ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
— процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. П.с. является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. До 90-х гг. в отечественной педагогической теории П.с. рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современное понимание П.с. охватывает проблемы взаимосвязи П.с. с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека и др. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда.

В анализе П.с. возможны различные подходы: социологический (задачи, которые общество ставит перед личностью), социально-психологический (процесс поэтапного принятия решений личностью и согласования собственных предпочтений и потребностей общества), дифференциально-психологический (процесс формирования индивидуального строя жизни).

Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы П.с.: дошкольный - формирование первоначальных трудовых навыков и умений; начальная школа (пропедевтический) - возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой); первая ступень основной школы (5-7-е классы) - осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии; вторая ступень основной школы (8-9-е классы) - начало формирования профессионального самосознания; полное среднее учебное заведение - профессиональная ориентация на основе углублённого изучения отдельных учебных предметов; профессиональное учебное заведение - овладение профессией; профессиональная деятельность - повышение квалификации или переориентация на другую профессиональную деятельность.

В П.с. большую роль играет взаимодействие семьи, государственно-общественных структур (общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования детей и дополнительного образования взрослых, службы занятости и др.). Психолого-педагогическая поддержка П.с. направлена на последовательную реализацию права подрастающего гражданина на сознательный выбор профессии.

П.с. осуществляется в процессе преподавания основ наук, в ходе профессиональной подготовки. П.с. способствует система дифференцированного обучения в специализированных классах и школах, вариативность видов и типов учебных заведений различного профиля (см.Вариативность образования), позволяющая наилучшим образом удовлетворить образовательные и профессиональные потребности учащихся. Для практической реализации П.с. важное значение имеют социально-экономическая диагностика динамики профессий, разработка практических моделей П.с. с учётом различных форм партнёрства общеобразовательных школ с производством и системой профессиональной подготовки молодёжи, анализ педагогического опыта и разработка учебно-методической литературы в сфере П.с.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 224-225)

— состояние готовности выпускников к реальному и осознанному выбору профессии.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 419)
Ч451.204

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ПТУ)
— в Рос. Федерации учебные заведения начального профессионального образования. Созданы в соответствии с Законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (1958) как профессионально-технические училища (ПТУ) на базе ремесленных, железнодорожных, строительных, горнопромышленных училищ, школ ФЗО, учебных заведений системы трудовых резервов (см.Трудовые резервы СССР). Подразделялись на 2 типа: городские и сельские (срок обучения от 1 до 3 лет). Создавались дневные и вечерние (сменные) ПТУ. В 1961 в СССР функционировало 3684 ПТУ (св. 1 млн. учащихся). В 1965 они готовили по более чем 2000 профессиям. Учащиеся дневных училищ находились на государственном обеспечении (питание и обмундирование или стипендия); за работы, выполненные в процессе производственного обучения, выплачивалась заработная плата. В вечерних училищах и отделениях (группах) при дневных училищах обучались лица, занятые на производстве. Производственное обучение осуществлялось в учебных мастерских и лабораториях училищ, либо на специальных учебных производственных участках предприятий и в виде практики - непосредственно на производстве под руководством мастера училища или специалиста предприятия. Теоретическое обучение проводилось по общеобразовательным, общетехническим и специальным предметам.
С 1969 ПТУ обычного типа преобразовывались в средние, готовившие квалифицированных рабочих со средним образованием. В 1980 Положением о профессионально-технических учебных заведениях СССР учреждены два типа дневных ПТУ: средние с 3-4-летним сроком обучения и училища массовых профессий со сроком обучения 1-2 года, а также вечерние. В 1980 4026 средних ПТУ (более чем с 2 млн. учащихся) готовили рабочих по 926 профессиям. Выпускники-отличники получили право поступления в технические вузы. Училища массовых профессий стали сокращаться. К 1991 в Рос. Федерации работало 4321 ПТУ с 1,8 млн. учащихся. По Закону РФ об образовании (1992) преобразованы в профессиональные училища.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 225)

— основное звено начального профессионального образования квалифицированных рабочих на базе основного общего или среднего (полного) общего образования. Существуют в России с 1958 г. и внесли значительный вклад в подготовку молодых рабочих. С 90-х гг. идет преобразование ПТУ в технические лицеи.
(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. Учеб. пособие. - Кемерово, 2002. С. 102)
Ч464(2)7

