Ex Libris  


  • «На покорных Бог ездит»

    Сборник.  XIX в.
    Вяз. O. 47, л. 61

    Миниатюра из Сборника XIX века дословно иллюстрирует первую часть поговорки: «На покорных Бог ездит, а на пышных дьявол». На голове покорного человека художник поместил облако, на котором восседает Христос. Человек держит свиток для поучения, которое по непонятной причине осталось ненаписанным.
    «На покорных Бог ездит»
    Сборник.  XIX в.
    Вяз. O. 47, л. 61

  • Азбука с поучениями

    Азбука.  XVIII в.
    F.III.117, л. 5

    Каллиграфическая азбука содержит заглавные буквы старопечатного стиля, скорописные начерки букв и небольшие поучения. На букву "ять": "Ять веру подлежит всякому христианину"; на букву "э": "Еваньгелие и другие книги божественныя почитай и по них поступай"; на букву "ю": "Юности не проводи всуе, в юности подобает трудитися". На букву "юс" поучения не нашлось.
    Азбука с поучениями
    Азбука.  XVIII в.
    F.III.117, л. 5

  • Алконост

    Сборник.  Кон. XVII - нач. XVIII в.
    Q.I.46, л. 48

    Алконост - райская птица-дева, очаровывающая людей своим пением: «А кто во близости ея будет, той все в мире сем позабудет». Ее имя происходит от греческого названия зимородка - ἀλκυών.
    Алконост
    Сборник.  Кон. XVII - нач. XVIII в.
    Q.I.46, л. 48

  • Аллегория зимы

    Синодик.  Кон. XVII - нач. XVIII в.
    F.I.735, л. 13

    Зима изображена в образе седого старца, одетого в рубище. В правой руке он держит меч, в левой - платок. Его одеяние и атрибуты символизируют признаки зимы: рубище - голые деревья, которые прикрыты лишь снегом, меч - острый мучительный мороз, платок ­- лед, покрывающий реки в зимнее время.
    Аллегория зимы
    Синодик.  Кон. XVII - нач. XVIII в.
    F.I.735, л. 13

  • Ангел душит ребенка

    Сборник литературный.  XVIII в.
    Тит. 1757, л. 5

    В XVII веке на Руси появился перевод "Римских деяний" - популярного западноевропейского сборника новелл. Одна из самых удивительных повестей сборника имеет название "О дьявольской хитрости, и что судьбы Божии неисповедимы". Ангел явился пустыннику и стал сопровождать его в путешествии. При этом в пути посланник Божий совершает странные деяния, "яко ангели таких дел не творят". У доброго человека он украл золотой сосуд и затем подарил его злодею, а у благочестивого воина ангел и вовсе убил сына. В конце путешествия ангел объясняет пустыннику, зачем необходимо было совершать все эти противоречащие человеческой логике поступки.
    Ангел душит ребенка
    Сборник литературный.  XVIII в.
    Тит. 1757, л. 5

  • Антиподы

    Христианская топография.  XVII в.
    ОЛДП Q. 20, л. 83 об.

    Козма Индикоплов, автор Христианской топографии, считал глупым учение о круглой земле и существовании людей с противоположной стороны земного шара. Чтобы развеять этот «миф», он изобразил, как нелепо бы выглядела земля, будь она круглой.
    Антиподы
    Христианская топография.  XVII в.
    ОЛДП Q. 20, л. 83 об.

  • Антоний и сатир

    Сборник агиографический.  XVIII в.
    Вяз. Q. 133, л. 265 об.

    Антоний Египетский разыскивал в пустыне отшельника Павла Фивейского. Во время этого путешествия он встретил сатира, который сказал, что он послан своим стадом с просьбой о молитве святого. Антоний обрадовался, что даже такие существа услышали христианскую проповедь, и удивился, что смог понять речь сатира.
    Антоний и сатир
    Сборник агиографический.  XVIII в.
    Вяз. Q. 133, л. 265 об.

  • Баня

    Синодик.  XVIII в.
    F.I.733, л. 78 об.

    Миниатюра Синодика XVIII века изображает древнерусскую баню с ее атрибутами: печь с камнями, кадки, люди с вениками в парной.
    Баня
    Синодик.  XVIII в.
    F.I.733, л. 78 об.

  • Бегемот

    Христианская топография.  XVI в.
    Погод. 1089, л. 427

    В «Христианской топографии» - средневековом космографическом сочинении - описывается диковинная фауна Индии. Произведение часто иллюстрировалось на Руси, однако художникам было непросто представить реальный облик животных по кратким описаниям. Так, гиппопотам (от греч. ί̔ππος «конь» и ποταμός «река» - «водный конь») на миниатюре выглядит как обычная лошадь.
    Бегемот
    Христианская топография.  XVI в.
    Погод. 1089, л. 427

  • Буквицы "Ш"

    Сборник.  XVII в.
    Сол. 19/19, л. 192

    Азбуковник - древнерусское сочинение энциклопедического характера с алфавитным порядком статей. На букву "ш" подобраны слова, которые нуждались в толковании: "шахты - бездонные колодцы", "штанба - дело книгопечатное", "шельма - зверь" и другие. Здесь же приведен рассказ о морском животном шиваде: "Есть в море некое животное, называемое шивада. Эти шивады стоят на краю моря, открыв уста свои и ожидая, да что съедобное войдет в их уста. Там же часто бывают громы и молнии, и молния попадает в уста шиваде. Испугавшись, шивада смыкает свои челюсти, и так от молнии рождается в них драгоценный жемчуг". Шивады - жемчужные раковины, - согласно толкованию, символизируют Богородицу, зачавшую бесценный жемчуг - Христа. В Азбуковнике XVII века из Соловецкого собрания на каждую букву алфавита художник разместил несколько роскошных инициалов старопечатного стиля с золотом.
    Буквицы "Ш"
    Сборник.  XVII в.
    Сол. 19/19, л. 192

  • Василий Великий

    Пролог на сентябрьскую половину года.  Нач. XIV в.
    Погод. 59, л. 221б

    Миниатюра с изображением Василия, архиепископа Кесарийского открывает январские чтения древнего Пролога. Святитель изображен на фоне стены в епископском облачении, правая рука благословляет, в левой он держит Евангелие - традиционный атрибут святителей.
    Василий Великий
    Пролог на сентябрьскую половину года.  Нач. XIV в.
    Погод. 59, л. 221б

