ГОСПИТАЛИЗМ
— синдром психической и физической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребёнка вследствие дефицита общения с близкими взрослыми, в частности в результате помещения в детское учреждение (дом ребёнка, больницу и т.п.). Проявления Г. - запоздалое развитие движений, особенно ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера, а также низкие антропометрические показатели, рахит и др.

Впервые явления Г. описаны в 40-х гг. 20 в. Р. Спитцем, который был склонен интерпретировать Г. как результат разлучения ребёнка с матерью. Однако Г. может возникать и в условиях семьи, если матери равнодушны к своим детям и не уделяют им достаточного внимания.

Преодоление Г. возможно за счёт обогащения контактов ребёнка с родителями, а в случаях разлучения с родителями - за счёт создания многообразных контактов с персоналом детских учреждений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 55-56)
Ч439

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
— Москва, ул. Героев-Панфиловцев, 39. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)
http://www.gask.countries.ru/

См. также Университеты

Ч486.61

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ
— центральный орган Наркомпроса РСФСР в 1917- 1918 (до середины марта 1918 в Петрограде, затем в Москве). Председатель - А.В. Луначарский. В её состав входили Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, П.Н. Лепешинский и др. После создания Коллегии Наркомпроса (июнь 1918) реформировалась в выборно-представительный орган и сконцентрировалась на вопросах развития народного образования. Подготовила основополагающие документы по реформе образования: "Положение об единой трудовой школе РСФСР" и "Основные принципы единой трудовой школы". В 1919 на основе комиссии был создан Государственный учёный совет (ГУС).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 56)
Ч34(2)к221.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (ГНПБ) им. К.Д. Ушинского Российской академии образования в Москве
— крупнейшая в Рос. Федерации библиотека по педагогике, психологии, образованию; международный депозитарий ЮНЕСКО по литературе в области педагогики и образования (с 1983). Осн. в 1925 как справочная библиотека при Наркомпросе РСФСР, в 1932 объединена с Центральной педагогической библиотекой при Наркомпросе РСФСР, в 1939 пополнилась литературой из библиотеки НИИ школ и переименована в Государственную библиотеку по народному образованию, с 1944 в системе АПН РСФСР (с 1991 - РАО), в 1945 ей присвоено имя К.Д. Ушинского, с 1970 современное название. В фондах 1,5 млн. единиц хранения (ок. 1,2 млн. отечественных и 14 тыс. иностранных книг, 265 тыс. отечественных и 180 тыс. иностранных журналов). Представлены собрания учебников и учебных пособий для общеобразовательных школ, программы и методические материалы, св. 750 педагогических журналов, коллекции букварей (в т.ч. факсимильное издание Азбуки Ивана Фёдорова, Львов, 1574; Букварь Кариона Истомина, М., 1694), и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 477)
http://www.gnpbu.ru

См. также Библиотеки РФ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (ГОПБ) в Москве
— одна из крупнейших в Рос. Федерации специализированная библиотека в области общественных наук. Осн. в 1921 как библиотека Института К. Маркса и Ф. Энгельса (в 1931 слилась с библиотекой Института В.И. Ленина; до 1992 библиотека Института теории и истории социализма ЦК КПСС). В фондах св. 1 млн. экземпляров русских и иностранных книг, св. 300 тыс. номеров русских и св. 770 тыс. иностранных журналов, ок. 30 тыс. годовых комплектов газет. Представлены собрания литературы по экономической, социальной, политической и культурной истории стран Европы и Америки, по истории философской мысли, праву, коллекции "Россики" и "Советики" и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 477)
http://www.gopb.ru/

См. также Библиотеки РФ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
— комплекс законодательных актов и практических мероприятий в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также образования взрослых. Рос. Федерация провозглашает область образования приоритетной. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Государственная политика Рос. Федерации оформляется в законах (например, Закон РФ об образовании, 1992), постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, Министерства внутренних дел и других документах. Государственная политика претворяется в практическую деятельность органами управления образованием, образовательными учреждениями, а также другими государственными и общественными организациями, решающими общеобразовательные и воспитательные задачи. Негосударственные образовательные учреждения также обязаны соблюдать осн. направления государственной политики в области образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 56)
Ч34(2Р)к

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (ГПИБ) в Москве
— одна из крупнейших в Рос. Федерации специализированная библиотека в области гуманитарных наук. Осн. в 1938 на базе библиотек Исторического музея, Института Красной профессуры, Коммунистического университета трудящихся Востока. В основу её фондов легла библиотека А.Д. Черткова (открыта для публики в 1863 и в 1878 передана в Исторический музей вместе с др. собраниями). В фондах ок. 3 млн. единиц хранения (коллекции книг русских историков, библиофилов, русские рукописные и старопечатные книги, инкунабулы, палеотипы и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 477)
http://www.shpl.ru

См. также Библиотеки РФ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (ГОС)
см. Государственный образовательный стандарт

