КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— тип общего среднего образования, ориентированный на изучение древних языков и математики в качестве гл. предметов. К.о. сформировалось в эпоху Возрождения. Идеологи педагогических гуманистических концепций провозгласили идеалом воспитания всестороннее развитие личности, а осн. средством воспитания личности - античную литературу, приобщить к которой могли только древние языки. В 16-18 вв. на основе латинских школ стали создаваться гимназии, в которых гл. внимание уделялось древним языкам и античной литературе. Программу К.о. впервые разработал (1538) И. Штурм. С середины 16 в. большое внимание уделялось форме, стилю языков, овладению красноречием (преимущественно на примере речей Цицерона). Я.А. Коменский противопоставил цицеронианству эвристический метод обучения. В эпоху Просвещения изучение древних языков стало необязательным. Однако выразители идей неогуманизма считали, что именно К.о. способно сформировать гармоническую личность. В 19 в. К.о. понималось как научное образование, необходимое для обучения в университете. К.о. осуществлялось в классических гимназиях (лицеях, грамматических школах). В начале 20 в. К.о. стало постепенно уступать место реальному образованию.

В России древние языки как учебные дисциплины впервые появились в конце 16 в. в братских школах. В 17 в. греческий язык занимал главенствующее положение, но латынь считалась наиболее пригодной для преподавания философии и богословских дисциплин. В Славяно-греко-латинской академии преподавание велось на латинском языке, греческий язык некоторое время не изучался. В 18 в. школьное образование стало носить светский и практический характер. Древние языки были основой подготовки к высшему образованию. Отечественная общеобразовательная школа с курсом К.о. ведёт историю с 1804. Первоначально преподавался латинский язык, с 1811 по предложению С.С. Уварова в гимназиях Петербургского учебного округа введён греческий язык. В Уставе гимназий 1828 предусматривалось изучение двух древних языков. К середине 50-х гг. из 74 гимназий греческий язык изучался в 45. После европейской Революции 1848-49 К.о. было признано вредным из-за влияния демократических идей античной культуры. В его защиту выступили Т.Н. Грановский, Н.И. Пирогов и др. Устав 1864 учредил три типа гимназий: классические (с двумя древними языками), дававшие право поступления в университет; гуманитарные (с латинским языком); реальные (без языков). Становление классической гимназии с двумя древними языками завершилось в 1871 с созданием новой системы среднего образования, разработанной Д.А. Толстым, М.Н. Катковым и П.М. Леонтьевым. В дальнейшем система К.о. неоднократно подвергалась нападкам и окончательно была ликвидирована после октября 1917, сохранившись только как преподавание древних языков в некоторых вузах. В Рос. Федерации в 90-е гг. К.о. возродилось в некоторых гуманитарных гимназиях и лицеях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 120)

См. также Гимназии, Городские училища, Образование классическое,Пансионы,Реформация,Толстой Д.А.

Ч33(0)32
Ч426.151-антич.

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА обучения
— организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Осн. формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и образовательными программами. Уроки проводятся по твёрдому расписанию, составленному на основе учебного плана. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытные участки.

Исторически К.-у.с. обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповой системам, не обеспечивающим охвата большого числа учащихся. Утверждение К.-у.с. обучения относят к деятельности страсбургской школы И. Штурма (1538). К.-у.с. обучения была принята также в иезуитских школах и коллегиумах. В 20-30-х гг. 16 в. применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Саксонии и других странах; позже в братских школах. Теоретическое обоснование К.-у.с. обучения дал Я.А. Коменский. Во 2-й половине 18 в. К.-у.с. обучения широко распространилась в школах России. В "Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ" (1782) и Уставе народных училищ 1786 К.-у.с. рассматривалась как осн. организационная форма учебной работы.

Развитие К.-у.с. обучения в России в 19 в. связано гл.о. с трудами К.Д. Ушинского. В качестве достоинства К.-у.с. обучения отмечаются: организационная упорядоченность системы обучения и руководства ею, систематический и последовательный характер овладения содержанием образования. Вместе с тем ориентировка К.-у.с. обучения на среднего ученика создаёт трудности для слабых и задерживает развитие более сильных учащихся. Поэтому методика и техника урока в классе предполагает индивидуализацию заданий и задач, эффективные приёмы организации внимания более или менее развитых учащихся.

Творческие поиски учёных-педагогов и учителей направлены на совершенствование К.-у.с. обучения, поиски новых оптимальных организационных форм обучения, содействующих активизации умственной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности, осуществлению индивидуального подхода к учащимся и т.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 120-121)

См. также Класс

Ч421.260

КЛАССНЫЙ НАСТАВНИК
— воспитатель в мужских гимназиях и реальных училищах в России до Революции 1917.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 121)
Ч21.423

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
— в Рос. Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности К.р. выполняет учитель, ведущий этот класс. На средних и старших ступенях обучения К.р. назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе. Должность К.р. введена также в средних профессиональных учебных заведениях. В малокомплектных школах, школах-интернатах, профессионально-технических училищах функции К.р. осуществляет воспитатель.

В России до 1917 в средних учебных заведениях функции К.р. в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских - классные дамы (должность введена Уставом 1871), осуществлявшие гл.о. надзор за поведением учащихся. С 1918 воспитательная работа с учащимися в школе возлагалась на всех учителей. Институт классного наставничества фактически был ликвидирован, в школы внедрялось самоуправление ученическое. Однако в середине 20-х гг. кризис детского самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся. В 1931 Наркомпросом РСФСР утверждена инструкция о групповодах, организующих учебно-воспитательную работу. В 1934 с переименованием групп в классы утверждена должность К.р.

