ЕВГЕНИКА (от греч. eugenes - породистый)
— учение о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы Е. были впервые сформулированы Ф. Гальтоном (1869), предложившим изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одарённость).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 81)

ЕВГЕНЬЕВ-МАКСИМОВ Владислав Евгеньевич (1883-1955)
— профессор Ленинградского университета, оставил заметный след в российской науке и культуре своей научной, педагогической и общественной деятельностью. Изучал творчество Некрасова. Сын Максимова-Слобожанина.
(Прокопенко З.Т. Е.Д. Максимов-Слобожанин и В.Е. Евгеньев-Максимов. Из истории российской науки. - Белгород, 2002. С. 167-260)

См. также Максимов-Слобожанин

Ч33(2Р-4Белг.)7-8Евгеньев-Максимов
Ш4

ЕВЛАХОВ Александр Михайлович (1880-1966)
— литературовед, педагог, литературный критик, эстетик, врач-психиатор, автор стихотворного сборника, оперного либретто "Княжна Мери", десятков рассказов.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 18-20)
Ч486.21г(2Р)

ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич (1879-1953)
— педагог, драматург, искусствовед, режиссер, театральный критик. В преподавании литературы на первое место ставил театр, артистическое мастерство. Развитие детской театральности считал важным для учителя.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 41-42)
Ч426.21г(2Р)

ЕВСЕВЬЕВ Макар Евсевьевич (1864-1931)
— мордовский просветитель. С 1972 года Мордовский государственный педагогический институт носит имя М.Е. Евсевьева.
(Научное наследие М.Е. Евсевьева в контексте национального просвещения Поволжья. - Саранск, 2004. Ч. 1., С. 4)
Ч33(2Р-6Мо)-8Евсевьев

ЕВТУШЕВСКИЙ Василий Андрианович (1836-1888)
— педагог, методик-математик. Разработал методику элементарной математики на основе самостоятельной работы учащихся, занимательности и соответствия возрасту учащихся ("Методика преподавания арифметики", 1872; 16 изд., 1907), а также программы и уроки по пропедевтическим курсам арифметики, алгебры и геометрии, построенные на основе концентрического изучения математики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 356)
Ч426.24г(2)

ЕГОРОВ Семён Филиппович (р. 1928)
— д-р педагогических наук (1983), член-корреспондент РАО (1993; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЕГЭ
— широкомасштабный эксперимент по введению единого государственного экзамена, совмещающего два испытания в одном: выпускные экзамны в школе и вступительные – в вуз.
(Организация и проведение единого государственного экзамена в Российской Федерации: Нормативные материалы, методические рекомендации. - М., 2003. С. 255)

См. также ГЭК, Тестирование централизованное

ЕДИНАЯ ШКОЛА
— принцип организации системы образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех его ступеней от низшей до высшей. Е.ш. предоставляет учащимся установленный государством объём общеобразовательных знаний (в т.ч. базовый) независимо от социального, имущественного, национального, расового положения их родителей. Е.ш. обеспечивает каждому учащемуся по окончании средней общеобразовательной школы право на продолжение образования, в т.ч. в высших учебных заведениях. Принцип Е.ш. означает, что для всех образовательных учреждений страны существуют единые принципы, цели и задачи воспитания и обучения, преемственность образовательных программ различных ступеней обучения, а также единая система управления образованием в стране. Е.ш. не отрицает, а предполагает наличие различных типов образовательных учреждений, а также своеобразие в построении учебных планов и программ, организации учебно-воспитательного процесса в каждом учебном заведении с учётом местных особенностей.

Идею Е.ш. развивали И.Г. Песталоцци, теоретики неогуманизма (Г. Кершенштейнер, П. Наторп, Л. Гурлитт) и др. Принцип Е.ш. реализован в США, во мн. странах Европы и др. В отечественной педагогике принцип Е.ш. сформулирован Ф.И. Янковичем де Мириево и оформлен в Уставе 1804, получив развитие в периоды экономических реформ 60-х гг. 19 в. и Революции 1905-07. Е.ш. уделено большое внимание в материалах Всероссийского съезда по народному образованию (1913-14) и в проекте реформы народного образования, разработанном под руководством П.Н. Игнатьева во время 1-й мировой войны.