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (май - ноябрь 1917)
— общественный орган при МНП Временного правительства России. Создан для разработки законодательства по народному образованию. В него вошли представители Советов (рабочих, солдатских и крестьянских депутатов), союзов (Всероссийского учительского, городского, земского, академического) и других организаций. Руководители комитета: В.И. Чарнолуский (председатель Бюро), Н.Н. Иорданский и А.П. Пинкевич (с августа В.А. Гердт и Я.Я. Гуревич). В различных комиссиях работали св. 100 педагогов и общественных деятелей, в т.ч. В.М. Бехтерев, В.П. Вахтеров, А.В. Луначарский. Комитет разрабатывал реформу образования, наиболее последовательно выраженную в документах "О единой общественной общеобразовательной школе" и Декларации и Временном положении об основах её построения. Предполагалось обеспечение прав в области образования всех национальностей России, единство организационных начал школ различных ступеней и типов, демократизация и децентрализация школьного дела и др. Всего было разработано св. 40 законопроектов. Руководство комитета не приняло советской власти и НКП. Декретом СНК от 20 ноября комитет был распущен, Бюро работало до роспуска Учредительного собрания (январь 1918). Комитет издавал "Бюллетени..." (вышло 7 выпусков.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 56)
Ч34(2Р)к

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ГОС)
— совокупности установленных государством норм по отношению к качеству образования и образовательной деятельности каждого из типов и видов действующих в государстве учебных заведений общего и/или профессионального образования.

ГОС - определяют минимальный уровень обязательных требований к

- качеству подготовки выпускников учебных заведений;
- содержанию основных образовательных программ;
- продолжительности обучения;
- критериям, средствам и технологиям оценки качества образования;
- другим параметрам и условиям образовательной деятельности учебных заведений;

ГОС предназначены для обеспечения:

- качества образования в соответствии с актуальными потребностями государства, общества и личности;
- единства образовательного пространства страны;
- основы для объективной оценки деятельности учебных заведений;
- признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 31)

— государственный документ, содержащий федеральный и национально-региональный компоненты, определяющие содержание, объемы и требования к подготовке выпускников. Федеральные компоненты стандартов определяют обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования.
(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 99)

См. также Профессиональные образовательные программы

Ч312

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
— Москва, ул. Шаболовка, 33. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)
http://www.gugn.info

См. также Университеты

Ч486.61

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ (ГУС, ГУСОРЕСП)
— высший координационный центр научной жизни России в 1919 - конце 20-х гг. Образован по Декрету СНК РСФСР 4 марта 1919 в составе Наркомпроса РСФСР. В 1923-25 входил в состав Академического центра Наркомпроса РСФСР, руководил осуществлением политики государства в области науки, искусства, образования и социалистического воспитания. Осн. задачи: связь государственных органов с научными и педагогическими работниками; выработка стратегического плана народного просвещения и планов развития исследований в отдельных отраслях науки; развёртывание сети научно-иссле- довательских учреждений и вузов; программно-методическое руководство учреждениями системы общего образования. Руководил ГУСом нарком просвещения. Координация возлагалась на Президиум (по 1932 возглавлял зам. наркома М.Н. Покровский).

Для организации текущей работы ГУС в 1921 разделён на 3 секции: научно-политическую, научно-техническую и научно-педагогическую. В 1923 образована научно-художественная секция, а в 1930-31 - секции просвещения национальностей, дошкольная, медико-биологическая, университетская, профессионально-технического образования.

Научно-педагогическая секция (НПС; председатель - Н.К. Крупская) являлась идейно-теоретическим центром советской школы и педагогики. Секция разработала новое содержание школьного образования, организационные формы и методы обучения, пути осуществления ученического самоуправления и политехнизации школы. Органом НПС был журнал "На путях к новой школе" (1922-33; редактор Крупская). В составе НПС ГУСа работали крупнейшие учёные и педагоги; всего ок. 50 чел. Секция действовала как государственно-общественный орган, опиравшийся на коллективную творческую мысль; здесь разрабатывались программно-методические материалы, учебники и рабочие книги для всех видов учебных заведений, проводились конференции и семинары работников народного просвещения.

С 1929 началась неправомерная перестройка деятельности ГУСа по превращению его в идеологический центр Наркомпроса; с 1930 проводился курс на чрезмерное расширение его состава и на переход от постоянной работы секций к периодически созываемым пленумам. В сентябре 1933 ГУС был упразднён и его функции перешли к учебно-методическому сектору Наркомпроса РСФСР и Комитету по делам высшей школы при СНК СССР.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 56)
Ч34(2Р)к221.3

"ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ГТО)
— в СССР в 1931-91 программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях. Охватывала население в возрасте от 6 до 60 лет. Состояла из 2 частей: "Будь готов к труду и обороне СССР" (БГТО) для школьников 1-8-х классов (4 возрастные ступени) и ГТО для учащихся и населения старше 16 лет (3 ступени).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 56)
Ч313.54

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
— определённый уровень морфофункционального и психического развития ребёнка, при котором систематическое школьное обучение не приведёт к ухудшению состояния здоровья, срыву социально-психологической адаптации. От готовности к школе зависит успешность и эффективность обучения. Готовность к школе - интегральная характеристика, включающая определённый уровень состояния здоровья и физического развития, личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация), интеллектуальное и речевое развитие, развитие моторных функций и зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др. Для определения уровня готовности к школе используются методики, оценивающие уровень развития комплекса познавательных функций, психологического развития, состояния здоровья и функциональное развитие. Готовность к обучению не является абсолютным показателем и зависит от требований школы, объёма и интенсивности учебной нагрузки, направленности и дифференцированности обучения и других условий.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 56-57)

