КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович (1904-1987)
— композитор, педагог и общественный деятель, народный артист СССР (1963), действительный член АПН СССР (1971), д-р искусствоведения (1965), профессор (1939). Занимался проблемами музыкально-эстетического воспитания детей и юношества. Создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания, которая органично связывает музыку как искусство с музыкой - учебным предметом. Автор цикла радиопередач "Детям о музыке".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 361)
Ч426.67г(2)

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Кабардино-Балкарская Республика, Нальчик, ул. Чернышевского, 173. Социальная работа, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч484(2Р-6Кабард.)711.9Кабардино-Балкарский

КАБИНЕТ учебный
— помещение в школе для проведения учебных и внеклассных занятий по определённому учебному предмету (или нескольким смежным). Согласно учебным планам и программам, К. оснащается необходимыми учебными пособиями, мебелью и оборудованием. В Рос. Федерации разработаны и периодически обновляются типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.

Кабинетная система занятий повышает эффективность учебно-воспитательной работы, способствует научной организации труда учителя и учащихся, создаёт возможность для реализации требований педагогики, эргономики, психологии, школьной гигиены, техники безопасности и т.д.

Поэтажное размещение К. осуществляется обычно с учётом целесообразности функционирования на одном этаже К. по родственным предметам и организации своеобразных центров по естественно-математическому и гуманитарному циклам, трудовому обучению, эстетическому воспитанию и т.д.

В малокомплектных школах целесообразно создавать объединённые К. для занятий по родственным предметам (например, физике, химии и биологии; биологии, химии и географии).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 113)

См. также Класс

Ч421.492.3

КАДЕТСКИЕ КОРПУСА (от франц. cadet - младший)
— средние общеобразовательные закрытые военно-учебные заведения. Возникли в Пруссии в 1653 для подготовки дворянских детей к военной службе. В России первый К.к. открыт в 1732 в С.-Петербурге по инициативе фельдмаршала Б.К. Миниха как Корпус кадет (с 1743 Сухопутный шляхетский корпус, с 1800 - 1-й С.-Петербургский К.к.). В 18 в. К.к. готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников, дипломатов, су- дей и др. К.к. давали общее среднее специальное военное образование. В 1863 К.к. были реорганизованы: на базе старших специальных классов созданы военные училища, на базе образовательных классов - военные гимназии (кроме Пажеского и Морского корпусов), но в 1882 восстановлены. Срок обучения 7 лет. В некоторые К.к. стали принимать и детей недворянского происхождения. После 1900, в период руководства военными заведениями кн. Константина Константиновича, программа обучения приблизилась к курсу реальных училищ. К.к. подчинялись Главному управлению военно-учебных заведений Военного министерства. К 1917 в России имелось 28 К.к. (без Морского и Пажеского корпусов) с общим числом кадетов св. 10 тыс. После Февральской революции 1917 К.к. переименованы в гимназии военного ведомства и в 1918 закрыты.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 113)
Ч424(28)731.9
Ц4,8(2)398

КАДНЕР (Kadner) ОТАКАР (1870-1936)
— чешский педагог, философ. С 1911 профессор педагогики в Карловом университете (Прага). Руководил национальными высшими учебными заведениями (государственными и частными), готовящими педагогов (Высшей педагогической школой и др.). Директор Чехословацкого педагогического института им. Я.А. Коменского (1919-22), Государственной педагогической академии (1931-36). Автор цикла трудов по истории педагогики. Богатый фактический материал, собранный К., послужил теоретической основой для школьных реформ 1920-х гг. в Чехословакии. Ранние работы К. посвящены вопросам педагогической психологии и экспериментальной педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 361-362)
Ч33(4Че)

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Татарстан, Казань, ул. Бутлерова, 49. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч488.94(2)

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Татарстан, Казань, ул. Лево-Булачная, 44. Психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, логопедия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Татарстан, Казань, ул. К. Маркса, 10. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч488.74(2)7

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Татарстан, Казань, ул. К. Маркса, 68. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч488.74(2)7

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Татарстан, Казань, ул. Кремлёвская, 18. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Казанский

КАЗАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Республика Татарстан, Казань, ул. Исаева, 12. Психология, социальная работа, педагогика и психология, специальная психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.44(2)7

КАЗАЧЬИ ШКОЛЫ
— станичные и поселковые учебные заведения для казачьего сословия в России (Донского, Уральского и других казачьих войск). Появились в 19 в.; к 1910 имелось 5510 К.ш., в т.ч. 1 высшее учебное заведение - Алексеевский донской политехнический институт. Большое внимание уделялось военной подготовке учащихся. До 1916 подчинялись Войсковому хозяйственному правлению и атаманам того или иного казачьего войска. Затем перешли в ведение МНП.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 113)
Ч424(28)730
Ц4,8(2)393

КАИРОВ Иван Андреевич (1893-1978)
— педагог, деятель образования, действительный член АПН РСФСР (1944) и АПН СССР (1967), д-р педагогических наук (1935), профессор (1929). В 1946-66 президент АПН РСФСР; один из членов-учредителей и член Президиума АПН СССР (1967-71). В 1949-56 министр просвещения РСФСР. С 1966 научный сотрудник НИИ ОПВ АПН СССР. В 20- 30-е гг. разрабатывал проблемы сельскохозяйственного образования. Один из организаторов коллективной подготовки учебника педагогики для вузов (1939; переработанное издание 1948 стало основой для стабильного учебника, изданного в 1956). Один из инициаторов работы, направленной на использование в практике советской школы творческого наследия отечественных и зарубежных педагогов. Редактор (совместно с другими) сочинений А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого и др. Гл. редактор Педагогической энциклопедии (т. 1-4, 1964-68), Педагогического словаря (т. 1-2, 1960), журнала "Советская педагогика" (1942-50) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 362)
Ч33(2)7-8

