ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Чита, ул. Бабушкина, 129. Психология, социальная работа, профессиональное обучение, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ЗАБОТА
— непрерывная активность, направленная на достижение блага кого-либо (чего-либо). Среди объектов З. называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные институты. З. также характеризует отношение человека к самому себе и к другим людям. Трактовка З. как деятельно-заинтересованного отношения к другому (другим), противоположного враждебности, эгоизму, равнодушию и основанного на осознании значимости связи между людьми, их взаимозависимости, имеет корни в различных культурных традициях. Например, в античной культуре тема З. как особого отношения между людьми возникает гл.о. в контексте рассуждений о достоинстве каждого свободного человека. Образцом нравственно прекрасного единения, согласно античным философам, является, в частности, дружеская любовь-привязанность. Высшей ценностью в дружеских отношениях наделяется сам друг. В христианстве заботливое отношение к ближнему как милосердная любовь, которая характеризуется самопожертвованием, составляет его фундаментальное нормативное и ценностное содержание. Существенное отличие милосердия от дружеской любви-привязанности состоит в его опосредовании абсолютным идеалом - любовью к Богу. По христианскому учению, именно через любовь к Богу естественное влечение людей друг к другу наполняется духовным содержанием и преображается в любовь к ближнему.

В новоевропейской моральной философии З. также являлась объектом исследований. Например, с точки зрения И. Канта, любовь к людям должна быть отнесена не к чувству, а к деятельному благоволению, которое опосредуется осознанием морального долга. Вместе с тем Кант не отрицал вспомогательной значимости внеморального спонтанного добросердечия как "женской", прекрасной добродетели, которую рассматривал в сопоставлении с собственно моральной - "мужской", возвышенной добродетелью, основанной на универсальных принципах справедливости. Анализ З. в контексте противопоставления женской моральной позиции как заботливой и мужской - как позиции беспристрастной справедливости был предпринят в современной феминистской этике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 89)

ЗАБЫВАНИЕ
— процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестаёт быть для человека существенным. Детали забываются скорее; обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, который закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому З. Часто З. бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время всё же вспоминает его. Временное З. физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное З. - их распадом. И то и другое - результат отсутствия подкрепления этих связей. Важное средство против З. - повторение. Оно является не только осн. условием прочного запоминания учебного материала, но и условием последующего сохранения его в памяти. Учитывая, что З. происходит особенно быстро в первое время, начинать повторять нужно как можно раньше, а не тогда, когда материал уже почти забыт. Осн. путь предупреждения З. - применение усвоенных знаний на практике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 89)

ЗАВАДОВСКИЙ Пётр Васильевич (1739-1812)
— граф, государственный деятель, министр народного просвещения (1802-10). С 1782 участвовал в работе Комиссии для устройства народных училищ, занимался управлением учебными заведениями, переустройством Пажеского корпуса и других школ, и др. Во время его деятельности на посту министра народного просвещения были учреждены учебные округа (1803), открыты приходские училища (в сёлах - народные школы), уездные училища, гимназии, университеты в Харькове, Казани, Дерпте и Вильно (в 1802-04 учреждены их уставы), Главный педагогический институт (первое в России учебное заведение для подготовки учителей, 1804). Издан новый университетский устав 1804, предоставивший университетам автономию, уставы Академии наук, духовных академий, а также "Устав о цензуре" (1804), передавший вопросы цензуры в ведение Главного управления училищ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 358)
Ч33(2)471

ЗАВИСТЬ
— чувство досады или горечи, возникающее по отношению к другому человеку, обладающему к.-л. благом или преимуществом, и сопровождающееся желанием, чтобы он их лишился. Это желание ведёт, как правило, не к попыткам "социально полезными способами" обрести данное благо (т.н. "соревновательная" или "подражательная" З.), а к стремлению к воображаемой или реальной депривации другого, что и служит дополнительным признаком З. как порока. Выделяется т.н. белая З., которая является лишь одной из форм признания высокого статуса определённого блага. К эмоциональным реакциям, связанным с З., относится злорадство (радость по поводу неприятностей у человека, вызывавшего З.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 89)

ЗАГВЯЗИНСКИЙ Владимир Ильич (р. 1930)
— д-р педагогических наук (1974), профессор (1975), действительный член РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), с 1973 зав. кафедрой педагогики и психологии Тюменского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЗАДАНИЕ учебное
— вид поручения учителя учащимся, в котором содержится требование выполнить к.-л. учебные (теоретические или практические) действия. Некоторые З. требуют активизации знаний и действий, другие - актуализации ранее усвоенного. Могут быть З., реализующие обе функции. В педагогической и психологической литературе отражены общедидактические и частнометодические классификации учебных З., однако общепринятой единой классификации З. пока не существует (благодаря множеству функций З. она едва ли возможна).
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г. с.89-90)
Ч421.2

