ГАБЛИЦ Карл Иванович (Карл Людвиг) (1752-1821)
— естествоиспытатель, ботаник, путешественник. С 1758 в России. Осн. первые в России лесные школы в Царском Селе (1803) и Козельске (1805).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 346)
Р11(2)442.7л768
Ч426.45г(2)

ГАЗМАН Олег Самойлович (1936-1996)
— педагог, член-корреспондент РАО (1992). В 1963-67 директор школы, заместитель начальника управления по воспитательной работе Всероссийского пионерского лагеря "Орлёнок" (близ Туапсе). С 1969 в системе АПН; одновременно в 1973-86 директор пионерского лагеря "Маяк" (под Москвой). Разрабатывал проблемы игры, гражданского воспитания, коммунарской методики, педагогики сотрудничества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 346)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ГАЙДАР (настоящая фамилия Голиков) Аркадий Петрович (1904-1941)
— писатель, автор популярных произведений для детей и юношества: повести "Школа" (1930), "Дальние страны" (1932), "Военная тайна" (1935), "Судьба барабанщика" (1939), "Тимур и его команда" (1940) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 346)
Ч426.21,6(2)317.8-Гайдар

"ГАЙДЕНС" (англ. guidance, от guide - вести, руководить, направлять)
— психолого-педагогическая консультативная служба в учебных заведениях США, помогающая личности в любых сложных жизненных ситуациях, а также в познании окружающего мира и в применении полученных знаний в учении, выборе профессии и развитии способностей. "Г." возникла в 19 в., получила наибольшее развитие с 20-х гг. 20 в. Помощь осуществляется по 3 направлениям: подбор учебных программ; профессиональная ориентация; изучение личности и руководство её развитием. Современные концепции "Г." строятся на принципах прагматистской педагогики, психоанализа и других теорий. В общеобразовательной школе "Г." включает 5 элементов (служб): оценочную (сбор информации о каждом учащемся и оценка его возможностей), информационную (обеспечение учащихся и их родителей всеми необходимыми сведениями учебного, профессионального и личностно-социального характера), "Каунслинг" (англ. counseling - консультирование; проведение различных консультаций и бесед по вопросам воспитания); службу устройств (направление учащихся в другие учебные заведения или на работу); контрольную (оценка эффективности "Г." на основе достижений учащихся в дальнейшей жизни). Для одарённых детей, детей с нарушениями в психофизическом развитии, а также представителей различных этнических групп разрабатываются специальные программы.

Руководство "Г." осуществляет специальный отдел в масштабах всей страны и его подразделения - в штатах и округах. В средних школах за "Г." отвечает один из администраторов, а воспитательную и методическую работу с учащимися и родителями ведёт каунслер (специалист-консультант). Специалистов для "Г." готовят в вузах (срок обучения 1-2 года) на базе высшего педагогического образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 49)

ГАЙОЗРЕКТОР, Бараташвили Гайоз (1746-1821)
— педагог, дипломат. Ректор Тбилисской (1778-80) и Телавской (1782) семинарий. В 1784-93 член "Духовной комиссии Осетии", учреждённой для распространения христианства и просвещения. С 1793 архиепископ. Автор многочисленных сочинений, в т.ч. "Грамматики" (1789; издана в 1796- 1800) - одного из первых печатных учебников на грузинском языке.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 346)
Ч33(2Г)

ГАЙСИНОВИЧ Самуил Евсеевич (1903-1937 или 1939)
— педагог, организатор и теоретик профессионально-технического образования, д-р педагогических наук, профессор, член ГУСа. Преподавал в вузах Москвы, заместитель директора (1931-37) НИИ политехнического образования. Разрабатывал вопросы содержания, форм и методов политехнического образования в общеобразовательных школах и школах ФЗУ. В полемике с А.К. Гастевым выступал за увеличение объёма общеобразовательных знаний и умений в подготовке рабочих. Предложил "операционный метод" трудового обучения. Труды по проблемам политехнизма и производственного обучения. Необоснованно репрессирован.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 346)
Ч33(2)7-8

ГАЛАНИН Дмитрий Дмитриевич (1886-1978)
— педагог, физик, член-корреспондент АПН РСФСР (1944). Работал в научно-педагогических учреждениях Москвы, в т.ч. в Коммунистическом институте им. Я.М. Свердлова (1921-30), НИИ методов обучения АПН (1944-54). Автор работ по истории отечественной физики, по методике преподавания физики, мн. оригинальных физических приборов для школы. Популяризатор знаний по физике, технике, астрономии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 346-347)
Ч33(2)7-8

ГАЛАХОВ Алексей Дмитриевич (1807-1892)
— историк литературы, прозаик, педагог. Преподавал русский язык и словесность в женских и других учебных заведениях. Получил известность гл.о. благодаря своим учебным пособиям ("Полная русская хрестоматия", ч. 1-2, 1842; до 1918 выдержала 40 изданий; "Русская хрестоматия для детей", 1843; "Историческая хрестоматия церковно-славянского и русского языка", 1848, и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 347)
Ч426.21г(2)

