КОРСУНСКАЯ Бронислава Давыдовна (1909-1986)
— дефектолог, работала над проблемами обучения и воспитания дошкольников с нарушенным слухом. Разработала оригинальную систему формирования словесной речи глухих дошкольников, первую государственную программу их обучения (1964). Уделяла особое внимание приобщению глухих и слабослышащих дошкольников к чтению. Придавала большое значение роли родителей в воспитании и обучении неслышащих детей. Труды по методике воспитания и обучения глухих дошкольников.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 368-369)
Ч432.3

КОРСУНСКАЯ Вера Михайловна (1900-1991)
— крупнейший специалист в области методики преподавания курса общей биологии, а также общих проблем естественнонаучного образования в целом и биологического образования, в частности (обоснование теории формирования и развития понятий, развитие содержания методов и средств обучения, воспитание научного мировоззрения, активизация самостоятельного мышления).
(Методические идеи В.М. Корсунской и их развитие в современной теории и методике обучения биологии и экологии. - СПб., 2005. С. 3-5)
Ч33(2Р)7-8Корсунская
Ч426.45г

КОРФ Николай Александрович, барон (1834-1883)
— педагог, методист, земский деятель. Применительно к нуждам русского крестьянства создал тип одноклассной сельской земской школы с 3-годичным сроком обучения. Разработал методику ведения занятия одним учителем с тремя отделениями школы. Специально для сельских школ написал учебную книгу "Наш друг" (1871), которая дополняла "Родное слово" К.Д. Ушинского. К. сам устраивал школы, обучал учителей, давал образцовые уроки, защищал интересы народной школы в печати. За время деятельности К. в Александровском земстве (1867-72) и уезде было открыто ок. 100 школ. Разрабатывая принципы народной школы, указывал, что множеству национальных типов населения необходимы соответствующие типы школ. Поч. ч. Петербургского педагогического общества (1870), Московского комитета грамотности (1871). Награждён золотой медалью Петербургского комитета грамотности (1873).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 369)
Ч33(2)51

КОРЧАК (Korczak) ЯНУШ (псевдоним; настоящие имя и фамилия - Генрик Гольдшмит) (1878 или 1879-1942)
— польский педагог, детский писатель, общественный деятель. Получил медицинское образование и первоначально работал врачом-педиатром в Варшаве, а также воспитателем в детских колониях. В 1911 директор "Дома сирот" в Варшаве. Свою концепцию воспитания изложил в книге "Как любить детей", написанной во время 1-й мировой войны на фронте (2-я часть "Интернат" издана в 1922 в СССР). В 20-30-х гг. опубликовал ряд книг о воспитании, а также статьи и художественные произведения для детей: "Король Матиуш I" (1923; рус. пер. 1924), "Когда я снова стану маленьким" (1925), "Упрямый мальчик. Жизнь Л. Пастера" (1938) и др. В период гитлеровской оккупации пытался сохранить "Дом сирот", который в 1940 был перемещён в варшавское гетто. Там написал "Дневник" (1942). В августе 1942 вместе с воспитанниками и всем персоналом "Дома сирот" погиб в концлагере Треблинки.

Исходный тезис педагогической концепции К. - ребёнок и его благо. К. утверждал идеи полноценности ребёнка как человека и личности. Цель воспитания - полное, свободное и гармоничное развитие способностей каждого конкретного ребёнка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты, свободы. Необходимое условие воспитания - создание в семье атмосферы доброжелательности и доверия, защиты ребёнка от насилия. Стержнем воспитательной системы К. было пробуждение в ребёнке потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Большое значение К. уделял демократически организованному и самоуправляемому детскому коллективу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 369)
Ч491-Корчак

КОСМИНСКИЙ Евгений Александрович (1886-1959)
— историк-медиевист, действительный член АПН РСФСР (1945), академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1939), д-р исторических наук (1936), профессор (1919). Вёл научную и преподавательскую работу в МГУ, ИФЛИ, Институте истории АН СССР и др. Широкую известность получили исследования К. по аграрной истории средневековой Англии, истории Английской революции 17 в., истории Византии. Участвовал в создании 1-го тома "Истории дипломатии" (1941). В 1938-40 в МГУ впервые прочитал курс лекций по историографии Средних веков, охватывавший период до середины 19 в. Один из авторов и редакторов учебника "История средних веков" (т. 1, 1952). Под его руководством был создан первый советский учебник по истории средних веков для 6-7-х классов (1940; 8 изд., 1961).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 369)
Ч33(2)7-8

КОСОГЛАЗИЕ
— нарушение зрения. Возникает вследствие понижения остроты зрения одного или обоих глаз из-за нарушения рефракции (преломляющей способности глаза), расстройства взаимодействия аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях) и конвергенции (сведение осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).

К. и сопровождающая его амблиопия проявляются в нарушении бинокулярного видения, в основе которого лежит поражение различных отделов зрительного анализатора и его сенсорно-двигательных связей. К. не только приводит к расстройству бинокулярного видения, но и препятствует его формированию.

