОГО
— Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского, учрежден по инициативе и на средства либерального деятеля, золотопромышленника, отставного генерал-майора А.Л. Шанявского (1837-1905 гг.). В 1919 году академическое отделение влилось в МГУ.
(Образовательная сфера. Авт.-сост. А.Л. Кураков. Под ред. Л.П. Куракова. - М., 2006. С. 249)

См. также Рубинштейн М., Ферсман, Шпет

Ч484(2)7

УНИВЕРСИТЕТЫ
— здесь: университеты и институты Российской Федерации, осуществляющие подготовку по психолого-педагогическим специальностям:

- Адыгейский государственный университет,
- Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации,
- Алтайский государственный технический университет,
- Алтайский государственный университет,
- Альметьевский муниципальный университет,
- Амурский государственный университет,
- Архангельский государственный технический университет,

- Башкирский государственный университет,
- Белгородский государственный университет,
- Братский государственный технический университет,
- Брянский государственный технический университет,
- Бурятский государственный университет,

- Великолукский государственный институт физической культуры,
- Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,
- Владимирский государственный университет,
- Волгоградская академия государственной службы,
- Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия,
- Волгоградский государственный университет,
- Волжский государственный инженерно-педагогический институт,
- Воронежский государственный университет,
- Восточно-Сибирский государственный технологический университет,
- Всероссийская государственная налоговая академия,

- Горно-Алтайский государственный университет,
- Государственная академия славянской культуры,
- Государственный университет гуманитарных наук,

- Дагестанский государственный университет,
- Дальневосточная академия государственной службы,
- Дальневосточная государственная морская академия,
- Дальневосточный государственный технический университет,
- Дальневосточный государственный университет,
- Дальневосточный государственный университет путей сообщения,
- Донской государственный технический университет,

- Ивановский государственный университет,
- Ингушский государственный университет,
- Иркутская государственная сельскохозяйственная академия,
- Иркутская государственная экономическая академия,
- Иркутский государственный лингвистический университет,
- Иркутский государственный технический университет,
- Иркутский государственный университет,

- Кабардино-Балкарский государственный университет,
- Казанский государственный медицинский университет,
- Казанский государственный технический университет,
- Казанский государственный технологический университет,
- Казанский государственный университет,
- Калининградский государственный университет,
- Калмыцкий государственный университет,
- Кемеровская государственная академия культуры и искусств,
- Кемеровский государственный университет,
- Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет,
- Костромской государственный университет,
- Краснодарская государственная академия культуры,
- Красноярская государственная архитектурно-строительная академия,
- Красноярский государственный аграрный университет,
- Красноярский государственный технический университет,
- Красноярский государственный университет,
- Крестьянский государственный университет,
- Кубанская государственная академия физической культуры,
- Кубанский государственный технологический университет,
- Кубанский государственный университет,
- Курганский государственный университет,

- Ленинградский государственный областной университет,
- Липецкий государственный технический университет,

- Магнитогорский государственный университет,
- Марийский государственный технический университет,
- Марийский государственный университет,
- Мордовский государственный университет,
- Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии,
- Московская государственная геологоразведочная академия,
- Московская государственная технологическая академия,
- Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева,
- Московский государственный агроинженерный университет,
- Московский государственный институт стали и сплавов (Технологический университет),
- Московский государственный лингвистический университет,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский государственный университет дизайна и технологии,
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
- Московский государственный университет леса,
- Московский государственный университет путей сообщения,
- Московский государственный университет сервиса,
- Московский государственный университет экономики, статистики и информатики,
- Мурманский государственный технический университет,

- Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,
- Нижегородский государственный лингвистический университет,
- Нижегородский государственный университет,
- Новгородский государственный университет,
- Новосибирский государственный аграрный университет,
- Новосибирский государственный технический университет,
- Новосибирский государственный университет,
- Новочеркасская государственная мелиоративная академия,

- Омский государственный аграрный университет,
- Омский государственный технический университет,
- Омский государственный университет,
- Оренбургский государственный аграрный университет,
- Оренбургский государственный университет,
- Орловский государственный университет,