См. также Книжка-игрушка

Ч491.71

ГОФМАН Модест Людвигович (1887-1959)
— поэт, филолог-эмигрант, известный специалист по методике преподавания литературы в школе, после революции работал в Пушкинском доме. С 1923 года в эмиграции продолжал заниматься преподаванием литературы.
(Б.А. Ланин Б.А. Литературное образование в XIX-начале XXI века. - М., 2005. С. 48-51)
Ч426.21г(2Р)

ГПД
см. Продлённый день в школе

ГРАБОРОВ Алексей Николаевич (1885-1949)
— дефектолог, один из основателей отечественной олигофренопедагогики. Участвовал в создании первых программно-методических документов для вспомогательных школ и специальных детских домов. В 30-х гг. создал систему воспитания детей-олигофренов на основе использования ручного труда, автор трудов по олигофренопедагогике, учебника по дефектологии для педагогических вузов (1925).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 351)
(Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. - М., 2005. С. 6)

См. также Олигофренопедагогика

Ч33(2)7-Граборов
Ч30я44-Граборов
Ч435

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
— формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К осн. элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам. Осн. цель Г.в. - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Г.в. тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием.

Одним из основоположников Г.в. в начале 20 в. стал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, который называл гл. его задачей "приучение молодёжи служить общине". Мн. отечественные педагоги также выделяли Г.в., но определяли его задачи различным образом. Например, К.Д. Ушинский считал, что нравственную основу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине. П.П. Блонский рассматривал Г.в. как политическое, а формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию.

Воспитание гражданственности личности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека.

Важнейшее направление Г.в. - формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать свои возможности в обществе. Гражданский опыт приобретается детьми в семье, учебных заведениях, в неформальных коллективах, детских общественных организациях и т.п. Утрата или ослабление подлинной гражданственности, подмена её лозунгами и вульгарным политизированным воспитанием приводят либо к воспитанию карьеристов, либо к отчуждению детей от общества, к попыткам найти понимание в асоциальных и антисоциальных неформальных группах. Нельзя воспитать гражданина, постоянно предъявляя к ребёнку гражданские требования. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознаёт реальные проблемы своей страны и начинает защищать её интересы. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57)
Ч313.522.12

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ
— политическое действие, выражающееся в намеренном нарушении закона ради инициирования изменений в законодательстве или политике правительства, одна из форм оппозиции в демократическом обществе. По смыслу действия Г.н. представляет собой обращённое к чувству справедливости большинства сообщества рационально обоснованное заявление о несогласии неповинующихся с нарушением принятых принципов (или порядка) социальной кооперации. Акции Г.н. могут носить прямой (неисполнение опротестовываемого закона) и непрямой (неисполнение иных законов) характер. Как политическое действие Г.н. оправдывается принципами, регулирующими конституцию и другие социальные институты; в этом плане оно представляет собой неповиновение (отдельному) закону при верности законодательству и принципу верховенства права.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57)

"ГРАЖДАНСТВО ОБЫЧАЕВ ДЕТСКИХ" (по некоторым спискам "Дворство обычаев добрых")
— первый в русской книжности памятник западноевропейской педагогической мысли. Перевод сочинения Эразма Роттердамского "De civilitate morum puerilium" (1530). Выполнен в начале 3-й четверти 17 в. в Москве, предположительно Епифанием Славинецким с польской обработки Ацернуса (Себастиана Клёновича) базельского издания (1538) Рейнгарда Гадамарского. Известно 11 рукописных списков. Русский перевод представлен в катехизисной форме. "Г.о.д." открыло новое, светское направление в русской педагогике - обучение этике и личной гигиене.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57)
Ч313.54

ГРАММАТИКА [греч. grammatike (techne), первоначально - искусство чтения и письма, grаmma - буква]
  1. строй языка, т.е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций.
  2. Раздел языкознания. Современная школьная Г. включает в себя 2 различные по своим задачам области. Г. родного языка имеет целью упорядочение, систематизацию стихийного процесса овладения средствами родного языка. Г. неродного языка направлена на достижение коммуникативной цели обучения языку.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57)
Ч426.131(2)4

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  1. в древних Афинах начальные школы для мальчиков 7-12 лет (школа грамматиста) с преподаванием чтения, письма и счёта.
  2. В Древнем Риме повышенная начальная школа для детей патрициев и всадников с преподаванием грамматики, римской литературы и греческого языка.
  3. В России 17 в. школа при некоторых монастырях для изучения греческой и латинской грамматики и античной литературы.
  4. В современной Великобритании и некоторых странах Британского Содружества средняя общеобразовательная школа, готовящая к поступлению в университет. С 1902 Г.ш. стали частью государственной системы образования; обучение дифференцировано по гуманитарному и естественно-научному профилям.
Школьная реформа 1965 способствовала поглощению Г.ш. объединёнными школами.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57)
Ч33(0)3
Ч33(28)
Ч33(4Вл)