КАЙГОРОДОВ Дмитрий Никифорович (1846-1924)
— естествоиспытатель, фенолог, популяризатор естествознания, педагог. Профессор (с 1882) Петербургского земледельческого института (ныне Лесотехническая академия). Один из основателей "Русского общества любителей мироведения". В 1885 создал фенологическую сеть для биоклиматического районирования Европейской части России; составил фенологические карты весеннего перелёта птиц. Автор комплексной программы по естествознанию для школы (1901), учебных пособий, книг о природе, статей и сказок естественно-исторического содержания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 362)
Ч426.23г(2)

КАЙДАНОВ Иван Кузьмич (1782-1843)
— педагог и писатель. С 1811 профессор Царскосельского лицея (учитель А.С. Пушкина). Автор учебников по истории.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 362)
Ч33(2)47

КАЙДАНОВА (Берви-Кайданова) Ольга Владимировна (1867 - не ранее 1944)
— деятель народного образования. Исследовала вопросы истории отечественной школы. Автор букварей "Подросток" (5 изд., 1930; для сельской школы), "Наш букварь" (3 изд., 1930; для городской школы), соавтор начального пособия для взрослых "Красный пахарь" (18 изд., 1930). Опубликовала за границей (на русском языке) "Очерки по истории народного образования в России и СССР" (2 части, 1938), в которых предприняла попытку систематизировать вклад рос. общественных деятелей, земства, различных объединений, интеллигенции в развитие отечественной школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 362)
Ч33(2)7-8

КАЛАБАЛИН Семён Афанасьевич (1903-1972)
— педагог. К. - прототип Семёна Карабанова в "Педагогической поэме" А.С. Макаренко; пропагандист его теоретического наследия. Работал в детских учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 362)
Ч33(2)7-8

КАЛАШНИКОВ Алексей Георгиевич (1893-1962)
— педагог, деятель образования, действительный член АПН РСФСР (1947), д-р физико-математических наук (1946), профессор (1926). С 1919 в системе Наркомпроса РСФСР; одновременно преподавал в вузах Москвы. В 1945- 1946 заместитель министра и в 1946-48 министр просвещения РСФСР. С 1953 в Институте методов обучения АПН. Разрабатывал пути создания индустриально-трудовой школы и формы подготовки педагогических кадров, проблемы политехнической школы. Инициатор издания, редактор и автор ряда статей первой советской Педагогической энциклопедии (т. 1-3, 1927-30). В 1929-30 взгляды К. подверглись критике как "правый уклон в педагогике".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 362)
Ч33(2)7-8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
— план, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохраняет учащихся от перегрузок.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 54)
Ч421.211

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Калининград областной, ул. А. Невского, 14. Психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Калининградский

КАЛМЫКОВ Степан Владимирович (р. 1950)
— д-р педагогических наук и профессор (1995), член-корреспондент РАО (1999; Отделение образования и культуры), ректор Бурятского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КАЛМЫКОВА (урождённая Чернова) Александра Михайловна (1850-1926)
— общественный деятель, педагог, издатель. Один из руководителей Петербургского комитета грамотности. С 1909 председатель Общества содействия дошкольному воспитанию. В 1890-1901 владела книжным складом в С.-Петербурге, который снабжал литературой гл.о. земские школы и народные библиотеки. В 1893-1901 издавала научно- популярные книги в нескольких сериях: "Жизнь раньше и теперь", "Читальня народной школы" и др. Автор книги "Мировая художественная литература как учитель жизни юных поколений ХХ в." (1920), статей по методике чтения и рассказа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 362)
Ч33(2)46
Ч33(2)7-8

КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Калмыкия, Элиста, ул. Пушкина, 11. Педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч484(2Р-6Калм)711.9

КАЛОКАГАТИЯ (греч. kalokagathia, от kalos - прекрасный и agathos - добрый)
— в древнегреческой философии гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств как идеал воспитания человека.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 113)

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Калуга, ул. Степана Разина, 26. Психология, социальная работа, профессиональное обучение, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

КАМПАНЕЛЛА (Campanella) ТОММАЗО (до пострижения в монахи - Джованни Доменико) (1568-1639)
— итальянский философ и поэт. С 1582 монах-доминиканец. В 1598-99 возглавил в Каламбрии заговор против испанского владычества и церкви, провёл в темнице более 33 лет. Там создал десятки произведений, в т.ч. утопию "Город солнца" (рукопись на итальянском языке, 1601; впервые издана в 1623 на латинском языке во Франкфурте-на- Майне).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 362)

КАМПЕ (Campe) ЙОАХИМ ГЕНРИХ (1746-1818)
— немецкий педагог, издатель, писатель, один из основоположников литературы для детей и юношества. Пропагандист филантропизма, в 1776 преподавал в филантропине И.Б. Базедова в Дессау. В 1787 осн. книготорговую фирму, выпустившую фундаментальный труд "Общий пересмотр всего школьного и воспитательного дела, осуществлённый обществом педагогов-практиков" (т. 1-16, 1785-92). Издавал "Брауншвейгский журнал..." (1788-91), освещавший, в частности, вопросы педагогики; книжную серию "Детская библиотека" (рус. пер. и переработка А.С. Шишкова, 1783-96), словари немецкого языка (т. 1-5, 1807-12) и др. Труды по вопросам воспитания. Автор "Робинзона младшего" (1779) - адаптированного варианта для юношества романа Д. Дефо (переведён на мн. языки), а также нескольких назидательных романов и популярных книг. Почётный гражданин Французской Республики (1792).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 362)
Ч33(4Ф)

КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4. Психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

КАНИКУЛЫ
— установленный перерыв в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года. В Рос. Федерации в дневных общеобразовательных школах традиционно проводятся К. осенние (5 дней; начало ноября), зимние (12 дней; конец декабря - начало января), весенние (7 дней; конец марта), летние (в соответствии со ступенью обучения от 2,5 до 3 мес: от окончания занятий до 1 сентября). Местные органы власти в зависимости от конкретных условий могут изменять сроки начала К.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 113)