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— вид профессионального образования, его начальная ступень. Система П.-т.о. выполняет функции воспроизводства рабочих кадров в соответствии с требованиями рынка труда и развития научно-технического прогресса. Осн. цель П.-т.о. - подготовка образованных, интеллектуально и профессионально развитых, и конкурентоспособных рабочих и специалистов. П.-т.о. строится на взаимосвязи общего и профессионального образования.
Система П.-т.о. включает заведения разных типов (профессиональные училища, лицеи, центры, технические школы и др.) и профилей (машино-строительные, химические, сельскохозяйственные, сферы услуг и др.), курсовую сеть на предприятиях и фирмах для мобильной и краткосрочной подготовки кадров и повышения квалификации.
Содержание П.-т.о. определяется образовательными стандартами (см.Стандарты образовательные), реализуемыми в образовательных программах и учебных планах. В учебном процессе осуществляется производственное обучение. У учащихся формируются умения и навыки, необходимые для овладения будущей профессией. Организационные формы обучения: урок, лабораторно-практические и семинарские занятия, лекции, экскурсии, деловые игры и др. Обучение осуществляется под руководством мастера производственного обучения. Преподавателей и мастеров для П.-т.о. готовят индустриально- педагогические учебные заведения. В учебных заведениях П.-т.о. работают выпускники вузов и средних специальных учебных заведений.
В России учебные заведения (в т.ч. Горнозаводские училища и школы), дававшие профессиональную подготовку, появились в начале 18 в. при крупных казённых и некоторых частных заводах. В начале 19 в. сложилось 3 типа учебных заведений: заводские школы, горные и окружные училища (последние давали наиболее глубокую общеобразовательную подготовку). Предпринимались попытки подготовки учащихся к практической деятельности в общеобразовательных учебных заведениях. В учебный план некоторых училищ вводились специальные предметы. Формировалось реальное направление в общем образовании.
Во 2-й половине 19 в. создавалась сеть отраслевых училищ (железнодорожные, механические, речные, сельскохозяйственные и др.). Активное участие в развитии П.-т.о. стали принимать общественные организации и, прежде всего, Русское техническое общество. В 1884 учёными и педагогами (В.К. Делла-Вос, И.А. Вышнеградский, Е.Н. Андреев, Н.Х. Вессель, С.А. Владимирский и др.) разработан "Проект общего нормального плана промышленного образования в России", в котором сформулированы осн. направления развития П.-т.о.
В 1888 утверждены "Основные положения о промышленных училищах", появились уставы учебных заведений, учебные планы, программы, учебники, методические разработки. Началась подготовка педагогических кадров для системы П.-т.о.
В 1918 введено обязательное обучение работающих подростков 15-17 лет. На базе ремесленных школ создавалась сеть курсов, школ и клубов для профессиональной подготовки молодёжи. В 1919 при Наркомпросе РСФСР учреждён Главпрофобр. С 1921 школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) позволили организовать производственное обучение подростков. Начал формироваться новый тип профессиональной школы, ориентированный на политехническое образование. В 1940-58 получила развитие система трудовых резервов (см.Трудовые резервы). Были введены 3 типа учебных заведений: ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). В конце 40-х - начале 50-х гг. были созданы горнопромышленные, строительные училища и школы, училища механизации сельского хозяйства. В 1954 для окончивших полную среднюю образовательную школу были образованы технические училища. В 1969 возникли средние профессионально-технические училища и технические училища на базе среднего 8-летнего и среднего общего образования. В 1984 все учебные заведения П.-т.о. были объединены в единый тип - средние профессионально-технические училища. С конца 90-х гг. с развитием рыночных отношений и появлением негосударственного сектора экономики осуществляется переход от унитарной системы П.-т.о. к многообразию моделей профессионально-технических учебных заведений. Возникли новые типы учебных заведений: технические колледжи, лицеи, высшие ПТУ, коммерческие училища, центры, бизнес-школы и др. В условиях конкуренции и изменения рынка труда значительно усиливаются требования к уровню профессиональной подготовки рабочих и специалистов в системе П.-т.о.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 225)

См. также История образования в России, Профессиональное образование, Среднее образование, Среднее профессиональное образование, Стандарты образовательные

Ч46

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И ОТДЕЛЕНИЯ при начальных школах
— в России упрощённый тип низших ремесленных школ с середины 19 в. Профессиональные классы давали лишь самые элементарные практические сведения и некоторые навыки ремёсел (столярное, портняжное и др.). Законами 1903 и 1904 разрешалось открывать ремесленные отделения при всех типах начальных общеобразовательных школ. К 1917 было 660 таких отделений. После 1917 ликвидированы за узкоремесленную направленность и раннюю специализацию подростков.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 225)
Ч424(28)725

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
— документ образовательной организации, содержанием которого, в соответствии со структурой ГОС, являются федеральные, региональные и вузовские составляющие при соблюдении структуры и объема учебного материала, предъявляемого обучаемому, общих и частных требований к уровню подготовки обучаемых.
(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. Учеб. пособие. - Кемерово, 2002. С. 101)

См. также Государственный образовательный стандарт

Ч451.211

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА
— учебные заведения системы профессионального образования. Создаются по Закону РФ об образовании (1992) как на базе основного образования, так и на основе среднего (полного) образования. Закреплена многотипность учреждений начального профессионального образования: высшие профессиональные училища, профессиональные (технические) лицеи, профессиональные училища и др. Согласно Концепции реформирования системы начального профессионального образования (1997), П.у. преобразуются в два осн. типа - П.у. и профессиональный лицей. В 1991-97 число учреждений начального профессионального образования сократилось до 4166, а учащихся - до 1,7 млн. чел. На их базе было создано 3466 П.у. и 7 профессиональных лицеев.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 225-226)
Ч464(2)7

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР
— система средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии. П.о. необходим в тех видах деятельности, которые осуществляются в сложных условиях (климатических, социально-психологических, гигиенических и пр.), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Основой П.о. являются конкретные нормативные характеристики профессии: социальные, организационные и т.д., позволяющие врачам, психологам, физиологам проводить процедуру отбора и диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессии. П.о. приобретает особое значение при устройстве на работу или выборе профессии несовершеннолетними гражданами. Работа с подростками и юношами требует специального психолого-педагогического подхода и знаний возрастных особенностей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 226)
Ч451.204

ПРОФЕССИЯ (лат. professio - официально указанное занятие, от рrofiteor - объявляю своим делом)
— вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. П. отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из осн. качественных характеристик его как работника. Содержание работ, свойственных определённой П., является основой для установления её официального наименования и закрепления в тарифно-квалификационной характеристике, а также для определения профессионального профиля работника (специфические знания и навыки, необходимые для эффективной трудовой деятельности и требования к его квалификации). Наряду с понятием "П." используется понятие специальности, которое конкретизирует более узкий круг работ в рамках данной П. Профессия может подразделяться на две и более специальностей. В Рос. Федерации состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и П. рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой П.

Для служащих, связанных преимущественно с умственным трудом, используется понятие "должность", которое и означает выполнение определённых профессиональных обязанностей. Понятие "П." для служащих связано прежде всего с объёмом специфических теоретических знаний и практических навыков, полученных в результате обучения, которые необходимы для выполнения работ, свойственных широкому кругу должностей.

Группировка П. рабочих и должностей служащих по степени общности и содержания теоретического и практического обучения является основой при организации системы профессионального образования и отражена в номенклатуре П. и специальностей по образованию.