Если другие нарушения зрительного анализатора являются необратимыми и требуют специальных оптических и технических средств коррекции и компенсации, то нарушение бинокулярного зрения при К. и амблиопии в большинстве случаев может и должно быть устранено в ходе интенсивных тренировок и применения специальных методов лечения. Поэтому, чем раньше будет выявлен первичный дефект - К., тем эффективнее процесс восстановления зрения у детей в дошкольный период. Своеобразие и этапы восстановительного лечения К. и амблиопии должны тесно сочетаться с соответствующей психолого-педагогической коррекцией. Коррекционная работа строится с учетом офтальмо-гигиенических рекомендаций по зрительной нагрузке и снятию зрительного утомления, а также предусматривает специальные занятия по развитию зрения и зрительного восприятия. Своевременное выявление и лечение К. позволяет сохранить, восстановить или улучшить зрение у детей еще в период раннего и дошкольного возраста.

Для детей с К. и амблиопией создаются детские сады и детские сады-начальные школы. Дети с К. и амблиопией могут поступать в школы для слабовидящих детей для продолжения лечения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 129)

См. также Зрение

Ч433.191

КОСТА
см. Хетагуров К.Л.

КОСТОМАРОВ Виталий Григорьевич (р. 1930)
— д-р филологических наук и профессор (1971), действительный член РАО (1985; Отделение образования и культуры), директор (с 1966) Института русского языка им. А.С. Пушкина. В 1990-91 президент АПН СССР. С 1967 генеральный секретарь МАПРЯЛ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Кострома, ул. Первого Мая, 14. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, специальная дошкольная педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Костромской

КОТОВА Изабелла Борисовна (р. 1939)
— д-р психологических наук (1994), профессор (1995), член-корреспондент РАО (1996; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой Института управления, бизнеса и права.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)
(Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. - Н. Новгород, 2004. С. 281)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КОФФКА (Koffka) КУРТ (1886-1941)
— немецко-американский психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Профессор университетов в Гисене (Германия; 1918-24), колледже Смита в Нортхемптоне (с 1927). К. первым обратился к проблеме психического развития ребёнка. Автор работ по восприятию, памяти, мышлению, навыкам.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 369)
Ч33(4Ф)
Ч33(7США)

КОХОВСКИЙ Всеволод Порфирьевич (1835-1891)
— генерал-лейтенант, педагог, первый директор (с 1864) Педагогического музея военно-учебных заведений в Соляном городке в С.-Петербурге. Пополнил музей новыми коллекциями, расширил библиотеку музея. По его инициативе в 1871 стали проводиться чтения с т.н. туманными картинами. С 1884 при музее организованы комиссии по воспитанию и обучению, русскому языку и словесности, иностранным языкам, математике, физике; созданы классы музыки, пения и гимнастики; работал родительский кружок. Печатался в "Педагогическом сборнике".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 369)
Ч33(2)51

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ, Ай-кью (англ. intellectual quotient - IQ)
— показатель тестов интеллекта. Обозначает отношение т.н. умственного возраста (УВ) к реальному хронологическому возрасту (ХВ) испытуемого. К.и.о. является сугубо относительным показателем: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста (набора заданий) и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей испытуемого.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 129)

См. также Интеллекта коэффициент, Одаренные дети

Ч312.04

КРАЕВЕДЕНИЕ в школе
— изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности - школьного микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия; самостоятельное добывание знаний ("переоткрытие" известных фактов и явлений окружающей жизни); изучение родного края в процессе исследования. Все эти виды К. реализуются в процессе урочной, внеклассной и внешкольной работы.

К. тесно связано со школьными дисциплинами - природоведением, географией, историей, биологией и др. Местный материал привлекается при составлении рассказов, подготовке сочинений; учащиеся знакомятся с творчеством писателей и художников - земляков, собирают образцы фольклора. Во мн. школах работают литературно- и историко-краеведческие кружки, отряды юных следопытов, экспедиционные отряды. Нередко итогом краеведческой работы учащихся становится создание историко-краеведческих уголков, комнат, краеведческих музеев.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 129)
Ч421.385.44

КРАЕВИЧ Константин Дмитриевич (1833-1892)
— педагог, физик, профессор (1866). Первый учебник К. "Основания физики" (1862-63) был подготовлен для вновь открытых в 1862 женских гимназий. Широко известен его "Учебник физики" (1866; 14 изд. было удостоено премии Петра I, учреждённой в 1870 за лучшие учебные пособия), в котором К. развивал идеи Э.Х. Ленца, считавшего, что "фактическая" часть науки должна быть строго отделена от гипотез. В 1876-82 издавал и редактировал журнал "Семья и школа".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 369)
Ч33(2)47

