РИСУНОК ДЕТСКИЙ
— форма проявления и характерный показатель развития ребёнка. Осознанная изобразительная деятельность формируется в дошкольном возрасте. Наряду с игрой - ведущей деятельностью на данном возрастном этапе - рисование обеспечивает усвоение ребёнком социального опыта.

На развитие Р.д. оказывает влияние не только двигательный графический опыт ребёнка, но и весь его опыт в целом. Большое значение имеет понимание ребёнком готовых изображений. Взрослый подводит ребёнка к открытию того, что рисунок есть изображение реального предмета, явления и пр. Постепенно в процессе развития изобразительной деятельности ребёнок научается соотносить с реальными предметами графические образы, которыми он овладевает. Детскому рисованию присуща известная тенденция к закреплению привычных графических образов. При определённых условиях это превращает образы в застывшие шаблоны (изображения домиков, цветов, деревьев и т.п.). Усваивая шаблоны, ребёнок начинает переносить их из рисунка в рисунок. Превращение графических образов в шаблоны представляет опасность для развития Р.д. Без педагогического руководства ребёнок может так и не научиться творческому рисунку.

Рисунки мальчиков и девочек заметно различаются. Общая направленность на идентификацию со своим полом, поощряемая взрослыми, придаёт определённое содержание и Р.д. Мальчики рисуют автомобили, самолёты, танки, "войну". Девочки - принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты. Эта тенденция просматривается у детей от 5-6 лет вплоть до подросткового возраста. Дети своими рисунками без специального намерения отражают идеологическую и культурную направленность общества, учатся оценивать действительность, подражая оценкам взрослых. Усваивая ориентации окружающих людей, ребёнок вырабатывает и свою личную позицию. Социальные реакции детей адекватны общественному настроению и интересам взрослых. Поэтому Р.д. можно оценивать как подлинные документы эпохи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 241)

РИТМИКА (от греч. rhythmos - порядок движения)
— ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных) форм и пластических движений. Ритмическое воспитание способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. В Р. сливаются воедино слуховое (ритмическое) и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Длительное время ритмическое воспитание использовалось в искусстве балета. Однако осмысление категории Р., сформировавшее новое представление о классических законах пространственной перспективы и движений, было свойственно не столько балету, сколько музыке, театру и даже живописи и архитектуре. Р. изменила восприятие классической формы триединства - действия, времени и места и превратилась в самостоятельное направление, получившее название "нового искусства движения".

Одним из создателей новой концепции движения является французский педагог и композитор Ф. Дельсарт (1811-71). Его идеи развивали Э. Жак-Далькроз и А. Аппиа (Швейцария), А. Дункан (США), Р. Штейнер (Германия), Г. Крэг (Великобритания), К.С. Станиславский (Россия) и др. Стройную систему ритмического воспитания разработал Жак-Далькроз в Институте музыки и ритма в Хелерау (близ Дрездена). Почти одновременно с ним Штейнер создал концепцию "нового искусства постижения", получившую название эвритмии. Наиболее яркое воплощение идеи Р. получили в творчестве американской танцовщицы А. Дункан (1878-1927), открывшей в 1905 школу в Берлине (Грюневальдская школа). Дункан рассматривала танец как естественное средство воспитания ребёнка, вводила понятия "воля к красоте", "движения, сообразных гармонии в природе" и др. Однако её идеи не находили понимания у сторонников классической балетной школы. Пытаясь найти поддержку в разных странах, Дункан переезжала со своей школой во Францию (с 1913 - в Париже), США (с 1914), Грецию (1921). В 1921 Дункан приехала в Россию, где её деятельность была воспринята как революционное искусство; её поддерживал А.В. Луначарский. Однако в условиях разрухи Дункан приходилось работать в сложнейших условиях. После трагической смерти Дункан школу возглавила её воспитанница Ирма Дункан (до конца 40-х гг.). Идеи Дункан привлекли энтузиастов во мн. странах мира. По её методике работают современные школы Дункан в Австрии и Великобритании, Центр естественного движения и Мюнхенская школа в Германии, Академия А. Дункан во Франции (Париж), Международный дункановский институт классического танца в Сан-Франциско (США) и др.