  • Весна

    Месяцеслов.  XVIII в.
    ОЛДП O. 17, л. 19

    На небольшой (7 х 12 см) миниатюре в Месяцеслове XVIII века изображена весна в образе юного царя. В его руке светильник с двумя свечами, одна из которых погашена. Две свечи обозначают день и ночь, а сам светильник - весеннее равноденствие.
    Весна
    Месяцеслов.  XVIII в.
    ОЛДП O. 17, л. 19

  • Видение Антония Великого

    Сборник литературный.  XVIII в.
    Тит. 1757, л. 10

    Антоний Великий увидел как-то страшное видение: огромный демон, головой достигавший облаков, хватал руками человеческие души, возносившиеся на небо. На миниатюре изображен демон с копытами и хвостом, с мордой на туловище. Внизу - раскрытая огненная пасть ада, в которой мучатся грешники. В правом нижнем углу - авва Антоний, наблюдающий эту сцену из окошка свой кельи.
    Видение Антония Великого
    Сборник литературный.  XVIII в.
    Тит. 1757, л. 10

  • Воины Александра сжигают гигантских муравьев

    Александрия.  XVII в.
    F.XVII.8, л. 160

    В "Александрии", средневековом романе об Александре Македонском, рассказывается множество историй о различных диковинных народах и зверях. Как-то раз войску Александра встретились огромные муравьи, которые могли схватить и утащить целого коня. По приказу царя войско сжигает неведомых насекомых.
    Воины Александра сжигают гигантских муравьев
    Александрия.  XVII в.
    F.XVII.8, л. 160

  • Глухая аспида и василиска

    Сборник смешанного содержания.  XVIII в.
    Грузд. 87, л. 407

    Аспид и василиск - два мифических змея, упоминаемых в Псалтири (Пс. 90): "На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея". На миниатюре из сборника XVIII века оба существа женского рода - глухая аспида и василиска. Аспида - крылатый змей с птичьими лапами, а василиска изображена получеловеком- полузмеей. В рукописном тексте о василиске говорится, что она "имеет лице улыскательно, егда человека увидит", и различными кознями губит человека, живет же в непроходимых местах.
    Глухая аспида и василиска
    Сборник смешанного содержания.  XVIII в.
    Грузд. 87, л. 407

  • Гора Стромболи

    Сборник.  XIX в.
    ОЛДП F. 218, л. 56

    Неподалеку от города Тропеи в Италии расположен вулкан Стромболи. Согласно легендам, в нем обитают черти, которых художник изобразил выпрыгивающими из жерла. Чтобы избежать их козней, проходящие мимо люди ограждают себя крестами.
    Гора Стромболи
    Сборник.  XIX в.
    ОЛДП F. 218, л. 56

  • Грифон

    Пролог на сентябрьскую половину года.  XVII в.
    Сол. 700/808

    Древнерусский переплет, как правило, изготавливался из досок, покрытых кожей, на которой нередко выполнялось тиснение. Это могли быть как орнаменты, так и изображения различных причудливых зверей и птиц. На переплете рукописи XVI века одно из клейм тиснения представляет изящного грифона - существа с телом льва и крыльями орла.
    Грифон
    Пролог на сентябрьскую половину года.  XVII в.
    Сол. 700/808

  • Давид и Голиаф

    История библейская и церковная.  Нач. XVI в.
    F.I.310, л. 273

    Согласно 1 Книге Царств, пастушок Давид вышел против гиганта Голиафа с пращой и с ловкостью одолел противника. На миниатюре юный Давид стоит перед Голиафом, позади него стены города, в котором царь и войско ожидают исхода поединка. Голиаф в доспехах, на голове его причудливый шлем, который напоминает вздыбленные волосы демонов. Художник показывает, что этот персонаж - нечестивец, потому и будет повержен праведным Давидом, будущим израильским царем.
    Давид и Голиаф
    История библейская и церковная.  Нач. XVI в.
    F.I.310, л. 273

  • Девушка-осень

    Сборник календарно-хронологический.  XVIII в.
    Q.XVII.133, л. 25 об.

    Антропоморфные фигуры времен года встречаются в древнерусской миниатюре довольно часто, но обычно - в облике мужчин. На миниатюре из календарного сборника XVIII века редкое изображение осени в образе девушки с коромыслом на плечах. В небе мы видим зодиакальные Весы - знак наступления осени: "Благословенная богатая осень настанет у нас, когда солнце вступит в знак небесных весов".
    Девушка-осень
    Сборник календарно-хронологический.  XVIII в.
    Q.XVII.133, л. 25 об.

  • Дельфины

    Сборник литературный.  XVIII в.
    Тит. 1701, л. 142 об.

    Святого Василия Нового после долгих мучений бросили в море, однако два дельфина чудесным образом подхватили его и вынесли на берег. Познания древнерусского книжника о морской фауне были весьма ограничены, поэтому вместо дельфинов он изобразил существ с телом рыбы и мужской головой.
    Дельфины
    Сборник литературный.  XVIII в.
    Тит. 1701, л. 142 об.

  • Дивии люди

    Сборник литературный.  XVIII в.
    Вяз. Q. 188, л. 157

    При описании дальних земель книжники нередко населяли их различными вымышленными существами: неведомыми животными или монстрами-полулюдьми. Так, в Африке и Сирии, согласно средневековым описаниям, живут псоглавцы и даже люди без голов, у которых на груди зубы, а на локтях глаза.
    Дивии люди
    Сборник литературный.  XVIII в.
    Вяз. Q. 188, л. 157

  • Душа в лапах дьявола

    Сборник старообрядческий.  XIX в.
    F.I.874, л. 46

    Старообрядческое поучение обличает священников: прежде они являли обликом своим ангелов, а ныне стали лукавыми дьяволами, сводящими людей на дно адово. Дьявол изображен с гривой и рогами, большим высунутым языком и витым хвостом, который оканчивается красной змеиной пастью. Душа в его лапах представлена в виде обнаженного человечка в скорбной позе.
    Душа в лапах дьявола
    Сборник старообрядческий.  XIX в.
    F.I.874, л. 46

  • Евангелие от Марка

    Евангелие.  XVI в.
    Тит. 3227, л. 85

    Евангелие от Марка XVI века открывает заставка неовизантийского стиля тонкой работы. Заставку венчает изображение огненного орла с нимбом и с книгой - символ евангелиста. В центре заставки сложная красивая вязь: "От Марка святое благовествование".
    Евангелие от Марка
    Евангелие.  XVI в.
    Тит. 3227, л. 85