К.р. совместно с другими учителями и родителями обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

К.р. планирует работу, как правило, на учебную четверть (реже полугодие) в соответствии с общешкольным планом учебно-воспитательной работы, планами К.р. параллельных классов, детских общественных организаций и др. К.р. привлекает к работе других учителей и воспитателей, родителей и общественность. Деятельность К.р. планируется с учётом как непосредственных воспитательных действий самого педагога, так и его организационно- педагогических и исследовательских задач. К.р. систематически изучает уровень воспитанности учащихся, развития межличностных отношений в классе, анализирует влияние семьи, микро- среды и др. и на основе полученных данных выбирает формы и методы воспитательной работы. В школе создаётся методическое объединение К.р., осн. задачами которого являются повышение их квалификации, содействие самообразованию, обмен опытом и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 121)

— непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)
Ч421.423

КЛАССНЫЙ ЧАС
— собрание учеников класса для обсуждения классных дел.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)
Ч421.32

КЛАССЫ ВЫРАВНИВАНИЯ
см. Задержка психического развития, Неуспеваемость

КЛАССЫ ГИБКОГО СОСТАВА
— формы внешней дифференциации (вне основного класса), создаваемые на основе однородных групп учащихся по способностям и интересам для изучения определенных учебных дисциплин (биологии, истории и др.), занимающихся по специальному расписанию 1-2 раза в неделю. Изучение остальных предметов осуществляется в основном классе.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 59)

См. также Факультативные занятия

Ч421.263

КЛАССЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
см. Задержка психического развития

КЛАССЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
см. Задержка психического развития

КЛАССЫ ПРОФИЛЬНЫЕ
— форма внешней дифференциации по интересам учеников, предполагающая углубленное изучение ряда взаимосвязанных предметов, интересующих учащихся, в классах постоянного состава.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 59)
Ч421.202.5
Ч424(2)714.2

КЛАФКИ (Klafki) ВОЛЬФГАНГ (р. 1927)
— немецкий педагог. Преподавал в вузах ФРГ; с 1963 профессор Марбургского университета. Руководил разработкой (1969-70) лекционного радиокурса "Наука о воспитании" (текст издан в 3 тт.), в котором предпринял попытку обобщить результаты исследований, осуществлённых представителями различных течений педагогической мысли Германии. Сформулировал "критико-конструктивную" концепцию дидактики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 366)

КЛЕМЕНС С.А.
см. Твен Марк

КЛЕПТОМАНИЯ
— непреодолимая страсть к воровству, которую корректируют лечебными средствами.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 59)

КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ (Величский, Словенский) (ок. 840-916)
— первый славянский писатель, просветитель, ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия. Создавал в Охриде школы для детей, а также училища для взрослых с преподаванием на славянском языке, готовившие священнослужителей и учителей для детских школ. Основал храмы, монастыри, поставил памятник в честь крещения болгар и т.д. Прославился как "отец сирот и помощник вдов". Канонизирован православной церковью.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 366)
Ч33(2)

КЛИМОВ Евгений Александрович (р. 1930)
— д-р психологических наук (1969), профессор (1970), действительный член РАО (1985; Отделение психологии и возрастной физиологии), с 1982 зав. кафедрой психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КЛУБЫ детские и подростковые
— форма дополнительного образования детей. Различаются К. как самостоятельное образовательное учреждение и как детское общественное объединение (например, кружок по интересам и пр.). Прообразами детских К. в России были в начале 20 в. детские площадки, "детские собрания", детские К. педагогических обществ и кружков, скаутских организаций и др. После 1917 К. для детей перешли в ведение органов народного образования. В 20-е гг. создавались т.н. школы-клубы, которые стремились решать задачи обучения одновременно с общим творческим развитием детей, но на практике механически объединили школьные и клубные занятия. В форме детских К. были созданы первые дома пионеров. Учредителями клубов юных моряков, авиаторов, пограничников и других являются, как правило, органы управления образованием субъектов Рос. Федерации. По масштабам деятельности выделяют К. многопрофильные и однопрофильные, в которых работает большой штат сотрудников. Самодеятельные К. учащихся создаются в образовательных учреждениях и по месту жительства. К. может быть объявлено любое объединение, включающее даже небольшое количество членов. По направлениям деятельности К. подразделяются на общественно-политические, научно-технические, художественно-эстетические, спортивные и др. В некоторых концепциях авторских школ клубная деятельность рассматривается как комплекс, объединяющий внеурочную, внеклассную и внешкольную работу.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 121)
Ч421.382.71
Ч421.387

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович (1841-1911)
— крупный специалист в области русской историографии, родоначальник новой школы русских историков.
(Томас М. Бон Русская историческая наука /1880 - 1905/. Павел Николаевич Милюков и Московская школа. - СПб., 2005, С. 97)

См. также Московская школа

Ч486.32г(2)

"Ключ-С"
— издательский дом, ООО, Москва. Образовательная, развивающая, справочная литература для школьников и абитуриентов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

КНИЖКА-ИГРУШКА
— вид издания для детей, выполненный в оригинальной форме и способствующий развитию личности. Разнообразные К.-и. являются своеобразным мостом от игрушек к книге. Например, "книжки" из синтетических полимеров, страницы которых имеют форму подушечек, напоминают резиновые игрушки; книжки, обшитые тканью с рельефными аппликациями, - мягкую игрушку. Миниатюрные книжки-раскладушки, па- норамы, издания с аудиовизуальными, оптическими эффектами, электронными деталями и прочими игровыми формами развивают познавательные возможности ребёнка.