Различия в характере и содержании работ по П. предопределяют специфический набор психофизиологических качеств, необходимых для эффективного освоения П. и дальнейшего развития способностей работников. Для обоснованного выбора П. с учётом склонностей и задатков каждого человека государство обычно организует системы профессиональной ориентации, информации и профессионального отбора. Индивидуальный прогноз профессиональной предпочтительности для каждого человека может осуществляться с использованием профессиограмм, разработанных на основе тщательного анализа трудовых процессов. П., присваиваемая по завершению обучения, указывается в документе об образовании, официальное наименование П. или должности указывается в трудовой книжке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 226)

См. также Специальность

ПРОФЕССОР (от лат. professor - преподаватель)
— учёное звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. Официальный статус с 16 в. (впервые в Оксфордском университете). В некоторых странах существуют должности ординарного (штатного) и экстраординарного (внештатного) П. В ряде стран (в Австрии, Бельгии, Германии и др.) профессорами называют не только преподавателей университетов и других вузов, но и учителей средней школы, в США - преподавателей колледжей. В Рос. Федерации звание П. присваивается, как правило, Высшей аттестационной комиссией Рос. Федерации.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 226)

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
см. Классы профильные

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
— педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В П.о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты - учитель и ученик. Как элементы П.о. могут теоретически рассматриваться в динамике и на каждом этапе цели и содержание образования, мотивы субъектов обучения, формы его организации, средства и результаты. Усвоение каждой дидактической единицы содержания образования приводит к изменению других элементов П.о., к переходу их от одного состояния в другое. Взаимодействие и взаимовлияние всех названных элементов составляет педагогический механизм П.о.

Функции П.о. обусловлены базисным законом, детерминирующим само его существование: объективной общественной потребностью в обучении и усвоении молодым поколением социального опыта для его воспроизведения и развития. Закон раскрывает осн. противоречие и движущие силы обучения - рассогласованность между развивающейся потребностью общества в обучении молодёжи и уровнем подготовки молодёжи к выполнению ожидаемых социальных функций. Цель, кроющаяся в противоречии (организация усвоения социального опыта), порождает П.о.; внутренний источник его самодвижения - постоянная смена учебно-познавательных задач, по мере решения которых перед учащимися ставятся новые цели и задачи. Логика постановки и решения этих задач воплощает сценарий обучения.

П.о. рассматривается на четырёх уровнях: теоретическом (обобщённой модели); отдельных учебных предметов; проекта конкретного осуществления П.о. в форме плана для каждого урока и системы уроков; реальном, на котором осуществляются первые три проектных уровня. П.о. отличает три группы свойств: две - инвариантные и одна - вариативная. Первая инвариантная группа характерна для любого вида обучения независимо от времени, места и т.д. Это - неподменяемость другими путями функции организации усвоения молодым поколением социального опыта; единство преподавания, учения и содержания образования; единство содержательной и процессуальной сторон обучения; взаимосвязь формы предъявления преподавателем учебной информации и воспроизводящей деятельности учащихся; наличие в обучении исходных мотивов у учителя и учащихся, адекватных целям и функциям обучения; обязательность одной из организационных форм обучения; результативность в виде разностороннего влияния на личность учащегося.

Вторая группа инвариантных свойств отличает обучение определённой цивилизации, специфического социального организма; т.е. направленность воспитания и образования и развитие личности человека; соотношение общего образования с жизнью общества; формирование социально ценной активности личности и её готовности к самореализации. Вторая группа свойств содержательно наполняет первую. Вместе с тем их реализация зависит от педагогического сознания общества.

Вариативная группа признаков П.о. обусловлена конкретным временем и зависит от знаний учителя, его гражданских и профессиональных воззрений и воли.

Знание свойств П.о. помогает определить сферу поисков закономерностей воспитывающего обучения, область возможных педагогических инноваций, пути повышения эффективности обучения и качества образования и устранения недостатков. Сложность установления закономерностей П.о. привела к попыткам преодолеть её путём определения аспектов процесса, для которых эти закономерности поддаются формулировке. Ю.К. Бабанский выделил (1983) такие дидактические закономерности, как зависимость П.о. от общественных потребностей, связь его с образованием, воспитанием и развитием как сторонами целостного процесса обучения, зависимость от возможностей учащихся и внешних условий. Можно выделить несколько видов закономерностей П.о.: структурные, системные, эволюционные, функциональные, исторические.

Средством познания и управления П.о. является его моделирование. Педагог имеет обширное пространство для творческой конкретизации методик, средств и путей проектирования и построения учебного процесса в целом и каждого его урока в частности. Единственное ограничение этого пространства - детерминация П.о. его моделью, логикой и основными, инвариантными свойствами.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 226-227)
Ч312.21

ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
— один из принципов обучения. Результатом П.у.з. является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. В практике обучения ещё нередко средством П.у.з. служит многократное повторение изложенного учебного материала. Однако опора преимущественно на механическое запоминание, без глубокого осознания внутренних закономерностей и логической последовательности в системе усваиваемых знаний, - одна из причин формализма в обучении.

Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения личности к нему (например, заинтересованность ученика в знаниях). В определённых случаях непроизвольное запоминание может оказаться более продуктивным, чем произвольное.