ЗАДАТКИ
— анатомо-физиологические особенности организма, гл.о. центральной нервной системы, являющиеся предпосылками формирования способностей. В противовес распространённой в зарубежной психологии концепции врождённых способностей большинство отечественных психологов рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в деятельности. Такой подход не исключает признания врождённых З., лежащих в основе развития способностей. В качестве З. могут выступать: типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и т.д.; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т.п. З. являются важным, но недостаточным условием развития способностей. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут и не развиться даже при наличии благоприятных З. Многозначность З. проявляется в том, что на их основе в зависимости от внешних обстоятельств (в частности, педагогического воздействия) могут сформироваться различные способности. При наличии благоприятных З. и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребёнка могут формироваться очень рано и развиваться быстро, что создаёт иногда иллюзию врождённости способностей. Однако отсутствие ранних достижений свидетельствует не об отсутствии способностей, а скорее о не вполне адекватных условиях для реализации З.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 90)

ЗАДАЧА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
— учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. З.п. не решаются по готовым образцам, а прогнозируют новые решения, в которых необходима догадка, прикидка и т.д. Особенно велика роль З.п. в проблемном обучении.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 90)

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
— вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка (см.Развитие психическое).

Причины возникновения ЗПР: органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера, в связи с патологией беременности и родов; хронические соматические заболевания; конституциональные (наследственные) факторы; неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход, безнадзорность и др.).

Классификации ЗПР (наиболее часто применяемые в практике медицины и дефектологии). М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1966, 1971) были выделены две осн. формы ЗПР: 1) ЗПР, обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом; 2) ЗПР, обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребёнка (см.Астения).

С.С. Мнухин (1968) предлагал определять подобные состояния термином "резидуальная церебрастения с западением школьных навыков". К.С. Лебединской (1982), исходя из этиологического принципа, было описано 4 осн. варианта ЗПР: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза.

Международные классификации болезней 9-го и 10-го пересмотра дают более обобщённые определения этих состояний: "специфическая задержка психического развития" и "специфическая задержка психологического развития", включающие парциальное (частичное) недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта с последующими трудностями формирования школьных навыков (чтение, письмо, счёт).

ЗПР, связанная с сенсорной депривацией при врождённых или рано приобретённых нарушениях зрения, слуха, речи (алалия), при детском церебральном параличе, аутизме, рассматривается отдельно в структуре соответствующих нарушений развития.

Диагностика ЗПР. Родители большей частью обращаются к врачу или психологу, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами школьной неуспеваемости и дезадаптации, с обострением прежних или возникновением новых нервно-психических расстройств. Однако диагностика ЗПР и выявление детей "группы риска" возможны гораздо раньше в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада.

Основные диагностические признаки ЗПР (клинико-психологические синдромы).

А. Незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма:
1) преобладание игровых интересов над познавательными;
2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость;
3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.

Б. Нарушение интеллектуальной работоспособности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции - синдром церебральной астении (церебрастенический синдром):
1) повышенная утомляемость;
2) по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка;
3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли;
4) неравномерность учебных достижений.

В. Энцефалопатические расстройства:
1) неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание, нарушение сна, энурез и пр.);
2) стойкие расстройства поведения - синдром повышенной аффективной и двигательной возбудимости; психопатоподобный синдром (эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость, расторможенность влечений и пр.);
3) эпилептиформный синдром (судорожные припадки, специфические особенности аффективной сферы и пр.);
4) апатико-адинамический синдром (вялость, безразличие, заторможенность и пр.).

Г. Нарушения предпосылок интеллекта:
1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии);
2) зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа;
3) нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов;
4) трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса;
5) нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти;
6) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.

Отличие от олигофрении: для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций, т.е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений.

Важным диагностическим признаком для отграничения от олигофрении является возможность принимать и использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить его на аналогичные задания.

Виды коррекционной помощи: актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций; организация внимания и усиление речевого контроля; уменьшение объёма и темпа работы. Долговременные виды помощи: формирование произвольных форм деятельности, тренинг функционально незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухо-речевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т.д.).

Прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения (VII вида) для детей с разными формами задержки психического развития (ЗПР). Создаются с 1981 и входят в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений Министерства образования РФ. Дети направляются в эти учреждения на основе заключения медико-педагогических комиссий (МПК) или психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) (комплексное обследование ребёнка проводится при участии как минимум трёх специалистов: врача-психоневролога, специального - логопеда или дефектолога и психолога). Разработаны организационно-педагогические условия обучения и воспитания детей с ЗПР (щадящий режим, меньшая наполняемость классов, соответствие темпов учебной работы возможностям познавательной деятельности детей, увеличение на один год сроков обучения в начальной школе), а также специальные образовательные программы.