ГРАМОТНОСТЬ
— определённая степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития населения. Конкретное содержание понятия Г. исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать - к овладению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т.н. функциональная грамотность).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57)
Ч426.131(2)0

ГРАНИК Генриэтта Григорьевна (р. 1928)
— д-р психологических наук (1981), действительный член РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Психологического института РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА в обучении
— визуальное оформление преподавателем и учащимися учебной информации; упрощённая зарисовка деталей изучаемых объектов, их условное обозначение; составление схем, графиков, картограмм и пр.; графоаналитическая обработка данных.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57)
Ч312.542

ГРАЧЕВА Екатерина Константиновна (1866-1934)
— дефектолог. В 1894 организовала в С.-Петербурге первый в России приют для слабоумных и эпилептиков, в котором обучала их элементарным знаниям; в 1898 при приюте открыта школа. В 1900 добилась учреждения благотворительной организации для оказания помощи слабоумным; открыла курсы для подготовки сестёр- нянь. По инициативе Г. и при её участии в начале 20-х гг. открыты приюты для слабоумных в других городах России. Автор первых в России пособий по воспитанию и обучению детей с нарушениями в психическом развитии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 351)
Ч435.3

ГРАЧЕВА Ираида Серафимовна
— учитель литературы (г. Ленинград), кандидат филологических наук, чтение лекций по методике преподавания литературы на филологическом факультете университета и в институте усовершенствования учителей, спецкурсы на факультете повышения квалификации преподавателей вузов при ЛГПИ им. А.И.Герцена
(Грачева И.С Уроки русской литературы. - СПб., 1993. С. 2)
Ч33(2)7-8

ГРЕКОВ Анатолий Андреевич (р. 1935)
— д-р физико-математических наук (1976), профессор (1977), действительный член РАО (1992; Отделение высшего образования), ректор Ростовского государственного педагогического университета (1978; до 1993 Ростовский педагогический институт), инициатор создания и председатель (с 1992) Южного отделения РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ
— учебные заведения в Москве во 2-й половине 17 в. для изучения греческого, латинского и церковно-славянского языков, пиитики, риторики и философии. В их числе: Андреевская (Ртищевская) школа (осн. в 1649); Заиконоспасская школа Симеона Полоцкого (1664), греко-латинское училище при Московской типографии (1681). Число учащихся колебалось от 20 до 200. Окончившие школы использовались на дипломатической службе, работали справщиками Печатного двора, учителями греческого и латинского языков. Деятельность этих школ способствовала созданию в Москве Славяно-греко-латинской академии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57)
Ч424(28)7

ГРЕХ
— религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди). Понятие "Г." зародилось в язычестве у мн. народов, но преимущественно оно является библейским понятием. В Библии история человечества открывается историей грехопадения первых людей, повлекшего за собой изменение человеческой природы и мира в целом.

В библейских текстах Г. связывается с проявлением всех нравственных аномалий в жизни человека; в Г. кроется причина отчуждения человека от Бога как единственного источника жизни; моральный смысл Г. - это нечестность, неблагодарность, неверность, неисполненный долг, несправедливость. В евангельских текстах проступает тайна искупительной смерти Христа, взявшего на себя Г. мира. Своим учением Христос выражает непримиримость по отношению к Г. и как победитель Г. имеет власть прощать грехи людей. Согласно западной и восточной церковным традициям, в основе Г. лежит представление о религиозной автономии человека. Западная традиция усматривает исходный момент Г. в несовершенстве человеческой воли, которая не может не грешить, поскольку она зла (Августин). В восточной традиции причиной Г. становятся страсти (болезнь воли), а Г. понимается как сознательное и добровольное нарушение человеком Божественного закона.

По степени морального осуждения Г. подразделяются на смертные и несмертные. К смертным (ведущим к "вечной смерти души", если она не покается) относятся: сребролюбие, блуд, чревоугодие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость - все они являются источниками для других грехов; Г. против Святого Духа: сознательное противление истине, закоснение во злобе, зависть к духовным дарам ближнего, нерадение о покаянии; "вопиющие к небу": преднамеренное убийство, мужеложество, оскорбление родителей, вдов и сирот. Грехи, называемые "несмертными, или простительными", бесчисленны, и каждый из них в отдельности не лишает человека Божественной благодати, но в совокупности они открывают путь к грехам смертным. Преодоление Г. возможно для человека лишь путём покаяния.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57-58)

ГРИГОРЬЕВ Святослав Иванович (р. 1948)
— д-р социологических наук (1990), профессор (1993), член-корреспондент РАО (1992; Отделение высшего образования), директор УНПК и зав. кафедрой Алтайского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)
(С.И. Григорьев С.И. Культурология развития российского университета. - Барнаул, 2003. С. 2)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-Григорьев
Ч30я44-Григорьев