Основой прочных знаний является их систематичность и последовательность. Соотношение между знаниями более общего и более частного характера определяет структуру учебного предмета. Важным условием П.у.з. является правильная организация повторения и закрепления знаний. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 227)

См. также Принципы обучения

Ч312.231.9

ПРОЩЕНИЕ
— отказ от возмездия за обиду или нанесённый ущерб. Этимологически слово "П." восходит, по В. Далю, к слову "простой": простить - значит сделать "простым от греха", примириться сердцем, не питая вражды за обиду, и т.д. Требование П. в религиозно-этических текстах исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершённое зло и снисхождение к обидчику. В христианской этике П. является важным моментом добродетели милосердия. В П. происходит признание другого, а через признание - принятие его. П. соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений. П. фактически оказывается возможным при условии отпущения грехов, духовном очищении и воссоединении с Богом. П. предполагает и отказ от намерения судить других. Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть ко злу не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное П., в частности, выражается и в том, что следует относиться к порокам других так, как мы по долгу совершенства относимся к своим порокам, т.е. делать всё возможное, чтобы исправлять их. Но именно в рамках этики милосердия требование П. приходит в противоречие с заповедью любви: как прощать обиды, нанесённые тем, кого мы любим и о которых мы призваны заботиться? На это указывал Ф. Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесённые тебе, но недопустимо прощение обид, нанесённых другу, нанесённых твоим другом самому себе. П. не должно быть истолковано и как попустительство (ведь есть нечто, в чём нельзя уступать).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 227)
Ю

ПРЯНИШНИКОВ Василий Иосифович (1890-1980)
— астроном, профессор, популяризатор занимательной науки в области географии и космогонии. Преподавал в Ленинградском Высшем военно-морском училище. Один из основателей первого в мире Дома занимательной науки в Ленинграде. Автор книг: "Занимательное мироведение" (1935), "Занимательная беседа о винтовке" (1945), "Занимательная астрономия в школе" (1970) и др. Прочитал св. 20 тысяч научно-популярных лекций (в т.ч. в Планетарии). Поч. ч. Всесоюзного астрономо-геодезического общества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 398)
Ч426.55г(2)

ПСИХИАТРИЯ ДЕТСКАЯ
— отрасль медицины, занимающаяся изучением, диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств в детском возрасте. Тесно связана со специальной педагогикой, общей, возрастной и медицинской психологией, а также со смежными областями медицины (неврологией и др.). Как самостоятельная научная отрасль оформилась к 30-м гг. 20 в. Понятие "П.д." было предложено в 1899 французским врачом М. Гомесом. Однако до начала 30-х гг. предпочтение отдавалось терминам "дефектология" и "педология". В 1934 швейцарским врачом М. Трамером был осн. "Журнал по детской психиатрии"; им же был организован 1-й Международный конгресс по П.д. (Париж, 1937).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 227)
Р

ПСИХИКА (от греч. psichikos - душевный)
— свойство высокоорганизованной материи; форма отражения субъектом объективной реальности. Возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром. В их поведении П. осуществляет регуляторную функцию, обеспечивая в плане образов поиск и опробование движений и действий, а затем их контролируемое выполнение, направленное на удовлетворение потребностей субъекта.

Психические процессы человека (восприятие, мышление, память и др.) возникают и формируются в его деятельности и всегда опосредованы ею.

Развитие человеческой П. определяется исторически сложившимися общественными потребностями. На начальном этапе психического развития (в младенческом возрасте) у ребёнка с помощью взрослых формируются потребность и навык общения с ними. На следующем этапе (от 1-го года до 3 лет) ребёнок овладевает основами предметно-манипуляционной деятельности: у него формируется способность к универсальным движениям рук, умение решать простые двигательные задачи (начало мышления), возникает стремление занять соответствующую позицию в отношениях со взрослыми и сверстниками (появление установки "я сам"). В возрасте от 3 до 6-7 лет в процессе игры формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В период обучения в школе в результате учебной деятельности ребёнок приобщается к таким областям культуры, как наука, искусство, этика и др.; у него формируются основы логического мышления, потребность в труде и навыки трудовой деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 227)
Ю

ПСИХОАНАЛИЗ
  1. метод психотерапии, предложенный З. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов;
  2. психологическое учение, базирующееся на концепции Фрейда и представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики.

Концепция П. основывается на постулате, согласно которому аффективные переживания отражают внутрипсихические конфликты между инстинктивными побуждениями человека и социальными (нравственными и этическими) нормами. Разрешение конфликтов осуществляется путём вытеснения представлений об этих побуждениях из сознания в сферу бессознательного, сами же побуждения продолжают воздействовать на поведение человека, лишь иногда заявляя о себе в завуалированной форме (в виде сновидений, ассоциаций и пр.). Человек, т.о., не знает истинных мотивов своего поведения.

Распространение П. в Европе началось в 1900-х гг. В 1908 кружок единомышленников Фрейда перерос в Венское психоаналитическое общество. В том же году состоялся 1-й Международный психоаналитический конгресс. С 1913 издаётся "Международный психоаналитический журнал". В 1920 был открыт Психоаналитический институт в Берлине, начавший подготовку врачей-аналитиков.

Начиная с 20-х гг. П. стал оказывать влияние на развитие педагогической мысли в западных странах; появились работы, авторы которых стремились показать значение П. в воспитании (концепция "образования как психотерапии"). В 20-х гг. начал издаваться "Журнал психоаналитической педагогики" (ныне "Психоаналитическая педагогика"). Психоаналитики выдвинули принцип "воспитания воспитателей" до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (например, австрийские психоаналитики О. Ранк, Г. Закс) считали, что П. должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве "позитивной воспитательной системы". Немецкий психоаналитик Г. Грин, поставивший вопрос о необходимости использования П. в школе, считал гл. целью воспитания выявление природы глубинных бессознательных мотивов поведения ребёнка.

Среди требований, предъявляемых к воспитанию, в П. особо выделяются следующие: как можно меньше мешать ребёнку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере. Подчёркивается необходимость уделять ребёнку достаточное (но не чрезмерное) внимание, исходить в воспитательной работе из особенностей психики и конституции ребёнка, устанавливать доверительные отношения между воспитателем и ребёнком.

