ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ
— педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т.е. признания ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, обладающий позицией ненасилия, способен не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчив, уверен в себе, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и др. человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, позитивно оценивает детей, снижает у них уровень напряженности, тревожности и страхов. Характеристика разработана специалистом по педагогике ненасилия В.А. Ситаровым.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 107-108)

ПЕДАГОГИКА ПРАВА
— занимается изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны. Опирается на представление о воспитании человека в соответствии с его правом на самореализацию и личностный выбор, из чего вытекает и характер уважительных взаимоотношений с учениками в прцессе обучения.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 180)

— новое направление в современной педагогике, которое занимается изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 109)

См. также Правовая педагогика

ПЕДАГОГИКА ПРАВОВАЯ
см. Правовая педагогика

ПЕДАГОГИКА ПРАВОСЛАВНАЯ
см. Православная педагогика

ПЕДАГОГИКА ПРЕВЕНТИВНАЯ
— педагогика, изучающая пути и методы предупреждения соц. отклонений среди подростков и молодежи.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 109)

"Педагогика-Пресс"
— государственное издательство, Москва. Детская, педагогическая, психологическая, учебная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

"ПЕДАГОГИКА СВОБОДЫ"
— педагогика, направленная на разработку средств, помогающих человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации. Рассматривает ребенка как уникальную духовную САМОСТЬ.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 109)

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
— направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в. П.с. представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П.с.: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы П.с. имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик. Осн. положения П.с.: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.), самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

Ряд положений П.с. опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому П.с. вызвала большую полемику. П.с. дала импульс творческой деятельности мн. педагогов, инициировала деятельность авторских школ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 189)

См. также Иванов И. П.Караковский В.А., Лысенкова, Продуктивное образование, Шаталов В. Ф., Щетинин М. П.

Ч312.5

ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНАЯ
см. Социальная педагогика

ПЕДАГОГИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ
см. Специальная педагогика

ПЕДАГОГИКА СУЗУКИ
см. Сузуки Чиниси

ПЕДАГОГИКА "ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА"
см. Геронтогогика

ПЕДАГОГИКА ЭВОЛЮЦИОННАЯ
— педагогика, в которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующИй естественным законам развития ребенка. Стремление к познанию, согласно П.э., присуще ребенку от рождения, но оно проявляется в том случае, если нет принуждения, под влиянием эдоровых человеческих стремлений, природной любознательности, интереса к предмету изучения. Разрабатывались русским педагогом XIX в. В.П. Вахтеровым.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 110)

См. также Вахтеров В.П.

ПЕДАГОГИКА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
см. Экологическое образование и воспитание

ПЕДАГОГИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
— одно из направлений, возникшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были нем. психологи и педагоги В. Лай, Э. Мейман, амер. С. Холл, Э. Торндайк, русский психолог А.Я. Нечаев. Основными методами исследования являлись длительное наблюдение за пед. процессом, эксперимент, изучение детских работ. В центре внимания находились вопросы, связанные с изучением самого ребенка. П.э. легла в основу педологии, получившей широкое распространение в нашей стране в 20-30-х годах.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 110)

См. также Педология

ПЕДАГОГИКА ЮРИДИЧЕСКАЯ
см. Юридическая педагогика

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
— высшее учебное и научное педагогическое учреждение в С.-Петербурге. Создана в 1907 на базе педологических курсов (осн. в 1904 при Педагогическом музее Гл. управления военно-учебных заведений). По Уставу была автономной организацией: находилась в ведении министра народного просвещения; профессорско-преподавательский состав избирался Советом П.а. В академию принимались лица обоего пола без различия национальности и вероисповедания, имевшие высшее образование (для опытных педагогов допускались исключения). Курс обучения 2 года. Предметы делились на основные (педагогическая психология, история педагогики, школьная гигиена, школоведение и др.), дополнительные (анатомия, физиология, психология, история философии, история литературы, история искусств и др.) и специальные (методика и история преподавания учебных предметов в школе). В 1901 при П.а. была открыта экспериментальная школа. В 1912 школа передана Обществу экспериментальной педагогики, а в 1916 и П.а. перешла в число учреждений этого общества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 189)
Ч489.514(28)710

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ
— наука о проникновении в закономерности самодвижения педагога к профессиональной вершине. Позволяет учителю стать уникальным новатором, продуктивным технологом обучения и воспитания. Это второе (одно из четырех) направление научных исследований академика А.З. Рахимова. В 1997 году данное направление было удостоено Всероссийского гранта по фундаментальным наукам в области образования.
(Юбилейный справочник, посвященный 70-летию профессора, академика Рахимова Ахмета Закиевича. - Уфа, 2004. С. 7, 27)

См. также Акмеология, Рахимов А.З.