ГРИНЕВЕЦКИЙ Василий Игнатьевич (1871-1919)
— учёный-механик и теплотехник, деятель профессионального образования. Член Русского технического общества. С 1896 преподавал в МВТУ (с 1900 профессор; в 1914 директор). Представил проект преобразования МВТУ в высшую школу политехнического типа. Предложил (1916) проект реформы профессионального образования, где отстаивал необходимость усиления специализации и проведения "двойной" специализации (производственной и функциональной) и отказа от универсализма, профессиональной направленности общеобразовательного цикла. Расценивал введение политехнического принципа как излишнюю "энциклопедичность". Предложил экономически удобную группировку специальностей, организацию лабораторий и мастерских. Выступал против огосударствления и централизации управления подготовкой кадров, передачи технических учебных заведений в ведение Наркомпроса.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 351)
Ч453

ГРИНЬКО Григорий Фёдорович (1890-1938)
— государственный и партийный деятель. Нарком просвещения УССР (1920-22). Г. — организатор и теоретик системы народного образования УССР. Сторонник монотехнического образования. В выдвинутой им совместно с Я.П. Ряппо схеме народного образования, отличной от принятой в РСФСР, для детей до 15 лет создавалась единая система социального воспитания, построенная по трудовому принципу. Предусматривалось непрерывное развитие различных типов детских учреждений - от учреждений с ограниченной сферой воздействия на детей до охватывающих жизнь ребёнка полностью (детские площадки - школа-клуб неполного дня — дневной детский дом — школа полного дня - детский дом - детский городок как федерация детских домов). С ноября 1922 схема Г. была закреплена Кодексом законов о народном образовании УССР и представляла собой важный социально-педагогический эксперимент осуществления единства общего и профессионального образования и социального воспитания. Необоснованно репрессирован.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 351)
Ч33(2Ук)

ГРОДЗЕНСКАЯ Надежда Львовна (1892-1974)
— деятель в области музыкального образования и воспитания. Совместно с Б.Л. Яворским и Н.Я. Брюсовой участвовала в создании системы профессионального музыкального образования в Рос. Федерации. По инициативе Г. были открыты первые детские музыкальные школы, курсы повышения квалификации учителей музыки. Осн. направление деятельности Г. - формирование слушательской аудитории, создание учебного предмета "Слушание музыки" как ведущего в школьном музыкальном образовании ("Школьники слушают музыку", 1969).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 351)
Ч456.67г(2)

ГРОС (Groos) КАРЛ (1861-1946)
— немецкий психолог. Преподавал в университетах Базеля, Гиссена, профессор университета в Тюбингене (1911-29). Известен работами в области детской психологии. Создал теорию игры, противопоставив её биогенетической концепции Г.С. Холла, который рассматривал игру как наследственно обусловленное воспроизведение стереотипов поведения. Согласно Г., игра побуждается не прошлым, а будущим и служит школой подготовки организма к жизненным испытаниям. В теории Г. не нашла отражения социальная функция игровой деятельности. Игра как форма "естественного саморазвития" не связывалась с педагогическим воздействием. В современной возрастной психологии теория Г. расценивается как исторический этап в развитии научных представлений об игровой деятельности. В области психологии мышления впервые выделил т.н. потенциальные понятия, что послужило одним из источников теорий мышления, разработанных Ж. Пиаже и Л.С. Выготским.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 351)
Ч33(4Ф)

ГРУЗДЕВ Павел Никодимович (1889-1953)
— педагог, действительный член АПН РСФСР (1945). Вёл научно-педагогическую работу в Костроме, Ярославле, Ленинграде. В 1945-49 председатель Ленинградского филиала АПН; в 1949-53 директор, затем сотрудник Ленинградского НИИ педагогики. Автор работ по методологии педагогики, теории и практике воспитания и обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 351)
Ч33(2)7-8

ГРУЗИНСКАЯ Ирина Алексеевна (1905-1940)
— методист английского языка. Преподавала во 2-м МГУ, в Московском областном институте иностранных языков и других вузах. Автор учебников, программ и работ по методике преподавания английского языка в средней школе. Разработала сравнительную характеристику психологических особенностей навыков чтения и устной речи на иностранном языке, принципы отбора в словарь иностранных слов и методику проведения эксперимента при обучении иностранному языку.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 352)
Ч426.179Ан.2(2)г(2)

ГРУНДТВИГ (Grundtvig) НИКОЛАЙ ФРЕДЕРИК СЕВЕРИН (1783-1872)
— датский просветитель и общественный деятель, историк, теолог, писатель. С 1861 епископ. В середине 19 в. по инициативе Г. в Дании начали создаваться т.н. высшие народные школы, предназначенные гл.о. для молодёжи старше 17 лет, не получившей обязательного образования. В них наряду со специальной подготовкой применительно к профессии слушателей изучались отечественная литература и история. Эти школы послужили прототипом подобного рода учебных заведений, широко распространённых в странах Северной Европы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 352)
Ч33(4Д)