ГАЛКИН Илья Саввич (1989-1990)
— ученый, преподаватель, 39-й ректор МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1943 г.), руководитель кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ, автор учебников по истории для вузов и средней школы.
(Галкин И.С. Записки ректора Московского университета. - М., 2004. С. 3-15)
Ч484(2)711.9-МГУ
Ч489.24(2)
Т1(2)71-8

ГАЛЬ (Gal) РОЖЕ (1906-1966)
— французский педагог. Участвуя в деятельности комиссии Ланжевена-Валлона по реформе образования во Франции (1945), разработал теоретические основы модернизации содержания школьного образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 347)
Ч33(4Фр)

ГАЛЬПЕРИН Пётр Яковлевич (1902-1988)
— психолог, д-р педагогических наук (1965), профессор (1966), заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Ученик Л.С. Выготского. С 1943 преподавал в МГУ. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Труды в области теории и методологии психологии, истории психологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 347)

См. также Действие, Интериоризация

Ч33(2)7-8

ГАЛЬТОН, Голтон (Galton) ФРЭНСИС (1822-1911)
— английский психолог и антрополог. Член Лондонского королевского общества (1856). Разработал на основе экспериментальных и математических методов учение об индивидуально-психологических различиях, которое послужило основой дифференциальной психологии, а также конкретные методики диагностики психических качеств. Одним из первых начал экспериментальное изучение ассоциаций и образной памяти. Создал и усовершенствовал мн. методы психологического исследования. Антропометрические исследования Г. нашли применение в криминалистике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 347)
Ч33(4Вл)

ГАММ (Gamm) ХАНС ЙОХЕН (р. 1925)
— немецкий педагог. Один из ведущих представителей социально-критической педагогики. Автор работ по общей педагогике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 347)
Ч33(4Ф)

ГАНДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД (Махатма) (1869-1948)
— лидер и идеолог национально-освободительного движения в Индии. В организованных им колони- ях для индийских поселенцев и африканцев осуществлял новые принципы воспитания и обучения детей. Выдвинул программу, предусматривавшую комплекс политических и социально-экономических преобразований. Разработал (1937) проект организации основного (7-летнего) начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 347)
Ч33(5Ид)

ГАНЕЛИН Шолом Израилевич (1894-1974)
— педагог, историк педагогики, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). Преподавал в ЛГПИ им. А.И. Герцена (1924-72), ЛГУ (1931-47) и др., в 1945-60 работал в системе АПН РСФСР. Разрабатывал методологические проблемы теории и истории педагогики, дидактики, методики воспитания и обучения. Участвовал в написании трудов: "Основные вопросы советской дидактики" (1929), "Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в." (2 изд., 1954), "История педагогики и современность" (1970) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 347)
Ч33(2)7-8

ГАНСБЕРГ (Gansberg) ФРИЦ (1871- 1950)
— немецкий педагог, сторонник идей трудовой школы. Составил многочисленные методически проработанные книги для чтения, среди которых хрестоматия "У нас дома" (1905; переиздана, в т.ч. в 1954), пособия по развитию речи для немецкой народной школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 347)
Ч33(4ф)

ГАНЬЕ (Gagne) РОБЕРТ МИЛС (р. 1916)
— американский психолог. Директор Центра по исследованию личности и обучения (1953-58), Американского института исследований (1962-66); профессор мн. университетов США. Под руководством Г. проведены исследования по проблеме индивидуальных различий учащихся, понимаемых как различия в структуре интеллектуальных навыков, а также ряд исследований в области инженерной психологии. Работы Г. оказали влияние на развитие когнитивного подхода в педагогической психологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 347)
Ч33(7США)

ГАРАДЖА Виктор Иванович (р. 1929)
— д-р философских наук (1969), профессор (1971), действительный член РАО (1995; Отделение образования и культуры), профессор МГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ГАРДНЕР (Gardner) МАРТИН (р. 1914)
— американский писатель, популяризатор науки. Основатель (середина 50-х гг.), автор и ведущий (до 1983) рубрики "Математические игры" журнала "В мире науки" (США). Среди произведений Г. философские эссе, очерки по истории математики, математические фокусы и "комиксы", научно-популярные этюды, рассказы, задачи на сообразительность, статьи и книги по занимательной математике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 347)
Ч33(7США)

ГАРНИЗОННЫЕ ШКОЛЫ
— в России низшие военно-учебные заведения при войсковых гарнизонах для обучения детей солдат грамоте и ремёслам. Учреждены Петром I в 1721. В 1732 в Г.ш. обучалось 4 тыс. учащихся. В 1758 все дети солдат причислялись к военному ведомству и распределялись по Г.ш. В 1798 с учреждением в Петербурге Военно-сиротского дома Г.ш. переименованы в военно-сиротские отделения (16, 4 тыс. чел.), а в 1805 - реорганизованы в кантонистские школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 49)
Ч33(2)462
Ц4,8(2)398

ГАРНИШ, Харниш (Harnisch) ХРИСТИАН ВИЛЬГЕЛЬМ (1787-1864)
— немецкий педагог, организатор учительского союза в Бреслау. Содействовал распространению методов И.Г. Песталоцци в Германии. Разработал курс мироведения и учебное пособие к нему для немецких школ. Основал и редактировал первый в Германии профессиональный журнал "Школьный совет на Одере" (1814-20), а также журнал "Народный учитель" (1824-28).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 347)
Ч33(4Ф)