Ч30в2

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ
см. Аксиология

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
  1. самостоятельная отрасль науки об образовании, целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся, как субъекте и объекте образования; интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения. В этом значении П.а. стремится определить своё место в системе наук и, прежде всего в системе педагогического знания, обрести статус самостоятельной науки, обладающей специфическим объектом, предметом, целями, проблемами и методом их решения.
  2. Основание педагогической теории и практики, методологическое ядро педагогических наук, которое вбирает в себя научные знания о человеке, полученные в процессе образования. В этом значении П.а. ориентирует педагогику на разработку и применение особого антропологического подхода. Антропологический подход предполагает соотнесение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека, связывает получение педагогического знания методом, обеспечивающим интеграцию человека в педагогику, опирается на антропологическую аксиоматику, на основе которой строятся теория и методология проблем становления и развития личности. П.а. в первом и втором значениях часто присутствует в работах одних и тех же авторов в различных исследовательских контекстах.
  3. Направление в гуманитарных исследованиях, оформившееся в Западной Европе в середине 20 в. на основе синтеза теоретико-педагогического, философско-антропологического и человековедческого знания. Это направление получило развитие преимущественно в ФРГ, Австрии и Швейцарии (О.Ф. Больнов, Й. Дерболав, Г. Рот, А. Флитнер, Г. Цдарцил).

Будучи изначально обращённой к человеку, к целям, путям, способам и условиям организации его развития, педагогика как область гуманитарного знания и сфера социальной практики в принципе не может существовать вне контекста антропологической проблематики. П.а. как самостоятельная отрасль знания стала разрабатываться К. Шмидтом в Германии и К.Д. Ушинским в России в 60-х гг. 19 в. Ушинский в своём фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (Избр. пед. соч., в 6 тт., М., 1990, т. 5, 6) исходил из того, что "воспитать человека во всех отношениях" можно, лишь "узнав его во всех отношениях". Он предлагал педагогам "извлечь из массы фактов каждой науки те, которые могут иметь приложение в деле воспитания, ...свести эти избранные факты лицом к лицу и, осветив один факт другим, составить из всех удобообозреваемую систему". По его мнению, "воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых великих деяний, историю зарождения всякой страсти и всякого характера. Только тогда будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния - а средства эти громадны". Во 2-й половине 19 в. - 1-й четверти 20 в. в России развивалась школа педагогов-антропологов (Н.И. Пирогов, Ушинский, К.К. Сент-Илер, М.И. Демков, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.А. Вагнер, Ю.И. Айхенвальд).

После установления в 1917 советского режима были закрыты все педагогические исследования, которые стремились органически слить человековедение с образованием. В 1-й половине 30-х гг. в стране утвердилась т.н. "бездетная педагогика". Эта педагогическая система на несколько десятилетий стала господствующей в отечественной теории образования, несмотря на стремление ряда учёных (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Э.В. Ильенкова, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина и др.) последовательно опираться при решении проблем образования на природу человека и синтез знания о нём.

Со 2-й половины 1980-х гг. в России начался интенсивный процесс возрождения П.а. как особого направления научно-педагогических исследований (Б.М. Бим-Бад, Б.В. Емельянов, В.Б. Куликов, Л.К. Рахлевская, В.Д. Семёнов, Г.Е. Соловьёв). В 90-х гг. П.а. как отдельная дисциплина вошла в программу высших педагогических учебных заведений Рос. Федерации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 189-190)

— система педагогических взглядов, основанная на данных наук, изучающих человека.
(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 43)

См. также Антропология педагогическая

Ч30в2

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ
— новое направление в науке о системно-интегративном образовании, включающее и определенного рода деятельность, направленную на сохранение здоровья ребенка, его мотивацию к саморазвитию.
(Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. - СПб., 2002. С. 193)

— отрасль науки о формировании, сохранении и преумножении здоровья посредством обучения и воспитания.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 146)

См. также Валеология

Ч30в2
313.54

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)
Ч30,0

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
— совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия (см.Проверка и оценка).

П.д. - неотъемлемый компонент педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов. Усвоение обучающимися учебного материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития, а также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся.

Методы П. д. эмпирически складывались в ходе педагогической практики и на протяжении длительного времени носили достаточно субъективный и несистематизированный характер. Т.о., этап развития П.д. до середины 19 в. может быть охарактеризован как донаучный. За это время оформились методы педагогической оценки, основанные на проверке знаний учащихся в устной и письменной форме. Традиционные методы - опросы, контрольные работы, экзамены - требовали от учеников воспроизведения ранее запомненного материала или решения определённых задач в соответствии с предварительно преподанными образцами. Деятельность учащихся при этом имела репродуктивный характер.

Во второй половине 19 в. развитие П.д. осуществлялось параллельно с созданием методов психодиагностики, причём эти процессы взаимно пересекались. П.д. воспринималась как вторичное направление, складывающееся в русле психодиагностики и имеющее подчинённый характер. Такое мнение распространено по сей день, но оно оспаривается мн. учёными, настаивающими, что П.д. - относительно самостоятельное направление, имеющее собственную специфику, особые задачи и методы. Однако признаётся недостаточная разработанность и теоретическая обоснованность этого направления.