В России развивалось собственное направление Р. Мн. русские ритмисты получили образование в Хелерау. Станиславский использовал идеи Дункан и Крэга. Основными центрами ритмического воспитания стали Институты ритма в Петербурге и Москве. Петербургский институт вёл историю с курсов ритмической гимнастики Жак-Далькроза (1912), преобразованных в школу ритмики О. Адамович (затем Н.В. Романовой) и в 1920 в институт. В Москве в 1914 созданы частные курсы для подготовки ритмистов-преподавателей под руководством Н.Г. Александровой, в 1918 они влились в Московский институт ритма, который возглавила Александрова. В начале 20-х гг. институт обслуживал св. 70 учебных и воспитательных учреждений. Его сотрудники разрабатывали направления: ритм в музыке, движении, слове, архитектуре, производственных процессах; ритм как инструмент воспитания и даже как оздоровительно-лечебное средство и т.д.

Систему гармонической гимнастики предложила Л. Алексеева. Ансамбли "алексеевок" (последовательниц Алексеевой) и "босоножек" сохранились до наших дней. Параллельно уникальную методику "музыкального движения" создавали артисты коллектива "Государственная студия Гептахор" (1918-34, ведёт историю со студии "Молодой Гептахор", осн. в 1914) под руководством С.Д. Рудневой. Осн. содержание метода "музыкального движения" - целостный подход к Р., музыке и движению, обучение детей владеть своим телом и эмоциями, развитие эмоциональной сферы и образного мышления личности.

К середине 20-х гг. Р. стали критиковать как буржуазную форму культуры. В 1923 с переводом Московского института ритма в Ленинград была фактически ликвидирована московская школа Р. В 1925 предпринимались попытки возрождения Р. с учреждением при Государственной академии художественных наук Московской ассоциации ритмистов. Однако в 30-е гг. Р. была устранена из школьных программ. В середине 40-х гг. Руднева разрабатывала на основе Р. программы художественной гимнастики для 1-11-х классов женских школ. Свои педагогические взгляды она изложила в пособиях: "Методика музыкального воспитания в детском саду" (1961 и 1969), "Ритмика. Музыкальное движение" (1972, совместно с Э.М. Фиш) и др. Её методику развивают современные детские музыкальные студии и школы, учреждения дополнительного образования детей, а также Ассоциация музыкального движения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 241)

См. также Жак-Далькроз

РИТОРИКА [греч. rhetorike (tekhne) - ораторское искусство]
— дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи (прежде всего прозаической и устной), разнообразные формы речевого воздействия на аудиторию.

Своё начало Р. получила в Древней Греции в 5 в. до н.э. В школах софистов (см.Античность) была разработана система учебных ораторских упражнений - декламаций на заданные темы. Научные основания Р. заложил Аристотель, который рассматривал Р. как науку о законах мнения (соотнося её с логикой - наукой о законах знания). Для обучения Р. имела значение деятельность Теофраста, ученика Аристотеля, который в своём сочинении "О слоге" дал обширный систематизированный аппарат риторических категорий. Преподавание в риторских школах основывалось на изучении теории и образцовых произведений ораторов 5-4 вв. до н.э.

Позже наметился разрыв между теорией и нормативностью образцов: теория ставила задачей Р. занимательность изложения, выработку высокого стиля, в образцах же гл. внимание уделялось точности выражения. В средние века наряду с грамматикой и диалектикой (логикой) Р. входила в тривиум - низшую ступень семи свободных искусств. В монастырских и соборных школах Западной Европы, а затем в университетах осн. источниками изучения Р. были латинская анонимная "Риторика к Гереннию" и "О нахождении слов" Цицерона. Р. оставалась частью классического образования вплоть до 19 в. Однако начавшееся уже в 18 в. расхождение между нормативной школьной Р. и языковой практикой послужило причиной исключения Р. из учебных курсов к началу 20 в.

В России систематическое преподавание Р. началось в школах православных братств на территории Юго-Западной Руси и Речи Посполитой в 16- 17 вв. по латинским учебникам. В киевских архивах сохранилось 127 учебников Р. на латинском языке, относящихся к 17-18 вв., которые использовались на занятиях в Киево-Могилянской академии. Авторами учебных книг по Р. были: Симеон Полоцкий, братья Лихуды (1698), учитель Р. Георгий Данииловский (ок. 1720), М.В. Ломоносов (1748) и др. В конце 19 - начале 20 вв. вместо Р. стала преподаваться теория словесности, под этим названием с 70-х гг. 19 в. до 20-х гг. 20 в. выходили школьные нормативные руководства, рассматривавшие гл.о. художественную письменную речь.