Большой раздел в К.-и. составляют книжки-раскраски и книжки-поделки (с материалами для вырезания, складывания, склеивания и т.д.). Книжки-картинки целиком или почти целиком строятся на изобразительном материале (текст существует лишь в виде надписи и подписи к изображениям). Это может быть фотокнига, комикс, анималистическая книга и т.д. Психологами установлено, что картинка, представляющая близкий ребёнку мир, способствует развитию речи. Дидактические задачи решают книжные пособия типа тетрадей с печатной основой (текст и иллюстрации перемежаются со страницами для упражнений), которые издаются для дошкольников и младших школьников и помогают в игровой форме подготовиться к поступлению в школу и адаптироваться к учебному процессу (см.Готовность к школьному обучению).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 121)

См. также Готовность к школьному обучению

Ч491.71

КОБЛЕВ Якуб Камболетович (р. 1939)
— д-р педагогических наук (1991), профессор (1993), член-корреспондент РАО (1996; Отделение образования и культуры), директор Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КОБЫЛЯНСКИЙ Виктор Аполлонович (р. 1942)
— д-р философских наук (1988), профессор (1989), член-корреспондент РАО (2001; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. лабораторией Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КОВАЛЕВСКИЙ Евграф Петрович (старший) (1790-1867)
— государственный деятель, сенатор, министр народного просвещения (1858-61). С 1856 попечитель Московского учебного округа. На посту министра ставил вопрос о всеобщем начальном обучении, открыл первые воскресные школы ("Правила о воскресных школах", 1860), учредил курсы при университетах для подготовки учителей средних учебных заведений. Был сторонником гуманных мер по отношению к участникам студенческих волнений, поэтому, когда от него потребовали применения репрессивных методов, отказался от поста министра (1861). В Государственном совете К. отстаивал свои взгляды на народное образование, высказался за необходимость самостоятельности земств и городов в деле начального образования, критиковал систему Д.А. Толстого.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 366)
Ч33(2)47

КОВАЛЕВСКИЙ Евграф Петрович (1865-1941)
— общественный деятель России и русского зарубежья. Председатель комиссии по народному образованию III и IV Государственной думы. Автор проекта закона о всеобщем образовании (1912). В 1920 эмигрировал во Францию. Председатель отдела средней школы парижской Русской академической группы (1920-39), один из руководителей комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 366)
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

КОВАЛЕНКО Борис Игнатьевич (1890-1969)
— тифлопедагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1944), д-р педагогических наук и профессор (1938). С 1913 работал воспитателем в колонии для несовершеннолетних правонарушителей; после потери зрения (1924) - в Смоленской областной школе для слепых. В 1929-64 в ЛГПИ им. А.И. Герцена. Труды по проблемам тифлопедагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 366)
Ч433.3

КОВАЛЕВ Александр Григорьевич (Р. 1913)
— доктор психологических наук, профессор. Разрабатывал проблемы общения.
(Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. - Н.Новгород, 2004. С. 280)
Ч33(2)7-8

КОВАЧЕВ Йосиф Антонов (1839-1898)
— болгарский педагог. Основатель первой светской болгарской педагогической школы (1888), автор букваря (1875), методического руководства к нему (1879), учебника по педагогике (1873) и др. Предложил единый план организации 7-летней "народной школы", развёрнутую программу физического воспитания в школах.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 366)
Ч33(4Бл)42-2

КОГНИТИВНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
— явление, возникающее в обстоятельствах, когда ограничиваются возможности человека в усвоении значений внешнего пространства, связанные с осмыслением происходящего во вне. Для когнитивной депривации характерно ограничение возможностей познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого, настоящего и ожидаемого в перспективе.
(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 200)

См. также Депривация

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. cognitio - знание, познание)
— одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, изучающее структуру и протекание познавательных процессов человека. Возникла в США в конце 50-х гг. 20 в. как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание роли психических процессов и их структурной организации в деятельности человека. Развитие К.п. было подготовлено работами в области гештальтпсихологии, в которых подчёркивалась роль восприятия в обучении, а также работами К. Левина и Э. Толмена, показавшими зависимость поведения человека от его субъективного представления окружающей действительности - т.н. когнитивных карт.

Исследования в области К.п. во многом основывались на "компьютерной метафоре" - аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

В качестве общетеоретического подхода К.п. оказывает влияние на все разделы психологии. Значительное внимание в рамках К.п. уделяется обучению. Анализу подвергаются все стороны учебного процесса - от способа предъявления материала до социально-психологических аспектов отношений учащихся в классе. С позиций К.п. эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру (Д.П. Озбел, Дж. Брунер). В качестве важного условия обучения рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом учащихся к изучаемому предмету.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 121)

См. также Автодидактика, Бихевиоризм

КОДАЙ (Kodaly) ЗОЛЬТАН (1882-1967)
— венгерский композитор, учёный-фольклорист, педагог, основоположник системы массового музыкального воспитания в Венгрии. Член Венгерской АН (с 1943; в 1946-49 - президент). Совместно с Б. Бартоком К. стал родоначальником новой школы в венгерской музыке, обратившейся к древним пластам фольклора. Основой его педагогической концепции является обязательное музыкальное просвещение и музыкальное воспитание всего народа. Разработал конкретные методики обучения и создал учебные пособия для учителей и учащихся. В Венгрии на основе его идей создана единая система музыкального воспитания, которая охватывает детские сады, школы, вузы. Методы музыкального развития, разработанные К., применяются в США, Великобритании, Японии и других странах.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 366)
Ч426.67г(2)