Гл. метод П.д. - тесты и контрольные задания, используемые преимущественно для оценки уровня овладения учащимися учебным материалом. Центральное место среди них принадлежит т.н. тестам успешности (тестам достижений). Наряду со стандартизированными тестами успешности в педагогической практике используются аналогичные контрольные задания, разработанные отдельными педагогами для конкретных педагогических целей. Диагностическая ценность таких заданий ограничена, т.к. они, как правило, составлены достаточно произвольно и не апробированы на крупных выборках тестируемых. Вспомогательным методом П.д. служат психологические тесты.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 190)

См. также Проверка и оценка, Стандарты образовательные

Ч312.8

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
см. Методология педагогики

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ
— род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является напрвленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)
Ч489.518.2

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
— отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Как самостоятельная область знания П.п. начала складываться в середине 19 в., а интенсивно развиваться - с 80-х гг. 19 в. Термин "П.п." был предложен П.Ф.Каптеревым в 1874. Первоначально он существовал наряду с другими терминами, принятыми для обозначения дисциплин, занимавших пограничное состояние между педагогикой и психологией: педология и экспериментальная педагогика.

П.п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учёта индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива; психологические основы педагогической деятельности (психология учителя). Сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры; усвоение это осуществляется посредством активной деятельности человека, средства и способы которой актуализируются в общении с другими людьми. П.п. можно разделить на психологию обучения (исследующую закономерности усвоения знаний, умений и навыков) и психологию воспитания (изучающую закономерности активного, целенаправленного формирования личности). По сферам применения П.п. выделяют психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику (см.Возрастная психология), психологию профессионального образования, психологию высшей школы.

Результаты психолого-педагогических исследований используются при конструировании содержания образования, методов обучения, создании учебных пособий, разработке средств диагностики и коррекции психического развития.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 190-191)

См. также Возрастная психология

Ч486.61-1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
см. Терминология педагогическая

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
— совокупность приемов, способствующих гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.
Различают две группы компонентов педагогической техники:
- умение управлять собой;
- умение взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения педагогических задач.
(Чернавская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М., 2001. С. 5-6)
Ч312.5

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
— совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. П.т. предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

В 60-70-х гг. понятие "П.т." ассоциировалось гл.о. с методикой применения технических средств обучения (ТСО). В этом смысле оно до сих пор используется во мн. зарубежных публикациях; в США издаётся специальный научный журнал "Educational Technology".

П.т. состоит из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя и наличие ТСО). С дидактической точки зрения П.т. - это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по её отдельным элементам.

В П.т. наиболее сложным является вопрос об описании личностных качеств учащихся. На всех стадиях педагогического процесса может использоваться избранная концепция структуры личности, но сами качества необходимо интерпретировать в т.н. диагностичных понятиях. Методика диагностичного описания опыта личности и её интеллектуальных качеств представлена некоторой совокупностью параметров и связанных с ними критериально-ориентированных тестов для контроля степени достижения учащимися диагностично поставленных целей обучения. Названная совокупность включает параметры, характеризующие содержание обучения и качество его усвоения.

На основе диагностичного целеполагания разрабатываются образовательные стандарты (см.Стандарты образовательные) - т.е. фактически содержание обучения, образовательные программы и учебники, а также строятся дидактические процессы, гарантирующие достижение заданных целей.

Технология обучения представляет собой вариативную составляющую П.т. Выбор технологии обучения определяется особенностями дидактической задачи и подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений.

Для выбора способа деятельности в П.т. используются понятия алгоритма функционирования и алгоритма управления. Построение алгоритма функционирования (правил познавательной деятельности учащихся) опирается на психологическую теорию усвоения знаний, принятую в данной П.т. Для построения управляемого дидактического процесса разработана обобщённая схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов обучения: ориентировки (формирование представления о целях и задачах усвоения предмета; осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих приёмов изучения), исполнения (изучение отдельных тем курса, межпредметных связей и пр.), контроля и корректирования.

Алгоритм управления представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся для достижения поставленной цели. Для достижения конкретной цели обучения применяется определённый алгоритм управления.

При выборе способа управления дидактическим процессом решается вопрос и об оптимальных для соответствующих целей ТСО. Особая проблема в П.т. - целенаправленный выбор организационных форм обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 191)

— совокупность знаний о способах и средствах эффективной организации учебной деятельности, которые ведут к гарантированным и качественным изменениям в личности учащихся. Это третье (одно из четырех) научное направление, разработанное профессором А.З. Рахимовым.
(Юбилейный справочник, посвященный 70-летию профессора, академика Рахимова Ахмета Закиевича. - Уфа, 2004. С. 7, 28)

См. также Рахимов А.З.,Стандарты образовательные

Ч312.5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
— высшие учебные заведения Российской Федерации, где осуществляется подготовка студентов по психолого-педагогическим специальностям:

- Арзамасский государственный педагогический институт,
- Армавирский государственный педагогический институт,
- Астраханский государственный педагогический университет,

- Барнаульский государственный педагогический университет,
- Башкирский государственный университет,
- Бийский государственный педагогический университет,
- Биробиджанский государственный педагогический институт,
- Бирский государственный педагогический институт,
- Благовещенский государственный педагогический университет,
- Борисоглебский государственный педагогический институт,
- Брянский государственный педагогический университет,