Элементы педагогической Р. сохранились в курсах русского языка и литературы до настоящего времени (творческие работы, практические упражнения по развитию устных и письменных форм речи и овладению нормами речевого этикета и др.).

С 50-х гг. в связи с развитием средств массовой коммуникации и информации в ряде стран (прежде всего в США, Франции и Японии) вновь возник интерес к Р. как самостоятельной научной и учебной дисциплине. В Рос. Федерации в 90-е гг. Р. как учебная дисциплина введена в средние общеобразовательные школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 241-242)

См. также Античность

Ч426.131(2)52

РИХТЕР И.
см. Жан Поль

РОБАСТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
— в Японии проектирование качественных систем (инжиниринг качества) называется робастным проектированием. Это такой подход к проектированию, который заключается в уменьшении разбросов выходных характеристик путем использования таких методов, которые уменьшают чувствительность к источникам разбросов.
(Щипанов В.В., Чернова Ю.К., Крылова С.А. Математическое моделирование образовательных процессов. - Тольятти, 2005. С. 6-7)

См. также Квалиметрия,Квалитативное образование, Робастность,Тагути методы

РОБАСТНОСТЬ
— состояние, в котором характеристики технологии, процесса или процессов нечувствительны к воздействию дестабилизирующих факторов.
(Щипанов В.В., Чернова Ю.К., Крылова С.А. Математическое моделирование образовательных процессов. - Тольятти, 2005. С. 7)

См. также Квалитативная культура, Робастное проектирование

РОБЕН (Robin) ПОЛЬ (1837-1912)
— французский педагог и общественный деятель. С 1861 преподавал в лицеях Рош-сюр-Йона и Бреста. В "Докладе об интегральном образовании" (1866), представленном I Интернационалу, призывал "искать новую систему воспитания, при которой одновременно будут развиваться мыслящий ум и работающая рука". С 1880 возглавлял детский приют Прево близ Кампюи в Уазе, откуда в 1894 из-за травли со стороны реакционеров ушёл в отставку. В приюте пытался реализовать разработанную им демократическую педагогическую программу. Отстаивал необходимость соединения теоретических и практических знаний, поощрение самодеятельности детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 401)
Ч33(4Фр)

РОВИД (Rowid) ХЕНРИК (1877-1944)
— польский педагог. Был гл. редактором журналов "Педагогическое движение" (1912-33) и "Хованна" (1933-39). Организатор и руководитель (с 1920) Государственных учительских курсов во мн. городах Польши, которые стали первой формой высшего образования учителей начальных школ. Автор учебника по педагогической психологии (1937-38). Педагогические взгляды Р. наиболее полно отражены в книге "Творческая школа" (1926). Созданный им термин "творческая школа" был принят в польской педагогике для обозначения польской разновидности трудовой школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 401)
Ч33(4П)

РОДАРИ (Rodari) ДЖАННИ (1920-1980)
— итальянский писатель. Произведения для детей: стихи (сб. "Поезд стихов", 1952), сказки ("Приключения Чиполлино", 1951; "Голубая стрела", 1954; "Джельсомино в стране лжецов", 1959); "Грамматика фантазии" (1973), "Марионетки на свободе" (1974).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 401)
Ч33(4Ит)

РОДЖЕРС (Rogers) КАРЛ (1902-1987)
— американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. В 1940-63 профессор университетов Огайо, Чикаго и Висконсина. С 1964 директор Центра по изучению личности в Ла-Джолла (Калифорния). Разработал т.н. недирективный или центрированный на клиенте метод психотерапии, в основу которого легли его представления о формировании личности. Теория Р. оказала влияние гл.о. на детскую психологию и детскую психопатологию. Центральной для Р. является категория самооценки: в результате взаимодействия ребёнка со взрослыми и другими детьми у него создаётся представление о себе. Р. придаёт важное значение ситуациям межличностного общения людей, в частности учителя и учеников. Только создание благоприятной межличностной атмосферы устраняет преграды на пути подлинно продуктивного учения, здорового развития личности. Основанные на психотерапевтическом подходе Р. воспитательно-образовательные установки получили название "недирективная педагогика": учитель должен взять на себя миссию неформального обучения, отдавая приоритет эмоциональной жизни учащихся. Однако осуществление на практике этих идей может приводить к анархической стихийности педагогического процесса и снижению уровня обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 401)
Ч33(7США)

РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
— Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей, даже в тех случаях, когда брак расторгнут или вообще не регистрировался либо когда родители проживают раздельно. Родительские права неразрывно связаны с родительскими обязанностями. Именно осуществляя свои родительские права, родители выполняют свои обязанности по должному воспитанию детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; должны обеспечить получение детьми основного общего образования. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинить вред физическому и психическому развитию детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом их мнения. Родительские права и обязанности не могут осуществляться в противоречии с интересами ребёнка. При возникновении разногласий по вопросам воспитания детей спорный вопрос разрешается органами опеки и попечительства с участием отца и матери или судом. Являясь законными представителями ребёнка, родители выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, во всех органах и организациях, в т.ч. и в судах, без специальных полномочий. Родители дают ребёнку имя и определяют его фамилию в случае, когда у отца и матери фамилии разные. Ребёнку, рождённому матерью, не состоящей в браке, при отсутствии добровольного признания отцовства или установления отцовства в судебном порядке фамилию записывают по фамилии матери, а имя и отчество - по её указанию. Если после расторжения брака ребёнок остаётся проживать с родителем, фамилия которого отличается от фамилии ребёнка, то этот родитель может ходатайствовать перед органом опеки и попечительства об изменении фамилии ребёнка. В связи с тем, что лучшие условия для воспитания имеются при совместном проживании ребёнка с родителями, последние имеют преимущественное право на его воспитание перед любым другим лицом.

Закон защищает права родителей. В случае удержания ребёнка любым лицом без законных на то оснований родители вправе требовать возврата ребёнка. Если родители не проживают совместно вследствие к.-л. причин, то вопрос о том, с кем будет проживать ребёнок, определяется по их соглашению или по решению суда с учётом интересов ребёнка. Родители, проживающие отдельно от ребёнка, добровольно или по решению суда должны выплачивать ему алименты. Одежда, обувь, книги и другие вещи, купленные для детей, принадлежат только детям, и родители не вправе распоряжаться этим имуществом. Не признавая в целом права ребёнка на имущество родителей при их жизни, закон в ряде случаев учитывает имущественные интересы детей. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, прежде всего имущественного характера, то органом опеки и попечительства может быть назначен представитель для защиты интересов детей.

Законодательством усилен контроль за соблюдением родителями имущественных прав и интересов детей. Семейный кодекс Рос. Федерации распространил на родителей и усыновителей практически тот же разрешительный порядок распоряжения имуществом детей, который ранее действовал только в отношении опекунов и попечителей. Родители не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать от имени ребёнка или давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества, т.е. его купле-продаже, мене, обмену, дарению, сдаче в наём (аренду), безвозмездное пользование или в залог, раздел имущества, выделение из него долей, сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребёнку прав, а также любых других, которые могут привести к уменьшению его имущества. Согласия органа опеки и попечительства не требуется для принятия в пользу ребёнка имущества в дар или безвозмездное пользование.

Действия родителей по осуществлению своих прав и обязанностей по отношению к детям находятся под контролем органов опеки и попечительства не только при совершении сделок, в результате которых могут быть нарушены имущественные и иные интересы ребёнка, но и в некоторых других случаях, предусмотренных законом. Так, если ребёнок выезжает за пределы Рос. Федерации без сопровождения хотя бы одного из родителей, усыновителя, опекуна или попечителя, то он должен иметь нотариально оформленное согласие этих лиц на его выезд из России. А в случае, если длительность поездки превышает три месяца, то на неё должно быть также разрешение органа опеки и попечительства.