ГАРТЛИ, Хартли (Hartley) ДЕЙВИД (1705-1757)
— английский врач и психолог, создатель первой законченной системы ассоциативной психологии. Распространил принцип ассоциации на объяснение всех психических процессов. Построил модель сознания по аналогии с физическими моделями И. Ньютона на основе принципа элементаризма.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 347)
Ч33(4Вл)

ГАСПРИНСКИЙ Исмаил (1851-1914)
— деятель мусульманской культуры в России, педагог, писатель. С начала 70-х гг. путешествовал, посетил Турцию, Индию, Персию, Египет, в 1872-76 жил во Франции. В Стамбульском университете и Сорбонне слушал лекции по философии, социологии, филологии. Служил в Ассоциации профессиональных переводчиков в Париже. По возвращении в Крым преподавал русский язык в начальных школах и медресе. С 1883 издавал газету "Терджиман" ("Переводчик"), первый еженедельник, отвечавший образовательным и культурным запросам мусульман в России. Как приложения к газете выходили журналы "Детский мир", "Женский мир". Выступал за реформу традиционного мусульманского образования. Был инициатором создания для крымскотатарских детей новометодных школ. Принял участие в организации подобных школ в Каракоме (1886) и Самарканде (1893). Педагогические и методические идеи реализовал в учебниках для начальной школы, составленных с учётом национальной специфики ("Учитель ребёнка", 1888; "Турецкая хрестоматия", 1894), а также в пособии "Книга для учителей" (1896). Автор ряда научно-популярных книг ("Страноведение", 1889; альманах "Знание - народу", 1901), энциклопедического сборника ("Издательство Исмаила") и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 347)
Ч33(2)52

ГАСТЕВ Алексей Капитонович (1882-1941)
— учёный и поэт, один из основоположников педагогики профессионального образования и научной организации труда в РСФСР. Организатор и руководитель Центрального института труда при ВЦСПС (ЦИТ; 1920-38). Активный участник дискуссий по проблемам пролетарской культуры и подготовки квалифицированных рабочих. Организатор акционерного общества "Установка" (1928), готовившего на хозрасчётных началах кадры для промышленности.

Г. стремился создать индустриальную педагогику, способную покончить с психологией ремесленничества. В основе педагогической доктрины Г. лежит идея "социального инженеризма", построенного на изучении человека в трудовом процессе и тенденций развития производства, социальном и трудовом экспериментировании, применении психофизиологических и других исследований. Она воплотилась в "установочном методе ЦИТа", который Г. рассматривал как основу реформы всей системы обучения и воспитания, общепедагогический метод формирования человеческих способностей. По сути, Г. выдвинул идею алгоритмизации и программирования обучения и воспитания, предвосхитив идеи С. Пресси (1926) об обучающих автоматах. Понятие "установка", введённое Г., имело в виду формирование ориентаций личности, ведущих к автоматизму деятельности через "культурные установки", "биоустановки" и пр. Концепция Г. послужила одним из источников теории деятельности. Свою педагогическую систему Г. называл "педагогикой тренировки", переоценивая возможности безграничного воздействия на организм человека.

Идеи Г. оказали особое влияние на развитие теории и методики производственного обучения. Предложенная им система отличалась жёстким единством всех элементов: квалификационных характеристик, программы упражнений, режима обучения и т.д. Методика Г. легла в основу ускоренной подготовки квалифицированных рабочих и имела большой успех. Г. выступал против долгосрочных форм профтехобразования, прежде всего школ ФЗУ, указывал, что общее образование в них - ненужная дань "гуманитарности". Позиция Г. воспринималась как выступление против социальной защищённости молодёжи. В духе установочной доктрины Г. разрабатывал и идеи политехнического обучения. Педагогическая концепция Г. представляла собой одно из оригинальных направлений в развитии педагогики 20-х гг. и оказала на неё значительное влияние. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 347-348)
Ч33(2Р)

ГАУДИГ (Gaudig) ГУГО (1860-1923)
— немецкий педагог, один из создателей педагогики личности. С 1887 преподавал в различных гимназиях Германии, с 1900 руководил городской женской гимназией и женской учительской семинарией в Лейпциге. Разработал систему "свободного получения знаний": обучение гл.о. приёмам учебного труда, его планирования, методам образования и самообразования. Считал, что целью воспитания и самовоспитания может быть только свободная личность, а школа должна ориентироваться на интересы этой личности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 348)

См. также Педагогика личности

Ч33(4Ф)

ГАФУРИ МАЖИТ (1880-1934)
— башкирский и татарский поэт, основоположник башкирской советской литературы, педагог. Народный поэт Башкирской АССР (1923). Приобщение к русской и западноевропейской культуре считал наиболее перспективным путём национального развития. Автор первой светской детской хрестоматии на родном языке ("Национальные стихи", 1907, неоднократно переиздавалась), букваря для мектебов (1914), учебников и учебных пособий для начальной школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 348)
Ч33(2Р-6Баш)