В систему образования входят школы (в т.ч. с продлённым днём), школы-интернаты, классы выравнивания. Дети зачисляются только с согласия родителей. Выпускники получают цензовое образование в объёме неполной средней школы и документ того же образца, что и у выпускников массовых школ.

Начальная школа представлена в двух вариантах: 2-4-й классы - для детей, безуспешно обучавшихся в массовой школе; подготовительный, 1-4-й классы - для 6-летних детей, ранее не обучавшихся в школе. Структура 5-9-х классов соответствует массовой школе. По итогам начального обучения возможен перевод в массовую школу на основании решения педагогического совета по представлению психолого-медико-педагогического консилиума школьного (или учителя).

Классы выравнивания, организуются в общеобразовательных школах для детей с более выраженной формой ЗПР (церебрально-органического происхождения) по заключению ПМПК (МПК). Создаются на начальной ступени обучения: подготовительный, 1-2-й классы (в 3-й класс дети принимаются только в порядке исключения). Учащиеся, успешно освоившие программу, переводятся на массовые формы обучения по решению педагогического совета школы (школьного консилиума). При необходимости дальнейшей коррекции дети могут продолжить обучение на основной ступени (5-9-й классы) и после сдачи экзаменов продолжить образование в средних профессиональных учебных заведениях и вечерних школах.

Классы компенсирующего обучения для детей "группы риска" (в основном дети с ЗПР конституционального, психогенного, соматогенного происхождения). Рассматриваются как тип дифференцированного традиционного обучения. Создаются (с 1992) на начальной ступени обучения в двух вариантах: 1-3-й (3 года обучения) и 1- 4-й классы

Классы коррекционно-развивающего обучения, новая форма дифференцированного обучения. Создаются преимущественно на ступени начального общего образования в начале 1-го или 2-го года обучения и функционируют до 9-го класса включительно. На ступени осн. общего образования классы могут быть открыты в дневных школах не позднее 5-6-го, а в вечерних - 7-го класса. Не принимаются дети с выраженными нарушениями речи, зрения, слуха, умственной отсталостью, аутизмом. При успешном усвоении учебной программы по решению школьного консилиума учащиеся могут быть переведены в обычные классы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 90-91)

— нарушение нормального темпа формирования личности ребенка. Проявляется в остставании психофизиологического, психического и соц. развития, бывает стойкой (типа олигофрении) и временной.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 41)

См. также Мутизм, Образовательные программы, Специальные (коррекционные) образовательные учреждения

Ч421.29

ЗАЗЗО (Zazzo) РЕНЕ (1909-1996)
— французский психолог, руководитель лаборатории по изучению психобиологии ребёнка, профессор Высшей школы практических знаний в Париже. Ведущий представитель французской генетической психологии. Круг научных интересов З. - проблемы развития в норме и патологии (олигофрения), вопросы дифференциальной психологии, а также проблемы развития близнецов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 358)

См. также Олигофрения

Ч435.3

ЗАИКАНИЕ
— нарушение темпа ритмической организации речи. Осн. признаки З.: возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Речь становится прерывистой, появляются вынужденные паузы, повторы, изменяются сила, высота и тембр голоса.

По типу судорог различают три формы З.: клоническую (наиболее ранняя и лёгкая форма, при которой непроизвольно повторяются буквы и слоги), тоническую (наблюдаются длительные остановки в начале или середине слова, сопровождающиеся судорожными движениями мышц лица, напряжением шеи, сжиманием пальцев - т.н. сопутствующие движения) и смешанную.

Степень проявления З. зависит от сложности речевой коммуникативной деятельности и ситуаций общения. Оно менее выражено в стихотворной речи, при пересказе знакомого текста, в общении с близкими людьми. У ребёнка постепенно формируется страх речи (логофобия), что усиливает З. и негативно влияет на процесс общения. Фиксация на дефекте приводит к развитию невротических расстройств, к появлению речевых уловок (эмболофразия - добавление стереотипных слов или звуков для мнимого облегчения речевого акта) и др. Наибольшей выраженности З. достигает в пубертатном периоде развития (см.Пубертатный скачок роста).

В клинической практике различают две формы З.: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Причиной появления невротической формы З. являются негативное воздействие внешней среды, психические травмы. Ещё до появления З. у таких детей отмечается повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптивных возможностей организма. Речь развивается рано - в 1,5-2 года накапливается словарный запас, формируется грамматический строй речи с построением сложных синтаксических конструкций, в то же время артикуляторные механизмы остаются функционально незрелыми. В этот период возникает З., которое носит обычно волнообразный характер. С возрастом у детей формируются логофобия и трудности общения.