Родители несут ответственность за действия своих детей. На них, в частности, лежит обязанность возмещения ущерба, причинённого их детьми. Убытки, причинённые детьми, не достигшими 14 лет, возмещаются родителями полностью, если не будет доказано, что вред произошёл не по их вине, т.е. не вследствие их упущений по воспитанию детей и контролю за их поведением. Причём отвечают оба родителя, даже в случае их раздельного проживания с ребёнком. Иногда суд может возложить ответственность за вред, причинённый ребёнком, и на родителя, лишённого родительских прав. Родительские права по воспитанию детей, по защите прав и интересов ребёнка прекращаются по достижении ребёнком 18 лет, при вступлении несовершеннолетних детей в брак или при эмансипации. Семейное законодательство детально регулирует права и обязанности несовершеннолетних родителей, которые вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении 16 лет. До достижения же ими этого возраста ребёнку может быть назначен опекун, который и будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями. Право признавать и оспаривать отцовство и материнство, требовать установления отцовства в отношении своих детей возникает у несовершеннолетних родителей по достижении ими 14 лет. Дедушка и бабушка, братья, сёстры и другие родственники имеют право на общение с ребёнком. В том случае, когда родители или один из них отказывает им в этом, органы опеки и попечительства могут установить порядок общения с ребёнком, если такое общение не мешает и не оказывает на него вредного влияния.

При ненадлежащем выполнении родительских обязанностей, использовании их во вред ребёнку возможно отобрание ребёнка, ограничение родительских прав, лишение родительских прав.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 242-243)

См. также Алименты, Дети, Жестокое обращение с детьми, Лишение родительских прав, Преступность несовершеннолетних,Семейное право, Сиротство, Усыновление, ЮНИСЕФ

Х

"Родник"
— издательство, ООО, Москва. Детская литература (книжки для дошкольников).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
— осн. язык обучения и учебный предмет. Преподавание Р.я. направлено на усвоение учащимися осн. сведений о фонетических особенностях, словарном составе, грамматическом строе Р.я.; выработку навыков свободного владения языком в устной и письменной форме; развитие мышления, познавательных способностей учащихся; нравственное воспитание.

В Декларации прав народов России (1917) было провозглашено право каждого народа осуществлять обучение на Р.я. В 20-30-х гг. была создана письменность для десятков народов СССР, разработана учебная, научная литература, стала формироваться художественная литература на Р.я. В целом были созданы необходимые условия для изучения мн. Р.я. и обучения на них. Однако в последующие десятилетия сферы использования Р.я. значительно сужались, в т.ч. в системе образования. Р.я. был оттеснён в начальную школу, общее образование в средней школе учащиеся получали на русском языке. Р.я. сохранялся гл.о. как учебный предмет. В 70-80-х гг. разработаны алфавиты для бесписьменных или утративших письменность языков малочисленных народов Крайнего Севера. В Рос. Федерации в школах изучают языки более 70 народов. В соответствии с Федеральным законом о языках (1991) и республиканскими законодательными актами создаются условия для изучения и преподавания Р.я. всех народов независимо от их численности в местах компактного проживания. Специфика нерусской школы с нерусскими учащимися состоит в том, что вся работа в ней строится на двух языках. Изучение русского и родного языков осуществляется в тесной взаимосвязи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 243)

См. также Двуязычие

Ч426.153

РОДСТВО
— тип отношений между людьми, обусловленный их происхождением от общих предков; кровная связь между людьми (родственниками). Различают Р. по прямой линии (родственники происходят друг от друга: прадед, дед, отец, внук и т.д.) и по боковой линии (родственники происходят от одного предка: родные братья и сёстры, двоюродные братья и сёстры, дядя, племянник и т.д.). Прямое Р. может быть восходящим (от потомков к предкам) и нисходящим (от предков к потомкам). Близкими родственниками считаются: родители и дети; дед, бабушка и внуки; родные братья и сёстры. Братья и сёстры могут быть полнородными, если имеют общих отца и мать, и неполнородными, если имеют или общую мать, или общего отца. Это деление не влечёт различий в их правовом положении. К близкому Р. по правовому значению приравниваются отношения между усыновлёнными и усыновителем (см.Усыновление). Близкие родственники связаны между собой семейными правами и обязанностями (прежде всего алиментными - см. Алименты); имеют право наследовать по закону имущество друг друга; вправе получать пенсию (см. Пенсия социальная, Пенсия по случаю потери кормильца). Дальними родственниками считаются двоюродные и троюродные братья и сёстры, дяди, тёти, племянники и т.д. Их родственные отношения, как правило, сами по себе не порождают к.-л. правовых последствий (алиментных обязательств и т.п.). Они могут наследовать по закону лишь при отсутствии более близких родственников, либо если являются нетрудоспособными и находились на иждивении умершего не менее одного года до его смерти.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 243)