ГАЮИ, Аюи (Hauy) ВАЛЕНТИН (1745-1822)
— французский педагог, один из основоположников тифлопедагогики. Изобрёл рельефный шрифт упрощённых букв, технику книгопечатания и письма, географические карты и рисунки для слепых. Разработал методику обучения слепых детей. В 1784 в Париже открыл первую школу для слепых. В 1806-17 жил в России, в 1807 осн. в С.-Петербурге первый институт (учебное заведение интернатного типа) для слепых.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 348)
Ч433.3(4Ф)

ГВОЗДЕВ Александр Николаевич (1892-1959)
— филолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1945). С 1920 на научно-педагогической работе в средних и высших учебных заведениях, в 1944-59 профессор Куйбышевского педагогического института. Работы Г. по диалектологии, фонетике и фонологии, теории орфографии, морфологии и стилистике стали основой разработанных им фундаментальных вузовских курсов: "Современный русский литературный язык" (ч. 1-2, 1958; 4 изд., 1973), "Очерки по стилистике русского литературного языка" (1952; 3 изд., 1965). Г. выделил возрастные этапы усвоения детьми различных лингвистических явлений, установил закономерности понимания и употребления ими фонетических, морфологических и синтаксических конструкций и категорий.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 348)
— областью интересов А.Н. Гвоздева-ученого были грамматика русского языка, фонетика и морфология, проблемы стилистики, исследования по детской речи.
(Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. - М., 2005. С. 4-5)
Ч33(2)7-8
Ч30я44
Ч426.131г(2)

ГЕГЕЛЬ (Hegel) ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770-1831)
— представитель немецкой классической философии. С 1801 профессор Йенского университета. В 1808-16 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 профессор философии в Гейдельбергском (до 1818) и Берлинском университетах. Создал систематическую теорию диалектики, в основе которой утверждение о том, что мир познаваем целиком, ибо адекватен мышлению как принципиально главному средству познания, обучения, воспитания. Осн. идеи психологической теории Г. представлены в крупных философских произведениях: "Феноменологии духа" и "Энциклопедии философских наук" и связаны с разработкой процессов становления сознания человека, формирования его личности. В педагогических воззрениях Г. отстаивал идеал целостного формирования индивида в контексте культуры человечества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 348)
Ч33(4Ф)

ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone - наслаждение)
  1. тип этических учений, в которых все моральные определения (понятия добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). Как тип этического учения Г. берёт начало от Аристиппа Киренского. В учениях киренаиков Г. складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу. Именно у киренаиков обнаруживается двойственность Г. как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой Г. утверждал самоценность личности, в нём очевидны гуманистические черты (вполне проявившиеся в учениях эпикуреизма, эвдемонизма, утилитаризма), с другой стороны, в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является высшей ценностью и его получение допустимо любыми средствами, Г. оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Критикуя Г., Аристотель высказал следующие аргументы:
    а) удовольствие само по себе не есть собственно благо,
    б) не всякое удовольствие достойно избрания,
    в) существуют некоторые удовольствия, достойные избрания сами по себе, различающиеся при этом видом или источником.

    Это положение предопределило ту модуляцию в аргументации Г., которая получила развитие в эвдемонизме. Таков Г. Эпикура, который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души (см.Эпикуреизм). В христианской средневековой традиции идеям Г. не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников. В новоевропейской мысли 17-18 вв. идеи Г., с одной стороны, оказываются воплощёнными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм, К.А. Гельвеций), и эта традиция находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, а с другой - со временем перемещаются в контексты рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности, в другом, которые, в конечном счёте, привели к кризису Г. как философского мировоззрения. К. Маркс, З. Фрейд и другие с разных позиций сформулировали относительно наслаждения как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа положения, концептуально оформившие этот кризис. В марксизме - в порядке социально-философской критики Г. - было показано, что не наслаждения и страдания определяют деятельность человека, которая носит социальный характер, а, наоборот, социальные связи человека, в рамках которых разворачивается его деятельность, задают способ и содержание наслаждений. Фрейд с психологической точки зрения показал, что удовольствие, будучи исходным, не может быть универсальным принципом поведения общественного индивида. В свете такой критики Г. уже не мог восприниматься как теоретически серьёзный и достоверный этический принцип. Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, например психологии или теории потребления.

  2. Система нравственных установок, согласно которым добро есть наслаждение, а зло - страдание.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 50)

— этико-психологическое учение, возникшее в античности, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности, основным мотивом ее поведения. Преобладание гедонистских наклонностей человека является нежелательным при профессиональном отборе в пед. учебные заведения.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 27)

ГЕЗЕЛЛ (Gesell) АРНОЛЬД ЛУЦИЙ (1880-1961)
— американский психолог, создатель Йельской клиники нормального детства (1911-48; с 1930 её директор). В 1950 на основе клиники создан Гезелловский институт детского развития (Нью-Хейвен), в котором изучается онтогенез психики в тесной связи с клиническими педагогическими исследованиями. Разработал практическую систему диагностики психического развития ребёнка от рождения до юношеского возраста.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 348)
Ч33(7СЩА)

ГЕЙНИКЕ, Хейнике (Heinicke) САМУЭЛЬ (1727-1790)
— немецкий педагог. Предложил вариант звукового (без чтения по слогам) метода обучения чтению. Открыл (1778) в Лейпциге первый в Германии (платный) институт для глухих (ныне школа его имени).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 348)
Ч33(4Ф)