Неврозоподобная форма встречается реже и отличается большей стабильностью проявлений. Наблюдаются явления раннего диффузного органического поражения мозга, некоторая задержка моторных функций, гиперкинезы, двигательная расторможенность. Голосовые реакции продуцируются несколько сиплым голосом, мало интонированы. Появление слов и фразовой речи задерживается до 3-3,5 лет. З. возникает в период становления фразовой речи. В старшем дошкольном возрасте у детей обнаруживается отставание смысловой и структурной организации речевой деятельности.

Возникновению З. способствует ряд факторов: наличие речевой патологии у членов семьи, перегрузка ребёнка информацией и завышенные требования к речевому общению, двуязычие в семье, контакт с заикающимися, психические травмы и др.

Устранять З. необходимо в дошкольном возрасте. Комплексный метод включает медико-педагогические, медикаментозные, психотерапевтические, логопедические и логоритмические мероприятия. Разработаны различные логопедические методики по устранению З. Помощь детям, страдающим З., оказывают логопедические кабинеты, детские сады, специализированные стационары, санатории и пр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 91-92)

См. также Логопедия

Ч437.923

ЗАЙЦЕВ Иван Прокопьевич (р. 1920)
— педагог, создатель системы перевоспитания осуждённых в исправительно- трудовых учреждениях (ИТУ). С 1983 преподаватель в вузе МВД. Предложенная им в начале 60-х гг. система воспитательной работы имела целью гуманизацию процесса отбывания наказания, защиту осуждённых, вставших на путь исправления, от произвола уголовных элементов и по существу предвосхитила перестройку деятельности ИТУ (конец 80-х - начало 90-х гг.). В её основе - формирование из групп осуждённых первичных коллективов, индивидуальный подход, учёт разновозрастного состава и т.д.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 358)
Ч33(2)7-8

ЗАКАЛИВАНИЕ
— система мероприятий, позволяющих, используя естественные силы природы - солнце, воздух и воду, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям. З. - неотъемлемая часть физического воспитания. Особенно велика роль З. в профилактике простудных заболеваний, но одновременно З. оказывает и общеукрепляющее действие на организм. В процессе З. при многократном повторении раздражителей образуются и закрепляются защитные реакции. Прекращение воздействий раздражителей, как правило, вызывает угасание этих реакций. Поэтому З. эффективно только при регулярном его использовании. Процедуры З. делятся на общие (воздействию подвергается вся или почти вся поверхность тела) и местные (направленные, например, только на верхние или нижние конечности). З. может дать положительный эффект лишь при строгом соблюдении следующих правил: учитываются состояние здоровья, индивидуальные особенности развития ребёнка, условия его жизни; сила закаливающего фактора (солнечное облучение, вода, воздух) наращивается постепенно; З. продолжается в течение всего года (но в зависимости от особенностей сезона и погоды); З. вызывает положительные эмоции у ребёнка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 92)
Ч313.54

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ
— закон, который
- определяет государственную политику в области образования;
- разграничивает компетенцию и ответственость в области образования органов государственной власти разных уровней;
- регламентитует организацию и функционирование системы образования;
- направлен на обеспечение конституционного права граждан на образование.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 41)

См. также Закон РФ "Об образовании"

Ч34к

ЗАКОН БОЖИЙ
— учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях. Впервые появился в протестантских государствах (16 в.) и распространился в странах с государственной религией. В условиях отделения церкви от государства либо исключён из числа предметов преподавания в государственных школах, либо признан факультативным для учащихся. В России первый учебник З.Б. составлен Феофаном Прокоповичем ("Букварь, или Первое учение отроком с Катехизисом", 1720). В 19 в. являлся осн. нравственно-мировоззренческим предметом для общеобразовательных школ. Преподавался преимущественно священнослужителями (законоучителями). После 1917 преподавание З.Б. было отменено во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях страны. С начала 1990-х гг. в Рос. Федерации ведётся в частных общеобразовательных школах по желанию учащихся и родителей и в воскресных школах.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 92)
Ч426.991

ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ"
— основополагающий документ, определяющий политику государства в области образования. Принят 10 июля 1992 г., имеет N 3267-1.
(Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. - М., 2002. С. 153)

См. также Закон об образовании

ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
— граждане, полномочия которых выступать в качестве представителей устанавливаются непосредственно законом, а не доверенностью, договором или административным актом. З.п. вправе в силу закона, без специального полномочия, выступать в защиту личных и имущественных прав и законных интересов несовершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан в отношениях с любыми лицами, в т.ч. и в судах.