См. также Алименты,Пенсия по случаю потери кормильца, Пенсия социальная,Усыновление

РОЖДАЕМОСТЬ
— частота рождений в определённой группе населения: количество живорождённых детей на 1 тыс. населения за 1 год. Наряду со смертностью, детской смертностью и продолжительностью жизни - важный показатель естественного движения населения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 243)

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Николай Сергеевич [1891 (или 1892) - 1981]
— методист в области обучения русскому (родному) языку, д-р педагогических наук (1961), заслуженный деятель науки РСФСР (1977). Преподавал в вузах Москвы; с 1943 в системе АПН СССР. На основе взаимосвязи работы по грамматике и орфографии с развитием мышления и речи школьников сформулировал направления совершенствования системы обучения младших школьников русскому языку, реализованные в учебниках для начальной школы и методических руководствах к ним.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 401)
Ч426.131г(2)

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Сергей Васильевич (1868-1934)
— педагог, историк образования, член-корреспондент Российской АН (1920). Член Археографической комиссии (1922), ряда русских исторических обществ. Преподавал в вузах и средних учебных заведениях С.-Петербурга; с 1896 на женских педагогических курсах ВУИМ (с 1916 директор созданного на основе курсов Женского педагогического института). Репрессирован по "академическому делу" в 1929 и сослан в Томск.

Р. принадлежал к научной школе С.Ф. Платонова. Первоначально занимался политической и социально-экономической историей России 16-17 вв. Гл. труд Р. по истории образования, составленный им по поручению МНП, - "Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902" (1902), в котором впервые было вовлечено в научный оборот значительное число документов из архива этого учреждения. Книга представляет собой систематическое изложение фактов, характеризующих развитие взаимосвязанных сфер русской начальной, средней и высшей школы в русле некоторой единой образовательной политики. В 1912 опубликован 1-й том "Очерков по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX вв.". В книге рассматривалась эволюция учебных заведений от профессиональных (Петровской эпохи) к общеобразовательным, формирование идеи и различные проекты создания системы народного просвещения. Во 2-м томе "Очерков" (не окончены) Р. предполагал представить историю народного просвещения как часть социальной политики в целом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 401)
Ч33(2)7-8

"Роза мира"
— редакционно-издательская фирма, ТОО, С.-Петербург. Образовательная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919)
— философ-педагог, видный деятель образования Нижегородского края. Дал философское обоснование теории воспитания и обучения. Выдвинул универсальные принципы образования. Создал серию философско-педагогических работ, котор. назв. в сборнике "Сумерки просвещения" (1899).
(Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под ред. И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 240-252)

— философ, писатель, педагог, литературный критик. Ввел три принципа образования и воспитания:
  1. принцип индивидуальности,
  2. принцип целостности,
  3. принцип единства цели.

Раньше других западных ученых попытался ввести в психологию термин "понимание".

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 130)
Ч33(2)51

РОЗАНОВ М.Г.
см. Огнев Н.

РОЗЕНТАЛЬ Дитмар Эльяшевич (1900-1994)
— языковед, методист русского и иностранного языков. Преподавал в средней школе, рабфаке, МГУ. Владел мн. иностранными языками. Заместитель гл. редактора журнала "Русский язык в школе". Автор программ, учебно-методических пособий и учебников по русскому языку для средней и высшей школы, словарей и пр. Труды по грамматике и стилистике современного русского языка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 402)
Ч426.13г(2)

РОЗОВ Виктор Сергеевич (р. 1913)
— драматург, прозаик. Остроконфликтные пьесы, преимущественно о молодёжи: "В добрый час!" (1954), "В поисках радости" (1957) и др. В пьесе "Вечно живые" (1943) и её киноверсии "Летят журавли" (1957) - тема гражданского долга, человеческой верности, высоких традиций русской интеллигенции. Гос. премия СССР (1967).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 402)
Ч426.21,6(2)317.8-Розов