КРАЕВСКИЙ Володар Викторович (р. 1926)
— д-р педагогических наук (1978), профессор (1986), действительный член РАО (1993; член-корреспондент с 1982; Отделение философии образования и теоретической педагогики; с 1993 академик-секретарь).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КРАСНОВСКИЙ Архип Алексеевич (1885-1953)
— педагог. Преподавал в вузах Казани; с 1921 профессор Казанского университета. Заведуя (с 1918) 2-й учительской семинарией в Казани, преобразовал её сначала в подготовительные группы при Институте народного образования, затем в педагогический техникум с сельскохозяйственным уклоном. Организовал при техникуме детский сад, начальную школу и ШКМ, где студенты вели занятия; сельскохозяйственная практика проходила в учебно-опытном совхозе. Одновременно организовал первые в Казани курсы по дошкольному воспитанию, а с 1920 руководил двухгодичными курсами подготовки учителей из татар (в т.ч. для татарских средних школ). С 1925 на преподавательской работе в Москве. Автор ряда работ по теории и истории педагогики. Один из первых исследователей наследия Я.А. Коменского; перевёл на русский язык его труды, подготовил к изданию избранные педагогические сочинения (вышли в 1955).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 369)

— ученый-педагог, деятель образования. Автор трудов по истории образования и педагогической мысли, по обоснованию содержания и методики педагогического образования и работ по методологии педагогики. Выпускник историко-филологического факультета императорского Казанского книверситета 1910 г.
(Харбиева О.А. Архип Алексеевич Красновский /1885 - 1953/. - Казань, 2004. С. 2.)
Ч33(2)5-8Красновский
Ч484(2)711.9- Казанский

КРАСНОГОРСКИЙ Николай Иванович (1882-1961)
— педиатр и физиолог, академик АМН СССР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1944). Ученик и сотрудник И.П. Павлова. Профессор и зав. кафедрой детских болезней Юрьевского (1917), Воронежского (1918) университетов, 1-го Ленинградского медицинского института (1922- 1940). С 1950 в Институте физиологии им. И.П. Павлова АН СССР. Осн. труды по физиологии высшей нервной деятельности ребёнка; впервые применил метод условных рефлексов для изучения мозга у здоровых и больных детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 369)
Ч33(2)7-8

КРАСНОДАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ
— Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33. Социально-культурная деятельность.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
— Красноярск, Свободный просп., 82. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Красноярск, просп. Мира, 88. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Красноярск, ул. Киренского, 26. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Красноярск, Свободный просп., 79. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

КРАСНУХА внутриутробно приобретённая
— синдром, вызывающий у детей тяжёлые поражения развития. Вирус К. проникает от заболевшей матери через плаценту в плод и может вызвать слепоглухоту. Наибольший риск множественного поражения плода имеет заболевание матери на ранних сроках беременности, когда глаза, уши и сердце развиваются наиболее интенсивно. По зарубежным данным, примерно 87% детей с этим синдромом имеют нарушения слуха; 46% - врождённый порок сердца; 34% - нарушения зрения и 39% - трудности в обучении. Ребёнок может иметь только нарушения слуха или нарушения зрения, может быть слабовидящим глухим или иметь другие нарушения сложные. Для всех детей характерно отставание в росте и весе с рождения. С начала 70-х гг. в развитых странах мира проводятся профилактические прививки против краснухи; в Рос. Федерации - с 1998.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 129)

КРЕАТИВНОСТЬ (от лат. creative - создание; англ. creativity - создание, творение, творчество)
— уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 66)

— способность к творчеству, созидательная способность.
(Некрасова-Каратаева О.Л. Детское творчество в музее. - М., 2005. С. 203)

См. также Профессиология

Ч421.2

КРЕДО
— определенная система убеждений.
(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 28)

КРЕЙЦВАЛЬД (Kreutzwald) ФРИДРИХ РЕЙХОЛЬД (1803-1882)
— эстонский просветитель, писатель, основоположник эстонской национальной литературы. Собрал образцы фольклора, на основе которых составил и издал свод народного эпоса "Калевипоэг" (1857-61, рус. пер. 1950). За издание первых 12 песен удостоен Демидовской премии (1860) Петербургской АН. В публицистических статьях защищал идеи демократизации управления школьным делом и перестройки обучения. Участвовал в издании популярной серии "Книги для школы" (в 8 тт.), для которой написал "Краткое руководство по здравоохранению" (1854). Энциклопедическая по охвату книга К. "Мир и кое-что из того, что в нём находится" (в. 1-5, 1848-49) включала в популярной форме сведения о природе, науке, технике, истории и использовалась в качестве школьной хрестоматии. Специально для народных школ К. составил "Новую азбуку эстонского языка и книгу для чтения" (1863) - один из первых учебников, где была применена новая эстонская орфография. Был редактором народного календаря (1846-60; 1863-74), в котором публиковал статьи просветительского характера.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 369)
Ч33(4Э)

КРЕМИН (Cremin) ЛОРЕНС АРТУР (1925-1990)
— американский историк педагогики. Д-р философии (1949) Колумбийского университета (с 1957 профессор, затем президент педагогического колледжа). В работе "Преобразование школы. Прогрессивизм в американском образовании 1876-1957" детально проанализировал развитие теории и практики школьного образования, связанное с деятельностью Дж. Дьюи, Дж. Каунтса, У. Килпатрика и других сторонников прагматистской педагогики. В "Очерках по историографии американского образования" (1965) и других работах подверг критике ограниченность традиционного взгляда на историю педагогики как на историю исключительно педагогики школы и считал необходимым включать изучение воспитательно-образовательной деятельности семьи, церкви, библиотек, прессы и других социальных институтов. К. - научный редактор серии "Классики педагогики", издаваемой педагогическим колледжем Колумбийского университета (с середины 60-х гг.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 369-370)
Ч33(7США)