ГРУППА социальная
— относительно устойчивая общность людейсвязанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из осн. признаков, которые отличают группу от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Г., как правило, имеет свои цели, символы, лозунги. Принадлежность к одной Г. связана обычно с реализацией лишь некоторых потребностей индивида; только определённая часть его жизненной активности проявляется в рамках деятельности одной социальной Г. Каждый человек входит в состав нескольких групп, и их число примерно соответствует объёму его жизнедеятельности, широте и разнообразию его интересов и потребностей. Понять развитие психологии индивида как личности можно только в свете анализа истории его участия в различных, значимых для него Г. Группы различают по способу возникновения, длительности существования, значению для человека и ряду других признаков. По количеству членов выделяют большие и малые Г. Преимущественное внимание в социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях уделяется изучению малой (первичной) Г., которая является ближайшей средой формирования личности. По общественному статусу Г. могут быть формальными (официальными) и неформальными (например, объединения по интересам). Для каждого человека существует т.н. референтная (эталонная) Г. - реальная или воображаемая общность, на нормы, ценности и мнения которой он ориентируется в своём поведении. Для подростков референтная Г. представляет собой ведущий авторитет и соперничает с авторитетом родителей и педагогов. Важно, чтобы нормы и идеалы референтной Г. отвечали нормам общественной морали. Гл. фактор, объединяющий Г., - совместная деятельность. Социально значимая деятельность превращает Г. в коллектив. Однако понятие "коллектив" часто употребляется без достаточных оснований. Ряд объединений людей не отвечает требованиям коллектива и должен рассматриваться как Г., т.е. любой коллектив представляет собой Г., но не каждая Г. в своём развитии достигает уровня коллектива.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 58)

ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ (ГПД)
см. Продлённый день в школе

Ч424(2)714.4

ГРУШИН Борис Андреевич (р. 1929)
— д-р философских наук (1968), профессор (1970), член-корреспондент РАО (1990; Отделение образования и культуры), гл. научный сотрудник Института философии РАН.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ГУВЕРНЁР, гувернантка (франц. gouverneur, gouvernante)
— домашний наёмный воспитатель, наставник детей в дворянских семьях. В России наибольшее распространение получили в 18-19 вв. С 90-х гг. 20 в. гувернанток готовят некоторые частные педагогические курсы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 58)
Ч491.7

ГУГЕЛЬ Егор Осипович (1804-1842)
— педагог. В 1830-41 учитель и инспектор классов Гатчинского воспитательного дома (с 1837 Гатчинский сиротский институт), где реорганизовал систему начального обучения: ввёл активные методы преподавания, большое внимание уделял родному языку. В 1832 вместе с П.С. Гурьевым открыл школу для сирот 4-6 лет (с 1837 составная часть Гатчинского сиротского института). Совместно с Гурьевым и А.Г. Ободовским издавал "Педагогический журнал" (1833-34). Для подготовки из воспитанников учителей создал (1840) специальное отделение сиротского института, где преподавал педагогику с введением в антропологию и психологию.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 352)
Ч33(2)47

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Hugo de Sancto Victore) (ок. 1096-1141)
— средневековый теолог, философ и педагог. С 1115 преподаватель, с 1133 руководитель школы монастыря Сен-Виктор в Париже, одного из крупнейших философских и образовательных центров своего времени. Одной из гл. целей человеческой жизни считал познание, которое движется от внутреннего опыта человека к внешнему миру и постижению истины; выделил 3 его ступени: восприятие и размышление; рассуждение; созерцание. Построил программу обучения, включавшую теоретическое обоснование, изложение курса наук, методику преподавания, основы нравственного воспитания. Его гл. сочинение "Наставления в обучении чтению" (издано в 1939) оказало влияние на развитие образования в Западной Европе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 352)
Ч33(0)4

ГУДИНАФ, Гуденаф (Goodenough) ФЛОРЕНС ЛАУРА (1886-1959)
— американский психолог, доктор философии (1924). С 1925 работала в Институте здоровья ребёнка (профессор до 1947). Осн. направление исследований - умственное развитие аномальных детей. Впервые в истории психодиагностики рассматривала детский рисунок как критерий уровня развития интеллекта ("Измерение интеллекта с помощью рисунка", 1926). Широкомасштабные исследования с помощью метода тестов привели Г. к переоценке основополагающего в американской тестологии принципа неизменности т.н. коэффициента интеллекта. В работе "Экспериментальное исследование ребёнка" (1931) подвергла всестороннему рассмотрению различные исследовательские методики детской психологии, продемонстрировала их сильные и слабые стороны. Руководство "Психология развития" (1934) явилось одним из первых фундаментальных трудов по психологии, заложивших основы изучения жизненного пути человека на всех его осн. этапах. В книге "Исключительные дети" (1956) обобщила опыт изучения детей, страдающих дефектами развития.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 352)
Ч33(7США)
Ч435.3

ГУДСИ
см. Бакиханов

ГУКОВСКИЙ Григорий Александрович (1902-1950)
— литературовед. С 1937 возглавлял группу по изучению русской литературы 18 в. в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). В труде "Изучение литературного произведения в школе" (1949; издан в 1966) Г. на основе собственного исследовательского опыта сформулировал программу научного изучения литературы в школе, цель которой не в усвоении учащимися определённой суммы знаний и расширении кругозора, а в постоянном углублении понимания мира, воссозданного в произведении, с тем, чтобы "улучшить жизнь и себя в ней". Необоснованно репрессирован (1949); реабилитирован посмертно.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 352)
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 63-65)
Ч426.21г(2)