  • Евангелист Лука

    Евангелие.  XVI в.
    ОЛДП Q. 84, л. 1

    Новозаветная традиция соотносит четырех животных из видения пророка Иезекииля с евангелистами. Телец, жертвенное животное, соответствует апостолу Луке, который начинает свое Евангелие с описания службы в Храме первосвященника Захарии.
    Евангелист Лука
    Евангелие.  XVI в.
    ОЛДП Q. 84, л. 1

  • Европейский атлас

    Космография.  XVII в.
    ОЛДП F. 47, л. 2

    Текст русской космографии XVII века был написан на оборотах листов западноевропейского географического атласа. Он открывается галереей изображений различных народов. На представленном фрагменте - татары и китайцы в причудливых одеяниях (в верхней части миниатюры), а также жители Гвинеи, Мозамбика и Виргинии (в нижнем ряду).
    Европейский атлас
    Космография.  XVII в.
    ОЛДП F. 47, л. 2

  • Евстафий Плакида упал с коня

    Сборник.  Нач. XVIII в.
    Q.I.1527, л. 223 об.

    Согласно распространенному на Руси сказанию, Евстафий Плакида был греческим военачальником во времена императора Траяна. Как-то во время охоты Евстафий преследовал оленя. Вдруг между рогов зверя появился образ сияющего распятия, а сам олень заговорил человеческим голосом: "Зачем ты меня преследуешь?". От неожиданности Плакида даже упал с коня, что и изображено на миниатюре.
    Евстафий Плакида упал с коня
    Сборник.  Нач. XVIII в.
    Q.I.1527, л. 223 об.

  • За сколько рублей Иуда продал Христа

    Псалтырь с восследованием.  Серед. XVI в.
    Соф. 76, л. 605

    В Следованной Псалтири писец киноварью начертал церковнославянскую цифирь, а затем поместил рассуждение о том, за какую цену Иуда продал Христа. Это 30 сребреников, в одном сребренике 12 литр, всех литр - 366, одна литра стоит 60 рублей, в общей сложности получается 30 000 рублей. В конце автор восклицает: «Не будем же ни продавцами, ни покупателями Христу!».
    За сколько рублей Иуда продал Христа
    Псалтырь с восследованием.  Серед. XVI в.
    Соф. 76, л. 605

  • Загадка

    Сборник агиографический.  XVII в.
    Соф. 1491, л. 435 об.

    На чистых листах рукописей нередко можно увидеть записи, не относящиеся непосредственно к тексту. Так, в агиографическом сборнике XVII века изысканным почерком написана загадка: «Древян ключ, водян замок, заец убежа, ловец утопе». Отгадки в рукописи нет, но мы знаем, что это - исход евреев из Египта: деревянный ключ - жезл Моисея, водный замок - Красное море, заяц - еврейский народ, охотник - египетский фараон.
    Загадка
    Сборник агиографический.  XVII в.
    Соф. 1491, л. 435 об.

  • Запечатанный гроб

    Страсти Христовы.  XVIII в.
    Вяз. Q. 48, л. 54

    Согласно евангельскому тексту, место захоронения Христа было «запечатано» камнем, у которого стояла римская стража. Вместо погребальной пещеры художник решил изобразить обычный гроб с приваленным к нему камнем, от которого исходят тонкие нити, опоясывающие могилу.
    Запечатанный гроб
    Страсти Христовы.  XVIII в.
    Вяз. Q. 48, л. 54

  • Заставка старопечатного стиля

    Сборник агиографический.  XVII в.
    Соф. 464, л. 1

    Агиографический сборник XVII века открывается заставкой старопечатного стиля, для которого характерны растительные формы - ветви, цветы, листки с тонкими прожилками, ­- размещенные на черном фоне. Такой стиль впервые возник в печатных книгах, однако быстро распространился и в рукописной традиции, в которой приобрел недоступную для печати легкость и элегантность. Над заставкой изначально была изображена парящая птица, однако из-за обрезки листов при переплете от нее остались лишь лапки и хвост.
    Заставка старопечатного стиля
    Сборник агиографический.  XVII в.
    Соф. 464, л. 1

  • Заставка тератологического стиля

    Служебник.  XIV в.
    Соф. 526, л. 1 об.

    В XIV - начале XV века на Руси в книжном оформлении преобладал тератологический, или «чудовищный» стиль. По описанию Ф.И. Буслаева, это «затейливое сплетение ремней и веток с разными фантастическими животными и птицами, у которых иногда человеческие головы». Фон орнамента часто был синий, реже зеленый или красный. На заставке Служебника XV века в центре помещены две птицы с человеческими головами и звериными лапами. По краям - два зверя, которые грызут внешнюю раму заставки, будто пытаясь покинуть ее пределы.
    Заставка тератологического стиля
    Служебник.  XIV в.
    Соф. 526, л. 1 об.

  • Земля отдает мертвецов

    Сборник.  XVIII в.
    Вяз. Q. 251, л. 8

    На миниатюре Земля в образе девушки отдает мертвецов в день Страшного Суда: в ее руке раскрытая гробница, откуда появляются умершие в саванах. Со всех сторон землю омывает море, в водах которого гигантские рыбы. В их раскрытых пастях части человеческой плоти - головы, руки, ноги. Эти рыбы, также как и сидящий на земле лев, «возвращают» людей, которые были растерзаны животными, чтобы они могли в целостном виде предстать на Суде.
    Земля отдает мертвецов
    Сборник.  XVIII в.
    Вяз. Q. 251, л. 8

  • Зимнее бедствие

    Житие св. Андрея Юродивого.  Кон. XVIII в.
    Погод. 697, л. 31 об.

    Миниатюра лицевого Жития Андрея Юродивого изображает аномальную зиму, которая случилась в Константинополе: "Никто о такой не слышал, и не было никогда такой зимы". Дома были полны снега и разрушались, птицы умирали от голода, нищие вопили, плакали, и тряслись от холода, не имея пищи. Это редкий образ зимнего пейзажа в древнерусской миниатюре - художник изобразил деревья без листвы и большие снежные сугробы.
    Зимнее бедствие
    Житие св. Андрея Юродивого.  Кон. XVIII в.
    Погод. 697, л. 31 об.

  • Зосима и лев

    Сборник житий, патериковых повестей и поучений.  XVIII в.
    Q.I.1160, л. 151 об.