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ДЕТЕЙ (1212)
— одна из акций Крестовых походов (1096-1270) - военно-религиозных экспедиций западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания Святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа и Гроба Господня. Ввиду неудач крестоносцев, в массовом сознании европейцев возникло убеждение в том, что Господь, не давший победы сильным, но грешным, дарует её слабым, но безгрешным. Весной и в начале лета 1212 в разных областях Европы стали собираться большие группы детей, заявлявших, что они идут освобождать Иерусалим. Церковь и светские власти отнеслись к этому спонтанному взрыву народной религиозности с подозрением и всячески препятствовали ему. Часть детей умерла в пути по Европе от голода, холода и болезней, другая часть достигла Марселя, однако купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 129)

КРЕСТЬЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Луга Ленинградской области, просп. Кирова, 73. Педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

КРИВОШЕЕВ Владимир Филиппович (р. 1947)
— д-р исторических наук (1987), профессор (1989), член-корреспондент РАО (2001; Отделение общего среднего образования), директор Института общего образования Минобразования РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ (от греч. сrisis - переломный момент, исход)
— условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом мн. исследователи рассматривали эти моменты как "болезни роста", негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л.С. Выготский разработал оригинальную концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с К.в. Психическое развитие осуществляется посредством смены т.н. стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в К.в. На этих этапах происходит коренная смена всей социальной ситуации развития ребёнка, возникает новый тип отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. К.в. - закономерные и необходимые этапы развития ребёнка; т.о., понятие "кризис" в данном контексте не несёт негативной окраски. Однако нередко К.в. сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения. Источник этого явления - противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребёнка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приёмами педагогического воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. Но негативные проявления К.в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учёт происходящих с ребёнком перемен могут значительно смягчить протекание К.в.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 129-130)

См. также Капризы, Негативизм,Самостоятельность

Ч491.31
Ч421.331

КРИТЕРИЙ
— признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 28)
Ч312.8

КРНЕТА ЛЮБОМИР (1915-1980)
— сербский педагог. Организатор кафедры педагогики и психологии Белградского университета и её заведующий (1967-80). Разрабатывал теоретические проблемы педагогики и дидактики, сравнительной педагогики и истории педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 370)
Ч33(4Ю)

КРОПОТКИН Пётр Алексеевич (1842-1921)
— учёный-энциклопедист, автор ряда исследований в области географии, геологии, биологии, истории и др. С 1872 участник революционного движения, в 1874 арестован, в 1876 бежал из госпиталя Петропавловской крепости, эмигрировал. В течение 40 лет жил за границей. После 1917 вернулся в Россию.

Социальная модель К. строилась на основе революционного переустройства общества на коммунистических началах. В проектируемом обществе К. видел возможность всестороннего развития человека, его ума, чувств, воли. Признавая необходимость специализации знаний, К. указывал, что она должна следовать за общим образованием, одновременно научным и практическим. Школе К. отводил решающую роль в перестройке сознания человека будущего общества. Развивал идеи по организации трудовой школы, которые оказали влияние на становление советской школы в 20-е гг.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 370)
Ч33(2Р)
Ч33(2)51

КРОССКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
— базируется на пересечении разных культур, требует понимания и уважения самобытной культуры народов, жизненных ценностей, осознания необходимости взаимопонимания между людьми, осознания не только прав, но и обязанностей в отношении общественных и социальных контактов, готовности участвовать в решении проблем представителей любого этноса, что способствует взаимообогащению культур разных народов.
(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 200)
Ч313.521.3

КРОЧЕ (Croce) БЕНЕДЕТТО (1866-1952)
— итальянский философ-неогегельянец, историк, критик и публицист, политический деятель, профессор неаполитанского университета (1902-20), министр народного образования Италии в 1920-21. Система "абсолютного историзма" К., положенная в основу воспитания и образования, построена на понимании исторического процесса как всецело духовной активности, развёртывания "свободы и разума".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 370)
Ч33(4Ит)

КРУГЛОВ Юрий Георгиевич (р. 1944)
— действительный член РАО (1995; Отделение базового профессионального образования), ректор Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КРУГОЗОР
— объем интересов, знаний человека.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 67)

"Кругозор"
— издательство, ООО. Петрозаводск, Республика Карелия. Детская, образовательная, развивающая и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

КРУЖКОВАЯ РАБОТА
— одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности. К.р. осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях (школы, гимназии, училища и т.п.), а также в учреждениях дополнительного образования (дома творчества, дома культуры, клубы и пр.). Существует большое количество самых разнообразных кружков. Выделяют кружки: предметные (по учебным дисциплинам в соответствии с образовательными программами), художественно-эстетические (изобразительного творчества, музыкальные, хореографические, хоровые и пр.), технические (по видам технического творчества учащихся), натуралистические (юных натуралистов и пр.), туристско-краеведческие, физкультурно-спортивные (чаще называются секциями), любительские (по интересам) и пр. Формы воспитания, используемые в К.р., соответствуют методике дополнительного образования детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 130)
Ч421.382-71