КАНТ (Kant) ИММАНУИЛ (1724-1804)
— родоначальник немецкой классической философии. Член Берлинской и Сиенской АН, поч. член Петербургской АН (1794). Педагогические идеи К. тесно связаны с его философским учением. Их важным теоретическим источником была теория воспитания Ж.Ж. Руссо. К. первым указал на социальную значимость филантропина И.Б. Базедова, посвятив ему несколько статей. К. рассматривал вопросы обучения, воспитания, школоведения, анализировал проблемы самовоспитания и социальной педагогики. В ряде исследований ставились вопросы нравственного воспитания. К. исходил из идеи воспитуемости человека. Просвещение выводит человека из природного состояния, делает его моральным существом, приобщает к свободе, научая пользоваться разумом. Образование и воспитание - гл. средства осуществления этих целей. Они должны вооружать человека знаниями и готовить к жизни и практической деятельности. Осн. задачи образования, по К., - воспитание социальной дисциплины, приобщение к культуре, моральное воспитание. Критикуя существовавшую школьную систему и практику, высказывался за пересмотр методов преподавания и воспитания (выступал против вербализма, зубрёжки, догматизма), за радикальное изменение образовательной системы. К. подчёркивал важность учёта возраста учащихся для правильного подбора доступного им и привлекательного учебного материала. Придавал большое значение деятельности учителя, стимулирующей активность и самостоятельность учащихся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 362)
Ч33(4Ф)

КАНТЕМИР Дмитрий Константинович (1673-1723)
— молдавский просветитель, учёный и политический деятель. Молдавский господарь (1693, 1710-11). С 1711 жил в России. Испытал влияние русской культуры эпохи Петра I. Во мн. произведениях обращался к вопросам воспитания. Определил цель воспитания формулой "познай самого себя"; средства для этого - образование, обучение, размышления. Предложил периодизацию жизни человека: младенчество, детство, отрочество, юность, возмужалость, преклонный возраст, старость.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 362-363)
Ч33(2М)

КАНТОНИСТСКИЕ ШКОЛЫ
— в 1805 - 1858 военно-учебные заведения низшего разряда в России для солдатских детей. Готовили учащихся для несения военной службы и давали элементарные общеобразовательные знания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 113)
Ц4,8(2)398

КАНТОР (от лат. cantor - певец)
— в протестантской церкви учитель музыки, дирижёр хора, органист и церковный композитор (И.С. Бах и др.); в католической церкви - певчий; в синагоге - гл. певец.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 113)

КАНЬШИНА Мария Федоровна (1914-1982)
— учитель сельской школы, преподавала в казачьей станице Марьинской, на границе Ставрополья с горским Кавказом.
(Сельская учительница: Воспоминания о Марии Федоровне Каньшиной. - М., 2004. С. 6)
Ч33(2Р)7
Ч424(2)714.8

КАН ЮВЭЙ (1858-1927)
— китайский учёный, педагог, руководитель реформаторского движения в Китае в конце 19 в. В книге "О великом единении" (1887) описывал всеобщее обязательное образование всех граждан; защищал идею общественного воспитания детей, рисовал яркие картины гармоничного развития личности и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 363)
Ч33(5Кит)

КАПП
см. Андрагогика

КАПРИЗЫ
— лишённые разумных оснований действия ребёнка, направленные гл.о. на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями (крик, плач) и двигательным возбуждением.

В младенческом возрасте поведение ребёнка, которое взрослыми характеризуется как капризное (малыш без очевидных причин плачет, отказывается от кормления, плохо засыпает, чрезмерно возбудим), бывает вызвано недостаточным или несвоевременным удовлетворением к.-л. его потребностей. Эмоциональные реакции младенца служат своеобразным сигналом неблагополучия (ведь иным способом сообщить о своих потребностях он ещё не умеет). В основе их может лежать не выявленное хроническое заболевание либо временное нездоровье. Родители иногда неадекватно оценивают состояние малыша и рассматривают его беспокойство как К. Для профилактики таких состояний родителям и, прежде всего, матери необходимы тесный эмоциональный контакт с ребёнком, способность своевременно и правильно реагировать на его нужды. Если взрослые уделяют ребёнку достаточно внимания, такая способность формируется у родителей с первых дней его жизни и позволяет разумно планировать и корректировать режим младенца ради оптимального удовлетворения его потребностей. Если же ребёнку удаётся привлечь к себе внимание лишь настойчивым криком и плачем, такая реакция рискует закрепиться и впоследствии составить основу подлинных К.

Развитию К. у дошкольников и младших школьников способствует неокрепшая ещё нервная система, что проявляется в преобладании возбуждения над торможением, высокой эмоциональной чувствительности и возбудимости. На этом фоне К. нередко возникают как следствие утомления, недомогания, перевозбуждения, избытка впечатлений и переживаний. К. могут носить эпизодический характер, но могут и превратиться в привычную форму поведения. Последнее имеет место тогда, когда ребёнок неосознанно предпочитает именно такой способ достижения своих целей. Т.е. К. являются следствием неправильной организации взаимоотношений ребёнка со взрослыми. Как правило, они представляют собой реакцию ребёнка, которому известно, что таким способом можно добиться удовлетворения любых желаний, даже если первоначально приходится встретить отказ. Поэтому осн. путь предупреждения подобных К. - рациональная организация жизни в семье, когда потребностям ребёнка уделяется достаточное, но не чрезмерное внимание. Очень важна последовательность поведения взрослых: если за первоначальным отказом под воздействием К. следует уступка, то ребёнок невольно научается именно так настаивать на своём. Когда очевидно, что желания ребёнка выходят за разумные рамки, наилучшая форма реакции родителей - это спокойное игнорирование К. Почувствовав бесполезность неразумных требований, ребёнок впоследствии воздержится от их повторения.