ГУЛЬДРЕЙХ
см. Эрисман Ф.Ф.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
— система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений.
(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 93)

— концептуальное положение о приоритете личности в образовании, формировании ее гуманного мировоззрения и творческого потенциала.
(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 175)

См. также Герменевтика в педагогике, Гуманистическая педагогика, Сциентизм

Ч312

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий, человечный)
— признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике, связано с изучением вновь открытых произведений античности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 58)

— направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважени и свободы каждой личности.
(Педагогика. Под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 415)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
— направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х - начале 60-х гг. 20 в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологическая ориентация Г.п. близка идеям педоцентризма (см.Детоцентризм), нового воспитания и "прогрессивизма" (см. Прагматистская педагогика). Гл. цель воспитания в русле Г.п. - самоактуализация личности. Организационно-методические рекомендации Г.п. разрабатываются, в частности, в концепции "слитного обучения" в начальной школе (Дж. Браун, США, и др.), которая ставит целью слияние эмоциональных и познавательных аспектов обучения, а также по линии "недирективного обучения" (К. Роджерс), задачей которого является помощь учащимся в осознании особенностей собственной личности, своего отношения к миру. С середины 60-х гг. в США действует Национальный консорциум по гуманизации воспитания - организация педагогов - сторонников Г.п.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 58)

См. также Верджерио

Ч30в2

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
— направление в современной зарубежной, гл.о. американской, психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т.ч. развитие и самоактуализация личности, её высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность и т.п.

Г.п. сформировалась как течение в начале 60-х гг. 20 в. Ведущие представители - А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс. Г.п. противопоставила себя бихевиоризму и фрейдизму, в которых осн. внимание уделяется зависимости личности от её прошлого. Согласно Г.п., главное в личности - её устремлённость в будущее, к свободной реализации своих способностей. Представители Г.п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Одна из осн. областей практического применения Г.п. - психотерапия. Важный прикладной аспект Г.п. составляют проблемы "гуманистического воспитания" - формирование человека как уникальной личности. Теоретическую основу такого подхода составляет концепция Маслоу иерархии человеческих потребностей, в которых высшее место отводится раскрытию потенциальных возможностей личности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 58)
Ч486.61

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
— система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых.

Система образования как бы повторяет путь развития науки, где интеллект в его технократической разновидности опередил развитие сознания науки как целого. Предметные знания в школе остаются разобщёнными, логический аспект преобладает в ущерб историко-культурному и социокультурному. Связи между предметами устанавливаются на основе междисциплинарных научных знаний, а не через общечеловеческое содержание школьных дисциплин. В результате обучение приобретает формальный, абстрактный характер.

Культура выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии науки и техники, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным. Именно в сфере культуры оказывается возможным достоверно определить ценность и судьбу того или иного технического и технологического проекта.

В наиболее острой форме проблема Г.о. встаёт в отраслях образования, связанных с естествознанием и техникой. В результате развития техники ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть понимание как способ опережающей организации знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности. Но современная дидактика значительно лучше владеет обучением умениям и знаниям, чем собственно содержательной стороной: она не даёт понимания предмета в целом (что в равной мере относится как к техническим, так и к гуманитарным дисциплинам). На современном этапе образование продолжает уводить человека всё дальше в детали конкретных методов исследования и технологических процессов, к совершенным алгоритмическим умениям и всё меньше преподаёт урок человечности, эстетического и этического отношения к окружающему миру, к людям, наконец, к самому себе.

Научно-технический прогресс, развитие техники оказывают на культуру двоякое влияние - формирующее и деформирующее. Следствием научного технического прогресса является дегуманитаризация и дегуманизация образования, которые в принципе противоречат стратегическим потребностям общества.

По мысли П.А. Флоренского, "культура есть среда, растящая и питающая личность". Именно культура, а не общество и коллектив определяет формирование личности. Важнейшее значение т.о., имеют характер и направленность деятельности учебных заведений, где формируется будущий гражданин.

Идея Г.о. заставляет обратиться к наиболее перспективным психолого-педагогическим теориям развития человека (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.), на основе которых можно построить общую культурно-историческую (или социокультурную) концепцию образования, теорию педагогики и смежных дисциплин, практику воспитания. Практическими направлениями Г.о. являются: пересмотр учебных программ по т.н. социально-экономическим дисциплинам с целью отражения в них мирового философского и общекультурного наследия; подготовка нового поколения учебников, в которых в доступной учащимся форме должно быть изложено содержание различных философских и этических концепций; выработка принципов и воспитания педагогических кадров.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 58-59)

— установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении - как возможность обеспечить развитие зрелости обучаемых.
Как своего рода альтернатива гуманизации и гуманитаризации в современной педагогике появилось понятие и термин "сциентизм".
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 108)

См. также Политехническое образование, Гуманизация образования, Сциентизм

Ч312

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Курск, ул. 50 лет Октября, 93. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.518.28-соц.раб.