КРУПЕНИНА Мария Васильевна (1892-1950)
— педагог. Руководила совместно с В.Н. Шульгиным Институтом методов школьной работы (1927-31), работала в научно-педагогической секции ГУСа, преподавала в АКВ, 2-м МГУ, ВКИПе, МОПИ, Томском педагогическом институте и др. В 1931- 1932 возглавляла опытно-показательную школу им. П.Н. Лепешинского. Разрабатывала вопросы воспитания нового человека социалистического общества, истории и теории педагогики, в т.ч. проблемы связи школы с жизнью, внешкольного образования и школьного самоуправления, детского коммунистического движения и др. Совместно с Шульгиным создала концепцию взаимодействия школы и среды. Однако их взгляды на школьное образование (в частности, отмирания школы теории) подверглись жёсткой критике и в 1931 К. и Шульгин были отстранены от руководства Институтом. В 1938 К. была необоснованно репрессирована, в 1955 посмертно реабилитирована. Труды по проблемам советской педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 370)
Ч33(2)7-8

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939)
— государственный и партийный деятель, теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования, д-р педагогических наук (1936), поч. член АН СССР (1931). Жена В.И. Ленина. В эмиграции (с 1901) изучала вопросы образования в России, Великобритании, Германии, США, Франции и Швейцарии. В работе "Народное образование и демократия" (1917) впервые прокомментировала взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на педагогику, показала исторические корни трудовой школы и нового подхода к трудовому воспитанию учащихся.

С ноября 1917 работала в Наркомпросе, заместитель наркома, председатель Главполитпросвета (1920-30) и научно-педагогической секции ГУСа (1921-31), которая стала теоретическим центром советской школы и педагогики. Участвовала в разработке основополагающих документов: "Положения об единой трудовой школе РСФСР" и "Основных принципов единой трудовой школы РСФСР" (1918), в педагогических съездах и совещаниях. Редактировала журнал "На путях к новой школе" (1922-33). Возглавляла Общество педагогов-марксистов (1931-35). Привлекла к научной деятельности педагогов П.П. Блонского, Н.Н. Иорданского, Н.В. Чехова, С.Т. Шацкого и др.

К. подчёркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением и определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина. Одним из важных направлений деятельности К. была разработка теоретических основ пионерской организации (ряд организационных и методических положений она заимствовала из опыта скаутизма). С именем К. также связано становление теории и практики дошкольного воспитания, образования взрослых, подготовки учительских кадров, политехнического образования и др.

Мировоззрению К. было свойственно превышение значения классового подхода и переоценки роли труда в образовании. В 30-е гг. К. пыталась противостоять установлению административно-командной системы, усилению классовой борьбы, выступала против гонений на детей "врагов народа", но была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы, продолжала пропагандировать ленинское наследие.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 370)
Ч491-Крупская
Ч33(2)7-211

КРЮЧКОВ Сергей Ефимович (1897-1969)
— филолог, языковед, методист. Преподавал в школах и вузах, с 1933 в МГПИ им. В.И. Ленина (с 1954 профессор). Продолжил традиции отечественного языкознания, занимался исследованиями в области синтаксиса и орфографии (составил совместно с Д.Н. Ушаковым школьный "Орфографический словарь", выдержавший св. 40 изданий). Совместно с Л.Ю. Максимовым разработал классификацию сложноподчинённых предложений, ставшую основой мн. учебных пособий. Труды по русской грамматике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 370)
Ч426.131г(2)

КРЯНГЕ (Creanga) ЙОН (1837-1889)
— румынский и молдавский писатель, педагог. Принимал участие в создании учебников для начальной школы: букваря "Новый метод письма и чтения" (1868; выдержал 23 изд.), книги "Руководство для чтения и письма по фонетической системе" (1876), в которой изложил педагогические основы одновременного обучения чтению и письму и некоторые общие педагогические рекомендации. Сказки К. стали классикой румынской и молдавской литературы, мн. сказки вошли в коллективный сборник "Учитель детей" (1871; выдержал 10 изданий).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 370)
Ч33(4Р)
Ч33(2М)

КУБАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
— Краснодар, ул. Будённого, 161. Педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Краснодар, ул. Московская, 2. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Краснодар, ул. Ставропольская, 149. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Кубанский

КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА
— Краснодар, ул. Кубано-Набережная, 3. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

КУДАШЕВА Раиса Адамовна (1878-1964)
— писательница. Стихи и сказки для детей ("Бабушка-Забавушка и собачка Бум", 1906; "Петушок", 1915, и др.). Стихотворение "Ёлка" (1903, "В лесу родилась ёлочка"), положенное на музыку Л.К. Бекманом, стало популярнейшей детской песенкой.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 370)
Ч426.21,6(2)317.8

КУДРЯВЦЕВ Василий Дмитриевич (1898-1980)
— педагог, лингвист, д-р педагогических наук (1954), заслуженный деятель науки и техники Бурятской АССР (1963). Преподавал русский язык в вузах. Разработал методику преподавания русского языка как неродного, занимался сопоставительной грамматикой русского и бурятского языков. Учебные и методические пособия для бурятской школы и вузов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 370)
Ч426.132г(2)-бурят.