Нередки случаи, когда К. носят намеренно демонстративный характер и имеют целью привлечь к ребёнку внимание старших. Такое случается в связи с недостаточным удовлетворением потребности ребёнка в любви, признании и поддержке.

Обострение К. происходит в рамках т.н. возрастных кризисов, в частности кризиса трёх лет (см.Кризисы возрастные). Это бывает связано с растущим самосознанием ребёнка, повышенным стремлением к самостоятельности. Если родители недооценивают возросшие возможности ребёнка и предпочитают проводить по отношению к нему ранее устоявшиеся формы отношений, то негативные эмоциональные реакции рискуют принять затяжной и острый характер. Бывает, что притязания ребёнка объективно преувеличены. В таких случаях (если это не связано с непосредственной угрозой для его жизни и здоровья) полезен метод естественных последствий, когда ребёнку предоставляется возможность испытать результаты своих К.

(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 113-114)

См. также Раздражительность

КАПТЕРЕВ Пётр Фёдорович (1849-1922)
— русский педагог и психолог, профессор (1912). Преподавательскую работу в учебных заведениях (в т.ч. в 1885-1917 по Мариинскому ведомству) сочетал с общественной деятельностью в Педагогическом музее военно-учебных заведений, Петербургском педагогическом и Фребелевском обществах, Петербургском комитете грамотности (золотая медаль в 1892 за "Дидактические очерки"). В 1872-1918 разрабатывал проблемы дошкольной педагогики, семейного воспитания, истории отечественной педагогики и психологии. Сторонник гуманистических принципов воспитания и образования. Под его редакцией вышла "Энциклопедия семейного воспитания и обучения" (59 выпусков; автор 10 выпусков; 1898-1910). Один из организаторов в начале 20 в. Всерос. съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию. Затем исследовал проблемы теории общего образования. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и др. Выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от влияния государства и церкви. Изучал также историю народного образования в России после отмены крепостного права (1861). С 1921 профессор Воронежского университета и первый декан его педагогического факультета. В ряде статей, опубликованных в журнале "Педагогическая мысль" (1918-22), изложил программу обновления общего образования в России. Подчёркивая активный характер педагогики, К. утверждал, что она учит знанию ради действия. Труды по детской и педагогической психологии, теории и истории педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 363)

См. также Эвристический метод обучения

Ч33(2)52-8Каптерев

КАРАВЕЛОВ ЛЮБЕН (1834-1879)
— болгарский писатель, общественный деятель, публицист. С 1867 в Сербии. В 1875-78 издавал культурно-просветительский журнал "Знание", "Детскую библиотеку", буквари. Сторонник реального образования. Выступал за создание высшей педагогической школы для подготовки учителей и воспитателей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 363)
Ч33(4Бл)

КАРАЗИН Василий Назарович (1773-1842)
— русский и украинский просветитель, общественный деятель и учёный. Был близок к А.Н. Радищеву. В 1801 выступил с идеей создания в России государственного ведомства для руководства просвещением. С учреждением МНП (1802) правитель дел комиссии училищ. Автор и соавтор нескольких проектов организации государственной системы учебных заведений. Ориентировался на принципы всесословности, преемственности ступеней образования. Основатель Харьковского университета (поч. ч. с 1811). С 1804 в отставке. Участвовал в организации приходских училищ на Украине. Предложил проект женского ремесленного училища (1805), осн. Филотехническое общество (1811-18).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 363)

— создатель Харьковского национального университета, ныне носящего его имя, выдающийся просветитель 19 в., общественный деятель, реформатор. Потомок дворянского греческого рода Караджи. К сожалению, труды В.Н. Каразина, как и работы о нем, мало изучены.
(Я смело могу стать пред судом потомков... - Харьков, 2004. С. 1-2, 32-65)

— русский и украинский либерально-дворянский просветитель. Со временем отошел от прогрессивных взглядов и подчеркивал свою приверженность монархическому образу правления. Научные труды посвящены, кроме прочих, рациональному ведению сельского и лесного хозяйства.
(Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1973. Т.11, С. 379)
Ч30я44-Каразин
Ч33(2Ук)
Ч484(2Ук)711.9-Харьковский

КАРАКОВСКИЙ Владимир Абрамович (р. 1932)
— д-р педагогических наук (1990), член-корреспондент РАО (1990; Отделение общего среднего образования), директор средней школы № 825 (Москва).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Педагогика сотрудничества,Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

"Карапуз"
— издательский дом, ООО, Москва. Детская, образовательная, развивающая, обучающая литература для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевск, ул. Ленина, 29. Психология, педагогика и методика начального образования, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

КАРЕЕВ Николай Иванович (1850-1931)
— историк, педагог и методист, член-корреспондент Петербургской АН (1910), поч. член АН СССР (1929). Преподавал в гимназиях Москвы; профессор Варшавского и Петербургского университетов. К. впервые прочитал в Петербургском университете курс лекций по методике преподавания истории; опубликовал ряд статей и рефератов. В монографии "О школьном преподавании истории" (1917) К. рассмотрел его как важное общеобразовательное средство, воспитывающее умение исторически мыслить. Занимался также теоретическими проблемами образования.

