Ex Libris  


  • Азбука с поучениями

    Азбука.  XVIII в.
    F.III.117, л. 5

    Каллиграфическая азбука содержит заглавные буквы старопечатного стиля, скорописные начерки букв и небольшие поучения. На букву "ять": "Ять веру подлежит всякому христианину"; на букву "э": "Еваньгелие и другие книги божественныя почитай и по них поступай"; на букву "ю": "Юности не проводи всуе, в юности подобает трудитися". На букву "юс" поучения не нашлось.
    Азбука с поучениями
    Азбука.  XVIII в.
    F.III.117, л. 5

  • Бегемот

    Христианская топография.  XVI в.
    Погод. 1089, л. 427

    В «Христианской топографии» - средневековом космографическом сочинении - описывается диковинная фауна Индии. Произведение часто иллюстрировалось на Руси, однако художникам было непросто представить реальный облик животных по кратким описаниям. Так, гиппопотам (от греч. ί̔ππος «конь» и ποταμός «река» - «водный конь») на миниатюре выглядит как обычная лошадь.
    Бегемот
    Христианская топография.  XVI в.
    Погод. 1089, л. 427

  • Василий Великий

    Пролог на сентябрьскую половину года.  Нач. XIV в.
    Погод. 59, л. 221б

    Миниатюра с изображением Василия, архиепископа Кесарийского открывает январские чтения древнего Пролога. Святитель изображен на фоне стены в епископском облачении, правая рука благословляет, в левой он держит Евангелие - традиционный атрибут святителей.
    Василий Великий
    Пролог на сентябрьскую половину года.  Нач. XIV в.
    Погод. 59, л. 221б

  • Воины Александра сжигают гигантских муравьев

    Александрия.  XVII в.
    F.XVII.8, л. 160

    В "Александрии", средневековом романе об Александре Македонском, рассказывается множество историй о различных диковинных народах и зверях. Как-то раз войску Александра встретились огромные муравьи, которые могли схватить и утащить целого коня. По приказу царя войско сжигает неведомых насекомых.
    Воины Александра сжигают гигантских муравьев
    Александрия.  XVII в.
    F.XVII.8, л. 160

  • Давид и Голиаф

    История библейская и церковная.  Нач. XVI в.
    F.I.310, л. 273

    Согласно 1 Книге Царств, пастушок Давид вышел против гиганта Голиафа с пращой и с ловкостью одолел противника. На миниатюре юный Давид стоит перед Голиафом, позади него стены города, в котором царь и войско ожидают исхода поединка. Голиаф в доспехах, на голове его причудливый шлем, который напоминает вздыбленные волосы демонов. Художник показывает, что этот персонаж - нечестивец, потому и будет повержен праведным Давидом, будущим израильским царем.
    Давид и Голиаф
    История библейская и церковная.  Нач. XVI в.
    F.I.310, л. 273

  • Девушка-осень

    Сборник календарно-хронологический.  XVIII в.
    Q.XVII.133, л. 25 об.

    Антропоморфные фигуры времен года встречаются в древнерусской миниатюре довольно часто, но обычно - в облике мужчин. На миниатюре из календарного сборника XVIII века редкое изображение осени в образе девушки с коромыслом на плечах. В небе мы видим зодиакальные Весы - знак наступления осени: "Благословенная богатая осень настанет у нас, когда солнце вступит в знак небесных весов".
    Девушка-осень
    Сборник календарно-хронологический.  XVIII в.
    Q.XVII.133, л. 25 об.