"Положением об единой трудовой школе РСФСР" (1918) в России создавалась единая трудовая школа из 2-х ступеней с обязательным и бесплатным обучением. Впоследствии структура школы постоянно менялась, создавались 7-, 9- и 10- и 11-летняя школы, Школы рабочей молодёжи (ШРМ), Школы колхозной молодёжи (ШКМ). Предпринимались попытки профессионализации 2-й ступени школы, создания фабрично-заводской 7-летки (ФЗС). Преемственность с высшими учебными заведениями обеспечивали рабочие факультеты. Как базовый компонент вводились начальное (1930), 7-летнее (1937), 8-летнее (1958), 10-летнее (1970-е гг.), 11-летнее (1984) среднее образование. В 2000 принята концепция и структура 12-летнего среднего образования. Закон Об образовании РФ (1992) также строится на принципе Е.ш. и предусматривает существование учебных заведений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в которых реализуются преемственные общеобразовательные и профессионально-образовательные программы различного уровня и направленности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 81-82)
Ч421.2

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
см. ЕГЭ

Ч421.285

ЕКАТЕРИНА II Алексеевна (урождённая Софья Фредерика Августа, принцесса Анхальт-Цербстская) (1729-1796) ВЕЛИКАЯ
— российская императрица (с 1762). Способствовала развитию науки, искусства и образования. Осн. ряд новых учебных заведений, в т.ч. первые в России женские учебные заведения (Смольный институт, Екатерининское училище), воспитательные дома, Общество благородных девиц. При Е.II проведена реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, осн. на классно-урочной системе. Воспитательные идеи, кратко изложенные в одной из глав "Наказа" для депутатов Комиссии об Уложении (1767), впоследствии были изложены Е.II в аллегорических сказках: "О царевиче Хлоре" (1781) и "О царевиче Февее" (1782) и в Инструкции (1784) князю Н. Салтыкову - воспитателю великих князей Александра и Константина Павловичей. Гл. задачами воспитания она считала формирование нравственности, гуманности, справедливости, уважения к законам, снисходительности к людям. Большое значение придавала умственному и физическому развитию. Лично контролируя воспитание своих внуков, Е.II составила учебную библиотеку и написала для них "Записки касательно российской истории".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 356)
Ч33(2)464

ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Республика Татарстан, Елабуга, ул. Казанская, 89. Подготовка преподавателей по учебным предметам.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.518.26

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА (Фредерика Шарлотта Мария) (1806-1873)
— великая княгиня, супруга великого князя Михаила Павловича (с 1823), дочь вюртембергского принца Павла Карла. Была известна своей просветительской и благотворительной деятельностью. Поддерживала Петербургский университет, АН, научные общества, а также талантливых личностей. В её ведении находился Мариинский институт, училище Святой Елены (в котором игнорировалось сословное положение воспитанниц). В память своих умерших дочерей осн. детские приюты Елисаветы и Марии в С.-Петербурге и Павловске, больницы и пр.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 356)
Ч33(2)47

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Елец Липецкой обл., ул. Ленина, 91. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, логопедия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ЕЛИЗАВЕТА ФЁДОРОВНА Романова (Елизавета Александра Луиза Алиса) (1864-1918)
— великая княгиня. Дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV, сестра имп. Александры Фёдоровны, двоюродная племянница и супруга (с 1884) великого князя Сергея Александровича. Известна своей благотворительной деятельностью. Попечительница мн. благотворительных обществ в С.-Петербурге и Москве. После убийства супруга (1905) посвятила свою жизнь заботе о бедных и больных: осн. Марфо-Мариинскую обитель сестёр милосердия, при которой были приют для девочек, воскресная школа, библиотека и т.д., устраивала сирот в приюты и пансионы и др. В 1918 арестована и вместе с другими Романовыми вывезена в г. Алапаевск на Урале. 18 июля 1918 сброшена живой в шахту старого рудника. Канонизирована Соборами Русской православной церкви (1990).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 356-357)
Ч33(2)5

ЕЛЬНИЦКИЙ Константин Васильевич (1846-1917)
— педагог. Автор учебников и учебных пособий (св. 30) по педагогике, истории педагогики, методике преподавания русского языка и словесности: "Курс дидактики" (24 изд., 1915), "Общая педагогика" (18 изд., 1916), "Методика начального обучения отечественному языку" (33 изд., 1916) и др. Исследовал вопросы формирования детской личности, в частности роль детских игр в развитии психики ребёнка, значение привычек, навыков и темперамента для детского развития.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 357)
Ч33(2)5

ЕЛЮТИН Вячеслав Петрович (1907-1993)
— ученый, преподаватель, организатор высшего и среднего специального образования, видный руководитель, директор Московского института стали - ведущего металлургического вуза страны. (Вячеслав Петрович Елютин: Ученый, педагог, государственный деятель (1907-1993). М., 2005 г., с.7)
Ч488.754.4(2)7

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА
— средние женские учебные заведения в России до 1917; открывались с 1843 в епархиях гл.о. для дочерей православного духовенства и находились в ведении Синода. Учебный курс (6 классов, с 1900 дополнительный 7-й педагогический) приближался к курсу женской гимназии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 82)
Ч424(28)735.1

ЕРЕМЕЕВ Алексей Иванович
см. Пантелеев Л.