В современном П. акцентируется роль межличностных отношений и социокультурных факторов в процессе становления личности. П. признаёт врождённость влечений; в его рамках конкретные мотивации человека являются не простым проявлением инстинктов, но результатом преобразования этих влечений, зависящих, в свою очередь, от реакций других на запросы ребёнка. П. привлёк внимание западных педагогов тем, что он обратился к изучению глубинных механизмов формирования и функционирования психики детей, к раскрытию внутреннего мира ребёнка со всеми его эмоциональными переживаниями и психическими коллизиями. П. свойственно заострение внимания на важнейших проблемах воспитания. П. дал основание для критики не постановкой вопросов, а программой их решения, односторонней ориентацией на сексуальную детерминацию психического развития ребёнка и абсолютизацию отдельных моментов воспитания.

В России П. стал распространяться преимущественно в медицинских кругах. Были переведены на русский язык труды Фрейда и его последователей. В 1909 ученик Фрейда М.В. Вульф осн. в Одессе психоаналитическое общество. Подобные общества создавались в Москве, Петербурге, Казани и других городах. В их работе в разное время принимали участие П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, А.Р. Лурия, С.Т. Шацкий и др. В 1910-14 выходил журнал "Психотерапия", публиковавший статьи психоаналитической ориентации. На подмосковной станции Крюково был открыт санаторий, использовавший психоаналитические методы коррекции нервно-психических расстройств. В 1921 осн. Русское психоаналитическое общество и Психоаналитический институт, при котором был открыт экспериментальный детский сад, использовавший в воспитании прикладные аспекты П. Издавалась "Психологическая и психоаналитическая библиотека", в которой публиковались переводы книг Фрейда и труды русских психоаналитиков.

В начале 30-х гг. отношение к П. изменилось. Выход психоаналитических изданий был прекращён, все учреждения закрыты. Книги психоаналитической ориентации были изъяты из библиотек. Лишь в конце 80-х гг. осуществлены новые издания работ Фрейда. В С.-Петербурге создан Психоаналитический институт. Воссоздано Рос. психоаналитическое общество, которое с 1992 издаёт журнал "Российский психоаналитический вестник".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 227-228)
Ю

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКА ПЕДАГОГИКА
— педагогика понимания детей при взаимоотношении детей и взрослых. Получила свое развитие в немецкоговорящих странах, в частности, в Австрии, Германии, Швейцарии
(Гельмут Фигдор Психоаналитическая педагогика. - М., 2000. С. 23)
Ч30в2

ПСИХОГЕНЕТИКА
— междисциплинарная область научных знаний, находящаяся на пересечении двух наук - генетики и психологии. В английской и американской научной литературе для её обозначения чаще используется термин "генетика поведения". Предмет исследований П. - соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций человека. В 70-80-х гг. сформировались новые отрасли П.: генетическая психофизиология и генетика индивидуального развития. Осн. методами исследования в П. являются близнецовый метод и метод приёмных детей. Метод приёмных детей предполагает сопоставление психологического сходства усыновлённого ребёнка с его биологическими и приёмными родителями, что позволяет судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 228)
Ю

ПСИХОГИГИЕНА
— наука о сохранении и укреплении нервно-психического здоровья человека; занимает пограничное положение между общей гигиеной и психологией. Изучает социальные, бытовые, производственные, психологические и другие условия, способные оказать положительное или отрицательное влияние на психическое развитие и состояние человека, работоспособность и продолжительность жизни. П. - научная основа для создания условий для гармоничного формирования личности, раскрытия возможностей и способностей, осуществления здорового образа жизни, оказания ранней психологической и психотерапевтической помощи в кризисные периоды жизни. В рамках П. выделяются такие её направления, как возрастная П., П. семьи, половой жизни, обучения, труда. Обширной является область специальной П.: военной, авиационной, спортивной и т.д. Всё большее распространение получает интегративная область П. - т.н. психология человеческих взаимоотношений. Она привлекает внимание к конфликтам и разобщённости между людьми как источникам стресса, необходимости гуманизации отношений, культуре общения, дружбе, сотрудничеству в противовес авторитарности, нетерпимости, вражде и другим проявлениям агрессивных чувств.

Реализация идей П. одновременно служит и целям профилактики нервно-психических заболеваний.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 228)
Ю

ПСИХОДИДАКТИКА
— уникальная, инновационная, здоровьесозидающая, природосообразная наука, которая на практике дает наилучшие результаты. Взамен устаревших дидактических принципов, разработанных еще Я.А. Коменским 350 лет тому назад, здесь представлены семь новых принципов. Это интегративная и психосберегающая наука на стыке философии, психологии, педагогики и учебной технологии.
(Юбилейный справочник, посвященный 70-летию профессора, академика Рахимова Ахмета Закиевича. - Уфа, 2004. С. 7, 26)

См. также Рахимов А.З.

Ч30в2
Ю

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ
— противоположность инфантильности, высокоразвитая способность контролировать свои желания и чувства. Предполагает способность от чего-то отказаться; спокойную мужественную реакцию на разочарования и поражения; способность не сердиться на замечания и требования, с благодарностью принимать критику; свободу от страхов; независимость от похвал; отсутствие капризов; самостоятельность и чувство реальности; изжитость эгоцентризма. П.з. может сильно отставать от хронологического возраста.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 228)

См. также Инфантилизм, Развитие психическое

Ю

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА в школе
— форма практической деятельности психологов, осуществляемая с целью повышения качества учебной и воспитательной работы. В основе деятельности П.с. лежит учёт и использование фактов и закономерностей возрастной и педагогической психологии. Служба призвана решать проблемы из области психологической диагностики, психогигиены, психотерапии, профессиональной ориентации и др., возникающие в условиях работы конкретной школы.