  • Дивии люди

    Сборник литературный.  XVIII в.
    Вяз. Q. 188, л. 157

    При описании дальних земель книжники нередко населяли их различными вымышленными существами: неведомыми животными или монстрами-полулюдьми. Так, в Африке и Сирии, согласно средневековым описаниям, живут псоглавцы и даже люди без голов, у которых на груди зубы, а на локтях глаза.
    Дивии люди
    Сборник литературный.  XVIII в.
    Вяз. Q. 188, л. 157

  • Душа в лапах дьявола

    Сборник старообрядческий.  XIX в.
    F.I.874, л. 46

    Старообрядческое поучение обличает священников: прежде они являли обликом своим ангелов, а ныне стали лукавыми дьяволами, сводящими людей на дно адово. Дьявол изображен с гривой и рогами, большим высунутым языком и витым хвостом, который оканчивается красной змеиной пастью. Душа в его лапах представлена в виде обнаженного человечка в скорбной позе.
    Душа в лапах дьявола
    Сборник старообрядческий.  XIX в.
    F.I.874, л. 46

  • Евстафий Плакида упал с коня

    Сборник.  Нач. XVIII в.
    Q.I.1527, л. 223 об.

    Согласно распространенному на Руси сказанию, Евстафий Плакида был греческим военачальником во времена императора Траяна. Как-то во время охоты Евстафий преследовал оленя. Вдруг между рогов зверя появился образ сияющего распятия, а сам олень заговорил человеческим голосом: "Зачем ты меня преследуешь?". От неожиданности Плакида даже упал с коня, что и изображено на миниатюре.
    Евстафий Плакида упал с коня
    Сборник.  Нач. XVIII в.
    Q.I.1527, л. 223 об.

  • За сколько рублей Иуда продал Христа

    Псалтырь с восследованием.  Серед. XVI в.
    Соф. 76, л. 605

    В Следованной Псалтири писец киноварью начертал церковнославянскую цифирь, а затем поместил рассуждение о том, за какую цену Иуда продал Христа. Это 30 сребреников, в одном сребренике 12 литр, всех литр - 366, одна литра стоит 60 рублей, в общей сложности получается 30 000 рублей. В конце автор восклицает: «Не будем же ни продавцами, ни покупателями Христу!».
    За сколько рублей Иуда продал Христа
    Псалтырь с восследованием.  Серед. XVI в.
    Соф. 76, л. 605

  • Зосима и лев

    Сборник житий, патериковых повестей и поучений.  XVIII в.
    Q.I.1160, л. 151 об.

    Старец Зосима отправился в пустыню навестить Марию Египетскую, однако уже не застал ее в живых. Святой хотел похоронить отшельницу, но земля была слишком иссушена, и у старца не хватало сил, чтобы вырыть могилу. Вдруг перед ним появился страшный лев. Сначала Зосима очень испугался, но, уразумев, что это Божественный промысел, попросил льва когтями раскопать землю, что тот с радостью исполнил. Старец оплакал Марию и похоронил. «И тогда они разошлись: лев побрел в пустыню, словно овца, Зосима же возвратился в монастырь, прославляя и восхваляя Христа, Бога нашего».
    Зосима и лев
    Сборник житий, патериковых повестей и поучений.  XVIII в.
    Q.I.1160, л. 151 об.

  • Изгнание из рая

    История библейская и церковная.  Нач. XVI в.
    F.I.310

    Миниатюра XVI века рассказывает о трагическом моменте Священной истории, представляя его одновременно в пространственном и временном измерениях. В левой части миниатюры мы видим райский сад с диковинными деревьями. Иисус Христос, изображенный с крылами (это вторая ипостась Троицы до воплощения), изгоняет Адама и Еву, облаченных в листья смоковницы. В центре - дверь в рай, которую охраняет огненный херувим; за дверью, в правой части композиции, - Адам и Ева сидят на скалистой земле и плачут об утерянном блаженстве.
    Изгнание из рая
    История библейская и церковная.  Нач. XVI в.
    F.I.310

  • Инициал в виде петуха

    Пролог на мартовскую половину года.  Кон. XIII - нач. XIV в.
    Погод. 60, л. 18

    Для древнерусского орнамента XIII - XIV веков характерно использование геометрических или плетеных мотивов с включением зооморфных изображений. В Прологе из собрания М.П. Погодина в качестве зооморфного элемента в киноварных инициалах неоднократно встречается петух - с узнаваемым гребешком на голове.
    Инициал в виде петуха
    Пролог на мартовскую половину года.  Кон. XIII - нач. XIV в.
    Погод. 60, л. 18