    Старец Зосима отправился в пустыню навестить Марию Египетскую, однако уже не застал ее в живых. Святой хотел похоронить отшельницу, но земля была слишком иссушена, и у старца не хватало сил, чтобы вырыть могилу. Вдруг перед ним появился страшный лев. Сначала Зосима очень испугался, но, уразумев, что это Божественный промысел, попросил льва когтями раскопать землю, что тот с радостью исполнил. Старец оплакал Марию и похоронил. «И тогда они разошлись: лев побрел в пустыню, словно овца, Зосима же возвратился в монастырь, прославляя и восхваляя Христа, Бога нашего».
    Зосима и лев
    Сборник житий, патериковых повестей и поучений.  XVIII в.
    Q.I.1160, л. 151 об.

  • Иерусалимские монастыри

    Сборник.  XIX в.
    ОЛДП F. 218, л. 9

    Рассказ о Святой Земле в Сборнике XIX века сопровождают изображения христианских обителей в Иерусалиме. Художник постарался передать особенности архитектуры этих монастырей, хотя сделал это весьма условно и схематично.
    Иерусалимские монастыри
    Сборник.  XIX в.
    ОЛДП F. 218, л. 9

  • Изгнание из рая

    История библейская и церковная.  Нач. XVI в.
    F.I.310, л. 36 об.

    Миниатюра XVI века рассказывает о трагическом моменте Священной истории, представляя его одновременно в пространственном и временном измерениях. В левой части миниатюры мы видим райский сад с диковинными деревьями. Иисус Христос, изображенный с крылами (это вторая ипостась Троицы до воплощения), изгоняет Адама и Еву, облаченных в листья смоковницы. В центре - дверь в рай, которую охраняет огненный херувим; за дверью, в правой части композиции, - Адам и Ева сидят на скалистой земле и плачут об утерянном блаженстве.
    Изгнание из рая
    История библейская и церковная.  Нач. XVI в.
    F.I.310, л. 36 об.

  • Индийские звери

    Христианская топография.  XVII в.
    ОЛДП Q. 20, л. 263

    На миниатюре изображены «индийские звери», которых описал Козма Индикоплов - византийский путешественник VI века. В верхнем ряду - слон и носорог с рогами на губе и глазами под челюстью; в нижнем - дикий вол и «страшный и непобедимый» единорог.
    Индийские звери
    Христианская топография.  XVII в.
    ОЛДП Q. 20, л. 263

  • Инициал "О"

    Сборник богослужебный.  XIV в.
    Соф. 97, л. 73 об.

    В древнерусских рукописях нередко можно встретить антропоморфные инициалы. Например, буквице «о» часто придавали вид человеческой головы. Одно из таких изображений встречается в Богослужебном сборнике XIV века из собрания рукописей Новгородского Софийского собора. Художник изобразил румяного бородатого человечка в забавной треугольной шапке.
    Инициал "О"
    Сборник богослужебный.  XIV в.
    Соф. 97, л. 73 об.

  • Инициал «К»

    Псалтырь.  XV в.
    F.I.7, л. 97

    Неовизантийский стиль был распространен в древнерусском книжном оформлении в XV-XVI веках. Инициалы этого стиля нередко включают в себя зооморфные и антропоморфные элементы. Художник Псалтири XVI века изобразил букву «К» в начале 72 псалма в виде загадочного существа: полуптицы с головой человека в причудливом головном уборе.
    Инициал «К»
    Псалтырь.  XV в.
    F.I.7, л. 97

  • Инициал в виде петуха

    Пролог на мартовскую половину года.  Кон. XIII - нач. XIV в.
    Погод. 60, л. 18

    Для древнерусского орнамента XIII - XIV веков характерно использование геометрических или плетеных мотивов с включением зооморфных изображений. В Прологе из собрания М.П. Погодина в качестве зооморфного элемента в киноварных инициалах неоднократно встречается петух - с узнаваемым гребешком на голове.
    Инициал в виде петуха
    Пролог на мартовскую половину года.  Кон. XIII - нач. XIV в.
    Погод. 60, л. 18

  • Искушение Евы

    Сборник певческий нотированный.  XVI - XVII вв.
    Вяз. O. 20, л. 1

    Оригинальная маргиналия (изображение на полях) певческой рукописи содержит сцену искушения Евы. Праматерь стоит возле причудливого дерева и протягивает руку к запретному плоду - единственному цветному элементу в композиции. Заглавие книги написано редкой по типу витиеватой многоцветной вязью: "Последование церковнаго пения".
    Искушение Евы
    Сборник певческий нотированный.  XVI - XVII вв.
    Вяз. O. 20, л. 1

  • Крылатый Иоанн Предтеча

    Сборник.  XVIII в.
    ОЛДП Q. 628, л. 21 об.

    Иоанн Предтеча проповедует ветхозаветным праведникам, которые пребывают в аду до Воскресения Христова. Креститель изображен как «Ангел пустыни», с крыльями - так проиллюстрированы слова пророка Малахии о Предтече: «Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною». В нижней части миниатюры сатана беседует с адом - огненным существом с раскрытой пастью и длинным носом.
    Крылатый Иоанн Предтеча
    Сборник.  XVIII в.
    ОЛДП Q. 628, л. 21 об.

  • Лев

    Апостол.  XVI в.
    Кир.-Бел. 115/120, л. 16а об.

    Рукописный Апостол XVI века открывает миниатюра с изображением льва. В орнаментальной раме на бирюзовом фоне огромный хищник с роскошной гривой, его левая лапа поднята ("левую ногу всегда перво воздвижет, встаючи с места"), язык высунут из пасти. Образ льва имеет в древнерусской миниатюре несколько значений: это и образ Христа, поскольку лев - царь зверей, и дьявола, поскольку он свирепый хищник. Обычно изображение льва является символом евангелистов Марка или Иоанна, однако здесь художник неожиданно поместил льва перед книгой Деяний Апостолов, автором которой традиционно считается еванелист Лука.
    Лев
    Апостол.  XVI в.
    Кир.-Бел. 115/120, л. 16а об.

  • Лопяцевская азбука

    Грамматика.  XVII в.
    O.XVI.2, л. 94 об.

    Для зашифрованных посланий древнерусские писцы нередко полностью выдумывали алфавиты, как правило, деформируя знакомые кириллические знаки - поворачивая их, добавляя петли и другие элементы, иногда заимствуя начертания букв из глаголицы. «Лопяцевская азбука», представленная на изображении, - это ключ к одному из таких вымышленных алфавитов. По кругу, против часовой стрелки, читается название азбуки, а в центре помещен придуманный алфавит с надписанными соответствующими кириллическими буквами.
    Лопяцевская азбука
    Грамматика.  XVII в.
    O.XVI.2, л. 94 об.