Деятельность П.с. направлена прежде всего на осуществление индивидуального подхода к учащимся в интересах развития их личности, для оптимизации учебной и трудовой деятельности. Осн. проблемы, с которыми имеет дело П.с., связаны с нежеланием некоторых учеников учиться, с низкой успеваемостью отдельных учащихся, с жалобами на то, что тот или иной ученик учится ниже своих возможностей. Психолог, владеющий необходимыми профессиональными средствами, позволяющими понять особенности интеллектуального и мотивационного развития школьника, предлагает конкретную индивидуальную психолого-педагогическую программу работы с ним. П.с., помимо учебных, занимается личностными проблемами учащихся, такими, как тревожность, неадекватная самооценка, различного рода комплексы, нарушения поведения и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 228)
Ю

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  1. отрасль высшего образования, система подготовки специалистов-психологов для научной и практической деятельности в различных отраслях (образование, медицина, промышленность, спорт и др.);
  2. вид дополнительного специального образования, психологическая подготовка специалистов различных отраслей в интересах решения профессиональных задач, связанных с человеческими взаимоотношениями.

Подготовка психологов-профессионалов осуществляется в рамках особой учебно-методической системы, специально спроектированной для этой цели. Параллельно имеет место неформальный процесс П.о., включающий психологическое самообразование и самовоспитание. Последнее обеспечивает профессиональное становление психологов в не меньшей мере, чем формальное образование.

Своеобразие П.о. обусловлено особыми требованиями, предъявляемыми не только к усваиваемым навыкам, но и к личным качествам психолога. Деятельность психолога предполагает, что у него при доминировании гуманистической ориентации и яркой выраженности познавательных интересов к внутреннему миру людей должны быть также развиты интересы к изучению естественно-научных основ психики, закономерностей работы нервной системы. Вместе с тем создание обобщённой модели специалиста (как это имеет место в инженерно-технических отраслях высшего образования) в П.о. является затруднительным. Модель специалиста-психолога закономерно предполагает некоторую "многоликость" выпускников соответствующего учебного заведения. Это связано, во-первых, с тем, что психологи работают в разных областях: научные исследования, преподавание психологии как учебной дисциплины, практическая деятельность в системах материального производства, образования, здравоохранения и др. Во-вторых, мастерство психолога формируется в ходе П.о. как некоторый оптимальный стиль профессиональной деятельности, который обусловлен как внешними факторами (социальные требования к его работе, условия деятельности), так и индивидуальными особенностями. В силу разнообразия отношений и деятельности человека, психолог должен быть способен и мотивационно готов вникать в различные предметные области и отрасли научного знания, связанные с психологическими проблемами. Иначе могут возникнуть затруднения в установлении взаимопонимания и сотрудничества с теми людьми, с которыми психолог вступает в профессионально обусловленные отношения. Необходимое личностное качество психолога - стремление оказывать "душевную помощь" (по выражению Н.В. Гоголя) людям, независимо от их возраста, пола, общественного положения и отношения к психологии и психологам.

Содержание П.о. строится с учётом следующих требований. Выпускник вуза должен получить фундаментальную общепсихологическую подготовку, а также некоторую специальную, соответствующую определённой области психологии. Он должен ориентироваться в общекультурных, философских, социально-экономических, биологических проблемах, читать специальную литературу на иностранном языке. Поскольку П.о. предусматривает присвоение квалификации преподавателя, психолог должен также получить необходимую педагогическую подготовку.

Номенклатура специализаций психологов устанавливается с учётом общественных запросов, заказов на специалистов определённого профиля. Традиционными являются: общая психология, педагогическая и возрастная психология, социальная психология, психология труда, спорта, инженерная психология, психофизиология. При необходимости возможна подготовка по индивидуальному плану в соответствии с заказом заинтересованной организации.

При построении содержания П.о. возможен не только предметно-теоретический подход, но и т.н. профессионально-корпоративный, т.е. ориентированный на идеи и достижения определённой научной школы. Принадлежность преподавателя к той или иной научной школе не всегда положительно влияет на содержание П.о., так как идеи и достижения школ, позиции которых отличны от разделяемых педагогом, нередко недооцениваются и даже игнорируются.

Специфическая трудность построения содержания П.о. состоит в том, что предмет психологии не предусмотрен программами общеобразовательных средних школ, поэтому высшее П.о. является в то же время и "начальным".

Методы подготовки психологических кадров определяются тем, что далеко не все составляющие профессиональной психологической культуры могут быть сообщены в обезличенной форме; необходима работа в прямом и живом контакте с психологом-преподавателем и под его наблюдением.

Отечественных специалистов-психологов стали готовить на отделениях психологии в университетах начиная с 1946 в связи с введением предмета "Психология" в общеобразовательной школе. Однако после его отмены к 1966 только в МГУ и ЛГУ сохранились отделения психологии. С 1970 стали возникать отделения и факультеты в других университетах.

В Рос. Федерации осн. учреждения, осуществляющие П. о., - подразделения университетов и педагогических вузов. Длительность обучения в университетах по дневной форме 5 лет, вечерней - 6 лет; в пединститутах - 4-5 лет. Психологию преподают также в юридических, медицинских высших и средних специальных учебных заведениях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 228-229)
Ч489.1
Ч486.61

ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche - душа и logos - учение, наука)
— наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином "душа" и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 в. "П.". Сведения об этих явлениях накапливались и во мн. других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в частности, медицинской и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотчуждаемых от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчёту о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз П. с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из её материального субстрата (органов чувств и высших нервных центров). Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Если идеалистические концепции неправомерно объясняли эту активность особой психической причинностью, познаваемой путём внутреннего наблюдения, то естественно-научное исследование генетически первичных форм психики (а также её патологических проявлений) утвердило приоритет объективных методов, которые в дальнейшем стали определяющими для П. Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой которой является сознание. Сознание человека имеет свою системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным, операциональным, личностным) свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания независимо от рефлексии (самоотчёта) о них субъекта обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе его отношений с другими людьми, окружающим миром. В этой же системе субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения (см."Я"). Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П. Зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., которая развивается в "диалоге" между данными о природе и о культуре, интегрируемые в её собственные понятия, несводимые к другим и, в свою очередь, используемые другими науками. В ходе разработки проблем П. сформировался её категориальный аппарат, в котором выделяются категории образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика П. неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулирования деятельности личности и коллектива. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другими науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими её содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий её целостность как самостоятельной науки. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научно-технический прогресс. Изучение проблем "искусственного интеллекта", с одной стороны, творчества - с другой, становится в современную эпоху важным направлением П. Наряду с ними развиваются социальная психология и П. управления, решающие задачи, касающиеся роли "человеческого фактора" в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и другими актуальными проблемами современности. Включённость П. в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований) придаёт особую остроту методологическому анализу её понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений её дальнейшего развития.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 229-230)
Ю
Ч486.61