Автор университетских курсов и школьных учебников по всеобщей истории (изданы в 1901-17). Один из ведущих в России теоретиков самообразования. Впервые в стране предпринял опыт оказания помощи выпускникам средних учебных заведений в выборе профессии (книга "Выбор факультета", 3 изд., 1905).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 363)
Ч33(2)52-8
Ч33(2)7-8
Ч426.31г(2)

КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Пушкинская, 17. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, специальная дошкольная педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469-470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

КАРЖАВИН Фёдор Васильевич (1745-1812)
— просветитель, педагог, переводчик. Учился во Франции (1753-65). Просветительские взгляды К. сформировались под влиянием сочинений французских энциклопедистов. Осн. сочинение К. - "Вожак, показывающий путь к лучшему выговору букв и речений французских" (1794) - написано под влиянием "Письмовника" Н.Г. Курганова в жанре хрестоматии. Наряду с основами французской грамматики в книге содержались разделы, где обсуждались общие научные и морально-этические проблемы. Пользовался популярностью и другой учебник К. - "Новые французские, российские и немецкие разговоры... в пользу начинателей" (1784, 10 переизданий), который включал широкий круг познавательных сведений, в т.ч. сообщение К. о путешествии в Америку. Освещались также вопросы преподавательского искусства, методики обучения иностранным языкам.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 363)
Ч33(2)464-8

КАРИОН ИСТОМИН (конец 40-х гг. 17 в. - не ранее 1718)
— один из первых московских просветителей, поэт и переводчик, педагог. С конца 1670-х гг. монах Чудова монастыря. С 1679 писец, затем чтец и справщик, в 1698-1701 начальник Печатного двора. Был личным секретарём патриархов (Иоакима, позже - Адриана). Преподавал в Заиконоспасской школе Сильвестра Медведева, в 1712-16 - в новгородской школе митрополита Иова. Автор ряда учебных книг (для царских детей), отличавшихся новаторством и отразивших его педагогические воззрения, близкие к некоторым положениям Я.А. Коменского. "Малый (лицевой) букварь" составлен в 1692, напечатан в 1694 цельногравированным способом. Каждой букве отведена страница, на ней - несколько начертаний буквы (в т.ч. принятых в русском, греческом и польском письме), гравюры предметов, начинающихся на эту букву, и нравоучительные стихотворения, включающие названия тех же предметов. "Большой букварь" (1696) - учебник с традиционной структурой. В него включены стихи К.И., элементы грамматики, церковные тексты. "Полис" (1694; менее известен под названием "Град царства небесного") - рукописное сочинение в стихах с иллюстрациями, в котором К.И. даёт для детей сведения о различных науках и говорит о пользе их изучения. Для назидания в правильном поведении К.И. частично переложил в стихах сочинение Эразма Роттердамского "Гражданство обычаев детских" (1696).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 363)
Ч33(2)46

КАРМАН (Karman) МОР (1843-1915)
— венгерский педагог. Св. 40 лет (с 1871) преподавал педагогику, этику и психологию в Будапештском университете, где по его инициативе были созданы институт для подготовки учителей и опытная гимназия. Одновременно (с 1783) гл. секретарь Государственного совета просвещения Венгерского королевства и гл. редактор (1873-82) журнала "Венгерское образование", созданного при его содействии. Сторонник педагогических идей И.Ф. Гербарта, отстаивал идею формального образования. Один из ведущих авторов нового учебного плана для венгерской гимназии (1879), а также ряда методических работ, которые в течение нескольких десятилетий определяли работу средних учебных заведений в Венгрии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 363)
Ч33(4Вн)

"Каро"
— издательско-полиграфический центр, ООО, С.-Петербург. Развивающая и учебная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

КАРЦОВ Владимир Геннадиевич (1904-1977)
— историк-методист, профессор (1965), заслуженный учитель школы РСФСР (1967). Преподавал в педагогических вузах Красноярска, Москвы, Калинина. Разрабатывал проблемы методики преподавания истории СССР. Отстаивал "дуалистичность" методики как научной дисциплины, базирующейся не только на дидактических принципах, но и на методологии исторической науки. Автор (совместно с С.П. Алексеевым) учебника по истории СССР для 4-го класса (1955; 9 изд., 1964).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 363)
Ч33(2)7-8

КАРЦОВ Яков Иванович (1784-1836)
— педагог, профессор (с 1816). С 1811 в Александровском лицее (преподаватель на кафедре физико-математических наук и в благородном пансионе при лицее). Устроил в лицее первый физический кабинет. Преподавал математику и физику принцу П.Г. Ольденбургскому.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 363-364)
Ч33(2)47

КАРЬЕРА (от итал. carriera - бег, жизненный путь, поприще)
— продвижение в к.-л. сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 114)

КАСАТКИН Николай Вениаминович (1866 - ?)
— методист по трудовому обучению, действительный член Русского технического общества. Преподаватель ручного труда в Московском учительском институте. Заложил основы трудового обучения; автор работ по методике ручного труда в школе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 364)
Ч421.83г(2)

КАССИЛЬ Лев Абрамович (1905-1970)
— детский писатель, член-корреспондент АПН РСФСР (1965) и АПН СССР (1968). Автобиографические приключенческие повести: "Кондуит" (1930) и "Швамбрания" (1933), романы: "Вратарь республики" (1938), "Великое противостояние" (ч. 1-2, 1941-47); лирическая повесть "Дорогие мои мальчишки" (1944). К. принадлежат первые опыты публицистических очерков для детей: "Ледовый комиссар" (о челюскинской эпопее и О.Ю. Шмидте), "Искусство удивляться" (об авиации) и др. К. - один из организаторов ежегодной Недели детской книги (с 1944).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 364)
Ч426.21,6(2)317.8-Кассиль

КАССИОДОР (Cassiodorus, Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator) (ок. 490 - ок. 583)
— политический деятель остготского государства, историк, писатель, педагог. Осн. педагогическое произведение - "Наставления в науках божественных и человеческих" (2 книги, комментарии к псалмам). К. отстаивал необходимость сохранения светских знаний в рамках христианского образования, добивался признания античного наследия. В 1-й книге представлена средневековая теория образования, во 2-й - изложены основы семи свободных искусств. К. - создатель Вивариума (Вивария) - важнейшего культурного центра Европы в 6 в. со своей школой, библиотекой, скрипторием. По типу Вивариума строилась деятельность центров культуры и образования в раннем Средневековье.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 364)
Ч33()4