  • Макарий Египетский говорит с черепом

    Сборник житий, патериковых повестей и поучений.  XVIII в.
    Q.I.1160, л. 79

    Как-то раз в пустыне Макарий Египетский набрел на череп языческого жреца, который поведал подвижнику о загробной жизни и мучениях грешников. Эта история была широко распространена в древнерусской литературе, включалась в различные сборники дидактической направленности и нередко иллюстрировалась.
    Макарий Египетский говорит с черепом
    Сборник житий, патериковых повестей и поучений.  XVIII в.
    Q.I.1160, л. 79

  • Максим Грек

    Максим Грек. Сборник сочинений.  XVII в.
    Сол. 496/515, л. 9 об.

    Преподобный Максим Грек весьма почитался на Руси, его сочинения многократно переписывались. В некоторых списках помещены легко узнаваемые портреты автора, как, например, в рукописи XVII века из библиотеки Соловецкого монастыря.
    Максим Грек
    Максим Грек. Сборник сочинений.  XVII в.
    Сол. 496/515, л. 9 об.

  • Марковы главы

    Служебник.  XVI в.
    Соф. 854, л. 373

    «Марковы главы» - это раздел Типикона, который регулирует состав церковной службы, когда переходящий праздник совпадает с календарным. Раздел «Марковых глав» в Служебнике XVI века открывается заставкой, в центре которой круг с надписью красивой геометрической вязью - «Главы Марка иермонаха».
    Марковы главы
    Служебник.  XVI в.
    Соф. 854, л. 373

  • Медуза Горгона

    Александрия.  XIX в.
    Вяз. F. 104, л. 93

    В Александрии - средневековом романе об Александре Македонском - Медуза Горгона описывается как диковинное существо, у которого лицо, грудь и руки как у человека, а ноги и хвост как у коня. Художники иногда изображали всю нижнюю половину существа конской, подобно кентавру, а на представленной миниатюре Горгона даже «наряжена» в седло. Волхв в облике Александра Македонского хитрой речью обманывает вероломную горгонию.
    Медуза Горгона
    Александрия.  XIX в.
    Вяз. F. 104, л. 93

  • Молитва пророка Исайи

    Псалтырь с восследованием.  1556 г.
    Погод. 94, л. 199 об.

    Слова молитвы пророка Исайи - «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже» - на миниатюре Псалтири 1556 года воспроизведены буквально: пророк движется от ночи к свету, которые представлены человеческими фигурами. Надпись над миниатюрой гласит: «Пророк Исайя, сын Амосов, видел невечерний свет». Таким образом, слова этой молитвы воспринимались как пророчество о пришествии и воскресении Христа - невечернего, то есть незаходящего света.
    Молитва пророка Исайи
    Псалтырь с восследованием.  1556 г.
    Погод. 94, л. 199 об.

  • Мученик Трифон

    Пролог на сентябрьскую половину года.  Нач. XIV в.
    Погод. 59, л. 280а

    Февральские чтения Пролога XIV века открываются миниатюрой с изображением мученика Трифона, память которого совершается в первый день этого месяца. Святой изображен с поднятым мечом, хотя и не был воином. Трифон пас гусей и обладал даром целительства. Меч может быть символом духовной силы святого или же атрибутом его мученической кончины - во время гонений на христиан при императоре Декии Трифон был обезглавлен.
    Мученик Трифон
    Пролог на сентябрьскую половину года.  Нач. XIV в.
    Погод. 59, л. 280а

  • Мышь

    Хронограф.  XVII в.
    Вяз. F. 96, л. 655

    В Хронографе XVII века из собрания П. П. Вяземского всего несколько миниатюр, при этом для изображений художник выбирает весьма необычные сюжеты. Так, рассказ о польском царе Попеле сопровождает крохотное изображение мышки. Этого зверька король часто упоминал в любимой поговорке. "А клятвенное у него было слово: Чтоб меня мыши съели".
    Мышь
    Хронограф.  XVII в.
    Вяз. F. 96, л. 655

  • Начало

    Устав церковный.  XVI в.
    Сол. 1116/1225, л. 393

    Роскошная заставка неовизантийского стиля с небольшими элементами старопечатного орнамента открывает раздел великопостных служб церковного устава. В центре заставки круг, в который вязью вписано первое слово заглавия: "Начало".
    Начало
    Устав церковный.  XVI в.
    Сол. 1116/1225, л. 393

  • Ноев ковчег

    Сборник.  XVI в.
    ОЛДП F. 91, л. 11

    На миниатюре XVI века изображено окончание Всемирного Потопа: Ковчег остановился на горах Араратских, с которых отступает вода. Вверху из сегмента неба исходит божественная десница.
    Ноев ковчег
    Сборник.  XVI в.
    ОЛДП F. 91, л. 11

  • Облако и огненный столп

    Сборник.  XVI в.
    ОЛДП F. 91, л. 32 об.

    Во время исхода евреев из Египта ночью им указывал путь огненный столп, а днем светлое облако укрывало их от солнца. Вверху миниатюры художник поместил изображения этих удивительных явлений, а внизу - народ, шествующий за первосвященником Аароном, который держит в руках Ковчег Завета.
    Облако и огненный столп
    Сборник.  XVI в.
    ОЛДП F. 91, л. 32 об.

  • Оборотни и пигмеи

    Сборник литературный.  XVIII в.
    Вяз. Q. 188, л. 153

    На миниатюре из Сборника XVIII века представлены вымышленные народы: неурилы, способные превращаться в волков, и пигмеи - низкорослый народ, ездящий на козлах и сражающийся с журавлями.
    Оборотни и пигмеи
    Сборник литературный.  XVIII в.
    Вяз. Q. 188, л. 153

  • Олени

    Сборник богослужебный.  Перв. пол. XVI в.
    Соф. 431, л. I об.

    На последнем листе рукописи XVI века один из читателей оставил разнообразные пометы коричневыми чернилами, среди которых - наивное изображение лежащего оленя. Примерно через столетие другой читатель попытался повторить рисунок, нарисовав рядом схожую фигурку оленя, но уже чернилами черного цвета.
    Олени
    Сборник богослужебный.  Перв. пол. XVI в.
    Соф. 431, л. I об.