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСИЛИУМЫ школьные
— в Рос. Федерации комиссии, создаваемые в образовательном учреждении (по приказу директора) для проведения специалистами комплексного изучения детей, которые испытывают трудности в обучении и адаптации к школьной жизни. В состав консилиума входят: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, имеющие опыт работы с указанной категорией детей, детский психиатр, дефектолог, психолог, логопед, школьный врач (специалисты могут привлекаться по договору). Осн. задачи: разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ на основе изучения особенностей личности ребёнка и выявления уровня его развития, выбор оптимальной учебной программы и типа специального (коррекционного) образовательного учреждения или соответствующего класса (при отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного учебного года), подготовка подробного заключения о ребёнке для предоставления в психолого-медико-педагогическую консультацию. При отсутствии консилиума в школе его функции могут выполнять психологические службы округа (муниципалитета), реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические консультации.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 230)
Ч421.41

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
— специальные межведомственные учреждения, проводящие комплексное клинико-физиологическое и психолого-педагогическое обследование детей с особыми образовательными потребностями для направления их в соответствующие образовательные учреждения. В комиссиях работают специалисты различного профиля: врачи, психологи, педагоги и др. Дети с различными нарушениями в психофизическом развитии направляются на консультацию непосредственно образовательными учреждениями, лечебными учреждениями, а также родителями. Каждого ребёнка обследуют все специалисты, после чего проводится комплексное обсуждение результатов обследования с последующим обобщённым заключением и рекомендациями - медицинскими и педагогическими.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 230)
Р

ПСИХОТЕРАПИЯ
  1. отрасль медицины, разрабатывающая систему психологически опосредованного лечения заболеваний;
  2. метод комплексного лечебного воздействия на мотивы, эмоции, волю и самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Условно различают П. клинической ориентации, которая направлена на смягчение или ликвидацию симптомов заболевания, и личностно ориентированную П., задача которой - содействие пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Осн. сферой приложения П. являются неврозы.

П. детского возраста характеризует сравнительно небольшая роль вербально-аналитических, рациональных приёмов при преобладании игровых, эмоционально насыщенных методик с активным привлечением родителей к процессу лечения детей. Организованы семейные консультации для родителей, испытывающих трудности во взаимоотношениях с детьми и воспитании. Разработана концепция патогенетической П. неврозов у детей и подростков, включающая последовательное применение принципов и методов семейной, индивидуальной и групповой П.

Наряду с коррекцией выраженной патологии важная задача П. - профилактика нервно-психических заболеваний и их лечение на самых ранних этапах.

Распространённые ошибки родителей и воспитателей приводят к росту отклонений в поведении детей, которые не могут быть отнесены ни к классу выраженной патологии, ни к классу нормы. Среди таких промежуточных состояний - начальные проявления неврозов, начинающийся алкоголизм в форме привычного пьянства, токсикомания, агрессивное поведение, жестокость детская и др. Подобные проявления требуют психотерапевтического воздействия квалифицированных специалистов в рамках школьной психологической службы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 230)

См. также Арттерапия

Р

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
— наука о физиологических основах психики. Термин "П." предложен ок. 1830 французским философом Н. Массиасом. Задачей П. является изучение физиологических и нейрофизиологических механизмов психических процессов. В П. используются методы регистрации сенсомоторных и вегетативных реакций, а также методы прямой регистрации активности мозговых структур при разных функциональных состояниях и видах психической деятельности. К их числу относятся электрофизиологические методики (электроэнцефалограмма и вызванные потенциалы), компьютерная позитронно-эмиссионная томография, ядерно-магнитный резонанс. Использование различных способов математической обработки данных даёт возможность охарактеризовать степень и характер участия отдельных нервных центров и особенности их взаимодействия в процессе реализации психических функций. Выделяют П. функциональных состояний, когнитивной и аффективной деятельности (восприятия, внимания, памяти, обучения, мотиваций и эмоций), П. движения.

Самостоятельными направлениями в П. являются дифференциальная П. и возрастная П. Дифференциальная П. изучает физиологические основы индивидуальных различий. На исследованиях в этой области базируется диагностика интеллектуальных способностей, темперамента и других свойств личности. Возрастная П. изучает развитие в онтогенезе системных мозговых механизмов психической деятельности и систем её вегетативного обеспечения. Её задача - выявление закономерностей развития мозга и функциональных систем, обеспечивающих контакты с внешней средой, накопление индивидуального опыта, организацию адаптивного поведения, последовательность и особенности формирования психических процессов. Выбор средств и методов воспитания и обучения на основе знаний возрастной П., приведение их в соответствие с особенностями физиологических механизмов, лежащих в основе психических функций на разных этапах онтогенеза, является необходимым условием оптимального развития ребёнка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 230-231)
Ю

ПСКОВСКИЙ ВОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Псков, набережная р. Великой, 6. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Псков, пл. Ленина, 2. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ПТУ
см. Профессионально-технические училища