- Пермский государственный технический университет,
- Пермский государственный университет,
- Петербургский государственный университет путей сообщения,
- Петрозаводский государственный университет,
- Поморский государственный университет,
- Пятигорский государственный лингвистический университет,

- Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации,
- Российская государственная академия труда и занятости,
- Российский государственный гуманитарный университет,
- Российский университет дружбы народов,
- Ростовская государственная академия архитектуры и искусства,
- Ростовский государственный университет,
- Ростовский государственный университет путей сообщения,
- Рязанская государственная радиотехническая академия,
- Рязанский институт права и экономики,

- Самарская государственная сельскохозяйственная академия,
- Самарский государственный медицинский университет,
- Самарский государственный технический университет,
- Самарский государственный университет,
- Самарский муниципальный институт управления,
- Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы,
- Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики,
- Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (Технический университет),
- Санкт-Петербургский государственный университет,
- Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,
- Саратовский государственный аграрный университет,
- Саратовский государственный социально-экономический университет,
- Саратовский государственный технический университет,
- Саратовский государственный университет,
- Сахалинский государственный университет,
- Северный международный университет,
- Северо-Западная академия государственной службы,
- Северо-Кавказский государственный технический университет,
- Северо-Осетинский государственный университет,
- Сибирская государственная академия физической культуры,
- Сибирский государственный индустриальный университет,
- Сибирский государственный технологический университет,
- Сибирский государственный университет путей сообщения,
- Сочинский государственный университет туризма и курортного дела,
- Ставропольский государственный университет,
- Сургутский государственный университет,
- Сыктывкарский государственный университет,

- Таганрогский государственный радиотехнический университет,
- Тамбовский государственный университет,
- Татарский государственный гуманитарный институт,
- Тверской государственный технический университет,
- Тверской государственный университет,
- Томский государственный университет,
- Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,
- Томский политехнический университет,
- Тульский государственный университет,
- Тывинский государственный университет,
- Тюменский государственный нефтегазовый университет,
- Тюменский государственный университет,

- Удмуртский государственный университет,
- Ульяновский государственный университет,
- Уральская академия государственной службы,
- Уральская государственная академия ветеринарной медицины,
- Уральский государственный технический университет,
- Уральский государственный университет,

- Хабаровский государственный технический университет,
- Хакасский государственный университет,

- Челябинский государственный агроинженерный университет,
- Челябинский государственный университет,
- Череповецкий государственный университет,
- Чеченский государственный университет,
- Чувашский государственный университет,

- Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт),
- Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,
- Южно-Уральский государственный университет,

- Якутский государственный университет,
- Ярославский государственный технический университет,
- Ярославский государственный университет.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471-475)

См. также Высшие учебные заведения (пед.)

Ч484(2)7
Ч486.61
Ч486.63

"Уникум"
— издательство, АОЗТ, Москва. Литература для подростков.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

УОТСОН (Watson) ДЖОН БРОДЕС (1878-1959)
— американский психолог, основоположник бихевиоризма. Д-р философии (1903). Преподавал в Чикагском университете (до 1908); ассистент Дж. Дьюи. В 1908-20 зав. психологической лабораторией, зав. кафедрой экспериментальной психологии в университете Дж. Хопкинса в Балтиморе. В 1920-30 читал курс бихевиоризма в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Редактировал журнал "Психологическое обозрение", "Журнал экспериментальной психологии" и др. Президент Американской психологической ассоциации (1915). В 1913 выступил с программой построения новой психологии, предмет которой - поведение. В 20-е гг. в популярных работах на педагогические темы рассматривал процесс воспитания как разновидность научения, придавая исключительное значение подкреплению приспособительных реакций. Работы У. стимулировали разработку объективных методов изучения психики, в т.ч. детской. Однако ложность исходных методологических посылок - отрицание сознания как особой формы регуляции поведения, сведение самого поведения к внешним приспособительным актам и др. - существенно ограничила позитивную ценность учения У. и обусловила в дальнейшем критический пересмотр позиций "ортодоксального" бихевиоризма.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 413-414)

