Даджжал
— в мусульманской мифологии - противник Аллаха, искуситель людей. Э38-422.3     86.38-4

Далай-лама (монг.-тибет., букв. - море-лама, т.е. лама, великий, как море)
— титул главы ламаистского духовенства, являвшегося до присоединения в 1951 г. Тибета к КНР также главой светской власти в Тибете. Э355-637.2     86.35-6

Дао
— в даосизме и конфуцианстве - путь, метод, образ жизни, всеобщий закон, абсолют. Э34-4     86.34-4

Даосизм
— философское учение в Китае 4-3 вв. до н.э., на основе которого во 2 в. н.э. складывается религия, получившая то же название. Принципы философии Д. изложены в книге "Дао дэ цзин", авторство которой приписывается мыслителю древности Лао-цзы.В основе этого вероучения - поиски долголетия и вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями - сыновй долг, любовь, терпение, самопожертвование, труд, ограничение в еде и наслаждениях, физические упражнения, борьба со злом, просвещение, единение с природой. Вместе в конфуцианством и буддизмом Д. образовал в Китае систему т.н. "сань цзяо" (3 религии, 3 учения).

См. также Буддизм, Конфуцианство

Э342     86.4

Дар аль-ислам
— мусульманский мир, территория ислама. Э38     86.38

Двунадесятые праздники
— так называются в церковном уставе 12 особо чтимых, великих праздников. Одни из них посвящены важнейшим событиям земной жизни Иисуса Христа: Рождество Христово (см.), Крещение (см.), Богоявление (см.), Преображение (см.), Вход Господень в Иерусалим (см.), Вознесение (см.), Пятидесятница (см.), Воздвижение Креста Господня (см.). Другие праздники посвящены событиям из жизни Божией Матери и называются Богородичными: Рождество Пресв. Богородицы (см.), Сретение (см.), Благовещение (см.), Успение Пресв. Богородицы (см.). Э372.24-521     86.372.24-5

Декалог
— десять заповедей, содержащих религиозно-моральные принципы. Э37-42     86.37-4

Деисис
см. Деисус (деисусный чин)

Деисус (деисусный чин)
— трехличная икона, изображающая Иисуса Христа в архиерейском облачении. Справа от него - изображение Богоматери, слева - изображение Иоанна Предтечи (Крестителя). Э372-505     86.372-5

Деисусный чин
см. Деисус (деисусный чин)

Дервиш
— общий термин для обозначения полноправного члена суфийского братства,синоним слова суфий. Д. употреблялось также в более узком значении - нищенствующий бродячий мистик-аскет, не имеющий личного имущества. Э383-647.3     86.383-6

Джабр (араб.)
— принуждение богом человека совершать те или иные поступки. Мусульманские богословы, считающие, что все действия человека предопределены волей Аллаха, назыаются джабритами. Э38-4     86.38-4

Джайнизм
— одна из религий Индии, возникшая в 6 в. до н.э. По преданию учение было передано из глубины веков 24 пророками-учителями, последний из которых Вардхамана Махавира (прозванный Джина). Джина - победитель, тот, кто победил карму и устранил препятствия с пути религиозного спасения. Центальное место в Д. занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в различные материальные тела. От каждого требуется вера в истинность учения, основанные на нем совершенное знание и совершенная жизнь, т.е. неукоснительное соблюдение предписаний религии. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое только при соблюдениии строгих правил, в частности ахимасы - непричинения вреда живым существам. Э332     86.33

Джанна (араб. - сад)
— место, где праведники обретут полное блаженство, одно из названий рая в исламе. Э38-422.27     86.38-4

Джати
см. Касты

Джаханнам (араб.)
— геенна, место, куда попадают после смерти неверные и грешники. Одно из основных названий ада в исламе. Э38-422.27     86.38-4