КАТАЛОГ (от греч. katalogos - список)
— составленный в определенном порядке перечень каких-либо однородных предметов, объектов, облегчающий их поиск.
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 128-129)

КАТАРСИС (от греч. katharsis - очищение)
— процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты. К. связан с получением удовольствия. Традиционное понятие "К." разработано в древнегреческой философии искусства. В дальнейшем К. получил распространение в психологической науке (З. Фрейд, Л.С. Выготский и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 114)

КАТКОВ Михаил Никифорович (1817 или 1818-87)
— журналист, публицист, общественный деятель. Сотрудничал в журналах "Московский наблюдатель", "Отечественные записки"; в 1851-55 и 1863-87 редактировал газету "Московские ведомости". С 1856 был редактором-издателем журнала "Русский вестник". В ряде статей начала 60-х гг. выступил с концепцией учебной реформы, призванной усилить государственные начала в образовании, создать слой чиновной интеллигенции. Важнейшей задачей реформы считал противодействие нигилизму, отрицавшему необходимость систематического общего образования. Предложил ввести систему строгого классического образования, включавшего религиозное просвещение, всестороннее изучение древних языков и литератур, а также математики.

В 1867 вместе с А.Н. Леонтьевым основал и возглавил лицей в Москве, получивший известность как "катковский", с целью доказать на практике преимущество классического образования; в 1872 учредил при лицее Ломоносовскую учительскую семинарию (для бесплатного содержания и обучения мальчиков из народа). К. был инициатором и активно участвовал в проведении гимназической реформы 1871. Однако реформа встретила негативное отношение в широких кругах русской общественности и вызвала острую полемику. Программа К. критиковалась сторонниками реального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 364)
Ч33(2)47

КАТКОВСКИЙ ЛИЦЕЙ
— Императорский лицей в память цесаревича Николая (до 1893 Лицей цесаревича Николая) в Москве, закрытое высшее учебное заведение для детей высших слоёв общества 1868-1917 (первоначально частное, с 1872 государственное). Осн. М.Н. Катковым и профессором Московского университета М.П. Леонтьевым на пожертвования московских предпринимателей. С 1869 состоял под покровительством императора. Курс обучения включал 11 классов - 8 гимназических и 3 университетских с историко-филологическим, физико-математическим и юридическим (с 1906 стал независимой высшей школой в составе К.л.) факультетами. Выпускники университетских курсов получали звание "кандидат" и "действительный студент", затем диплом 1-й или 2-й степени, а при поступлении на службу чин Х или ХI класса.

В 1872-78 при К.л. действовала Ломоносовская учительская семинария для подготовки учителей классических гимназий. После Февральской революции 1917 К.л. преобразован в открытое высшее юридическое учебное заведение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 114)
Ч484(28)713
Ч489.43(2)

КАТОЛИКОВ Александр Александрович (1941-1996)
— педагог, член-корреспондент АПН СССР (1989) и РАО, народный учитель СССР (1988). С 1973 директор школы- интерната в Сыктывкаре. Создал систему воспитания, обеспечивающую детям-сиротам близкие к семейным условия жизни.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 364)
Ч33(2)7-8

КАУНТС (Counts) ДЖОРДЖ СИЛЬВЕСТЕР (1889-1974)
— американский педагог, социолог, публицист. Президент Американской федерации учителей (1939-42), член Национального комитета Американского союза гражданских свобод (1940-73). Вслед за Дж. Дьюи К. развивал концепцию школы как "культурного инструмента" преобразования общества, его гуманизации и демократизации. Придерживаясь в основном позиций прагматистской педагогики, критиковал свойственные ей идеи педоцентризма (см.Детоцентризм), тенденцию культивирования обособленной детской среды. В своих работах вскрыл дух расовой дискриминации, антидемократические тенденции в американской школе 20-х гг. Исследования К. социальных аспектов образования в США обобщены в его работе "Американский путь к культуре..." (1930; рус. пер. под названием "Теория воспитания в Америке", 1931).

С конца 20-х гг. К. анализировал социально-экономическое и культурное развитие СССР, который посетил в 1927, 1929, 1936 (работы "Образование в Советской России", 1928; "Советский вызов Америке", 1931). Отмечал достижения системы народного просвещения в России и в то же время раскрывал её жёсткую централизацию, политизацию воспитания и образования, идеологическую заданность педагогических поисков в советской школе. В его последующих советологических работах первоначальные симпатии к официально провозглашённым социальным идеалам сменяются принципиально критическим освещением развития образования в СССР как орудия тоталитарного государства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 364)
Ч33(7США)

КАЦ (Katz) ДАВИД (1884-1953)
— немецкий психолог и педагог. Профессор университетов в Ростоке (1919), Манчестере (1933), Лондоне (1935), Стокгольме (1937). Разрабатывал широкий круг вопросов теоретической, экспериментальной, сравнительной, генетической, социальной психологии. Значительное внимание уделял вопросам детской психологии. Большую известность К. принесли работы по изучению ощущений и восприятий.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 364)
Ч33(4Ф)

КАЦАРОВ ДИМИТР ТОДОРОВ (1881-1960)
— болгарский педагог, член-корреспондент Болгарской АН (1947). В 1910-48 работал в Софийском университете (с 1930 профессор; ректор в 1942-43). Пропагандировал идеи свободного воспитания. В 1922-45 редактор журнала "Свободное воспитание". Одним из первых в Болгарии разрабатывал проблемы воспитания детей с задержками психического развития, а также вопросы профориентации.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 364)
Ч33(4Бл)

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
— выявляются в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний человеком в различных видах деятельности. Понятие "К.з." предусматривает соотнесение видов знаний (законы, теории, прикладные, методологические, оценочные знания) с элементами содержания образования и с уровнями усвоения. Такое соотнесение необходимо, т.к. каждое знание потенциально связано со способом применения, может быть включено в творческий процесс и приобретать то или иное значение. К.з. имеют следующие характеристики: полноту, глубину, систематичность, системность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость.