См. также Бихевиоризм

УОШБЁРН (Washburne) КАРЛТОН УОЛСИ (1889-1968)
— американский педагог. Д-р педагогики (1918). Преподавал в сельских школах и в 1914-19 в педагогическом колледже Сан-Франциско (ставшем позднее университетом). Был суперинтентантом школ г. Виннетка (штат Иллинойс), где разработал систему обучения, известную под названием Виннетка-план. Возглавлял городскую Летнюю школу для учителей (1919-45). В 1943-49 работал в Италии, участвуя в организации системы школьного образования. С конца 40-х гг. директор отдела аспирантуры и программ подготовки учителей в Бруклинском колледже государственного университета в Нью-Йорке. С 1961 заслуженный профессор педагогики Мичиганского университета. Выдвинул идею предельной индивидуализации учебного процесса, при котором каждый учащийся занимается по индивидуальному плану (см.Индивидуализированного обучения системы). Свои взгляды на организацию учебного процесса изложил в книге "Лучшие школы" (1928). После 2-й мировой войны был советником по культуре в Италии, принимал участие в дефашизации итальянских школ, разработке учебной литературы. Выступил инициатором создания в Италии бойскаутской организации. Идеи У. о чётком планировании учебного процесса, о расчленении программы на отдельные мелкие единицы и др. использованы в программированном обучении. Являлся членом и руководителем крупных педагогических изданий. Автор учебников, редактор ряда педагогических изданий.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 414)
Ч33(7США)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
— вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У.о. имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса.

Образовательная система может работать в двух режимах: функционирования и развития. Соответственно различают и виды У.о.: в первом случае объектом оказываются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью - эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности.

Для реализации и обеспечения управленческих функций - планирования, организации, руководства, контроля - создаются системы У.о. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанных или как относительно самостоятельных компонентов: человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно- правовых и др. У.о. специфично на различных иерархических уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном) и на уровне образовательного учреждения; формируются и органы У.о. - государственные, общественные, смешанные.

Существуют страны с исторически сложившимся централизованным У.о. (Греция, Нидерланды и др.), с меньшей степенью централизации (Австрия, Испания, Финляндия, Франция и др.) и с децентрализованной системой У.о. (Великобритания, Германия, Канада, США, Швеция и др.), где местные органы обладают широкой автономией.

Во 2-й половине 19 в. в рамках традиционной педагогики выделился специальный раздел - "училищеведение" или школоведение. В начале 20 в. вопросы внутренней организации образовательных учреждений, их взаимодействия с государственными и общественными организациями стали рассматриваться и с позиций теории административного управления, впервые систематизированной А. Файолем (Франция, 1916). Теория У.о. Файоля доминировала до 30-х гг., в 50-70-е гг. в странах Западной Европы и США возникли новые подходы к построению эффективного руководства социальными системами. Их можно разделить на 3 группы. Рационалистические теории осн. условием эффективной деятельности считают её чёткую регламентацию, жёсткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивной работы в интересах минимизации субъективных факторов. Поведенческие теории в центр внимания ставят индивидуальные мотивы участников совместной деятельности, межличностные и межгрупповые интересы, формирование благоприятных человеческих отношений. Системные теории стремятся охватить всю совокупность проблем У.о. на различных уровнях; преодолеть ограниченность рационалистических и поведенческих теорий.

В России теория У.о. развивалась как школоведение. Первые советские документы о школе предусматривали децентрализацию управления школой, ученическое самоуправление, широкое участие общественных организаций в деле просвещения. Однако с середины 20-х гг. внутреннее управление школой стало жёстко регламентироваться, а в начале 30-х гг. Наркомпрос фактически превратился в орган исполнения партийных директив. На протяжении св. 50 лет преобладала иерархическая структура У.о. (министерства, комитеты, управления и отделы), теоретической основой которой были принципы административного управления.