ГЕКСЛИ, Хаксли (Huxley) ТОМАС ГЕНРИ (1825-1895)
— английский естествоиспытатель, соратник Ч. Дарвина и популяризатор его учения. Иностр. член Петербургской АН (1864). В 1854-95 профессор Королевской горной школы. Секретарь (1871-80) и президент (1883-85) Лондонского королевского общества. Деятель школьной реформы 1870, сторонник научного направления в преподавании естествознания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 348)
Ч33(4Вл)

ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) КЛОД АДРИАН (1715-1771)
— французский философ, деятель Просвещения, идеолог революционной буржуазии. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Осн. сочинения: "Об уме" (1758), "О человеке..." (издано в 1773; рус. пер. 1938). 4 осн. идеи Г.: врождённое равенство всех людей; личный интерес как движущая сила индивидуального развития и решающее начало в деятельности людей; воспитание как направляющая сила в развитии интересов; политическая система как определяющее начало воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 348)
Ч33(4Ф)

ГЕЛЬСИНГФОРССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Императорский Александровский
— высшее учебное заведение Великого княжества Финляндского. Осн. в 1640 шведской королевой Кристиной Августой как академия в г. Або. Первый статут утверждён в 1655; 4 факультета: богословский, медицинский, философский, юридический; в первый год обучалось 250 студентов. После присоединения Финляндии к Рос. империи (1809) академия пользовалась покровительством Александра I. После пожара 1827 переведена в Гельсингфорс и переименована в Имп. Александровский университет. В 1828 возобновились занятия, утверждён новый статут. Университет по форме организации представлял собой независимую корпорацию. Во главе стоял канцлер, назначавшийся императором. Канцлер утверждал ректора и назначал профессоров. Внутренними делами ведала ординарная консистория во главе с ректором. Обучение велось на шведском и финском языках, принимались выпускники средних учебных заведений после вступительных экзаменов. Допускался перевод из других университетов Рос. империи, но только для владевших шведским и финским языками. Продолжительность пребывания в университете не ограничивалась, слушание лекций было бесплатным, небольшая плата взималась за практические занятия. В 1915 в Г.у. было 3 тыс. студентов. При университете имелись общая (ок. 250 тыс. тт. и 2 тыс. рукописей) и русская (145 тыс. тт.) библиотеки, лаборатории, обсерватория, 3 музея, студенческий дом (осн. в 1870) и др. С 1917 после провозглашения независимости Финляндии - Хельсинкский университет.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 50)
Ч484(4Фн)711.9-Хельсинский

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ (от англ. gender в отличии от пол (sex)
— половое воспитание с позиций гендерного подхода предполагает гармонизацию полоролевого взаимодействия на принципе равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 136)
Ч421.358

ГЕНДИН Александр Моисеевич (р. 1930)
— д-р философских наук (1973), профессор (1976), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Красноярского государственного педагогического института.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

"Генжер"
— издательский дом, ООО, Москва. Педагогическая, учебно-методическая литература, школьные учебники, рабочие тетради.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ГЕНИАЛЬНОСТЬ (от лат. genius - дух)
— наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу Г. определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идёт взгляд на Г. как на род иррационального вдохновения, "озарения" свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов Г. и творчества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 50)

См. также Одаренные дети

Ч421.204

ГЕНОТИП
— наследственная основа организма; генетическая модель данного организма, заложенная в совокупности его генов.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 28)

ГЕОГРАФИЯ
— учебный предмет, содержание которого составляют основы физической, социальной и экономической географии. Физическая Г. включает осн. понятия общего землеведения, региональной Г., геоморфологии, почвоведения, климатологии, океанологии, ботанической Г., зоогеографии, а также картографии и некоторых смежных с физической Г. естественных наук (геологии, метеорологии, экологии и др.). Социальная Г. и экономическая Г. включают осн. понятия общей и региональной экономической и социальной Г., Г. населения, политической Г., а также важные понятия ряда экономических наук (экономики промышленности, сельского хозяйства и транспорта), демографии, истории народного хозяйства, этнографии и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 50)
Ч426.43

ГЕОРГИЕВСКАЯ Сусанна Михайловна (1916-1974)
— писательница. В прозе для детей, сочетающей психологизм и лиризм, реальное и сказочное, Г. воссоздавала внутренний мир, богатство переживаний ребёнка. Повести "Отрочество" (1953), "Серебряное слово" (1955), "Тарасик" (1959), "Жемчужный остров" (опубликована в 1975) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 348)
Ч33(2)7-8
Ч426.21,6(2)317.8-Георгиевская

ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич (1906-1985)
— кинорежиссёр и сценарист, народный артист СССР (1948), действительный член АПН СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1974). Выступал за союз педагогики и культуры, считал эстетическое воспитание основой всестороннего развития личности; построил обобщённую модель отношений учителя и ученика в процессе нравственного воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 348)
Ч33(2)7-8