КОЖЕВНИКОВ Евгений Михайлович (р. 1923)
— д-р исторических наук (1972), профессор (1975), член-корреспондент РАО (1978; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КОЗЕЛЕВ Борис Григорьевич (1891-1936)
— профсоюзный деятель, организатор профессионально-технического образования. Сторонник монотехнического образования. Развитие профессионально-технического образования рассматривал как фактор повышения производительности труда. При оценке перспектив квалифицированного труда односторонне ориентировался на теорию депрофессионализации (А.К. Гастев и др.), считая, что благодаря техническому прогрессу постепенно будет снижаться значение массовой подготовки квалифицированных рабочих и возрастать роль узкой прослойки высококвалифицированных рабочих-профессионалов. К. подверг критике понятие "политехнизма и политехнической школы" как "бессодержательное", как стремление "сохранить старую общеобразовательную школу". Осн. пути организации профессионального образования видел в перестройке ремесленного ученичества (предлагал начинать его с 12 лет), создании новых типов учебных заведений (школы рабочей молодёжи, школы ФЗУ), курсов для взрослых рабочих и т.д. Несмотря на "Директивы ЦК коммунистам-работникам Наркомпроса", осуждавшие позицию монотехнистов, продолжал в печати отстаивать свои взгляды. Неоднократно обсуждал проблемы профессионально- технического образования с В.И. Лениным, Л.Д. Троцким, возглавившим организацию Главпрофобра. После перестройки в 1921 Наркомпроса и Главпрофобра К. отошёл от работы в них. В 1936 репрессирован; реабилитирован посмертно.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 366)
Ч33(2)7-8

КОКОРЕВ Евгений Михайлович (р. 1940)
— д-р философских наук (1986), профессор (1988), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), президент-ректор Северного международного педагогического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КОЛАС Якуб (псевдоним; настоящие имя и фамилия - Константин Михайлович Мицкевич) (1882-1956)
— народный поэт Белоруссии (1926); академик АН БССР (1928; вице-президент с 1929). Автор ряда статей по проблемам образования. По образцу "Родного слова" и "Детского мира" К.Д. Ушинского написал книги "Второе чтение для детей белорусов" (1909). Один из инициаторов проведения нелегального съезда учителей Белоруссии (1906). За участие в съезде и революционную деятельность был осуждён на 3 года тюремного заключения (1908- 1911). В 1921-30 на преподавательской работе. В 1926 издал "Методику родного языка". Педагогические идеи отразились в его поэмах - "Симон - музыкант", "Новая земля", трилогии "На ростанях" и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 366)
Ч33(2)7-8

КОЛЕСОВ Дмитрий Васильевич (р. 1936)
— д-р медицинских наук (1971), профессор (1978), действительный член РАО (1978; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КОЛЛАР (Kollar) ЯН (1793-1852)
— поэт, деятель чешской и словацкой культуры, педагог. Был священником. С 1849 профессор в Венском университете. Гл. сочинение К. - поэма "Дочь славы" (1824; дополненное издание 1832), в которой выразил идеи освобождения и единения славян. В книге "Идея и план реорганизации школы и всего образования в Австрийской монархии и особенно в Словакии" (1848-49) предлагал организовать словацкие народные школы. Для начальных городских школ считал необходимым реальное образование, гимназий и лицеев - классическое. Требовал открытия в Словакии отдельного университета. К. - автор "Букваря" (1826) и "Хрестоматии для словацких школ" (1825, 1844).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 366-367)
Ч33(4Че)

КОЛЛЕГИИ (от лат. collegium - товарищество, содружество, братство)
— закрытые средние, иногда высшие учебные заведения в 16-18 вв. в Европе. Название "К." связано с интернатами при средневековых университетах. Создавались преимущественно иезуитами (см.Иезуитское воспитание). В К. принимались выходцы из всех социальных слоёв. Учебно-воспитательный процесс регламентировался школьным Уставом 1599. 7-летний срок обучения включал прохождение 5 классов: 3 класса (4 года обучения) посвящались изучению латинского и в меньшей степени греческого языков; 4-й класс - изучению поэзии и фрагментов античной истории; 5-й класс (2 года) - риторики и ораторского искусства. В старших классах изучались история, география, физика, математика. Доминировало религиозно-нравственное воспитание в соответствии с этическими нормами иезуитского ордена. Бесплатность обучения, высокая профессиональная подготовка учителей, формирование у воспитанников сильной воли, целеустремлённости обусловили популярность К.; в 17 - начале 18 вв. они считались лучшими учебными заведениями среднего звена.

В 16 - начале 19 вв. К. распространились на территории Украины, Белоруссии, Прибалтики, России. К. в Вильнюсе и Львове впоследствии превратились в университеты. В Москве иезуитская К. существовала в конце 17 - начале 18 вв., в Петербурге - в начале 19 в. В 1820 все иезуитские учебные заведения в Рос. империи были закрыты.