Законом РФ об образовании (1992) разграничена компетенция органов У.о. различных уровней, создана правовая основа для централизованной системы У.о. К компетенции государственных органов У.о. отнесены: разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования; разработка стандартов образовательных и установление эквивалентности документов об образовании, введены аккредитация, аттестация и лицензирование образовательных учреждений, установление порядка аттестации педагогических и руководящих кадров и требований к образованию специалистов, формирование структуры образования. Эти подходы конкретизированы применительно к системе вузов в Законе РФ о высшем и послевузовском образовании (1996).

Вопросами У.о. занимаются Институт управления образованием в системе РАО, факультеты подготовки и повышения квалификации организаторов образования педагогических университетов. Проблема управления общим (школьным) образованием формируется как самостоятельная научная дисциплина. Инновационные образовательные процессы включаются в объект внутришкольного управления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 296-297)

См. также Менеджмент в образовании, Министерство образования

Ч34к

УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ
— система планирования, организации и руководства деятельностью школы. Различают внутреннее и внешнее У.ш. - две взаимосвязанные стороны управления школой как социальной организацией. Внутреннее У.ш. или внутришкольное управление - это управление, осуществляемое субъектами, являющимися частью школьного сообщества, находящимися внутри школы. Внутреннее У.ш. можно рассматривать как самоуправление, т.к. современная школа, безусловно, является прежде всего автономной и самоуправляющейся. При этом учительское самоуправление и самоуправление ученическое являются лишь составной частью системы внутреннего У.ш. Внутришкольное управление рассматривается как наиболее важное и значимое, вносящее наибольший вклад в общее управление школьной организацией и несущее за состояние дел в школе всю полноту ответственности.

Школа, как часть более широких образовательных систем (муниципальной, региональной, федеральной) и субъект гражданского права, в то же время испытывает на себе множество управляющих влияний со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и управления образованием. Создание, статус, правовая регламентация жизнедеятельности образовательного учреждения, его регистрация, лицензирование, аттестация и аккредитация подчиняются государственным нормативно-правовым актам. Т.о., имеет место внешнее У.ш.

Объективная необходимость и внутреннего, и внешнего У.ш. обусловливает вопрос о необходимости нахождения и поддержания их оптимального соотношения в общем потоке управления образовательным учреждением. Автономность образовательных учреждений, становление их как юридических лиц, расширение их компетенции и ответственности существенно изменили соотношение между внутренним и внешним У.ш. в пользу внутреннего У.ш. Однако это не означает полной автономии школы и её "независимости" от внешнего управления и от социума в целом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 297)
— особая деятельность, в которой все участники этого процесса посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность (интегрированность) совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала на достижение образовательных целей и целей развития школы. Менеджмент от обычного административного управления отличается более высокой степенью свободы руководителей и подчиненных. Менеджмент более близок к понятию управление,, при этом менеджмент подразумевает обязательное владение технологиями расчета и мобилизации ресурсов, стратегическое обеспечение жизнеспособности и эффективности школы как управляемой системы.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 323-324)

См. также Менеджмент в образовании,Руководство школой,Совет школы

Ч424(2)к
Ч421.41

УПРАЖНЕНИЕ
— планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью его усвоения. У. лежит в основе приобретения тех или иных навыков и умений. В различных условиях обучения У. является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения - уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация, либо одной из процедур наряду с объяснением и заучиванием, которые предшествуют У. и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. У. в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в умение или навык.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 297)
Ч312

УПРЯМСТВО
— устойчивое негативистическое поведение, возникающее в ответ на любые предъявленные в категорической форме требования (см.Негативизм).

У. впервые возникает в детском возрасте как реакция активного протеста в ответ на подавление взрослым детской самостоятельности, недооценку индивидуальности ребёнка, попытки полностью контролировать его поведение, грубые и многочисленные запреты и т.п. В самом начале такая реакция представляет собой попытку ребёнка отстоять своё право на самостоятельные поступки, отстоять собственное "Я". В этом случае она играет положительную роль. Взрослые же обычно воспринимают это как непослушание или как пассивное сопротивление воспитанию и, часто не разобравшись в причине появления У., начинают с ним бороться. И в зависимости от того, насколько родители настойчивы в "искоренении" У., они либо преуспевают, и вместе с У. ребёнок лишается внутреннего "стержня", уверенности в себе, либо сломить его У. не удаётся, оно закрепляется, становится лично-присущим качеством и приобретает всё более неприятные формы.