- Владимирский государственный педагогический университет,
- Волгоградский государственный педагогический университет,
- Волжский государственный инженерно-педагогический институт,
- Вологодский государственный педагогический университет,
- Воронежский государственный педагогический университет,
- Вятский государственный педагогический университет,

- Глазовский государственный педагогический институт,

- Дагестанский государственный педагогический университет,

- Елабужский государственный педагогический институт,
- Елецкий государственный педагогический университет,

- Забайкальский государственный педагогический университет,

- Иркутский государственный педагогический университет,
- Ишимский государственный педагогический институт,

- Казанский государственный педагогический университет,
- Калужский государственный педагогический университет,
- Камчатский государственный педагогический университет,
- Карачаево-Черкесский государственный педагогический университет,
- Карельский государственный педагогический университет,
- Коломенский государственный педагогический институт,
- Коми государственный педагогический институт,
- Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет,
- Красноярский государственный педагогический университет,
- Курский государственный педагогический университет,

- Липецкий государственный педагогический университет,

- Марийский государственный педагогический институт,
- Мичуринский государственный педагогический институт,
- Мордовский государственный педагогический институт,
- Московский городской педагогический университет,
- Московский городской психолого-педагогический институт,
- Московский государственный открытый педагогический университет,
- Московский педагогический государственный университет,
- Московский педагогический университет,
- Мурманский государственный педагогический институт,

- Набережночелнинский государственный педагогический институт,
- Невинномысский региональный институт непрерывного профессионального образования,
- Нижегородский государственный педагогический университет,
- Нижневартовский государственный педагогический институт,
- Нижнетагильский государственный педагогический институт,
- Новокузнецкий государственный педагогический институт,
- Новосибирский государственный педагогический университет,

- Омский государственный педагогический университет,
- Оренбургский государственный педагогический университет,
- Орехово-Зуевский государственный педагогический институт,

- Пензенский государственный педагогический университет,
- Пермский государственный педагогический университет,
- Псковский государственный педагогический институт,

- Российский государственный педагогический университет,
- Ростовский государственный педагогический университет,
- Рязанский государственный педагогический университет,

- Самарский государственный педагогический университет,
- Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы,
- Смоленский государственный педагогический университет,
- Соликамский государственный педагогический институт,
- Ставропольский региональный государственный педагогический институт детства,
- Стерлитамакский государственный педагогический институт,
- Сургутский государственный педагогический институт,

- Таганрогский государственный педагогический институт,
- Тобольский государственный педагогический институт,
- Томский государственный педагогический университет,
- Тульский государственный педагогический университет,

- Ульяновский государственный педагогический университет,
- Уральский государственный педагогический университет,
- Уральский государственный профессионально-педагогический университет,
- Уссурийский государственный педагогический институт,

- Хабаровский государственный педагогический университет,

- Челябинский государственный педагогический университет,
- Чеченский государственный педагогический институт,
- Чувашский государственный педагогический университет,

- Шадринский государственный педагогический институт,
- Шуйский государственный педагогический университет,

- Ярославский государственный педагогический университет.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469-471)

См. также Высшие учебные заведения (пед.)

См. также в алфавитном порядке по названию указ. учрежд.

Ч489.514(2)7
Ч486.61
Ч486.63

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
— научные учреждения (институты - НИИ, центры, кафедры высших педагогических учебных заведений), осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования по проблемам педагогики. П.н.-и.о. обобщают и распространяют прогрессивный педагогический опыт, занимаются подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров, создают учебную и методическую литературу, оказывают научно-методическую помощь органам образования. В России первыми научно-исследовательскими учреждениями в области педагогики стали Педагогический музей военно-учебных заведений (1864-1917) в Соляном городке в С.-Петербурге (в 1918 на его базе создан Центральный педагогический музей) и Педагогическая академия (1907-15) в С.-Петербурге (Петрограде). В 1919-21 образованы центральные научные институты: физкультурно-педагогический, естественно-педагогический, гуманитарно-педагогический, музейно-экскурсионный и НИИ - детского чтения, клубной работы, ритмического воспитания и др. На базе этих институтов созданы НИИ: в Москве - методов школьной работы и методов внешкольной работы (оба - 1923-31) и Ленинграде - Государственный институт научной педагогики (1924-39). Крупным научным учреждением был НИИ педагогики при 2-м МГУ (1926-31). В 1931 в результате реорганизации были образованы Институт марксистской педагогики (на базе НИИ методов школьной педагогики; до 1937), Центральный НИИ политехнического труда (с 1937 ЦНИИ средней школы), НИИ педагогики национальностей (1932-37), Программно-методический институт, НИИ планирования и организации народного образования; НИИ детской литературы и детского чтения. Три последних института объединились в 1933 в Центральный НИИ педагогики, в 1937 создан Центральный НИИ начальной школы. В 1938-43 московские научные педагогические институты объединились в Государственный НИИ школ. В 1943 создана Академия педагогических наук (АПН) РСФСР, в которую первоначально вошли 4 НИИ - теории и истории педагогики, методов обучения (с 1944 НИИ общего и политехнического образования), психологии (1944, на базе Института психологии, осн. в 1942 при Московском университете), дефектологии (1944, на базе Института дефектологии, осн. в 1920), затем ещё 7 НИИ - возрастной физиологии и физического воспитания (осн. в 1944 как Институт школьной гигиены), художественного воспитания (1947), национальных школ (1949), дошкольного воспитания, производственного обучения (оба в 1960), вечерних (сменных) и средних школ (1960, Ленинград), школьного оборудования и технических средств обучения (1965). В 1966 образована Академия педагогических наук СССР, в которую вошли 15 институтов (12 из них образованы на базе институтов АПН РСФСР). Были также созданы научно-исследовательские организации: в Казани - НИИ профессионально-технической педагогики (1976), в Москве - НИИ управления и экономики народного образования (1985), в Новосибирске - Институт информатики и вычислительной техники (1986). Функционировали при Министерстве просвещения РСФСР (60-е - начало 90-х гг.) - республиканский НИИ школ и НИИ национальных школ; при Министерстве просвещения Дагестанской АССР - Институт школ (1944), а также НИИ проблем высшей школы Министерства высшего и среднего образования СССР (1974), Всесоюзный НИИ профессионально-технического образования Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию (1963, Ленинград).