В ходе образовательных реформ 19 в. в К. введены новые предметы, допущен национальный язык. Слово "К." стало обозначать иной, преимущественно светский, тип учебного заведения (см.Колледж, Коллеж).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 121-122)

См. также Колледж, Коллеж

Ч33(0)4

КОЛЛЕДЖ (от англ. college)
— учебное заведение в Великобритании, США и ряде других стран.
По уровню учебных программ различают 3 типа К.:
- с подготовкой на уровне базового курса высшего образования;
- с подготовкой, промежуточной между высшим и средним образованием;
- на уровне среднего образования.

К. первого типа возникли в начале 13 в. в Великобритании и в традиционном виде сохранились в Оксфордском и Кембриджском университетах. Они занимают отдельные здания; работой студентов руководит один из преподавателей К.- тьютор. Каждый К. пользуется автономией. Университет назначает профессоров для чтения лекций в К. и присуждает учёные степени. К., входящие в состав других университетов Великобритании, как правило, представляют собой специализированные высшие учебные заведения, пользующиеся значительной самостоятельностью. Экзамены в них проводятся не преподавателями К., а экзаменаторами, назначаемыми университетом.

По образцу английских в 17 в. появились К. в США, где они до сих пор являются наиболее распространённым типом высшего учебного заведения. Одни из них входят в состав университетов, другие существуют как самостоятельные учебные заведения. Большинство К. - 4-летние, гуманитарных или естественных наук (чаще в одном К. существуют оба направления). В них принимаются окончившие полную среднюю школу; программа носит академический характер. Окончившие курс общего образования (первые 2 года обучения) получают степень бакалавра гуманитарных или естественно-математических наук и могут перейти на один из факультетов университета. К. не даёт специализированной подготовки. Студенты могут получить её в одном из специализированных учебных учреждений. Большинство К. частные, с высокой платой за обучение.

К. университетского типа - высшие учебные заведения, не имеющие права присуждать степень и выдавать диплом, но прикреплённые к крупному университету, при котором студенты могут держать экзамены по его программе. Обычно со временем такие К. становятся полноправными университетами.

Педагогические К. были преобразованы в середине 60-х гг. 20 в. из учительских К. и получили статус вуза. Осн. массу составляют т.н. педагогические К. общего профиля с 3-5-летним сроком обучения. В течение первых 2 лет даётся преимущественно углублённая общеобразовательная подготовка, далее - специальная и педагогическая практика. После 4-го курса студентам присваивается степень бакалавра, после 5-го - магистра. Небольшая сеть специализированных К. готовит учителей ручного труда и техники, искусства, домоводческих дисциплин. Особое место занимает т.н. Колледж пресепторов в Лондоне - высшее учебное заведение, присваивающее квалификацию учителям.

К. второго типа - специализированные, гл.о. технические, - выросли из механических институтов. В 60-е гг. большинство из них реорганизовано в политехнические институты.

К. третьего типа - 2-3-летние технические, коммерческие, сельскохозяйственные, домоводческие и другие - дают среднее профессиональное образование. По традиции, К. называются и отдельные старинные привилегированные средние школы - паблик скулз.

В 70-х гг. 20 в. появился новый тип К. (в основном в Великобритании), т.н. К. 6-го класса, - самостоятельное учебное заведение, соответствующее двум старшим классам полной средней школы и готовящее к поступлению в вуз.

В Рос. Федерации с начала 90-х гг. название "К." принимают некоторые новые или реорганизованные учебные заведения, дающие, как правило, среднее профессиональное образование.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 122)
— среднее профессиональное учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов I уровня квалификации (техник, экономист, бухгалтер, медсестра, радист и др.). В Великобритании и США колледжи входят в состав университетов, в России являются самостоятельными учебными заведениями с федеральной или муниципальной собственностью.
(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 101)
Ч474(0)7

КОЛЛЕЖ (франц. сollege)
— учебное заведение во Франции и ряде стран Африки и Азии, ранее относившихся к французским колониям. Во Франции первые К. возникли в средние века при университетах; давали среднее образование. Изучались латынь, теология, логика. В эпоху Возрождения в учебный план К. были включены греческий язык, риторика, история. В 15 в. стали открываться К., не связанные с университетами, большинство их в 16 в. оказалось в руках иезуитов (см.Иезуитское воспитание). В период Великой французской революции все К. были закрыты. В 1808 наименование К. было присвоено муниципальным или частным средним школам (государственные школы назывались лицеями). Оканчивающие К. держали экзамен на бакалавра.

В результате реформ 60-70-х гг. К. превращён в неполную среднюю школу (4 года обучения на базе 5-летней начальной школы), обучение в которой обязательно для всех детей 11-15 лет. Обучение делится на два 2-летних цикла: 6-й и 5-й классы - цикл наблюдения; 4-й и 3-й - цикл ориентации (в системе образования Франции принят обратный порядок нумерации классов, начиная с 6-го). В 4-м и 3-м классах вводятся факультативные курсы (3 ч в неделю): древние языки, второй иностранный язык, усиленная программа по одному иностранному языку, введение в технологию. Выбор одного факультатива обязателен. Факультативы призваны способствовать правильной ориентации учащихся на последующие направления учёбы или профессиональной деятельности.