Гражданский кодекс РФ относит к З.п. родителей, усыновителей, опекунов и попечителей (ст. 20, 26 ГК). З.п. осуществляют сделки от имени несовершеннолетних, не достигших 14 лет (кроме мелких бытовых и некоторых других, например получения к.-л. ценностей в результате дарения), несут имущественную ответственность по их сделкам и отвечают за причинённый ими вред. Аналогичный объём правомочий имеют З.п. совершеннолетних недееспособных граждан, признанных таковыми в установленном порядке (см.Опека). З.п. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также З.п. совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, помогают этим лицам осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности и дают (либо не дают) в письменном виде своё согласие на совершение ими своих сделок и других юридических действий (кроме тех сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе решать самостоятельно) (см. Попечительство). З.п. не вправе совершать либо давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества своего подопечного (в т.ч. по обмену, дарению, сдаче его внаём или в залог); сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (ст. 37 ГК РФ).

Для осуществления своих полномочий З.п. представляют соответствующему лицу или суду удостоверяющие документы: паспорт, свидетельство о рождении, решение суда об установлении усыновления, решение органа опеки и попечительства о назначении опекуном или попечителем.

В уголовном процессе З.п. являются родители, усыновители, опекуны, попечители подозреваемого, обвиняемого (подсудимого), потерпевшего, свидетеля. З.п. могут быть также представители детского дома, дома инвалидов и других учреждений, на попечении которых находится участник, представители органов опеки и попечительства (при отсутствии других З.п.). З.п. участвует в процессе с целью содействия своему подопечному в использовании процессуальных прав и отстаивании законных интересов: он имеет право присутствовать при следственных и судебных действиях в предусмотренных законом случаях, давать объяснения, показания в качестве свидетеля, задавать вопросы; участвовать в ознакомлении обвиняемого с материалами дела по окончании предварительного расследования, в исследовании доказательств во время судебного следствия. Участие адвоката в процессе не исключает участия З.п. и наоборот. З.п. вправе обжаловать приговор, определение или постановление суда.

В гражданском процессе в качестве З.п. выступают родители, усыновители, опекуны и/или попечители. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет привлекаются судом к участию в деле наряду с их З.п.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 92)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в области образования
— комплекс документов, в который входят Конституция РФ, Закон РФ об образовании (1992), принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты Рос. Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Законы в области образования разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Рос. Федерации; регулируют вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Рос. Федерации; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Рос. Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование. Законы, принимаемые субъектами Рос. Федерации, не могут противоречить федеральным законам. Физические и юридические лица несут ответственность за нарушения законодательства в области образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 92)

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ)
— устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся
— деятельность учителя и учащихся, направленная на прочное усвоение учебного материала. З. условно подразделяется на: воспроизводящее (вторичное осмысление пройденного), тренировочное, творческое (не только воспроизведение и совершенствование усвоенного, но и раскрытие новых сторон изучаемого). З. осуществляется через систему упражнений, задач, сочинения, диктанты, беседы, лекции, доклады учащихся и другие виды работ. Цели З. служит повторение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 92)
Ч312.8

ЗАКС Арт Яковлевич (1878-1938)
— педагог, методист внешкольной работы. Один из организаторов Центрального музейно-экскурсионного института (1921-23), Бюро школьных экскурсий Наркомпроса (1923-30), Центральной детской экскурсионной станции. Директор Института методов внешкольной работы (1923-31).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 358)
Ч33(2Р)

ЗАЛЕВСКИЙ Генрих Владиславович (р. 1938)
— д-р психологических наук (1990), профессор (1991), член-корреспондент РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой Томского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЗАЛКИНД Арон Борисович (1888-1936)
— психоневролог, психолог и педагог, один из ведущих представителей педологии. Заложил теоретические основы полового воспитания, на долгие годы определившие стратегию решения этой проблемы в советской педагогике; решающее значение придавал фактору переключения половой энергии в русло социальной активности. Исследуя проблемы развития ребёнка, акцентировал внимание на внешних условиях; положил начало социогенетическому направлению в педологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 358)
Ч33(2)7-8

ЗАЛЬЦМАН (Salzmann) КРИСТИАН ГОТХИЛЬФ (1744-1811)
— немецкий педагог, представитель филантропизма. С 1784 возглавлял филантропин в поместье Шнепфенталь, получивший при З. значительную известность (учебное заведение существует и ныне). Ставил целью дать детям - выходцам из буржуазных семей - образование, по уровню не уступавшее получаемому аристократами. Привлёк к преподаванию Б.Г. Блаше и И.К.Ф. Гутс Мутса, которые здесь разработали свои методические системы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 358)
Ч33(4Ф)

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ по учебно-воспитательной работе
— в Рос. Федерации должностное лицо администрации школы, ответственное за правильную организацию выполнения учебных планов и программ, качество воспитания школьников.