В 1991 создана Российская академия образования (РАО), куда вошли институты АПН СССР. В состав РАО (2002) входят: Институт теории образования и педагогики, Институт педагогических инноваций, Институт управления образованием, Психологический институт, Институт дошкольного образования и семейного воспитания, Институт возрастной физиологии, Институт коррекционной педагогики, Государственный НИИ семьи и воспитания, Институт художественного образования, Институт педагогики социальной работы, Институт общего среднего образования, Сибирский институт образовательных технологий (Новосибирск), Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера (Томск), Институт среднего профессионального образования (Казань), Институт профессионально-технического образования (С.-Петербург), Институт образования взрослых (С.-Петербург), Институт информатизации образования. Научно-исследовательская работа ведётся также в исследовательских центрах и региональных отделениях РАО, учреждениях системы Министерства образования РФ и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 191-192)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч30е(2)л

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
— это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение.
(Шмырева Н.А. Педагогические ситуации: от теории к практике. - Кемерово, 2004. С. 67)
Ч421.421
Ч486.63

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА
— в Рос. Федерации средние специальные учебные заведения, готовящие учителей, воспитателей, музыкальных руководителей дошкольных учреждений и др. Первыми средними педагогическими учебными заведениями в РСФСР были трёхгодичные педагогические курсы, основанные в 1918 на базе гл.о. учительских семинарий. В 1921 на основе курсов были созданы педагогические техникумы, в 1937 переименованные в П.у. (Устав утверждён в 1944). П.у. стали осн. типом среднего педагогического учебного заведения. К началу 2000 насчитывалось св. 430 П.у. (св. 430 тыс. учащихся). П.у. осуществляют подготовку специалистов на базе неполной средней (4 года обучения) и средней общеобразовательной школы (2-3 года обучения). Учебный курс включает комплекс общеобразовательных и специальных дисциплин и педагогическую практику. Обучение в П.у. рассматривается как первая ступень педагогического образования. Поступающим в педагогический вуз выпускникам П.у. предоставляются льготы и устанавливаются сокращённые сроки обучения. С начала 90-х гг. ряд П.у. преобразован в педагогические колледжи, также дающие среднее специальное образование.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 192)
Ч479.514(2)7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
см. Педагогическая технология

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. П.Г. Шелапутина
— высшее педагогическое учебное заведение для подготовки учителей средней школы. Осн. в 1911 в Москве на средства промышленника П.Г. Шелапутина по проекту министра народного просвещения А.Н. Шварца. Находился в ведении МНП, подчинялся попечителю московского учебного округа. Принимались юноши с высшим образованием. Срок обучения - 2 года. В составе 5 отделений: русского языка и словесности; древних языков; русской и всеобщей истории; математики, физики и космографии; естествознания; химии и географии. Студенты изучали психолого-педагогические и философские науки, проходили педагогическую практику в гимназии и реальном училище. До 1917 состоялось 4 выпуска (ок. 95 чел.). В 1914-16 организовано 3 съезда выпускников. Издавались "Известия" (1912- 1916; вышло 7 выпусков). В 1919 на базе П.и. создана Академия народного образования (с 1923 Академия коммунистического воспитания).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 192)
Ч489.514(28)7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
см. Менеджмент в образовании

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
— общность педагогов образовательного учреждения, объединённая на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач. Идею о консолидации педагогов в единую общность высказывали ещё К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, но в наиболее общем виде осн. положения П.к. сформулировал А.С. Макаренко в своей теории ученического коллектива. Формально П.к. считается штатный состав образовательного учреждения, включающий учителей и административных работников. Однако истинный П.к. объединяет единомышленников, создающих свою воспитательную систему, строящих образовательный процесс на взаимодействии педагогов и учащихся и уважающих личность каждого воспитанника. Современный П.к. выполняет воспитательную, просветительскую, консолидирующую, прогностическую и другие функции. Сильные П.к., как правило, складываются в авторских школах. Результатом деятельности П.к. является создание единого воспитательного коллектива образовательного учреждения, участниками которого наравне с педагогами выступают учащиеся. Критерием деятельности П.к. выступает не только высокий уровень знаний, получаемых учащимися, но высоконравственная атмосфера, обеспечивающая комфортное положение в коллективе каждому педагогу и каждому учащемуся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 192)
Ч421.42