К. в странах Азии и Африки являются, как правило, неполными средними школами.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 122)

См. также Коллегии

Ч424

КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus - собирательный)
— социальная общность людей, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Важнейшей категорией педагогики является вос- питательный К., который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных К. - воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив). В 20-е гг. 20 в. в отечественной теории воспитания К. понимался как цель воспитательных усилий педагогов (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Н.И. Иорданский, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак). Эти идеи воплотились в практике детских учреждений С.Т. Шацкого, С.М. Ривеса, Н.М. Шульмана, В.Н. Сорока-Росинского и особенно А.С. Макаренко, который сформулировал осн. принципы и методы управления К. Идеи Макаренко развивали Ф.Ф. Брюховецкий, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский и др. В середине 60-х гг. детский К. был охарактеризован как социально-педагогическая система (А.Т. Куракин, Х. Лийметц, Л.И. Новикова). В 80-е гг. сформировалось представление о воспитательном К. как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 90-е гг. теория К. дополнилась понятием воспитательной системы.

Детский К. складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система межличностных, деловых и эмоционально-психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле К., проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных принципах, психологическом климате. Дети занимают в К. определённое место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. В К. образуются неформальные группы в соответствии с интересами воспитанников. В результате взаимодействия ребёнка с К. происходят взаимосвязанные процессы: идентификация, самоотождествление с К. и обособление его в К. Существует большое число классификаций К. Выделяют К.: длительно существующие, временные, ситуативные (кратковременные); учебно-познавательные, трудовые и клубные, К. детских организаций; первичные (класса, группы) и вторичные (школы) и др.

Воспитательный К. в своём развитии проходит несколько стадий: на первой он выступает как цель воспитательной деятельности педагогов; на второй - как инструмент воспитания и формирования социально значимых качеств личности; на третьей - как инструмент индивидуального развития воспитанников. На каждой последующей стадии К. позволяет решать всё более сложные задачи воспитания. Педагоги задают и совершенствуют организационную структуру К., развивают самоуправление ученическое. Развитие К. связано с преодолением противоречий: между К. и его членами или группами, опережающими К. в своём развитии либо, наоборот, отстающими; между перспективами К. и отдельных воспитанников; между отдельными группами детей и др. К. испытывает влияние как внутренней среды, окружающей его в учебном заведении, так и внешней социальной среды.

Проблема детского К. - это, в конечном счёте, проблема управления им как инструментом воспитания. Управление К. представляет собой совокупность трёх взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 122-123)
Ч421.314

КОЛЛЕКТИВИЗМ (от лат. collectivus - собирательный)
— нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплочённости. В социальном и нравственном плане К. противоположен как индивидуализму, так и групповому эгоизму (корпоративизму). В теории коммунистического воспитания был провозглашён идейно-нравственным принципом, якобы наиболее соответствующим общественной сущности человека. На самом деле, односторонность К. не позволяет снимать объективные противоречия между личностью и обществом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 123)
Ч421.352.15

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ (от лат. collectio - собирание, сбор)
— целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательный и художественный интерес. Выделяют К. научное, любительское и учебное.
Осн. виды К.:
- филателия (изучение знаков почтовой оплаты, преимущественно марок) и почтовых изделий (конвертов и др.),
- филокартия (К. открыток),
- филумения (К. спичечных этикеток),
- фалеристика (К. значков, нагрудных знаков),
- нумизматика (К. монет и медалей),
- библиофилия (собирательство книг),
- филофония (К. музыкальных, художественных и других видов записей на различных носителях) и др.
Любой вид К. может быть полезным для развития личности, если не превращается в бездумное накопительство предметов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 123)
Ч421.385.94

КОЛЛОДИ (Collodi) (настоящая фамилия - Лоренцини) КАРЛО (1826-1890)
— итальянский писатель и критик. "Приключения Пиноккио" (1881-83) - повесть для детей (по её мотивам А.Н. Толстой создал "Золотой ключик").
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 367)
Ч426.21,6(2)33-ит.

КОЛЛОКВИУМ (лат. colloquium - разговор, беседа)
  1. одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с учащимися (обычно в вузах) для выяснения знаний.
  2. Научное собрание, на котором обсуждаются доклады.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 123)
Ч312.83

КОЛМОГОРОВ Андрей Николаевич (1903-1987)
— математик, методист, академик АН СССР (1939), действительный член АПН СССР (1968). С 1931 профессор МГУ. Основатель научной школы по теории вероятностей и теории функций. В начале 60-х гг. организовал физико-математическую школу-интернат при МГУ для математически одарённых учащихся и до конца жизни читал в ней лекции не только по математике, но и по истории музыки, искусства, литературы. Организовывал летние математические школы. Инициатор создания специализированного физико-математического журнала "Квант" (1970). С именем К. связана модернизация школьного математического образования в 60- 70-х гг. Под его руководством разработаны программы, созданы учебники и учебные пособия по математике для средней школы. Гос. премия СССР (1941), Ленинская премия (1965).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 367)
Ч33(2)7-8

КОЛОБКОВ Сергей Михайлович (р. 1927)
— профессор (1979), действительный член РАО (1995; Отделение образования и культуры), зав. кафедрой Российской академии музыки им. Гнесиных.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КОЛОМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Коломна Московской обл., ул. Зелёная, 30. Психология, профессиональное обучение, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

КОЛОНИЯ имени М. ГОРЬКОГО
— воспитательное учреждение для несовершеннолетних нарушителей на территории УССР (1920-36), которым руководил (до 1928) А.С. Макаренко. С 1921 по инициативе Макаренко и воспитанников Колония носила имя М. Горького. Организована как колония для дефективных детей Полтавским Губнаробразом в местечке Трепке, под Полтавой; с 1924 размещалась в бывшем имении братьев Трепке с. Ковалёвка; с 1926 - в с. Куряж под Харьковом. В 1923-26 была опытно-показательным учреждением Наркомпроса УССР. В Колонии воспитывались дети с негативным социальным опытом, среди которых было много бывших беспризорников и детей-сирот. Макаренко воплотил в практику Колонии свои идеи создания детского коллектива. Истории Колонии посвящена его книга "Педагогическая поэма" (ч. 1-3, 1933- 1935).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 123)

См. также Макаренко А.