КУДРЯШЁВ Николай Иванович (1904-1982)
— педагог, методист по литературе, д-р педагогических наук (1971), профессор (1972). С 1947 работал в НИИ СИМО АПН (с 1949 - зав. сектором обучения литературе). Разработал общую типологию уроков литературы как сочетание различных методов с учётом задач и содержания занятий, этапа обучения, конкретных особенностей литературного материала ("Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы", 1981).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 370)
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 66)
Ч426.21г(2Р)

"Кудук"
— торгово-издательский дом, ООО, Якутск, Республика Саха. Детская, образовательная и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
— Кемерово, ул. Тухачевского, 27а. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

КУЗИН Валерий Владимирович (р. 1963)
— д-р педагогических наук и профессор (1994), действительный член РАО (1996; Отделение образования и культуры), депутат Государственной думы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КУЗИН Владимир Сергеевич (р. 1938)
— д-р педагогических наук (1976), профессор (1994), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1990; Отделение базового профессионального образования), зав. лабораторией Института общего образования Министерства образования РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КУЗИН Николай Павлович (1907-1981)
— педагог, деятель народного образования, действительный член АПН СССР (1967). В 1966 один из учредителей, в 1967-74 гл. учёный секретарь АПН СССР. С 1974 зав. отделом истории НИИ ОП АПН. Один из организаторов журнала "Преподавание истории в школе"; пропагандист творческого наследия С.Т. Шацкого, избранные педагогические сочинения которого в 2 тт. вышли под его редакцией в 1980.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 370-371)
Ч33(2)7-8

КУЗИНЕ (Cousinet) РОЖЕ (1881-1973)
— французский педагог, теоретик нового воспитания. В 1910-41 инспектор начальных школ, с 1941 профессор кафедры педагогики Парижского университета. Основатель и руководитель журналов "Новое воспитание" (1920-39) и "Воспитание и развитие" (с 1964). К. известен гл.о. как создатель метода т.н. свободной групповой работы, при которой учащиеся 8-9-летнего возраста по желанию объединяются в группы по 5-6 чел. Каждая группа избирает для себя виды работ из имеющегося перечня тем и заданий. Учитель лишь наблюдает за работой группы, консультирует и проверяет результаты работы. Некоторые элементы этого метода до сих пор применяются во французской начальной школе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 371)
Ч33(4Фр)

КУЗНЕЦОВ Александр Андреевич (р. 1944)
— д-р педагогических наук (1990), профессор (1995), действительный член РАО (1999; Отделение общего среднего образования; академик-секретарь).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КУЗЬМИН Михаил Николаевич (р. 1931)
— кандидат исторических наук, член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), директор Института национальных проблем образования Министерства образования РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КУЗЬМИН (Кузьмин-Караваев) Николай Николаевич (1919-1994)
— педагог, историк профессионального образования, д-р педагогических наук (1972), профессор (1973). После демобилизации работал учителем и директором сельской школы в Новгородской области. В 1959-94 преподавал в педагогических институтах Кургана и Липецка. Осн. направление научной деятельности К. - изучение истории педагогического и специального образования в России, разработка методологических и методических основ исследований в этой области. Автор разделов по профессиональному образованию в "Очерках истории школы и педагогической мысли народов СССР" (1973, 1976, 1987, 1991), научный редактор и один из авторов коллективной монографии "Очерки истории профессионально-технического образования в СССР" (1981).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 371)
Ч33(2)7-8

КУЗЬМИНА Нина Васильевна (р. 1923)
— д-р педагогических наук (1966), профессор (1968), член-корреспондент РАО (1978; Отделение высшего образования), гл. научный сотрудник НИИ комплексных исследований С.-Петербургского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КУЛАГИН Юрий Александрович (1924-1987)
— психолог и педагог, член-корреспондент АПН СССР (1978), д-р психологических наук (1963). С 1953 в НИИ дефектологии (заместитель директора с 1968; директор с 1986). Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (1986). Осн. сфера научной деятельности К. - специальная психология и дефектология. Исследования К. познавательной деятельности при аномалиях зрения способствовали созданию ряда тифлотехнических приборов. Им разработаны принципы построения наглядных средств обучения слепых. Автор трудов по теоретическим проблемам специальной психологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 371)
Ч33(2)7-8

КУЛЬТУРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)
— исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. - сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Понятие "К." употребляется для характеристики определённой исторической эпохи (например, античная К.), конкретных обществ, народностей и наций (К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, политическая, хозяйственная и т.д.). Выделяются две сферы К. - материальная и духовная. Материальная К. включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), К. духовная объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Материальная и духовная К. находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип К., который исторически изменчив, но на каждом новом этапе своего развития наследует всё наиболее ценное, созданное предшествующей К.

Ядро К. составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, К. воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности.

Передача К. от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта, но не совпадает с утилитарным овладением результатами предшествующей деятельности. Культурная преемственность осуществляется не автоматически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.