С самого раннего детства, с первых моментов появления У. необходимо пытаться разобраться в его причинах. Нужно постоянно приобщать ребёнка к принятым в обществе нормам поведения, общения с людьми, обращения с предметами. По возможности следует избегать резких нарушений привычного образа жизни ребёнка, его режима, обстановки, т.к. часто первые проявления У. возникают именно в подобных ситуациях. Не следует допускать по отношению к ребёнку (особенно маленькому) категорических требований и запретов, необходимо всегда взвешивать, насколько доступны и посильны для ребёнка предъявляемые требования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 297)
Ю

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
— Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
— Троицк Челябинской обл., ул. Гагарина, 13. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Екатеринбург, ГСП-135, просп. Космонавтов, 26. Психология, социальная работа, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. Психология, социальная работа, профессиональное обучение, социальная педагогика, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Екатеринбург, ул. Мира, 19. Социальная работа, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Екатеринбург, просп. Ленина, 51. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
— желаемый уровень достижений личности, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка У.п. проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Люди, обладающие реалистичным У.п., отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, тенденции избегать ситуации соревнования, ошибочности прогноза и т.п.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 297)

УРОК
— форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определённого промежутка времени (как правило, 45 мин; в начальной школе может быть 30- 35 мин).

Возможность одновременного обучения одним учителем большого количества учащихся (30-50 чел.) одинакового возраста и уровня подготовки впервые обоснована Я.А. Коменским. Гл. задачей учителя для такой системы обучения была передача учащимся готовых знаний. У. чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на год. Ученик на У. выступал лишь объектом педагогического воздействия. У. оставался почти единственной формой организации учебных занятий до середины 60-х гг. 20 в.

С середины 60-х гг. в учебный процесс внедряются такие виды учебных занятий, как производственная практика учащихся, в т.ч. и на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, экскурсии, в т.ч. производственные, занятия в кружках, практикумы, семинары и пр. Однако монопольное положение официальной авторитарной педагогической теории сдерживало поиски педагогов и методистов в рамках традиционной системы обучения. Изменялись лишь отдельные элементы У. (например, его структура, продолжительность).

80-е гг. ознаменовались весьма жёсткой критикой "застойной" школы и педагогической науки. Были предложены новые типы школ, педагогические технологии, инновационные методы обучения, альтернативные учебные планы и т.д., расширялось само понятие "У.". Изменения в У. как форме организации занятий возникли и при введении т.н. концентрированного обучения (обучение "путем погружения" - для изучения в рамках одного предмета крупной темы, раздела), профильного обучения (в старших классах), создании классов выравнивания и т.д.

Однако до сих пор нерешёнными проблемами У. являются: нерациональная трата учебного времени, необходимость разноуровневого обучения, для которого неприемлема структура сложившихся классных коллективов, и др.

Сложилось несколько типов У. Наиболее распространён комбинированный У. Он состоит из организационной части (1-2 мин), проверки домашнего задания (10-12 мин), изучения нового материала (15-20 мин), его закрепления и выполнения практических заданий (10-15 мин), подведения итогов (5 мин), домашнего задания (2-3 мин). У. закрепления нового материала проводится преимущественно в старших классах в форме лекции, конференции, проблемного У., киноурока и др. У. закрепления знаний и умений осуществляется в форме семинара, практикума, экскурсии, лабораторного практикума и др. У. обобщения и систематизации имеет целью системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы. У. контроля и коррекции знаний, умений и навыков помогает оценить результаты учения, уровень обученности, степень готовности применять полученные знания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 297-298)
— форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 421)
Ч421.260

УСВОЕНИЕ
— основной путь приобретения человеком общественно-исторического опыта. В процессе У. человек овладевает знаниями и способами действий, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. Процесс У. является психологической стороной учения, показывающей, как педагогические воздействия отражаются в сознании учащихся, в их учебной и практической деятельности и в какой мере учение служит целям всестороннего развития учащихся и выработки у них научного мировоззрения.