  • Орел

    Евангелие тетр.  XVI в.
    F.I.41, л. 88

    На полях рукописного Евангелия XVI века размещены небольшие миниатюры евангелистов в образе животных из видения пророка Иезекииля. Евангелисту Марку в рукописи соответствует орел с необычно изображенными крыльями.
    Орел
    Евангелие тетр.  XVI в.
    F.I.41, л. 88

  • Падение идолов

    Акафист Богородице.  1695 г.
    F.I.142, л. 44

    На миниатюре, созданной известным поэтом и художником Карионом Истоминым, изображен апокрифический мотив из рассказа о бегстве Святого Семейства в Египет. При приближении Младенца к языческому городу, идолы падали со своих постаментов. Интересно, что в древнерусской миниатюре истуканы падают не как каменные изваяния, а как живые существа - уклоняясь от ударов и стараясь не разбиться в полете. К этой миниатюре Карион добавил стихотворное описание: "В Египте Христос с Матерью сияет, Идолы чтимы тамо сокрушает, Лесть бо бесовска от него прогнася, В Матери Деве исправа нам стася".
    Падение идолов
    Акафист Богородице.  1695 г.
    F.I.142, л. 44

  • Планеты

    Христианская Топография.  XVII в.
    Погод. 1088, л. 181 об.

    На миниатюре Христианской топографии XVI века изображены античные боги, именами которых были названы семь планет. Миниатюрист мало разбирался в мифологии, поэтому большинство подписей не соответствуют изображениям. В верхнем ряду помещены Луна, Солнце и Сатурн в образе орла. В нижнем ряду - Венера, Меркурий, держащий змею вместо кадуцея, Юпитер на престоле и Марс с обнаженным мечом.
    Планеты
    Христианская Топография.  XVII в.
    Погод. 1088, л. 181 об.

  • Послесловие

    Сборник житий, патериковых повестей и поучений.  XVIII в.
    Q.I.1160, л. 334 об.

    На последних листах Сборника XVIII века авторы зашифровали свои имена числовой тайнописью, а также написали радостное послесловие, сравнивая завершение написания книги с возвращением домой путника и мореплавателя или с окончанием работ земледельца, собравшего плоды. На следующей странице писец сравнивает себя уже с царством животных: «Птица рада весне, рыба - воде, а писец - последней строке».
    Послесловие
    Сборник житий, патериковых повестей и поучений.  XVIII в.
    Q.I.1160, л. 334 об.

  • Притча о богатых

    Синодик.  XVIII в.
    F.I.733, л. 142 об.

    «Притча о богатых от болгарских книг» рассказывает о человеке, который, убегая от льва (образ смерти) и верблюда (образ болезни), попал в ров, где схватился за ветви дерева с серебряной листвой, однако не удержался и сорвался вниз - в пасть страшного змея. Художник, помимо сюжета самой притчи, изобразил еще и жизнь богача, пирующего в своих палатах. Уклоняясь от смерти, стреляющей в него из лука, богач сквозь темный арочный проем попадает из реальности в притчевый сюжет.
    Притча о богатых
    Синодик.  XVIII в.
    F.I.733, л. 142 об.

  • Притча о единороге

    Сборник.  XIX в.
    Вяз. O. 47, л. 96

    «Притча о временнем сем веце» рассказывает, как человек, спасаясь от свирепого единорога, забрался на дерево, однако на этом его злоключения не закончились: ствол дерева постоянно грызут две мыши, а внизу поджидают страшный дракон и аспиды. Художник нарисовал древо жизни с причудливыми плодами, которые беспечно вкушает персонаж притчи, а для единорога - символа смерти - места уже не осталось.
    Притча о единороге
    Сборник.  XIX в.
    Вяз. O. 47, л. 96

  • Пророк Давид

    Псалтырь.  XVI в.
    Q.I.38, л. 3 об.

    Псалтирь XVI века открывается изображением пророка Давида. Царь восседает на престоле, держа раскрытую книгу со словами первого псалма. Рядом художник разместил письменные принадлежности: перья, чернильницы, ножик, а также псалтирь - музыкальный инструмент, на котором пророк и слагал свои песни.
    Пророк Давид
    Псалтырь.  XVI в.
    Q.I.38, л. 3 об.

  • Пророк Иона

    Псалтырь с восследованием.  1636 г.
    F.I.737, л. 143 об.

    Книга пророка Ионы повествует, как провидец решил убежать от своего предназначения, но во время морского путешествия его проглотил кит, а через три дня изринул на сушу. Иона понял, что невозможно уйти от судьбы, и отправился по Божественному повелению сказать жителям Ниневии, что их город будет разрушен. В нижней части миниатюры Иона взывает к Богу из чрева кита - в его руке свиток со словами молитвы. Наверху снова изображен пророк, но уже взирающий на Ниневию в ожидании ее разрушения.
    Пророк Иона
    Псалтырь с восследованием.  1636 г.
    F.I.737, л. 143 об.

  • Рецепт чернил

    Сборник.  XVII в.
    Соф. 1519, л. 290

    В древнерусских рукописях можно встретить любопытные записи, рассказывающие о тонкостях производства средневековой книги. Например, в сборнике XVIII века автор указал рецепт изготовления чернил: надо сначала «орешки розмочити», «возвесити клею вишневаго», добавляя в него воду, а также «хмельку маленько упарити», и поливать скорлупкой каждый чернильный орешек.
    Рецепт чернил
    Сборник.  XVII в.
    Соф. 1519, л. 290

  • Рукописание Адама

    Сборник слов, поучений и житий.  XVIII в.
    Q.I.1482, л. 16

    Миниатюра на апокрифический сюжет о первом в истории человечества договоре с дьяволом. После изгнания из рая, когда Адам стал пахать землю, перед ним встал дьявол и заявил, что небеса и рай принадлежат Богу, а земля - ему. Если Адам хочет пахать, ему надо написать дьяволу "рукописание" - долговую расписку со словами: "Чья земля, того и я, и дети мои". Адам составил "рукописание", дьявол забрал его себе и держал человечество в подчинении до самого прихода Христа. Легенда объясняет темное место из "Послания апостола Павла к колоссянам", где сказано, что Христос "истребил учением бывшее о нас рукописание… и пригвоздил к кресту".
    Рукописание Адама
    Сборник слов, поучений и житий.  XVIII в.
    Q.I.1482, л. 16