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
— последовательная смена состояний педагогической системы.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)
Ч312.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
— в Рос. Федерации высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении образовательным процессом в школе. П.с. возглавляет директор школы. В состав П.с. входят заместители директора школы, педагоги и руководители органов школьного самоуправления (см.Самоуправление ученическое). П.с. собирается по мере необходимости, но не менее одного раза в учебную четверть. Решения принимаются большинством голосов, являются обязательными для всех членов школьного коллектива и могут служить основанием для управленческой деятельности администрации. П.с. также выступает арбитром в сложных, конфликтных ситуациях школьной жизни. П.с. управляет школой на принципах сотрудничества, уважения прав и достоинства учащихся и педагогов. П.с. участвует в разработке Устава школы, концепции её развития, формирует осн. цели и задачи деятельности, осуществляет выбор учебных планов и образовательных программ, форм и методов организации образовательного процесса, проводит анализ и осуществляет контроль образовательной деятельности, утверждает итоговые оценки учащихся, определяет направления опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива. П.с. также утверждает организационную структуру школы, состав методического совета, аттестационной комиссии, рассматривает вопросы подбора кадров, повышения их квалификации, взаимодействует с органами ученического и родительского самоуправления, устанавливает связи педагогического коллектива с научно-педагогическими учреждениями, проводит методические семинары и пр.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 192)
Ч421.412

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
— процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. П.в. - одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление понятие "П.в." получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др. П.в. - сложнейший процесс, состоящий из мн. компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. П.в. обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. П.в. присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой, творческой. В основе П.в. лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнёрских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и пр.

П.в. может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. П.в. предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие (см.Авторитарное воспитание), опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых П.в. связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счёте, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребёнка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное сопротивление воспитанию. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьём и тактом и умеют управлять П.в. П.в., совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребёнка, но и творческому росту педагога.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 192-193)

См. также Образовательные технологии, Авторитарное воспитание, Социальное воспитание

Ч313

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
  1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки;
  2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно-воспитательной деятельности.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 31)

См. также Опыт педагогический, Творчество педагогическое, Эрудиция педагогическая

Ч421.421

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— система подготовки специалистов общего (дошкольного, начального, базового и среднего) образования. К работникам этой категории относятся также преподаватели общеобразовательных дисциплин профессиональных учебных заведений, педагогический персонал учреждений дополнительного образования детей, социальные работники и др. Иногда термином "П.о." обозначается профессиональная подготовка всех лиц, причастных к образованию и воспитанию подрастающих поколений (например, П.о. родителей).

Специфика П.о. определяется повышенными социальными требованиями к профессиональной деятельности и к личности учителя, воспитателя как субъекта педагогического общения и учебно-воспитательного процесса. П.о. направлено на решение двух комплексов взаимосвязанных задач: во-первых, содействовать социально ценному развитию личности будущего педагога (его фундаментальной общекультурной подготовке, нравственной и гражданской зрелости) и, во-вторых, способствовать профессиональному становлению и специализации в избранной области педагогической деятельности. Развитие личности педагога - цель, основа и условие эффективного профессионального образования.

В России система регулярной подготовки учителей для начальной школы сложилась в 19 в. и предусматривала три направления: специализированное профессиональное обучение гл.о. в учительских семинариях, церковно-учительских и второклассных учительских школах; курс неполного среднего образования в женских гимназиях и епархиальных училищах, а также дополнительная к общему образованию профессиональная подготовка на специально создаваемых педагогических курсах.

Для подготовки учителей гимназий и уездных училищ были открыты специализированные педагогические институты (3 года обучения) в составе университетов. С 1835 срок подготовки был увеличен до 4 лет. Каждый учитель готовился к преподаванию 2-3 предметов. С 1859 реализовывалась и другая модель подготовки учителей с университетским образованием, были открыты педагогические курсы, на которые принимались выпускники историко-филологических и физико-математических факультетов. Во 2-й половине 19 в. осн. часть профессионально подготовленных учителей для классических гимназий выпускали историко-филологические институты в С.-Петербурге (осн. в 1867) и Нежине (1875), государственные учебные заведения, приравненные к вузам.

Предпосылки возникновения высшего П.о. сложились в конце 19 - начале 20 вв. Большое влияние на формирование его методической системы оказали исследования К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова и др.

В начале 20 в. обозначились 2 концепции университетского П.о. Первая предполагала организацию профессиональной подготовки на кафедрах педагогики или на педагогических факультетах. В её основе была идея Ушинского о всестороннем развитии ребёнка. Другая - предполагала послеуниверситетское образование и имела выраженную научно-исследовательскую ориентацию. Проект был реализован в Педагогическом институте им. П.Г. Шелапутина (Москва).