Джихад (араб. - усилие)
— борьба за веру. Первоначально под Д. понималась борьба в защиту и за распространение ислама. В отношении этой борьбы в Коране содержатся неоднозначные указания, отражающие конкретные условия деятельности Мухаммеда в мекканский и мединский периоды жизни: 1) не входить с "многобожниками" в столкновение и склонять их к истинной вере "мудростью и хорошим увещеванием"; 2) вести с врагами ислама оборонительную войну; 3) нападать на неверных, но так, чтобы военные действия не приходились на священные месяцы; 4) нападать на них в любое время и повсюду. В разработанных позднее концепциях Д., последний наполняется новым содержанием: проводится различие между "Д. сердца" (борьба с собственными дурными наклонностями), "Д. языка" ("повеление достойного одобрения и запрещение достойного порицания"), "Д. руки" (принятие дисциплинарных мер в отношении преступников и нарушителей норм нравственности) и "Д. меча" (вооруженная борьба с неверными, павшему в которой уготовано вечное блаженство в раю). Среди немусульман Д. обычно толкуется как вооруженная борьба с неверными (которую многие мусульманские народы обозначают термином "газават") и неточно передается выражением "священная война". Д. считается одной из главных обязанностей мусульманской общины. Генетически связанная с обычаем набегов, идея Д. впоследствии освящала территориальную экспансию мусульманских государств, а в новое и новейшее время использовалась в целях антиколониальной борьбы. Э38-42     86.36-4

Джняна
— в индуизме - понятие, обозначающее совершенное знание, которое мудрец обретает в процессе медитации. Э331-4     86.33-4

Джумба (араб. - день собраний)
— пятница, праздничный, но не обязательно нерабочий день у мусульман. В этот день все совершеннолетние, здоровые мусульмане должны собираться для полуденной молитвы и слушать проповеди. Э38-5     86.38-5

Диакон
— так называются лица, проходящие церковное служение на первой, низшей ступени священства. Э372-637.22     86.372-637.22

См. также Архидиакон

Дианетика

  1. технология духовного излечения, наука душевного здоровья. Результатом дианетической технологии является состояние, называемое клир.
  2. мягкий научный подход, который дает возможность человеку осветить свой внутренний мир и освободиться от конфликтов, скрывающихся глубоко в нем.
  3. форма саентологии.

    См. также Саентология

    Э391     86.391

Диссентеры, нонконформисты (от англ. dissent - разногласие, расхождение во взглядах)
— в Англии общее название лиц, расходившихся во взглядах с учением господствующей церкви и ее руководства, отделяясь от них и организационно.Так именовались члены религиозных сообществ, отколовшихся от государственной церкви. С сер. 19 в. более употребительным становится термин "нонконформисты", обозначающий не "раскольников", а инакомыслящих, расходящихся с господствующей церковью по частным вопросам.

См. также Диссиденты

Э376.14-351-019.1     86.376.14-3

Диссиденты
— букв. несогласные, придерживающиеся иных взглядов, чем того требует господствующая церковь. В этом смысле термин применялся уже в средние века, но особенно широко - с 16 -17 вв., когда в ходе буржуазных революций и формирования современных наций остро встал вопрос о Д., их гражданских правах. Позднее - все стоящие вне господствующей в данной стране церкви или свободомыслящие, вообще порвавшие с религиозной верой. Переносн. - инакомыслящие.

См. также Диссентеры

Э376-35-019.1     86.376-3

Догма
— положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. Э242     86.24

Догматы

  1. в религии - утвержденные высшими церковными инстанциями положения вероучения, объявляемые церковью непреложными истинами, не подлежащими критике. Систему Д. имеют христианство, ислам, буддизм и др.
  2. то же , что догма