Усвоение К. - это взаимонаправленный процесс, для которого справедливы все осн. закономерности коммуникативной деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 130)

— высокий уровень чего-то, высокое развитие, умение (н-р, культура труда, культура речи).
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 129)

См. также Культура поведения, Культура речи

Ч313

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
см. Коммуникативная грамотность

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
— совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

К.п. выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила К.п. превращаются в воспитанность личности. В К.п. органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла К.п., в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения подростка, юноши в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла К.п. Большое значение имеют национальные особенности К.п., сложившиеся в результате нравственного развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 130)

См. также Культура,Нравственное воспитание

Ч421.352.25

КУЛЬТУРА РЕЧИ
— владение нормами устного и письменного литературного языка - правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи. Нормативность речи включает в себя также такие качества, как точность, ясность, чистота. Культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью. Правильность речи воспитывается в процессе обучения языку, литературе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 130)

См. также Культура, Образование

Ч426.131(2)5

КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ
— комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование т.п.), бережно обращаться с произведениями печати.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 70)
Ч421.252

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
— наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостное явление, как специфическую функцию человеческого бытия. К. изучает содержание, структуру и технологию функционирования социокультурного опыта человечества. В отличие от большинства социальных и гуманитарных наук, изучающих определённые сферы человеческой жизнедеятельности (например, педагогика, психология), К. относится к наукам, исследующим все виды и формы человеческой практики, но в строго определённых аспектах. В К. выделяют два осн. профиля познания: собственно К. - как интегративное знание о целостном феномене культуры и культуроведение - как совокупность частных научных дисциплин, изучающих направления культуры по различным областям человеческой деятельности (политическая, религиозная, художественная и другие культуры). Различают также социальную К. (исследует проблемы социокультурной деятельности людей) и гуманитарную К. (изучает проблемы собственно К.), фундаментальную (исследует теорию К., разрабатывает культурологические методы исследования и пр.) и прикладную К. (применение теоретических знаний о К. в социальной практике К., прогнозирование и регулирование культурных процессов и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 130-131)
Ч486.31-1

КУЛЮТКИН Ювеналий Николаевич (р. 1932)
— д-р психологических наук (1973), профессор (1981), член-корреспондент РАО (1985; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник Института образования взрослых РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КУПИСЕВИЧ (Kupisiewicz) ЧЕСЛАВ (р. 1924)
— польский педагог, член-корреспондент Польской АН (1976). В 1966-69 заместитель директора Института педагогики в Варшаве, в 1969-72 проректор Варшавского университета. Разрабатывал теорию и практику проблемного обучения. В области программированного обучения разработал и внедрил оригинальный способ программирования (названный им "варшавской", или "блочной", системой), который облегчает учащимся выполнение различных интеллектуальных операций. Подготовил учебник "Основы общей дидактики" (1973; рус. пер. 1986), в котором предложил реализацию принципов педагогического управления самообразованием. Ряд работ К. посвятил проблеме т.н. технологии образования, понимаемой им как процесс обучения и воспитания, использующий различные источники информации.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 371)
Ч33(2)7-8

КУПЦОВ Владимир Иванович (р. 1936)
— д-р философских наук (1976), профессор (1978), действительный член РАО (1990; Отделение образования и культуры); с 1992 директор объединения "Гуманитарное образование" МГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КУПЧИКОВА Валентина Михайловна (р. 1920)
— профессор Курского государственного технического университета, преподаватель кафедры технологии тканей и трикотажа. Главное в ее жизни - воспитание и обучение молодого поколения.
(Троицкая И.М. Сердце, отданное людям. - Кострома, 2004. С. 7)
Ч33(2)7-8

КУРАЕВ Григорий Асвадурович (р. 1937)
— д-р биологических наук (1984), профессор (1988), член-корреспондент РАО (2000; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой физиологии человека и животных Ростовского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КУРАКОВ Лев Пантелеймонович (р. 1943)
— д-р экономических наук (1989), профессор (1990), член-корреспондент РАО (2000; Отделение базового профессионального образования), ректор Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КУРАТОР (от лат. curator - попечитель)
— в некоторых учебных заведениях - преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 131)
Ч481.421

КУРБАНГАЛИЕВ, Курбангангалеев, Мухитдин Хафизитдинович (1873-1941)
— татарский филолог, педагог, методист по родному и русскому языкам, профессор (1930). Один из организаторов системы народного образования в Татарии. Преподавал в различных учебных заведениях, заведовал кафедрой татарского языка в Казанском университете (с 1928). Пропагандировал изучение русского языка татарами, разработал дидактические основы начального обучения в татарской школе и в системе образования взрослых, а также методику изучения татарского языка учащимися иных национальностей. Составил "Татарский букварь" (1912, многократно переиздавался). Учебники, учебные пособия и словари татарского языка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 371)
Ч426.131г(2Р-6Тат)