  • Искушение Евы

    Сборник певческий нотированный.  XVI - XVII вв.
    Вяз. O. 20, л. 1

    Оригинальная маргиналия (изображение на полях) певческой рукописи содержит сцену искушения Евы. Праматерь стоит возле причудливого дерева и протягивает руку к запретному плоду - единственному цветному элементу в композиции. Заглавие книги написано редкой по типу витиеватой многоцветной вязью: "Последование церковнаго пения".
    Искушение Евы
    Сборник певческий нотированный.  XVI - XVII вв.
    Вяз. O. 20, л. 1

  • Лев

    Апостол.  XVI в.
    Кир.-Бел. 115/120, л. 16а об.

    Рукописный Апостол XVI века открывает миниатюра с изображением льва. В орнаментальной раме на бирюзовом фоне огромный хищник с роскошной гривой, его левая лапа поднята ("левую ногу всегда перво воздвижет, встаючи с места"), язык высунут из пасти. Образ льва имеет в древнерусской миниатюре несколько значений: это и образ Христа, поскольку лев - царь зверей, и дьявола, поскольку он свирепый хищник. Обычно изображение льва является символом евангелистов Марка или Иоанна, однако здесь художник неожиданно поместил льва перед книгой Деяний Апостолов, автором которой традиционно считается еванелист Лука.
    Лев
    Апостол.  XVI в.
    Кир.-Бел. 115/120, л. 16а об.

  • Макарий Египетский говорит с черепом

    Сборник житий, патериковых повестей и поучений.  XVIII в.
    Q.I.1160, л. 79

    Как-то раз в пустыне Макарий Египетский набрел на череп языческого жреца, который поведал подвижнику о загробной жизни и мучениях грешников. Эта история была широко распространена в древнерусской литературе, включалась в различные сборники дидактической направленности и нередко иллюстрировалась.
    Макарий Египетский говорит с черепом
    Сборник житий, патериковых повестей и поучений.  XVIII в.
    Q.I.1160, л. 79

  • Мышь

    Хронограф.  XVII в.
    Вяз. F. 96, л. 655

    В Хронографе XVII века из собрания П. П. Вяземского всего несколько миниатюр, при этом для изображений художник выбирает весьма необычные сюжеты. Так, рассказ о польском царе Попеле сопровождает крохотное изображение мышки. Этого зверька король часто упоминал в любимой поговорке. "А клятвенное у него было слово: Чтоб меня мыши съели".
    Мышь
    Хронограф.  XVII в.
    Вяз. F. 96, л. 655

  • Начало

    Устав церковный.  XVI в.
    Сол. 1116/1225, л. 393

    Роскошная заставка неовизантийского стиля с небольшими элементами старопечатного орнамента открывает раздел великопостных служб церковного устава. В центре заставки круг, в который вязью вписано первое слово заглавия: "Начало".
    Начало
    Устав церковный.  XVI в.
    Сол. 1116/1225, л. 393

  • Падение идолов

    Акафист Богородице.  1695 г.
    F.I.142, л. 44

    На миниатюре, созданной известным поэтом и художником Карионом Истоминым, изображен апокрифический мотив из рассказа о бегстве Святого Семейства в Египет. При приближении Младенца к языческому городу, идолы падали со своих постаментов. Интересно, что в древнерусской миниатюре истуканы падают не как каменные изваяния, а как живые существа - уклоняясь от ударов и стараясь не разбиться в полете. К этой миниатюре Карион добавил стихотворное описание: "В Египте Христос с Матерью сияет, Идолы чтимы тамо сокрушает, Лесть бо бесовска от него прогнася, В Матери Деве исправа нам стася".
    Падение идолов
    Акафист Богородице.  1695 г.
    F.I.142, л. 44