В начале 20 в. сложилась интегральная модель П.о., в которой профессиональная педагогическая подготовка совмещалась с получением высшего образования, по уровню близкого к университетскому (см.Высшие женские курсы). Почти до 20-х гг. в РСФСР доминировали 2 варианта П.о. Первый - в стационарных учебных заведениях (педтехникумы и пединституты), второй - на массовых краткосрочных курсах. После постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 1936 о педологии осн. задачей П.о. стала массовая подготовка кадров учителей как идеологических работников, проникнутых идеями коммунистического воспитания.

Учреждения П.о. были разделены на 2 крупные подсистемы: педагогические училища (готовили учителей для 1-4-х классов и воспитателей дошкольных учреждений) и учительские и педагогические институты, а также университеты (готовили учителей для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы). С 1965 учительские институты, дававшие неполное высшее образование, преобразованы в педагогические вузы или училища. Педагогические институты переведены на 5-летний срок обучения и начали готовить учителей широкого профиля для 5-10-х классов. С 1957 стали открываться факультеты по подготовке учителей для начальной школы; расширялось вечернее и заочное обучение по педагогическим специальностям.

Радикальные изменения в целях, структуре, содержании и технологии П.о. стали возможны с конца 80-х гг. Реформа П.о. развернулась на фоне деполитизации образования, децентрализации и регионализации управления им, демократизации жизни школы, закреплённых Законом РФ об образовании (1992).

Современная личностно-ориентированная концепция, положенная в основу обновления П.о., опирается на культурно-исторический и деятельностный подходы к процессам онто- и филогенеза человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов и др.). Эта концепция связана с ориентацией на идею саморазвития и самореализации личности. Изучение предметов становится не самоцелью, а лишь средством развития будущих учителей. В учреждениях П.о. выявляется противоречие между овладением студентом учебной деятельностью и формированием его собственной педагогической позиции, разрешение которого возможно за счёт индивидуального обучения и развития таких учебных форм, которые связываются в единый образовательный процесс.

В структуре высшего П.о. реализуются 3 системы подготовки педагогов.

Многоуровневая система - традиционная для рос. высшего профессионального образования, ориентированная на подготовку специалиста одного определённого вида профессиональной деятельности (срок обучения 4-5 лет).

Многоступенчатая система - обучение начинается в однопрофильных с вузами училищах и продолжается в вузе, начиная со 2-го или 3-го курса (срок обучения при последовательном прохождении всех ступеней - от 7 до 11 лет). Многоуровневая система, соответствующая условиям непрерывного образования, в педагогических вузах России начала распространяться с 1990. При её реализации в содержании П.о. выделяются 2 блока: общекультурный и общенаучный; профессионально-образовательный. Студент имеет возможность выбора: вначале - направления, затем, после завершения начального П.о. - профиля и широты профессиональной подготовки, а на заключительном этапе обучения - специализации. Предусмотрены 3 обязательных блока (общекультурный, психолого-педагогический, предметный), каждый из которых нацелен на развитие личности студента.

Определены (1992) 6 направлений образовательных курсов: "Естествознание", "Гуманитарные знания", "Социально-экономические знания", "Профессиональное обучение", "Педагогика", "Искусство". Интеграция образова- тельных курсов в одном направлении позволяет преодолеть утилитарный подход к П.о., стимулировать формирование целостного творческого мировоззрения педагога.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 193)

См. также Агропединституты, Высшие женские курсы, Семинарии

Ч459.514

"Педагогическое общество России. Ноосфера"
— издательский дом, Москва. Педагогическая, психологическая, учебно-методическая, экологическая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
см. Творчество педагогическое

ПЕДАНТИЗМ (от франц. pedant, от итал. pedante, буквально - учитель, педагог, отличающийся чрезмерной аккуратностью, точностью, формализмом)
— явление, встречающееся в различных областях жизни, но чаще всего сопровождающее учёность и педагогическую деятельность. Педант - человек, из-за формы упускающий из виду содержание, ревниво соблюдающий привычный порядок в мелочах и совершенно замкнувшийся от умственного развития и движения вперёд. В школе излишний П. вносит безжизненность в живое дело и внушает ученикам отвращение к школе. Среди школьных педантов ещё не так давно систематически практиковались телесные наказания. Лучшая гарантия против П. - подъём образовательного ценза среди учителей. Только человек с хорошим общим образованием может без труда избегнуть формализма, часто трансформирующегося в П. с его мелочностью.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 194)

ПЕДИАТРИЯ (от греч. pais, родительный падеж paidos - дитя и iatreia - лечение)
— область медицины, изучающая анатомо-физиологические особенности детского организма, причины и механизмы развития детских болезней и разрабатывающая методы их распознавания, лечения и профилактики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 194)
Р

ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais, paidos - дитя и logos - учение, наука; буквально - наука о детях)
— направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребёнка. Термин предложен в 1893 американским психологом О. Хризманом (учеником С. Холла) для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития. На принципе знания психологических и физиологических закономерностей детского развития основывались педагогические системы Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Дж. Локка.

В русской педагогике этот принцип получил обоснование в трудах К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова. Однако планомерное научное изучение детства началось лишь во 2-й половине 19 в.