ГЕРБАРТ, Хербарт (Herbart) ИОГАНН ФРИДРИХ (1778-1841)
— немецкий философ, психолог и педагог. В 1808-33 профессор Кёнигсбергского, затем Гёттингенского университетов. Г. был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение её в науку требует соединения "метафизики" с математикой, т.е. философских положений о психических явлениях с математическим расчётом психических процессов. Согласно Г., мир состоит из множества простейших сущностей ("реалов"), которые вступают в различные связи, создавая только впечатление, что мир изменяется. Г. попытался построить психологию как систематическую науку, осн. на метафизике, опыте и математике. Стремился теоретически обосновать педагогику, выдвинул идею воспитывающего обучения. Предложил концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Ставя выше всего развитие мышления учащихся, гл. место Г. отводил древним языкам и математике, которые, по его убеждению, лучше всего дисциплинируют ум. Собственно нравственное воспитание, как и вся педагогическая система Г., строится на пяти нравственных идеях, которые охватывают всю этику: идея внутренней свободы, идея совершенства, идея благорасположения, идея права, идея справедливости. К нравственному воспитанию у Г. тесно примыкает "управление", задача которого состоит во внешней дисциплинированности воспитанников, в приучении их к порядку. Осн. средства управления: надзор; приказание и запрещение; наказания, вплоть до телесных; умение занять ребёнка. Вспомогательную роль Г. отводил авторитету и любви воспитателя, причём авторитет должен принадлежать отцу, а любовь - матери. Г. также являлся основоположником т.н. формальной эстетики (источник прекрасного - симметрия, пропорции, ритм и т.п.).

Осн. труды: "Общая педагогика, выведенная из целей воспитания" (1806), "Учебник психологии" (1816; рус. пер. 1875), "Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике" (т. 1-2, 1824-25), "Очерк лекций по педагогике" (1835).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 348)
Ч33(4ф)

ГЕРД Александр Яковлевич (1841-1888)
— педагог. С 1870 изучал работу исправительных учебных заведений в Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швейцарии. В 1871-74 вместе с Ф.Ф. Резенером директор первой в России исправительной колонии для несовершеннолетних преступников (близ С.-Петербурга). В 70-80-х гг. участвовал в организации женского образования в России: с 1877 преподавал в гимназии Оболенской; в 1882-88 председатель комитета Общества для доставления средств Высшим женским (Бестужевским) курсам. В 1880-83 фактически руководил городскими школами, работая экспертом по учебной части при Петербургской городской училищной комиссии. Разработал систему преподавания естествознания в школе. Автор многократно переизданных школьных учебников по минералогии, зоологии, географии и по начальному курсу естествознания, а также определителей растений и минералов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 349)
Ч33(2)51

ГЕРДЕР, Хердер (Herder) ИОГАНН ГОТФРИД (1744-1803)
— немецкий философ-просветитель, литератор, педагог. Ведущий теоретик движения "Буря и натиск", друг И.В. Гёте. В 1764-69 учитель в Домской (кафедральной) школе. В 1776 при поддержке Гёте занял в Веймаре должность суперинтенданта (главы протестантской церкви), в обязанности которого входило общее руководство и инспектирование школ. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры. Проблему воспитания гуманности осветил в гл. труде "Идеи к философии истории человечества" (ч. 1-4, 1784-91; полный рус. пер. 1977) и "Письмах о поощрении гуманности" (т. 1-10, 1793-97). Составил (1787) букварь и книгу для начального чтения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 349)
Ч33(4Ф)

ГЕРМЕНЕВТИКА в педагогике (от греч. hermёneutikos - разъясняющий, растолковывающий)
— философский подход и принцип научного исследования, требующий всестороннего, конкретно-исторического осмысленного и глубокого понимания сущности воспитания и обучения.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 123)
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 28)

См. также Гуманизация образования

Ч312.68
Ч30в

ГЕРОГОГИКА
— наука о воспитании пожилых и престарелых людей.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 28)

См. также Геронтогогика

Ч44

ГЕРОНТОГОГИКА
— раздел андрагогики, научная область, занимающаяся изучением методов и закономерностей воспитания и образования, переквалификации и социализации в новых условиях пожилых людей. Впервые этот термин применен немецким историком просвещения К. Каппом. В качестве синонима употребляется термин - педагогика "третьего возраста" - раздел педагогики, разрабатывающий систему воспитания, образования и развития людей пенсионного возраста.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 145)

См. также Андрагогика, Герогогика, Педагогика взрослых

ГЕРХАРДС
см. Эразм Роттердамский

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812-1870)
— писатель, философ, публицист. В наследии Г. нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако в течение всей жизни Г. интересовался педагогическими проблемами; его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции ("Записки одного молодого человека", 1840-41; "Опыт бесед с молодыми людьми", 1858; "Разговоры с детьми", 1859 и др.). Педагогические взгляды Г. определялись философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 349)
Ч33(2)472-042.26

ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925)
— известный пушкинист, методист, ученый, педагог. В преподавании литературы исходил из принципа интуитивизма и "медленного чтения".
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 35-41)
Ч426.21г(2Р)