КУРГАНОВ Николай Гаврилович (ок. 1726-1796)
— педагог, писатель, переводчик. Преподавал математику, астрономию и навигацию в Морском кадетском корпусе (с 1774 профессор). Автор учебников математики "Генеральная геометрия" (1765), "Арифметика, или Числовник" (1776). "Универсальная арифметика" (1757) К. - первое русское общедоступное руководство по математике - вытеснила "Арифметику" Л. Магницкого. В "Российской универсальной грамматике" (1769, впоследствии называлась "Письмовник" - одна из самых известных русских книг конца 18 - 1-й половины 19 вв., своеобразная энциклопедия естественно-научных, исторических знаний; выдержала ок. 20 изданий) К. популяризировал филологические взгляды М.В. Ломоносова. Наиболее значительный перевод К. - "Элементы геометрии" Евклида.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 371)
Ч33(2)464

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Курган, ул. Гоголя, 25. Психология, социальная работа, профессиональное обучение, олигофренопедагогика, логопедия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)

КУРДЫБАХА (Kurdybacha) ЛУКАШ (1907-1972)
— польский историк педагогики, профессор (1959). Организатор (1953) и руководитель (1963-68) Лаборатории по истории педагогики Польской АН. Под его редакцией и при авторском участии издана "История воспитания" (т. 1-2, 1965-67), в подготовке которой участвовали как польские, так и зарубежные авторы. Исследовал историю просвещения и культуры эпохи Возрождения, Реформации и польского Просвещения, польской школы и педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 371)
Ч33(4П)

КУРЕНИЕ
— одна из наиболее распространённых вредных привычек, пагубно влияющих на здоровье как самих курильщиков, так и окружающих их людей. К. наиболее опасно для растущего, развивающегося организма подростка и юноши. В то же время, как правило, именно на этих возрастных этапах привычка к К. зарождается и развивается; во взрослом же возрасте в большинстве случаев происходит лишь её закрепление. Отмечается, что если в основе К. младших школьников и младших подростков чаще всего лежит простое любопытство, то для старших подростков и юношей на первый план выдвигаются иные мотивы, в первую очередь желание казаться взрослым.

Профилактика К. должна начинаться с самого раннего возраста. Необходимо воспитывать у ребёнка отвращение к К., к табачному дыму. Подростку следует внушать, что необдуманное подражание действиям других людей - признак несамостоятельности человека, недостаточной его взрослости. Большую роль в предотвращении формирования вредной привычки играет личный пример воспитателей, практика вовлечения подростков в занятия спортом, привития им интереса к здоровому образу жизни.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 131)
Ч313.54

КУРОРТЫ ДЕТСКИЕ
— лечебно-оздоровительные учреждения, предназначенные гл.о. для долечивания детей и подростков после тяжёлых заболеваний и операций. К К.д. относятся: детские санатории, лагеря санаторного типа, санатории и пансионаты для родителей с детьми и др. Первый детский санаторий (приморский климатический) осн. в 1792 в Великобритании на частные средства. В России первый детский санаторий открыт в 1872 в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), затем - в Гатчине, Сестрорецке, Геленджике, Алупке, Железноводске, гл.о. для сезонного климатического лечения детей. Детские санатории имеются на климатических, бальнеологических и грязевых курортах (Геленджик, Кавказские Минеральные Воды, Липецк, Сочи и др.), а также вне курортов в пригородных зонах (т.н. местные детские санатории). Существуют круглогодичные санатории для детей раннего (1-3 года), дошкольного (до 7 лет) и школьного (до 14 лет) возраста (в ведении органов здравоохранения), а также лагеря отдыха санаторного типа для лечения детей (7-14 лет) с лёгкими формами хронических заболеваний. Круглогодичные лагеря являются специализированными (лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, движения, кожи, нервной системы). Сроки пребывания в них, как правило, от 45 (в период летних каникул) и 65 (во время учебного года) дней до 4 мес. Лечение детей сочетается с учебно-воспитательным процессом по программам, утверждённым органами образования. Большинство детских санаториев имеет до 300 мест. Как правило, они расположены на хорошо озеленённых территориях с площадками для спортивных и других игр.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г. с.131)

См. также Медицинское обслуживание детей и подростков

Ч422(2)113.858

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Курск, ул. Радищева, 33. Психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)

КУРСОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
— организация учебного процесса в высших и средних учебных заведениях. Осн. на строгом графике учебного процесса, распределении учебных дисциплин и производственной практики по курсам (годам обучения). Предусматривает обязательное посещение учащимися всех занятий и сдачу в установленные сроки зачётов и экзаменов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 131)
Ч481.211
Ч471.211

КУТАФИН Олег Емельянович (р. 1937)
— д-р юридических наук (1979), профессор (1981), член-корреспондент РАО (2000; Отделение высшего образования), ректор Московской государственной юридической академии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КУЦЕНКО Виктор Григорьевич (1925-2003)
— известный в России и за рубежом ученый и педагог, профессор. Рассматривал самовоспитание как элемент культуры, выступающей в трех ипостасях - Истине, Добре и Красоте. В его личном архиве освещены вопросы самовоспитания и саморазвития человека.
(Куценко-Барскова Л.Б., Романычева И.Г. Сотвори себя сам: О жизни и деятельности В.Г. Куценко. - СПб., 2005. С. 2)

См. также Автодидактика

Ч33(2)7-8Куценко

© Российская национальная библиотека, 2006