По своей внутренней структуре процесс У. представляет аналитико-синтетическую деятельность и производные процессы абстракции, обобщения, конкретизации, систематизации. В зависимости от этапа обучения, от отношения новых знаний к прежнему опыту учащихся, от способностей ученика наблюдаются различные уровни анализа и синтеза и различное соотношение их друг с другом. В результате процесса У. формируются обобщения, лежащие в основе научных понятий.

В школе учащимся не только передаются "готовые знания", но их обучают и тем рациональным приёмам мышления, с помощью которых знания добываются, усваиваются и закрепляются на практике. Без специального обучения и руководства со стороны педагога процесс выработки учащимся "своих" приёмов У. идёт путём "проб и ошибок" и требует много времени и усилий.

У. знаний должно содействовать умственному воспитанию учащихся, причём в фонд умственного развития входит не только сумма знаний, но и те приёмы и способы мышления (умения и навыки интеллектуального характера), которые формируются и закрепляются в ходе обучения. Важное место в процессе У. занимают способы преодоления учащимися интеллектуальных затруднений, возникающих в ходе познавательной деятельности. Важная роль здесь принадлежит проблемному обучению.

Для объяснения процесса У. в современной психологии выдвинуто несколько гипотез, в т.ч. теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (см.Действие), а также идеи, выдвинутые В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным на основе положений Л.С. Выготского.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 298)

УСОВА Александра Платоновна (1898-1965)
— педагог, специалист по дошкольному воспитанию, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), д-р педагогических наук (1959). Преподавала в начальной школе Иркутска (с 1921), ЛГПИ (с 1926), в Педагогическом институте им. Н.К. Крупской (1938-41). В 1942-45 в Министерстве просвещения РСФСР; с 1945 в системе АПН: в НИИ теории и истории педагогики, в НИИ ДВ (с 1960). Разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Значительный вклад внесла в исследование проблемы детской игры. Ряд работ У. посвящён разработке принципов сенсорного воспитания в детском саду, использованию народного творчества в воспитании дошкольников.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 414)
Ч33(2)7-8

УСОВА Антонина Васильевна (р. 1921)
— д-р педагогических наук (1971), профессор (1973), действительный член РАО (1995; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой Челябинского педагогического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич (р. 1937)
— детский писатель. Повести и рассказы: "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Чебурашка и его друзья" (1970, совместно с Р. Качановым) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 414)
Ч426.21,6(2)317.8-Успенский Э.

УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Уссурийск Приморского края, ул. Некрасова, 35. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

УСТАВ образовательного учреждения
— документ, определяющий порядок деятельности образовательного учреждения. В У. указываются: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус, учредитель и организационно-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых программ; осн. характеристики образовательного процесса (язык, на котором ведётся обучение и воспитание; порядок приёма обучающихся, воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе; порядок и основания отчисления обучающихся; система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок её проведения; режим образовательного учреждения; наличие платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления; порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и их родителей или законных представителей); структура финансовой и хозяйственной деятельности; порядок управления образовательным учреждением (компетенция учредителя; структура и формирование органов управления, их компетенция и организационная деятель- ность; комплектование сотрудников и условия оплаты их труда; изменение У.; реорганизация и ликвидация образовательного учреждения; права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов - приказов, распоряжений и других актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения).

У. в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации в области образования, разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно и утверждается его учредителем. Локальные акты не могут противоречить У. и подлежат регистрации в качестве дополнений к У.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 298)

УСТАВ ШКОЛЫ
— правовой документ, регламентирующий все основные стороны работы школы.
(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 78)

© Российская национальная библиотека, 2006