ЕРОХОВ Николай Александрович (р. 1941)
— д-р технических наук (1998), профессор (1988), член-корреспондент РАО (1993; Отделение высшего образования), директор НИИ региональных проблем развития образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЕРОШИН Владимир Иванович (р. 1949)
— д-р экономических наук (1997), член-корреспондент РАО (1996; Отделение философии образования и теоретической педагогики), директор Института управления образованием РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЕРШОВ Александр Степанович (1818-1867)
— учёный-механик, педагог, деятель технического образования. В 1844 - 1859 профессор Московского университета, с 1845 в Московском ремесленном учебном заведении (ныне МГТУ им. Баумана; подготовил проект его 1-го устава). Руководитель русской школы техников. Отстаивал целесообразность создания отечественных инженерных учебных заведений, пропагандировал достижения народных мастеров-механиков.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 357)
Ч458.74(28)

ЕРШОВ Василий Степанович (1870-1957)
— педагог. В 1910 организовал первый в Сибири детский приют "Муравейник", который содержал на собственные средства. В приют принимались дети дошкольного возраста и воспитывались до поступления в профессиональные учебные заведения. В 1921 приют преобразован в детскую коммуну. В деятельности коммуны, которую Е. рассматривал как детский дом семейного типа, реализовывались идеи А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого; большую роль играло детское самоуправление, действовала пионерская организация. В 1935 коммуна была принята на полное государственное обеспечение и преобразована в детский дом (1937), который ныне носит имя Е.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 357)
Ч33(2)7-8

ЕСИПОВ Борис Петрович (1894-1967)
— педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), д-р педагогических наук, профессор (1963). С 1923 в Наркомпросе; с 1944 в системе АПН. Автор руководства по дидактике для учителей начальных классов, учебников по педагогике для педагогических учебных заведений, а также работ по вопросам воспитания и истории педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 357)

— один из основоположников советской дидактики. Ему принадлежит определение важнейшего дидактического понятия "самостоятельная работа учащихся на уроке" (1961 г.). Ученым и учителям хорошо известна классификация уроков по Б.П. Есипову.
(Шамова Т.И. Избранное. Составители: Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., 2004. С. 37-38)

См. также Шамова Т.И.

Ч33(2)7-8

ЕСИПОВА-ВОСКРЕСЕНСКАЯ Александра Ильинична (1890-1966)
— методист по русскому языку в начальных классах, член-корреспондент АПН РСФСР (1950). Преподавала в школах, гимназиях, педагогическом училище. Автор пособий по обучению детей 6-летнего возраста в семье и старших группах детского сада.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 357)
Ч33(2)7-8

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
— педагогическая концепция, считающая целью воспитания естественное развитие ребёнка. Понятие Е.в. введено Ж.Ж. Руссо в романах "Новая Элоиза" (1761) и "Эмиль или О воспитании" (1762). Руссо одним из первых рассматривал детство как самоценный качественный этап развития человека. По его мнению, в ребёнке изначально заложены благоприятные тенденции саморазвития, которые часто подавляются авторитарным воспитанием. В Е.в. задачи воспитания состоят в том, чтобы максимально содействовать реализации заложенных в ребёнке возможностей, создавая для этого наилучшие условия. Ребёнок должен приобретать знания и нравственные представления самостоятельно в непосредственном общении с природой. От воспитателя требуется осуществлять педагогическое руководство незаметно для ребёнка, в непринуждённой форме. При этом необходимо предупреждать ребёнка о возможных ошибках. Е.в. было направлено против авторитарного воспитания, но иногда переоценивало опыт ребёнка и принимало крайние формы (например, отрицалась необходимость медицинской помощи). Во 2-й половине 19-20 в. идеи Е.в. легли в основу теории Свободного воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 82)

См. также Руссо Ж.Ж.

Ч313

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
— метод психолого-педагогического исследования; эксперимент, включённый незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность. Разработан (1910) А.Ф. Лазурским. Соединяет положительные черты метода наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренных реакций. Нередко дополняется беседой. Недостатком этого метода является трудность незаметной постановки перед испытуемым экспериментальной задачи, а также вычленения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого и количественной обработки данных. Разновидность Е.э. - экспериментальное обучение, при котором изучение школьника ведётся непосредственно в процессе его обучения и воспитания с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 82)

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
— естественные науки, система знаний о природе, важный компонент содержания образования. Традиционно включает в себя математику, физику, химию, биологию, науки о Земле (географию и др.), науки о человеке как социально-биологическом существе (анатомию и физиологию человека и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 82)
Ч426.23
Ч486.23

© Российская национальная библиотека, 2006