ПУБЕРТАТНЫЙ СКАЧОК РОСТА (от лат. pubertas - возмужалость, половая зрелость)
— увеличение скорости роста на определённых стадиях полового созревания. Различают два П.с.р.: первый - на начальных стадиях полового созревания (12-13 лет) связан преимущественно с ростом конечностей (сначала верхних, затем нижних), второй (14-16 лет) - на более поздних стадиях связан с ростом туловища, а также скелетных мышц. У девочек эти процессы начинаются в среднем на 2 года раньше, чем у мальчиков. Второй П.с.р. у девочек выражен слабо. Сроки и темпы П.с.р. зависят от особенностей конституции человека (телосложения).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 231)

См. также Заикание, Подростковый возраст, Половое созревание

Р

ПУНИ Авксентий Цезаревич (1898-1985)
— психолог, основоположник отечественной психологии спорта, д-р педагогических наук (1952), профессор (1953). В 1914 организовал общество "Спорт" для учащейся молодёжи; в 1917 возглавил "Общество любителей спорта" в Вятке. С 1932 преподавал в Ленинградском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В 1946/47 учебном году ввёл лекционный курс "Психология физического воспитания и спорта", ставший впоследствии обязательным предметом в подготовке спортивных педагогов, тренеров, преподавателей физкультуры. Впервые в отечественной педагогике представил психологическую характеристику спортивной деятельности, разработал теорию навыка, его природы, особенностей и закономерностей формирования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 398)
Ю
Ч486.73г(2)

ПУНКТУАЦИЯ (от лат. punctum - точка)
  1. часть грамматики, совокупность правил постановки знаков препинания в письменной речи;
  2. расстановка знаков препинания в соответствии с этими правилами.

Система П. обладает гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими особенностями.

Обучение П. в школах Рос. Федерации начинается уже в 1-м классе. Учащиеся знакомятся с логическим ударением, интонацией, с правилами употребления знаков препинания. На заключительной стадии начального обучения знания учащихся по синтаксису и П. приводятся в некоторую систему. На занятиях по русскому языку при изучении морфологии и орфографии работа над П. продолжается в практическом плане; систематический курс П. изучается параллельно.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 231)
Ш
Ч426.131(2)427

ПУРИТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
— система воспитания, сложившаяся у пуритан. Пуританами назывались во 2-й половине 16 - 1-й половине 17 вв. в Англии протестанты-кальвинисты, недовольные проведёнными реформами, в основном представители средних слоёв. Пуританизм стал выражением политической оппозиции абсолютизму и идеологическим знаменем Английской буржуазной революции 17 в. Затем пуританские идеи получили распространение в английских колониях в Северной Америке.

П.в. было сложным явлением. Пуритане отличались аскетизмом, жёсткой регламентацией быта, морали и др. Для них были характерны поклонение богатству, презрение к бедным, расчётливость. В то же время П.в. было направлено на формирование таких черт личности, как бесстрашие, трудолюбие, упорство в достижении целей. П.в. вошло в историю как синоним строгого и целомудренного воспитания подрастающего поколения. В пуританских кругах Англии была создана система школ паблик скулз.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 231)

См. также Реформация

Ч313

ПУРИШЕВ Борис Иванович (1903-1989)
— литературовед, педагог, д-р филологических наук (1951). С 1926 преподавал зарубежную литературу в вузах Москвы, в т.ч. ок. 60 лет в МГПИ им. В.И. Ленина. П. - создатель первых хрестоматий для университетов и педагогических вузов по зарубежной литературе средних веков (1953), эпохи Возрождения (1940), 17 в. (1940), 18 в. (1970), выдержавших несколько переизданий, а также хрестоматии по всемирной литературе 20 в. (1981; в соавторстве). Автор вузовской программы по западноевропейской литературе от средних веков до 17 в. (1952).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 398)
Ч33(2)7-8

ПШИХОДА (Prihoda) ВАЦЛАВ (1889-1979)
— чешский педагог, психолог, профессор (1945). С 1928 организовывал в Чехословакии экспериментальные школы, где провёл масштабные обследования освоения грамоты, начальных учебных умений школьниками. В книге "Рационализация школьного дела" (1930) обосновал необходимость и осн. пути реформ чехословацкой системы образования. Главной их целью считал внедрение единой школы. Известен также как методист по обучению иностранным языкам; по его идеям были составлены программы, методики и учебники. В области педагогической теории разрабатывал проблемы педагогической психологии. Его книга "Онтогенез человеческой психики" (т. 1-4, 1963-74) остаётся крупнейшим чешским трудом в этой области.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 398)
Ч33(4Че)

ПЫШКАЛО Анатолий Михайлович (1919-2000)
— педагог, член-корреспондент АПН СССР (1985), член-корреспондент РАО (1993). Вёл научную и преподавательскую работу в средних и высших учебных заведениях Москвы. С 1960 в НИИ СИМО АПН. Исследовал структуру и закономерности функционирования методической системы обучения, особое внимание уделив дидактике и методике начального обучения, в т.ч. обучения математике. Рассматривая эти вопросы как широкие и перспективные психологические и дидактические проблемы, содействовал преодолению традиционной изолированности начального обучения от систематического на средней и старшей ступени школы. Автор работ по актуальным вопросам теории и практики обучения, монографий, учебников для школы, учебных и методических пособий для учителей и студентов педагогических учебных заведений, кинофильмов и диафильмов по математике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 398)
Ч33(2)7-8

ПЬЕРОН (Pieron) АНРИ (1881-1964)
— французский психолог. С 1923 профессор в Коллеж де Франс. Основатель Института психологии (1921) и Национального института труда и профориентации (1928). Уделял внимание роли социальных воздействий на психические функции, формированию психики под влиянием социальной среды. Принцип обусловленности психики человека его взаимоотношениями с другими людьми положил в основу критики расистских теорий, доказывая равенство способностей всех людей к усвоению достижений цивилизации. Осн. труды по психофизиологии ощущений.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 398)
Ю

ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Ставропольский край, Пятигорск, просп. Калинина, 9. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

© Российская национальная библиотека, 2006