Должность помощника директора гимназии в России впервые введена в 1828. Он назывался инспектором и избирался из числа старших учителей для наблюдения за порядком в классах и ведения хозяйства в пансионах. С 1871 устав гимназии вменял инспектору в обязанность вести уроки.

В соответствии с Уставом единой трудовой школы, утверждённым СНК РСФСР в декабре 1923, в школах с числом групп (позже - классов) не менее 7 была установлена должность заместителя заведующего школой. С 1934 заместителя заведующего неполными средними и средними школами стали именовать заведующим учебной частью. По Уставу средней общеобразовательной школы (1970) эта должность стала именоваться З.д.ш. Он назначался Отделом народного образования по представлению директора школы.

Обычно З.д.ш. выбирается из числа лучших учителей, имеющих высшее образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет. В отсутствие директора школы З.д.ш. исполняет его обязанности. В административно-организационные и распорядительные функции З.д.ш. входят: участие в определении ведущих задач и планировании образовательного процесса; организация распределения педагогической нагрузки учителей; участие в подборе и расстановке педагогов и их аттестации; распределение учащихся по классам, группам продлённого дня, факультативам; организация оснащения и оборудования учебных кабинетов, комплектования библиотеки и методического кабинета литературой; составление расписания уроков и других видов учебной и воспитательной деятельности; упорядочение учебной нагрузки учащихся; организация работы по подготовке и проведению экзаменов.

З.д.ш. осуществляет контроль за выполнением устава школы, правил внутреннего распорядка, объективностью оценки общеобразовательной подготовки учащихся и др. З.д.ш. решает свои задачи, координируя работу со всеми членами школьной администрации, профессиональными объединениями педагогов, органами ученического самоуправления. Деятельность З.д.ш. связана с созданием в школе благоприятного морально-психологического климата, атмосферы творческих поисков учителей (в т.ч. в ходе повышения квалификации), ведением групповой и индивидуальной работы с учащимися, содействием органам ученического самоуправления.

В школах с числом классов-комплектов более 21 избираются два или три З.д.ш., в зависимости от числа учащихся на различных ступенях обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 92-93)
Ч421.410.5

ЗАНКОВ Леонид Владимирович (1901-1977)
— педагог, психолог, дефектолог, действительный член АПН (1955), д-р педагогических наук (1943). С 1929 вёл научно-исследовательскую работу в Москве: в НИИ дефектологии (1929-51; в 1944-47 директор), в НИИ теории и истории педагогики АПН (1951-77). Обосновал возможность применения в педагогических исследованиях различных видов педагогического эксперимента, выдвинул и реализовал идею включения в педагогический эксперимент психологических методов изучения общего развития учащихся как средства результативности педагогических нововведений. Под руководством З. создана (середина 60-х гг.) новая дидактическая система начального обучения, направленная на общее развитие детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 358)
(Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. - Н.Новгород, 2004. С. 277)

См. также "Федеративный научно-методический центр им. Л.В. Занкова"