Ч424(2Ук)719.23
Х628.402.13

КОЛЬЦОВА Марионилла Максимовна (р. 1915)
— д-р медицинских наук (1955), профессор (1964), член-корреспондент РАО (1968; Отделение психологии и возрастной физиологии).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КОЛЯГИН Юрий Михайлович (р. 1927)
— д-р педагогических наук (1978), профессор (1982), действительный член РАО (1993; член-корреспондент с 1985; Отделение высшего образования), гл. научный сотрудник Института общего образования Министерства образования РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

КОМАРОВСКИЙ Борис Борисович (1889-1965)
— педагог, д-р педагогических наук, профессор (1927). С 1924 вёл научную и преподавательскую работу в вузах и НИИ Азербайджана. Исследовал труды американских и европейских педагогов 19-20 вв., уделяя преимущественное внимание теоретикам свободного воспитания. Изучал педагогическую терминологию. В монографии "Русская педагогическая терминология" (1969) анализировал педагогическую лексику в исторических памятниках и литературных источниках со времён образования первых школ на Руси до 60-х гг. 20 в. Категории общего языкознания применил к анализу языка педагогической науки. Доказывал, что термины педагогики как общественной науки имеют политическую направленность. Составил "Большой педагогический словарь" (1946- 1950).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 367)
Ч33(2)7-8

КОМЕНСКИЙ (Komensky, Comenius) ЯН АМОС (1592-1670)
— чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Деятельность К. была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всём мире". Философия К. (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.

Теорию всеобщего универсального образования К. изложил в "Дидактике" на чешском языке (1628-30, опубликована в 1849). Переработанная, расширенная и переведённая на латинский язык "Дидактика" под названием "Великая дидактика" (1633-38) стала осн. теоретической базой средней ступени образования. Отдавая вначале предпочтение предметному принципу преподавания, К. подготовил ряд предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области стал учебник "Открытая дверь языков" (1631).

В 1640-х гг. К. был приглашён в Швецию для проведения реформы шведских школ. Подготовил ряд учебников. С 1650 проводил реформу школ в Венгрии, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня К. изложил в сочинении "Пансофическая школа" (1651). Подготовил иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" (1658) - упрощённый вариант книги "Открытая дверь языков", который стал первой учебной книгой, созданной на основе психологических принципов обучения (в несколько переработанном виде учебник использовался в некоторых странах Европы до 2-й половины 19 в.). Стремясь сделать учение для школьников более интересным, составил учебную книгу "Школа - игра" (1656), которая представляла собой драматизацию "Открытой двери языков" и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

С 1654 жил в Амстердаме, где подготовил 4-томное собрание своих латинских педагогических сочинений. Творчество К. оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Рассматривая вопросы воспитания и обучения в неразрывном единстве, К. призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и латинского языка - языка науки и культуры того времени. Цель воспитания К. видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 367)
Ч33(4Че)

КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Республика Коми, Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 25. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
— образуются органами местного самоуправления в целях организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, за обращением с подростками и юношами в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечения координации деятельности органов и учреждений, занимающихся воспитанием, а также профилактикой правонарушений; выявления причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антисоциальным действиям несовершеннолетних; защиты и восстановления их прав и законных интересов. Комиссии состоят из представителей органов местной власти с привлечением работников образования, здравоохранения, правоохранительных органов и возглавляются заместителем главы администрации. Комиссии обеспечивают подготовку материалов, представляемых в суд по вопросам содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания; рассматривают представления органа управления образовательными учреждениями об исключении из учебного заведения несовершеннолетних, не получивших основного общего образования; оказывают помощь в трудовом и бытовом устройстве и адаптации к нормальной жизни несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; содействуют в устройстве других несовершеннолетних, нуждающихся в защите и педагогической помощи.

Комиссия имеет право наложить взыскание на несовершеннолетних нарушителей или на их родителей, возбудить дело в суде, применить принудительные меры воспитательного характера. Комиссия определяет сроки, порядок и условия нахождения несовершеннолетних, направленных по определению суда в учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения, обеспечивает выполнение решений судов о возмещении ущерба (с 16 лет), передаче несовершеннолетних под строгий надзор родителям или лицам, их замещающим. При Правительстве Рос. Федерации действует Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних, которая координирует действия министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 123)
Ч34(2)463к21

КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА
— международная организация, учреждённая в 1989 Конвенцией о правах ребёнка. Осуществляет контроль за деятельностью в области защиты прав детей, рассматривает предложения и замечания от специализированных учреждений и комитетов ООН и от государств, которые ратифицировали Конвенцию о правах ребёнка; анализирует доклады государств о принятии мер по выполнению обязательств в соответствии с Конвенцией (первый доклад представляется в течение 2 лет после вступления Конвенции в силу, последующие - через каждые 5 лет). Комитет состоит из 10 экспертов, избираемых на 4 года из числа граждан государств-участников.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 123)
Ч34(0)46

КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА
— в России профессиональные общеобразовательные средние учебные заведения. Первое К.у. создано в 1772 при Московском воспитательном доме (устав разработан И.И. Бецким; в 1804 переведено в Петербург как самостоятельное учебное заведение). В 1804 открыто К.у. в Москве. В 1862-93 на средства купечества осн. К.у. в Одессе, С.-Петербурге (Петровское), Москве (Александровское), Харькове, Риге (коммерческое отделение в политехническом училище), частные мужское и женское (1892-93) в Одессе и др. Наиболее известные К.у.: Тенишевское, Лесное, А.П. Нечаева в С.-Петербурге, Практическая академия коммерческих наук в Москве (открытая на основе созданного в 1804 К.И. Арнольдом частного коммерческого пансиона). В 1894 К.у. переданы в ведение Министерства финансов, с 1906 - Министерства торговли и промышленности. Положение о коммерческих учебных заведениях (1896, дополнено в 1900) определило статус К.у. как общеобразовательных учебных заведений, дающих учащимся общее (в объёме курса реального училища) и коммерческое образование. К.у. содержались за счёт благотворительности и платы за обучение. Носили всесословный характер: 42,8% - дети мещан, 13,5% - почётных граждан и купцов, 24,4% - крестьян, 11,0% - дворян и др. (1913), обучались совместно девушки и юноши. В К.у. принимались дети не моложе 10 лет. К.у. имели 7-летний и 8-летний курс обучения. 3(4)-летние К.у. состояли из старших (начиная с 5-го) классов обычных К.у. В учебный план входили общеобразовательные предметы, в т.ч. два новых языка, коммерческая арифметика и коммерческая география, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция, политическая экономия, законоведение, химия и товароведение с технологией, каллиграфия, рисование и гимнастика и ряд необязательных предметов. Выпускники могли поступать в коммерческие институты или высшие технические учебные заведения, а после 1914 - в университеты. К.у. отличались творческим подходом к образовательному процессу. В них преподавали методисты В.А. Герд, В.Н. Верховский, П.А. Знаменский, С.И. Шохор-Троицкий и др. В 1913/14 учебном году было 260 К.у. Вопросы развития К.у. обсуждались на 1-м и 2-м съездах (совещаниях) русских деятелей по коммерческому образованию (С.-Петербург, 1901, 1902). В 1918 К.у. преобразованы в единые трудовые школы. В 1919-20 на базе некоторых К.у. созданы промышленно-экономические техникумы (Москва, Саратов, Н. Новгород, Тверь и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 123-124)
Ч424(28)731.4

КОММУНА имени Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО
— воспитательное учреждение на территории УССР в пос. Новый Харьков (1927-2-я половина 30-х гг.), организованное А.С. Макаренко (заведующий Коммуной, с 1932 начальник педагогической части). Коммуна входила в систему учреждений ГПУ для борьбы с детской беспризорностью и продолжала опыт Колонии имени М. Горького по организации детского коллектива. В Коммуне воспитывались как бывшие беспризорные, так и дети из семей. Школьный комбинат включал школу-семилетку (с 1934 полная школа-десятилетка), рабфак Харьковского машиностроительного института, подготовительные курсы для поступающих на рабфак. Учащиеся работали в мастерских, преобразованных затем в производственные цехи, в 1929 Коммуна перешла на самоокупаемость, в 1932 открыт завод электроинструментов, затем завод фотоаппаратов. Воспитанники занимались в более чем 40 творческих кружков, оркестре, летом участвовали в походах и экскурсиях. В Коммуне действовало самоуправление. Макаренко описал жизнь Коммуны в произведениях "Марш 30 года", "ФД-I", "Флаги на башнях", пьесе "Мажор".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 124)
Ч424(2)719.23

КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА
— система приёмов и организационных форм воспитания учащихся школьного возраста, направленная на формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности детей и взрослых. В педагогической литературе используются и другие обозначения К.м.: методика коллективного творческого воспитания, методика коллективной творческой деятельности и др. Разработана в России в 60-х гг. 20 в. И.П. Ивановым и другими педагогами для учебных заведений и внешкольных учреждений на основе педагогических идей А.С. Макаренко. Апробирована как методика коллективной организаторской деятельности Ивановым, Л.Г. Борисовой и Ф.Я. Шапиро в созданной ими Коммуне юных фрунзенцев - сводной пионерской дружине при Фрунзенском районном доме пионеров. Методика включала 3 осн. направления: коллективное планирование, повседневную организаторскую работу, коллективное обсуждение и оценку её результатов. Разработку методики продолжил коллектив студентов и преподавателей ЛГПИ им. А.И. Герцена (Коммуна им. А.С. Макаренко, 1963-73). Идеи К.м. были также положены в основу деятельности Всесоюзного пионерского лагеря "Орлёнок", где в 1963-66 О.С. Газман, А.Ф. Дебольская и другие педагоги создавали модель образа жизни коммунарского коллектива.

К.м. возникла как новаторская система воспитания, которая противопоставлялась официальной педагогике. С 80-х гг. К.м. развивалась в русле педагогики сотрудничества. Центральное звено К.м. - общая творческая забота об улучшение окружающей жизни. Осн. положения К.м.: создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов; организация социально значимой и интересной для всех деятельности; построение самоуправления ученического на принципах сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в активную работу; особые отношения в коллективе, проникнутые заботой о каждом ребёнке и взрослом.

В К.м. деятельность организовывалась по тематическому признаку (общественная, познавательная, художественно-эстетическая). Особую роль играл коммунарский сбор, который выступал как средство эмоционального сплочения коллектива.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 124)

См. также Пионерская организация

Ч421.352.11

© Российская национальная библиотека, 2006