К.з. характеризуются также свёрнутостью и развёрнутостью, осознанностью и прочностью. Все К.з. взаимосвязаны и относительно самостоятельны, т.к. не подменяют друг друга.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 114)
Ч312.8

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
— это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства; - это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы).
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 44)

— совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося (студента). Основные факторы, определяющие качество образования:
  1. профессорско-преподавательский состав;
  2. учебно-методичесое обеспечение;
  3. материально-техническая база;
  4. интеллектуальный потенциал учебного заведения;
  5. студенты (учащиеся) и выпускники.
(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 100)
Ч312.8

КАШКАДАМОВА Вера Васильевна (1858-1931)
— основательница перворазрядного учебного заведения - 2-й Симбирской женской гимназии (1911 г.), ныне - это средняя школа N 7 им. В.В. Кашкадамовой (г. Ульяновск). Кашкадамовская гимназия была кузницей кадров народных учителей губернии, выпускницы гимназии имели звание учительниц высшего женского начального училища.
(Пономарева Н.В. Я помню Кашкадамовскую школу. - Ульяновск, 2004. С. 5-10)
Ч33(2)

КАЩЕНКО Всеволод Петрович (1870-1943)
— дефектолог, один из первых организаторов обучения умственно отсталых детей. Организовал (1908) в Москве частную школу-санаторий - одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. После 1917 руководил учреждениями, созданными на базе этой школы, - Домом изучения ребёнка (1918-21), Медицинско-педагогической опытной станцией (1923- 1924). Ректор и профессор Педагогического института детской дефективности (1920-24), с 1928 профессор-консультант по логопедии. Разрабатывал проблемы клинического и психолого-педагогического изучения аномальности ребёнка, создал оригинальную систему обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и трудных детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 364)
(Кащенко В.П. Воспитание - обучение трудных детей. Из опыта санатория-школы. - М., 2005. С. 3-5)
(В.П. Кащенко Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах. - М., 2005. С. 2)

См. также Коррекционная (специальная) педагогика,Трудные дети

Ч421.334
Ч3392)7-Кащенко
Ч30ч44-Кащенко
Ч340.1
Ч435
Ч491.08

КВАЛИМЕТРИЯ (от лат. qualis - какой по качеству и metros)
— междисциплинарная область, изучающая номенклатуру, показатели и методы количественной оценки качества продукции. Квалиметрические методы применяются и в педагогике, и психологии для проверки и оценки знаний, качества контрольных вопросов, построения различного рода шкал для измерения различных психологических характеристик личности.
(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 25)

См. также Квалитативное образование, Робастное проектирование

Ч312.8

КВАЛИТАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
— содержит следующие компоненты:
- квалитативный тезаурус;
- умение выделять ситуацию, относящуюся к качеству;
- философию качества;
- умение применять методы квалиметрии и наличие нормативного поведения;
- рефлексивные умения.
Дает возможность спроектировать эффективную систему управления качеством при проектировании.
(Щипанов В.В., Чернова Ю.К., Крылова С.А. Математическое моделирование образовательных процессов. - Тольятти, 2005. С. 94-95)

См. также Квалитативное образование, Робастность

Ч312.8

КВАЛИТАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— совокупность знаний и умений у специалистов по проектированию, оценке, обеспечению, контролю и управлению качеством. Результатом квалитативного образования должна стать сформированная у студента квалитативная культура, как спицифическая форма деятельности и отношения человека к выполняемой работе, заключающаяся в осознании значимости качества своих действий и решений.
(Щипанов В.В., Чернова Ю.К., Крылова С.А. Математическое моделирование образовательных процессов. - Тольятти, 2005. С. 86, 94)

См. также Квалиметрия, Квалитативная культура, Робастное поектирование, Тагути методы

Ч30в6
Ч312.8

КВАЛИТОЛОГИЯ
— наука о качестве создаваемых человеком объектов и процессов.
(Ладушкина Н.М. Технология управления качеством образования на муниципальном уровне. - Стерлитамак, 2003. С. 71)

КВИНТИЛИАН (Marcus Fabius Quintilianus) (ок. 35 - ок. 96)
— древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. Открытая К. риторская школа пользовалась известностью. Обобщением опыта 20-летней педагогической деятельности К. явилось сочинение "Об образовании оратора" (12 книг, ок. 95) - один из важнейших источников изучения педагогики Древнего Рима; практическое руководство для всестороннего обучения оратора с детского возраста. Книга содержит сведения о домашнем воспитании мальчика, его занятиях в грамматической школе, элементы риторического образования, раскрывает осн. этапы работы над речью. По К., ребёнка следует воспитывать с момента рождения и с особым вниманием нужно выбирать ребёнку воспитателей и педагогов. Согласно К., все дети за редким исключением наделены способностью учиться. Гл. обязанностью наставника он считал привитие любви к учению. Выступал за общественный характер обучения и индивидуальный подход к воспитанникам, резко осуждал телесные наказания. Педагогические идеи К. приобрели особую популярность в эпоху Возрождения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 364)
Ч33(0)323

КВЯТКОВСКИЙ Евгений Викентьевич (р. 1918)
— д-р педагогических наук и профессор (1971), действительный член РАО (1989; Отделение общего среднего образования).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КЕЗИНА Любовь Петровна (р. 1938)
— кандидат психологических наук (1995), действительный член РАО (1996; Отделение общего среднего образования), председатель Московского комитета образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КЕЙ (Key) ЭЛЛЕН КАРОЛИНА СОФЬЯ (1849-1926)
— шведская общественная деятельница, педагог, публицист, сторонница идей свободного воспитания. Выступала в печати (с 1870) по вопросам истории, литературы, эмансипации женщин, охраны материнства и детства, морали и воспитания. Одной из наиболее актуальных общественных задач считала создание нового поколения образованных матерей. Признавая ясли и детские сады как вынужденную необходимость, отстаивала идеал домашнего воспитания. Критиковала современную ей школу как "губительницу детских душ"; цель обучения видела не в накоплении суммы знаний, а в общем развитии ребёнка. Педагогические взгляды К. оказали влияние на деятельность сторонников нового воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 365)
Ч33(4Шв)

КЕЛЛЕРА ПЛАН
— персонализированная система обучения, система индивидуализированного обучения, созданная американским психологом и педагогом Ф.С. Келлером для высших учебных заведений. Первоначально К.п. разрабатывался в 1963- 1964 как система преподавания психологии в Бразильском университете; в 1968 предложен в обобщённом виде как общедидактическая система учебной работы в вузе.