РОЛЛЕН (Rollin) ШАРЛЬ ЛУИ (1661-1741)
— французский историк и педагог. Преподавал в коллежах Парижа. В "Трактате об образовании" (т. 1-4, 1726-28; т. 1-3, 1845; рус. пер. 1908) излагал способы изучения гуманитарных наук и давал руководящие начала для устройства отдельных классов и коллежей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 402)
Ч33(4Фр)

РОМАНЦЕВ Геннадий Михайлович (р. 1950)
— д-р педагогических наук и профессор (1998), член-корреспондент РАО (2000; Отделение базового профессионального образования), ректор Уральского государственного профессионально-педагогического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

РОНКИН Владимир Григорьевич (р. 1937)
— заслуженный работник образования республики Казахстан.
(Ронкин В.Г. Уроки самому себе. - Алматы, 1997. С. 2)
Ч34(2К)

"Росмэн"
— издательство, ЗАО, Москва. Детская, образовательная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при Президенте Российской Федерации
— Москва, просп. Вернадского, 84. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

ч489.514(2)7

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО)
— государственная научная организация по проблемам образования. Учреждена в 1991 в Москве на базе Академии педагогических наук СССР (создана в 1943 как Академия педагогических наук РСФСР с целью объединения научно-педагогических сил страны и координации научных исследований; в 1966 преобразована в Академию педагогических наук СССР). РАО ведёт исследования и разработку научных основ образования в Рос. Федерации. Координирует апробацию образовательных технологий, средств и форм организации обучения и воспитания. Оказывает научно-методическую помощь образовательным учреждениям, органам управления образованием, в т.ч. в деле совершенствования системы подготовки и повышения квалификации научных и научно-педагогических работников. Обобщает и распространяет педагогический отечественный и зарубежный опыт.

В 2000 в РАО состояли 116 академиков, 143 члена-корреспондента, 6 почётных членов, 60 иностранных членов. Объединяет 6 отраслевых отделений: философии образования и теоретической педагогики (Институт теории образования и педагогики, Институт педагогических инноваций, Институт управления образованием); психологии и возрастной физиологии (Психологический институт, Институт дошкольного образования и семейного воспитания, Институт возрастной физиологии, Институт коррекционной педагогики); образования и культуры (Государственный институт семьи и воспитания, Институт художественного образования, Институт педагогики социальной работы, Центр социологии образования); общего среднего образования (Институт общего среднего образования, Сибирский институт образовательных технологий, Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера); базового профессионального образования (Институт среднего профессионального образования, Институт профессионально-технического образования, Институт образования взрослых); высшего образования (Институт информатизации образования, Университет РАО); 5 региональных отделений: Центральное (центр в Москве; Центр региональной политики развития образования); Северо-Западное (С.-Петербург; Институт продуктивного обучения; НИИ региональных проблем развития образования), Сибирское (Красноярск; Институт стратегии развития, управления и прогнозирования образования в Сибири; Институт мониторинга качества региональных образовательных систем); Поволжское (Казань); Южное (Ростов-на-Дону; НИИ социально-педагогических проблем).

При РАО имеются докторантура и аспирантура; институт переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников; экспериментальные учебные заведения; открытый лицей "Всероссийская заочная многопредметная школа" (на базе МГУ); Научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского; Художественно-педагогический музей игрушки (г. Сергиев Посад Московской области).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 243-244)

См. также Действительные члены РАО, Персональный состав РАО,Почетные члены РАО, Члены-корреспонденты РАО

Ч33(2)

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
— Москва, ул. Кольская, 2, корпус 1. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.518.26-соц.раб.

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА (РГБ) в Москве
— национальная библиотека Рос. Федерации, крупнейшая в стране. Осн. в 1862 в составе Румянцевского музея, с 1925 Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, с 1992 современное название. В фондах ок. 39 млн. единиц хранения, в т.ч. наиболее полные собрания отечественных рукописей, уникальные образцы книжного искусства, русские периодические издания и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 477)
http://www.rsl.ru

См. также Библиотеки РФ

Ч734(2)811.11

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ПО ИСКУССТВУ (РГБИ) в Москве
— крупнейшая в Рос. Федерации библиотека в области театра и изобразительных искусств. Осн. в 1922 как театральная на базе библиотеки училища при Малом театре и преобразована в Государственную центральную театральную библиотеку (современное название с 1991). В фондах ок. 2 млн. единиц хранения (литература о театре, музыке, кино, балете, драматургии, изобразительном искусстве, по гуманитарным наукам; представлены книги, журналы, театральные программы; ок. 25 тыс. единиц изобразительных материалов; собрания Общества русских драматических писателей, театрального отдела АХ, личные и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 477)
http://www.liart.ru