Изучение ребёнка шло в разных направлениях. Врачи и физиологи гл. внимание обращали на психофизиологические закономерности. Гигиенистов интересовали условия, обеспечивающие правильное развитие всех функций организма, и разработка средств, препятствующих отклонению ребёнка от нормы. Изучалось и возрастное развитие психических функций. Социологи и юристы изучали причины отклонений в общественном поведении детей, специфику детских правонарушений. Предметом специального изучения стали дети с нарушениями в психофизическом развитии. В педагогике разрабатывались как теоретические основы учебно-воспитательного процесса, так и способы практического использования данных о ребёнке для целей воспитания и обучения.

В конце 19 - начале 20 вв. был накоплен богатый фактический материал о детском развитии, позволивший сформулировать ряд принципиально важных выводов: о своеобразии психофизической организации ребёнка, о качественном, а не только количественном отличии ребёнка от взрослого; о скачкообразном характере детского развития, определяющем своеобразие отдельных возрастных периодов; о тесной зависимости психического и физического развития. Теоретическое осмысление этих данных вызвало стремление создать целостное представление о ребёнке на различных стадиях возрастного развития. Одним из проявлений этого стремления стало изобретение термина "П." для обозначения науки, призванной объединить разнообразные данные о ребёнке. Однако наряду с ним употреблялись как равнозначные термины "психология детства", "педагогическая психология", "экспериментальная педагогика" и др.

В России проблемами детского развития занимались И.А. Сикорский, П.Ф. Лесгафт, Г.И. Россолимо и др. В С.-Петербурге (1907) В.М. Бехтеревым был создан Педологический институт, осн. журнал "Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии". Организаторами исследований по изучению детского развития стали А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский и др. П. была широко представлена на съездах по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916).

После Октябрьской революции развилась сеть педологических учреждений, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журнал "Педология" (1928-32).

Характеристику особенностей детей различных возрастных периодов дали Е.А. Аркин, И.А. Арямов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.М. Рубинштейн и др. Важные данные были получены при исследовании высшей нервной деятельности детей (Н.И. Красно- горский), при изучении познавательных интересов у ребёнка и т.д. Предпринимались попытки теоретического осмысления полученных данных в целях разработки общей теории детского развития (М.Я. Басов, Блонский, Выготский, А.Б. Залкинд и др.).

Распространение П. в России в 1920-30-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о её предмете, задачах и методах. В 20-х гг. в полемике о факторах и движущих силах детского развития заострялись крайние точки зрения (биологизаторская и социологизаторская). Широкое распространение приобрёл метод тестов. Результаты тестирования считались основанием для психологического диагноза и прогноза.

Характеризуя положение с всесторонним изучением ребёнка, Блонский в 1934 отмечал, что "педолог предлагает заменить своей наукой педагогику и психологию, педагог топит педологию, а психолог претендует заменить своей педагогической психологией и педологию и педагогику" ("Педагогическое образование", 1934, № 6, с. 42).

Мн. работы, выполненные в русле П., содержали ценный материал по проблемам детства. Несмотря на то, что П. была готова к решению осн. теоретических проблем и переходу к широкому практическому внедрению своих результатов, партийные и советские органы запретили П. как науку и практику и потребовали от неё "саморазоблачения". 4 июля 1936 ЦК ВКП (б) принял постановление "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Понятие "П." получило одиозный смысл. Были прекращены все исследования, носившие название педологических, труды педологов были изъяты из употребления. Исследователи стали, как правило, руководствоваться ограниченной задачей изучения той или иной стороны жизни ребёнка. Педагогика стала на долгие десятилетия "бездетной". Возрастная психология, возрастная физиология, педагогическая психология превратились в значительной мере обособленные друг от друга отрасли знания. Интерес к проблемам П. вновь возник в 90-е гг.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 194)

См. также Педагогика экспериментальная

Ч30в2
Ю

ПЕДОТРИБ (греч. paidotribes, от pais, родительный падеж paidos - дитя и tribo - тренирую)
— учитель гимнастики в палестре.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 194)

См. также Палестра

ПЕДОФИЛИЯ (от греч. pais, родительный падеж: paidos - дитя и ...филия - часть сложных слов, означающая: любовь, наклонность к чему-либо)
— болезненное нарушение направленности полового влечения к детям. Синонимы П. - инфантосексуализм, падерозия. Влечение к детям, являющимся кровными родственниками, называется инцестофилией (см.Инцест). Причины П. в полной мере не изучены. Факторами риска при возникновении П. принято считать гормональные нарушения, поражения головного мозга, неблагоприятную наследственность, результат неправильного полового воспитания, растления или насилия, наличие психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия и др.). Отмечается, что среди педофилов встречаются не только психически больные и люди с гиперсексуальностью, но значительное число пожилых людей, которые прибегают к П. в связи со снижением потенции, а также лиц с задержкой психосексуального развития. Профилактика П. заключается в недопущении растления и совращения детей, ознакомления их с порнографией, а также в своевременной диагностике и лечении лиц, склонных к П.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 194-195)

См. также Инцест

Ю

ПЕДОЦЕНТРИЗМ
см. Детоцентризм

© Российская национальная библиотека, 2006