ГЕРШУНСКИЙ Борис Семёнович (р. 1935)
— д-р педагогических наук (1982), профессор (1988), один из членов-учредителей и действительный член РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ГЕРЬЕ Владимир Иванович (1837-1919)
— историк, общественный деятель, член-корреспондент Петербургской АН (1902). Член Государственного совета (1907). С 1865 преподавал в Московском университете; впервые в России ввёл систематические семинарские занятия по всеобщей истории. Организатор и руководитель (1872-1905) Высших женских курсов в Москве. Член "Союза 17 октября" (1906). Автор сочинений о Великой французской революции, средневековых деятелях католической церкви; лекций по всеобщей истории; статей по вопросам образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 349)
Ч33(2)7-8

ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887-1950)
— русский философ, педагог. Преподавал в Петроградском, Томском, Берлинском и мн. зарубежных университетах. В конце 1921 эмигрировал в Германию, где завершил и издал на русском языке "Основы педагогики" (в 20-30-е гг. переведена на мн. европейские языки). Один из организаторов общественно-педагогического движения русской эмиграции, издания журнала "Русская школа за рубежом" (1923-31) и "Русская школа" (1934-1940). В 1947 завершил одну из наиболее значительных работ "Структура и содержание современной школы. Очерк общей дидактики". В трудах Г. центральное место занимают этико-философские аспекты образования. Связывал образование с понятием культуры. Педагогику рассматривал как прикладную философию. Развивал идеи социальной педагогики. Г. - один из основоположников сравнительной педагогики 20 в. Автор труда "Русская педагогика в XX столетии" (1939; издана на сербском и итальянском языках), в котором подверг критике переход школьного дела в ведение государства, авторитаризм и принцип партийности в образовании. В 50-90-е гг. в странах Европы возрос интерес к наследию Г.; в г. Вадо Лигуре (Италия) создан центр информации и документации по наследию Г.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 349)

— выдающийся представитель гуманистической педагогики российского зарубежья, философ, культуролог, правовед, филолог.
(Гессен. Сост. Осовский Е.Г. - М., 2004. С. 5)
Ч30я44Гессен
Ч33(2)7-8Гессен

ГЕТЕРОХРОНИЯ (от греч. heteros - разнородный, chronos - время)
— неодновременность. В применении к индивидуальному развитию термин предложен А.Н. Северцовым и означает неодновременность структурно-функционального созревания органов и их отдельных частей. Принцип Г. является основой теории системогенеза П.К. Анохина, согласно которой адаптивная жизнедеятельность организма на разных этапах онтогенеза обеспечивается объединением в единую систему созревших элементов различных органов. Принцип Г. обусловливает возрастную специфику функционирования отдельных физиологических систем и организма как целого.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 50)

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от нем. Gestalt - образ, структура, форма)
— направление в европейской (преимущественно немецкой) психологии 1-й половины 20 в., выдвинувшее принцип целостности (введённое Х. фон Эренфельсом понятие "гештальтов") в качестве основы при исследовании сложных психических явлений. Гл. представители - М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка провели исследования в области восприятия, объясняя целостный характер восприятия не целостностью воспринимаемых предметов, а самодвижением психических структур к уравновешенному состоянию. Принципы Г. были перенесены затем на изучение мышления, а также личности (К. Левин). Представители Г. применили свои принципы к объяснению развития психики, в т.ч. и в детском возрасте, утверждая, что оно подчинено общим стабильным законам построения и преобразования восприятия, памяти и мышления. Вместе с тем была вскрыта несостоятельность объяснения детского интеллекта законами ассоциаций и формальной логики, показана важность его включения в проблемные ситуации. Исследования представителей Г. обогатили психологию новыми фактами, способствовали утверждению системного подхода к психическим процессам.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 50-51)

ГЁТЕ (Goethe) ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ (1749-1832)
— немецкий поэт, мыслитель, естествоиспытатель. Иностр. поч. член Петербургской АН (с 1826). Крупнейший представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, традиции "воспитательного романа". В воспитании человека гл. место отводил самообразованию и самовоспитанию. Индивидуальное совершенствование считал неотрывным от формирования в человеке осознанного стрем- ления к улучшению всего общества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 349)
Ч33(4Ф)

ГЖЕГОЖЕВСКАЯ (Grzegorzewska) Мария (1888-1967)
— польский педагог и психолог, профессор Варшавского университета (1957-59). Основатель и директор (1921-60) Института специальной педагогики (с 1976 Высшая школа специальной педагогики им. Гжегожевской) и Государственного учительского института (1930-35) в Варшаве, редактор журнала "Специальная школа" (с 1924). Разработала теоретические основы специальной педагогики в Польше, автор трудов по тифло- и сурдопедагогике и другим разделам дефектологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 349)
Ч33(4П)

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
— раздел гигиены, изучающий влияние различных факторов окружающей среды на организм ребёнка и разрабатывающий гигиенические нормативы, направленные на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Первоначально употреблялся термин "школьная гигиена", на Всесоюзном совещании по школьной гигиене (1935) был принят термин "Г.д. и п.".
Предмет изучения Г.д. и п. - гигиена учебного процесса, трудового обучения, физического воспитания и режима дня; гигиена труда работающих подростков, гигиена строительства, благоустройства и оборудования образовательных учреждений; гигиена питания. Будучи комплексным научным разделом, Г.д. и п. использует данные коммунальной гигиены, гигиены питания и труда, эпидемиологии; она тесно связана со мн. клиническими дисциплинами (в т.ч. педиатрией, офтальмологией и др.), с некоторыми биологическими, педагогическими и техническими науками.