См. также Библиотеки РФ

Ч734(2)711.14

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА (РГДБ)
— крупнейшая в Рос. Федерации библиотека, обслуживающая детей, а также взрослых читателей (педагогов, родителей, специалистов). Осн. в 1969. В фондах св. 500 тыс. единиц хранения (книги, периодические издания, литература на иностранных языках, кино- и фотоматериалы, звукозаписи, нотные издания, коллекция старой книги и др.). РГДБ является научно-методическим центром в области педагогики, психологии и социологии детского чтения, библиографии детской литературы. В библиотеке организованы Комната сказок, Пушкинская комната и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 477)
http://www.rgab.ru

См. также Библиотеки РФ

Ч739.4(2)71

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮНОШЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (РГЮБ) в Москве
— Осн. в 1966. В фондах св. 1 млн. единиц хранения. Обслуживает детей среднего и старшего школьного возраста и молодёжь, педагогов, специалистов. Является научно-методическим центром в области юношеской и молодёжной литературы. Содержит учебные, методические издания, литературу по профориентации, а также художественную, справочную и др. литературу.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 477)
http://www.rgub.ru

См. также Библиотеки РФ

Ч734(2)711.333

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА (РНБ) в С.-Петербурге
— старейшая государственная общедоступная библиотека Рос. Федерации. Осн. в 1795 как Императорская Публичная библиотека, открыта в 1814. В 1845-61 в составе библиотеки находился Румянцевский музей, на базе которого создана Рос. государственная библиотека. С 1917 Российская, с 1925 Государственная публичная библиотека, с 1932 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. С 1992 современное название. В фондах ок. 32 млн. единиц хранения, в т.ч. уникальные собрания "Россики", инкунабул и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 477)
http://www.nlr.ru

См. также Библиотеки РФ

Ч4734(2)711.12

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Москва, Миусская пл., 6. Психология, социальная антропология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— С.-Петербург, набережная реки Мойки, 48 (бывш. пединститут им. Герцена). Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД (РДФ)
— неправительственная, неполитическая, благотворительная общественная коммерческая организация. Создан в 1987 как Советский детский фонд им. В.И. Ленина, который в 1991 преобразован в РДФ и Международную ассоциацию детских фондов. Фонд основывается в своей деятельности на Конвенцию ООН о правах ребёнка. Объединяет усилия общественности по укреплению роли и авторитета семьи, оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, а также детям, пострадавшим от стихийных бедствий, эпидемий, войн. Финансируется за счёт добровольных взносов и пожертвований граждан и др. Имеет отделения во всех республиках, краях, областях и некоторых крупных городах Рос. Федерации. В его ведении находится Научно-исследовательский институт детства (осн. в 1989). Сотрудничает с ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и другими организациями.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 244)

РОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР
— осн. в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 - Центральный детский театр, с 1987 академический, с 1992 современное название. Гл. режиссёры - М.О. Кнебель (1955-60, 1966-68), А.В. Бородин (с 1980). Спектакли: "Её друзья" (1949), "Страница жизни" (1953), "В добрый час!" (1954), "В поисках радости" (1957) В.С. Розова, "Сомбреро" С.В. Михалкова (1957), "Они и мы" Н.Г. Долининой (1964), "Отверженные" по В. Гюго (1983), "Ловушка №46, рост второй" Ю.П. Щекочихина (1985), "Король Лир" У. Шекспира (1992) и др. Артисты: О.Н. Ефремов, В.Я. Заливин, К.П. Коренева, Е.В. Перов, В.А. Сперантова, Л.С. Чернышова. В труппе: И.Д. Воронов, Л.В. Гнилова, М.Г. Куприянова, Г.М. Печников и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 244)

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Москва, Ленинградский просп., 49. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

Российский университет дружбы народов
— Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. Психология, социальная педагогика
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

"Российское педагогическое агентство"
— учебно-издательская фирма, ТОО. Методическая, педагогическая, психологическая, учебная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

© Российская национальная библиотека, 2006