Ч33(2)7-8

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
— форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. З.о. включает самостоятельное прохождение учащимися учебных курсов и очную сдачу экзаменов.
Система З.о. формируется на основе специально созданных методических центров - заочных школ, курсов, заочных отделений высших и средних специальных учебных заведений. Эти центры организуют разработку учебно-методической литературы, осуществляют текущий контроль за учебной деятельностью заочников, ведут приём экзаменов.
В дореволюционной России единственной формой З.о., признанной государством, был экстернат. Первыми методическими центрами для лиц, занимавшихся самообразованием, стали Комиссия по организации домашнего чтения (осн. в 1893) при Обществе распространения технических знаний (Москва) и Отдел для содействия самообразованию (1894) при Комитете педагогического музея военно-учебных заведений (С.-Петербург), которые рассылали желающим учебно-методическую литературу, организовывали консультации и лекции. Московские программы обучения были построены на основе вузовских учебных курсов.
В начале 20-х гг. открылись многочисленные заочные курсы (позднее отделения) при вузах: 2-м МГУ, Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, Механическом институте им. М.В. Ломоносова и др. В 1929 коллегия Наркомпроса РСФСР определила принципы и организационные основы З.о. Были созданы специализированные центры подготовки кадров без отрыва от производства: Ленинградский индустриальный институт (1929, ныне Северо-Западный заочный технический университет) и в Москве - Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования (1930), Всесоюзный заочный финансово-экономический институт (1930, ныне Всероссийский заочный финансово-экономический институт), Всесоюзный индустриальный институт (1932).
Постановлением СНК СССР от 29 августа 1938 "О высшем заочном образовании" была установлена курсовая система обучения с обязательной очной сдачей экзаменов и зачётов по всем дисциплинам, определена общая номенклатура специальностей для З.о. Студентам-заочникам предоставлялись дополнительные отпуска.
Согласно Положению СНК СССР о заочной аспирантуре (1939) З.о. распространилось на подготовку научных и научно-педагогических кадров. В 1940/41 учебном году в СССР действовало 18 заочных институтов, при 383 вузах имелись заочные отделения.
После Великой Отечественной войны были созданы областные и республиканские заочные средние школы, в начале 70-х гг. - районные. В 70-х гг. традиционное З.о. в школах стало заменяться очно-заочным с использованием сессионного режима (см.Вечерние школы). С 1-й половины 80-х гг. число заочников средних общеобразовательных школ уменьшается. Осн. сферой З.о. становится система высшего и среднего профессионального образования.
В 2000 в Рос. Федерации насчитывалось 8 самостоятельных государственных заочных вузов и 463 заочных отделения при вузах. В государственных вузах по заочной форме обучалось 1278 тыс. чел., в негосударственных - 173 тыс. чел. (для сравнения - по дневной форме - 140 тыс. чел.). Имелось 14 самостоятельных заочных учреждений среднего профессионального образования. Всего обучалось по заочной форме в учреждениях среднего профессионального образования 459 тыс. чел.
С 1981 разрешены сокращённые сроки обучения для заочников, имеющих стаж работы по избранной учебной специальности; для лиц, обучающихся заочно в городах по месту жительства, организованы очные (вечерние) занятия по крупным циклам учебных дисциплин в течение 1 года; приём слушателей на подготовительные отделения с заочным обучением при вузах и техникумах.
Вузам предоставлено право самим утверждать по согласованию с базовыми предприятиями учебные планы для З.о. Сроки обучения студентов на одном курсе не ограничены.
По заочной форме готовится значительная часть специалистов для сельского хозяйства, экономики, связи, а также (в высшей школе) учителей (ок. 40%) и юристов. З.о. не используется при подготовке специалистов для здравоохранения. Учебные планы и программы для заочников средних специальных и высших учебных заведений по своему содержанию в основном соответствуют планам и программам очной формы обучения. Выпускники получают диплом единого общегосударственного образца. Учебный процесс при З.о. в вузах и техникумах складывается из вводных, установочных, обзорных лекций, лабораторных занятий, самостоятельной подготовки с выполнением контрольных работ, заочных и очных консультаций. Заочники выполняют курсовые и дипломные проекты (работы) и сдают государственные экзамены. При необходимости для студентов организуется производственная практика.
Очные занятия (30-35% объёма учебного плана дневной формы обучения) проводятся гл.о. в период экзаменационно-лабораторных сессий (как правило, 2 раза в год в самом учебном заведении или в учебно-консультационных пунктах, филиалах и т.п.). Наибольшие трудности у студентов и педагогов вызывают установочные лекции в начале учебного года, когда в течение 5-6 дней заочникам предстоит освоить базовый объём знаний по 3-4 учебным предметам. Важную роль играет контроль знаний педагогом, в т.ч. проверка самостоятельности выполнения заочником заданий в течение учебного периода. С целью получения объективных данных используются многовариантные задания, краткие теоретические собеседования перед выполнением практических и проверочных работ и другие виды контроля, определяемые учёными советами и кафедрами вузов, педсоветами училищ и техникумов. Ежегодно издаются методические указания и контрольные задания по общенаучным и общетехническим предметам. Организуются общеобразовательные передачи по радио и телевидению, создаются аудиовизуальные пособия.
Методическая и воспитательная работа с заочниками осуществляется с учётом их профессиональной подготовки. Сокращение пути от получения знаний учащимися до их применения на практике способствует более глубокому усвоению учебного материала. Предприятия и учреждения обязаны оказывать своим работникам, получающим образование без отрыва от производства, содействие в создании благоприятных условий для обучения. Научную и методическую работу в области З.о. вели до середины 80-х гг. гл.о. НИИ образования взрослых АПН СССР (Ленинград), НИИ высшего образования (Москва). В 1988 созданы учебно-методические центры по группам специальностей З.о. на базе вузов: МГЗПИ (с 1992 Московский открытый педагогический институт), ВЗПИ (ныне - Московский открытый государственный университет).
На З.о. в государственные и муниципальные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования принимаются в порядке конкурсного отбора лица, имеющие законченное общее среднее образование, а в техникумы и училища - неполное общее среднее образование. В первую очередь по итогам вступительных экзаменов зачисляются лица, работающие по профилю учебного заведения. На некоторые специальности приём в заочные вузы осуществляется только из числа лиц, работающих по профилю или имеющих соответствующее среднее специальное образование.
Льготы для заочников. В Рос. Федерации учащимся заочных общеобразовательных школ устанавливается сокращённая на 1 день или соответствующее число часов рабочая неделя. Всего в течение года заочники могут иметь (кроме отпуска, общевыходных и праздничных дней) по 36 свободных от работы дней в расчёте на 6-дневную рабочую неделю. За время освобождения от работы учащимся выплачивается 50% средней заработной платы по осн. месту работы, но не ниже установленного минимума. Учащимся, по условиям работы не имеющим возможности регулярно пользоваться льготными днями, разрешено предоставление таких дней в суммированном виде в межсезонный период или в период наименьшей занятости на производстве. В течение учебного года руководители предприятий и организаций по своему усмотрению могут представлять заочникам дополнительно 1-2 свободных дня в неделю без сохранения заработной платы. Для сдачи выпускных экзаменов предоставляется отпуск: в 12-м классе - 20 рабочих дней, в 9-м - 8 рабочих дней с сохранением заработной платы; для сдачи переводных экзаменов - от 4 до 6 дней с сохранением заработной платы (за счёт сокращения общего числа предусмотренных льготных дней). Для сдачи вступительных экзаменов в заочные вузы предоставляется дополнительный отпуск в 15 календарных дней, в заочные техникумы и училища - 10 календарных дней, не считая времени проезда до места нахождения учебного заведения. Успешно обучающимся ежегодно предоставляется учебный отпуск: на 1-м и 2-м курсах - 30, на 3-м и последующих - 40 календарных дней; на период сдачи государственных экзаменов - 30 календарных дней, для подготовки и защиты дипломных работ (проектов) в вузах - 4 мес, в техникумах и других специальных учебных заведениях - 2 мес. За время всех учебных отпусков сохраняется средний заработок. Раз в год заочникам по месту работы оплачивается 50% стоимости проезда до места нахождения учебного заведения и обратно. Студентам и учащимся последних курсов в течение 10 мес перед началом выполнения дипломных проектов или перед государственными экзаменами предоставляется один свободный день в неделю (или соответствующее количество часов) с выплатой за этот день 50% среднего заработка, но не ниже установленного минимума.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 93-94)