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
— Москва, шоссе Фрезер, 10. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.518.28-соц.раб.
Ч489.518.28-психолог.

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Екатеринбург, ул. Студенческая, 19. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.518.28-психолог.

ГУМАННОСТЬ (от лат. humanus - человечный)
— обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. Понятие "Г." как социальной установки, включающей познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 59)

ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм (1767-1835)
— немецкий учёный, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Член Берлинской АН (1810), поч. член Петербургской АН (1832). Инициатор открытия (1810) университета в Берлине (ныне Гумбольдтовский университет, назван в честь братьев В. и А. Гумбольдтов). Представитель неогуманизма. Разработал общие принципы организации общественного воспитания, рассмотрел взаимоотношения между системой общественного воспитания, государством и церковью. Высказывался за передачу управления школьным делом в руки государства.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 352)
Ч33(4Ф)

ГУНДОБИН Николай Петрович (1860-1908)
— врач-педиатр, один из основоположников научной педиатрии и возрастной морфологии в России. С 1888 в С.-Петербурге; с 1897 профессор, зав. кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии. Создал петербургскую школу педиатров. Проводил систематические исследования возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма, обобщённые в монографии "Особенности детского возраста" (1906) и учебнике "Общая и частная терапия болезней детского возраста" (1896; 3 изд., 1907). Один из основателей "Союза борьбы с детской смертностью" (1904).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 352)

ГУРЕВИЧ Константин Маркович (р. 1906)
— почетный член РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Психологического института РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(3)7-8

ГУРЕВИЧ Яков Григорьевич (1843-1906)
— педагог. Преподавал в гимназиях; затем в Петербургском учительском институте; на высших женских курсах. Приват-доцент по всеобщей истории в Петербургском университете. Осн. (1890) журнал "Русская школа". Осн. труды: 3-томная "Хрестоматия по русской истории" (5 изд., 1911); "Историческая хрестоматия по новой истории", "История Греции и Рима" (10 изд., 1911); "К вопросу о реформе среднего образования" (1906).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 352)
Ч33(3)52

ГУРЕВИЧ Яков Яковлевич (псевдоним Я. Круковский)(1869 - ?)
— педагог, беллетрист . Сын Я.Г. Гуревича. Преподавал в гимназии Стоюниной и др. Редактировал совместно с сестрой, Л.Я. Гуревич, журнал "Русская школа", участвовал в работах по реформе средней и низшей школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 352)
Ч33(2)52

ГУРЛИТТ (Gurlitt) ЛЮДВИГ (1855-1931)
— немецкий педагог, представитель теории свободного воспитания. Преподавал в гимназиях Гамбурга и Берлина. Осн. пороками системы образования в немецких школах считал авторитаризм преподавателей, оторванность преподавания от жизни, чрезмерное внимание к древним языкам и истории. Автор книг "Немец и его отечество" (1902), "Немец и его школа" (1905).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 352)
Ч33(4Ф)

ГУРУ (санскр. - духовный наставник, учитель)
— глава религиозной общины сикхов в Пенджабе (Индия).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 59)

ГУРЦОВ Георгий Александрович (1778-1858)
— сурдопедагог, директор Петербургского училища глухонемых (1829-38). Разработал новый устав (1835), предусматривавший значительные изменения в работе училища: введение дифференцированного (по состоянию слуха) обучения и профессиональной подготовки, усиление внимания к обучению словесной речи. Автор первого учебника для глухонемых и методики преподавания на русском языке ("Энциклопедический курс методических и практических уроков", 1838). В 1843 в Одессе открыл школу для глухонемых.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 352)
Ч432.3

ГУРЬЕВ Пётр Семёнович (1807-1884)
— педагог, методист-математик. Последователь И.Г. Песталоцци. В 1832 вместе с Е.О. Гугелем открыл школу для сирот 4-6 лет (с 1837 часть Гатчинского сиротского института). Совместно с Гугелем и А.Г. Ободовским издавал "Педагогический журнал" (1833-34). В 1848-1858 инспектор Гатчинского сиротского института. Пропагандировал методику начального обучения математике, осн. на конкретно-индуктивном методе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 352)
Ч426.24-2,01г(2)

ГУТС МУТС (Guts Muths) ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ (1759-1839)
— немецкий педагог, теоретик и методист физического воспитания. В 1785-1837 преподавал гимнастику, плавание, географию в филантропине Х.Г. Зальцмана. Обосновал необходимость физического воспитания и разработал его методику, впервые ввёл в общеобразовательные школы систематические общеукрепляющие и развивающие физические упражнения; предложил комплекс гимнастических снарядов. Разработал классификацию спортивных игр. Автор методических пособий (в т.ч. "Гимнастика для юношества", 1793).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 352-353)
Ч33(4Ф)

ГЭК
— Государственная экзаменационная комиссия субъекта Рос. Фед., формируемая в регионах для проведения ЕГЭ.
(Организация и проведение единого государственного экзамена в Российской Федерации: Нормативные материалы, методические рекомендации. - М., 2003. С. 255)

См. также ЕГЭ

© Российская национальная библиотека, 2006