Осн. черты К.п.: ориентация на полное усвоение учебного материала, включая требование обязательного усвоения предыдущего раздела как непременное условие перехода к следующему; индивидуальная работа учащихся в собственном темпе; использование лекций лишь в целях мотивации и общей ориентации учащихся; применение печатных учебных пособий - руководств для изложения учебной информации; текущая оценка усвоения материала по разделам.

Курс делится преподавателем на ряд тематических разделов (учебных единиц или модулей; как правило, их 15- 20). Каждый обучаемый получает учебное пособие - руководство (последовательно по каждому разделу), где указаны цели изучения раздела, рекомендуются определённые виды учебной деятельности, приводится перечень вопросов для самопроверки. После усвоения каждого раздела учащийся сдаёт зачёт и только после получения удовлетворительной оценки переходит к изучению следующего раздела. Наибольшее распространение К.п. получил в вузах США, где применяется в преподавании как естественно-научных, так и гуманитарно-общественных дисциплин.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 114)

См. также Индивидуализированного обучения системы

Ч312.04

КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
— Кемерово, ул. Ворошилова, 17, корпус 1. Социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Кемерово, ул. Красная, 6. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Кемерово

"КЕМПХИЛЛ" (от англ. Camphill House - название деревни близ Абердина, Шотландия)
— лечебно-педагогическое сообщество, организованное на принципах антропософии Р. Штейнера. "К." называется также международное движение по созданию таких сообществ. Первое сообщество "К." создано в 1939 эмигрировавшим в Великобританию австрийским врачом и педагогом К. Кёнигом (1902-66). "К." представляет собой общину, где совместно проживают дети и взрослые, имеющие отклонения в физическом и психическом развитии и нуждающиеся в уходе, а также педагоги и врачи, осуществляющие воспитание и лечение таких людей. К работе в "К." привлекаются также студенты, получающие образование по специальности "лечебная педагогика". Материальные потребности членов общины покрываются за счёт общего фонда, независимо от выполняемой ими работы. Движение, задуманное для лечения больных, постепенно стало объединять людей, которые строят совместную жизнь на основе взаимопомощи и преодоления эгоизма. В 90-х гг. насчитывалось св. 70 общин "К." в странах Европы, Америки и Африки.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 114)

КЕРГОМАР (Kergomard) ПОЛИНА (1838-1925)
— французский педагог, теоретик и практик дошкольного воспитания. В 1879-1917 гл. инспектор материнских школ. Автор программ 1882 и 1887 для дошкольных учреждений. В 1911 организовала курсы для воспитательниц материнских школ (с 1925 имени К.). К. принадлежит заслуга в преобразовании дошкольных учреждений Франции. Вместо приютов, предназначенных только для дневного надзора за детьми, были организованы материнские школы. Редактор журнала "Друг детства" (1881-86). Во Франции учреждена премия для воспитательниц материнских школ имени К. (1927).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 365)
Ч33(4Фр)

КЕРНИГ Владимир Михайлович (1840-1917)
— терапевт, один из организаторов высшего женского медицинского образования в России. К. много времени уделял вопросам физического образования в средней школе и вузах. Работал над созданием учебных программ и учебников для средней и высшей школы, руководил Предметной комиссией по физике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 365)
Ч488.93(2)

КЕРШЕНШТЕЙНЕР, Кершенштайнер (Kerschensteiner) ГЕОРГ (1854-1932)
— немецкий педагог, профессор Мюнхенского университета (с 1918). Автор теории гражданского воспитания, которая наиболее полно изложена в книгах "Понятие гражданского воспитания" (1910) и "Понятие трудовой школы" (1912). Тесно связывал гражданское воспитание с занятием определённой профессией. Предложил создавать для работающих подростков, окончивших народные школы, т.н. дополнительные школы, которые должны были обеспечить профессионально-техническое обучение и выработать у молодёжи навыки выполнения гражданских обязанностей. На основе своих идей перестроил учебные планы народных школ Мюнхена. Внимание педагогов привлекли и методы трудового обучения, предложенные К. Реформаторские идеи К. оказали значительное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики в Европе первых десятилетий 20 в.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 365)
Ч33(4Ф)

КЕТТЕЛ (Cattel) ДЖЕЙМС МАККИН (1860-1944)
— американский психолог, первый в мире профессор психологии (1888). К. первым употребил английское слово "тест" (испытание) в качестве термина, обозначающего психодиагностическую методику. Разработал 50 тестов, включавших измерения чувствительности, времени реакции и т.п.; применял их в созданной им при Колумбийском университете лаборатории (1891) для оценки интеллектуальных способностей. В 90-е гг. провёл ставшие классическими эксперименты по изучению объёма внимания и навыка чтения. Однако в современной психодиагностике показано, что попытки выявлять способности путём измерения элементарных психических функций не оправданы.

К. сыграл заметную роль как популяризатор науки. С 1895 издавал журнал "Наука", в 1894 осн. совместно с Дж. Болдуином журнал "Психологическое обозрение", в 1915 - журнал "Школа и общество".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 365)
Ч33(7США)

© Российская национальная библиотека, 2006