    См. также Символ веры

    Э242     86.24

Догматы ислама
см. Акида

Друзы
— приверженцы одной из шиитских общин, имеющие ряд особенностей быта и культуры, проживают в горных районах гл. образом Ливана и Сирии. По религиозным догматам Д. близки исмаилитам. Д. верят в единого бога, многократно являвшегося в человеческом образе. Каждое воплощение бога сопровождалось появлением, также в человеческом образе, первого и совершеннейшего из его творений - Мирового Разума. Главная заслуга в создании религиозной доктрины Д. принадлежит Хамзе (11 в.), которого считают последним воплощением Мирового Разума. Учение Д. носит тайный, эзотерический характер: его знает лишь та часть общины, которая называется уккаль ("разумные"), остальные именуются джуххаль ("неведающие"), причем в их число могут входить люди, занимающие высокое общественное положение: крупные землевладельцы, чиновники и т.п. Только "разумные" собираются для совершения богослужения в ночь с четверга на пятницу в специальных культовых помещениях, называемых хальва. Высшими религиозными авторитетами Д. являются аджавид ("совершенные").

См. также Исмаилиты

Э382.4     86.382

Друиды (кельтск. - поклоняющиеся дубу, прорицатели)
— служители культа, прорицатели, врачеватели у др. кельтов (галлов, бриттов), составлявшие в кон. 1 тыс. до н.э. жреческую межплеменную корпорацию с пожизненной главой. Допускали в свой священный орден женщин. Д. оказывали значительное влияние на общественную жизнь: осуществляли судебные функции, были советниками вождей, хранителями преданий. Э319.1(4)49     86.31

Духоборы, духоборцы, "борцы за дух"
— одно из направлений старого русского сектантства, относящееся к духовным христианам. Первые Д. появились в Воронежской губ. в сер. 18 в. Основатели секты - крестьяне С.Колесников и Л.Побирохин. Д. отвергали духовенство, монашество, храмы, церковные таинства, почитание креста , икон. Библии противопоставляли "внутреннее откровение". Св. книгой Д. является т.н. "Животная книга" ("Книга жизни") - собрание псалмов, сочиненных самими Д. и передающихся изустно из поколения в поколение. Христос для Д. - простой человек, в котором воплотился божественный разум. По их учению, бог "пребывает в роде праведных и воплощается в избранных людях" - "живых богах и богородицах", которые и стояли во главе секты. Руководители Д. обладали ничем не ограниченной духовной и мирской властью на своими приверженцами и передавали ее по наследству. Э378.152.12     86.372.152

Духовенство
— служители культа в монотеистических религиях; лица профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и составляющие особые корпорации. Д. удовлетворяет религиозные потребности верующих, проповедует вжероучение.

См. также Благочиние, Епископ, Капеллан, Кардинал, Клир, Ксендз, , Прелат, Священнослужители, Церковнослужители

Э263     86.63

Духовенство белое
см. Священнослужители

Духовенство черное
см. Монашество православное

Духовные христиане
— общее название нескольких течений старого расского сектантства (духоборы, молокане, скопцы, хлысты и др.). Духовное христианство было выражением оппозиции православию со стороны прежде всего крестьянства. Д.х. выступали как поборники "вечной", "божественной духовной истины", которую они стремились очистить от "мертвящего обрядоверия". Отрицая преклонение перед "кумирами", они требовали почитания человека, поскольку в человеке обитает дух божий. Э378.152.12     86.378.152

Дхарма, дхамма (Ск. и пали - закон, обязанность, правило, добродетель и т.д.)

  1. в большинстве религий и религиозно-философских учений Индии - совокупность гражданских, этических икультурных требований, образ жизни, вмененный людям богами и различный джля различных каст. Соблюдение Д. оценивалось как добродетель, нарушениее ее - как грех, поэтомк части понятие Д. равнозначно понятию добродетели.
  2. в буддийских религиозных трактатах термином Д. обозначаются мельчайшие неделимые духовные частицы, из которых складывается поток индивидуального сознания. Э331-431     86.33-4

Дьякон
см. Диакон

© Российская национальная библиотека, 2001