  • Святцы на март

    Святцы.  XIX в.
    ОЛДП Q. 706, л. 7

    Изображения святых, расположенные по дням их памяти, в Месяцеслове XIX века весьма условны. Мучеников художник обозначает красным цветом, преподобных - черным, святители - в белом одеянии.
    Святцы на март
    Святцы.  XIX в.
    ОЛДП Q. 706, л. 7

  • Сергий Радонежский и медведь

    Житие Сергия Радонежского.  XVIII в.
    Вяз. F. 125, л. 45

    На миниатюре XVIII века представлен известный эпизод из Жития Сергия Радонежского. Как-то раз преподобный увидел у своей кельи медведя, однако не испугался, а накормил голодного зверя. Медведь стал приходить к святому и со временем сделался совсем ручным. Мы видим, как Сергий что-то говорит свирепому зверю, а тот кротко ему внимает.
    Сергий Радонежский и медведь
    Житие Сергия Радонежского.  XVIII в.
    Вяз. F. 125, л. 45

  • Сивилла Эрифрея

    Книга о сивиллах.  XVIII в.
    Вяз. F. 93, л. 23 об.

    Сивиллы - языческие пророчицы, возвещавшие о пришествии Христа. На миниатюре из «Книги о сивиллах» XVIII века изображена Эрифрея - пророчица, которая всегда носила на своих руках ягненка. Она ясно предсказала не только рождение Христа, но и Его второе пришествие. Также считалось, что она изобрела треугольные гусли.
    Сивилла Эрифрея
    Книга о сивиллах.  XVIII в.
    Вяз. F. 93, л. 23 об.

  • Синайская пустыня

    Псалтырь с восследованием.  1556 г.
    Погод. 94, 192 об.

    На миниатюре Псалтири XVI века изображено шествие израильтян по пустыне. В правой части композиции Моисей принимает сходящий с небес свиток Закона, в центре - группа израильтян, а слева - антропоморфный образ Пустыни. Ее изображение иллюстрирует слова пророка Исайи о процветшей пустыне (Ис 35:1).
    Синайская пустыня
    Псалтырь с восследованием.  1556 г.
    Погод. 94, 192 об.

  • Смерть и ад

    Апокалипсис с прибавлениями.  Нач. XVII в.
    Q.I.1154, л. 117 об.

    Миниатюра XVII века иллюстрирует слова из Откровения Иоанна Богослова о снятии четвертой печати: «И вот, конь бледный, и на нём всадник, имя которому Смерть, и Ад следовал за ним» (Откр 6:8). Впереди едет Смерть, восседающая на льве. Хотя в тексте говорится о бледном коне, художник решил усилить зловещий образ. Следом за Смертью идет Ад - темная мужская фигура с мечом в руке.
    Смерть и ад
    Апокалипсис с прибавлениями.  Нач. XVII в.
    Q.I.1154, л. 117 об.

  • Смерть Моисея

    История библейская и церковная.  Нач. XVI в.
    F.I.310, л. 207

    Согласно апокрифическому преданию, архангел Михаил и дьявол после смерти пророка Моисея спорили, кому будет принадлежать его тело. Одному из читателей показалось недопустимым изображение дьявола в рукописи, поэтому он почти полностью соскоблил темную крылатую фигуру демона.
    Смерть Моисея
    История библейская и церковная.  Нач. XVI в.
    F.I.310, л. 207

  • Смерть убегает от людей

    Апокалипсис с прибавлениями.  Нач. XVII в.
    Q.I.1154, л. 135 об.

    Миниатюра иллюстрирует метафорическое высказывание Апокалипсиса: "В те дни будут искать люди смерти, и не найдут ее, и возжелают умереть, но смерть убежит от них". Бегущая смерть изображена в образе тощего обнаженного антропоморфного существа огромного размера.
    Смерть убегает от людей
    Апокалипсис с прибавлениями.  Нач. XVII в.
    Q.I.1154, л. 135 об.

  • Сны царя Шахаиши

    Сборник литературный.  XVIII в.
    Вяз. Q. 176, л. 222 об.

    «Сказание о двенадцати снах царя Шахаиши» ­- древнерусская повесть, переведенная не позднее XV века с персидского языка. Мудрец Мамер толкует зловещие сны царя, рассказывая о грядущих мировых потрясениях. Так, в будущие времена из-за людских грехов солнце и луна не дадут своего света, звезды померкнут и, наконец, на небе явится хвостатая звезда. Все эти светила можно увидеть в верхней части миниатюры.
    Сны царя Шахаиши
    Сборник литературный.  XVIII в.
    Вяз. Q. 176, л. 222 об.

  • София Премудрость Божия

    Синодик.  1631 г.
    Соф. 1059

    Образ Софии Премудрости Божией помещен на переплет рукописи - довольно редкий случай для книжного оформления. Иконография композиции представляет собой вариант деисиса - «моления». В центре на престоле, основанном на семи столпах (Притч 9:1), восседает крылатая огненная Премудрость, по сторонам от нее предстоят в молении Богоматерь и Иоанн Предтеча в одежде из верблюжьего волоса. Над Софией -благословляющий Христос; в верхнем регистре мы видим Этимасию - Престол уготованный (Пс. 92:2), на котором воссядет Господь после второго пришествия, чтобы судить живых и мертвых.
    София Премудрость Божия
    Синодик.  1631 г.
    Соф. 1059

  • Таблица канонов.

    Евангелие.  XI в.
    Греч. 296, л. 1 об.

    Таблицы канонов Евсевия Кесарийского - это указатель параллельных мест в четырех канонических евангелиях. Такие таблицы в эпоху Средневековья богато украшали, нередко с использованием золота. Обрамление таблицы из греческой рукописи в собрании ОР РНБ выполнено в эмальерном стиле: на золотом фоне орнаментальные изображения цветов. Над таблицей и слева от нее художник поместил различных животных - лис, петухов и птиц.
    Таблица канонов.
    Евангелие.  XI в.
    Греч. 296, л. 1 об.

  • Трава андронова

    Травник.  Кон. XVII в.
    Q.VI.7, л. 30

    Трава андронова (Chaiturus marrubiastrum) - средство от "всякой немочи отроческой". Листья травы подобны крапиве великой, но потемнее, стебель же высотой в два аршина.
    Трава андронова
    Травник.  Кон. XVII в.
    Q.VI.7, л. 30

  • Три вавилонских отрока.

    Сборник смешанного содержания.  XVIII в.
    Вяз. F. 16, л. 557 об.