Для разработки гигиенических рекомендаций по организации режима дня и режима образовательного учреждения проводятся оценка объёма и содержания учебно-воспитательной работы, определение дневной, недельной и годовой динамики функционального состояния организма учащихся в зависимости от объёма учебной нагрузки и с учётом новых методов преподавания и активизации учебного процесса.

Круг вопросов школьной гигиены наметился во 2-й половине 19 в. на основе учения о т.н. школьных болезнях. Врачами различных стран было установлено, что среди учащихся всё большее распространение приобретают близорукость, искривление позвоночника, нервные заболевания и др., а причинами их возникновения были названы недостатки в организации учебного процесса: перегрузка учащихся, неправильное устройство школьной мебели и пр. В России большой вклад в развитие школьной гигиены внесли А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман, впервые применившие методы естественных наук, а также педиатры Н.А. Тольский, Н.Ф. Филатов, Н.И. Быстров, К.А. Раухфус, Н.П. Гундобин, врачи-гигиенисты А.С. Вирениус, В.В. Гориневский, педагоги К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др. Школьная гигиена оформилась в относительно самостоятельную научно-практическую отрасль в 1-й трети 20 в. благодаря трудам учёных и врачей Г.Н. Сперанского, В.И. Молчанова, Д.Д. Бекарюкова, Н.А. Семашко, А.В. Молькова, П.М. Ивановского и др.

Гл. исследовательские центры в области Г.д. и п.: Институт возрастной физиологии (осн. в 1944-45, ныне в системе РАО), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (осн. в 1959, ныне в системе РАМН). Научная разработка проблем Г.д. и п. ведётся также на кафедрах и отделениях медицинских и педагогических вузов и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 51)

См. также Физическое воспитание, Тесты в физическом воспитании, Санитарное просвещение учащихся

Ч421.354

ГИГИЕНА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
— система оптимальных, научно обоснованных требований к организации учебного процесса - нормирование умственных и физических нагрузок, рациональная организация уроков, чередование видов учебной работы в течение дня, недели, учебного года. Нарушение этих требований приводит к истощению нервной системы учащихся, переутомлению и ослаблению организма, снижению сопротивляемости инфекциям. Гигиенические требования по организации всего дня школьников учитываются в режиме дня и режиме образовательного учреждения. Требования по организации учебного процесса разрабатываются гигиенистами при участии педагогов с учётом анатомо-физиологических особенностей развития детей, их функциональных возможностей. Для учащихся младших, средних и старших классов устанавливается различная продолжительность учебного года, дня, урока, перемен. Длительность учебного дня определяется с учётом недельной нагрузки в максимальном числе обязательных учебных часов в неделю.
Работоспособность учащихся подвержена большим изменениям. В течение года наиболее высокие показатели отмечаются во 2-й половине 1-й и в начале 2-й четверти, а в конце 2-й и особенно в конце 3-й четверти и конце учебного года они значительно снижаются. Снижается работоспособность в начале года, недели, поскольку для включения организма в работу необходимо некоторое время. Каникулы, даже короткие, способствуют восстановлению работоспособности. В течение учебной недели наиболее низкие показатели работоспособности отмечаются в первый и предпоследний день. Повышение работоспособности в последний день учебной недели объясняется меньшей (специально задаваемой) учебной нагрузкой, а также феноменом т.н. конечного прорыва. В течение дня работоспособность у детей младшего возраста более высокая в середине 1-го и на 2-м уроках, у детей среднего и старшего возраста - с середины 1-го и до конца 3-го уроков (время, наиболее благоприятное для проведения контрольных работ). Чередование различных предметов обеспечивает переключение внимания ребёнка с одного вида деятельности на другой и способствует восстановлению работоспособности головного мозга. В этих целях уроки физкультуры и труда целесообразно проводить в третьи часы занятий в начальной школе и в третьи-четвёртые - в средней школе. У первоклассников письменная работа требует большого напряжения центральной нервной системы и способствует быстрому утомлению детей, поэтому для них наиболее рационально располагать уроки чтения между русским языком и математикой, а также чередовать виды работы в течение одного урока. Дети устают и от сидения за партой, поэтому необходимы перерывы для отдыха.

Нормируется длительность отдельных видов учебной деятельности. Например, для младших школьников оптимальная продолжительность письменной работы - 2 мин 40 с - к концу урока снижается до 1 мин, а общая продолжительность письменных занятий на уроке и дома должна составлять 5-10 мин. Существуют нормы непрерывной работы для различных видов деятельности на уроках труда. Работоспособность учащихся зависит от форм и методов преподавания. Эмоциональное поведение учителя, использование им дидактического материала способствуют лучшему усвоению знаний и меньшему утомлению, поскольку в этом случае функционируют и слуховой и зрительный анализаторы учащихся.

Особые гигиенические рекомендации разрабатываются для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Для них вводятся сокращённая продолжительность учебных занятий и дополнительный день отдыха. Щадящий режим устанавливается для детей, перенёсших инфекционные заболевания. Они освобождаются от занятий физкультурой на 2 недели, посещают индивидуальные консультации по предметам.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 51)
Ч421.446

© Российская национальная библиотека, 2006