  • Рукописание Адама

    Сборник слов, поучений и житий.  XVIII в.
    Q.I.1482, л. 16

    Миниатюра на апокрифический сюжет о первом в истории человечества договоре с дьяволом. После изгнания из рая, когда Адам стал пахать землю, перед ним встал дьявол и заявил, что небеса и рай принадлежат Богу, а земля - ему. Если Адам хочет пахать, ему надо написать дьяволу "рукописание" - долговую расписку со словами: "Чья земля, того и я, и дети мои". Адам составил "рукописание", дьявол забрал его себе и держал человечество в подчинении до самого прихода Христа. Легенда объясняет темное место из "Послания апостола Павла к колоссянам", где сказано, что Христос "истребил учением бывшее о нас рукописание… и пригвоздил к кресту".
    Рукописание Адама
    Сборник слов, поучений и житий.  XVIII в.
    Q.I.1482, л. 16

  • Смерть убегает от людей

    Апокалипсис с прибавлениями.  Нач. XVII в.
    Q.I.1154, л. 135 об.

    Миниатюра иллюстрирует метафорическое высказывание Апокалипсиса: "В те дни будут искать люди смерти, и не найдут ее, и возжелают умереть, но смерть убежит от них". Бегущая смерть изображена в образе тощего обнаженного антропоморфного существа огромного размера.
    Смерть убегает от людей
    Апокалипсис с прибавлениями.  Нач. XVII в.
    Q.I.1154, л. 135 об.

  • Таблица канонов.

    Евангелие.  XI в.
    Греч. 296, л. 1 об.

    Таблицы канонов Евсевия Кесарийского - это указатель параллельных мест в четырех канонических евангелиях. Такие таблицы в эпоху Средневековья богато украшали, нередко с использованием золота. Обрамление таблицы из греческой рукописи в собрании ОР РНБ выполнено в эмальерном стиле: на золотом фоне орнаментальные изображения цветов. Над таблицей и слева от нее художник поместил различных животных - лис, петухов и птиц.
    Таблица канонов.
    Евангелие.  XI в.
    Греч. 296, л. 1 об.

  • Трава андронова

    Травник.  Кон. XVII в.
    Q.VI.7, л. 30

    Трава андронова (Chaiturus marrubiastrum) - средство от "всякой немочи отроческой". Листья травы подобны крапиве великой, но потемнее, стебель же высотой в два аршина.
    Трава андронова
    Травник.  Кон. XVII в.
    Q.VI.7, л. 30

  • Три вавилонских отрока.

    Сборник смешанного содержания.  XVIII в.
    Вяз. F. 16, л. 557 об.

    В сборнике XVIII века, происходящего из библиотеки известного библиофила-фальсификатора А. И. Сулакадзева, содержатся вклеенные листы певческой рукописи более раннего времени с иллюстрациями к псалму 136 "На реках Вавилонских". Текст псалма трактуется историей злоключений трех отроков - Анании, Азарии и Мисаила, - оказавшихся в вавилонском плену. Воин с длинными усами занес меч над юношами, требуя исполнения "песен сионских" "в земле чуждей". Усы воина - маркер нечестивой, демонической фигуры.
    Три вавилонских отрока.
    Сборник смешанного содержания.  XVIII в.
    Вяз. F. 16, л. 557 об.

  • Философ Анаксагор и зверь эфемерон

    Сборник литературный.  XVIII в.
    Тит. 1757, л. 31 об.

    Поучение ставит в пример христианам, которые слишком привязаны к земным радостям, - добродетельных язычников и даже зверей. Так, философ Анаксагор отказался от всего своего наследства, а когда приятели начали его укорять, указал пальцем на небо, говоря: "Это моя вотчина". Подобно тому и зверь эфемерон, который "с утра родится, а ввечеру умирает", проживает этот единственный день так, как если бы жил сто лет.
    Философ Анаксагор и зверь эфемерон
    Сборник литературный.  XVIII в.
    Тит. 1757, л. 31 об.

  • Христос - громовержец

    Сборник смешанного содержания.  XVIII в.
    Грузд. 89, л. 60 об.

    На миниатюре к русской реминисценции поэмы Мильтона "Потерянный рай" изображен Христос-громовержец на огненной колеснице. Он мечет молнии вниз, в падших демонов, "окрест Его ревут бури чернаго дыма и свирепаго пламени".
    Христос - громовержец
    Сборник смешанного содержания.  XVIII в.
    Грузд. 89, л. 60 об.