    В сборнике XVIII века, происходящего из библиотеки известного библиофила-фальсификатора А. И. Сулакадзева, содержатся вклеенные листы певческой рукописи более раннего времени с иллюстрациями к псалму 136 "На реках Вавилонских". Текст псалма трактуется историей злоключений трех отроков - Анании, Азарии и Мисаила, - оказавшихся в вавилонском плену. Воин с длинными усами занес меч над юношами, требуя исполнения "песен сионских" "в земле чуждей". Усы воина - маркер нечестивой, демонической фигуры.
    Три вавилонских отрока.
    Сборник смешанного содержания.  XVIII в.
    Вяз. F. 16, л. 557 об.

  • Убогий и законодавец

    Псалтырь.  XV в.
    F.I.7, л. 10

    Единственная миниатюра Псалтири XV века вольно интерпретирует слова 9 псалма. В левой части композиции «убогий», воздевающий руки к изображенному в сегменте неба Христу-Отроку - «прибежищу убогого» (Пс 9:9). Справа святитель-«законодавец», поучающий коленопреклоненных язычников (Пс 9:20), которые вырвались из адской бездны - темного проема в нижнем левом углу миниатюры.
    Убогий и законодавец
    Псалтырь.  XV в.
    F.I.7, л. 10

  • Февральское явление

    Сборник календарно-хронологический.  XVIII в.
    Q.XVII.133, л. 1

    На миниатюре календарно-хронологического сборника XVIII века показано необычное небесное знамение, которое произошло 10 февраля 1785 года в Ярославле. Утром на небе появился круг с тремя солнцами, вверху над кругом еще один круг, внутри которого были видны крест и корона, а внизу - нечто, «подобное радуге, и мрачное».
    Февральское явление
    Сборник календарно-хронологический.  XVIII в.
    Q.XVII.133, л. 1

  • Феодосий, игумен Сийский

    Иконописный подлинник Сийского монастыря.  XVII в.
    ОЛДП F. 88, л. 267

    Сийский иконописный подлинник - это уникальный комплекс иконных прорисей. Фолиант включает более 500 образцов, выполненных в разное время с икон и западноевропейских гравюр. Среди образцов имеются изображения игуменов Троицкого Сийского монастыря - Антония и Феодосия.
    Феодосий, игумен Сийский
    Иконописный подлинник Сийского монастыря.  XVII в.
    ОЛДП F. 88, л. 267

  • Философ Анаксагор и зверь эфемерон

    Сборник литературный.  XVIII в.
    Тит. 1757, л. 31 об.

    Поучение ставит в пример христианам, которые слишком привязаны к земным радостям, - добродетельных язычников и даже зверей. Так, философ Анаксагор отказался от всего своего наследства, а когда приятели начали его укорять, указал пальцем на небо, говоря: "Это моя вотчина". Подобно тому и зверь эфемерон, который "с утра родится, а ввечеру умирает", проживает этот единственный день так, как если бы жил сто лет.
    Философ Анаксагор и зверь эфемерон
    Сборник литературный.  XVIII в.
    Тит. 1757, л. 31 об.

  • Христос - громовержец

    Сборник смешанного содержания.  XVIII в.
    Грузд. 89, л. 60 об.

    На миниатюре к русской реминисценции поэмы Мильтона "Потерянный рай" изображен Христос-громовержец на огненной колеснице. Он мечет молнии вниз, в падших демонов, "окрест Его ревут бури чернаго дыма и свирепаго пламени".
    Христос - громовержец
    Сборник смешанного содержания.  XVIII в.
    Грузд. 89, л. 60 об.

  • Христос-аптекарь

    О врачевании грехов.  XIX в.
    Грузд. 148, л. 1

    Образ Христа-аптекаря был заимствован из западноевропейской иконографии. Христос, хотя и изображен без нимба, легко узнается по традиционному одеянию - красному хитону и синему гиматию. Он предлагает человеку средства для врачевания грехов: корень послушания, листья терпения, цветы чистоты, плоды добрых дел, которые необходимо сварить в котле безмолвия, просеять через решето рассуждения и вкушать ложкой покаяния.
    Христос-аптекарь
    О врачевании грехов.  XIX в.
    Грузд. 148, л. 1

  • Цветочек

    Апостол апракос.  XVI в.
    F.I.68, л. 1

    В XVI-XVII вв. частым украшением рукописей были изображения растений и цветов на полях. На представленной миниатюре из Апостола XVI века можно увидеть пометы художника, каким цветом следует раскрасить цветок: "з" для зеленого цвета, "б" для розового и "ш" для желтого. Эти буквы проступают сквозь красочный слой изображения.
    Цветочек
    Апостол апракос.  XVI в.
    F.I.68, л. 1

  • Череп

    Синодик.  XVII в.
    Q.I.245, л. 53 об.

    В Синодиках - книгах для поминания умерших - нередко можно встретить изображение черепа, символа неизбежной смерти. Автор миниатюры написал еще и стихотворное увещание к читателю: «Кости зрак - смерти знак. Зри сие - всяк будеши так» («Вид костей - символ смерти. Посмотри на это - ты станешь таким же»).
    Череп
    Синодик.  XVII в.
    Q.I.245, л. 53 об.

  • Числовая тайнопись

    Минея служебная. Июль - август.  XVI в.
    Соф. 239, л. 554

    На листах древнерусских рукописей нередко можно встретить различные зашифрованные послания. Так, писец Минеи XVI века скрыл свое имя и название произведения тайнописью, в основе которой - числовые значения церковнославянских букв. Чтобы прочесть запись, нам надо сложить числовые значения букв в группе, их сумма дает зашифрованную букву. Например, «мм» (40+40) - в сумме «п» (80), затем «дд» (4+4) - «и» (8) и так далее. Расшифровка послания следующая: «А писалъ сию книгу, глаголему Минею, многогрешьною рукою Андреец».
    Числовая тайнопись
    Минея служебная. Июль - август.  XVI в.
    Соф. 239, л. 554

  • Юпитер

    Известный календарь, или прогностик о урожае.  1766 г.
    F.III.22, л. 13

    В Календаре 1766 года художник изобразил античные божества - символы планет. На шестом небе разместился Зевс-Юпитер. Он восседает на колеснице, запряженной двумя орлами, в руках его молнии. Подпись гласит: «Юпитер благоприятен для начинания всякого дела».
    Юпитер
    Известный календарь, или прогностик о урожае.  1766 г.
    F.III.22, л. 13