См. также Образование взрослых, Вечерние школы, Вечернее обучение, Формы получения образования

Ч34(2)763

ЗАПЕСОЦКИЙ Александр Сергеевич (р. 1954)
— д-р культурологических наук (1997), профессор (1993), член-корреспондент РАО (2000; Отделение образования и культуры), ректор, зав. кафедрой культурологии С.-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ
— провозглашается Иисусом Христом в ответ на вопрос о высшем законе человеческой жизни: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Представленные в З.л. требования были известны и до христианства, однако в христианстве З.л. - любовь к Богу и любовь к ближнему - даны в единстве, и в качестве ближнего указан каждый человек, даже враг и гонитель; З.л. стала фундаментальной, а вместе с тем и всеобъемлющей заповедью, непосредственно предполагающей и все Моисеевы заповеди. Требования, близкие З.л., содержатся в конфуцианстве, даосизме, моизме, джайнизме, буддизме, иудаизме. В христианстве же любви не просто был дан приоритетный статус - она получила особое толкование: любовь - это путь соединения человека с Богом и с человеком, причём с Богом - через человека и с человеком - через Бога. Апелляция к Богу в З.л. по своему нормативному содержанию этически вполне достоверна: доброжелательность и благотворительность должны быть направлены на другого человека, но лишь осенённые высшим принципом они будут иметь нравственный смысл. Любовь к человеку покоится на определённых трансцендентных основаниях: в конечном счёте аналогом и основанием любви к ближнему в христианстве является не себялюбие, а милосердная и инициативная любовь Бога к людям.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 94)

См. также Аскетизм, Милосердие, Русская православная церковь, Принципы православного образования, Совершенство

Ч313.52

ЗАПОМИНАНИЕ
— один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное З. и непроизвольное З. Непроизвольное З. происходит без специально поставленной цели - запомнить при отсутствии волевых усилий и без применения к.-л. приёмов З. Произвольное З. является специальным действием, задача которого - запомнить точно, на продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения. Большую роль в повышении продуктивности произвольного З. играют познавательные интересы, осознание практического значения приобретаемых знаний и т.п. Успешность произвольного З. в большой мере зависит от применения рациональных логических способов З. При прочих равных условиях произвольное З. продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 94)

© Российская национальная библиотека, 2006